Как обозначаются шины при постоянном токе фото
Для быстрого чтения схем и легкого определения разных элементов электроустановок были регламентированы цветовые и буквенные обозначения шин и проводов. Они четко прописаны в ПУЭ главы 1.1.29 и 1.1.30 и в ГОСТе Р 50462-2009.
Следует придерживаться этих правил. Это позволит любому электрику быстро разобраться в вашем распределительном щите. Еще согласитесь, что вы не раз задавались вопросом, а каким цветом сделать «фазу», а каким «нуль». Ниже вы найдете ответы на ваши вопросы.
Цветовая маркировка шин и проводов
Цветовая маркировка выполняется с помощью окраски изоляции токопроводящих жил в разные цвета. Это делается на заводе. Также возможна цветовая идентификация на концах провода в месте его подключения. Допустим, у вас есть одножильный провод одного цвета. Можно им подключить все три фазы и пометить разные фазы соответствующей разноцветной изолентой. Как это сделано на фото ниже.
ГОСТом Р 50462-2009 запрещено отдельное использование зеленого и желтого цветов по отдельности при маркировке проводников. Они обязательно должны быть в комбинации желто-зеленого цвета.
Комбинацией желто-зеленого цвета обозначается защитный проводник.

Синим цветом маркируется нейтральный и средний проводники.
Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники обозначают желто-зеленым цветом по всей длине и синей меткой на концах в месте подключения или наоборот синим цветом по всей длине и с желто-зелеными метками на концах.
Предпочтение фазным проводникам отдается таким цветам: черный, коричневый и серый. Хотя часто попадаются кабели с другой маркировкой жил. При переменном токе фазные проводники еще выделяют следующими цветами: красный, фиолетовый, розовый, оранжевый, белый, бирюзовый. Смотрите ПУЭ п.2.1.31.

