Новое изобретение вырабатывает энергию при ходьбе человека

Японские ученые изобрели компактный пьезоэлектрический сборщик энергии вибрации, который может усиливать мощность, создаваемую импульсными вибрациями, например, при ходьбе человека, примерно в 90 раз. Он может питать самозаряжающиеся носимые устройства – смартфоны, часы или беспроводные наушники.
Одна из форм сбора энергии – сбор энергии вибрации – считается очень практичной, поскольку она может преобразовывать кинетическую энергию вибрации в электричество и не зависит от погоды или климата.
Команда из Высшей инженерной школы Осаки разработала накопитель энергии вибрации, использующий пьезоэлектрический эффект — явление, при котором определенные типы материалов производят электрический заряд или напряжение в ответ на приложенное давление. Изобретатели встроили в устройство особый компонент усиления вибрации, разработанный ими же. Он позволил улучшить выработку электроэнергии. При этом не потребовалось увеличивать размер устройства, который в диаметре достигает всего около двух сантиметров. Ожидается, что технология будет генерировать электроэнергию за счет нестационарных вибраций, в том числе при ходьбе пользователя.
Источник: портал «Научная Россия», фото: OSAKA METROPOLITAN UNIVERSITY
Виброметр – простой прибор для измерения вибрации

Виброметр – это прибор для измерения параметров вибрации: виброускорения, виброскорости, виброперемещения и частоты колебаний. Он простой в использовании и не требует специальной подготовки.
Выделяют две группы виброметров:
- для измерения вибрации вращающегося оборудования;
- для измерения вибрации, воздействующей на человека для целей охраны труда.
Виброметры для измерения вибрации вращающегося оборудования

Виброметр измеряет и оценивает вибрацию агрегатов с вращающимися частями. Это — двигатели, насосы, вентиляторы, генераторы. Вибрация таких агрегатов повторяется с каждым оборотом вала.
Виброметры измеряют интегральное значение вибрации (одно число). Самое популярное значение – СКЗ виброскорости, так как существуют стандарты для определения состояния агрегата по СКЗ виброскорости. Это число пропорционально мощности сил, вызывающих вибрацию агрегата.
Чаще всего вибрация в виброметрах измеряется в диапазоне 10 ÷ 1000 Гц. Этот диапазон указан в ГОСТ и позволяет измерять одинаковое значение вибрации на разных приборах.
Виброметр – это очень полезный прибор для оценки состояния оборудования. Максимальное значение вибрации, при котором состояние агрегата считается аварийным называется Норма. Значение задаётся в паспорте на агрегат или в ГОСТ ИСО 20816-1-2021. «Вибрация. Контроль состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях». Сравнение текущей вибрации с нормой позволяет оценить состояние агрегата.

Измерение вибрации виброметром очень быстрое и не требует подготовительных работ. Можно измерить 100 агрегатов за смену с выдачей отчётов о состоянии оборудования на предприятии.
Значения вибрации, измеренные через некоторое время (например, через 1 месяц) позволяют строить прогноз развития вибрации и планировать сроки следующих ремонтов. Это даёт значительную экономию денег, по сравнению с плановыми ремонтами. Такая система планирования ремонтов используется в нашей программе Аврора-2000.
Значение вибрации, измеренное виброметром можно использовать и для диагностики дефектов агрегата. Например, по СКЗ виброскорости отлично диагностируется расцентровка и небаланс. Состояние крепления к фундаменту тоже проще оценить виброметром. Виброметром даже можно балансировать агрегат не используя отметчик фазы (метод трех пусков с пробными массами).
При этом виброметры значительно дешевле виброанализаторов и проще в работе. Однако, для изучения сложных случаев дефектов необходим виброанализатор и опыт вибродиагностики.

Самые маленькие виброметры имеют размер авторучки и управление одной кнопкой. Такие приборы называют виброручки.

Современные виброметры дополнительно имеют режимы измерения спектров и сигналов, память для сохранения замеров и передачи их в компьютер, режим измерения по маршруту, датчики температуры, оборотов и ударных импульсов от подшипников качения.
В виброанализаторах всегда есть режим виброметра. Он делается программно и не удорожает изготовление прибора.

