Вход в любительскую астрономию
После начала работы космической обсерватории «Джеймса Уэбба» астрофотографии вошли в тренды. Самое крутое что сейчас можно запечатлеть находится в космосе. История помнит только два случая, когда умные парни становились популярными. Первый — изобретение кубика Рубика в 1973 году сделало королями дискотеки знатоков теории групп. Второй — астрономы любители покоряют социальные сети прямо сейчас.
Но если вам в детстве не дарили телескопы на каждый день рождения, а заглянуть в тайны космоса хочется, придется выбрать стартовый набор астрофотографа с минимальным порогом вхождения. Рассмотрим четыре варианта начальных наборов юного (по уму) астронома.
Фотоаппарат, штатив, винтаж
Набор для астрофото должен состоять из оптики, матрицы, опоры и устройства слежения за объектом. Данный набор основан на тушке зеркального фотоаппарата.
Вообще, фототехника — краеугольный камень столкновения универсальности и узкопрофильных подходов. У меня в детстве был фотоаппарат Зенит-М. Не из-за любви к винтажному и знаковому, а потому что других не было. Когда появились мыльницы, которые снимали хуже, но гораздо оперативнее, Зенит был заброшен навсегда. Вместо того чтобы ковыряться в настройках, доставать экспонометр можно было одним пальцем нажать на единственную кнопку. Когда появилась возможность нажать эту кнопку на телефоне, который и так у тебя всегда в руках — универсальность достигла максимума. Остались считанные единицы особых условий, в которых телефон бессилен. Астрофотография — одно из таких.
Только, сам фотоаппарат в свою очередь — компромисс, дающий большой выбор возможностей и хуже приспособленный для съемки космоса чем специальная астрокамера. В зеркальных фотоаппаратах матрица закрыта фильтром, блокирующим спектры излучения кроме видимого, а при съемках, например, Венеры, пригодится ультрафиолет. Любая фотокамера сжимает изображения, что портит научность снимка космоса. Но она более универсальна, проще в работе и самодостаточный продукт в отличие от связки астрокамера + телескоп.
Плюсы
- Универсальность, можно снимать и космос и пейзажи и даже голых женщин, если они оказались ночью в лесу;
- Зеркальная камера многое умеет сама, подсказывает правильные режимы, показывает экспонометр и уровни прямо в видоискателе;
- Очень много готовых аксессуаров, созданных для фотографов подойдут и для астрономов;
- Есть программы, созданные для фотографов, подходящие и для астрономов, например Photoshop;
- Автономность, у фотоаппарата уже есть батарея в комплекте;
- Мобильность, комплект чуть легче и менее габаритный, чем аналогичный с телескопом;
- Вторичный рынок фототехники хорошо развит.
Минусы
- Встроенный фильтр, который сложно убрать, но многие умельцы справляются с этой задачей успешно;
- Программное сжатие и улучшение снимков, которое мешает;
- Апертура и чувствительность у комплекта телескоп + астрокамера больше;
- Профессиональная монтировка, компенсирующая вращение Земли рассчитана больше на телескопы.
Пример комплекта
- Фотоаппарат Canon 40d, подойдет, в принципе любая тушка со сменными объективами, желательно полнокадровая, но не обязательно;
- Объектив Таир 3, большая пафосная труба, mad in USSR;
- Штатив Slik Pro, просто хороший штатив, желательно металлический;
- Механический трекер Omegon Minitrack LX2, говорят что эта монтировка с часовым механизмом простая и дешевая, но найти ее в продаже даже на вторичном рынке крайне трудно;
- Переходники по вкусу.
Готовая мобильная обсерватория и астрокамера
Мобильная обсерватория решает сразу ряд базовых проблем начинающего астрофотографа:
- Непонятна совместимость компонентов. Когда начинаешь собирать сложное составное изделие, что к чему подходит — главный фрустрирующий вопрос. Денег мало, а вариантов много. Купить несовместимые части — катастрофа. Готовый к работе набор убирает такой риск.
- Как это все хранить? Телескоп полезнее всего в глуши, куда его придется везти. Дома он не должен собирать пыль и соблазнять кота. Коробка — ненадежно, чехол — дорого. Рюкзак в наборе — идеально.
