Что такое микроскоп 3 класс окружающий мир
Перейти к содержимому

Что такое микроскоп 3 класс окружающий мир

  • автор:

Окр мир 3 кл Значение слов: организмы биология царства бактерии микроскоп?

Задания по окружающему миру для 3 класса 1. Запиши в словарик: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп. Устно объясни значение этих слов.

комментировать
в избранное
lady v [642K]
5 лет назад

Начинаем составлять словарик терминов по предмету Окружающий мир. Первыми в него записываем новые для нас слова и понятия:

Организм. Это живое существо, объект, который относится к царству живой природы. То есть его отличает наличие признаков, характерных для живой природы.

Биология. Это наука, которая изучает мир живой природы. Она изучает организмы.

Царство. Это наибольшая группа живых организмов, обладающих сходными признаками. Этот термин используется при классификации групп организмов живой природы.

Бактерии. Одно из царств живой природы. Мельчайшие живые организмы, которые обладают всеми признаками живого. Их невозможно увидеть простым невооруженным взглядом.

Микроскоп. Это оптический прибор, который позволяет увидеть бактерии. С его помощью человек изучает мелкие организмы, которые невозможно изучать невооруженным зрением.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Odess­ itka [107K]
5 лет назад

Запишем в словарик и дадим формулировку следующим полезным терминам:

  1. Организм — объект живой природы. Обладает признаками, характерными для живой природы.
  2. Биология — наука о живой природе. Комплекс знаний и дисциплин, которые изучают живую природу всю, целиком.
  3. Царство — раздел, группа организмов живой природы. Организмы в царстве обладают сходными биологическими признаками.
  4. Бактерии — одно из царств живой природы. В него включены мелкие живые организмы, которые можно наблюдать только в микроскоп.
  5. Микроскоп — инструмент, который используют для того, чтобы увидеть организмы столь мелкие, что их нельзя различить невооруженным взглядом.

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
annam­ adlen­ 69 [15.7K]
5 лет назад

Окружающий мир состоит из живых и неживых компонентов. Сосредоточимся на терминах, связанных с объектами живой природы.

Организмы — это любое живое существо, которое обладает всеми признаками и свойствами, отличающими его от объектов неживой природы. Все организмы имеют клеточное строение. Однако некоторые клетки — это уже организм, и такие организмы называются одноклеточными, например бактерии, археи, инфузории, амебы, эвглены зеленые и другие. Организмы, состоящие из множества клеток, называются многоклеточными. К многоклеточным организмам относится и человек, и собака, и рыба, и паук, и червяк, и лишайник, и мох, и береза.

Биология — это наука, которая изучает все живое на земле во всех ее проявлениях. Биология очень обширна, поэтому состоит из множества наук, которые объединяются в биологические науки. Например, генетика, ботаника, физиология, бактериология и множество других.

Царство — это такая таксономическая категория, которая разделяет живые организмы на большие группы. Основными царствами являются царство Растения, царство Животные, царство Грибы.

Бактерии — это такие мельчайшие одноклеточные организмы, которые не содержат ядра, имеют особое строение и выполняют разнообразные функции как в природе, так и на благо человечества (хотя часто и очень во вред человечеству).

Микроскоп — это такой прибор, позволяющий увеличивать изображение во много-много раз. Микроскопы позволяют рассмотреть то, что не может уловить человеческий глаз.

Изучение темы о грибах на уроке окружающего мира в 3 классе с использованием цифрового микроскопа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдулинова К.Г., Терехова Е.А.

В статье представлен педагогический опыт использования цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в 3 классе при изучении темы о грибах . Предложены возможные объекты (дрожжи, плесень мукор) для ознакомления детей с грибами , приемы реализации наглядных методов с использованием цифрового микроскопа. Статья сопровождается авторскими фотографиями, выполненными с помощью цифрового микроскопа .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдулинова К.Г., Терехова Е.А.

Об использовании цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в 3 классе при изучении беспозвоночных животных

Реализация наглядного метода обучения в процессе формирования у третьеклассников представлений о размножении растений на уроках окружающего мира с использованием цифрового микроскопа

Об использовании цифрового микроскопа как средства развития представлений у третьeклассников о неживой природе

О реализации наглядных методов обучения с использованием цифрового микроскопа на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение и развитие растений»

Рачок артемия как объект изучения на уроке окружающего мира с использованием цифрового микроскопа
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение темы о грибах на уроке окружающего мира в 3 классе с использованием цифрового микроскопа»

элементом в данной сфере является безопасность здоровья и жизни граждан. А это возможно только при условии высокого уровня профессионализма сотрудников этих организаций, которое во много м зависит от качественного обучения. Многие государственные вузы на данный момент серьезно занимаются разработкой различных инновационных моделей реализации ДПП, преимущество которых заключается в существенной экономии материальных и трудовых ресурсов как заказчиков, так и исполнителей образовательных услуг [4]. Но зачастую все эти усилия остаются невостребованными, потому что руководители при организации процесса обучения своих сотрудников ошибаются при выборе образовательной организации и попадаются на различные маркетинговые уловки. Тем важнее, на наш взгляд, является необходимость консультационной помощи руководителям организаций, которые стремятся соответствовать всем современным требованиям.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» //Российская газета, № 303, 31.12.2012.

2. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» //Российская газета, № 190, 28.08.2013.

3. Яковлева Е.И., Иванов П.Ю. Образовательный кластер как ресурс инновационного развития регионов // Санкт-Петербургский образовательный вестник. № 5 (9). 2017. С. 9-13.

4. Яковлева Е.И., Шобонов H.A. Индивидуализация образовательного процесса в рамках модульной модели программы повышения квалификации при применении дистанционных образовательных технологий // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 6.

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ О ГРИБАХ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА

Габдулинова КГ., 2018 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, дог^ент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, г. Киров

Терехова Е.А., 2018

МБОУ «Средняя обгцеобразователъная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 58», учитель начальных классов, г. Киров

Аннотация: в статье представлен педагогический опыт использования цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в 3 классе при изучении темы о грибах. Предложены возможные объекты (дрожжи, плесень мукор) для ознакомления детей с грибами, приемы реализации наглядных методов с использованием цифрового микроскопа. Статья сопровождается авторскими фотографиями, выполненными с помощью цифрового микроскопа.

Ключевые слова: цифровой микроскоп, грибы, окружающий мир, начальная школа.

THE STUDY OF THE TOPIC OF MUSHROOMS ON THE LESSON OF ENVIRONMENT IN THE 3rd GRADE OF PRIMARY SCHOOL USING A DIGITAL MICROSCOPE

Vyatka State University, candidate of biological Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and methods ofpreschool and primary education, Kirov

Terekhova E.A, 2018.

MBOU «Secondary General School with in-depth study of individual subjects № 58», primary

school teacher, Kirov

Abstract: the article presents the pedagogical experience of using a digital microscope at the lessons of the environment in the 3rd grade in the study of mushrooms. Possible objects (yeast, mold Mucor) for

familiarizing children with mushrooms, methods of implementing visual methods using a digital microscope are proposed. The article is accompanied by copyright photographs taken with a digital microscope.

Key words: digital microscope, mushrooms, environment, primary school.

В данной статье представлен педагогический опыт использования цифрового микроскопа при изучении темы о грибах на уроке окружающего мира в 3 классе.

Грибы — одно из царств живых организмов. Своеобразие грибов определяется сочетанием признаков как растений (неподвижность, неограниченный верхушечный рост, способность к синтезу витаминов, наличие клеточных стенок), так и животных (гетеротрофный тип питания, наличие хитина в клеточных стенках, запасных углеводов в виде глигогена, образование мочевины) [1, c. 160].

Дрожжами называют грибы, которые существуют на протяжении всего или большей части жизненного цикла в виде отдельных одиночных клеток. Первым дрожжи увидел Антони ван Левенгук. Рисунки дрожжевых клеток с описанием он направил в 1680 г. Королевское общество в Лондон. Эту дату связывают с открытием мира микроорганизмов [2, с.92-94]. Дрожжи вызывают спиртовое брожение, при котором глюкоза превращается в винный спирт (этанол) и выделяется двуокись углерода [3, с.207]

Мукор — это грибы, образующие белый или серый налет (плесени) на пищевых продуктах (хлебе, варенье, овощах) [3, c.136].

Урок окружающего мира в 3 классе с использованием цифрового микроскопа по теме «В царстве грибов» был проведен в рамках педагогического эксперимента в 2017 году на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 58» г. Кирова. В эксперименте, который показал свою результативность, приняли участие учащиеся 3 Б класса (контрольный класс, 22 человека) и 3 Г класса (экспериментальный класс, 25 человек).

Тип урока: комбинированный. Ведущие методы обучения — наглядные: демонстрация натурального объекта, демонстрация опыта.

Средства обучения: вербальные средства обучения: учебник «Окружающий мир» (3 класс, УМК «Школа России», автор А. А. Плешаков); технические средства обучения: микроскоп «Levenhuk-50» с цифровой камерой «Levenhuk С-Series», ноутбук, проектор, демонстрационный экран; натуральные средства обучения: живые дрожжи, постоянный препарат плесени мукор; вспомогательное лабораторное оборудование: предметные и покровные стекла, стакан с водой, пипетка, бумажные салфетки; сахар.

В программе «Окружающий мир» (А. А. Плешаков, УМК «Школа России») в 3 классе в тематическом планировании включено: Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники [4].

Выбор нами дрожжей и плесени для изучения разнообразия грибов на уроке окружающего мира с использованием цифрового микроскопа был обусловлен следующим. Во-первых, дети 8-9 лет зачастую имеют лишь бытовые представления о дрожжах и плесени, не всегда относят их к грибам. Во-вторых, дрожжи и плесень мукор по сравнению с другими грибами являются более доступными любое время года, более удобными для ознакомления детей разнообразием грибов с помощью микроскопа.

На уроке по теме «В царстве грибов» формирование естественно-научных представлений с использованием цифрового микроскопа осуществлялось на основе единичных представлений, средств и методов обучения, представленных в таблице.

Таблица — Естественно-научные представления и объекты, методы для их формирования с использованием цифрового микроскопа на уроке по теме «В царстве грибов»

Естественно- Единичные Средства обучения, объекты Методы

научное представления изучения обучения

Грибы Дрожжи Натуральные средства -демонстрация

-временный препарат объектов

Плесень — готовый препарат плесени опыта

В представленных ниже разработках представлены примеры заданий и вопросов для организации наблюдения детьми объектов с помощью цифрового микроскопа.

Дрожжи. Для ознакомления учащихся с дрожжами использовали хлебопекарные дрожжи. Временный препарат дрожжей продемонстрировали детям на экране с помощью цифрового микроскопа при большом увеличении (рис. 1).

Рисунок 1 — Дрожжи (увел. х400) Задания для организации наблюдения детьми дрожжей с помощью цифрового микроскопа: внимательно рассмотрите дрожжи и охарактеризуйте их размеры и форму. Под руководством учителя детьми был сделан вывод: дрожжи — это очень мелкие грибы, имеющие круглую форму.

Опыт с дрожжами был проведен с целью формирование у учащихся представлений о питании грибов готовыми веществами. С этой целью был заложен опыт «Чем питаются дрожжи?», который включал в себя два варианта: контроль (дрожжи в воде) и опыт (дрожжи в водном растворе сахара). Спустя 30-40 мин после закладки опыта на уроке учащимся был продемонстрирован с помощью цифрового микроскопа результат опыта: дрожжи в воде (контроль) (рис. 2, А) и в водном растворе сахара (рис. 2, Б).

Рисунок 2 — Результаты опыта «Чем питаются дрожжи?» А — дрожжи в воде (увел. х400), Б — дрожжи в водном растворе сахара (увел. х400)

Задание для организации наблюдений детьми дрожжей в воде с помощью цифрового микроскопа: внимательно рассмотрите дрожжи под микроскопом. Видны ли дрожжи, которые соединены в цепочки?

Задания и вопросы для организации наблюдений детьми дрожжей в водном растворе сахара с помощью цифрового микроскопа: 1. Внимательно рассмотрите другой препарат дрожжей. Видны ли на нем дрожжи, которые соединены в цепочки? 2. Как вы думаете, что нужно добавить в воду, чтобы «покормить» дрожжи?

— Дрожжи, оказывается, большие сладкоежки. Питаясь сахаром, они выделяют газ -углекислый газ — отчего тесто становится воздушным и пышным.

Плесень. Готовый препарат плесени мукор продемонстрировали детям с помощью цифрового микроскопа при большом увеличении (рис. 3).

Рисунок 3 — Плесень мукор (увел, х 40)

Задания для организации наблюдения детьми плесени с помощью цифрового микроскопа: 1. Внимательно рассмотрите плесень мукор. Как она выглядит? 2. Что располагается на кончиках нитей? 3. Темные «шарики» — это коробочки со спорами гриба. Когда споры созревают, коробочки раскрываются, из них в воздух попадает множество микроскопических спор. 4. Сделайте вывод: что общего между шляпочным грибом и плесенью. Как появляется новая плесень?

Дети под руководством учителя делают выводы: плесень, как и шляпочные грибы, питается готовыми веществами, размножается спорами; если споры попадут на продукты, например, на молоко, хлеб, кашу или варенье, споры начнут прорастать. Так появляется новая плесень.

Апробированный нами урок окружающего мира с использованием цифрового микроскопа по теме «В царстве грибов» показал свою результативность. На этапе контрольного эксперимента в контрольном классе хорошее знание о разнообразии грибов продемонстрировали 13,6% учащихся класса, в экспериментальном классе таких детей было в 5,6 раза больше (76% учащихся от общего количества детей в классе). Дети в экспериментальном классе к грибам уверенно относили не только шляпочные грибы (например, шампиньон, подберезовик и др.), но и дрожжи, и плесень. Благодаря использованию цифрового микроскопа, учащиеся этого класса проявляли высокий познавательный интерес к изучаемому материалу.

1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. — М.: Сов. энциклопедия, 1986. — 831 с.

2. Жизнь растений. В 6-ти т. Гл. ред. чл.-кор. АН СССР, проф. А.А.Федоров. Т.2. Грибы. Под ред. проф. М.В.Горленко. -М.: Просвещение, 1976. -479 с.

3. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника: Учеб. для фармац. институтов и фарм. фак мед. вузов / Под ред. И.В.Грушвицкого. — Высш.шк., 1990. — 367 с.

4. Плешаков A.A. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.

Краткая история микроскопа

Микроскоп — это оптический прибор, позволяющий получить увеличенные изображения мелких предметов или их деталей, которые невозможно рассмотреть невооружённым глазом.

Дословно слово «микроскоп» означает «наблюдать за чем-то маленьким, (от греческого «малый» и «смотрю»).

Глаз человека, как любая оптическая система, характеризуется определённым разрешением. Это наименьшее расстояние между двумя точками или линиями, когда они ещё не сливаются, а воспринимаются раздельно друг от друга. При нормальном зрении на расстоянии 250 мм разрешение составляет 0,176 мм. Поэтому все объекты, размер которых меньше этой величины, наш глаз уже не в состоянии различить. Мы не можем видеть клетки растений и животных, различные микроорганизмы и др. Но это можно сделать с помощью специальных оптических приборов — микроскопов.

Как устроен микроскоп

Классический микроскоп состоит из трех основных частей: оптической, осветительной и механической. Оптическая часть – это окуляры и объективы, осветительная – источники освещения, конденсор и диафрагма. К механической части принято относить все остальные элементы: штатив, револьверное устройство, предметный столик, систему фокусировки и многое другое. Все вместе и позволяет проводить исследования микромира.

Что такое «диафрагма микроскопа»: поговорим об осветительной системе

Для наблюдений микромира хорошее освещение настолько же важно, как и качество оптики микроскопа. Светодиоды, галогенные лампы, зеркало – для микроскопа могут использоваться разные источники освещения. У каждого есть свои плюсы и минусы. Подсветка может быть верхней, нижней или комбинированной. Ее расположение влияет на то, какие микропрепараты можно изучать при помощи микроскопа (прозрачные, полупрозрачные или непрозрачные).

Под предметным столиком, на который кладется образец для исследований, располагается диафрагма микроскопа. Она может быть дисковой или ирисовой. Диафрагма предназначена для регулировки интенсивности освещения: с ее помощью можно отрегулировать толщину светового пучка, идущего от осветителя. Дисковая диафрагма – это небольшая пластина с отверстиями разного диаметра. Ее обычно устанавливают на любительские микроскопы. Ирисовая диафрагма состоит из множества лепестков, с помощью которых можно плавно изменять диаметр светопропускающего отверстия. Она чаще встречается в микроскопах профессионального уровня.

Оптическая часть: окуляры и объективы

Объективы и окуляры – наиболее популярные запчасти для микроскопа. Хотя далеко не все микроскопы поддерживают смену этих аксессуаров. Оптическая система отвечает за формирование увеличенного изображения. Чем она лучше и совершеннее, тем картинка получается четче и подробнее. Но высочайший уровень качества оптики нужен только в профессиональных микроскопах. Для любительских исследований достаточно стандартной стеклянной оптики, обеспечивающей увеличение до 500–1000 крат. А вот пластиковых линз мы рекомендуем избегать – качество картинки в таких микроскопах обычно расстраивает.

Механические элементы

В любом микроскопе присутствуют элементы, которые позволяют исследователю управлять фокусом, регулировать положение исследуемого образца, настраивать рабочее расстояние оптического прибора. Все это часть механики микроскопа: коаксиальные механизмы фокусировки, препаратоводитель и препаратодержатель, ручки регулировки резкости, предметный столик и многое другое.

История создания микроскопа

Когда появился первый микроскоп, точно неизвестно. Простейшие увеличительные приборы — двояковыпуклые оптические линзы, находили ещё при раскопках на территории Древнего Вавилона.

Считается, что первый микроскоп создали в 1590 г. голландский оптик Ганс Янсен и его сын Захарий Янсен. Так как линзы в те времена шлифовали вручную, то они имели различные дефекты: царапины, неровности. Дефекты на линзах искали с помощью другой линзы — лупы. Оказалось, что если рассматривать предмет с помощью двух линз, то происходит его многократное увеличение. Смонтировав 2 выпуклые линзы внутри одной трубки, Захарий Янсен получил прибор, который напоминал подзорную трубу. В одном конце этой трубки находилась линза, выполняющая функцию объектива, а в другом — линза-окуляр. Но в отличие от подзорной трубы прибор Янсена не приближал предметы, а увеличивал их.

В 1609 г. итальянский учёный Галилео Галилей разработал составной микроскоп с выпуклой и вогнутой линзами. Он называл его «оккиолино» — маленький глаз.

10 лет спустя, в 1619 г. нидерландский изобретатель Корнелиус Якобсон Дреббель сконструировал составной микроскоп с двумя выпуклыми линзами.

Мало кто знает, что свой название микроскоп получил только в 1625 г. Термин «микроскоп» предложил друг Галилео Галилея немецкий доктор и ботаник Джованни Фабер.

Все созданные в то время микроскопы были довольны примитивными. Так, микроскоп Галилея мог увеличивать всего в 9 раз. Усовершенствовав оптическую систему Галилея, английский учёный Роберт Гук в 1665 г. создал свой микроскоп, который обладал уже 30-кратным увеличением.

В 1674 г. нидерландский натуралист Антони ван Левенгук создал простейший микроскоп, в котором использовалась всего одна линза. Нужно сказать, что создание линз было одним из увлечений учёного. И благодаря его высокому мастерству в шлифовании, все сделанные им линзы получались очень высокого качества. Левенгук называл их «микроскопиями». Они были маленькие, размером с ноготь, но могли увеличивать в 100 или даже в 300 раз.

Микроскоп Левенгука представлял собой металлическую пластину, в центре которой находилась линза. Наблюдатель смотрел через неё на образец, закреплённый с другой стороны. И хотя работать с таким микроскопом было не совсем удобно, Левенгук смог сделать с помощью своих микроскопов важные открытия.

В те времена было мало известно о строении органов человека. С помощью своих линз Левенгук обнаружил, что кровь состоит из множества крошечных частиц — эритроцитов, а мышечная ткань — из тончайших волокон. В растворах он увидел мельчайшие существа разной формы, которые двигались, сталкивались и разбегались. Теперь мы знаем, что это бактерии: кокки, бациллы и др. Но до Левенгука об этом не было известно.

Всего учёным было изготовлено более 25 микроскопов. 9 из них сохранились до наших дней. Они способны увеличивать изображение в 275 раз.

Микроскоп Левенгука был первым микроскопом, который завезли в Россию по указанию Петра I.

Постепенно микроскоп совершенствовался и приобретал форму, близкую к современной. Учёные России также внесли огромный вклад в этот процесс. В начале XVIII века в Петербурге в мастерской Академии наук создавались усовершенствованные конструкции микроскопов. Русский изобретатель И.П. Кулибин построил свой первый микроскоп, не имея никаких знаний о том, как это делали за границей. Он создал производство стекла для линз, придумал приспособления для их шлифовки.

Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов первым из русских учёных стал использовать микроскоп в своих научных исследованиях.

Однозначного ответа на вопрос «Кто же всё-таки изобрел микроскоп?», пожалуй, не существует. В развитие микроскопного дела внесли вклад лучшие ученые и изобретатели разных эпох.

Презентация на тему «Изобретения: микроскоп» 3 класс

Презентация: Изобретения: микроскоп

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.48 Мб). Тема: «Изобретения: микроскоп». Предмет: окружающий мир. 8 слайдов. Для учеников 3 класса. Добавлена в 2021 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *