Нормативы освещения в подъезде многоквартирного дома
Освещение в подъезде многоквартирного дома — ответственность управляющей компании в соответствии с договором управления, заключенным с собственниками. УК должна следить за соблюдением норм освещенности и поддерживать осветительные и другие электрические приборы в исправном состоянии.
Основные требования к подъездному освещению по СП 52.13330.2016
В соответствии с СП 52.13330.2016 освещение в подъезде, в частности на лестничных клетках, в лифтовых холлах и поэтажных коридорах, должно быть на уровне не менее 20 лк. В помещениях консьержа освещенность должна составлять не менее 150 лк, а в вестибюлях — не менее 30 лк. Над входом в дом тоже устанавливают светильники, которые должны обеспечить среднюю освещенность на дорожном покрытии не менее 6 лк. На площадках запасного или технического входа она должна быть не менее 4 лк.
Согласно п. 7.3.8 СП 52.13330.2016, освещение лестничной клетки, лифтовых холлов, вестибюлей, приквартирных коридоров жилых зданий более 3 этажей должно иметь автоматическое или дистанционное управление. Оно позволяет уменьшить величину светового потока в ночное время до уровня эвакуационного освещения. Также в соответствии с указанным СП с целью энергосбережения можно использовать УКВО (устройства кратковременного включения освещения) с выдержкой времени или датчики движения (присутствия) и освещенности.
Еще требования к освещению лестничных клеток в многоквартирном доме содержатся в Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 N170. В соответствии с п. 5.6.15 в домах выше 5 этажей должно быть рабочее и эвакуационное освещение, причем первое обязано иметь автоматическую систему управления с помощью фотореле и частично отключаться в ночное время (с 24.00 до 06.00).
Выбор источников освещения для подъездов и лестничных площадок
Во многих подъездах до сих пор встречаются лампы накаливания, которые установлены без плафонов. Это грубое нарушение, поскольку такие приборы, используемые для освещения в подъезде, во время работы сильно нагреваются, из-за чего при соприкосновении с горючими материалами могут стать причиной возгорания. Отсутствие рассеивателей тоже считается серьезным нарушением, поскольку без них нельзя добиться равномерного неслепящего освещения.
Лампы накаливания и люминесцентные лампы не только не всегда безопасны, но еще и неэкономичны. Их часто используют ввиду низкой стоимости, но в долгосрочной перспективе это не дает жильцам многоквартирных домов никаких преимуществ.
Более выгодно сегодня использовать светодиодные лампы, учитывая, что уже существуют специальные светильники для ЖКХ. Их недостатком считают высокую стоимость, но приборы быстро окупаются за счет более экономного расхода электроэнергии и снижения затрат на оплату электричества. Кроме экономии светодиодные светильники имеют еще ряд плюсов:
- обеспечивают качественное освещение без пульсации;
- просты в обслуживании;
- имеют долгий срок службы (50-100 тыс. часов);
- не нагреваются, поэтому более безопасны, чем обычные лампы.
Если дополнить LED-светильники устройствами автоматического освещения, экономия будет еще более ощутимой. В таком случае лампы будут работать только тогда, когда это действительно необходимо. Для автоматизации используются:
- Кнопочные посты (станции), служащие для коммутации цепей управления переменным током. Здесь жильцам самостоятельно требуется включать-выключать свет с помощью кнопки.
- Датчики освещенности. Свет автоматически включается с наступлением темного времени суток, когда уровень естественного освещения снижается и становится недостаточным для передвижения по лестничным площадкам.
- Датчики движения. Светильники реагируют на движение и включаются, когда человек заходит в подъезд с улицы или выходит из квартиры.
В ассортименте «КСО-1» большой выбор светильников для ЖКХ, соответствующих требованиям к освещению в подъезде. Приборы имеют антивандальное исполнение и высокую степень защиты IP65, что позволяет устанавливать их в местах общего пользования. Кроме того, светильники обладают УФ-стабилизированным опаловым рассеивателем, который обеспечивает равномерное распределение света. Дополнительно приборы предусматривают «невидимое» подключение, при котором провода для соединения с сетью прячутся прямо в корпусе.
Заказывайте светильники для ЖКХ на сайте, а для получения консультации звоните нам по контактному номеру или пишите в онлайн-чате. Ответим на все вопросы по характеристикам приборов, поможем выбрать и установить приборы на вашем объекте.
Вопрос и ответ по электроснабжению мест общего пользования
Освещение мест общего пользования услуга жилищная или коммунальная?
В соответствии с жилищным законодательством все услуги, предоставляемые жильцам, разделены на жилищные (связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные (связанные с подачей в многоквартирный дом коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии).
Ранее собственники помещений в многоквартирных домах оплачивали энергоснабжение мест общего пользования по жилищной услуге в составе «содержание и ремонт жилого помещения».
Минрегион России письмом от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/07 разъяснил, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».
Позиция Минрегиона была подтверждена Решением Верховного суда Российской Федерации от 17.07.2008 № ГКПИ08-665. Действительно, на освещение мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс – электроэнергия. И расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме.
Какой нормативный правовой акт обязывает жильцов многоквартирных домов оплачивать потребление электроэнергии в местах общего пользования?
Их два. Это Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307) и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила № 530).
Согласно этим документам вся электроэнергия, поступившая в многоквартирный дом, должна быть оплачена в полном объеме жильцами дома.
Что включает в себя расход электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома?
Освещение и другое энергопотребление межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофонов, усилителей телеантенн коллективного пользования и другого имущества, придворовое освещение, все объекты, находящиеся на участке земли, принадлежащем собственникам данного дома и присоединенные к внутридомовой электрической сети (детские или хоккейные площадки и т.п.)
Как происходит расчет расхода электроэнергии в местах общего пользования для жильцов многоквартирных домов?
Порядок определения объемов электрической энергии, использованных на общедомовые нужды находится в непосредственной зависимости от наличия в многоквартирном доме общедомового прибора учета или его отсутствия.
При отсутствии общедомового прибора учета электрической энергии мест общего пользования оплата производится в размере 7 кВтч в месяц на 1 человека и на работу лифтового оборудования — 7 кВтч в месяц на 1 человека (постановление министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 21.12.2007 № 201-эк «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета в Калужской области»).
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета объем электроэнергии, использованный на общедомовые нужды, определяется следующим образом: от показаний коллективного (общедомового) прибора учета вычитаются показания поквартирных счетчиков (если их нет, то нормативы индивидуального потребления). То, что в итоге остается, и определяет расход электроэнергии в местах общего пользования, который затем распределяется между жильцами жилых помещений пропорционально потреблению электроэнергии каждой квартирой.
Когда в доме установлен общедомовой прибор учета, величина объема электроэнергии, используемой на общедомовые нужды, в каждом месяце бывает разной и зависит от фактического потребления.
Как в связи с новой формой расчета оплаты за электроэнергию мест общего пользования будут учитываться потери и кто их должен оплачивать?
Правила № 530 регламентируют, что количество приобретаемой электрической энергии для многоквартирного дома определяется на границе балансовой принадлежности по коллективному (общедомовому) прибору учету.
Величина данных потерь определяется исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией) как разность между объемом электрической энергии, определенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Таким образом, оплачивать разницу между показаниями общего коллективного счетчика на вводе дома и суммой показаний счетчиков в квартирах, согласно Правилам № 530, а также Жилищному кодексу Российской Федерации (статья 39) должен потребитель.
Но в расчет за электроэнергию мест общего пользования попадает и похищенная недобросовестными жильцами электроэнергия. Почему за них должны оплачивать другие жильцы?
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.08.2006 № 491, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации (далее – Правила № 491) собственники жилья отвечают за оборудование внутри дома, в том числе за внутридомовые сети, которые привести в порядок обязана ваша управляющая компания. Именно она должна содержать внутридомовые сети в порядке.
Добивайтесь от нее более качественного обслуживания, если оно вас не устраивает, меняйте управляющую компанию или берите управление домом в свои руки путем непосредственного управления или, создав товарищество собственников жилья.
В жилых домах имеются нежилые помещения (магазины, клубы и т. д.), в которых осуществляется предпринимательская деятельность. Как эти помещения производят расчеты за потребленную электроэнергию, кто осуществляет контроль?
В нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах, имеются приборы учета электроэнергии. В основном эти приборы включены в общую систему электроснабжения, и при расчетах из показаний общедомового счетчика показания счетчиков в нежилых помещениях должны вычитаться.
Договоры на энергоснабжение собственники или арендаторы нежилых помещений заключают с энергоснабжающей организацией самостоятельно, но контроль за потреблением электроэнергии в данном случае осуществляет энергосбытовая компания и управляющая организация, так как именно она, как представитель собственников жилых помещений, разрешает присоединение предпринимателя к внутридомовой сети.
Хотим установить счетчик в своем подъезде, чтобы не платить за весь дом.
Установить счетчики только на свой подъезд, конечно же, могут жильцы, чтобы четко проследить электропотребление в своем подъезде, но к расчету такой счетчик не будет приниматься ресурсоснабжающей организацией, так как согласно Правилам № 307 продают электрическую энергию как товар на границе балансовой принадлежности по основному коллективному прибору учета.
В Жилищном кодексе Российской Федерации нет понятия подъезд, а есть понятие многоквартирный дом, поэтому несмотря на то, что в вашем подъезде и будет установлен прибор учета, электроэнергия, отпущенная на общедомовые нужды, будет учитываться по основному коллективному (общедомовому) прибору учета и распределяться пропорционально потреблению электроэнергии каждой квартирой.
Однако отметим, что показания подъездных приборов учета, если они только будут установлены абсолютно во всех подъездах дома, помогут в поиске несанкционированного отбора электроэнергии (воровства).
Если человек не является собственником жилого помещения, а проживает в квартире по социальному найму и, соответственно, платит за найм. Правомерно ли в этом случае брать плату за электроэнергию мест общего пользования?
Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
Поэтому наниматель по договору социального найма обязан платить за коммунальные услуги, в том числе и за освещение мест общего пользования.
Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 61 «Пользование жилым помещением по договору социального найма»;
Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 154 «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги».
Многие вычеркивают из своих квитанций новую строку, чтобы как раньше платить только за электроэнергию, потребленную в квартире. Правильно ли это?
Электроэнергия мест общего пользования – неотъемлемая часть платежа за электроэнергию. Исключая из платежа сумму оплаты электроэнергии мест общего пользования, жильцы будут накапливать долг. А к должникам применяются все законные меры воздействия, в том числе и ограничение подачи электроэнергии.
Если одни жители не платят за расход электроэнергии в местах общего пользования, их долги разбиваются на других жителей дома?
Ни в коем случае. Каждый отвечает только за свои долги, так как задолженность находится на конкретном лицевом счете жильца.
Как уменьшить расходы жильцов по оплате электрической энергии, поставляемой на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов?
Для уменьшения расходов собственников по оплате электрической энергии, поставляемой на общедомовые нужды многоквартирных домов, рекомендуем жильцам осуществить следующие мероприятия:
1. В рамках заключённого договора управления многоквартирным домом обязать управляющую организацию, отвечающую за обслуживание внутридомовых электрических сетей, провести ревизию внутридомового электрического оборудования с целью:
выявления фактов несоответствия приборов учёта требованиям технических регламентов;
выявления фактов подключения нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, с нарушением порядка учёта электрической энергии, повлекших за собой искажение данных о фактической величине потребления электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирных домов;
выявления фактов воровства и хищений электрической энергии.
2. Возложить на управляющую организацию обязанности по замене приборов учёта, не отвечающим требованиям технических регламентов, по изменению схемы энергоснабжения нежилых помещений и выведению коммерческого учёта поставленной в нежилые помещения электрической энергии из-под общедомового учёта, по составлению актов об установлении фактов воровства и хищений электрической энергии, пресечению выявленных фактов и обращению в органы внутренних дел с требованием о возбуждении уголовных дел в отношении виновных лиц.
3. Приведение в надлежащее исполнение обязанностей со стороны всех собственников помещений многоквартирного жилого дома по своевременному и правильному снятию показаний индивидуальных (поквартирных) приборов учёта электрической энергии, а также по своевременной передаче полученных данных в адрес гарантирующего поставщика.
Расчет платы за электроснабжение в местах общего и вспомогательного пользования
Информационное письмо о порядке расчета платы за электроснабжение в местах общего и вспомогательного пользования в жилых помещениях (коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитие) при отсутствии приборов учета.
В связи с многочисленными обращениями граждан, проживающих в жилых помещениях (коммунальные квартиры в многоквартирном доме, общежития) по вопросу расчета платы за электроэнергию мест общего и вспомогательного пользования, министерство конкурентной политики и тарифов Калужской области разъясняет. В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы граждан за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета в Калужской области (далее — нормативы) утверждены постановлением министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 21.12.2007 № 201-эк (далее – Постановление) в соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее – Правила).
В соответствии с Правилами нормативы дифференцированы в зависимости от количества комнат в квартире и количества человек, проживающих в квартире. Например, для семьи из двух человек, занимающей две комнаты в коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитии), норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению составит 52 кВт час на 1 человека в месяц.
При расчете нормативного объема потребления электрической энергии для граждан, проживающих в коммунальной квартире (общежитии квартирного типа), следует принимать в расчет величину норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в зависимости от количества граждан, проживающих в семье, и количества комнат, занимаемых семьей. Данные показатели указаны в таблице 8.1 Постановления. Нормативы потребления электрической энергии в этой таблице определены только для жилой комнаты (комнат) без учета потребления электрической энергии на работу электрооборудования помещений вспомогательного использования (кухни, душевые, туалеты, прачечные, коридоры, холлы), которые являются общим имуществом в жилом помещении (коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитии), освещения мест общего пользования (лестничных площадок и придомовой территории) и лифтового оборудования.
Например, для семьи из двух человек, занимающей две комнаты в коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитии), норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению составит 52 кВт час на 1 человека в месяц.
Расчет размера платы за электроснабжение в местах общего и вспомогательного пользования в указанных жилых помещениях (коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитии) определяется по формуле, указанной в пункте 4 примечания к Постановлению.
Применение иного расчета в отношении населения, проживающего в жилых помещениях (коммунальные квартиры в многоквартирном доме, общежития) и тарифов на электрическую энергию, установленных для населения, является нарушением порядка ценообразования, что в соответствии со статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет административную ответственность. При завышении регулируемых государством цен — штраф на граждан 5 000 рублей, на должностных лиц – 50 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет, на юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги).
Указанные в Постановлении нормативы на электрическую энергию являются обязательными для осуществления расчетов с населением. При этом рекомендуем осуществлять установку индивидуальных приборов учета электрической энергии вне зависимости от вида занимаемого жилого помещения, которая позволит оптимизировать расчеты граждан за потребленную электрическую энергию.
В случае выявления фактов неправильного применения тарифов на электрическую энергию или иного расчета электроэнергии в местах общего пользования (коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитии) необходимо обращаться по телефону: 8 (4842) 715 543.
Горячая линия министерства: 715 546
Освещение в подъезде многоквартирного дома
Освещение в подъезде многоквартирного дома должно соответствовать санитарным и противопожарным нормативам. Рассмотрим актуальные правила и разберемся, как подобрать лампы для подъезда МКД и кто обязан организовать там освещение.
- Основные нормативные акты об освещении в МКД
- Освещение МКД и его виды
- Требования к освещению общих помещений МКД (нормы освещенности, типы ламп)
- Осветительные приборы для многоквартирных домов и их классификация
- Лампа накаливания
- Люминесцентная лампа
- Светодиодный источник
- Автоматическое освещение
- Освещение над подъездом
- Сроки восстановления освещения в подъезде
Основные нормативные акты об освещении в МКД
- Постановление Правительства РФ № м1628 от 27.09.2021 года «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности»,
- СанПиН 2.1.3684-21,
- Свод правил СП 52.13330.2016,
- Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ № 416 от 15.05.2013 года,
- Постановление Правительства РФ № 290 от 03 апреля 2013 года,
- Постановление Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года,
- Постановление Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (ред. от 03.02.2022 года). Срок действия документа по 31 декабря 2027 года.
Освещение МКД и его виды
Любой житель многоэтажки желает проживать в комфортных и безопасных условиях, с качественным освещением подъезда и придомовой территории.
Постановлением Правительства № 1628 от 27 сентября 2021 года утверждены Правила установления требований энергетической эффективности МКД, согласно которых все здания должны быть оборудованы общим освещением. Многоэтажные дома с шестью и большей этажностью оснащаются дополнительной эвакуационной осветительной системой.
Срок действия настоящего Постановления до 1 марта 2028 года. Требования пересматриваются не реже чем каждые 5 лет. При их установлении учитываются новые технологические решения сбережения и эффективности в энергетической сфере.
Виды освещения в МКД:
- освещение подъезда;
- освещение на лестницах и лестничных клетках;
- освещение лифта;
- освещение чердака, подвального помещения и иных хозпомещений;
- освещение входа в подъезд многоквартирного дома и его придомовой территории.
Требования к освещению общих помещений МКД (нормы освещенности, типы ламп)
Требования к освещению жилых зданий указаны в таблице 4.2 и в приложении К действующего Свода правил СП 52.13330.2016.В приложении Л прописаны нормативы освещения подъезда многоквартирного дома. Согласно нормативам показатели средней освещенности в поэтажных коридорах и на лестничных площадках должны составлять не менее 20 лк.
В жилых зданиях, имеющих более трех этажей, освещение вестибюлей, коридоров, лестниц, лифтовых холлов оборудуется с автоматическим или дистанционным управлением. Управление обеспечивает уменьшение освещения в ночное время. Оно должно быть не ниже норм, установленных при эвакуации. В режиме прохода людей по такому помещению допустима освещенность в соответствии с нормами рабочего освещения.
В целях энергосбережения на стадии проектирования рабочего освещения МКД допустимо применение устройств кратковременного включения освещения (УКВО) или светильников, оснащенных датчиками движения. УКВО имеют выдержку времени, достаточную для перемещения людей по помещению. Необходимость применения таких устройств в доме определяется заданием на проектирование.
Применяемые при освещении светильники должны иметь защиту от внешних воздействий в соответствии с нормативами по ГОСТ 14254-2015. При определении уровня комфортности учитываются показатели ГОСТ 33392-2015, отражающего нормируемую освещённость, коэффициент пульсации и др.
Требования к рабочему освещению в многоквартирном доме прописаны также в Постановлении Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года. Так, в домах с этажностью более 5 этажей необходимо рабочее и эвакуационное освещение (п. 5.6.15). При этом, рабочее освещение должно быть с автоматической системой управления и должно отключаться частично в период ночного времени с 24 до 6 часов при помощи программного устройства.
В случае присоединения МКД к объединенной системе диспетчерской службы, рабочим освещением общих помещений многоэтажек может управлять сама служба.
Для светильников рабочего освещения общих помещений дома разрешено использовать выключатели, имеющие временную выдержку на отключение. Однако, используя такие выключатели, необходимо учитывать, что включенными они должны оставаться на весь период тёмного времени суток на первом этаже у лестницы и круглосуточно у лифтов при недостаточной освещенности. Выключатели с временной выдержкой устанавливаются на каждом этаже и должны иметь возможность их оперативного включения на постоянный режим (к примеру, во время уборки или перемещения мебели).
Во всех многоэтажках с любым количеством этажей у светильников редкого использования (например, у мусоропроводов) устанавливаются индивидуальные выключатели.
Электрическая проводка должна прокладываться в соответствии с требованиями ПУЭ. Неправильный способ прокладывания электропроводки или отсутствие ее защиты от механических повреждений может стать причиной пожара.
Осветительные приборы для многоквартирных домов и их классификация
Для нужд жильцов в многоэтажках применяются различные виды приборов освещения. Они отличаются по своим техническим характеристикам, способу эксплуатации, назначению и функциональности.
Все осветительные приборы, в зависимости от того, где их устанавливают, делятся на уличные и внутренние. Первые можно монтировать на улице над подъездами и на придомовой территории, они имеют защиту от вандалов, температурных перепадов, пыли и влаги. Внутренние светильники используют внутри подъезда в коридорах, в лифтах, на лестницах и лестничных площадках.
Различаются лампы и по способу установки. Есть потолочные и настенные приборы освещения. Потолочные монтируются на верхней горизонтальной поверхности помещения, что позволяет максимально осветить его.
В зависимости от способа подключения осветительные приборы бывают проводные и беспроводные. Последние работают от батареек или от подаваемого радиосигнала. В подъездах МКД, как правило, используется проводное освещение.
Для использования существуют:
- лампы накаливания;
- люминесцентные лампы;
- лампы энергосберегающие;
- лампы светодиодные.
Более широкое различие приборов существует по типу включения:
- лампы с механическим выключателем;
- лампы, имеющие встроенный таймер, настроенный на включение/выключение в определенное время суток;
- лампы с установленным датчиком движения.
От типа осветительного прибора зависит срок эксплуатации светильника и финансовые траты по оплате за электроэнергию. Регламентирующие документы рекомендуют использовать энергоэкономичные источники освещения, имеющие наибольшую световую отдачу и более долгий эксплуатационный срок. При сравнении наиболее экономной является светодиодная лампа с нормой потребления 2-3 Вт, в то же время как лампа накаливания будет потреблять 20 Вт.
Лампы накаливания и люминесцентные лампы небезопасны и неэкономичны. У них невысокая стоимость, однако, они неэффективны при длительном использовании. Сегодня выгоднее устанавливать светодиодные лампы, используя специальные светильники для нужд жилищно-коммунальных хозяйств. Стоимость таких ламп значительно выше. Но за счет экономного расхода электрической энергии и уменьшения финансовых затрат по оплате электричества лампы быстро окупаются.
Лампа накаливания
Сегодня в подъездах многоэтажек частенько можно увидеть лампочки Ильича. Такой прибор имеет небольшую мощность (40-75 Вт) и срок службы около 1000 часов. По мнению некоторых, небольшая стоимость лампы позволяет экономить и можно не опасаться, что на нее позарится вор. Однако, во многих случаях осветительный прибор установлен с нарушением правил пожарной безопасности: нет плафона, видны неизолированные провода, их неправильное соединение и т.п. Резкие перепады напряжения могут привести к разрушению лампы и попаданию ее осколков на воспламеняющиеся предметы. Итак, несмотря на дешевизну лампы накаливания, стоит учитывать ее опасность и отдавать предпочтение иным световым источникам.
Люминесцентная лампа
Такой прибор обладает не только значительной светоотдачей, но еще и долговечен, имея срок эксплуатации до 20 000 часов. У люминесцентной лампы свет очень близок к естественному, что щадящим образом сказывается на зрении человека. Поверхность ламп нагревается лишь до 50°С, что пожаробезопасно при их использовании в любых помещениях.
Но есть и недостатки, которые проявляются в следующем:
- При включенном рабочем режиме лампа может иметь некоторую пульсацию светового потока (мерцать);
- Ламповая колба содержит ртуть и есть особенности при ее утилизации;
- Изделие достаточно хрупкое, есть опасность утечки ртути;
- высокая стоимость.
Светодиодный источник
В плане экономии наиболее выгодным является использование LED-ламп. Они минимально потребляют электричество и имеют достаточно емкий эксплуатационный срок (50 000 — 100 000 часов). При ежедневной работе по 10-12 часов, они прослужат 5-10 лет. Не имеют жесткого излучения, выдавая качественное освещение с ровным светом, без признаков пульсации.
Люминесцентная лампа включается медленно, для приведения ее в рабочее состояние необходимо некоторое время, а светодиод включается мгновенно. Лампа проста в обслуживании, не нагревается и, как следствие, безопасна. Светодиодные лампы экологически чистые, в них нет токсичных веществ. Недостатком такого прибора является его высокая стоимость, но и она окупается за непродолжительный промежуток времени. Для защиты лампы от злоумышленников используют армированный плафон, который крепят к корпусу на винт.
Если есть необходимость, в подъездах можно установить антивандальные светильники.
Грубым нарушением является освещение в подъезде с использованием ламп накаливания без защитных плафонов. Такие лампы сильно нагреваются и могут стать источником возгорания при соприкосновении с горючим материалом. Недопустимо использование осветительных приборов с торчащими проводами из поверхности стены или потолка. Нарушением является также отсутствие рассеивателей при слепящем освещении.
Автоматическое освещение
Сегодня все более востребованы устройства с автоматическим включением освещения, обеспечивающие комфортность проживания и работающие в необходимое время. Приборы с датчиками движения позволяют экономить на оплате за электроэнергию.
Исходя из этажности здания, конфигурации подъезда и других факторов существуют следующие системы устройств:
- Система автоматического освещения с управлением от кнопочных постов. Идеально подходит для небольших домов и не требует больших затрат на установку. Управляют освещением сами жильцы, включая свет кнопкой при входе в подъезд, и позже сознательно его выключая на своем этаже (и наоборот).
- Устройства с датчиками освещенности. Большой экономии при использовании таких систем не будет, но комфортность проживания они обеспечат. Осветительный прибор будет включаться при наступлении темного времени суток.
- Устройства с датчиками движения. Наиболее экономный и популярный вариант.
- Совмещение разных систем.
По общему правилу датчики движения устанавливаются на каждом этаже и при входе в парадную подъезда. Устройство срабатывает и включается при входе в подъезд. Далее информация по цепочке передается на другие датчики и по мере того, как человек поднимается по лестнице, включаются поочередно осветительные приборы. Затем поочередно лампы выключаются. Похожий принцип работы у приборов с акустическим реле, которые реагируют на шум – голос, хлопанье и скрип дверей и шаги.
Датчик освещенности устанавливается в подъезде там, где попадает естественный свет. При снижении уровня дневного освещения прибор включается самостоятельно. Свет может появиться как внутри, так и снаружи подъезда одновременно. Однако, такие датчики не подходят для помещений, где нет окон.
Освещение над подъездом
При входе в подъезд многоэтажного дома монтируется светильник с минимальным излучением 6 люксов. Прибор устанавливается под козырьком над дверью (чаще светодиодный) или над подъездным козырьком на стене дома, на высоте около 8,5 метров. Фонарь располагается под углом 25 градусов относительно линии горизонта. Допустимо одновременное применение обоих вариантов освещенности.
Кто обязан обеспечивать освещение в подъезде
В соответствии с договором управления, одной из сторон которого являются собственники, обязанность по обеспечению освещением в подъезде МКД возложена на управляющую компанию.
Компания должна следить за исправностью системы освещения и соответствия ее установленным нормам освещенности.
Если в квитанции по оплате коммунальных платежей есть пункт по содержанию электросетей, то УК (ТСЖ, ЖКХ) обязана выполнять весь комплекс ремонтных работ, включающий приобретение и замену ламп.
В отношении управляющей компании жилищное законодательство устанавливает не только обязанность по соблюдению комфортных и безопасных условий для проживания в многоэтажке, но и запрет на уклонение от исполнения обязанностей даже в случае, когда у собственников МКД имеется задолженность по оплате.
Гражданский кодекс РФ (ст.ст. 289, 290) содержит положение о принадлежности собственнику квартиры доли в праве на общедомовое имущество. Это означает, что каждый собственник квартиры несет расходы по содержанию такого имущества (ст.210).
Поскольку затраты электроэнергии для освещения подъезда и внутренних общих помещений являются общедомовыми нуждами, то их оплата должна производится всеми собственниками многоквартирного дома. Потраченное для освещения подъезда электричество включается в квитанцию как ОДН. Здесь, как правило, учитываются показания общедомового счетчика. Из показаний общего прибора вычитаются показания квартир в доме. Полученная цифра делится на количество всех квартир в здании с учетом площади каждого жилья. И чем больше квадратура, тем больше собственник квартиры заплатит за ОДН. При отсутствии счетчика, оплата пойдет по нормативу, установленному в регионе.
Кто ремонтирует и меняет осветительное оборудование в подъезде
За сохранность и работоспособность системы освещения отвечает управляющая компания.
Так, в ее (УК) обязанности входят:
- Контроль и периодическая проверка электросетей и приборов освещения, проверка работоспособности, устранение мелких дефектов, замена ламп и выключателей.
- Контроль рабочего состояния проводки, исправности распределительных щитков.
- Своевременная замена нерабочих ламп, надежная и безопасная фиксация осветительных приборов.
Расходы, связанные с проведением вышеуказанных мероприятий, оплачиваются собственниками квартир.
При отсутствии освещения необходимо обратиться в управляющую организацию. Самостоятельный ремонт освещения в подъезде может быть опасен для жизни и здоровья.
Подать заявку на ремонт освещения жильцы могут лично или по телефону. Контактный номер можно найти на квитанции или на информационном стенде подъезда.
Стоит помнить, что если кто-то из граждан пострадает вследствие плохого освещения, виновной будет УК.
Сроки восстановления освещения в подъезде
Требование о сроке замены ламп, ремонте выключателей, плафонов и проводки содержится в Постановлении Госстроя № 170. Срок устранения неисправностей освещения не должен превышать семи суток. Контролирует соблюдение срока Жилищная инспекция. При нарушении срока Управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности. Для этого собственникам необходимо обратиться в вышестоящие органы — Жилищную инспекцию или в Роспотребнадзор.
Алгоритм обращения следующий:
- написать заявление;
- направить заявление заказным письмом или передать лично;
- ожидать ответа по рассмотрению жалобы в течение календарного месяца;
- получение решения по заявлению.
При положительном рассмотрении жалобы собственников, в течение 1,5 месяца коммунальные службы должны исправить ситуацию и решить проблему с освещением.
Если проблема остается нерешенной, стоит обращаться в суд.
Автор статьи
Специализация: Эксперт в юридической тематикеИмеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.Кто должен платить за свет в подъезде
Как платить за электроэнергию жильцам многоквартирного дома? Вопрос совсем не праздный — разобраться во всех нюансах неподготовленному человеку довольно сложно. Судя по обращениям наших читателей, многое им до сих пор непонятно. Но больше всего нареканий вызывает, пожалуй, обязанность платить за электричество, идущее на общедомовые нужды. За разъяснениями мы обратились к заместителю министра строительства, архитектуры и ЖКХ республики Наиле Михайловой. И вот что узнали. Начнем с того, что размер платы за коммунальные услуги определяется по показаниям приборов учета, а если их нет — исходя из нормативов потребления, установленных федеральным правительством. Таким образом, плата за электроэнергию в местах общего пользования — не чья-то прихоть. Она предусмотрена постановлением правительства РФ «О Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам».
Но сами нормативы потребления на общедомовые нужды в разных регионах свои. В Марий Эл он равен 7 кВт.ч на одного человека в месяц. Эта цифра утверждена приказом Республиканской службы по тарифам от 26 ноября 2009 г. № 42. Разумеется, всем интересно, какие составляющие входят в упомянутый норматив. Что ж, перечислим: электроэнергия, потребляемая на работу приборов освещения мест общего пользования и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления, технологические потери во внутридомовых сетях.
Важный момент: эта электроэнергия не включается в расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а должна оплачиваться населением как отдельная коммунальная услуга — «электроснабжение в местах общего пользования». При этом взаимоотношения энергосбытовой организации с управляющими компаниями и самими жильцами должны строиться на договорной основе.
— Минстрой республики разработал и согласовал с Управлением Федеральной антимонопольной службы по РМЭ два типа договоров энергоснабжения, — пояснила Наиля Хабибрахмановна. — Первый применяется, когда за все электропотребление в доме рассчитывается управляющая организация, собирая предварительно плату с жильцов. Второй — в случае, если энергоснабжающая организация сама ведет расчеты с населением, а с управляющей организацией заключает договор на использование электроэнергии в местах общего пользования. ЖЭУК должны придерживаться этих проектов договоров с 2010 года. Могут их использовать также ТСЖ, жилищные или другие потребительские кооперативы.
Теперь поговорим о конкретном порядке расчетов. Он зависит от того, насколько дом оснащен приборами учета (счетчиками) — индивидуальными (поквартирными), общедомовыми и дополнительными.
Если все виды приборов учета налицо, то на электропотребление в местах общего пользования жильцам предъявят разницу между общим потреблением по дому и суммарным потреблением по индивидуальным счетчикам. В этом случае граждане должны сравнить предъявленное количество электроэнергии с нормативом (7 кВт.ч на каждого проживающего в квартире).
Если оно меньше нормативного, то достигнута экономия в потреблении (например, не все лампы горят или применены энергосберегающие технологии). Если же больше — значит, в доме идет перерасход электроэнергии. Причиной могут быть «эксперименты» ваших соседей, включая незаконное подсоединение к чужой сети.
Второй вариант расчетов применяется, когда электросчетчики имеет лишь часть квартир. В этом случае ЖЭУК или ТСЖ должны снять или получить показания счетчиков по тем квартирам, где они есть. А по остальным — начислить плату за потребление электроэнергии в квартирах согласно утвержденным нормативам Республиканской службы по тарифам.
Если оказывается, что полученное поквартирное потребление меньше показаний общедомового прибора учета, то разницу распределят между жильцами, у которых есть счетчики (поскольку они оплачивают только собственное потребление). После этого вам следует сравнить полученную цифру с уже известным нормативом.
Как видим, при обоих вариантах могут быть начислены киловатт-часы сверх положенных семи на человека. Это непорядок, и причину перерасхода жильцы должны выяснить в своей управляющей компании или электроснабжающей организации (с которыми заключены договоры электроснабжения).
Разумеется, больше всего многоквартирных домов в марийской столице. Сегодня ее управляющие компании оплачивают расходы за электроэнергию в местах общего пользования за счет средств, собранных с жильцов на содержание и ремонт общедомового имущества. Это приводит к тому, что поступление средств на содержание и текущий ремонт домов сокращается, и с 2010 года йошкаролинцы должны платить в порядке, изложенном выше.
Итак, разъяснения получены. Но практика показывает, что те или иные вопросы у наших читателей все равно возникнут. В этих случаях они могут обращаться в свои управляющие организации, к председателям или управляющим ТСЖ, энергосбытовую организацию, а также сам Минстрой.