- Неясны моменты сборки. Гораздо проще разобрать комплект, понять почему он был так собран и собрать заново, чем пытаться сразу собирать что-то без примера готового изделия пред глазами.
Плюсы
- Телескоп это статус, позволяет прикоснуться к маленькой, но характерной для большой астрономии технике, делает членом элитного клуба чудаков космических;
- Наглядное обучающее пособие: придется разобраться в терминах и принципах настоящей науки;
- Специализированность: подобрав нужные условия, настройки и выпив зелье жидкой удачи можно получить снимки космоса, недоступные больше никому кроме профессионалов!
Минусы
- Ментальная требовательность: астрокамера не имеет настроек и инструментов, существенно облегчающих процесс съемки, результат сильно зависит от навыка и опыта оператора;
- Техническая требовательность: даже почти готовый набор все равно не коробочное решение, придется мастерить переходники, прилаживать аккумуляторы, решать задачи по ориентации, устойчивости, длине проводов, загрязнению оптики и выживании техники и оператора зимой в лесу;
- Вторичный рынок телескопов существует и им активно пользуются любители, но он куда скуднее аналогичного для фототехники.
Пример комплекта
- Мобильная обсерватория Meade ETX-80 AT-TC AudioStar — недорого и компактно, есть на вторичном рынке;
- Астрокамера ZWO ASI120MM — не самая дешевая, но одна из самых популярных у астрономов любителей;
- Компьютер — камера не снимает сама, а управляется с программы под windows, linux или mac;
- Аккумуляторы — чтобы все это работало в лесу, нужно придумать мобильный блок питания всех составных частей.
Телескоп, монтировка и камера купленные отдельно
Собрать свой набор астрофотографии не очень сложно, но волнительно. Многие любят технические конструкторы. Это, как минимум, весело.
Плюсы
- Образовательная функция больше и глубже, собрав схему для астронаблюдений своими руками вы поймете откуда ноги у треноги растут;
- Предложенная сборка будет более профессиональной чем походный комплект;
Минусы
- Потребуется больше времени и сил;
- Сборка может быть дороже комплекта, а может быть и примерно в те же средства, если повезет на вторичном рынке. На форуме astronomy.ru можно найти как объявления о продаже нужных деталей, так и инструкции по сборке.
Пример комплекта
- Зеркальный телескоп Ньютона 150/750 SkyWatcher или Celestron;
- Монтировка Sky-Watcher EQ3 (EQ3-2 или EQ3D) или Celestron CG-4 например;
- Комплект моторов для монтировки Onstep Sky EQ3D;
- Астрокамера ZWO ASI120MM;
- Компьютер и аккумуляторы по вкусу.
Самодельный телескоп
Телескоп, как и монтировку можно собрать самому. Есть удачные примеры. Как собирать телескопы я не знаю, но знаю книги в которых об этом написано:
- М.С.Навашин, Телескоп Астронома Любителя;
- Н.Н. Михельсон, Л. Л. Сикорук, Телескопы для любителей астрономии;
- Д.А. Наумов, Изготовление оптики для любительских телескопов-рефлекторов и её контроль.
Плюсы
- Чтобы создать телескоп нужно думать как телескоп, нужно стать телескопом! Опыт полученный от такого хобби в области оптики, механики и физики очень серьезный;
- Результат труда вполне ощутим, фото космоса, созданные самоделкой оценят и специалисты и обыватели;
Минусы
- И сказал мудрец: «Пройдут годы!», и оказался прав: годы прошли! На сборку телескопов уйдет много времени;
- Денег уйдет тоже куда больше чем на покупку, промышленные технологии куда эффективнее расходуют ресурсы чем ручные.
Примеры фотографий
Буквально на второй день беглого знакомства с техникой для астрофотографии я вместе с опытными любителями поехал в лес и мы сделали снимки при помощи разных комплектов.
Эпилог
Ремонт без хлопот — это обман. Астрофотография под ключ — тоже.
Хочешь разорить человека, подари ему зеркалку. Хочешь разорить сильнее — телескоп.
- космонавтика
- космос
- космоснимки
- астрофотографии
- наука
- научно-популярное
- фотография
- астрономия
- телескоп
- любительская астрономия
astro-talks
Добро пожаловать на наш астрономический форум!
