Кто изобрел трамвай в германии
Перейти к содержимому

Кто изобрел трамвай в германии

  • автор:

Этот день в истории: 1881 год — в Берлине запущен первый в мире трамвай

16 мая 1881 года на окраине Берлина, между Лихтерфельдом и Кадетским корпусом, прошел первый в мире электрический трамвай. Так было открыто пассажирское движение на первой в мире электрической железной дороге, что позволило заменить конную тягу на электрическую.

В XIX веке в результате роста городов и промышленных предприятий, удаления жилищ от мест приложения труда, роста подвижности городских жителей встала проблема городского транспортного сообщения. Появившиеся омнибусы стали вскоре вытесняться уличными железными дорогами на конной тяге (конками).

Достижения физики в области электричества, развитие электротехники и изобретательская деятельность Пироцкого в Санкт-Петербурге и фон Сименса в Берлине привели к созданию первой пассажирской электрической трамвайной линии.

К концу XIX века уличное движение в центре Берлина было сильно затруднено, так как население города насчитывало более миллиона человек. Электрический трамвай был одним из средств, которое могло бы помочь облегчить обстановку. В это время глава электрической компании инженер Вернер фон Сименс выступил с предложением начать строительство пассажирской электрической линии.

Весной 1879 года Сименс представил на Берлинской выставке первую в мире электрическую железную дорогу — «электролокомотив» с вагонами. Это изобретение стало сенсацией. Поезд из трех вагончиков вмещал 18 пассажиров и двигался со скоростью 7 км/ч. Многие посетители выставки проявили желание совершить поездку в этом удивительном поезде, который двигался «без пара и помощи лошадей».

16 мая 1881 года на окраине Берлина, между Лихтерфельдом и Кадетским корпусом, прошел первый в мире электрический трамвай. Вагон, двигавшийся со скоростью 30 км/ч, за первые три месяца перевез более 12 тысяч пассажиров.

Первый трамвай, как и первый электровоз, двигался от электричества, поступавшего по рельсам. Привычная нам модель с дугой и проводами появилась в 1890 году. Трамвай, как вид пассажирского транспорта, очень быстро распространился по всему миру.

Так же в этот день:

Кто изобрел трамвай в германии

Вадим Фальков, Рига

М еханическое транспортное средство, «питающееся» электричеством и передвигающееся по рельсам, изобретенное немецким инженером Вернером фон Сименсом в 1881-м году, несмотря на многократно предрекаемую смерть, продолжает бороздить улицы крупнейших городов Европы. Пережив эпоху глубокого упадка и будучи ликвидированными в таких крупных городах, как Лондон, Париж, Западный Берлин, Гамбург, Стокгольм, не говоря уже о сотнях небольших городков, уличные железные дороги выкарабкались из кризиса и, благодаря новейшим технологиям, обретают новую жизнь как белее удобный, надежный, безопасный и не зависящий от автомобильных пробок, способ передвижения.

П редлагаемый обзор не ставит своей целью рассказать обо всех видах европейского подвижного состава уличных железных дорог, появившегося в последнее время. Задача куда скромнее — дать возможность не избалованным заграничными поездками любителям трамвая, живущим в «постсоветском пространстве», быть в курсе того, что происходит в «дальнем зарубежье». И сравнивать с тем, что рассыпаясь на запчасти, громыхает у них за окном, по улицам родного города.

ТРАМВАИ, ТРАМВАИ, КРУГОМ ОДНИ ТРАМВАИ

К оренной поворот в отношении общества к уличным железным дорогам в Германии начался особенно после падения Берлинской стены. За прошедшие 10 лет в Германии разработано и внедрено несколько поколений вагонов, в том числе и низкопольных. Долгие годы до этого безбожно устаревший подвижной состав лишь ремонтировался и незначительно модернизировался. Сейчас построена новая линия в бывших западных секторах Берлина, разработан план строительства новых линий до 2010-го года, планируется устройство уличных железных дорог в Гамбурге, в центрах многих городах Рурского региона осуществляется перенос линий под землю.

mgt6d_02m.jpg (17304 bytes)

Рурская область, город Бохум. Подземная остановка трамвая «Бохум — Центральный вокзал».
Трамвай 308 маршрута ожидает время, чтобы отправиться дальше — в город Хаттинген. 1998 г., июнь.
Фото: Вадим Фальков.

