Что можно сделать с потенциалом
В HR-сообществе нет единого подхода к определению потенциала. Есть разные точки зрения:
1. Потенциал сотрудника — это совокупность способностей, талантов и резервных возможностей, которые могут быть развиты и использованы для достижения высоких результатов в рабочей деятельности.
2. Потенциал сотрудника охватывает как уже проявленные способности и навыки, так и возможности для развития новых навыков и прогресса в карьере.
3. Потенциал сотрудника — это его внутренние ресурсы, которые могут быть использованы для достижения высокой производительности и превосходных результатов. Это могут бытьь интеллектуальные способности, мотивация, коммуникативные навыки, лидерский потенциал и другие качества.
4. Потенциал сотрудника — это его способность адаптироваться к изменениям, обучаться новому и применять полученные знания и навыки в рабочей деятельности. При таком подходе под потенциалом подразумевают гибкость, творческое мышление и способность к решению проблем.
5. Потенциал сотрудника — это его способность демонстрировать высокую мотивацию, энергию и инициативу в работе. В таком случае потенциал также может включать способность работать в команде, лидерский потенциал и способность к развитию и обучению других.
6. Потенциал сотрудника — это его собственные способность видеть и использовать возможности для улучшения рабочего процесса, эффективного использования ресурсов и достижения результатов. Это также может включать его способность к инновациям, креативности и предпринимательскому мышлению.
Все эти определения подчеркивают, что потенциал сотрудника — это не только текущие навыки и способности, но и его способность к развитию, росту и достижению высоких результатов в будущем.
Мы в Formatta изменяем потенциал личностными опросниками и оперируем таким понятием: потенциал — вероятность, что человек будет проявлять то или иное поведение и по собственной инициативе делать работу, которая требуется на позиции. Описать это можно желанием и готовностью: «хочу и склонен делать».
#развитие #потенциал
- Продукты и решения
- Оценка персонала
- Компетенции и ценности
- Развитие людей, команд и организаций
- Тренинги и сертификационные курсы
Как оценить и развить свой потенциал
Философы, социологи и психологи по-разному определяют личностный потенциал. Отечественные исследователи М. А. Нугаев и В. В. Соколов независимо друг от друга выделяют такие его компоненты:
- творческий,
- профессиональный,
- духовный,
- интеллектуальный.
Творчество
Чем сильнее развита творческая составляющая, тем выше способность человека находить новые решения сложных задач. Человек с творческим потенциалом активно ищет решение проблемы, генерирует идеи и пробует разные подходы.
Профессионализм
Этот аспект включает умения и навыки, которые человек способен применять в трудовой деятельности. Чем сложнее деятельность и выше результат труда, тем сильнее развит профессионализм.
Духовность
Духовность, или нравственность — это моральные нормы и этические принципы, которыми руководствуется человек. Осознавать свои принципы важно, чтобы оставаться верным себе в ситуациях морального выбора, не поддаваться сиюминутным желаниям и влиянию других людей.
Интеллект
Интеллектуальный компонент связан с мыслительными способностями и объёмом знаний индивида. Чем мощнее интеллектуальный потенциал, тем более масштабные и ответственные задачи может выполнять человек, тем он ценнее для общества.
Почему потенциал не работает
Сами по себе высокие моральные принципы или глубокие знания не обеспечивают достижений в учёбе или общественной деятельности. Если человек одарён, но ленив, толку не будет. Авторство формулы успеха «1% таланта + 99% труда» приписывают то Гёте, то Эдисону. Автор книги «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл в своём исследовании подтверждает эту идею. Главная способность успешного человека — по максимуму использовать свои способности для достижения целей.
Без суперспособности заставить себя работать все остальные элементы — бесполезный склад знаний и свойств. Чтобы превратить личностные качества и умения в ресурсы, нужна цель и мотивация к её достижению. Потенциал не работает, когда человек не стремится использовать его для движения к успеху.
Как развить и использовать личностный потенциал
Исследовать свои возможности
Для начала стоит взять блокнот и перечислить всё, что вы знаете о своём потенциале. Распишите по пунктам, какими творческими и интеллектуальными способностями обладаете, что умеете делать хорошо, каковы ваши принципы.
Творческим людям несложно отметить, например, что они легко находят общий язык с окружающими, придумывают сценарии праздников, сочиняют стихи или задания для конкурсов. Если ваш последний стишок и рисунок остались в дошкольном детстве, стоит пробовать снова.
Вспомните, чем любили заниматься до школы или в младших классах и беритесь за дело: акварельный скетчинг, робототехника, танцы, вокал. Всё, что когда-то приносило радость и удовольствие, поможет пробудить творческую энергию и найти занятие по душе. Важно не сдаваться, а искать подходящий вид деятельности.
Чтобы объективно оценить свои интеллектуальные способности, школьных тестов по предметам недостаточно. Учителя могут оказаться в плену стереотипов и ставить отметки на основании своих ожиданий. К тому же интеллект бывает разным: вербальный, эмоциональный, музыкальный, пространственный, а в школе оценивают только умение правильно выполнять задания. Лучше всего участвовать в разных интеллектуальных конкурсах, погружениях, выездных школах. В литературном клубе или инженерном кружке вне школы больше шансов получить беспристрастную оценку своих возможностей и успехов.
Для духовного роста полезно отметить, какими своими качествами и поступками вы гордитесь, а о чём сожалеете. Подумайте, какие персонажи литературы и кино, а также реальные исторические личности и люди из вашего окружения вас восхищают. Решите, чем и на кого вы хотели бы быть похожи, и в непростых ситуациях выбора представляйте, как поступил бы ваш «герой».
Научиться управлять способностями
Чтобы «включить» свои ресурсы, нужно поставить цель и двигаться к ней. Сделать это без подготовки непросто. Помимо банальной лени человеку мешают страх допустить ошибку или не справиться с задачей. Поэтому первая цель должна быть небольшой и заведомо достижимой, например, «прочитать 10 страниц книги «Кради как художник» Остина Клеона в воскресенье», «решить первые 5 заданий прошлогодней олимпиады за выходные», «навести порядок на столе в пятницу».
После первого успеха нужно ставить новые цели, но не слишком амбициозные. Укреплять волю, как и мускулы, лучше постепенно, чтобы не надорваться и не бросить всё. Если же задуманное не удалось, не стоит отчаиваться — ставьте более скромные цели. Если начинать с малого и двигаться шаг за шагом, успех неизбежен.
Наращивать элементы потенциала
Творческие способности проявляются в конкретных умениях, например, писать программный код или создавать модели одежды. Чем больше осмысленной практики, тем шире творческие возможности и выше качество работы, то есть профессионализма. То же касается интеллекта: по мере решения более сложных задач увеличиваются интеллектуальные способности.
Сформулировать свои нравственные принципы помогают размышления, анализ ситуаций и общественная деятельность. Поэтому полезно, например, углубиться в уроки литературы: читать книги и анализировать поступки персонажей.
Другой способ расти духовно — участие в дебатах, деловых играх и ролевых играх живого действия. Ролевые игры похожи на театрализованные постановки, но у них нет сценария, и каждый участник сам принимает решения исходя из своей роли и личных предпочтений. Игры помогают в безопасной ситуации ответить на вопросы о справедливости, чести и цене жизни, чтобы лучше узнать себя.
Ещё один вариант столкнуться с этическими противоречиями и выработать собственные взгляды на значимые вещи — волонтёрство. Помощь нуждающимся заставляет задуматься о законах современного общества, испытать широкую гамму чувств и проявить качества, о которых человек не подозревал. Не следует сразу брать на себя большую ответственность, для начала лучше быть на подхвате, понаблюдать и выбрать, что вам ближе: например, зоозащита, работа с детьми или экологические проекты.
Выход из зоны комфорта — это возможность испытать и одновременно прокачать свой потенциал. Выступить перед аудиторией в первый раз страшно, но это может стать первым шагом к карьере спикера. Участие в онлайн-олимпиаде может превратиться в страсть к решению сложных задач. Чтобы развивать потенциал, нужно регулярно участвовать в творческих и интеллектуальных челленджах: добровольческих акциях, мини-курсах по развитию новых умений, образовательных марафонах и спортивных мероприятиях.
Что запомнить
1. Личностный потенциал помогает развиваться и преодолевать трудности. При этом потенциал растёт вместе со сложностью задач, которые решает человек.
2. Основные элементы потенциала — творческие способности, интеллект, профессионализм и нравственность — можно развивать в соответствующей деятельности.
3. Творческий потенциал усиливается в креативных практиках (мультипликация, живопись, инженерное творчество), интеллект развивается через решение задач повышенной сложности, профессиональное мастерство растёт с опытом работы, а нравственные ориентиры укрепляются в процессе осмысления и обсуждения реальных жизненных ситуаций.
4. Ключевая способность, которая обеспечивает максимальную мобилизацию ресурсов личности — мотивация достижения цели.
5. Чтобы мотивация работала, цель должна быть и привлекательной, и достижимой.
Ассоциации к слову «Потенциал»
ПОТЕНЦИАЛ, потенциала, м. (от латин. potentia — сила, возможность). 1. Физическое понятие, характеризующее величину потенциальной энергии в определенной точке пространства (физ., тех.). Потенциал силы притяжения. Разность потенциалов. 2. перен. Совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-н. (нов. полит.). Потенциал войны (рессурсы для ведения войны). Нет теперь более актуальной и благородной задачи как для больших, так и для небольших стран, чем посильное содействие организации, укреплению и неприкосновенности всего потенциала мира. Литвинов.
Современный толковый словарь
ПОТЕНЦИАЛ (потенциальная функция), понятие, характеризующее широкий класс физических силовых полей (электрических, гравитационных и т. п.) и вообще поля физических величин, представляемых векторами (поле скоростей жидкости и т. п.). В общем случае потенциал векторного поля a(x,y,z) — такая скалярная функция u(x,y,z), что a=grad u (см. Градиент).
ПОТЕНЦИАЛ (от лат . potentia — сила), источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (напр., экономический потенциал).
ПОТЕНЦИАЛ ЗАЖИГАНИЯ, разность потенциалов между электродами в газе, при которой возникает самостоятельный электрический разряд, сопровождаемый свечением газа.
ПОТЕНЦИАЛ ИОНИЗАЦИИ, то же, что ионизационный потенциал.
ПОТЕНЦИАЛ ОСАЖДЕНИЯ, см. в ст. Электрофорез.
ПОТЕНЦИАЛ ТЕЧЕНИЯ, см. в ст. Электроосмос.
ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ, энергетическая характеристика электростатического поля; равен отношению потенциальной энергии заряда в этом поле к величине заряда.
Мудрые слова
Сколько всего пережил человек, прежде чем мысль его облеклась в форму слова, и это слово стало до того характерным человеческим спутником, что потеряло всякую связь с физической природой.
Что можно сделать с потенциалом
Как раскрыть свой потенциал?
Что делать, если у тебя нет никаких особенных талантов
На днях встретила в сети утверждение о том, что если потенциал до сих пор не раскрылся, то, может, и не было никакого потенциала — такое случается.
Я не могу стопроцентно ручаться за то, что хотел сказать автор, но моя интерпретация этого высказывания: дескать, существуют «пустые» люди, без какого-либо потенциала, и надо смириться, если ты оказался одним из них.
Множество раз в самых разных контекстах я слышала от людей: «Да нет у меня никаких способностей», «Вот *кто-то* делает это профессионально и круто, а я — нет, наверное, потому что у меня нет к этому таланта», «У меня вообще нет каких-то особенных интересов или умений»… Честно говоря, подобные высказывания, как и самое первое, с которого началась эта статья, вызывают у меня волну протеста. Почему?
Может быть, потому что эти самоуничижительные слова произносили как раз талантливые, на мой взгляд, люди с тонкой душевной организацией, но хрупкой верой в свои силы. А может быть, потому что меня саму часто называют способной во многих областях, однако это никак не облегчает путь поисков, с сопутствующими сомнениями, страхами и «пробами пера».
В рамках проекта Путь Самореализации я также подробно обсуждала с людьми самых разных профессий их собственный путь — и он тоже был извилистым, хотя сегодня мои собеседники производят впечатление крепко стоящих на ногах профессионалов. Так что тема весьма многослойная. И если ваш потенциал до сих пор «не раскрылся», предлагаю посмотреть на этот «диагноз» повнимательнее. И начать с детства.
Практически все мы были уверены в том, что, когда вырастем, то займемся интересной работой, окажемся в ней успешны, будем много зарабатывать и сделаем что-то значительное, может, даже оставим след в истории. Это напоминает мне «мотивирующее» высказывание: «Мечтай о невозможном — получишь по-максимуму».
Но как в детстве мы ждали взросления, ожидая, что оно как-то автоматически превратит наши мечты в реальность, так и во взрослом возрасте мы часто продолжаем ждать, когда же с нами «случится» реализация нашего потенциала. Как будто это возможно само по себе, без какого-либо плана, попыток, без нашего долгосрочного намерения подниматься после каждого падения. А падения обязательно будут, ведь в нежном возрасте мы еще не подозреваем о «сюрпризах», которые преподносит большой мир с его меняющейся политической, экономической, финансовой конъюнктурой!
Наверное, вы согласитесь, что очень приятно смотреть фильмы или читать книги об успешных людях, которые прошли через множество сложностей. Правда, обычно мы не представляем, что за этими мотивирующими историями стоит настоящая боль, отчаяние, разочарование, потеря веры, опустошение (в том числе порой финансовое), сомнения. Когда мы сами сталкиваемся с такими чувствами, то готовы объявить, что у нас «совсем другая ситуация!». Конечно, другая — ведь мы еще не знаем конца своего «фильма». Ждет ли нас успех?
Может быть сложно посмотреть этой правде в глаза, но поиски, эксперименты, отказы, провалы — обязательная часть пути. Мы начинаем и продолжаем на свой страх и риск. Да, внешний мир накладывает определенные ограничения, но также и подсказывает дороги и возможности, до которых сами мы могли бы и не додуматься. Мне очень нравится мысль из книги Кена Робинсона «Найти свое призвание»: постоянно появляются профессии, которых не существовало, когда мы учились в школе или институте (как насчет блогера или SMM-менеджера?), на них даже, возможно, еще нигде не учат, и в будущем такие профессии тоже будут появляться! Мы не можем подготовиться к ним заранее, но можем прислушиваться и откликаться на запросы внешнего мира, пробуя себя в разных проектах. А не обижаться на то, что мир не балует нас предсказуемостью и не оправдывает каких-то наших ожиданий.
Тот, кто ищет, пробует снова и снова, ВСЕГДА узнает о своих способностях и находит возможности их реализовать. А тот, кто просто ждет, когда его таланты выйдут на поверхность и дальше всё как-то само сложится — часто не дожидается ничего.
Следующий аспект, который мы можем переосмыслить — это то, что в детских фантазиях удовольствие от работы, ее востребованность в социуме и реализация наших амбиций (в том числе материальных) слиты воедино. В реальной жизни всё это может находиться в разном соотношении, а что-то может временно отсутствовать или иметь более скромный вид.
Так, совершенно естественно на некоторых этапах чувствовать усталость от своей работы, желание изменить специализацию, расширить свой профессиональный кругозор или наоборот, сократить количество проектов или взять паузу.
Многие истории успеха содержат и другой лейтмотив — когда какая-либо идея изначально не пользовалась спросом, а через некоторое время становилась крайне востребованной. Но кто помнит о том, что всё это время ее создателю приходилось поддерживать собственную веру в замысел и продолжать продвигать свое творение в массы?
И наконец, финансовый вопрос. Расстановка приоритетов здесь очень индивидуальна и в том числе зависит от жизненных обстоятельств. Но думаю, каждый из нас побывал в ситуациях, когда работа нужна была только для заработка и наоборот, когда работа приносила огромное удовольствие, а денег было мало. Обычно если к этому, последнему варианту добавить терпения, трудолюбия и веры — доход неизбежно начинает увеличиваться. Для меня это не пустые слова — начав работать с 16 лет, я сама несколько раз начинала с нуля в разных областях.
Детское или подростковое мышление обычно не оставляет места полумерам вроде «среднего заработка» или «признания в профессиональных кругах». Мы хотим произвести впечатление на весь мир)) При этом у большинства из нас вовсе не «наполеоновский масштаб», что не является ни хорошей, ни плохой новостью. Но для того, чтобы научиться делать свой вклад в этот мир и признавать ценность сделанного, нужно договориться со своим самолюбием. Совершенно очевидно, существует планка, которая будет для нас уже чрезмерной. И это не проблема нашей личности, а просто данность — ограниченность физических, интеллектуальных возможностей. Это нисколько не снижает важности того, что мы делаем в масштабе своего отдела в компании или в масштабе своего круга знакомых и т.д.
Всё равно для каждого человека есть жизненные вызовы, на которые можно достойно ответить: например, экспериментировать с тем, что интересно и нравится, искать и обнаруживать таким образом круг своих талантов, развивать их. А чтобы отличить посильный для нас вызов от непосильного, где мы подходим к пределу своих возможностей — нужно ПОПРОБОВАТЬ. И тогда совершенно незаметно приговор о «нераскрытом потенциале» окажется просто ярлыком, не имеющим к нам никакого отношения.