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам — придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
Руководство по технике астрофотографии
Конференция для обмена опытом в получении астрономических фото.
Модератор: Ernest
SlesVyach Сообщения: 8 Зарегистрирован: 07 авг 2010, 16:41
Руководство по технике астрофотографии
Сообщение SlesVyach » 07 авг 2010, 20:15
Зравствуйте!
Очень понравился этот сайт и в особенности раздел ЧАВО. На мой взгляд самую большую ценность сейчас он представляет даже не как форум, а как справочник. Огромная благодарность Эрнесту. Сам я являюсь скажем так: начинающим астрофотографом со средней теоретической подготовкой. На самом деле очень не хватает систематизированных знаний по процессу и технике астрофотографии. Информацию приходится получат урывками. Как следствие в некоторых являясь достаточно подкованным, в то время как в других полным дилетантом. Хотелось бы в результате обсуждений получить еще один FAQ наподобие существующего здесь, но по астрофотографии. Заглянув в который новичек мог бы определиться, какое оборудование существует, что зачем нужно, какое програмное обеспечение существует и какие фунции выполняет. И вообще как этим всем пользоваться. Ну а более продвинутый мог бы систематизировать свои знания. Со своей стороны готов попробовать написание черновиков статей. Хотя и орфография и стилистика и подача материала хромает. Естественно с последующей их критикой разбором ошибок корректировкой и прочим. Заодно и сам научусь.
Zlyden
Re: Руководство по технике астрофотографии
Сообщение Zlyden » 07 авг 2010, 20:18
Сам начал потихоньку заниматься астрофото, давайте попробуем.
SlesVyach Сообщения: 8 Зарегистрирован: 07 авг 2010, 16:41
Re: Руководство по технике астрофотографии
Сообщение SlesVyach » 08 авг 2010, 15:59
Вот, что за сегодня получилось. Скорее это обзор из серии что есть что и для чего нужно.
Фотографирование астрономических объектов осуществляется при помощи «астрографа».
Основные компоненты астрографа это:
1.Система наведения.
Предназначена для наведения астрографа на объект и его сопровождения. Состоит из монтировки и гида. Гид может быть как отдельным инструментом, так и совмещенным с главной трубой асстрографа.
2.Главная труба астрографа.
Предназначена фотографирования объекта.
При съемке объектов дальнего космоса, система наведения является наиболее важной частью астрографа. Поскольку яркость этих объектов очень низкая и требует длительных выдержек, во время которых, для получения хороших фотографий смещения объекта допускать нельзя.
При лунно-планетной съемке?
При выборе монтировки следует в первую очередь обращать внимание на ее жесткость и наличие возможности управлять монтировкой при помощи компьютера (ноутбука), как одного из самых удобных способов управления астрографом. Конечно существует возможность ручного управления монтировкой, когда астроном неподвижно сидит по пол часа, на морозе в -20 градусов цельсия, прильнув к окуляру гида и вручную крутя маховички монтировки. несколько экстремальное занятие.
Телескоп.
Основными параматрами телескопа с точки зрения астрографа являются: Качество изготовления оптических поверхностей (его достаточность), светосила, размер свободного от аберраций поля. Очень часто величина фокуса телескопа слишком велика соответственно мало относительное отверстие или мало свободное от аберраций поле в таких случаях часто могут помочь редукторы фокуса и другие оптические корректоры такие как спрямители поля, корректоры комы и прочие. Очень часто корректор выполняет сразу несколько функций, например, уменьшает фокус и корректирует аберрации. Но не у чего нет одной стороны. Так, например, корректоры могут ухудшать другие параметры изображения (как говорят: «исправляют старые ошибки, добавляют новые») — увеличивать виньетирование (неравномерность яркости изображения), снижать яркость изображения, добавлять новые аберрации. Но из двух зол выбирают меньшее — с виньетированием можно бороться снимая плоское поле, с потерей яркости увеличивая выдержку или общее время съемки и лучше иметь маленькую сферическую аберрацию, чем большую кому.
Фокусер.
Существуют множество типов фоксеров. С точки зрения астрографа основными параметрами является грузоподъемность, возможность тонких движений, электро привод фокусера, возможность управления фокусером с компьютера. Если оборудование будет для фокусера слишком тяжелым, то за счет его деформаций изображение может смазываться или появляться другие дефекты являющиеся результатом смещения матрицы камеры отнрсительно оси телескопа. Требования к точности фокусировки очень велики, по этому астрофотограф часто может тратить по пол часа пытаясь «поймать фокус» в этом ему может помочь управление фокусером с компьютера и специальные программы позволяющие фокусироваться автоматически. Особенно это важно в связи с тем, что с изменением температуры окружающего воздуха длина фокусного расстояния телескопа изменяется. Как следствие в течении ночи могут требоваться регулярные перефокусировки и возможность сделать их в автоматическом режиме очень важна, т.е. Тратить на них по пять минут, а не по пол часа. Существуют системы которые фактически не измеют смещения фокуса при изменении температуры, но их цена довольно велика и они скорее представляют «спортивный» интерес.
Фильтры.
Оласть применения фильтров очень широка. Использование тех или иных фильтров зависит от задач которые ставит перед собой астрофотограф. Наиболее часто встречающиеся применения фильтров: использование цетных (красного, синего и зеленого) фильтров для получения цветного изображения при использовании черно-белых астрономических камер, использование узкополосных фильтров для выделения каких-либо образований (туманностей или их структур) на фоне неба или других объектов. Фильтры могут крепиться жестко накручиваясь на специальную резьбу одного из элементов трубы, но чаше применяются специальные блоки фильтров обычно оформленные в виде колеса фильтров, напоминающего барабан револьвера где вместо патронов установлены фильтры. Смена фильтра в этом случае достигается просто поворотом колеса. Колесо фильтров может иметь электро привод и управляться с компьютера, что позволяет значительно автоматизировать процесс съемки. По аналогии с известной поговоркой — астроном спит, съемка идет. Хотя, наверное, при этом и теряется значительная часть «романтики» процесса.[/align]
Камера
Камера является важным элементом астрографа. Свойства камеры в значительной степени зависят от установленного в ней светочувствительного элемента (матрицы). Матрица харрактеризуется квантовой эффективностью (своего рода КПД матрицы), уровнем шумов, динамическим диапазоном. Существуют две технологии изготовления матриц:
1.ПЗС (прибор с переносом заряда, CCD — charge coupled device). В таких матрицах заряд каждого пикселя проходит через очень малое количество выходных узлов (часто один), где он преобразуется в напряжение, буферизуется и поступает на выход микросхемы как аналоговый сигнал. Все пиксели могут заниматься захватом изображения, и однородность выходов (output’s uniformity, ключевой фактор качества изображения) у таких матриц очень хорошее. Шумы ниже, а динамический диапазон выше.
2.КМОП (комплементарный металл — окисел — полупроводник, CMOS — complementary metal oxide semiconductor) В таких матрицах каждый пиксель имеет свой преобразователь заряда в напряжение, и матрица часто содержит схемы для оцифровки, благодаря чему на выход микросхемы поступает цифровой сигнал. Эти дополнительные функциональные узлы отнимают площадь кристалла, доступную для сбора падающего света. Кроме того, однородность выходов у этих датчиков хуже, так как каждый пиксель имеет свой преобразователь. Но, с другой стороны, КМОП матрица требует меньше внешних схем для выполнения основных операций.
Нужно отметить, что обе технологии развиваются и в некоторых КМОП матрицах, например, используются микролинзы, которые собирают световой поток именно на ту часть кристалла которая собирает свет. Но в настоящее время, астрономические камеры сделанные по технологии ПЗС считаются лучше (. ), чем сделанные по технологии КМОП.
Специальные астрономические камеры в своей конструкции имеют системы позволяющие получать более качественные снимки, например, систему охлаждения матрицы с целью снижения тепловых шумов. Из «бытовых» фотокамер более всего подходящими для астрофотографии считаются зеркальные камеры фирмы CANON. Это обусловлено в основном тем, что эти камеры могут сохранять сигнал с матрицы (так называемый RAW) не сжимая и следовательно не искажая его. Среди астрофотографов популярны доработки этих камер, во время которых удаляются имеющийся в камере фильтр (фильтры) или заменяется на таковой с большей полосой пропускания в красной области спектра. Это позволяет повысить чувствительность этих камер в области линии водорода Ha. Некоторые умельцы умудряются сделать и систему охлаждения. Но всеже квантовая эффективность этих камер остается ниже, чем у специальных.
При выборе астрономической камеры для фотографирования объектов дальнего космоса не стоит гнаться за мегапикселями. Поскольку чем меньше пиксель, тем меньше фотонов от объекта на него попадает и соотношение сигнал/шум уменьшается, а количество видимых деталей при этом не увеличивается. Из продающихся в настоящее время камер наиболее подходящими для являются Canon 1000D и Canon 450D. Они обладают режимом LiveView удобным при наведении и фокусировке, а также позволяют делать длительные (более 30с) выдержки управляясь с компьютера через USB кабель.
Для лунно-планетной съемки часто используются веб камеры.
Гидирование.
Точное сопровождение снимаемого объекта является обязательным условием успеха. Основным механизмом обеспечивающим сопровождение является часовой привод монтировки (привод по оси восхождения). Для лунно-планетной съемки этого вполне достаточно. Но при длительных выдержках начинают накапливаться ошибки вызванные:
1 Не точной установкой полярной оси.
2 Не точной скоростью привода по оси восхождения.
3 Не точной механикой монтировки.
3.1 Низкочастотные ошибки.
3.2 Высокочастотные ошибки.
Процесс выявления и устранения этих ошибок называют гидировнием. Гиды можно разделить на внешние и внеосевые (при условии, что два чипа в одной камере считать одной из разновидностей внеосевого гида). Внешний гид представляет собой отдельный телескоп, по смещению изображения в котором определяется величина ошибки и производится коррекция положения телескопа. При внеосевом гидировании используется изображение звезд которое дает главная труба астрографа в стороне от основного. При ручном гидировании используется специальный окуляр, а коррекция производится при помощи вращения маховичков управления монтировкой или кнопками пульта управления. На практике этот метод применяется крайне редко. В основном датчиком служит астрокамера (в самом простом случае веб камера) данные из которой поступают в ноутбук, а специальные программы обрабатывают результаты вычисляют ошибку и подают корретирующий сигнал на монтировку. Впрочем существуют комплексы, автогиды, способные самостоятельно анализировать изображение подавать корректирующие сигналы на монтировку, но их цена достаточно велика. Обычные гиды способны исправлять ошибки типа 1, 2 и 3.1 исправление же высокочастотных ошибок, так называемый быстрогид, является очень сложной задачей и практически проще и дешевле купить монтировку не имеющую ошибок механики с высокочастотной составляющей. Преимуществом внешнего гида является более простой поиск звезды для гидирования, а к недостаткам можно отнести то, что труба телескопа и гида деформируются раздельно, и как следствие гид удерживая звезду на одном месте «для себя» вызывает ее смещение а следовательно и смаз изображения на основной камере астрографа. С внеосевыми гидами ситуация с точностью до наоборот. При достаточно жесткой конструкции телескопа и гида задача поиска звезды становится более актуальной, а соответственно внешний гид пользуется большей популярностью.
Астрофото: как снять звёздные треки, Млечный путь, Луну и ночной пейзаж
Ночное небо — настоящий холст для фотографа. В нём есть нечто волшебное и притягательное. То, что заставляет людей веками наблюдать за звёздами. Собрали для вас краткий гайд — как сфотографировать звёзды на фотоаппарат. Надеемся, что он побудит вас пополнить ряды астрофотографов.
Снимки ночного неба всегда выглядят волшебно. Фото: pexels.com
Пейзаж со звёздным небом
Самый частый вопрос от начинающих — какой фотоаппарат лучше для астрофото? Подробно о том, как выбрать технику для астрофотографии, мы ранее говорили в блоге. Сегодня не будем на этом акцентировать внимание, а поговорим конкретно о пейзажном астрофото. Собрали несколько рекомендаций, которые помогут получить красивые снимки.
1. Пейзаж лучше снимать вдали от города, где мешает так называемая городская засветка.
2. Наличие/отсутствие Луны — это не хорошо и не плохо. Получить красивые снимки можно как со спутником, так без него.
3. Сюжет — основа, от которой не нужно отказываться. Просто пейзаж звёздного неба ночью — это красиво, но однообразно. Включив в кадр другие элементы (например: деревья, город вдали, гору) можно сделать его интереснее.
4. Особо яркие звёзды получатся при диафрагме f/2.8.
5. Лучшая техника — та, которая у вас уже есть. Но если есть выбор, лучше взять широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием (около 24 мм), а сам фотоаппарат полнокадровый (например, как Nikon D850, Z6 и Z7).
6. Добиться эффектных, красивых и разных оттенков неба можно, выбрав «Вольфрам» в настройках баланса белого (значок — лампа накаливания).
7. Какой ставить показатель ISO? Чем оно будет выше, тем более шумным, зернистым будет кадр. Но все индивидуально, зависит от самого фотоаппарата и других моментов (например, степень освещённости). Если съёмка звёздного пейзажа проводится вечером, можно поставить 800. Если тёмной ночью — 3200–6400.
Правило 500 при съёмке звёздного неба
Чтобы правильно настроить камеру, применяют одно правило.
Зачем это вообще нужно? Чтобы звёзды были чёткими, а не оставались в виде смазанного хвоста.
Что оно позволяет узнать? Нужную выдержку.
Как применить? 500 нужно поделить на фокусное расстояние, на котором будете снимать. А если матрица имеет кроп-фактор, делим ещё и на него (на 1,5 или на 1,6).
Например: У вас широкоугольник 16mm и кроп-фотоаппарат. Получаем такое уравнение: (500/16)/1,5=20,83 сек.
Полученный результат — подходящая выдержка для съёмки в конкретном случае. Но многое также зависит от светосилы объектива, наличия источников света. Добиться хорошего результата в каждом конкретном случае можно только поэкспериментировав с чувствительностью, диафрагмой. Правило 500 задаёт вектор и сокращает время, которое уйдёт на эксперименты.
Фото звёздного неба можно сделать более интересным благодаря другим объектами, находящимся в кадре. Фото: pexels.com
Фото звёздных треков
Что это? Съёмка звёзд на протяжении продолжительного времени. В процессе они оставляют за собой длинный след. В результате на фото видим не отдельные звёзды, а дуги, окружности.
Как найти центр, вокруг которого движутся звёзды? Они всегда движутся вокруг Полярной звезды. Найти её можно разными способами. Кто-то использует компас, кто-то современные приложения. Например, Star Walk 2. Оно позволяет находить звёзды, планеты, созвездия.
Приложение есть как на iOS, так и на Android. Фото: starwalk.space
Какое ставить ISO? Чем выше будет этот показатель, тем больше звёзд окажется в кадре. Так можно захватить даже те, что не видно человеку. Но важно соблюсти баланс и понять, на каком ISO конкретная камера через несколько минут начнёт выдавать шумы. Узнать это можно путём проб и ошибок.
Какая диафрагма должна быть, чтобы снимать звёзды? Максимально открытая (f/1.4-f/2.8).
Важно: интервальный пульт — гаджет, который поможет сделать красивый снимок. Он нужен для продолжительной интервальной съёмки. Подключить его просто, нужно:
- перевести фотоаппарат в режим Bulb;
- подключить пульт;
- выставить: интервал (через сколько секунд нужно сделать следующий кадр), количество кадров.
Пример параметров для съёмки треков: f/2.8, выдержка 25–30, ISO 3000–5000, 360 кадров c интервалом 1–2 секунды.
Метод многократной экспозиции чаще всего рекомендуется при съёмке звёздных треков. Во время каждой экспозиции кусочек светящегося «хвоста» захватывается фотоаппаратом. Настройки камеры не меняются. Меняется только положение звёзд, которое мы фотографируем. Дальше все готовые фото можно соединить в Photoshop или Lightroom.
Для обработки астрофото нужно:
- открыть все полученные фото как отдельные слои. В Lightroom: нажатие правой кнопкой мыши по пустому листу (или «Фотография») — «Edit In» («Редактировать в») — «Open as Layers in Photoshop» («Открыть как слои в Photoshop»);
- выбрать слой, который будет на переднем плане (без засветов, смазанных участков, теней и бликов);
- разместить этот слой в самом низу;
- все остальные слои выделить и установить им режим наложения Lighten («Замена светлым»);
- дальше обработать изображение так, как считаете нужным (поправить баланс белого, контрастность и т. д.).
Пример фотографии звёздных треков. Фото: pexels.com
Как сделать астрофото Млечного пути с земли
Одна из самых эффектных панорам — съёмка Млечного пути. Но как сделать такое фото? Сначала нужно определить, когда он виден в вашем регионе. В Северном полушарии он наиболее заметен с конца апреля до конца июля. В Южном полушарии — с февраля по октябрь.
Что нужно для съёмки:
- рабочая площадка подальше от города;
- Тёмная ночь. Чем ярче Луна, тем менее впечатляющей будет картинка;
- высокий, устойчивый штатив;
- таймер или интервальный пульт (о котором говорили ранее);
- светосильный, широкоугольный объектив для астрофото. Например: Nikkor 14–24mm f/2.8G или Nikkor 16mm f/2.8 Fisheye.
Настройки для астрофото Млечного пути:
- баланс белого выставляют вручную. Только путём проб и ошибок можно подобрать оптимальное решение в конкретной ситуации;
- фокусное расстояние — 14–31 мм;
- диафрагма — f/2.8 и меньше;
- выдержка — стандартно 25–30 секунд;
- фокус на бесконечности;
- ISO — 2000–5000.
Млечный путь всегда выглядит таинственно и загадочно. Фото: nauka.boltai.com
Фото Луны через телескоп
Какой телескоп использовать для астрофото
Подойдёт любой (линзовый, зеркальный, зеркально-линзовый). Но профессионалы рекомендуют, если есть возможность, остановить выбор на последнем. С ним получатся наиболее чёткие фото, с насыщенными цветами и минимальным искажением.
Важная характеристика — апертура (диаметр трубы) телескопа. Чем она больше, тем больше объектив телескопа собирает поглощаемого света. А значит, тем больше получится увидеть. Неплохие фото поверхности Луны можно сделать с телескопом, апертура которого 50 мм.
Как выбрать треногу
Астрофото луны обычно снимают с большой выдержкой. Это значит, что процесс может занимать несколько минут или даже часов. Поэтому тренога — это важный и необходимый гаджет для съёмки. Оптимально использовать компьютеризованные модели. Они позволяют отслеживать объект исследования.
Заменить их можно на экваториальную треногу. На неё устанавливают специальный прибор. С его помощью происходит движение телескопа по заданной траектории.
Обычные штативы для продолжительной съёмки планет и спутников не используют.
Как выбрать камеру для фото звёзд и космоса в телескоп
Можно сразу взять ту, которая предназначена для таких снимков. Например, Levenhuk T310 NG. Она универсальна, совместима с любыми телескопами. Она легко устанавливается на фокусер телескопа. В комплекте идёт специальная программа для редактирования полученных изображений.
Фотографии сделаны помощью цифровой камеры для телескопов Levenhuk T310 NG и телескопа с автонаведением Levenhuk SkyMatic 105 GT MAK. Фото: moscamp.ru
Но работать можно и с любым фотоаппаратом (например, с зеркальным). Его необходимо прикрепить к телескопу с помощью специального крепления (Т-кольца). Главное, не забыть перед этим снять объектив. Теперь роль объектива выполняет вся труба телескопа.
Где снимать Луну? Как можно дальше от города. Идеальное место — на большой высоте, вдали от дорог и заводов, с минимальным уровнем освещённости. В противном случае дымка из пыли, грязи, дыма, сажи испортят картинку.
Настройка аппаратуры для астрофото
Для Луны: отключить вспышку, установить ISO в пределах от 50 до 200, сфокусироваться на кромке Луны. Выдержка составит от 1/10s до 1/100s.
Для планет: отключить вспышку, установить ISO в пределах от 400 до 1600, сфокусироваться на кромке планеты. Выдержка от 1/10s до 1s.
Не получилось сделать качественное фото — в чём причина
- Съёмка начата в темноте. Выбрать локацию, сфокусироваться лучше в светлое время или в сумерках. В темноте это сделать сложней.
- Всё не было продумано до мелочей. Например, пришли фотографировать звёзды, а Луна всё испортила. Нужно предварительно найти место, убедиться, что будут подходящие погодные условия и проверить фазы Луны.