Г уманизация общества подвела к необходимости создания таких средств общественного транспорта, в которых могли бы без посторонней помощи передвигаться люди с физическими расстройствами. Соответственно — садиться в них и выходить без участия остальных пассажиров, но с помощью вагонной прислуги. Первый низкопольный вагон в Германии появился не в наше доброе и сытое для Европы время, а в военном 1914-м году. Тогда это был всего лишь прицепной вагон на одноосных поворотных тележках. Но высота его пола над головкой рельса составляла всего 365 миллиметров, тогда как пол в обычных вагонах был на высоте около 900 мм. Дальнейшие образцы середины 1930-х годов были построены в одном экземпляре и не получили распространения. Идея заглохла до середины 1980-х.

В 1986 году появился первый проект современного шарнирносочлененного трамвая на двухколесных безосных поворотных тележках и с низким полом. Вагон больше напоминал венгерский автобус «Икарус» — передняя часть опиралась на две двухколесных тележки, а полуприцеп — на одну. Однако в 1990-м году был создан первый 100%-низкопольный трехсекционный вагон на четырехколесных поворотных тележках. Особенность в том, что колеса не крепятся, как бандажи, на одной оси, а закреплены на внутренней стороне рамы тележки. Вагон получил название GT6N-Prototyp.

Обозначения — G — Gelenk [сочлененный], T(w) — Trieb(wagen) [моторный (вагон)], 6 — количество колесных пар, N — Normalspur [стандартная колея 1435 мм], M — Meterspur [колея 1000 мм], S — Smalspur [узкая колея], ZR — Zweirichtungsausfuehrung [посты управления на обоих концах — «двухконечный»]).

GT6N_02m.jpg (20078 bytes)

Сейчас именно вагоны GT6N шуршат по рельсам Берлина.
Nahverkehr in Berlin. GeraNova Zeitschriftenverlag GmbH., S. 99.

GT6N_03m.jpg (14391 bytes)
GT6N_04m.jpg (8587 bytes)
GT6N в разрезе.

П озднее появились модификации подобного вагона с двухсторонним управлением GT6N/M-ZR. Так как конструктивно было предусмотрено создание вагона подобного типа не только из трех, но и из двух, четырех и даже пяти секций, для города Бремен были созданы четырехсекционные вагоны GT8N. Сейчас осваивается производство второго поколения GT8N.

О сновным негативным моментом, возникающим при эксплуатации вагонов типа GT6N/M и GT8N/M (а к такому же типу относится и разработанный в Петербурге российский трамвай ПТВ-2000) является сильное двойное «виляние» секций при входе в поворот.

GT6N_01m.jpg (23959 bytes)

Схема входа в поворот трамвайного вагона GT6N.

П ри торможении вагон немного «складывается» и края секций выступают за просветный габарит. При эксплуатации двухвагонных поездов и отключении управления второго вагона для движения в депо вынос краев секций первого вагона в бок при торможении из-за «набега» второго вагона достигает 50 сантиметров. Колеса изнашивают рельсы почти в два раза сильнее, чем на стандартных четырехосных вагонах с жесткой базой из-за того, что виляние тележки в колее провоцируется не только наклоном путей и стремлением тележки соскочить с рельсов, но и усиливается постоянными боковыми колебаниями секций относительно тележек. Из-за этого власти города Аугсбург приостановили свой заказ на вагоны GT.

СОБЕРИ ТРАМВАЙ САМ!

С учетом недостатков поворотных тележек и корпусов, поворачивающихся относительно самих себя и тележек, начались разработки вагонов из секций с тележками с жесткой базой и бестележных навесных вставок. Появилось большое предложение различных вариантов подобных вагонов. За основу положен принцип детских кубиков, когда чередуя колесные секции и навесные вставки можно собирать вагоны, состоящие от трех до бесконечно большого числа элементов и замкнуть их головными частями.

К онцепция Combino предусматривает возможность вариации ширины 2,30 м, 2,40 м, 2,65 м, с различным расположением дверей, с пультами управления в одном или обоих концах вагона. А для особых «гурманов» были созданы даже головные/хвостовые секции с «одноосной» (точнее с двухколесной безосной) тележкой, но в последнее время они не предлагаются покупателям. В зависимости от секционности вагона (пока максимальное количество «кубиков» — 7 при длине «змеи» до 42 метров, при наименьшем числе — 3 «кубика», — длина вагона 17,5 метров) его вместимость (в Германии принята норма — 4 стоящих пассажира на квадратный метр пола) может достигать 255 пассажиров (7-секционный вагон). Высота пола 30 сантиметров. Пока стоимость одного 5-секционного вагона (длина 28,9 м, 101 место для сидения, общее 163) составляет 2,92 миллиона немецких марок. Самый короткий Combino к настоящему времени выпущен для города Нордгаузен (земля Тюрингия), его дина 19080 мм, ширина 2300 мм и мест для сидения — 43, общее — 103.

combino_01m.jpg (23466 bytes)

Вагон Combino-Prototyp в городе Потсдам.
Wolf-Dietger Machel, Michael Guenter.
Potsdamer Nahverkehr: Strassenbahn und Obus in Brandenburgs Landeshauptstadt.
GeraMond Verlag GmbH, 1999., Muenchen, Vorderseite.
Фото: Б. Шульц.

combino-prototyp_01m.jpg (15488 bytes)

Техническая схема вагона Combino-Prototyp.

Вагоны Combino в различных городах Германии.

Augsburg1.jpg (17147 bytes)
Freiburg1.jpg (16016 bytes)
Nordhausen1.jpg (17034 bytes)
Potsdam1.jpg (25730 bytes)
Все картинки http://www.siemens.de

Где появился первый в мире трамвай

Где появился первый в мире трамвай

К концу XIX века уличное движение в центре Берлина, где проживало больше миллиона человек, было сильно затруднено. Тогда глава электротехнической компании и инженер Вернер фон Сименс предложил начать там строительство пассажирской электрической трамвайной линии.

Еще весной 1879 года он представил на Берлинской выставке первую в мире электрическую железную дорогу — «электролокомотив» с вагонами. Изобретение стало сенсацией. Поезд из трех вагонов вмещал 18 пассажиров и двигался со скоростью 7 км/ч. Посетители выставки с удовольствием катались на этом чуде техники, который в отличие от своих транспортных предшественников двигался «без пара и помощи лошадей».

16 мая 1881 года на окраине Берлина открылось регулярное пассажирское движение на первой в мире электрической железной дороге.

Трамвай, двигавшийся со скоростью 30 км/ч с помощью поступавшего от рельсов тока, за первые три месяца перевез более 12 тысяч пассажиров. Модель с дугой и проводами появилась в 1890 году. А новый вид пассажирского транспорта быстро нашел признание по всем мире.

Между тем, ряд российских источников утверждает, что первым трамвай на электрической тяге изобрел наш соотечественник Федор Пироцкий.

Читайте нас в Telegram

Просмотров

9064

От писсуара до трамвая: изобретено в Берлине

Многое из того, что круто изменило жизнь людей, было изобретено именно в Берлине. Исторически в столице жили многие выдающиеся ученые, находчивые экспериментаторы и изобретательные предприниматели. А в 1877 году здесь открылось первое в Германии патентное ведомство.

Итак, именно Берлин родина таких изобретений, как:

Свекловичный сахар

Технику производства сахара из сахарной свеклы разработал в 1799 году берлинский ученый Франц Карл Ахард. Незадолго до этого его учитель, немецкий химик Маргграф, искавший альтернативу сахарному тростнику, доказал наличие сахара в других растениях, в частности, как раз в свекле, но дальше в своих поисках не подвинулся. Ахард продолжил его эксперименты и даже заручился поддержкой прусского короля Фридриха Вильгельма III. Ученому удалось вывести такой сорт свеклы, в котором сахара содержалось в разы больше, чем в обычном. В 1892 году немец открыл на территории Нижней Силезии первую в мире фабрику по производству свекольного сахара, чем вызвал сильное недовольство у «тростниковых монополистов». С подачи Ахарда наступила новая эра в сахарной индустрии.

