Литий ионный аккумулятор смартфона как правильно заряжать
СмартПульс — держите руку на пульсе высоких технологий! Новости, статьи, обзоры мобильных устройств, компьютеров, комплектующих, радиолюбительских конструкций
Главная — Статьи — Как правильно заряжать литий-ионный аккумулятор телефона, ноутбука и других устройств
Как правильно заряжать литий-ионный аккумулятор телефона, ноутбука и других устройств
Как продлить жизнь аккумулятора ?
Вопрос, как правильно заряжать литий-ионные аккумуляторы (и, соответственно, телефоны, планшеты, фотоаппараты и другие мобильные устройства), стал крайне актуальным в наши дни.
Это и понятно: от этого зависит и время работы устройства от одной зарядки, и, зачастую, срок жизни всего устройства в целом (если аккумулятор — несъёмный).
И, хотя общее управление процессом зарядки осуществляют контроллеры, встроенные либо в «зарядку», либо в заряжаемое устройство, от пользователя тоже кое-что зависит. Правильно заряжая (и расходуя) аккумулятор, пользователь может существенно продлить время его здоровой и счастливой жизни.
Сначала — небольшой научный экскурс, каково номинальное напряжение литий-ионных аккумуляторов, и как измеряется в мобильных устройствах процент их заряда.
Глава 1. Теория вопроса. Пределы заряда и разряда литий-ионных ( Li-ion) аккумуляторов. Что и как показывают индикаторы заряда?
Стандартный одиночный литий-ионный (или литий-полимерный, Li-pol ) аккумулятор (ячейка) имеет номинальное напряжение около 3.7 Вольт с разбросом в пределах 3.6 — 3.8 Вольт.
Данный номинал напряжения примерно соответствует зарядке на 50%. Свежезаряженный аккумулятор обычно имеет напряжение около 4.2 В; а за полностью разряженный принимается аккумулятор с напряжением 3.0 — 3.2 В.
На самом деле, аккумулятор можно разрядить и ниже 3 Вольт, но это уже опасно для его жизни и здоровья.
То же самое касается и заряда: выше 4.2 Вольт тоже зарядить можно, но это тоже опасно; причём уже не только для аккумулятора, но и для окружающих людей (аккумулятор при сильной перезарядке может стать огне- и взрывоопасным предметом).
В наиболее типовом случае рабочая область напряжений литий-ионного аккумулятора в процессе работы составляет от 3.2 до 4.2 Вольт (нижнее значение менее 3 В используется редко).
В устройствах с литий-ионными аккумуляторами при индикации уровня заряда за ноль принимают нижний порог напряжения (т.е. 3.2 В, а не ноль(!) Вольт); а верхний порог (4.2 В) принимается за 100%; промежуточные значения линейно аппроксимируются.
Смартфоны показывают уровень заряда аккумулятора в виде столбика, часто сопровождаемого цифрами процента заряда.
Многие смартфоны также рисуют и графики разряда и последующего заряда аккумулятора. «Правильный» график под равномерной тестовой нагрузкой выглядит так (взят из обзора Asus Zenfone 3 Zoom ) :
Здесь всё правильно и красиво: линейный спад заряда и последующее линейное нарастание с небольшим замедлением к концу процесса (уровни 4.2 V и 3.2 V проставлены автором статьи).
В некоторых смартфонах аппроксимация не столь точная, тогда там получаются вогнутые или выпуклые кривые (пример взят из обзора BQ-6001L Jumbo ):
Для таких смартфонов пользователю уже надо учитывать, что к концу разряда проценты падают быстрее, и выключение телефона может наступить раньше, чем думает пользователь. 🙂
Бывают и совсем «кривые» случаи, когда кривая расхода может падать в конце почти мгновенно процентов на 20 (смартфон Zopo Hero 1) :
Здесь пользователь уже сразу должен от показаний индикатора заряда отнимать эти 20%, чтобы не остаться неожиданно без связи. Кстати, кривая заряда тоже имеет аналогичный скачок, но вверх (в конце заряда).
Вред излишнего заряда литий-ионных аккумуляторов хорошо показан на следующем графике (взят из этой статьи):
Здесь хорошо видно, что при заряде свыше 4.2 Вольт количество возможных циклов заряда/разряда резко падает.
Для многоэлементных аккумуляторных батарей с последовательным соединением ячеек всё сказанное выше тоже действительно, но с умножением напряжения на количество последовательно подключенных ячеек.
Глава 2. Вредные факторы, влияющие на срок службы литий-ионных аккумуляторов и способы борьбы с ними
Самое главное для продления жизни аккумуляторов — не делать того, что они «не любят». А не любят они пять вещей: перегрев, переохлаждение, пере за ряд, пере раз ряд и превышение допустимого тока заряда/разряда.
Сначала разберёмся с наиболее «простыми» случаями.
1. Самый простой случай — это пере раз ряд, поскольку в жизни с этим случаем встретиться крайне сложно.
Контроллеры питания, встроенные в мобильных устройствах, очень чётко предотвращают переразряд. Как правило, при падении напряжения ниже 3.0 — 3.2 В на ячейку аккумулятора, они мобильное устройство просто-напросто отключают.
Но пользователю, конечно, лучше не доводить мобильное устройство до такого состояния, и вовремя его подзарядить. Это тоже поможет «долголетию» аккумулятора!
2. Следующая ситуация, с которой по жизни трудно столкнуться, это — пере за ряд. Здесь тоже срабатывает контроллер аккумулятора, не давая напряжению на аккумуляторе подняться выше предельно-допустимого.
Но бывают в этом отношении и неприятные исключения. Обычно они встречаются в тех случаях, когда, согласно конструкции изделия, аккумулятор для зарядки нужно отключить от устройства, с которым он работает, и «автономно» подключить к зарядному устройству.
Такой способ зарядки означает, что контроллер аккумулятора находится в зарядном устройстве, а они, в свою очередь, иногда имеют «неполноценную» конструкцию с завышенным напряжением на выходе.
В этом случае крайне желательно проверить напряжение на выходе «зарядки» на холостом ходу. Если оно превышает 4.3 В, то использование такой зарядки будет вредным для аккумулятора.
Что касается в целом вопроса, до какого уровня лучше заряжать аккумулятор, то лучше его немного недозаряжать, остановившись на уровне 90-95% (хотя особой критичности этого фактора нет). В некоторых марках телефонов (напр., Sony) в процессе заряда индикаторный светодиод переключается с красного на зелёный не при 100%, а при 90%. Такие телефоны после переключения цвета на зелёный можно отключать от зарядки, не дожидаясь уровня заряда в 100%.
Остальные «вредные» ситуации — более «жизненны» и реально могут встретиться.
3. Переохлаждение — частая ситуация, но, к счастью, не выводящая аккумулятор из строя «навсегда».
Наиболее критичным является охлаждение аккумулятора ниже нуля градусов (по Цельсию).
В этом случае падает одновременно и напряжение на аккумуляторе, и его ёмкость. Многие устройства автоматически отключаются.
Но эти неприятности — не навсегда. После прогрева аккумулятора до нормальной температуры все его свойства восстанавливаются; и даже возвращается куда-то исчезнувший было заряд.
Избежать переохлаждения можно естественными способами. Малогабаритные устройства (телефоны и т.п.) — держать в карманах «ближе к телу»; крупногабаритные (ноутбуки и т.п.) — обернуть на время транспортировки теплоизолирующим материалом.
4. Более серьёзная и опасная проблема — перегрев.
Перегрев может возникать как из-за высокой температуры окружающей среды, так и из-за нагрева самого устройства в процессе работы; или и то, и другое одновременно. Кроме того, аккумулятор нагревается и в процессе его зарядки.
Нагрев аккумулятора свыше 40 градусов — не желателен, а свыше 60 градусов — опасен. И, в любом случае, такой нагрев сокращает срок жизни аккумулятора; независимо от того, работает ли аккумулятор на нагрузку, или просто «лежит».
В деле спасения аккумулятора от перегрева есть много как очевидных способов, так и «тонкостей».
Краткий список способов уменьшения нагрева:
— не класть устройство (например, телефон) на освещенное прямыми солнечными лучами место;
— не класть рядом с нагревательными приборами, а также на любые тёплые предметы (например, на компьютер);
— не класть в места с затруднённой вентиляцией;
— не заряжать сильным током («тонкости » этого вопроса будут рассмотрены чуть далее).
Кроме того, при высокой вычислительной нагрузке (например, в играх) благоразумным будет извлечь телефон из чехла (обложки), поскольку чехол затрудняет теплоотвод.
Для производительных ноутбуков при интенсивной нагрузке есть смысл использовать охлаждающие подставки.
5 . Переходим к разбору следующего «вредного» пункта — зарядке аккумулятора слишком высоким током.
Хотя, как уже говорилось выше, процесс заряда контролируется соответствующим контроллером, пользователь тоже имеет возможность повлиять на течение этого процесса.
Снижение тока заряда одновременно и уменьшит нагрев аккумулятора, и более равномерно будет воздействовать на разные участки рабочего вещества аккумулятора.
Сама возможность превышения допустимого тока часто возникает из-за упрощенной работы контроллера, не слишком точно настроенного под применённый аккумулятор. Также некоторое значение может иметь и разброс выходного напряжения зарядного устройства (обычно +/- 5%).
Очень сильное значение может иметь длина и толщина жил соединительного кабеля между зарядным устройством и аккумулятором. И не всегда чем кабель лучше — тем лучше. 🙂
Снизить ток заряда можно, по существу, двумя способами: использованием более длинного или более тонкого кабеля; а также применением вместо зарядного устройства с «быстрой зарядкой» обыкновенного зарядного устройства.
В некоторых статьях рекомендуют с этой же целью применять зарядное устройство с меньшим выходным током. Это, уважаемые читатели, бред! Дело в том, что обозначенные на зарядных устройствах напряжение и ток на выходе имеют разный смысл.
Для напряжения указано номинальное значение; а для тока — предельно-допустимое значение. Применив более слабое по выходному току ЗУ, чем того требуют спецификации заряжаемого устройства, пользователь нарушит допустимый режим по току, и ничего хорошего из этого не выйдет (последствия зависят от наличия схемы защиты от перегрузки и качества её работы).
Для смартфонов и других устройств с поддержкой быстрой зарядки (QC) не следует сочетать удлинение кабеля с зарядкой от «обычного» зарядного устройства. Дело в том, что смартфоны с поддержкой «быстрой зарядки» — слишком «умные» и проверяют качество зарядного устройства перед собственно зарядкой. Из-за этого они могут принять зарядное устройство с удлинением кабеля за недостаточно мощное и могут совсем отказаться заряжаться. Пример такой ситуации описан в обзоре маломощной солнечной панели.
Вернёмся к вопросу о применении более длинного кабеля для снижения тока заряда.
В наиболее распространённом случае, когда зарядное устройство для телефона имеет стандартный USB-выход на 5 Вольт, этот вопрос решается легко: достаточно приобрести USB-удлинитель на 1-3 метра и дополнительно его подключить между ЗУ и штатным зарядным кабелем телефона.
Применять эту хитрость смысл есть в том случае, когда зарядка телефона осуществляется в «неспешном» порядке (например, так можно оставить заряжаться на ночь).
Если же стоит обратная задача — зарядить телефон как можно больше за ограниченное время, то, наоборот, надо воспользоваться как можно более коротким кабелем. Например, можно использовать штатный кабель от какого-либо повербанка (power bank): они там имеют длину 15-30 см.
В случаях, когда Вы являетесь владельцем телефона с «быстрой зарядкой», можно продлить жизнь аккумулятора, отказавшись от её использования в «неспешных» случаях. Для этого достаточно использовать вместо ЗУ с «быстрой зарядкой» обычное ЗУ на 5 Вольт и на такой же максимальный ток, какой обозначен на устройстве с «быстрой зарядкой» (обычно — 2 Ампера).
Дополнительно о вреде «быстрой зарядки» можно прочитать в этой небольшой статье на портале ixbt .
Для продления срока жизни повербанков, ноутбуков и других устройств с высоким потреблением рекомендуется не допускать в процессе работы снижения уровня заряда ниже 30% (вовремя подзаряжать).
Это связано с тем, что при низком уровне заряда внутренний аккумулятор повербанка вынужден отдавать более высокий ток (что повышает температуру устройства и сокращает срок службы аккумулятора). Это происходит просто по законам физики.
Например, если повербанк должен отдать мощность 10 Вт при 100% заряда (напряжение на аккумуляторе 4.2 В), то потребляемый ток составит 10 Вт/4.2 В=2.38 А.
Если же повербанк должен отдать ту же мощность при приближении уровня заряда к нулю (3.2 В), то ток составит уже 10 Вт/3.2 В=3.125 А. На самом же деле ток может оказаться ещё выше, так как при работе с более низкими напряжениями ухудшается КПД встроенных преобразователей повербанка.
Отдельно и особо надо рассмотреть вопрос и о «модных» портативных аккумуляторах (повербанках) с солнечной батареей.
В этих «модных» повербанках (power bank) соединены вместе все способы укорочения жизни аккумуляторов.
Во первых, зарядка на прямых солнечных лучах приводит к повышенному нагреву аккумуляторов (примерно на 20-40 градусов выше температуры окружающей среды).
А во-вторых, зарядка от солнечных элементов там часто делается напрямую, минуя контроллер, что может привести и к перезаряду аккумуляторов.
В связи с этим крайне не желательно заряжать такие устройства с помощью солнечной батареи. Если уж у Вас оказался повербанк с солнечной батареей, заряжайте его всё равно «обычным» способом, т.е. от сетевого адаптера.
А возможность зарядки от солнечной батареи пусть останется на случай чрезвычайных обстоятельств в походе. Но и в этом случае надо иметь в виду, что встроенная солнечная батарея имеет малую площадь и потому отдаёт очень малую мощность (в типовом случае — 1 Вт с одного кв. дециметра поверхности на прямом солнце). Для полной зарядки повербанка от встроенной солнечной батареи может потребоваться несколько дней!
И, в заключение этой главы, пара рекомендаций о хранении неиспользуемых (резервных) аккумуляторов и редко используемых (повербанках и т.п.).
Специалисты не рекомендуют оставлять на хранение полностью заряженные аккумуляторы. Желательно оставлять их на хранение с уровнем заряда 40-60%. А когда дело дойдёт до их применения, то непосредственно перед применением зарядить до номинала.
Ну, и совсем идеальное их хранение — это в сухом прохладном месте; например — в холодильнике при температуре от нуля до 5 градусов выше нуля (если позволяет место).
Дополнение от 26.05.2019: есть сильное подозрение, что беспроводные зарядки тоже могут вредить аккумуляторам. Подробности — на iguides.ru.
Дополнение от 11.07.2019: в Интернете появилась база тестов аккумуляторов (не только литий-ионных); расположена на сайте http://telnov.wiki/.
Ваш Доктор.
20 января 2019 г.
Порекомендуйте эту страницу друзьям и одноклассникам
Другие статьи цикла «Как устроен смартфон» :
В комментариях запрещены, как обычно, флуд, флейм и оффтопик.
Также запрещено нарушать общепринятые нормы и правила поведения, в том числе размещать экстремистские призывы, оскорбления, клевету, нецензурные выражения, пропагандировать или одобрять противозаконные действия. Соблюдение законов — в Ваших же интересах!
Доктора! (Администрация сайта — контакты и информация)
Группа SmartPuls.Ru Контакте — анонсы обзоров, актуальные события и мысли о них
Как правильно заряжать аккумулятор в телефоне или планшете
Практически в каждом мобильном телефоне источником питания является литий-ионный аккумулятор (Li-ion battery). Его срок службы сильно зависит от условий эксплуатации устройства. Также аккумулятор можно «угробить», если неправильно заряжать телефон и не выполнять простые правила профилактики.
Оптимальный срок работы литий-ионной батарейки составляет 2 года. Но это при условии соблюдения следующих правил пользования устройством:
1. Не разряжайте часто телефон до нуля:
Такой режим работы сильно истощает химический элемент аккумулятора и он теряет свою номинальную емкость.
2. Поддерживайте заряд на уровне 40-80%:
Именно при таком диапазоне заряда внутренний элемент батарейки сохранет свои химические свойства и долговечность работы.
3. Делайте профилактику:
Один раз в пару месяцев полностью зарядите телефон до 100% и не подключайте его к зарядному устройству, пока мобильник сам не выключится. После этого, желательно не включая телефон, зарядить аккумулятор до максимума. В принципе телефон можно держать включенным, главное не снимать его с зарядки. Такая процедура позволит электронике батарейки «оценить» его реальную емкость.
4. Не перегревайте телефон:
Не держите устройство возле источников тепла (батарея, плита, солнечные лучи). Также современные телефоны и планшеты имеют мощные процессоры, которые выделяют тепло, поэтому старайтесь использовать такие мобильные устройства без чехлов — перегрев приводит к быстрой потере емкости аккумулятора.
5. Температура ниже нуля «убивает» аккумулятор:
Когда внутренний элемент аккумулятора охлаждается ниже нуля, это приводит к быстрому выходу последнего из строя. Внешнее проявление такого процесса — «вздутие» батарейки. При этом телефон очень быстро садится и не держит заряд вообще. Особенно опасно, если в телефоне встроенная батарейка, например в iPhone. В таком случае вздутие аккумулятора может привести не только к необходимости его замены, но и к повреждению частей корпуса или внутренней электроники телефона.
6. Используйте только оригинальные зарядные устройства:
Дешевые китайские зарядки являются частой причиной выхода из строя не только аккумулятора, но и материнской платы телефона. Китайские ЗУ не обеспечивают нужных режимов заряда, а в случае перепадов напряжения (особенно в автомобиле при зарядке от прикуривателя!) выводят из строя электронику устройства.
Автор статьи: Андрей Гуменюк, инженер ReMobile.
Как заряжать литиевый аккумулятор?
Чтобы Li-ion аккумуляторы стабильно работали на протяжении 500–1000 циклов заряд-разряд, необходимо соблюдать правила их эксплуатации. Прежде всего, важно не допускать их перезаряда и глубокого разряда, не нарушать рекомендованный производителем температурный режим, не хранить элементы питания в разряженном состоянии.
Заряжать литий-ионные АКБ необходимо специальным зарядным устройством: с алгоритмом работы CC-CV, током величиной 0,5С–1С и верхней границей напряжения 4,2 В на элемент. Рассмотрим подробнее, как заряжать литиевые аккумуляторы, чтобы избежать их преждевременного износа, перегрева, токовых перегрузок и других рисков.
Алгоритм зарядки Li-ion аккумуляторов
Зарядка литий-ионных АКБ должна выполняться по схеме CC-CV, в 2 этапа:
- Вначале идет процесс подзарядки с постоянным током и растущим напряжением. На этом этапе накапливается около 85% емкости. Оптимальная величина зарядного тока для Li-ion элементов – от 0,2С до 1С. В режиме быстрой подзарядки допускаются токи до 5С.
- Затем, когда напряжение достигло установленного максимума, ток асимптотически близится к нулю и происходит окончательный набор емкости при постоянном напряжении. В зависимости от типа зарядного устройства, на этом этапе может использоваться импульсный ток с постоянно уменьшающейся шириной импульса или постепенно снижающийся ступенчатый ток. В ЗУ с упрощенной схемой восполнения заряда ток просто уменьшается вдвое. Напряжение в таком случае считается условно постоянным.
Иногда перед этими 2 этапами используется «нулевая» стадия подзарядки. Она актуальна для глубоко разряженных аккумов и выполняется малыми токами – до 0,1С. Когда напряжение на элементах достигает 2,45 В, начинается стандартная подзарядка по алгоритму CC-CV.
Время восполнения заряда
Сколько времени потребуется для полной зарядки Li-ion аккумулятора или батареи – зависит от уровня их разряда, используемого тока и емкости, которую необходимо восполнить. В среднем запас емкости АКБ восполняется от 30 минут до 8 часов. Процесс считается завершенным, когда напряжение на выходах элементов достигает 4,2 вольта. Для аккумуляторных батарей верхняя граница напряжения зависит от количества последовательно соединенных ячеек.
Например, для АКБ из 10 последовательно соединенных Li-ion ячеек (схема 10S) верхний предел составляет 42 вольта. Это значение соответствует 100% заряду батареи. Именно при этом значении должен прекращаться процесс зарядки и таким должно быть напряжение заряда используемого зарядного устройства. Лучше всего заряжать литиевые батареи автоматическими ЗУ, которые сами контролируют уровень напряжения и отключают заряженные аккумуляторы от внешней сети.
Параметры зарядного устройства
Для Li-ion аккумуляторов предназначены специальные ЗУ с соответствующими значениями напряжения (4,2 В на элемент) и зарядного тока (0,5–1С, максимум до 5С). Желательно использовать автоматические модели, которые:
- выдают ток 0,5–1С;
- заряжают аккумуляторы по методу CC-CV;
- имеют встроенный контроллер и автоматически прекращают подзарядку при достижении границы 4,2 В на ячейку;
- имеют минимальную погрешность – 0,05 или 0,1 В;
- обеспечивают защиту от перегрева, КЗ, переполюсовки, перезаряда.
Зарядное устройство выбирают так, чтобы оно сравнительно быстро обеспечивало безопасное восполнение емкости. Для этого его выходное напряжение должно соответствовать вольтажу заряжаемой батареи, а ток – не превышать 5С в режиме быстрой подзарядки и 1С в режиме бережного заряда.
Например, для Li-ion батареи, собранной по схеме 5S2P, имеющей емкость 6,7 А·ч и номинальное напряжение 18 В, подойдет ЗУ с максимальным Uвых=5х4,2=21 В и зарядным током до 5х6,7=33,5 А для быстрой подзарядки или до 6,7 А в режиме щадящего заряда.
Особенности зарядки аккумуляторов LiFePO4
Литий-полимерные и большинство литий-ионных аккумуляторов имеют номинальное напряжение 3,6–3,7 В и рабочий диапазон от 2,8 до 4,2 В. Элементы питания LiFePO4 имеют меньший вольтаж: номинальное значение 3,2 В, рабочий диапазон – от 2 до 3,65 В. Это значит, что заряжать их нужно до верхней границы 3,65 В на ячейку. С другой стороны, литий-железо-фосфатные АКБ более устойчивы к токовым нагрузкам. Им подходят ЗУ с током заряда 1–5С, а для быстрой подзарядки можно использовать токи до 10С.
В остальном LFP аккумуляторы заряжают так же, как и Li-ion модели остальных подвидов: по алгоритму CC-CV, в 2 этапа. Отличается только верхний предел напряжения: на первом этапе идет восполнение емкости с постоянным током до уровня 3,65 В на ячейку, а на втором – подзарядка при U=const с током заряда, асимптотически стремящимся к нулю. По выходному напряжению ЗУ должно соответствовать вольтажу и схеме сборки АКБ, а по величине зарядного тока – не превышать 5С.
Как заряжать Li-ion АКБ: правила и рекомендации
- Не разряжайте АКБ «в ноль». Ставьте ее заряжаться при уровне остаточной емкости не менее 10%. Эффекта памяти у литиевых батарей нет, поэтому полностью разряжать их перед зарядкой не нужно, а подзаряжать можно при любом проценте заряда.
- Заряжайте литиевые аккумуляторы при температуре +1 – +40 °С в сухом помещении, в стороне от источников тепла. Избегайте попадания на батарею прямых солнечных лучей.
- Если АКБ была на холоде, вначале прогрейте ее до плюсовой температуры (около часа).
- Используйте ЗУ, предназначенные для данного типа АКБ, и не превышайте допустимый вольтаж (4,2 В на элемент).
- Контролируйте уровень нагрева ЗУ. Его корпус, а также разъемы и провода не должны быть горячими.
- Не накрывайте батарею и зарядное устройство.
- Перед использованием заряженной АКБ – дайте ей остыть.
- Не оставляйте надолго разряженные элементы питания без подзарядки – из-за саморазряда напряжение может снизиться до критического уровня и в структуре АКБ произойдут необратимые изменения. В результате не только ухудшатся технические характеристики, но и окажется под сомнением сама возможность дальнейшего использования батареи.
- Не злоупотребляйте быстрой зарядкой – чтобы не ускорять естественное старение элементов питания и сохранить их циклический ресурс.
- Вместо увеличенных зарядных токов для экономии времени можете использовать частичный заряд – до 80–90%. Последние проценты емкости набираются дольше всего, а восполнить 70% емкости можно за 1/3 суммарного времени. Например, если процесс суммарно длится 3 часа, то уже за 1 час восполняется 70% емкости, за 2 час – еще 20%, а последние 10% добираются за 3 час.
Перед первым использованием батареи и раз в полгода в дальнейшем желательно выполнять тренировочный цикл. Для этого нужно разрядить и зарядить АКБ. Затем отключить зарядное устройство, а через 30 минут – подключить и дозарядить батарею. После этого еще дважды повторить дозарядку с промежутком в полчаса для стабилизации напряжения.
Можно ли заряжать литиевые аккумуляторы на морозе?
Это допустимо только при одном условии: если АКБ оснащена системой предварительного подогрева и при подключении к заряднику вначале происходит прогрев батареи. Негативного воздействия низких температур удается избежать благодаря утеплению АКБ и реализации ее подогрева с помощью низковольтных нагревательных элементов. В результате обеспечивается защита батареи от переохлаждения, повышается ее работоспособность на морозе и допускается зарядка в низкотемпературной среде. В остальных случаях, когда АКБ не подогревается, заряжать ее на морозе нельзя.
Лучшие зарядные устройства для Li-ion батарей
Чтобы правильно заряжать литиевую АКБ, нужно купить ЗУ для конкретного подвида батарей (Li-ion, LiPo, LiFePO4) с подходящими характеристиками. В интернет-магазине Shura-Master.ru можно купить зарядные устройства для литиевых АКБ разных типов и конфигураций. В описаниях к ЗУ в нашем каталоге указано, для каких батарей они предназначены, такой выдают максимальный ток и выходное напряжение. Доставка заказов выполняется по всей России.
Как заряжать Литиевые аккумуляторы
Среди всех типов АБ литиевые аккумуляторы пользуются особой популярностью, что обусловлено их эксплуатационными преимуществами и особенностями. Такой элемент питания представляет собой гальваническую пару, где роль катода играют соли лития. Независимо от внутреннего строения (литий-ионный, литий-полимерный сухой или гибридный), для зарядки АБ можно использовать универсальные ЗУ. Внешне аккумуляторный элемент представляет собой цилиндр или плотно закрывающуюся мягкую упаковку.
Правила зарядки литиевых АБ
- Заряд постоянным током, ограниченным зарядным устройством.
- Заряд насыщения постоянным напряжением после достижения уровня 4,2 В на элемент LCO.
Величина заряда, который удерживается элементом или всей системой относительно количества поступающего электричества, сохраняется на высоком уровне, а эффективность процесса достигает 95–99 %.
Правило 3: защита от перегрева при зарядке
Особенности двухступенчатой схемы
Ключевой особенностью схемы СС/СV является обеспечение постоянной силы тока и постоянного напряжения. Как правильно заряжать литиевый аккумулятор по такому принципу?
На первом этапе производится восполнение 70–80 % емкости с используемым током 0,2–0,5 С. Для быстрой зарядки допускается применение тока 0,5–1,0 С, где под величиной С подразумевается емкость литиевых элементов в цифровом обозначении.
На втором этапе уже сохраняются стабильные параметры напряжения на клеммах, а ток зарядки по мере подъема емкости постепенно уменьшается. Если его значение доходит до 0,05–0,01 С, цикл приостанавливается и ЗУ отключится с целью предотвращения перезарядки батареи. Сколько заряжать литиевый аккумулятор, зависит от его емкости и других рабочих параметров.