Реле обратного тока р-15е.
Назначение и технические данные. Реле Р-15Е предназначено для отключения аккумуляторной батареи от генератора управления, когда напряжение генератора становится ниже напряжения батареи, и подключения батареи к генератору управления, когда напряжение на нем становится больше.
Технические данные реле следующие:
Номинальное рабочее напряжение . . . . 50 В
Напряжение включения . 48 В
Обратный ток последовательной катушки, при ко-
тором размыкаются контакты …………………… . 2—2,5 А
Номинальный ток параллельной катушки …………………1,35 А
Разрыв главных контактов. 6—7 мм
Провал главных контактов. …………………………… 2,5—3 мм.
Нажатие главных контактов. ……………………. 0,5—1,5 кгс
Разрыв вспомогательных контактов ……………….. 4—5 ми
Провал вспомогательных контактов ……………………. 6—7 »
Нажатие вспомогательных контактов . ………………. ..0,05 кгс
Напряжение переменного тока частотой 50 Гц для
испытания изоляции в течение 1 мин …………………….1500 В
Конструкция и принцип действия.
Реле Р-15Е смонтировано на изоляционной панели 14 и состоит из последовательной 15 и параллельной катушек 24, якоря 20, ярма 21 с сердечником25, регулировочной пружины 26, главных16 и вспомогательных17 контактов.
РЕЛЕ ОБРАТНОГО ТОКА Р-15Е
При обесточенных катушках под действием пружины верхние контакты находятся в разомкнутом положении и батарея отсоединена от генератора управления; нижние контакты замкнуты и питают цепь сигнальных ламп и контактор ТКПМ-131-17 от аккумуляторной батареи.
Когда генераторы начинают работать, через параллельную 24 и последовательную 15 катушки начинает протекать ток. При напряжении на генераторах 48В якорь притянется и замкнутся сначала вспомогательный 17, а затем главный 16 контакты. Сигнальные лампы в кабине машиниста при этом гаснут. Вспомогательный контакт при включении закорачивает часть витков параллельной катушки, а главный подключает батарею к генератору. Для предотвращения температурного влияния на сопротивление параллельной катушки в ее цепь включен резистор rV.
Если напряжение генератора управления выше напряжения аккумуляторной батареи, то после включения реле начинается процесс подзарядки аккумуляторов через резистор ПП-075. При этом ток по параллельной и последовательной катушкам протекает в одном направлении и их магнитные потоки складываются.
Когда напряжение на зажимах генератора становится ниже напряжения аккумуляторной батареи, ток в последовательной катушке меняет свое направление и уже не усиливает, а ослабляет действие параллельной катушки. Якорь под действием пружины размыкает оба контакта и отключает батарею от генератора.
Реле обратного тока
После пуска дизеля тепловоза начинает работать вспомогательный генератор. Его напряжение поддерживается постоянным с помощью регулятора напряжения. Все цепи управления тепловозом при этом могут питаться током от вспомогательного генератора, а аккумуляторная батарея должна быть подключена на заряд. Ток от вспомогательного генератора в цепи управления тепловоза и на заряд аккумуляторной батареи проходит через специальный контактор, называемый контактором заряда батареи. Включением контактора заряда батареи управляет реле обратного тока. Реле имеет три катушки: верхнюю — напряжения; среднюю — токовую и нижнюю — дифференциальную (встречную) (рис. 206).
Рис. 206. Реле обратного тока
Все три катушки с помощью своих сердечников установлены на стальном основании, которое крепится к панели реле, изготовленной из изолирующего материала. Якорь реле, представляющий собой подвижную стальную пластину, может поворачиваться на держателе выступающей части сердечника токовой катушки. Нижний конец якоря снабжен подвижным контактом. Неподвижный контакт установлен на изолирующей пластине специального кронштейна. Пружина реле прижимает якорь к сердечнику дифференциальной катушки. На панели реле укреплены и резисторы. Катушка напряжения реле последовательное резисторами включена на выводы вспомогательного генератора, и ток в ней пропорционален напряжению генератора. Токовая катушка соединена последовательно с якорем вспомогательного генератора и батареей. Зажимы дифференциальной катушки подключены к плюсовым выводам вспомогательного генератора и батареи. Поэтому ток в ней зависит от разности их напряжений. Если напряжение вспомогательного генератора меньше напряжения батареи, то по дифференциальной катушке проходит значительный ток и ее магнитный поток создает усилие, которое совместно с нажатием пружины удерживает якорь реле обратного тока в выключенном положении. Контакты реле разомкнуты. Контактор заряда батареи выключен. Когда напряжение вспомогательного генератора при пуске дизеля становится несколько больше (на 2—3 В) напряжения батареи, то в дифференциальной катушке меняется направление тока. В катушке напряжения ток возрастает вследствие повышения напряжения вспомогательного генератора. Магнитный поток этой катушки при ослабленном магнитном потоке дифференциальной катушки создает достаточное усилие, чтобы притянуть якорь, и реле срабатывает. Контакты реле, замыкаясь, создают цепь тока катушки контактора заряда батареи. Контактор включается. При этом через токовую катушку проходит ток нагрузки вспомогательного генератора. Размыкающие блокировочные контакты контактора заряда батареи вводят в цепь катушки напряжения реле добавочный резистор для снижения тока в ней и ее магнитного потока. Теперь реле подготовлено к отключению в случае понижения напряжения вспомогательного генератора. Однако при номинальном напряжении вспомогательного генератора реле остается включенным потому, что ослабленный магнитный поток катушки напряжения усиливается магнитным потоком токовой катушки. Когда напряжение вспомогательного генератора снижается и становится ниже напряжения аккумуляторной батареи, то уменьшается ток в катушке напряжения и меняется направление тока в токовой катушке. Магнитный поток токовой катушки теперь дополнительно ослабляет поток катушки напряжения, и создаваемое им усилие становится недостаточным для удержания якоря.Реле отключается и разрывает цепь питания контактора заряда батареи, что приводит к его отключению. Может быть, контактор заряда батареи можно всегда оставлять включенным? Нет, ни в коем случае нельзя. Если дизель будет остановлен, то вспомогательный генератор окажется включенным на зажимы аккумуляторной батареи. Сопротивление обмоток якоря и добавочных полюсов вспомогательного генератора мало, батарея будет разряжаться током большой величины. Это опасно и для батареи, и для вспомогательного генератора. В последние годы на тепловозах 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В контактор заряда аккумуляторной батареи заменили полупроводниковым (кремниевым) диодом, пропускающим ток лишь в одном направлении. Поэтому отпала необходимость в применении реле обратного тока. Через диод проходит значительный ток вспомогательного генератора (до 150 А ), поэтому он снабжен для охлаждения ребристым радиатором, обдуваемым воздухом.
Что такое реле обратного тока
Как было выяснено ранее, напряжение генератора может изменяться в зависимости от числа оборотов якоря от нуля до некоторого наибольшего значения, поддерживаемого регулятором напряжения или третьей щеткой. В то же время напряжение на полюсах батареи изменяется незначительно, и как только оно превысит напряжение генератора, появится разрядный ток.
При длительном прохождении тока из батареи через генератор могут перегреться обмотки, испортиться изоляция и т.д. Кроме того, бесцельно разряжается и истощается батарея. Поэтому в цепь генератор — аккумуляторная батарея включают реле обратного тока. Назначение реле — автоматически включать батарею на зарядку, как только напряжение генератора превысит напряжение батареи, и отключать батарею от генератора, когда его напряжение станет меньше напряжания батареи.
Реле обратного тока состоит из ярма 3 (рис. 119) с сердечником 10, на котором расположены две обмотки: тонкая 4 и толстая 9; тонкая обмотка включена параллельно генератору, а толстая — последовательно между генератором и потребителями 12.
Рис. 119 — Схема реле обратного тока:
1 и 2 — провода; 3 — ярмо реле; 4 — тонкая обмотка; 5 — пружина; 6 — якорек; 7 — подвижный контакт; 8 — неподвижный контакт; 9 — толстая обмотка; 10 — сердечник реле; 11 — провод; 12 — лампа накаливания (потребители); А — амперметр; АБ — аккумуляторная батарея; Я — якорь генератора.
Часть тока из генератора ответвляется в тонкую обмотку реле, и поэтому сердечник реле намагничивается. Путь тока по обмоткам реле: положительная щетка — масса — тонкая обмотка 4 — толстая обмотка 9 — отрицательная щетка.
Когда напряжение генератора достигнет нормальной величины (7,0-7,5 в при напряжении батареи 6 в и 13,0-13,5 в при напряжении батареи 12 в), магнитная сила сердечника 10 увеличивается настолько, что он притягивает якорек 6; контакты 7 и 8 соединяются и цепь генератор- батарея замыкается. Путь тока генератора к батарее: положительная щетка — масса — батарея АБ — провод 1 — амперметр А — провод 2 — ярмо 3 — якорек 6 — контакты 7 и 8 — толстая обмотка 9 — провод 11 — отрицательная щетка.
Когда напряжение генератора снизится, ток пойдет из батареи в генератор по тем же проводникам, но в обратном направлении. Вследствие изменения направления тока в толстой обмотке сердечник реле размагничивается и контакты 7 и 8 размыкаются под действием пружины 5.
Когда двигатель не работает или работает на малых оборотах, контакты реле разомкнуты, все включенные потребители питаются током батареи. После замыкания контактов потребители и аккумуляторная батарея питаются током генератора или (при большой мощности потребителей) генератора и батареи совместно.
Реле обратного тока, регулятор напряжения и ограничитель тока обычно устанавливаются на одной панели и в общем кожухе. Такой прибор называется реле-регулятором.
Общая схема включения реле-регулятора показана на рис. 120. Буквы Б, Я и Ш на зажимах не являются условными — они поставлены на приборах. Добавочные сопротивления, не показанные на рис. 116, 117 и 119, необходимы для улучшения совместной работы приборов.
Рис. 120 — Схема включения реле-регулятора:
ОТ — ограничитель тока; РН — регулятор напряжения; РОТ — реле обратного тока; МШ — магнитный шунт; А — амперметр.
Что такое реле обратного тока
Электрооборудование двигателей внутреннего сгорания
Наши дополнительные сервисы и сайты:
e-mail: | office@matrixplus.ru tender@matrixplus.ru |
icq: | 613603564 |
skype: | matrixplus2012 |
телефон | +79173107414 +79173107418 |
г. С аратов
Реле обратного тока
Генератор работает совместно с реле-регулятором, который состоит из реле обратного тока, регулятора напряжения и ограничителя тока нагрузки. В большинстве случаев эти реле размещают на общей панели и называют реле-регулятором.
Реле обратного тока. Реле обратного тока (РОТ) предназначено для автоматического соединения генератора с внешней цепью, если напряжение на зажимах генератора больше э. д. с. аккумуляторной батареи.
Реле обратного тока состоит из ярма 10 (рис. 11) с сердечником, на котором намотаны две катушки: параллельная (шунтовая) ШО и последовательная (сериесная) СО.
Обмотка ШО является основной и состоит из большого числа витков с последовательно включенным сопротивлением температурной компенсации; обмотка СО состоит из малого числа витков толстого провода, через эту обмотку протекает ток нагрузки генератора.
Якорь 5, имеющий контакт 4, подвешен к ярму через термобиметаллическую пластинку 7 шунтированную
проводником 8. Якорь оттягивается от сердечника ярма пружиной Р; движение якоря вверх фиксируется ограничителем 6, а вниз — неподвижным контактом 3, укрепленным на стойке 2.
При напряжении, развиваемом генератором ниже 6-7 в для 6-вольтового электрооборудования, 12-13 в для 12-вольтового оборудования и 24-26 в для 24-вольтового оборудования, контакты 3 и 4 реле обратного тока разомкнуты пружиной 9 и все потребители питаются от аккумуляторной батареи 1.
Шунтовая обмотка ШО реле обратного тока всегда находится под полным напряжением генератора и намагничивает сердечник. Сериесная обмотка СО одним концом соединена с плюсовым зажимом генератора 11, а вторым — с ярмом 10.
Рис. 11. Схема реле обратного тока: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — стойка; 3 — неподвижный контакт; 4 — подвижный контакт; 5 — якорь; 6 — ограничитель; 7 — термобиметаллическая пластинка; 8 — шунтирующий проводник; 9 — пружина; 10 — ярмо; 11 — генератор; ШО — шунтовая обмотка; СО — сериесная обмотка
По мере увеличения числа оборотов якоря увеличивается напряжение на его зажимах и при напряжении, несколько превышающем э. д. с. аккумуляторной батареи, магнитное поле обмоток реле (в основном ШО) преодолевает сопротивление пружины и контакты реле обратного тока замыкаются. После замыкания контактов сердечник намагничивается еще сильнее, так как через обмотку СО пойдет ток нагрузки генератора, а направление движения тока в обмотках СО и ШО одинаковое.
При уменьшении числа оборотов якоря генератора уменьшается напряжение на его зажимах и, когда напряжение генератора станет ниже э. д. с. батареи, ток из батареи пойдет в генератор через сериесную обмотку реле (направление тока в шунтовой обмотке не изменится). Обратное направление тока в сериесной обмотке реле значительно уменьшает магнитный поток в сердечнике и под действием пружины контакты реле разомкнутся.
Время протекания обратного тока до момента размыкания контактов реле составляет 3-4 сек, а величина обратного тока не превышает 0,5-6,0 а.
Для уменьшения влияния температуры обмотки на ее сопротивление часть шунтовой обмотки выполнена из константановой проволоки, почти не изменяющей своего сопротивления при изменении
температуры. Кроме того, якорь реле подвешен к ярму на термобиметаллической пластинке. По мере нагрева реле и уменьшения магнитного потока, создаваемого шунтовой обмоткой, биметаллическая пластинка изгибается. При изгибе биметаллическая пластинка ослабляет действие пружины, прижимая якорь к сердечнику. Это обеспечивает замыкание контактов реле при неизменном напряжении на зажимах генератора независимо от температуры обмоток реле.
Дезинфицирующие средства
Моющие средства
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.
Моющие средства для
Кислотные очистители
Автошампуни Фаворит для