Виброметры имеют внутренний датчик вибрации, встроенный в корпус прибора или внешний датчик, подключённый к прибору проводом. Внутренний датчик – это компактность прибора, а внешний датчик позволяет измерить вибрацию в труднодоступных местах.
Мы выпускаем виброметры:
Виброметры для измерения вибрации, воздействующей на человека
Измерение такой вибрации используется в сфере охраны труда. Приборы отличаются от приборов для измерения вибрации вращающегося оборудования. Они называются виброметры-шумомеры.
Прибор измеряет мощность вибрации за какой-то период времени, например, за рабочую смену, показывает мощность вибрации в полосах частот. Вибрация разных частот оказывает разное влияние на человека, поэтому используются нормирующие коэфициенты для частных полос. В дополнение шумомеры умеют измерять акустический шум на рабочем месте.
Предельные значения вибрации нормируется СанПиНами. Библиотеку этих нормативных документов можно найти на сайте НТМ-Защита:
СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»
Настоящие Санитарные нормы устанавливают классификацию, нормируемые параметры, предельно допустимые значения производственных вибраций, допустимые значения вибраций в жилых и общественных зданиях
МУ 3911-85 «Методические указания по проведению измерений и гигиенической оценки производственных вибраций»
Указания устанавливают методы и условия проведения измерений и гигиенической оценки производственной вибрации на рабочих местах или в местах контакта с руками оператора для установления их соответствия санитарным нормам
Разработан микрогенератор, использующий вибрации в качестве источника питания

Сотрудниками University of Southampton (Великобритания) разработан генератор, собирающий электромагнитную энергию колебаний. По заявлению разработчиков, новый микрогенератор может быть использован для обеспечения энергией беспроводных датчиков и даже медицинских имплантатов.
Генератор способен конвертировать до 30% кинетической энергии окружающей среды в электроэнергию. Он может обеспечивать работу разного рода устройств с пониженным энергопотреблением в том случае, когда альтернативные источники питания (например, солнечная энергия) недоступны.
Микрогенератор собирает энергию, используя раскачивание нескольких магнитов, закрепленных на кронштейне размером не более миллиметра. Не вдаваясь в научные подробности, принцип работы генератора можно описать следующим образом. «Отзываясь» на вибрацию, кронштейн начинает раскачиваться вверх и вниз. Прикрепленные на нем магниты также начинают двигаться, а создаваемое ими магнитное поле и используется для получения электрической энергии. Британские ученые не без гордости заявляют, что их разработка — самый эффективный из всех существующих микрогенераторов.
При тестировании генератора в лабораторных условиях с учетом вибраций, создаваемых таким сооружением как мост, устройство смогло сгенерировать 46 микроватт электроэнергии. По словам Стива Биби (руководителя проекта и команды, разработавшей микрогенератор), этой энергии вполне достаточно для питания небольших устройств, например, датчиков. Конечно, такого малого количества энергии не хватит для обеспечения работы телефона или MP3-проигрывателя. Но в ближайшем будущем применение микрогенератора возможно в медицинских имплантатах, таких как, например, электронный стимулятор сердца. В данном случае источником колебаний будет выступать биение сердца. Отличный симбиоз. Сердце «питает» генератор, генератор обеспечивает его работу…
Источники возникновения вибрации

Механическими источниками возникновения вибрации в работающих в номинальном режиме роторных машинах являются колебательные силы периодического, случайного и ударного происхождения. Причинами же возникновения самих колебательных сил являются: неточность изготовления и сборки деталей, неточность сборки узлов и машины в целом, недостаток или несоответствие смазки, эксплуатационные дефекты деталей и узлов и др. Результатом действия отдельно взятых колебательных сил и их комбинаций (как правило, сумм или произведений) являются компоненты вибрации с характерными частотными спектрами. Здесь необходимо отметить, что при описании произведения сил в вибродиагностике ограничиваются случаем, когда частота основной (модулируемой) силы во много раз превосходит частоту модулирующей силы, а сама модулирующая сила является периодической с частотами, как правило, определяемыми частотой вращения деталей и узлов машины.
- Классификация колебательных сил.
По природе возникновения механические колебательные силы подразделяются на:
- центробежные силы, обусловленные дисбалансом вращающихся деталей;
- кинематические силы, вызванные движением тел по неровным поверхностям;
- ударные силы, вызванные упругими соударениями движущихся тел;
- параметрические силы, вызванные скачками во времени жесткости тел в направлении действия постоянной силы;
- силы сухого трения (чаще всего вызванные недостатком смазочных материалов).
(В целом же, помимо колебательных сил механического происхождения, источниками вибрации роторных машин могут быть и силы аэродинамического, гидродинамического и электромагнитного происхождения, которые мы здесь не рассматриваем).
- Вибрация ротора с дисбалансом.
Статический дисбаланс ротора приводит к появлению центробежной силы f=emω 2 (здесь e—эксцентриситет; m—масса ротора; ω— частота вращения ротора), под действием которой вал ротора начинает вибрировать с этой же частотой и прогибаться. Прогиб ротора увеличивается с увеличением частоты его вращения вплоть до частоты резонанса ωрез1, после прохождения которого ротор переходит в режим автобалансировки. Скорость вращения ротора на частоте резонанса ωрез называется первой критической скоростью вращения, и роторы, вращающиеся с частотой ω≤0,75ωрез1 принято считать жесткими, а роторы, вращающиеся на более высоких частотах – гибкими. Помимо статического дисбаланса в роторе может наблюдаться и моментная неуравновешенность, которая приводит к изгибу вала в форме волны. При такой форме изгиба жесткость вала существенно больше, чем в случае статической неуравновешенности, поэтому и частота резонанса ωрез2в 3-4 раза больше частоты ωрез1. Скорость вращения ротора на частоте резонанса ωрез2называется второй критической скоростью вращения. Если уровень вибрации машины, обусловленный дисбалансом ротора, выше нормируемых значений, то необходимо провести 2-х или 4-х плоскостную балансировку ротора в собственных опорах, например, с помощью виброанализатора BALTECH VP-3470.
- Источники и частоты вибрации в подшипниках качения
Вращающийся нагруженный подшипник качения может быть источником значительных колебательных сил, среди которых:
- силы трения;
- кинематические и ударные (импульсные) силы, обусловленные неровностями поверхностей качения;
- параметрические силы, обусловленные переменной жесткостью подшипника за счет периодического изменения нагруженных тел качения.
Частоты гармонических составляющих вибрации подшипника качения определяются частотами вращения его деталей (элементов) и комбинацией этих частот.
Рассмотрим наиболее часто встречающийся вариант подшипника качения с неподвижным внешним и вращающимся внутренним кольцом. Для определения частот вибраций подшипника необходимо знать частоту вращения машины n (об/мин) и основные параметры подшипника: dн–наружный диаметр; dв– внутренний диаметр; dтк–диаметр тел качения; z – число тел качения; α – угол контакта тел качения с дорожкой качения. Прежде всего, определим частоты вращения отдельных элементов подшипника:
- частота вращения внутреннего кольца fоб=n/60(Гц);
- частота вращения сепаратора fc= 0,5fоб(1-(dтк/dcтк)*cosα) ,здесь dc=(dв+dн)/2 – диаметр сепаратора;
- частота вращения тел качения fтк=fс((dc/dтк)+cosα) = 0,5fоб(dc/dтк)(1-(dтк 2 /dcтк 2 )*cos 2 α) ;
- частота перекатывания тел качения по наружному кольцу fнар=fcz=0,5zfоб(1-(dтк/dc)*cosα);
- частота перекатывания тел качения по внутреннему кольцу fвн=(fоб-fс)z=0,5zfоб(1+(dтк/dc)*cosα).
На всех указанных частотах и их комбинациях между деталями подшипника могут возникнуть гармонические колебательные силы, вызывающие вибрацию ротора и машины в целом. Кроме рассмотренных гармонических составляющих вибрации в подшипниках качения наблюдаются и случайные компоненты вибрации, обусловленные силами трения. В бездефектном подшипнике силы трения постоянны и соответственно остается постоянной и мощность случайной вибрации. При появлении дефектов, вызывающих изменение сил трения, мощность случайной вибрации модулируется рассмотренными выше подшипниковыми частотами или их комбинациями. Что касается ударных составляющих вибрации, то в бездефектном подшипнике ударные силы отсутствуют и, соответственно, отсутствуют и ударные вибрации. Появляются они при зарождении дефектов подшипника, что и используется для диагностических целей.
- Источники и частоты вибрации в подшипниках скольжения
Основные источники вибрации в подшипниках скольжения – силы трения, кинематические и ударные силы. При этом гармонические составляющие вибрации, обусловленные неровностями шейки вала, наблюдаются на гармониках оборотной частоты fоб.Помимо этого, автоколебания ротора в подшипнике могут вызвать гармоническую вибрацию с частотами, кратными частоте автоколебаний ротора ≅0,5fоб. Силы трения в подшипниках скольжения существенно больше, чем силы трения в подшипниках качения, однако, мощность возбуждаемой случайной вибрации при этом, как правило, существенно меньше, чем в подшипниках качения. Ударные составляющие вибрации возникают при появлении дефектов смазки подшипника скольжения, при этом наибольший скачок мощности вибрации наблюдается при сухих ударах, сопровождающихся разрывом смазочного слоя и задеваниями шейки вала о поверхность вкладышей подшипника. В данной статье мы лишь рассмотрели основные источники вибрации и характерные частоты вибраций в роторах с дисбалансом, подшипниках качения и скольжения. Источники вибрации в вентиляторах, насосах, колесных парах, редукторах и др. подробно рассмотрены в соответствующих тематических статьях, но более глубокие систематические знания вы можете получить, пройдя обучение на курсе повышения квалификации ТОР-103 «Основы вибродиагностики. Источники возникновения вибрации» в Учебном центре компании «БАЛТЕХ».