Восьмиугольный писсуар

Кафе «Восьмиугольник» («Café Achteck») – так шутливо называется городской писсуар, изобретенный в Берлине в 1878 году и считающийся одной из визитных карточек столицы. Это сооружение состоит из семи чугунных стен зеленого цвета, образующих восьмиугольник, по периметру которого установлена ширма. Внутри одновременно семь мужчин могут справить малую нужду. Восьмой стены нет, на ее месте располагается вход в конструкцию. Придумал такой писсуар берлинский советник по городскому строительству Карл Теодор Рошпатт. Его изобретение горожанам понравилось, и к 1920 году в Берлине было установлено 142 восьмиугольных «кафе». Некоторые из этих писсуаров функционируют в Берлине по сей день. Один из них в 1990-х отреставрировали особенно тщательно, потратив на работы 250 тысяч марок: таким образом классическую берлинскую уборную решено было сохранить в качестве исторического памятника.

Электрический трамвай

Первый в мире трамвай на электротяге был изобретен в Берлине знаменитым инженером Вернером фон Сименсом. В 1879 году изобретатель представил уникальный локомотив на промышленной выставке, а 16 мая 1881 года состоялся первый торжественный «выход» чуда техники: трамвай проехал по рельсам, проложенным в Лихтерфельде (тогда пригород, а ныне район Западного Берлина). Сименс планировал проложить первый маршрут по центру города, через улицы Фридрихштрассе и Лейпцигер штрассе, но не смог согласовать свой план с городской администрацией. Тем не менее, скоро власти признали успех изобретения, новые вагоны стали быстро вытеснять своих конных предшественников, и уже полвека спустя по улицам Берлина ходили 4 тысячи трамваев.

Пластическая хирургия

Уроженец прусского Кёнигсберга, немецкий врач Жак Йозеф считается родоначальником современной эстетической хирургии в целом и, в первую очередь, пионером ринопластики. Отправной точкой медицинской пластики называют 1896 год, когда в берлинскую клинику, в которой работал Йозеф, привели мальчика с сильно оттопыренными ушами. Ребенок отказывался ходить в школу, где его дразнили, и мама попросила доктора об операции. Йозеф сначала отказался: с медицинской точки зрения в хирургическом вмешательстве не было необходимости. Но, обдумав, все же сделал необычную по тем временам операцию, результаты которой в тот же год представил в Берлинском медицинском обществе. Столичные коллеги высоко оценили работу Йозефа. Следующим экспериментом хирурга стала коррекция некрасивого носа. Первая в мире ринопластика тоже завершилась успехом, спрос на такие операции оказался огромным, и к 1907 году доктор «перекроил» уже две сотни носов. Он разработал не только саму методику, но и инструменты, в том числе, распатор, который пластические хирурги используют и по сей день.

Термос

Предмет, с которым не расстается сегодня большинство немцев – компактный термос, чтобы носить с собой кофе или чай – изобрел в начале XX века Райнхольд Бургер. Специалист по стеклотехнике, он долго экспериментировал, ища способ сделать сосуд, в которым бы температура содержимого поддерживалась без химических веществ. В 1903 году Бургер запатентовал в Берлине теплоизоляционную посуду для хранения напитков, которую и назвал «термос», от греческого слова therme – горячий. Находчивый изобретатель сразу же поставил производство новинки на коммерческую основу.

Презерватив

За революционный контрацептив, заменивший собой кишки животных, рыбьи пузыри и льняные мешочки, нужно благодарить столичного предпринимателя Юлиуса Фромма. В 1916 году на задворках берлинского района Пренцлауэр Берг он придумал и изготовил первый в мире бесшовный презерватив из резины. Основная заслуга химика заключается в том, что он разработал технологию «жидкой резины», в которую окуналась стеклянная заготовка. Новое изделие было не в пример тоньше предшественников, и трижды проверялось на прочность. Каждую неделю на берлинской фабрике изобретателя производился миллион «фроммзеров», как в шутку называли презервативы Фромма. Их даже не нужно было рекламировать, имя изобретателя для потребителей было маркой качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *