Какие пары тел могут быть заряжены положительно
Текущее время: Сб мар 16, 2024 02:42:14 |
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Запрошенной темы не существует.
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Extended by Karma MOD © 2007—2012 m157y
Extended by Topic Tags MOD © 2012 m157y
Работоспособность сайта проверена в браузерах:
IE8.0, Opera 9.0, Netscape Navigator 7.0, Mozilla Firefox 5.0
Адаптирован для работы при разрешениях экрана от 1280х1024 и выше.
При меньших разрешениях возможно появление горизонтальной прокрутки.
По всем вопросам обращайтесь к Коту: kot@radiokot.ru
©2005-2024
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда
1. Если стеклянную палочку потереть о шёлк или бумагу, то она приобретёт способность притягивать лёгкие тела, например бумажки, волосы и пр. Тот же эффект можно наблюдать, если поднести к лёгким предметам эбонитовую палочку, потертую о мех. Тела, которые в результате трения приобретают способность притягивать другие тела, называют наэлектризованными или заряженными, а явление приобретения телами электрического заряда называют электризацией.
Подвесив на двух нитях лёгкие шарики из фольги и коснувшись каждого из них стеклянной палочкой, потёртой о шёлк, можно увидеть, что шарики оттолкнутся друг от друга. Если потом коснуться одного шарика стеклянной палочкой, потёртой о шёлк, а другого эбонитовой палочкой, потёртой о мех, то шарики притянутся друг к другу. Это означает, что стеклянная и эбонитовая палочки при трении приобретают заряды разных знаков, т.е. в природе существуют два рода электрических зарядов, имеющих противоположные знаки: положительный и отрицательный. Условились считать, что стеклянная палочка, потёртая о шёлк, приобретает положительный заряд, а эбонитовая палочка, потёртая о мех, приобретает отрицательный заряд.
Из описанного опыта также следует, что заряженные тела взаимодействуют друге другом. Такое взаимодействие называют электрическим. При этом одноимённые заряды, т.е. заряды одного знака, отталкиваются друг от друга, а разноимённые заряды притягиваются друг к другу.
На явлении отталкивания одноимённо заряженных тел основано устройство электроскопа — прибора, позволяющего определить, заряжено ли данное тело (рис. 77), и электрометра, прибора, позволяющего оценить значение электрического заряда (рис. 78).
Если заряженным телом коснуться стержня электроскопа, то листочки электроскопа разойдутся, поскольку они приобретут заряд одного знака. То же произойдёт со стрелкой электрометра, если коснуться заряженным телом его стержня. При этом, чем больше заряд, тем на больший угол отклонится стрелка от стержня.
2. Из простых опытов следует, что сила взаимодействия между заряженными телами может быть больше или меньше в зависимости от величины приобретённого заряда. Таким образом, можно сказать, что электрический заряд, с одной стороны, характеризует способность тела к электрическому взаимодействию, а с другой стороны, является величиной, определяющей интенсивность этого взаимодействия.
Заряд обозначают буквой \( q \) , за единицу заряда принят кулон: \( [q] \) = 1 Кл.
Если коснуться заряженной палочкой одного электрометра, а затем этот электрометр соединить металлическим стержнем с другим электрометром, то заряд, находящийся на первом электрометре, поделится между двумя электрометрами. Можно затем соединить электрометр с ещё несколькими электрометрами, и заряд будет делиться между ними. Таким образом, электрический заряд обладает свойством делимости. Пределом делимости заряда, т.е. наименьшим зарядом, существующим в природе, является заряд электрона. Заряд электрона отрицателен и равен 1,6·10 -19 Кл. Любой другой заряд кратен заряду электрона.
3. Электрон — частица, входящая в состав атома. В истории физики существовало несколько моделей строения атома. Одна из них, позволяющая объяснить ряд экспериментальных фактов, в том числе явление электризации, была предложена Э. Резерфордом. На основании проделанных опытов он сделал вывод о том, что в центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого по орбитам движутся отрицательно заряженные электроны. У нейтрального атома положительный заряд ядра равен суммарному отрицательному заряду электронов. Ядро атома состоит из положительно заряженных протонов и нейтральных частиц нейтронов. Заряд протона по модулю равен заряду электрона. Если из нейтрального атома удалены один или несколько электронов, то он становится положительно заряженным ионом; если к атому присоединяются электроны, то он становится отрицательно заряженным ионом.
Знания о строении атома позволяют объяснить явление электризации трением. Электроны, слабо связанные с ядром, могут отделиться от одного атома и присоединиться к другому. Это объясняет, почему на одном теле может образоваться недостаток электронов, а на другом — их избыток. В этом случае первое тело становится заряженным положительно, а второе — отрицательно.
4. Если потереть незаряженные стеклянную и эбонитовую пластинки друг о друга и затем внести их по очереди в полый шар, надетый на стержень электрометра, то электрометр зафиксирует наличие заряда и у стеклянной, и у эбонитовой пластинки. При этом можно показать, что пластинки будут иметь заряд противоположных знаков. Если в шар внести обе пластины стрелка электрометра останется на нуле. Подобное можно обнаружить, если потереть эбонитовую палочку о мех: мех, так же как и палочка, будет заряжен, но зарядом противоположного знака.
В результате трения электроны перешли со стеклянной пластины на эбонитовую, и стеклянная пластина оказалась заряженной положительно (недостаток электронов), а эбонитовая отрицательно (избыток электронов). Таким образом, при электризации происходит перераспределение заряда, электризуются оба тела, приобретая равные по модулю заряды противоположных знаков.
При этом алгебраическая сумма электрических зарядов до и после электризации остаётся постоянной: \( q_1+q_2+…+q_n=const \) .
В описанном опыте \( q_n \) алгебраическая сумма зарядов пластин до и после электризации равна нулю.
Записанное равенство выражает фундаментальный закон природы — закон сохранения электрического заряда. Как и любой физический закон, он имеет определённые границы применимости: он справедлив для замкнутой системы тел, т.е. для совокупности тел, изолированных от других объектов.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть 1
1. Если массивную гирю поставить на пластину из изолятора и соединить с электрометром, а затем несколько раз ударить по ней куском меха, то гиря приобретёт отрицательный заряд и стрелка электрометра отклонится. При этом кусок меха приобретёт заряд
1) равный нулю
2) положительный, равный по модулю заряду гири
3) отрицательный, равный заряду гири
4) положительный, больший по модулю заряда гири
2. Два точечных заряда будут притягиваться друг к другу, если заряды
1) одинаковы по знаку и любые по модулю
2) одинаковы по знаку и обязательно одинаковы по модулю
3) различны по знаку, но обязательно одинаковы по модулю
4) различны по знаку и любые по модулю
3. На рисунках изображены три пары одинаковых лёгких заряженных шариков, подвешенных на шёлковых нитях. Заряд одного из шариков указан на рисунках. В каком(-их) случае(-ях) заряд второго шарика может быть отрицателен?
1) только А
2) А и Б
3) только В
4) А и В
4. Ученик во время опыта по изучению взаимодействия металлического шарика, подвешенного на шёлковой нити, с положительно заряженным пластмассовым шариком, расположенным на изолирующей стойке, зарисовал в тетради наблюдаемое явление: нить с шариком отклонилась от вертикали на угол \( \alpha \) . На основании рисунка можно утверждать,что металлический шарик
1) имеет положительный заряд
2) имеет отрицательный заряд
3) не заряжен
4) либо не заряжен, либо имеет отрицательный заряд
5. Отрицательно заряженное тело отталкивает подвешенный на нити лёгкий шарик из алюминиевой фольги. Заряд шарика:
A. положителен
Б. отрицателен
B. равен нулю
Верными являются утверждения:
1) только Б
2) Б и В
3) А и В
4) только В
6. Металлический шарик 1, укреплённый на длинной изолирующей ручке и имеющий заряд \( +q \) , приводят поочерёдно в соприкосновение с двумя такими же изолированными незаряженными шариками 2 и 3, расположенными на изолирующих подставках.
Какой заряд в результате приобретёт шарик 2?
7. От капли, имеющей электрический заряд \( -2e \) , отделилась капля с зарядом \( +e \) . Каков электрический заряд оставшейся части капли?
8. Металлическая пластина, имевшая отрицательный заряд \( -10e \) , при освещении потеряла четыре электрона. Каким стал заряд пластины?
9. К водяной капле, имевшей электрический заряд \( +5e \) присоединилась кайля с зарядом \( -6e \) . Каким станет заряд объединенной капли?
10. На рисунке изображены точечные заряженные тела. Тела А и Б имеют одинаковый отрицательный заряд, а тело В равный им по модулю положительный заряд. Каковы модуль и направление равнодействующей силы, действующей на заряд Б со стороны зарядов А и В?
1) \( F=F_А+А_В \) ; направление 2
2) \( F=F_А-А_В \) ; направление 2
3) \( F=F_А+А_В \) ; направление 1
4) \( F=F_А-А_В \) ; направление 1
11. Из перечня приведённых ниже высказываний выберите два правильных и запишите их номера в таблицу.
1) Сила взаимодействия между электрическими зарядами тем больше, чем больше расстояние между ними.
2) При электризации трением двух тел их суммарный заряд равен нулю.
3) Сила взаимодействия между электрическими зарядами тем больше, чем больше заряды.
4) При соединении двух заряженных тел их общий заряд будет меньше, чем алгебраическая сумма их зарядов до соединения.
5) При трении эбонитовой палочки о мех заряд приобретает только эбонитовая палочка.
12. В процессе трения о шёлк стеклянная линейка приобрела положительный заряд. Как при этом изменилось количество заряженных частиц на линейке и шёлке при условии, что обмен атомами при трении не происходил? Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
A) количество протонов на шёлке
Б) количество протонов на стеклянной линейке
B) количество электронов на шёлке
ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Урок физики в 8-м классе «Электрические явления»
Тема урока: Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
Оборудование: электроскоп, электрометры, гильза из фольги на подставке стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха и щелка, мультимедийный проектор, ноутбук.
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
III. Запись домашнего задания.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
I. Организационный момент.
Ребята, посмотрели друг на друга. Пожелали друг другу хорошего настроения.
II. Объяснение нового материала:
Еще в древности люди обратили внимание на то, что потертый шерстью кусочек янтаря начинает притягивать к себе различные мелкие предметы: пылинки, ниточки и тому подобное.
Вы сами можете легко убедиться, что эбонитовая палочка, потертая о шерсть, начинает притягивать небольшие кусочки бумаги, листочки фольги. Расческа потертая о волосы также притягивает мелкие листочки бумаги.
Как объяснить что происходит ? Почему эбонитовая палочка потертая о шерсть притягивает к себе листочки фольги?
Сегодня на уроке мы с вами выясним сущность данного явления и постараемся его объяснить.
Запишите пожалуйста тему урока
Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
Учащимся предлагается план урока
Наука об электрических явлениях зародилась еще до нашей эры, начавшись с наблюдения за электрическими свойствами янтаря. В отличие от механики – науки о движении, давлении, равновесии, наука об электричестве до VI века так и оставалась в зачаточном «янтарном» состоянии. Крупный шаг вперед в изучении электрических явлений после древних греков сделал английский врач У.Гильберт (1540–1603). Он установил, что свойство притягивать легкие предметы после натирания, кроме янтаря, приобретают также и алмаз, сапфир, аметист, горный хрусталь, сера, смола и некоторые другие тела. Гильберт их назвал «электрическими», то есть «подобными янтарю». Все прочие тела, в первую очередь металлы, которые не обнаруживали таких свойств, он назвал «неэлектрическими». Так в науку вошел термин «электричество», и было положено начало систематическому изучению электрических явлений. Следующий шаг в изучении электрических явлений был сделан бургомистром немецкого города Магдебурга Отто фон Герике (1602–1686). Он сконструировал первую электрическую машину, представлявшую собой большой шар из серы, вращавшийся на железной оси. При натирании шара ладонью он сильно электризовался и мог электризовать другие тела. Используя свою машину, Герике впервые наблюдал отталкивание наэлектризованных тел и слышал треск электрических искр. С начала XVIII века электрическими экспериментами увлекаются члены Лондонского Королевского научного общества. Они наблюдают электрическое притяжение не только в воздухе, но и в вакууме, изучают возникновение электрических искр, открывают явление электропроводности и указывают, что для сохранения заряда тела оно должно быть изолировано от других тел. В 1733 году француз Ш. Дюфэ впервые устанавливает существование двух родов зарядов – положительного и отрицательного (прежде заряды тел считали отличающимися лишь по величине). С середины XVIII века электрические опыты проводились в светских салонах и королевских дворцах, на заседаниях ученых обществ и в частных домах.
Итак, что мы наблюдали?
Это явление называется электризацией, а силы, действующие при этом – электрическими силами.
Слово электризация происходят от греческого слова » электрон» , что означает » янтарь» . При трении расчески о волосы или эбонитовой палочки о шерсть предметы заряжаются, на них образуются электрические заряды.
Заряженные тела взаимодействуют друг с другом и между ними возникают электрические силы. Электризоваться трением могут не только твердые тела, но и жидкости, и даже газы.
Таким образом, электризация – физическое явление.Существует два разных рода электрических зарядов. Условно они названы » положительным» зарядом и » отрицательным» зарядом .
Тела при электризации могут заряжаться как положительно, так и отрицательно
Положительно заряженными называют тела, которые действуют на другие заряженные предметы так же, как стекло, наэлектризованное трением о шелк.
Отрицательно заряженными называют тела, которые действуют на другие заряженные предметы так же, как эбонит, наэлектризованный трением о шерсть.
Вывод : Основное свойство заряженных тел и частиц: одноименно заряженные тела и частицы отталкиваются, а разноименно заряженные – притягиваются.
Электризуя разные тела, легко заметить, что сила взаимодействия между ними может быть различной: больше или меньше. В физике это объясняют тем, что заряд тела может быть большим или маленьким. Следовательно, заряд – физическая величина. Единицей измерения заряда служит 1 кулон. (1Кл)
— Строение электроскопа представляет ученик
Для обнаружения наэлектризованных тел служат специальные приборы – электроскопы или электрометры
Электроскоп имеет цилиндрический корпус (1) , который закрыт стеклом (2). Внутрь прибора вставлен металлический стержень (3) с легкоподвижными лепестками (4). От металлического корпуса прибора стержень отделен пластмассовой втулкой (5). Если выступающей части стержня коснуться каким-нибудь наэлектризованным телом, то лепестки отклонятся друг от друга.
Электроскоп – прибор для обнаружения наэлектризованных тел. Принцип его действия основан на отталкивании одноименно заряженных тел.
Пусть левый электроскоп заряжен, а правый – нет. Соединим электроскопы проволокой. Мы увидим, что заряд поровну распределится между приборами. Убрав проволоку и коснувшись правого электроскопа рукой, мы заставим его заряд перейти внутрь нашего тела. После этого опять соединим электроскопы проволокой. Так можно поступать сотни раз: заряд будет делиться на все более мелкие части.
Однако американский физик Р.Милликен опытами установил, что заряд любого тела можно делить не бесконечно.
Вывод: Существует наименьшая порция заряда – элементарный заряд: 1,6·10 -19 Кл. Заряд никакого тела не может быть меньше этой величины.
Электрический заряд-это мера свойств заряженных тел определенным образом взаимодействовать друг с другом
Так что же такое электризация?
Наэлектризуем эбонитовую палочку шерстяной варежкой, а стеклянную палочку – шелковым платком. Подвесив палочки на нитях, увидим, что эбонит и шерсть, стекло и шелк притягивают друг друга, а стекло и шерсть, эбонит и шелк отталкиваются друг от друга:
При электризации трением два тела заряжаются равными по модулю и противоположными по знаку зарядами. Благодаря контакту одно тело теряет электроны, а другое их же приобретает. Поэтому на одном теле появляется избыток электронов (отрицательный заряд), а на другом — недостаток (положительный заряд).
Вывод : Тело заряжено отрицательно — у тела имеется избыток электронов
Тело заряжено положительно — у тела имеется недостаток электронов
В зависимости от способа электризации два наэлектризованных тела либо притягиваются, либо отталкиваются. Тела, наэлектризованные трением друг о друга, а также наэлектризованное и не наэлектризованное тела всегда только притягиваются.
Существуют вещества, электроны которых настолько слабо связаны со своими атомами, что могут отделяться от них даже и без трения. Достаточно простого соприкосновения тел, и они становятся заряженными. Это другой вид электризации — электризация индукцией .
Сначала электрометры не были заряжены. Предположим теперь, что поднесенная к ним палочка имеет положительный заряд. При этом в левой части правого шара образуется отрицательный заряд. А поскольку ионы металла прочно связаны друг с другом, образуя кристаллическую решетку, они не смогут никуда передвинуться, и во всех остальных местах образуется недостаток электронов, то есть положительный заряд. Если теперь палочку убрать, то электроны вновь равномерно распределятся между шарами, и они станут незаряженными. Но, если же, не убирая палочки, раздвинуть шары, то они так и останутся разноименно заряженными.
Вывод : Электризация тел индукцией объясняется перераспределением электрических зарядов между телами (или частями тела), в результате чего тела (или части тела) заряжаются разноименно.
Однако не все тела заряжаются в результате электризации индукцией . Электроны есть в атомах всех тел, тогда почему же не удается наэлектризовать индукцией пластмассовые или резиновые шары? Это значит, что электроны этих тел не являются свободными, то есть не образуют перераспределение зарядов между телами. Поэтому для электризации этих веществ необходимо прибегнуть к трению, способствующему отделению электронов от атомов.
В проводниках некоторые электроны слабо связаны с ядром атома и могут перемещаться от атома к атому. Такие электроны называются свободными. Именно они обеспечивают перенос заряда (проводимость).
В диэлектриках практически нет свободных электронов, некому переносить заряд, следовательно, практически нет проводимости.
Вывод : Следовательно, по электрическим свойствам все вещества можно разделить на два вида.
Диэлектрики – вещества, не имеющие свободных зарядов и, поэтому, не позволяющие заряду одного тела «перетекать» на другие тела.
Проводники – тела и вещества, в которых существуют свободные заряженные частицы; они могут перемещаться, перенося заряд в другие части тела или к другим телам.
Мы понимаем, что пластмасса, из которой изготовлена линейка, является диэлектриком, а металлическая проволока – проводником.
Вывод : Демонстрация показала, что при любых взаимодействиях, связанных с возникновением и переходом заряда от одних тел к другим, суммарный заряд всех участвующих в этом тел остается постоянным.
Это утверждение выражает закон сохранения электрического заряда.
Во всех явлениях электризации тел суммарный электрический заряд сохраняется.
Если одно тело приобретает положительный электрический заряд, то второе тело тоже приобретает равный по модулю отрицательный
III. Запись домашнего задания
Параграфы: 25, 26,27 вопросы стр.60, стр. 63
Дополнительно: изготовить самодельный прибор — электроскоп.
Какие пары тел могут быть заряжены положительно
УРОК физики в 8 классе
Тема: Электризация тел. Взаимодействие заряжённых тел.
Учитель: Дзина Валентина Викторовна
• Формирование начальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов зарядов.
• Изучение и выяснение сущности процесса электризации тел.
• Научиться решать качественные задачи по теме.
• Воспитание любознательности, эмоциональной и доброжелательной атмосферы.
• Воспитание умения работать в коллективе.
• Выделять электрические явления в природе и технике.
• Определять знак заряда наэлектризованного тела.
• Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.
Оборудование : Стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха, кусок шёлка, бумага, линейки пластмассовые, воздушные шары, электрофорная машина, султаны электростатические, мультимедийный проектор, экран.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя : Сегодня наш урок я хочу начать стихотворением Е. Кульман «Молния»
— Со мною кто сравниться?
— Я! – дуб сказал могучий,
Взмахнув вершиной гордой.
Из облаков зловещих
Вдруг Молния блеснула
И крепкий дуб сломила,
Как бы дитя, играя,
Цветка согнул стебель.
— Со мною кто сравнится?
— Я! – прозвучала Башня,
Чье золотое темя
Пожаром гордо блещет,
Когда не покрывают
Его как флером, тучи,
Но небеса разверзлись
Для Молнии гремучей
Летит драконом страшным
С зияющею пастью;
Мгновенье – и не стало
Главы у гордой Башни,
Лишь черными ручьями
Вниз по стенам стекает
— Нет! Мне никто неравен! –
Сказала и стрелою
Нырнула в волны моря,
Где только что спесиво
Корабль военный несся.
В минуту с треском
На воздух разметало.
Потом опять все в море
И дивного строения
Как будто не бывало…
МОЛНИЯ – это величественное грозное явление природы, невольно вызывающее у нас чувство страха. Долгое время человек не умел объяснять причину грозовых явлений. Люди считали грозу деянием богов, наказывающих человека за грехи. Природа молнии стала проясняться после исследований, проведённых в XVIII веке русскими учёными Ломоносовым М.В. и Г. Рихманом и американским учёным Б. Франклином. Учёные объяснили возникновение молнии существованием электрических разрядов, электризацией тел.
Слова «электричество”, «электрический ток”, знакомы каждому. Но, вот объяснить, что это такое, мы сможем, лишь, изучив большой круг явлений, которые называются электрическими. Сегодня нам предстоит познакомиться и изучить интереснейшее явление, которое окружает нас повсюду — электризация.
История развития электричества начинается с Фалеса Милетского. Вначале, свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев). От названия которого произошло слово электричество, т. к греч. elektron—янтарь. Лишь в конце XVI века и начале XVII века вспомнили об этом открытии. Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт выяснил, что при трении могут электризоваться многие вещества. Он был одним из первых ученых, утвердивших опыт, эксперимент как основу исследования. Он показал, что при трении электризуется не только янтарь, но и многие другие вещества: алмаз, сапфир, сургуч и что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комки земли и даже воду и масло.
3. Групповой эксперимент : У всех на столах лежат пластмассовые линейки и кусочки бумаги; приблизьте линейку к ним и пронаблюдайте за результатом, затем потрите слегка линейку о бумагу и повторите опыт, что изменилось? (бумага прилипла к линейке)
4. Демонстрационный эксперимент : Опыт 1. Приборы и материалы:
• лампа, вкрученная в патрон на подставке,
Линейку уравновешиваем на лампе. Натираем эбонитовую палочку о мех и подносим к линейке.
Результат: Линейка начинает вращаться.
Опыт 2: Взаимодействие электростатических султанов после зарядки от электрофорной машины. ( получая разные заряды, видим, что они притягиваются)
( в группах) Воздушные шарики натираются о бумагу в каждой группе, для наблюдения взаимодействия бумаги и шаров, определения знака зарядов у бумаги и шарика, затем проверить правильность с помощью стеклянной и эбонитовой палочек. Приблизить два таких шара и пронаблюдать за их взаимодействием-отталкивание тел одного заряда.
Сейчас вы выполните первое практическое задание. Изучение электризации различных тел.
У каждого есть свой рабочий листок, который будет заполняться в процессе вашей деятельности. (Учащиеся работают с рабочим листом, который готовится на каждого.)
Задание 1. Изучение электризации различных тел.
Условились обозначать положительный заряд «+”, а отрицательный «-”. В последствии было установлено, что все вещества можно расположить в так называемый ряд, в котором предыдущее тело электризуется при трении о последующее положительно, а последнее отрицательно..6 групп выполняют задания и вносят результат в бланк ответов, далее проводится взаимопроверка по листам на доске.
5. Ребята! Сейчас мы выполним небольшое тестовое задание , которое проверите сами друг у друга и сразу поставите оценки. На выполнение дается пять минут. Используется презентация.
1. Стекло при трении о шелк заряжается:
А) положительно; Б) отрицательно.
2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:
А) положительно; Б) отрицательно.
3. Три пары легких шариков подвешены па нитях. Какая пара шариков не заряжена? Рисунок 3.
4. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?
5. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет разноименные заряды?
1. При натирании о мех каучук электризуется:
А) положительно; Б) отрицательно.
2. Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк, то оно заряжено:
А) положительно; Б) отрицательно.
3. Три пары легких шариков подвешены на нитях рисунок . Какая пара шариков имеет одноименные заряды?
4. Какая пара шариков имеет разноименные заряды (см. тот же рисунок)?
5. Какая пара шариков не заряжена (см. тот же рисунок)?
Далее взаимопроверка (1 вариант: АБАВБ; 2вариант: ББВБА)
6. Контрольные вопросы:
• С каким явлением вы сегодня познакомились?
• Какие вы знаете заряды? Как они создаются?
• Как ведут себя заряженные тела?
• Сколько тел участвует в электризации?
• Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке потёртой о шелк, то оно заряжено….?
• Если два заряженных тела отталкиваются друг от друга, то они заряжены…?
• Если погладить кошку рукой, то рука зарядится…,а мех животного…?
• Почему слово «янтарь» связывают с понятием электризации?
Рефлексия 1.Скаким настроением вы работали на уроке, было вам интересно или нет?
2.Как вы оцениваете свою деятельность на уроке, все ли было понятно?
3.Как считаете, новый материал полезен в жизни, производстве, быту?
Прошу заполнить листки самооценки.
8. Подведение итогов . Выставление оценок. Домашнее задание: п.25;26;