При трехфазном токе шины обозначаются следующим образом:
- фаза А – желтым цветом;
- фаза В – зеленым цветом;
- фаза С – красным цветом.
В цепях постоянного тока согласно ГОСТа Р 50462-2009 провода маркируются следующим образом:
- положительный проводник «+» — коричневым цветом;
- отрицательный проводник «-» — серым цветом.
Согласно ПУЭ главы 1.1.30 шины при постоянном токе обозначаются так:
- положительная шина «+» — красным цветом;
- отрицательная шина «-» — синим цветом;
- нулевая рабочая М шина – голубым цветом.
Честно сказать, работая с оборудованием связи, большинство которого питается постоянным током, я ни разу не встречал провода коричневого и серого цветов. Я работал на нескольких десятках или даже уже сотен узлов связи и там все «плюсовые» провода были красные, а «минусовые» синие или черные.
Буквенная маркировка шин и проводов
В электросхемах, паспортах, да и на самом оборудовании часто проводники и контакты для подключения имеют буквенную маркировку. Ниже привожу расшифровку этих буквенных обозначений при переменном токе.
- L – фазный проводник в однофазной сети;
- L1, L2, L3 – фазные проводники в трехфазной сети;
- N – нейтральный (нулевой) проводник;
- M – средний проводник;
- PE – защитный проводник;
- PEN — совмещенный нулевой защитный и нулевой рабочий проводники.
Расшифровка буквенных обозначений при постоянном токе:
- «L+» — положительный (плюсовой) проводник;
- «L-» — отрицательный (минусовой) проводник.
Этой информации думаю для вас будет достаточно, чтобы вы смогли определить, куда в люстре на клеммнике подключается «фаза», «нуль» и «земля», а также определить нужные провода на схеме.
Не забываем улыбаться:
Вступительный экзамен в ВУЗе. Экзаменатор:
— Объясните, пожалуйста, почему крутится электромотор?
— А потому что электричество.
— Что ж это за ответ такой? Отчего же тогда допустим электрический утюг не крутится?
— А потому что не круглый.
— Ну хорошо, а электроплитка? Круглая? Почему она не крутится?
— А потому что шершавая, трение в ножках.
— Ладно. А лампочка! Электрическая! Круглая! Гладкая! Без ножек! Почему лампочка не крутится?
— А лампочка-то как раз и крутится.
— .
— А вот когда вы ее в патроне меняете, что вы делаете? Вы ведь ее крутите!
— Нда-а. в самом деле. кручу хм. Да! но ведь это я ее кручу, а не она сама.
— Ну, знаете, само по себе вообще ничто не крутится! Вон электромотору тоже, небось, электричество нужно!
Самое популярное
- Трехфазная схема распределительного щита — 5 вариантов
- Как правильно установить УЗО — до или после автомата
- Схема подключения дифавтомата
- Схема подключения выключателя
- Как соединять провода разного сечения?
Цветовое и буквенное обозначение проводников и шин
Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.
Шины в электроустановках должны быть обозначены (не путайте с обозначением проводников!) :
- при переменном трехфазном токе:
- фазы А — желтым,
- фазы В — зеленым,
- фазы С — красным;
- при переменном однофазном токе:
- шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом,
- шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом.
- Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;
- при постоянном токе:
- положительная шина (+) — красным,
- отрицательная (-) — синим и
- нулевая рабочая М — голубым цветом.
Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.
- Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.
- Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 50462-2009 для идентификации проводников не должны быть использованы по отдельности желтый и зеленый цвета. Желтый и зеленый цвета следует применять только в комбинации желто-зеленого цвета.
Расположение шин в электроустановках напряжением до 1 кВ
- при горизонтальном расположении:
- одна под другой: сверху вниз A-B-C-N-PE (PEN);
- одна за другой: наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
- при вертикальном расположении:
- слева направо A-B-C-N-PE (PEN) или
- наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
- ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:
- при горизонтальном расположении: слева направо A-B-C-N-PE (PEN);
- при вертикальном расположении: A-B-C-N-PE (PEN) сверху вниз.
Расположение шин постоянного тока в электроустановках 
- сборные шины при вертикальном расположении: верхняя М, средняя (-), нижняя (+);
- сборные шины при горизонтальном расположении: наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;
- ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.
Расположение шин в распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ
- при горизонтальном расположении:
- одна под другой: сверху вниз А-В-С;
- одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
- при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):
- слева направо А-В-С или наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
- ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):
- при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С;
- при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз А-В-С.
В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных выше, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.
Каким образом обозначаются шины при постоянном токе. Какое цветовое обозначение установлено для шин в электроустановках постоянного тока
В главе 1.1 ПУЭ 7-го изд., действующей с 1 января 2003 г., установлены следующие требования к идентификации проводников (выделено нам):
«1.1.29. Для цветового и цифрового обозначения отдельных изолированных или неизолированных проводников должны быть использованы цвета и цифры в соответствии с ГОСТ Р 50462 «Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям».
Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т. ч. шины, должны иметь буквенное обозначение РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.
Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом . Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах.
1.1.30. Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.
Шины должны быть обозначены:
1) при переменном трехфазном токе : шины фазы А – желтым , фазы В – зеленым , фазы С – красным цветом ,
2) при переменном однофазном токе шина В , присоединенная к концу обмотки источника питания, – красным цветом , шина А , присоединенная к началу обмотки источника питания, – желтым цветом .
Шины однофазного тока , если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока ;
3) при постоянном токе: положительная шина (+) – красным цветом , отрицательная (–) – синим и нулевая рабочая М – голубым цветом . …».
Процитированные требования содержат многочисленные ошибки. Во-первых, грубой ошибкой следует считать требование п. 1.1.30, предписывающее применять жёлтый цвет и зелёный цвет для идентификации двух фазных шин. ГОСТ Р 50462–92, который действовал с 1 января 1994 г. до 31 декабря 2010 г., запрещал применение отдельно жёлтого цвета и зелёного цвета, если возможна путаница с жёлто-зелёным цветом. Заменивший его ГОСТ Р 50462–2009, который действует до 30 сентября 2016 г., запретил применять для идентификации проводников отдельно жёлтый цвет и зелёный цвет. Аналогичный запрет содержит новый ГОСТ 33542 (см. ).
Использование для идентификации фазных шин жёлтого и зелёного цветов создаёт в низковольтных электроустановках условия, при которых можно перепутать защитные шины с жёлто-зелёной маркировкой и фазные шины с жёлтой или зелёной расцветкой. При этом возрастает вероятность ошибочного подключения к фазным шинам защитных проводников электропроводок и, как следствие – появление напряжения на открытых проводящих частях электрооборудования класса I, прикосновение к которым становится смертельно опасным для человека.
Во-вторых, шины, представляющие собой один из вариантов исполнения проводников, обычно применяют в низковольтных распределительных устройствах, которые производят и сертифицируют согласно требованиям национальных стандартов, установивших что цветовая идентификация проводников должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50462–92 или ГОСТ Р 50462–2009.
В-третьих, одновременное использование синего и голубого цветов для идентификации полюсной и средней шин неизбежно приведёт к опасной путанице, поскольку полюсная шина может находиться под напряжением 110, 220, 440 В и более, а средняя шина находится под напряжением, практически равным нулю. Более того, ГОСТ Р 50462–92 рассматривал синий и голубой цвета в качестве одного цвета.
В-четвёртых, в процитированных требованиях использованы понятия «однофазный ток » и «трёхфазный ток », что является грубой ошибкой. Однофазными и трёхфазными могут быть электрические системы, электрические сети, электрические установки, электрические цепи и электрическое оборудование. Электрический ток согласно ГОСТ Р 52002–2003 «Электротехника. Термины и определения основных понятий» может быть переменным, постоянным, пульсирующим и синусоидальным.
В-пятых, в рассматриваемых требованиях, сформулированных для электрических цепей постоянного тока, упомянута нулевая рабочая шина . Однако нейтральные проводники и, в том числе, шины применяют в электрических цепях переменного тока. В электрических цепях постоянного тока используют средние проводники. Поэтому указанная шина должна быть поименована средней шиной .
В-шестых, фазные проводники в требованиях обозначены буквами «А, В, С ». Однако в стандартах МЭК и разработанных на их основе национальных стандартах фазные проводники обозначают иначе – «L1, L2, L3 ».
В-седьмых, анализируемые требования сформулированы для электроустановок напряжением до 1 кВ , а стандарты МЭК и соответствующие им национальные стандарты устанавливают требования к низковольтным электроустановкам , функционирующим при напряжении до 1000 В переменного тока и до 1500 В постоянного тока включительно.
В-восьмых, в требованиях применена устаревшая терминология, не соответствующая терминологии ГОСТ 30331.1 (см. ).
Появление ошибок в требованиях к цветовой и буквенно-цифровой идентификации проводников объясняются следующими причинами. Требования п. 1.1.29 ПУЭ 7-го изд. были сформулированы на основе требований ГОСТ Р 50462–92, а требования п. 1.1.30 ПУЭ 7-го изд. были переписаны из п. 1.1.29 ПУЭ 6-го изд. образца 1985 г. Таким образом, общепринятые принципы цветовой идентификации проводников, установленные Международной электротехнической комиссией и содержащиеся в требованиях ГОСТ Р 50462–92, ГОСТ Р 50462–2009 и других национальных стандартов, разработанных на основе стандартов МЭК, до сих пор не получили своего корректного отражения в требованиях ПУЭ. Хотя 23 лет, прошедших с момента введения в действие ГОСТ Р 50462–92 и сменившего его ГОСТ Р 50462–2009, было более чем достаточно для корректировки всей национальной нормативной документации и, тем более, правильного формулирования анализируемых требований в главе 1.1 ПУЭ 7-го изд.
Заключение. Требования, изложенные п. 1.1.29 и 1.1.30 ПУЭ 7-го изд., необходимо заменить следующим:
Цветовую и буквенно-цифровую идентификацию проводников в электроустановках следует выполнять согласно требованиям ГОСТ 33542–2015 .
Шины электрические необходимы для соединения отдельных элементов электроустановок в единое целое.
Определение
Шины позволяют объединить все элементы электроустановки в одно целое. По сути, это проводники, сопротивление которых находится на низком уровне.
При совокупности нескольких шин в одной точке говорят о шинопроводах. Как правило, они устанавливаются на изоляторах, которые одновременно служат в качестве опор. Прячется он в специальный короб (канал). Благодаря этому он защищается от факторов окружающей среды. Шинопровод всегда должен быть устойчивым к возникающим динамическим и тепловым нагрузкам, ударным тока электросети.
Шины электрические выполняются в нескольких исполнениях. Для их деления на виды предусмотрено несколько классификаций.
По способу исполнения выделяют гибкие и жесткие шины. Их по-другому называют плоскими и трубчатыми. Гибкие шины не перекручиваются. Они не должны обладать высокой степенью тяжения. Причем степень тяжения всех проводов должна быть одинакова. Под влиянием температуры длина шины может изменяться. Поэтому жесткие модели оснащаются гибкими перемычками, которые должны компенсировать эти изменения. Кроме того, они оснащаются виброгасителями.
Кроме того, шины электрические могут быть изолированными и неизолированными. Уже из названия понятно, что в первом случае шина имеет слой изоляции, а во втором — нет.
Классификация шин по форме сечения
По форме поперечного сечения электрические шины делятся на следующие виды:
- Трубчатые.
- Прямоугольные.
- Коробчатые.
- Двухполосные.
- Трехполосные.
Плоские шины с прямоугольным сечением хорошо отводят тепло. Их использование целесообразно в сети с большой силой тока (от 2 тысяч до 4,1 тысячи ампер). В таких случаях они соединяются в группы по несколько штук. При этом образуется двух- или трехполосная шина.

Сборные шины обладают рядом недостатков:
- Сложно проводить монтажные работы.
- Индуктивный ток, который распределяется неравномерно.
- Низкая способность выдерживать механические воздействия.
- Снижена способность к охлаждению.
- Низкая устойчивость к коротким замыканиям.
В сети с напряжением 10-35 киловольт могут быть использованы коробчатые или плоские изделия. Наиболее эффективной считается трубчатая. Она обладает рядом преимуществ. Она прочна, хорошо отводит тепло. Электрическое поле вокруг нее распределяется равномерно. Благодаря этому не появляется коронирование.
Виды материала для изготовления шин
В зависимости от материала, из которого изготавливается шина, выделяют следующие шины электрические:
Последний вариант представляет собой сердечник, выполненный из оцинкованных стальных проводов, вокруг которого повиты провода из алюминия.
Алюминиевые шины обладают следующими преимуществами:
- Устойчивы к возникновению коррозии.
- Обладают высоким показателем электропроводности.
- Небольшой вес.
- Стоимость их ниже, чем других видов.
Для их производства используются пластичные с минимальным количеством примесей. Могут быть использованы низколегированные сплавы алюминия, магния и кремния. Дополнительные элементы позволяют увеличить прочность, пластичность, упругость.

Медные шины могут содержать в своем составе до 99,9 % меди. Такие изделия обладают маркировкой М1. Широко используются марки ШМТ и ШМТВ, которые производятся из бескислородной марки. Они отличаются степенью мягкости. Первые две буквы маркировки ШММ и ШМТ обозначают «Шина медная». Идущая далее буква «М» характеризует мягкие изделия, «Т» — твердые.
Маркировка при переменном трехфазном токе
Определить элементы электроустановок помогут «подсказки», которые выражаются в цветовом и буквенном обозначении шин и проводов. Они выбираются неслучайно. Их регламентируют стандарты.
Существует два способа цветового обозначения шин. Первый подразумевает, что маркировка электрических шин наносится на этапе изготовления. Производитель использует изоляцию разных цветов. Второй подойдет в тех случаях, когда изделие имеет один цвет. В таких ситуациях используют цветную изоленту, с помощью которой отмечают разные фазы.

В случае с трехфазным током маркировка будет выглядеть так:
- Фаза «А» окрашивается в желтый цвет.
- Фаза «В» окрашивается зеленым цветом.
- Фаза «С» окрашивается красным цветом.
Обозначение проводников
Заземляющий проводник маркируется РЕ. Он всегда обозначается желто-зеленым цветом. Цвета идут продольными линиями. Причем использование этих двух цветов по отдельности запрещено ГОСТом. Для нейтрального и среднего проводника (рабочего) с маркировкой N используется синий цвет.
При соединении нулевых защитных и рабочих проводников сочетают все три цвета. Маркировка в данном случае выглядит как PEN. Проводник выполняется синего цвета, а на его конце и в местах соединения выполняется полоса желто-зеленого цвета. В настоящее время допустимо выполнять и противоположную окраску: желто-зеленый проводник с синей полосой на конце.

Буквенная маркировка
Провода и шины электрические при переменном токе расшифровываются следующим образом:
- L — проводник однофазной сети.
- L с цифрами 1, 2 или 3 — проводник в трехфазной сети.
- N — нулевой проводник (или нейтральный).
- М — средний проводник.
- РЕ — заземляющий проводник (защитный).
- PEN — совмещенные нулевые проводники (защитный и рабочий).
При постоянном токе обозначения будут иметь следующий вид:
- L+ — проводник плюсовой (или положительный).
- L- — проводник минусовой (или отрицательный).
Все эти маркировки и обозначения носят обязательный характер. Они регулируются принятыми регламентами.
Запомнить все это сразу сложно. Но опытный электрик знает все это. Такая маркировка позволит определить, где и что подключено. А простому человеку этого будет достаточно, чтобы понять, к примеру, какая необходима шина для автоматов электрических. Она может понадобиться при ремонте электрической проводки в доме. К ней позже легко подключить дополнительные источники.
Для быстрого чтения схем и легкого определения разных элементов электроустановок были регламентированы цветовые и буквенные обозначения шин и проводов. Они четко прописаны в ПУЭ главы 1.1.29 и 1.1.30 и в ГОСТе Р 50462-2009.
Следует придерживаться этих правил. Это позволит любому электрику быстро разобраться в вашем распределительном щите. Еще согласитесь, что вы не раз задавались вопросом, а каким цветом сделать «фазу», а каким «нуль». Ниже вы найдете ответы на ваши вопросы.
Цветовая маркировка шин и проводов
Цветовая маркировка выполняется с помощью окраски изоляции токопроводящих жил в разные цвета. Это делается на заводе. Также возможна цветовая идентификация на концах провода в месте его подключения. Допустим, у вас есть одножильный провод одного цвета. Можно им подключить все три фазы и пометить разные фазы соответствующей разноцветной изолентой. Как это сделано на фото ниже.
ГОСТом Р 50462-2009 запрещено отдельное использование зеленого и желтого цветов по отдельности при маркировке проводников. Они обязательно должны быть в комбинации желто-зеленого цвета.
Комбинацией желто-зеленого цвета обозначается защитный проводник.

Синим цветом маркируется нейтральный и средний проводники.
Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники обозначают желто-зеленым цветом по всей длине и синей меткой на концах в месте подключения или наоборот синим цветом по всей длине и с желто-зелеными метками на концах.
Предпочтение фазным проводникам отдается таким цветам: черный, коричневый и серый. Хотя часто попадаются кабели с другой маркировкой жил. При переменном токе фазные проводники еще выделяют следующими цветами: красный, фиолетовый, розовый, оранжевый, белый, бирюзовый. Смотрите ПУЭ п.2.1.31.

При трехфазном токе шины обозначаются следующим образом:
- фаза А – желтым цветом;
- фаза В – зеленым цветом;
- фаза С – красным цветом.
В цепях постоянного тока согласно ГОСТа Р 50462-2009 провода маркируются следующим образом:
- положительный проводник «+» — коричневым цветом;
- отрицательный проводник «-» — серым цветом.
Согласно ПУЭ главы 1.1.30 шины при постоянном токе обозначаются так:
- положительная шина «+» — красным цветом;
- отрицательная шина «-» — синим цветом;
- нулевая рабочая М шина – голубым цветом.
Честно сказать, работая с оборудованием связи, большинство которого питается постоянным током, я ни разу не встречал провода коричневого и серого цветов. Я работал на нескольких десятках или даже уже сотен узлов связи и там все «плюсовые» провода были красные, а «минусовые» синие или черные.

Буквенная маркировка шин и проводов
В электросхемах, паспортах, да и на самом оборудовании часто проводники и контакты для подключения имеют буквенную маркировку. Ниже привожу расшифровку этих буквенных обозначений при переменном токе.
- L – фазный проводник в однофазной сети;
- L1, L2, L3 – фазные проводники в трехфазной сети;
- N – нейтральный (нулевой) проводник;
- M – средний проводник;
- PE – защитный проводник;
- PEN — совмещенный нулевой защитный и нулевой рабочий проводники.
Расшифровка буквенных обозначений при постоянном токе:
- «L+» — положительный (плюсовой) проводник;
- «L-» — отрицательный (минусовой) проводник.
Этой информации думаю для вас будет достаточно, чтобы вы смогли определить, куда в люстре на клеммнике подключается «фаза», «нуль» и «земля», а также определить нужные провода на схеме.

Не забываем улыбаться:
Вступительный экзамен в ВУЗе. Экзаменатор:
— Объясните, пожалуйста, почему крутится электромотор?
— А потому что электричество.
— Что ж это за ответ такой? Отчего же тогда допустим электрический утюг не крутится?
— А потому что не круглый.
— Ну хорошо, а электроплитка? Круглая? Почему она не крутится?
— А потому что шершавая, трение в ножках.
— Ладно. А лампочка! Электрическая! Круглая! Гладкая! Без ножек! Почему лампочка не крутится?
— А лампочка-то как раз и крутится.
— .
— А вот когда вы ее в патроне меняете, что вы делаете? Вы ведь ее крутите!
— Нда-а. в самом деле. кручу хм. Да! но ведь это я ее кручу, а не она сама.
— Ну, знаете, само по себе вообще ничто не крутится! Вон электромотору тоже, небось, электричество нужно!
-
краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Рекомендуем другие статьи

Приснился белый котенок — толкование сна по сонникам К чему снится беленький котенок

Что такое вид затрат в 1с

Ндфл с доходов нерезидентов (о порядке пересчета ндфл при изменении статуса работника в течение года) 183 календарных дней в течение
Цветовая маркировка проводов и шин
Декабрь 31st, 2011
Рубрика: Провода и кабели

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».
При проведении электромонтажных работ, очень часто поднимается вопрос о цветовой маркировки проводов.
Это раньше, так сказать в «застойное» время, применялись провода только белого цвета, реже черного.
Поэтому определить в электрической сборке фазу или ноль, занимало достаточно много времени. Приходилось прибегать к помощи указателей напряжения и различных аналоговых и цифровых приборов.

Чтобы этого избежать, нужно приводить цветовую маркировку проводов и шин к единому стандарту.
И как всегда обратимся к нормативным документам, а именно к ПУЭ, Глава 1, п.1.1.29. и п.1.1.30. Там четко сказано, что идентификацию жил проводов и шин по цветам или цифровым обозначениям необходимо использовать, согласно ГОСТ Р 50462-92.

Согласно ГОСТ Р 50462-92, п.3.1.1, для идентификации проводников и шин могут быть применены следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, серый, белый, розовый, бирюзовый.

Согласно ПУЭ, п.1.1.29:
- нулевые рабочие проводники (N) должны иметь голубой цвет
- cовмещенные нулевые рабочие и нулевые защитные проводники (PEN) должны иметь голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах
- нулевые защитные проводники (РЕ) и проводники защитного заземления должны иметь желто-зеленый цвет


Приведу для примера несколько фотографий. Все нулевые рабочие проводники (N) подключены к шине (N) и имеют голубой цвет. Все нулевые защитные проводники (РЕ) подключены к шину (РЕ) и имеют желто-зеленый цвет.




А все остальные цвета, кроме голубого (синего) и желто-зеленого могут быть использованы в качестве фазных проводников.

На фотографиях ниже видно, что фазные проводники имеют белый цвет.


Цветовая маркировка проводов и шин при переменном трехфазном токе
Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном трехфазном токе шины фазы А должны иметь желтый цвет, фазы В — зеленый цвет, фазы С — красный цвет. Запоминается легко и просто в виде сокращения «ЖЗК», т.е. желтый, зеленый, красный.


Для наглядности приведу несколько примеров.
Система сборных шин напряжением 10 (кВ).

Два измерительных трансформатора НОМ-10 (кВ).

Отходящий фидер распределительной подстанции напряжением 500 (В).

Отходящие фидера секции 400 (В).

Как видите, на приведенных примерах цветовая маркировка шин при переменном трехфазном токе полностью соблюдается.
Кстати, не обязательно, чтобы шины были полностью выкрашены в тот или иной цвет. Вполне достаточно делать цветовую маркировку (в виде краски, наклеек, термоусадочных трубок, бирок и т.п.) в местах присоединения шин к коммутационным аппаратам.


Цветовая маркировка проводов и шин при переменном однофазном токе
Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном однофазном токе шина фазы В, присоединенная к концу обмотки источника питания, должна иметь красный цвет, а шина фазы А, присоединенная к началу обмотки источника питания, должна иметь желтый цвет.


К сожалению, наглядных примеров таких электроустановок у меня нет. Может у кого имеются фотографии, то буду очень благодарен, если Вы поделитесь.
Кстати, если шины однофазного тока являются ответвлением от системы трехфазного тока, то они обозначаются, согласно требований цветовой маркировки трехфазной системы.

Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе
Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при постоянном токе положительная шина («плюс») должна иметь красный цвет, отрицательная шина («минус») — синий цвет и нулевая рабочая («М») — голубой цвет.


В качестве примера приведу щит постоянного тока (ЩПТ) =220 (В).


А это выводы непосредственно с аккумуляторной батареи.


Кстати, со свинцовой-кислотных батарей СК-5 мы плавно переходим на необслуживаемые батареи Varta.

Дополнение
С 01.01.2011 отменен, указанный в начале статьи ГОСТ Р 50462-92. Вместо него вступил в силу ГОСТ Р 50462-2009, в котором некоторые пункты противоречат предыдущему ГОСТу. Например, в п.5.2.3 говорится, что для фазных проводников предпочтительны следующие цвета:

Для наглядности выкладываю фотографию распределительного щитка одного из банков, на котором мы производили электромонтаж.
По моему мнению, ранее принятая маркировка «ЖЗК» является более наглядной.
В однофазной сети для фазного проводника предпочтительным цветом является коричневый. Соответственно, что если однофазная сеть является ответвлением от трехфазной, то цвет фазного проводника должен соответствовать цвету фазного проводника трехфазной сети.
Также был введен запрет на желтый и зеленый цвета, применяемые по отдельности (п.5.2.1). Они должны быть использованы только в комбинации желто-зеленого цвета для защитных проводников РЕ. В связи с этим и была изменена маркировка трехфазной сети «ЖЗК», т.к. желтый и зеленый цвета применялись в ней по отдельности.
Цифровая маркировка цепей постоянного тока тоже была изменена (п.5.2.4):
- коричневый цвет — положительный полюс (+)
- серый цвет — отрицательный полюс (-)
- синий цвет — средний проводник (М)
Внимание. Хочу Вас предупредить, что не нужно сейчас бежать и изменять существующую маркировку. Ведь когда вводились объекты, действовал еще старый ГОСТ Р 50462-92. А вот при вводе в эксплуатацию уже новых электроустановок ГОСТом 50462-2009 пренебрегать не следует.
Если по каким то причинам нет возможности выполнить маркировку проводов и шин по вышеперечисленным требованиям, то можно использовать любые цвета. Но необходимо на концы жил намотать изоленту, наклейки, одеть кембрики или термоусадочные трубки соответствующего цвета, например, вот так:


И уже по традиции, смотрите видео по материалам данной статьи:
P.S. Уважаемые коллеги, я прошу Вас при выполнении электромонтажных работ соблюдать требования по цветовой маркировке проводов и шин. Давайте уважать друг друга.
Похожие статьи:
- Типовые схемы электропроводки в квартире
- Виды электропроводок
- Электропроводка в квартире. С чего начать?
- Схема электропроводки в квартире. Часть 2.
- Как правильно соединять провода?
- Причины отключения автоматического выключателя
Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:
120 комментариев к записи “Цветовая маркировка проводов и шин”
Да. Если есть стандарты в маркировке проводов то надо их соблюдать!
ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Спасибо, полезная и нужная информация.
Елена Метелева :
Целая наука эта электрика, оказывается! я и не подозревала, что цвет имеет такое значение!
Распечатаю и всегда будет под рукой. Спасибо.
Я сама очень боюсь лезть к электрике, нужно быть специалистом в этом деле, потому что могут быть плачевные последствия. Нужно обязательно соблюдать правила и все требования к маркировки проводов и шин. Покажу статью мужу.
Слава богу, в домашних розетках и выключателях есть только красная или коричневая фаза, синий или зеленый ноль и желтая земля. Более сложные работы с электричеством я не выполняю.
Олесья Миллер :
Вспомнила сразу куча фильмов, с выбором, а каким же цветом проводок перерезать?!
Таки я вообще редко сам копаюсь в электричестве, но для сведения, статью забрал.
Все профессионально . Ну конечно лучше не путаться в проводах
Ольга Канунникова :
Согласна с автором. О цветах электропроводки знаю давно. Мне муж об этом рассказывал. Он электрик. Полезно!
Цветовая маркировка очень удобна. Легко подсоединить нужные провода
Цветовая маркировка, это удобно, у меня муж когда во время ремонта делал проводку, на потолке рисовал схему и подписывал, куда что
Теперь Вы уже знаете цветовую маркировку проводов и рисовать дополнительно на потолке нет необходимости…
Светлана Сидорова :
Знала о цветовой маркировке, но ни-когда так четко не объясняли… Благодарю.
Эти стандарты обязательны в применении. Но к сожалению, далеко не все ими руководствуются. Спасибо за информацию!
Alecsahddr :
Вот это полезная информация. Отдельные фрагменты, конечно, в голове держишь, но теперь закину страницу в закладки, будет шпаргалка.
Классная статья и очень нужная! Очень часто наблюдаю что электрики цепляют какие попало цвета… Знал даже одного инспектора из комунэнерго по трехфазным учетам так он желто-зеленый цеплял на фазу. Когда я его спросил почему он так делает- он ответил что типа все знает но специально так подцепляет потому что считает что эти требования- полная ерунда…(. ) К счастью больше инспектором он не работает уже))) И электриком тоже.
Статья полезная и нужная! Отдаю мужу, пусть пользуется!Спасибо!
Первый рисунок — для проводов, последние 3 — только для шин, к проводам отношения не имеют
Согласен. Так говорится в ПУЭ. Лично я в работе применяю цветовую маркировку даже и на проводах. Хуже не будет. А ПУЭ требует обновления, причем во многих разделах. Просто пока руки у них не доходят сделать изменения.
а можете подсказать,если кабель трехфазный,четырехжильный с цветами красный,белый,синий и желто-зеленый,какие провода фазы,а какой ноль?
Илья, в статье и писал об этом «Если по каким то причинам нет возможности выполнить маркировку электропроводки по вышеперечисленным требованиям, то можно использовать любые цвета. Но необходимо на концы жил проводов одеть «кембрики», цветную изоленту ПВХ или термоусадочные трубки соответствующего цвета».
Отличная информация! Взяла на заметку цветовую маркировку проводов. Спасибо.
А у меня вот стопор с проводами вышел, и маркировка у них: белый с синей полоской(синий получается), белый с зеленой (зеленый) и белый с черной (черный)
и как тут разобраться?! может просто уже мозги вскипели я просто туплю, т.к. целый день уже ремонт делаю)))
в общем буду очень признателен кто что подскажет
Такая маркировка не соответствует ПУЭ. В этом случае необходимо в щитке проследить какой провод куда подключен (какой провод отходит с автоматов, нулевой шинки и с заземляющей шинки). Если самостоятельно разобраться тяжело — я могу Вам помочь. Вышлите фото Вашего квартирного щитка мне на почту.
Спасибо за внимание, проблема решилась методом тыка, на удачу)) и удача была на моей стороне, но так совсем не надо было делать…))
в общем все кока кола свет есть))
Данил, рад за Вас. Но никогда не забывайте про электробезопасность.
Цветовая маркировка очень важна. при проведении электромонтажных работ! Дмитрий, у Вас всё очень подробно описано, спасибо! Для мужа ставлю в закладки, он как раз собирается менять дома проводку.Тоже пишет на стенах…
ВВГ 3х2,5 себе по квартире тяну…одна жила желтая(земля),другие-белая и красная. Надо полагать фаза-красная жила. Цвет опасности !
А ноль тогда белый…
Тут уже на Ваше усмотрение, какой цвет выбрать фазовому проводнику. Я в таких случаях все равно фазу делаю белой, так привычнее для меня.
Если по правилам, то Алексей прав фаза должна быть любой цветной , черный или белый идет как ноль если нет синего. Заметка профессионала.
Алекс, а Вы статью вообще читали. Там как раз таки все написано по правилам. И если цветовая маркировка проводов отсутствует, то необходимо на концы жил проводов одеть «кембрики», цветную изоленту ПВХ или термоусадочные трубки соответствующего цвета.
с января 2011 ПУЭ изменили стандарты цветовой маркировки,вместо ЖЗК будет коричневый-L1,черный-L2,серый-L3
Не слышал про это. Ссылочку дайте на источник. И опять хочу сказать, что даже если цветовую маркировку проводов и шин изменили, то эти изменения коснуться только вновь вводимого оборудования.
Константин :
Однофазная нагрузка, провод ВВГ 3х1,5, цветовая маркировка: коричневый, черный, белый. Чем руководствоваться?
Это нестандартная маркировка проводов, поэтому цвет выбирайте самостоятельно. В комментариях выше это уже обсуждали — почитайте.
Спасибо за статью.
2 вопроса:
1. с какой стороны правильно размещать фазу в розетках?
2. в 4-х жильном кабеле ноль — это синий или ж-з?
Да и ответ Михаилу: ж-з используется (у меня, по крайней мере) как вторая фаза с 2-х клавишного выключателя.
Александр, здравствуйте. 1. Правилами нигде не оговорено про сторону размещения фазы и нуля в розетке. Я делаю следующим образом. Например, в помещении одной квартиры подключаю фазу слева, ноль справа, т.е. одинаково во всех розетках в районе этой квартиры или какого-нибудь другого объекта. 2. Если в кабеле есть синяя жила, то лучше ее использовать под ноль. Но бывает и так, что в кабеле нет ни синей, ни ж/з жилы. Приходится самому назначать цветовую маркировку проводам. Что касается двухклавишного выключателя — такое бывает и совсем даже не редко. Например, прокладывают до выключателя кабель ВВГнг 3х1,5 со стандартной цветовой маркировкой, а потом подключают его примерно так: белый — общая фаза, синий — отходящая фаза на 1 группу ламп, ж/з — отходящая фаза на 2 группу ламп.
Спасибо. С интересом читаю Ваши статьи, нахожу для себя много нового.
Надо производителям проводов установить госты,стандарты на цвета проводов,а если хотят отличится пусть ставят клеймо снаружи. Какую только радугу не выпкскают,
но это еще не всё что они могут. Подключал клиенту прововод 2*6,
так один провод 6мм.кв,а другой 4мм.кв,даже на вид видно!
Такого я еще не встречал лично. Обычно оба провода не соответствуют заявленному сечению.
Даже без особых знаний, можно все подсоединить правильно, все потому что провода разного цвета, не ошибешься
В кабелях КГ 4х** часто бывает два черных, коричневый и синий. Зачем так делают?
Лучше спросить об этом самих производителей. Я бы так подключил провода: коричневый — фаза, синий — ноль, черный — земля, второй черный — резерв.
пожалуйста подскажите. у меня розетка вышла из строя. все три провода белые, как определить к какому подключать.
Сергей, фазу в розетке можно определить с помощью индикатора или указателя напряжения. А нулевой и защитный проводники подключайте также, как было на старой розетке — не ошибетесь.
Очень нужные статьи.Спасибо
А должны ли маркироваться по ЖЗК перемычки в щите ВРУ, выполненные проводом? А далее отходящие стояковые провода?
Виталий, маркировка должна быть нанесена абсолютно на всех проводниках и ответвлениях.
Это, конечно, здорово — нуль всегда голубой. Но вот берёшь кабель 4х2,5 (демократов прошу не радоваться — не российского, т.к. не в России живу, а финского производства), а там голубой жилы вообще нет. Чёрная, серая, коричневая и жёлто-зелёная.
Grey Cat, ничего страшного — бывает. В конце статьи для такого случая я написал, что нужно делать: если по каким то причинам нет возможности выполнить маркировку электропроводки по вышеперечисленным требованиям, то можно использовать любые цвета, необходимо на концы жил проводов одеть «кембрики», цветную изоленту ПВХ или термоусадочные трубки соответствующего цвета.
Grey Cat, в Вашем случае жз можно использовать как ноль. У меня вот есть кабель 4х6, так в нем есть и синий и желто-зеленый! Какой из них на фазу кидать?
Алексей Александрович :
Админ:
15.09.2012 в 19:45 Не слышал про это. Ссылочку дайте на источник. ГОСТ Р 50462-2009 введен с 01.01.2011г. (взамен ГОСТ Р 50462-92)
Добрый вечер. Прокомментируйте пожалуйста новый ГОСТ на маркировку проводов(серый,черный и коричневый). Что теперь ЖЗК не актуально. И если по новому стандарту сделать контролирующая организация у виска не покрутит? Спасибо.
Alexsander :
Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе. Картинка не отображается.
А в каком порядке фазы отходят отгенератора. Не нашел четкой информации. Есть четкий ГОСТ или определяется позже, с помощью приборов?
за эту статью не скажу . но дружище -мой тебе .как молодые скажут -респект .сильно благодарен за схемы подключения контакторов.четко.жду ваших дальнейших рассылок.заранее благодарен….p/s вам бы преподом быть
Ecли чередование фаз ABC маркируются цветами Ж.З.К., т.е жёлтый, зелёный, красный, то чередование цветов жил, маркируется цветами Б.Ч.К., т.е. белый, чёрный, коричневый (здесь у автора статьи вышла неувязочка — у него Б.К.Ч. Далее — «0″ всегда голубой, или если хотите синий; белый всегда — фаза; чёрный — если нет голубого цвета становиться «нулевым», красный, если нет жёлто-зелёного цвета становится «земляным». В остальных случаях при наличии жёлто-зелёного и голубого цветов, другие цвета — фазные. При постоянном напряжении красный «+», чёрный «-».
Если вам попадается четырёхжильный кабель с маркировками цветов — жёлто-зелёный, голубой, чёрный и коричневый, то по формуле Б.Ч.К. фазы — жёлто-зелёный(Б), вместо белого; чёрный(Ч); коричневый(К); а голубой — всегда «0″.
Геннадий, Вы видимо не читали статью. Согласно, последнего ГОСТа фазные проводники необходимо маркировать, как К-Ч-С, а не Б-Ч-К, как Вы предлагаете. Если в кабеле цвета жил не соответствуют стандартным цветам ГОСТа, то Вы сами определяете какой цвет придать жилам (здесь нет строгостей), главное потом на концы жил проводов одеть «кембрики», цветную изоленту ПВХ или термоусадочные трубки соответствующего цвета по ГОСТу.
К огромному сожалению, в России всем насрать на эти рекомендации, как и на правила дорожного движения. Миллион раз видел фазу на проводе с голубой оплёткой.
Добрый день, всем читающим и пишущим! Да, всё конечно в статьях хорошо расписано, но… Мы в России живём, а здесь ГОСТы редко кто соблюдает. Сколько угодно можно привести примеров, когда строители сдают новые объекты, а принимают комиссии… И ни те, и не другие, понятия не имеют, как и что должно быть правильно.
Зря Вы так, Илья. Это все зависит от компетентности комиссии (уровня знаний) и ее ответственности при сдаче объектов в эксплуатацию. У нас наоборот, инспектор Ростехнадзора (старенький дедушка) очень дотошен ко всему, все пункты правил знает наизусть и очень требователен при сдаче. Приведу небольшой пример. На последнем этаже в подъездном щитке у нас закончился желто-зеленый провод. Заземление щитка к магистрали РЕ мы выполнили белым проводом, ну и как то в спешке забыли про это. При сдаче инспектор это увидел, заставил переделать: либо проложить желто-зеленый провод, либо покрасить существующий белый провод в зеленый цвет. После этого убедился в устранении замечания и только после этого подписал акты.
Добрый день!
К щитку всегда подхожу с тестером и проблем никогда не возникало.
Можно конечно взять еще щуп. Но тестеру я больше доверяю. Тестером найти фазу элементарно если конечно он цифровой. Из 10-ти китайских дешевых щупов нашел только один нормально работающий. У знакомого в доме 380V один электрик развел в доме цветные фазы черный ноль а когда меняли счетчик на столбе развели синий ноль остальные фазы. В щиток который стоит в доме не посмотрели и включили БЫЛО ВЕСЕЛО. Холодильник улетел сразу)))). Только измерением можно добиться положительного результата… Не надо гадать на цветах. А вообще синий всегда был «0″….
Здравствуйте!
Меня интересует такой вопрос-а есть ли какая нибудь прописанная четкая последовательность в цветах при подключении фаз(А,В,С), или последовательность цвета можно не соблюдать.
Олег, Вы читали статью?
Доброго времени суток! Хочу ВАС поблагодарить за четкость ваших статей и правильность их написания! Работаю в релейной защите недавно, и об новой идентификации проводников посредством цветового кода(ГОСТ Р 50462-2009) к сожалению не все знают.
Админ!В двухсекционных ТП есть секционик,если не трудно расскажи про него поподробней,Заранее благодарю.
Марат, Вы укажите что именно рассказать, а лучше укажите конкретный тип коммутационного аппарата, используемого в качестве секционника. У разных исполнений ТП бывают разные исполнения секционника: или разъединитель, или выключатель нагрузки, или автомат, или автомат с электрическим приводом и т.п.
Всем привет. В последнее время часто попадаются кабели с различной расцветкой фазных жил, редко встретишь положенные по ГОСТу.Многие говорят что есть какие то стандарты: «Б»,»Ч», «К» , но документального подтверждения этому не встретил.И ещё ведь часто на одном объекте присутствуют кабели с самыми разными вариантами расцветок. Всегда предлагал фазу с большей цифрой присваивать жиле с более тёмной расцветкой, а если есть сомнения то записывать на отдельном носителе до оконцевания проводов с обеих сторон.
Так маркируйте сами согласно ГОСТу и никто не докопается
Здравствуйте, уважаемый Админ!
Хотел бы внести для себя ясность в некоторых моментах ныне действующего ГОСТ Р 50462-2009. В нем предписывается для проводника PEN синий цвет (как для N-проводника), а, скажем, для PEL-провода — ж-зеленый цвет. Но ведь совмещенный нуль при электрораспределении подсоединяется на шину PE (с ж-зеленым обозначением), а уже к ней подсоединяется шина N (с синим обозначением). В системе TN-C функция защитного проводника имеет выше приоритет, чем функция рабочего нуля… Чем, по Вашему, можно объяснить такую цветовую маркировку? Возможно, я что-то упустил из виду…
И еще вопрос по поводу «заземленного фазного проводника LE» и «совмещенного защитного заземляющего и линейного проводника PEL». Каким образом они формируются и в каких случаях используются?
Спасибо.
Доброго времени суток!Помогите разобраться! Необходимо подключить дюралайт к линии освещения, выполненной кабелем СИП. Кабель 4-х проводниковый со странной расцветкой: красный,белый, зеленый и вообще без полосы (просто весь черный), причем точно известно что одна фаза отсутствует т. к. из за задолжнасти ТСЖ Горсвет отказался восстанавливать обрыв где-то в начале линии и часть светильников не горит( в шахматном порядке). 2 Фазы я нашел сразу- это красный и белый, а вот с нулем непонятки. Контрольная лампа и «цешка» выдают 220В и с зелёным и с черным.Все бы нечего подключайся к любому, но где гарантия, что Горсвет не восстановит линию и на дюралайт не пойдет 380В и 70 тысяч рублей + гирлянды 5т+ украшения в виде елочек 35т руб СГОРЯТ.Подымался на вышки к светильникам которые не горят они как раз и подключены к зеленому и черному, но где фаза а где ноль?
Евгений, загляните в рабочие и не рабочие светильники, и посмотрите, какого цвета родной ноль.
Спасибо Кирилл за совет- я так и сделал. Ноль оказался черная жила.Самое интересное, что наше внутредворовое освещение подключено к центральному уличному, а там цвет жил такой: красный, красный, зеленый и черный. А ноль угадайте какой…!? Один из красных. Вот вам и ПУЭ и СНиПы.
у меня в щитке трагедия, фаза вводная белым цветом, нуль и земля одного темно синего цвета, дом «хрущевка». Скоро собираюсь добрать до нежного вымени обслуживающей компании, ибо вообще непонятно что куда, все скрыто под панелью и цвета такие как выше описал
Алексей:Земля в хрущевках шла только на электроплиту от корпуса подъездного щетка.
полезная статья. Кстати, если кабель четырехжильный с двойной изоляцией,то его применяют для трехфазовых станков где ноль не обязателен и четвертый провод нужен для заземления зелено — желтого цвета.
Статья отличная. Собираюсь переделывать щиток, подскажите, а где взять жилы серого и коричнего цветов? В продаже не могу найти. Или порекомендуйте марку кабеля, который можно распустить.
Михаил, к чему напрасная трата времени на поиск нужного цвета я обычно использую в щитах провод марок ПВ1 или ПВ3(сейчас он пунг по моему называется), а для маркировки: изолента цветная, маркер или ТТУ
Согласен. Вернусь к белым с маркировкой.
Маркировка шин в новом ГОСТе, на мой взгляд, очень не удобная: три темных цвета серый, коричневый и черный могут быть плохо различимы, особенно когда в помещении и в шкафу мало света, пыль итд. Старая маркировка была намного нагляднее.
Чесный Джон :
Полностью согласен с Никитой! Маркировка в новом ГОСТе не просто не очень не удобная, а вообще никакая. Ни по критерию наглядности ни в аспекте электробезопасносности. Старый ГОСТ тоже не без «греха». Например: красным обозначались и «+» и фаза А, а синим «-» и рабочий 0. В электроустановках, где применятся и постоянный и переменный ток, однозначная идентификация по цвету затруднена или невозможна. Я не знаю каким местом думали господа инспекторы по электробезопасности составители ГОСТ Р 50462-2009 когда «наступали на те же грабли»: «+» и фаза А — коричневый, «-» и фаза С — серый и т.д. По-видимому жёлто-зелёный провод это — Священная Корова т.е. PEN-проводник, как во всем «цивилизованном» мире. И применять сию священную расцветку не по-назначению вельми грешно есть. А вот однозначная идентификация по цвету назначения провода дело десятое. На это у специально обученных людей должны быть специально для этого предназначенные приборы!
На самом деле маркировка в гост очень удобная. Во-первых, в ней не определен белый цвет, и это правильно, потому что в дешевых проводах вообще одни белые могут быть, кроме того, в каких-то стандартах белый — нейтраль, а у нас чаще используется под фазу. Во-вторых, насчет совместного использования переменного и постоянного тока, составители гост прекрасно понимали, что производители проводов не станут делать отдельные провода для постоянного и для переменного тока, поэтому брали одни и те же цвета. Что касается выбора этих цветов, то они унифицировали две наиболее часто используемые системы. По первой для плюса используется красный, а для минуса — черный. По второй для плюса используется черный, для минуса — черный с белой полосой. Т.е. черный цвет имеет противоположные значения в этих системах. По сути составители стандарта просто смешали цвета из этих систем: из красного и черного они получили коричневый, а из черного и черного с белой полосой они получили серый. При этом черного цвета в новом стандарте нет, значит, нет противоречия старым системам. Гост не запрещает использовать красный цвет, это если плохо различаются коричневый и черный в трехфазных сетях, многие производители используют красный вместо коричневого.
Добрый день! Скажите пожалуйста, можно в электрическом щитке (например в ВРУ на несколько домов) применять фазы желтого, зеленого и красного цвета, нулевой провод-синего, а защитное заземление-желто-зеленого?
Алена, раньше именно так и выполняли маркировку. Сейчас желательно применять требования уже нового ГОСТа 50462-2009, в котором фаза «А» обозначается коричневым цветом, фаза «В» — черным, фаза «С» — серым, ноль N — синим и РЕ — желто-зеленым.
Спасибо, так и будем делать)))
Здравствуйте! У меня по квартире нет розеток с заземлением, купили водонагреватель подключаем сперва было все нормально, потом стал биться током. Я провел новую розетку с заземлением, и забил прут в землю, подключили все работает отлично. Пришли электрики увидели и выписали штраф. Мол роетка перестала реагировать на счетчик, как так. Розетка реагирует на счетчик, я проверял когда сделал. На сегодняшний день стала реагировать как то слабовато, чуть-ли вообще не стоит.
Как мне доказать, что это не левая розетка.
Подскажите пожалуйста. Спасибо.
Так вы уже и написали бы- куда этот земляной проводник пристроили!
Как быть в однофазной сети, есть три жилы — зеленый, красный и белый? смотрел в магазине кабеля, все таких цветов
И в чем проблема? Красный обматерите линейным(фазным), белый пусть будет нейтралью(нолем), зеленый пусть заземлением служит, это все-таки ближе к общепринятому желто-зеленому, если есть отдельно такое.
Сегодня сдавали промышленный объект и главный энергетик сделал замечание по поводу того что в щитке не были соединены нулевая и заземляющая шина. Первый раз о таком слышал для чего это вообще делается?
Роман, это делается в случае перехода с системы заземления TN-C на TN-C-S — вот очень подробно об этом.
А есть примеры как и чем маркировать провода при монтаже проводки в частном доме? Первое что в голове это скотч + бумага + ручка
1- маркер водостойкий, в т.ч. и цветной
2- трубки термоусадочные разноцветные
3- трубка одноцветная и маркер…вариантов есть
толклво доходчиво большое спасибо.
Инспектор не принял эл.установку т.к. в водном шкафу на 2 ввода рубильники обвязаны шиной с маркировкой Ж-З-К и К-З-Ж. Есть ли требование соблюдать очередность фаз при цветовой маркировке? Спасибо.
В банке производили монтаж……….. Хотя бы маркеры на провода поставили A B C для эстетики и гребенку установили на автоматы. Глупо как то смотрятся кабельные перемычки на автоматах ABB. Шину с землей (для красоты) можно и наклейкой круглой PE обозначить, но это к слову.
Привет Админу!
Тут: «Цифровая маркировка цепей постоянного тока тоже была изменена (п.5.2.4)» ошибочка, однако…
Kisa.W, в смысле ошибочка?
Здравствуйте!Отличный сай.Хотелось бы написать немного о маркировке.Очень часто,когда делаешь электромонтажные работы,приходилось использовать кабеля с разными цветами,так как материал был заказчика.Поэтому приходилось не соблюдать маркировку,а делать следующим образом.Нариме освещение квартир,подъездов и тд.Так как кабея покупали с разной цветной маркировкой,приходилось использовать среднюю жилу-земля.Это не правильно,но зато не ошибешься.
ГОСТ 2009г.писался на основе европейского МЭК 60446:2007 (смотрите шапку ГОСТа), но в 2010 МЭК снова переименовал чередование цветов, потому сейчас в европе принято след. чередование: Черный-Коричневый-Белый
Цифровая маркировка цепей постоянного тока: КРАСНЫЙ цвет — положительный полюс (+)
ЧЕРНЫЙ цвет — отрицательный полюс (-)
синий цвет — средний проводник (М) Так что ждем нового ГОСТа. Что касается устаревшего ПУЭ: еще в середине нулевых разработчики этого документа заявляли, что новых изданий не будет, все новые нормативы будут выходить отдельными ГОСТами потому, в случаях противоречий, руководствоваться надо будет ими, не не ПУЭ. По поводу перемаркировки Ж-З (РЕ) В отходящий фазный от 2-х клавишного выключателя-так делать нельзя, т.к. Ж.-З.(РЕ) провод в ЛЮБОЙ точке монтажа должен обозначать заземление и только его (маркировка идет по всей длине проводника), поэтому вы обязаны в данном случае применять 4-х жильный кабель.
Здравствуйте. Правильно ли я понимаю, что по ГОСТу, действующему с января 11 года, при подключении Сип4, имеющего черную жилу и черно-синюю жилу, на ноль можно подключить черную с синей полосой?
Владислав, вполне. Вообще можно использовать любые цвета, но если концы жил отмаркировать соответствующим образом, например, с помощью тех же термоусадочных трубок и т.п.
Спасибо за ответ,спасибо за сайт, всех благ!
Здравствуйте, статья очень подробная и полезная. Спасибо. Но если учесть новые стандарты, сейчас цвета шин и проводов, в том числе заземляющий поменялись. Может к счастью установленные менять уже не надо, но при слабом знании, и требовании инспекции может быть путанница….
Хотя у Вас и сказано, что черный, серый и коричневый фазные, они сейчас являются основными фазными цветами, а заземляющий желтый с продольной зеленой полосой стал тем же желтым, только зеленые полосы уже поперек маркируются.
С 2009г принят европейский стандарт расцветки жил:
Фаза А — коричневый (допускается красный примерно в 40% случаев)
Фаза B — Черный (не серый и не темно-серый)
Фаза С — Серый (Допускается и по факту в 90% случаев — белый). Так-же серый должен отличаться от черного (т.е. быть однозначно светлее черного, и если кабель 4-ех или 5-ти жильный, то наличие синего (голубого для Нейтрали обязательно). Если же синего (голубого) нет, но есть белый и серый, а так-же коричневый(красный), черный, желто-зеленый. То либо отказываться от данного кабеля, либо вместо голубого использовать серый с голубой (синей) маркировкой. А белый на фазу C. Использование жил только желтого или зеленого запрещено. Разрешено только желто-зеленый и только для заземления или защитного нуля. Маркировку стоит осуществлять по старомк стандарту (ЖЗК) т.к. у многих лес дремучий и до википедии далеко идти, а так-же по причине путаницы в странах Европы по соответствию цветов жил к порядку фаз.
Здравствуйте! После выполнения мною тех условий по подключению к жилому дому трёхфазной электросети и проверки, работниками РЭС был осуществлён монтаж вводного провода сип 4х16, но, как оказалось, подключение было неправильно. А вводное устройство (автоматы и счётчик) мне смонтировал частный электрик, не соблюдая цветовой маркировки вводного провода, понадеевшись на то, что при подключении работники РЭС проверят расцветку и фазировку проводов. Кому выставить счёт за сгоревшие электробытовые приборы (обогреватели)? Спасибо за ответ? PS:жёлтый,зелёный и чёрный фазы, а с синей полосой- ноль
Статья супер. Я 5 лет как начальник службы по енергетической безопастности, а такой важной информации невстречал. Спосибо.
Скажите. вот согласно пуэ до выключателя нужно на разрыв тянуть L. Как быть, вынимать из ввгнг только одну белую жилу, чтобы соблюсти цветовую маркировку? Ведь если взять 2х1.5 и с его помощью подвести к выключателю (который как всегда за много метров от распаячной), нарушится цветовая маркировка! Как быть?
админ здравствуйте можно ли соединять шины между собой вплотную усиленно болтовыми соединениями по всей длине или же надо все таки брать пакет двухполосных шин
Даже гост умудрились переврать, если нормально взглянуть в ГОСТ Р 50462-2009 п5,2,3 там четко написано «для фазных проводников предпочтительными цветами являются коричневый, черный, серый и для умников специально что бы не крутили их как вздумается как в данном случае СКЧ, есть даже таблица какой цвет какая фаза, а то что у вас написано бред, сами бы разобрались в госте потом бы ссылались на него
андрей:
26.04.2018 в 12:26
Вы правы, в Таблице А.1 ГОСТ Р 50462-2009
Фазный проводник однофазной (трехфазной) цепи L (L1) коричневый
Фазный проводник трехфазной цепи L2 черный
Фазный проводник трехфазной цепи L3 серый
Нейтральный проводник N, заземленный фазный проводник однофазной цепи LE, заземленные фазные проводники трехфазной цепи LE1, LE2, LE3 синий
Андрей, а почему сразу «приврать». Да, ошибся слегка, спасибо, что указали на это, сделаю исправления в статье.
Здравствуйте. Не могли бы вы подсказать, что это за нулевой рабочий(М) при постоянном напряжении. Откуда он берётся, куда подключается. Плюс- понятно, минус- понятно, а это, что за точка.
Владимир_1970 :
у вас неправильное трактование А,В,С — посмотрите в ГОСТ — L1(А) коричневый, L2(B) черный, L3(C) серый

И вы посмотрите:
…Внимание. Хочу Вас предупредить, что не нужно сейчас бежать и изменять существующую маркировку. Ведь когда вводились объекты, действовал еще старый ГОСТ Р 50462-92. А вот при вводе в эксплуатацию уже новых электроустановок ГОСТом 50462-2009 пренебрегать не следует.
Если по каким то причинам нет возможности выполнить маркировку проводов и шин по вышеперечисленным требованиям, то можно использовать любые цвета. Но необходимо на концы жил намотать изоленту, наклейки, одеть кембрики или термоусадочные трубки соответствующего цвета…(с)