Кто проводит мониторинг подземных вод
ВК РФ Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов
1. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.
2. Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:
1) своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;
(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;
3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для федерального государственного экологического контроля (надзора) и регионального государственного экологического контроля (надзора).
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:
1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления;
(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;
3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;
4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.
5. Государственный мониторинг водных объектов состоит из:
1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;
3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;
4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты.
(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 21.10.2013 N 282-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.
7. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
8. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Мониторинг подземных вод
Мониторинг — это наблюдение за каким-либо процессом. Когда люди что-то используют (в частности, недра Земли) они должны за этим наблюдать, чтобы не оказаться в неприятном положении. Например, водозабор, люди живут, пользуются активно водой, и вдруг — воды в скважинах нет! Чтобы этого не допустить, а в случае, если не дай Бог случилось — быстро принять правильные меры, и нужно вести мониторинг подземных вод на водозаборах. Обычно, мониторинг подземных вод на водозаборах включает в себя контроль двух характеристик эксплуатируемого водоносного горизонта: уровней подземных вод в скважинах и их химического состава.
Уровни подземных вод опосредованно говорят о количестве воды в водоносном горизонте. Когда в скважине включается насос, статические уровни в водоносном горизонте вокруг скважины снижаются. За счёт этого к скважине начинает поступать вода из всё более отдалённых от неё участков водоносного горизонта. Так формируется депрессионная воронка, обеспечивающая непрерывный приток воды в скважину с периферийных зон водоносного горизонта. Когда насос выключается уровни подземных вод вокруг скважины постепенно восстанавливаются. Уровни, формирующиеся при выключенном насосе называются статическими, а при включенном — динамическими. Для контроля состояния водоносного горизонта необходимо знать и статические и динамические уровни подземных вод. Если скважина начала плохо работать, насос захватывает воздух, а воду не поднимает, разобраться в этом помогут статические и динамические уровни. Если уровни резко падают при включении насоса, а после выключения постепенно восстанавливаются до первоначальных значений, то есть снижается только динамический уровень, а статический не меняется, то всё не так уж плохо, всё дело в скважине. Такое поведение скважины в большинстве случаев означает, что она закольматировалась — поры или трещины в водоносном горизонте вокруг скважины забились глиной. Вполне возможно, что скважину можно восстановить, а если нет, — то пробурить новую рядом, и продолжить добывать подземные воды. Если же снижаются статические уровни, то есть после выключения насоса уровни не восстанавливаются, значит в водоносном горизонте не хватает воды. В таких случаях приходится уменьшать добычу воды из скважины, а если воды не хватает совсем — бурить скважину на другой водоносный горизонт, или размещать водозабор на новом месте.
Если с измерением статического уровня всё довольно просто, нужно только, чтобы перед замером скважина достаточно длительное время простояла выключенной (насос не работает), то корректно определить динамический уровень намного сложнее. На уровень в скважине при работе насоса оказывает влияние много факторов: состояние прискважинной зоны водоносного горизонта, вибрация погружного насоса, потоки воды внутри скважины. Поэтому на крупных (добывающих более 100 кубических метров воды в сутки) водозаборах обязательно должны быть оборудованы наблюдательные скважины. Если на водозаборе есть резервные скважины, они могут использоваться в том числе и как наблюдательные.
Периодичность замера уровней подземных вод определяется программой мониторинга, которая входит в состав Проекта освоения месторождения подземных вод (проекта водозабора), который разрабатывается для всех крупных водозаборов и проходит согласование в специальной государственной комиссии. Обычно уровни подземных вод замеряются не реже 1 раза в месяц. На водозаборах промышленных предприятий и крупных городских водозаборах, где от работы скважин зависит очень многое, устанавливаются системы автоматического мониторинга, замеряющие и сохраняющие в памяти положение уровней с частотой в несколько минут!
Пробы воды на химический анализ отбираются из действующих скважин. Обычно пробы воды отбирают 1 раз в 3 месяца. Если скважина используется для питьевого водоснабжения, периодичность отбора проб и контролируемые показатели качества подземных вод определяются Программой производственного контроля качества питьевой воды, которая разрабатывается для каждого водозабора и проходит согласование в органах Роспотребнадзора. Но даже если вода из скважины используется только на технические нужды, контролировать состав воды всё равно необходимо, так как его изменения могут быть симптомом загрязнения подземных вод или нарушения целостности скважины. В этом случае периодичность отбора проб и состав контролируемых показателей определяется проектом водозабора.
Ещё один вид мониторинга подземных вод — контроль над их возможным загрязнением. На объектах, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод (нефтехранилища, химические и нефтеперерабатывающие заводы, полигоны захоронения отходов и т.д.) должна быть устроена сеть наблюдательных скважин. Эти скважины сооружаются по Проекту мониторинга подземных вод, который разрабатывается с учётом глубины залегания водоносных горизонтов, направления движения в них воды, характеристик водоносных горизонтов. В этих скважинах проводятся регулярные наблюдения, которые позволят, в случае проникновения загрязнения в подземные воды, вовремя его обнаружить и принять необходимые меры.
Данные мероприятия очень важны и актуальны, так как загрязнение подземных вод наносит огромный ущерб экологии регионов. В последнее время контролирующие органы стали уделять особое внимание вопросу загрязнения подземных вод и в ближайшей перспективе это может обернуться новыми законодательными инициативами и как следствие, огромными штрафами для предприятий, которые в результате своей хозяйственной деятельности наносят окружающей среде (в частности, подземным водам) существенный ущерб.
Специалисты Бурового Союза обладают успешным практическим опытом по созданию систем мониторинга подземных вод, а также по проектированию систем мониторинга подземных вод.
Участники предоставляющие услугу Мониторинг подземных вод:
Мониторинг подземных вод
Подборка наиболее важных документов по запросу Мониторинг подземных вод (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Недра:
- Артезианская скважина это
- Бурение скважин
- Бурение скважин на воду
- Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
- Должностная инструкция маркшейдера
- Показать все
- Недра:
- Артезианская скважина это
- Бурение скважин
- Бурение скважин на воду
- Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
- Должностная инструкция маркшейдера
- Показать все
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 6 «Виды пользования недрами» Закона РФ «О недрах» «Суды указали, что приступив к добыче подземных вод в целях последующего промышленного розлива без утвержденного технического проекта, без регистрации работ в департаменте, без согласованного проекта водозабора, без государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, общество создало угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу истощения недр, что недопустимо. Довод общества о том, что им производится не добыча воды, а опытные откачки для осуществления геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, не соответствует смыслу статьи 6 Закона о недрах о видах пользования недрами, фактически является подменой понятий и опровергается материалами дела. Добыча подземных вод — изъятие из недр воды как природного ресурса для использования его в заданных целях. Целевое использование — использование добываемых подземных вод по определенному целевому назначению. В рассматриваемом случае участок недр предоставлен обществу для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, использование изъятой из недр подземной воды должно обслуживать этот процесс и отвечать этим заданным целям, поэтому не имеет значения, какое количество подземных вод откачано заявителем, сам факт добычи подземных вод на данном этапе для последующего промышленного розлива является нарушением норм действующего законодательства. Как правильно указывает само общество в своей кассационной жалобе (страница 24), добыча подземных вод не входит в перечень работ по геологическому изучению недр, именно по этой причине экспертным заключением от 29.08.2019 N 091-02-02/2019 на проектную документацию «Проведение поисков и оценки питьевых подземных вод на восточной части Архызского участка Архызского месторождения в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики с целью оценки запасов» не предусмотрены работы по добыче воды. В комплекс работ по геологическому изучению недр (статья 6 Закона о недрах) входят региональные геолого-геофизические работы, геологическая съемка, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Водозаборные скважины
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024) Водозабор — это инженерное сооружение для добычи подземных вод. Водозабор может состоять из одной или нескольких скважин (абз. 13 п. 1 Методических рекомендаций по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах, утв. МПР РФ 25.07.2000).
Статья: Правовое регулирование улавливания и захоронения парниковых газов в пласты горных пород на примере CO2
(Спиридонова Е.В.)
(«Актуальные проблемы российского права», 2023, N 10) 3. Еще одним условием лицензирования подземного хранения CO2 является размещение в пластах горных пород вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд. При выборе пласта коллектора, в термобарических условиях которого CO2 будет находиться в жидком или в сверхкритическом состоянии, возможно обосновать целью лицензирования «размещение в пластах горных пород вод (как вариант — CO2-содержащих вод), использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд». В этом случае будет необходимо выполнить комплекс работ по геологическому изучению участка недр с целью оценки возможности размещения промышленных стоков, разработать программу мониторинга подземных вод, провести опытно-промышленную закачку стоков и т.д. Для лицензирования по данному варианту необходимо подтвердить, что CO2 перед закачкой находится в жидком состоянии, т.е. представляет собой стоки. Фактически CO2 перед закачкой в недра представляет собой газ. Для решения задачи по обеспечению хранения CO2, используя данный порядок лицензирования, необходимо дополнить Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» правом размещать в пластах горных пород не только воды, использованные пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, но и использованные неуглеводородные газы. Таким образом, необходимо внести изменения в законодательство о недрах, в частности в статью «Основания возникновения права пользования участками недр». Кроме того, следует выделить CCS в отдельный вид пользования недрами. Необходимо предусмотреть в Законе «О недрах» возможность использования одного полигона закачки CO2 несколькими пользователями в рамках одной лицензии. Вместе с тем в законодательстве отсутствуют правила промышленной безопасности для таких объектов, не определены финансовые механизмы страхования ответственности.
Мониторинг подземных вод
ООО ГП “Центр Геотехнологии” проводит мониторинг подземных вод, который включает в себя:
- Длительное наблюдение за состоянием водоносного горизонта и состоянием скважины.
- Опробование водоносного горизонта (в соответствии с рабочей программой контроля за подземными водами).
- Лабораторные исследования проб воды.
- Выдача отчета о состоянии подземных вод за определенный период.
Мониторинг подземных вод, является одним из основных направлений государственного мониторинга состояния недр (ГМСН). Его актуальность обусловлена прогрессирующим загрязнением поверхностных вод и увеличением нагрузки на окружающую среду, вследствие которого наблюдается сверхлимитная добыча и нерациональное использование подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Мониторинг подземных вод (МПВ) — самый эффективный метод контроля, прогнозирования, охраны и решения общегосударственных задач по охране окружающей среды в условиях загрязнения и истощения водоносных горизонтов. Представляет собой комплексную систему наблюдений, сбора и обработки информации для оценки изменения состояния подземных вод под воздействием антропогенных и естественных факторов.
Для обеспечения решения поставленных задач используется информация, сформированная на основании учета следующих данных:
— гидрогеологическая информация, собранная в процессе изучения недр, поисково-оценочных, разведочных работ, а так же в процессе обеспечения государственного водного контроля, государственной экологической экспертизы и т.д.
— наблюдение на пунктах государственной опорной сети (ГОНС), представляющей собой систему скважин, родников, колодцев на которых производятся измерения и наблюдения за изменением качественных и количественных показателей текущего состояния подземных вод.
— объектный мониторинг подземных вод, организуемый недропользователями . В соответствие с законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», добыча подземных вод осуществляется государственным разрешением в виде лицензии, представляющей собой бланк установленной формы, а также текстовые, графические и иные приложения, определяющие основные и дополнительные условия пользования недрами, в том числе требования по мониторингу подземных вод.
На последнем пункте следует остановиться подробнее т.к. объектный мониторинг для недропользователей имеет особое значение. Это не только сбор сведений в виде отчетности, полученная в процессе информация позволяет:
— своевременно получать данные об изменениях качества подземных вод. Предусматривать необходимые мероприятия для предотвращения их загрязнения, истощения, а так же подбирать технологические схемы улучшения свойств подземных вод;
— отслеживать положение уровня подземных вод в эксплуатационных скважинах и заблаговременно регулировать глубину погружения насоса во избежание выхода из строя водоподъемного оборудования;
— оценивать влияние регионального водоотбора на состояние подземных вод конкретного водозабора. Оптимизировать условия водоотбора подземных вод;
— управлять режимом эксплуатации водозаборных сооружений для установки самого оптимального.
Мониторинг подземных вод на мелких водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах включает наблюдение за эксплуатируемым водоносным горизонтом, техническим состоянием скважин и зон санитарной охраны.
Наблюдения за эксплуатируемым водоносным горизонтом проводятся непосредственно в водозаборных скважинах. Наблюдаемыми показателями являются:
- величина водоотбора (дебит водозаборной скважины). Учет необходим для установления величины платежей за пользование недрами для добычи подземных вод, а так же при подготовке государственной отчетности по форме 4-ЛС;
- уровень подземных вод. Проводится одновременно с измерением дебита скважины и фиксируются в журнале наблюдений;
- температура подземных вод, измеряется на участках, где высока вероятность теплового загрязнения подземных вод, а также в районе развития многолетнемёрзлых пород;
- качество подземных вод. Контроль производится в соответствии с нормативными документами, регламентирующими качество источников централизованных и нецентрализованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Комплекс контролируемых показателей устанавливается в зависимости от местных природных и гидрогеологических условий, а так же особенностей антропогенной нагрузки. Количество и периодичность отбора проб регламентируется лицензионными соглашениями, либо определяется органами Роспотребнадзора;
- наблюдения за техническим состоянием водозаборных скважин осуществляется в соответствии с «Правилами технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов»;
- наблюдения за состоянием зоны санитарной охраны водозабора. Представляет собой обследование зоны санитарной охраны совместно с представителями Роспотребнадзора, с целью выявления источников возможного загрязнения подземных вод и проверки соблюдения установленного регламента хозяйственной деятельности в этой зоне.
В соответствии с требованиями, установленными лицензионными соглашениями, недропользователи должны представлять в территориальные органы управления государственным фондом недр данные наблюдений за состоянием подземных вод на водозаборах. Сроки представления данных также оговорены. Как правило, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.
При необходимости территориальные центры мониторинга состояния недр могут выполнять работы по ведению мониторинга на конкретных водозаборах, либо оказать методическую помощь.
Более подробную информацию по данному вопросу предоставляют «Методические рекомендации по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах», разработанные Государственным центром мониторинга геологической среды МПР России.