- Съёмка проводилась в пригороде или в городе. Лишний свет от зданий, фонарей и других объектов мешает получить чистый кадр.
Как делать астрофотографии?
В наше время получить качественные снимки завораживающего ночного неба может каждый человек, имеющий зеркальную фотокамеру и телескоп; при этом совершенно необязательно, чтобы ваше оборудование стоило космических денег. Для астрофотографии подойдет любой телескоп, за исключением детских моделей, которые рассчитаны на первоначальное знакомство с ночным небом, и любая зеркальная фотокамера. Камера может быть как цифровая, так и пленочная — главное, чтобы у нее было крепление к штативу. Телескоп должен иметь адаптер для фотоаппарата. Тип телескопа значения не имеет, однако самыми подходящими для качественной астрофотографии считаются зеркально-линзовые телескопы, поскольку они позволяют получить высококачественные изображения с минимальными искажениям.
Главное, на что нужно обратить внимание при выборе телескопа для астрофотографии — это диаметр объектива. Чем больше диаметр, тем больше свободы мы получим в деле фотографирования ночного неба. Так, если апертура вашего телескопа не превышает 50 мм, максимум, что можно будет получить — это неплохие снимки поверхности Луны. Рекомендованное фокусное расстояние телескопа — от 500 до 1000 мм.
Второе, на что следует обратить внимание — это монтировка. Выбирайте телескопы с прочной, устойчивой монтировкой экваториального типа. Азимутальные монтировки рассчитаны больше на ландшафтные наблюдения и не подходят для астрофотографии.
Покольку фотографии делаются на очень большой выдержке, которая длится от нескольких минут до нескольких часов, совершенно необходимо, чтобы монтировка была оснащена специальным прибором, который будет осуществлять отслеживание небесного тела. В наше время даже самые недорогие экваториальные монтировки имеют в арсенале такую функцию.
Чтобы сделать снимок, необходимо подключить фотокамеру к окуляру телескопа. Как уже было сказано выше — подойдет любая фотокамера со съемным объективом. Для ее подсоединения к телескопу понадобится T-адаптер и переходник на нужный байонет.
Астросъемка на цифровые фотокамеры.
Чтобы получить качественную фотографию звездного скопления, планеты или галактики, нужно сделать целую серию кадров с выдержкой около 30 секунд. Полученная серия затем объединяется с помощью специальных астрономических программ в один снимок. Рекомендуемая светочувствительность составляет 1600 ISO. Бесплатные программы для компоновки полученных кадров в один снимок можно легко найти в Интернете. Если вы новичок в астрофотографии, будет лучше, если ваш выбор остановится на телескопе с функцией автонаведения: так вам не придется самостоятельно искать объекты на небе — за вас их найдет телескоп.
Астросъемка на пленочные фотокамеры.
Если вы снимаете на пленочную фотокамеру, нужно, чтобы светочувствительность вашей пленки составляла от 400 до 1600 ISO. Выбирайте широкоугольный объектив — чем шире он будет, тем большую выдержку вы можете использовать, не опасаясь перемещения фотографируемого объекта. Если вы хотите сфотографировать Луну так, чтобы она заполнила собой весь кадр, понадобится объектив с фокусным расстоянием около 2000 mm. Для съемки рассеянных звездных скоплений и Млечного Пути может быть достаточно объективов с F=135-200 мм.
Хотя делать астрофотографии можно и на пленочные камеры, цифровые фотоаппараты позволят вам добиться гораздо лучших результатов с меньшей затратой усилий, не говоря уже о большей свободе действий. Конечно, многое зависит от ваших личных предпочтений и привычек, но если вы новичок в деле астрофотографии и тем более не имеете опыта в обращении с пленочными фотоаппаратами, лучше, если в вашем арсенале будет цифровая зеркальная фотокамера.
Если вы еще не выбрали телескоп для астрофотографии, магазин оптической техники «Гелиоскоп» рад предложить вам широкий выбор всех видов телескопов на любой вкус и кошелек. У нас вы найдете рефракторы, рефлекторы и зеркально-линзовые телескопы с различным функционалом и на различных типах монтировки.
Если в процессе выбора у вас возникнут дополнительные вопросы, вы можете получить бесплатную консультацию по телефону 8(800)551-72-15.