Электробус для Москвы
Это инновационный транспорт – автобус на электрической тяге. Экологичный, маневренный, безопасный. Не привязан к контактной сети – заряжается на конечных остановках и в парках. Низкопольный, с климат-контролем, USB-зарядками и информационными экранами.
Маршруты электробуса
Осташковская улица — Широкая улица — Метро «Медведково» — Улица Лескова — Метро «Алтуфьево» — Череповецкая улица — МЦД Лианозово — Метро «Лианозово» — Дмитровское шоссе — Метро «Физтех» — Улица Арсюкова — 9-я Северная линия
Электробусы работают совместно с автобусами
Метро «Парк Победы» – Кутузовский проспект – Метро «Кутузовская» – Улица Новый Арбат – Арбатские Ворота (метро «Арбатская») – Улица Воздвиженка – Метро «Библиотека имени Ленина» – Моховая улица – Манежная площадь – Театральная площадь – Метро «Лубянка» – Улица Большая Лубянка – Сретенские Ворота – Улица Сретенка – Метро «Сухаревская» – Проспект Мира – Метро «Проспект Мира» – Рижский вокзал (метро «Рижская») – Метро «Алексеевская» – Метро «ВДНХ» – Улица Академика Королёва – Ботаническая улица – Метро «Владыкино»
Электробусы работают совместно с автобусами
Серебряный бор – Таманская улица – Проспект Маршала Жукова – Улица Мнёвники – Звенигородское шоссе – «Метро «Улица 1905 года» – Улица Красная Пресня – Метро «Краснопресненская» – Метро «Баррикадная» – Большая Никитская улица – Никитские Ворота – Моховая улица – Манежная площадь – Театральная площадь – Театральный проезд – Метро «Лубянка» – Улица Маросейка – Покровские Ворота – Улица Покровка – Площадь Земляной Вал – Старая Басманная улица – Спартаковская улица – Метро «Бауманская» – Бакунинская улица – Метро «Электрозаводская» – Большая Семёновская улица – Проспект Будённого
Работает только по будням
Проспект Будённого – Метро «Электрозаводская» – Метро «Бауманская» – Улица Покровка – Улица Маросейка – Метро «Китай-город» – Метро «Лубянка»
Электробусы работают совместно с автобусами
Рижский вокзал (метро «Рижская») – Проспект Мира – Метро «Проспект Мира» – Метро «Сухаревская» – Улица Сретенка – Сретенские Ворота – Улица Большая Лубянка – Метро «Лубянка» – Театральная площадь – Манежная площадь – Метро «Библиотека имени Ленина» – Болотная площадь Метро «Библиотека имени Ленина» – Улица Большая Полянка – Метро «Полянка» – Метро «Добрынинская» – Метро «Серпуховская» – Люсиновская улица (в сторону МЦК ЗИЛ) – Большая Серпуховская улица (в сторону Рижского вокзала) – Подольское шоссе (в сторону Рижского вокзала) – Метро «Тульская» – Платформа Тульская (только в сторону МЦК ЗИЛ) – Автозаводский мост – Проспект Лихачёва – МЦК ЗИЛ
Метро «Озёрная» – Никулинская улица – Улица Покрышкина – Метро «Юго-Западная» – Улица 26-ти Бакинских Комиссаров – Ленинский проспект – Площадь Гагарина – Метро «Ленинский проспект» – Метро «Октябрьская»
Метро «Озёрная» – Мичуринский проспект – Метро «Мичуринский проспект» – Метро «Раменки» – Метро «Ломоносовский проспект» – Ломоносовский проспект – Мосфильмовская улица – Бережковская набережная – Киевский вокзал
Сити – Метро «Международная» – МЦК «Деловой центр» – 1-й Красногвардейский проезд – Мантулинская улица – Трёхгорная мануфактура – Краснопресненская набережная – Конюшковская улица – Метро «Краснопресненская»
Сити – Метро «Международная» – МЦК «Деловой центр» – 1-й Красногвардейский проезд – Шмитовский проезд – Метро «Улица 1905 года» – Улица Пресненский Вал – Белорусский вокзал – Улица Бутырский Вал – Савёловский вокзал
ВДНХ (главный вход) – Метро «ВДНХ» – Улица Академика Королёва – Новомосковская улица – Шереметьевская улица – Метро «Марьина Роща» – Олимпийский проспект – Самотёчная площадь – Метро «Цветной бульвар» – Метро «Трубная»
Рижский вокзал – Метро «Марьина Роща» – ТТК – Улица Бутырский Вал – Метро «Белорусская» – Тверская Застава (Белорусский вокзал) – Улица Грузинский Вал – Улица Пресненский Вал – Метро «Улица 1905 года» – Шмитовский проезд – Стрельбищенский переулок
Берег Москвы-реки – Серебряный бор – Проспект Маршала Жукова – МЦК Хорошёво – Метро «Полежаевская»
Метро «Юго-Западная» – Метро «Проспект Вернадского» – Метро «Университет» – Метро «Ломоносовский проспект» – Мосфильмовская улица – Бережковская набережная – Киевский вокзал – Большая Дорогомиловская улица – Кутузовский проспект – Метро / МЦК «Кутузовская» – Метро «Парк Победы»
Дмитровское шоссе, 155 – Дмитровское шоссе – Метро «Селигерская» – Метро «Верхние Лихоборы» – МЦК и МЦД Окружная – Станционная улица – Ботаническая улица – Улица Академика Королёва – ВДНХ (главный вход)
Уссурийская улица – Хабаровская улица – Щёлковское шоссе – Метро «Щёлковская» – Метро «Черкизовская» – Большая Черкизовская улица – Метро «Преображенская площадь» – Преображенская улица – Улица Стромынка – – Метро «Сокольники» – Русаковская улица – Метро «Красносельская» – Краснопрудная улица – Метро «Комсомольская»
Рижский вокзал – Метро «Марьина Роща» – Третье транспортное кольцо – Савёловский вокзал – Улица Верхняя Масловка (обратно: Петровско-Разумовская аллея) – Метро «Петровский парк»
Москворецкий рынок – Болотниковская улица – Варшавское шоссе – Нахимовский проспект – Метро «Нахимовский проспект» – Метро «Профсоюзная»
Платформа Новогиреево – Перовская улица – 1-я Владимирская улица – Шоссе Энтузиастов – Метро «Шоссе Энтузиастов» – Метро «Авиамоторная» – Метро «Площадь Ильича» – Улица Александра Солженицына – (обратно: Николоямская улица) – Метро «Таганская»
Карамышевская набережная – Улица Народного Ополчения – Метро «Октябрьское поле» – МЦК Панфиловская
6-й микрорайон Бибирева – Метро «Алтуфьево» – Алтуфьевское шоссе – Ботаническая улица – Улица Академика Королёва – ВДНХ (главный вход)
МЦД Курьяново — Проектируемый проезд № 6276 — Курьяновская набережная — Донецкая улица — Улица Нижние Поля — Люблинская улица — Улица Судакова — Краснодонская улица — Метро «Волжская» — Улица Маршала Чуйкова — Зеленодольская улица (только в сторону метро «Волжская») — Метро «Кузьминки»
Ивановское – Саянская улица – Свободный проспект – Метро «Новогиреево» – Платформа Новогиреево – Вешняковская улица – Улица Старый Гай – Носовихинское шоссе – Метро «Новокосино» – Новокосинская улица – Салтыковская улица – Новокосино
Холмогорская улица – Ярославское шоссе – МЦК Ростокино – Проспект Мира – Метро «ВДНХ»
6-й микрорайон Бибирева – Метро «Алтуфьево» – Улица Лескова – Широкая улица – Метро «Медведково» – Улица Малыгина – Анадырский проезд – Платформа Лось
Проспект Будённого – Метро «Электрозаводская» – Метро «Бауманская» – Елоховская площадь – Новорязанская улица (Казанский вокзал)
4-й микрорайон Митина — Метро «Пятницкое шоссе» — Пятницкое шоссе — МЦД Трикотажная — Волоколамское шоссе — Метро «Тушинская»
4-й микрорайон Кожухова – Лухмановская улица – Святоозёрская улица – Улица Татьяны Макаровой – Улица Дмитриевского – Метро «Улица Дмитриевского» – Салтыковская улица – Улица Николая Старостина – Новокосинская улица – Метро «Новокосино» – Южная улица – МЦД Реутов
Троицк (микрорайон «В») – Улица Полковника Милиции Курочкина – Улица Текстильщиков – Городская улица – Ватутинки – ЖК Ватутинки парк – Калужское шоссе – Центральная улица – Физическая улица – Улица Академика Черенкова – Октябрьский проспект – Академическая площадь
Рижский вокзал – Проспект Мира – Метро «Алексеевская» – Метро «ВДНХ» – Сельскохозяйственная улица – Метро и МЦК «Ботанический сад» – Берёзовая аллея – Метро и МЦК «Владыкино»
Улица Корнейчука — Белозерская улица — Улица Лескова — Метро «Алтуфьево» — Череповецкая улица — МЦД Лианозово (только в сторону метро «Владыкино») — Угличкая улица — Илимская улица — Улица Пришвина — Метро «Бибирево» — Костромская улица — Инженерная улица — МЦД Бескудниково — Путевой проезд — Алтуфьевское шоссе — Метро «Владыкино»
ВДНХ (главный вход) – Улица Академика Королёва – Улица Дубовой Рощи – МЦД Останкино – Ботаническая улица – Улица Академика Комарова – Большая Марфинская улица – Метро «Владыкино»
Киевский вокзал – Бережковская набережная – Мосфильмовская улица – Улица Улофа Пальме – Улица Довженко
ВДНХ (главный вход) – Метро «ВДНХ» – Проспект Мира – МЦК Ростокино – Улица Лётчика Бабушкина – Осташковская улица – Проезд Шокальского (обратно: Широкая улица) – Метро «Медведково» – Улица Грекова – Студёный проезд – Студёный проезд, 4
Красная Пахра – Калужское шоссе – Поворот на Былово – Троицк (Микрорайон «К») – Академгородок – ИЗМИРАН – Улица Старые Ватутинки – Ватутинки – Новые Ватутинки – Десна – Ракитки – Поворот на деревню Городище – Улица Старые Сосенки – Поворот на совхоз «Воскресенское» – Сосенки – Старопрокшинское шоссе – Бульвар Мечникова – Метро «Ольховая» – Улица Александры Монаховой – Газопровод – Мамыри – Профсоюзная улица – Метро «Тёплый Стан»
Метро «Филёвский парк» – Минская улица – Староможайское шоссе (в сторону МЦД Рабочий Посёлок) – Кутузовский проспект (в сторону метро «Филёвский парк») – Метро «Славянский бульвар» – Славянский бульвар (в сторону МЦД Рабочий Посёлок) – Кременчугская улица – Улица Артамонова (в сторону МЦД Рабочий Посёлок) – Инициативная улица (в сторону метро «Филёвский парк») – Метро «Давыдково» – Аминьевское шоссе – Верейская улица – Рябиновая улица – кольцом: Можайское шоссе – Улица Кубинка – Улица Маршала Неделина – МЦД Рабочий Посёлок
Метро «Филёвский парк» – Минская улица – Староволынская улица (обратно: Нежинская улица) – Больница № 1 – Веерная улица (обратно: Матвеевская улица – Нежинская улица) – Платформа Матвеевская
Метро «Парк Победы» – Улица Барклая – Метро «Багратионовская» – Большая Филёвская улица – Метро «Филёвский парк» – Минская улица – Кастанаевская улица – Метро «Пионерская» – Метро «Кунцевская» – МЦД Кунцевская (только в сторону метро «Филёвский парк») – Молдавская улица –Молодогвардейская улица – Ельнинская улица – Истринская улица – Дублёр Рублёвского шоссе – Ярцевская улица – Метро «Молодёжная» – Партизанская улица – Улица Академика Павлова
Метро «ВДНХ» — Проспект Мира — МЦК «Ростокино» — Ярославское шоссе — МКАД — МЦД Марк — МЦД Лианозово
Метро «Нагорная» – Улица Ремизова – Улица Дмитрия Ульянова – Метро «Академическая»
МЦД Грачёвская – Талдомская улица – Бескудниковский бульвар – Метро «Верхние Лихоборы» – МЦД Окружная – Метро «Владыкино» – Метро «Ботанический сад» – Улица Вильгельма Пика – Метро «ВДНХ» – ВДНХ (главный вход)
МЦД Лианозово – Дубнинская улица – Улица 800-летия Москвы – Метро «Яхромская» – Коровинское шоссе – Улица Ивана Сусанина – Путейская улица – МЦД Моссельмаш – Пяловская улица – Метро «Селигерская»
Метро «Верхние Лихоборы» – Бескудниковский бульвар – Дегунинский проезд – Дубнинская улица – Керамический проезд – МЦД Бескудниково
Камчатская улица – Хабаровская улица – Байкальская улица – Щёлковское шоссе – Метро «Щёлковская» и автовокзал «Центральный» – 2-й Иртышский проезд – Амурская улица – Восточный вокзал – Метро «Черкизовская» и МЦК «Локомотив» – Большая Черкизовская улица – Метро «Преображенская площадь» – Электрозаводская улица – Электрозаводский мост
Беловежская улица – Сколковское шоссе – Совхоз «Заречье» – Торговая улица – Проспект Генерала Дорохова – ТТК – Кутузовский проспект – Набережная Тараса Шевченко (обратно: Бережковская набережная) – Киевский вокзал
4-й микрорайон Митина — Улица Барышиха — 1-й Митинский переулок — Пятницкое шоссе — МЦД Трикотажная — Волоколамское шоссе — Метро «Тушинская»
Беловежская улица – Сколковское шоссе (обратно: Вяземская улица) – Можайское шоссе – Метро «Славянский бульвар» – Площадь Ромена Роллана – Метро «Филёвский парк»
Метро «Парк Победы» – Кутузовский проспект – Метро + МЦК «Кутузовская» – Большая Дорогомиловская улица – Киевский вокзал + метро «Киевская» – Бородинский мост – Смоленская площадь – Метро «Смоленская» – Садовое кольцо – Метро «Маяковская»
Метро «ВДНХ» — Проспект Мира — МЦК «Ростокино» — Ярославское шоссе — Федоскинская улица, 9
Улица Зенитчиков — 1-й Пенягинский проезд — Улица Генерала Белобородова — Дубравная улица — Метро «Митино» — Митинская улица — Новотушинский проезд — Метро «Волоколамская» — МЦД Трикотажная — Походный проезд — Улица Фабрициуса — Сходненская улица — Метро «Сходненская»
Улица Кравченко – Проспект Вернадского – Метро «Университет» – Метро «Ломоносовский проспект» – Мичуринский проспект – Улица Косыгина – Бережковская набережная – Киевский вокзал
Крылатское – Улица Крылатские Холмы – Рублёвское шоссе – Крылатская улица – Улица Нижние Мнёвники – Проектируемый проезд № 1075 (обратно: Проектируемый проезд № 1077) – Метро «Терехово»
Платформа Новогиреево – Свободный проспект – Метро «Новогиреево» – Большой Купавенский проезд – Улица Чечулина (обратно: Челябинская улица) – Южное Измайлово
Метро «Парк Победы» – Метро «Кутузовская» – Кутузовский проспект – Большая Дорогомиловская улица – Киевский вокзал – Бережковская набережная – Улица Косыгина – Смотровая площадка (Воробьёвы горы) – Улица Косыгина – Площадь Гагарина – Метро «Ленинский проспект» – Метро «Октябрьская» – Улица Большая Якиманка – Болотная площадь
Промышленная улица — Деревня Красная Пахра — Калужское шоссе — Центральная улица — Солнечная улица — Октябрьский проспект — Троицк (Академическая площадь)
Митино Парк — Дубравная улица — Метро «Митино» — Митинская улица — Метро «Пятницкое шоссе» — Муравская улица — Село Рождествено — Мир Митино
4-й микрорайон Митина — Улица Барышиха — Митинская улица — Новотушинский проезд — Метро «Волоколамская» — МЦД Трикотажная — Улица Василия Петушкова — 3-й микрорайон Сходненской Поймы
Осташковская улица – Метро «Медведково» – Широкая улица – Улица Лескова – Мурановская улица – Улица Пришвина – Метро «Бибирево» – Улица Плещеева – Бибиревская улица – Инженерная улица – МЦД Бескудниково – Путевой проезд – Алтуфьевское шоссе – Сигнальный проезд – Метро «Владыкино»
8-й микрорайон Митина — Улица Генерала Белобородова — Дубравная улица — Метро «Митино» — Пятницкое шоссе — МЦД Трикотажная — Волоколамское шоссе — Метро «Тушинская» — Метро «Сокол» — Ленинградский проспект — Метро «Аэропорт» — Метро «Динамо» — Белорусский вокзал (только в сторону Митина) — 1-й Боткинский проезд — Больница имени Боткина
Осташковская улица – Широкая улица – Метро «Медведково» – Улица Грекова – Студёный проезд – Северодвинская улица – Тайнинская улица – Улица Лётчика Бабушкина – Улица Менжинского – Метро «Бабушкинская» – Улица Молодцова – кольцом: Полярная улица – Проезд Дежнёва – Ясный проезд
Базовская улица – Коровинское шоссе – Метро «Селигерская» – Дмитровское шоссе – Метро «Верхние Лихоборы» – Метро «Петровско-Разумовская» – Метро «Тимирязевская» – Метро «Дмитровская» – Бутырская улица – Савёловский вокзал – Новослободская улица – Метро «Менделеевская» – Метро «Новослободская» – Долгоруковская улица – Садовое кольцо – Самотёчная площадь
Метро «Нагорная» – Улица Ремизова – Севастопольский проспект – Улица Винокурова – Новочерёмушкинская улица – Улица Шверника – Улица Гримау – Метро «Академическая» – Улица Дмитрия Ульянова – Дарвиновский музей – Университетский проспект
Метро «ВДНХ» – Проспект Мира – МЦК Ростокино – Ярославское шоссе – МКАД – Метро «Медведково»
6-й Новоостанкинский проезд – Звёздный бульвар – Шереметьевская улица – Метро «Марьина Роща» – Улица Советской Армии – Метро «Достоевская» – Самотёчная улица – Метро «Цветной бульвар» – Метро «Трубная» – Улица Петровка (обратно: Неглинная улица) – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город» – Улица Варварка – Красная площадь – Большой Москворецкий мост – Садовническая улица (обратно: Космодамианская набережная) – Метро «Павелецкая» – Садовое кольцо – Метро «Добрынинская» – Улица Большая Полянка – Метро «Полянка» – Болотная площадь
Метро «Физтех» — Долгопрудненское шоссе — Лихачёвский проезд — Первомайская улица — МФТИ
6-й микрорайон Бибирева — Алтуфьевское шоссе — Метро «Алтуфьево» — Череповецкая улица — МЦД Лианозово — Метро «Лианозово» — МЦД Марк — Дмитровское шоссе — Метро «Физтех» — Долгопрудненское шоссе — МФТИ — Первомайская улица — МЦД Долгопрудная
Метро «Верхние Лихоборы» – Дмитровское шоссе – Метро «Селигерская» – МЦД Марк – Новодачное шоссе – МЦД Новодачная – Новодачная улица – Улица Академика Христиановича – МЦД Долгопрудная
Метро «Войковская» — Улица Зои и Александра Космодемьянских — Улица Клары Цеткин — Нарвская улица — Головинское шоссе — Метро «Водный стадион» — Улица Адмирала Макарова — МЦК Балтийская — Ленинградское шоссе — Пляж «Динамо»
МЦК Ростокино – Проспект Мира – Метро «ВДНХ» – Метро «Алексеевская» – Рижский вокзал – Большая Переяславская улица – Каланчёвская улица – МЦД Каланчёвская – Метро «Комсомольская» – Краснопрудная улица – Метро «Красносельская» – Русаковская улица – Метро «Сокольники» – Улица Стромынка – Электрозаводская улица – Метро «Электрозаводская» – Метро «Семёновская»
Метро «Озёрная» – Очаковский путепровод – Рябиновая улица – Верейская улица – Аминьевское шоссе – Кутузовский проспект – Метро «Славянский бульвар» – Метро «Парк Победы» – Метро / МЦК «Кутузовская» – Набережная Тараса Шевченко – Киевский вокзал
Метро «Братиславская» — Улица Перерва — Перервинский бульвар — Новомарьинская улица — Метро «Марьино» — Новочеркасский бульвар — Подольская улица — МЦД Курьяново — Донецкая улица — Донецкая улица, 26
Метро «Бибирево» – Костромская улица – Алтуфьевское шоссе – Инженерная улица – МЦД Бескудниково – Путевой проезд – Улица Декабристов – Метро «Отрадное» – Отрадная улица – Отрадный проезд – Сигнальный проезд – Метро «Владыкино»
МЦД Курьяново – Подольская улица – Донецкая улица – Батайский проезд – Люблинская улица – Метро «Марьино» – Новочеркасский бульвар – Улица Маршала Голованова – Улица Перерва – Улица Нижние Поля – Иловайская улица – МЦД Перерва – Шоссейная улица – Улица Полбина – МЦД Депо – МЦД Люблино – Метро «Печатники» – Улица Гурьянова – Лицей
Ясный проезд – Улица Молодцова – Сухонская улица – Улица Менжинского – Метро «Бабушкинская» – Енисейская улица – Осташковская улица
6-й микрорайон Бибирева — Алтуфьевское шоссе — Метро «Алтуфьево» — Череповецкая улица — МЦД Лианозово — Метро «Лианозово» — Новодачное шоссе — МЦД Марк — Улица Академика Флёрова — Улица Академика Алиханова — Дмитровское шоссе — Посёлок Северный
Абрамцевская улица – Череповецкая улица – Метро «Алтуфьево» – Улица Лескова – Мурановская улица – Улица Пришвина – Метро «Бибирево»
Метро «Выхино» – Вешняковская улица – Улица Старый Гай (обратно: Реутовская улица) – Носовихинское шоссе – Метро «Новокосино» – Никольско-Архангельский проезд – 2-й Московский крематорий
2-й Московский крематорий – Метро «Новокосино» – Новокосинская улица – Салтыковская улица – Большая Косинская улица – Платформа Косино – Златоустовская улица – Платформа Ухтомская – Город Люберцы – Станция Люберцы – Инициативная улица – Некрасовка
Крылатское – Улица Крылатские Холмы – Рубежный проезд – Рублёвское шоссе – Метро и МЦД Кунцевская – Аминьевское шоссе (обратно: Верейская улица – Рябиновая улица – Можайское шоссе) – Аминьево
МЦД Курьяново — Проектируемый проезд № 6276 — Курьяновская набережная — Курьяновский терминал — Проектируемый проезд № 1481 — Проектируемый проезд № 4294 — МЦД Курьяново — Шоссейная улица — МЦД Перерва — Метро «Печатники» — Улица Гурьянова — Южнопортовая улица — Метродепо «Печатники» — 3-й Угрешский проезд — МЦК Угрешская — Угрешская улица — Метро «Кожуховская» — кольцом: Улица Трофимова — 2-й Южнопортовый проезд — Южный порт
МЦД Курьяново — Проектируемый проезд № 6276 — Курьяновская набережная — Донецкая улица — Батайский проезд — Метро «Марьино» — кольцом: Люблинская улица — Улица Перерва — Метро «Братиславская» — Братиславская улица — Новомарьинская улица
Метро «Верхние Лихоборы» – Дмитровское шоссе – Метро «Селигерская» – Северный проезд – Посёлок Северный
9-й микрорайон Кожухова — Лухмановская улица — Святоозерская улица — Метро «Улица Дмитриевского» — Каскадная улица — Платформа Косино — Большая Косинская улица — Суздальская улица — Метро «Новокосино» — Южная улица — Станция Реутово
Рижский вокзал – ТТК – Улица Гаврикова – Спартаковская площадь
Холмогорская улица – Ярославское шоссе – Проезд Серебрякова (обратно: Северо-Восточная хорда) – Метро «Ботанический сад»
Киевский вокзал – Бережковская набережная – 1-й Сетуньский проезд – 4-й Сетуньский проезд
9-й микрорайон Кожухова – Лухмановская улица – Улица Руднёвка – Салтыковская улица – Городецкая улица – Метро «Новокосино»
Метро «ВДНХ» – 1-я Останкинская улица – Ботаническая улица – Алтуфьевское шоссе – Улица Хачатуряна – Метро «Отрадное» – Улица Пестеля – Улица Бестужевых – Алтуфьевское шоссе – Путевой проезд (обратно: Инженерная улица) – МЦД Бескудниково
Метро «Озёрная» – Рябиновая улица – Проспект Генерала Дорохова – Улица Генерала Дорохова – Верейская улица – Аминьевское шоссе – Метро «Аминьевская» – Очаковское шоссе – Проезд Стройкомбината – МЦД Очаково
Крылатское – Осенний бульвар – Метро «Крылатское» – Рублёвское шоссе – Крылатская улица – Островная улица – Спортцентр «Крылатское»
Платформа Перово — Улица Плющева — Зелёный проспект — Метро «Перово» — 2-я Владимирская улица — Перовская улица — Платформа Новогиреево
4-й микрорайон Митина — Улица Барышиха — Дубравная улица — Метро «Митино»
Троицк (микрорайон «В») — Улица Полковника Милиции Курочкина — Улица Текстильщиков — Городская улица — Ватутинки — Калужское шоссе — Центральная улица — Физическая улица — Микрорайон «К» — Госплан — Минзаг
Троицк (Микрорайон «В») – Улица Полковника Милиции Курочкина – Улица Текстильщиков – Городская улица – Ватутинки – Калужское шоссе – Проектируемый проезд № 7166 – Поворот на Пыхчево – Лесное – Поворот на Яковлево – Поворот на Евсеево – Деревня Евсеево – Яковлевская улица – Яковлево – Черепово – Поворот на Южное – Армейская улица – Новые Ватутинки – Чароитовая улица – Нововатутинский проспект
Троицк (Микрорайон «В») — Фабричная площадь — Большая Октябрьская улица — Проектируемый проезд № 7040 — Дорожная улица — Посёлок Птичное — Центральная улица — Улица Александра Печерского — Рабочая улица (только в сторону Троицка) — Первомайское (только в сторону Троицка) — Анкудиново — Власово — 1-я Железнодорожная улица — МЦД Крёкшино
3-й микрорайон Новокосина — Улица Николая Старостина — Суздальская улица — Метро «Новокосино» — Городецкая улица — Салтыковская улица — Метро «Улица Дмитриевского» — Улица Дмитриевского — Метро «Лухмановская» — Проектируемый проезд № 45 — Проектируемый проезд № 598 — Покровская улица — Метро «Некрасовка» — Проспект Защитников Москвы — 3-й квартал Люберецких Полей
МЦД Остафьево — Проектируемый проезд № 7161 — Новотроицкое шоссе — Ватутинки Парк — Улица Старые Ватутинки — Городская улица — Улица Текстильщиков — Большая Октябрьская улица — Октябрьский проспект — Улица Академика Черенкова — Троицк (Микрорайон Солнечный)
МЦД Остафьево — Заводская улица — Новостроевская улица — МЦД Щербинка — Улица Степана Эрьзи — Остафьевское шоссе — Барышевская роща
Большая Юшуньская улица – Метро «Каховская» – Улица Каховка – Улица Обручева – Севастопольский проспект – Нагорная улица – Метро «Нагорная»
4-й микрорайон Митина — Пятницкое шоссе — Метро «Пятницкое шоссе» — Дубравная улица — Метро «Митино» — Улица Генерала Белобородова — Пенягинское шоссе — Большая Воскресенская улица — МЦД Павшино
4-й микрорайон Митина — Пятницкое шоссе — Метро «Пятницкое шоссе» — Митинская улица — Метро «Митино» — 1-й Митинский переулок — Путилковское шоссе — Улица Саломеи Нерис — Братцево — Улица Героев Панфиловцев — Планерная улица — Метро «Планерная» — Улица Свободы — Молодёжная улица (Химки) — Новокуркинское шоссе — 12-й микрорайон Куркина — Стокманн
3-й микрорайон Новокосина – Салтыковская улица – Новокосинская улица – Метро «Новокосино» – Носовихинское шоссе – Кетчерская улица – Улица Старый Гай – Вешняковская улица – МЦД Новогиреево – Свободный проспект – Метро «Новогиреево» – Большой Купавенский проезд – Челябинская улица – Малый Купавенский проезд – Улица Чечулина – 15-я Парковая улица – Первомайская улица – Метро «Первомайская» – 9-я Парковая улица – Сиреневый бульвар – 3-я Парковая улица – Щёлковское шоссе – Восточный вокзал – Метро «Черкизовская» – Окружной проезд – МЦК Измайлово – Метро «Партизанская»
Братцево — Улица Саломеи Нерис — Посёлок Новобратцевский — 1-й Митинский переулок — Митинская улица — Метро «Митино» — Метро «Пятницкое шоссе» — Пятницкое шоссе — Улица Барышиха — Дубравная улица — Метро «Митино» — Улица Генерала Белобородова — Волоцкой переулок — 1-й Пенягинский проезд — Улица Рословка
3-й микрорайон Строгина — Улица Исаковского — Улица Маршала Катукова — Таллинская улица — Метро «Строгино» — Улица Твардовского — Улица Кулакова — Мякининский проезд — 4-я Мякининская улица (только в сторону Таллинской улицы) — МКАД — МЦД Трикотажная (только в сторону 8-го микрорайона Митина) — Волоколамское шоссе — Метро «Волоколамская» — Новотушинский проезд — Митинская улица — Метро «Митино» — Дубравная улица — Улица Генерала Белобородова — 8-й микрорайон Митина
Троицк (микрорайон «В») — Улица Полковника Милиции Курочкина — Улица Текстильщиков — Городская улица — Ватутинки — Калужское шоссе — Центральная улица — Физическая улица — Красная Пахра — Поворот на Поляны — Былово
Рижский вокзал – Трифоновская улица – МИИТ – Минаевский переулок (обратно: Новосущёвская улица) – Тихвинская улица
«Метро «Краснопресненская» – Большая Никитская улица (обратно: Никитский бульвар, Метро «Арбатская», Улица Новый Арбат, Конюшковская улица) – Тверской бульвар – Метро «Чеховская» – Страстной бульвар – Улица Каретный Ряд – Краснопролетарская улица – Селезнёвская улица – Метро «Достоевская» – Улица Советской Армии – Метро «Марьина Роща» – Шереметьевская улица – Звёздный бульвар
3-й микрорайон Новокосина – Улица Николая Старостина – Суздальская улица – Метро «Новокосино» – Новокосинская улица – Салтыковская улица – Святоозёрская улица – Улица Руднёвка – Лухмановская улица – Метро «Лухмановская» – Улица Дмитриевского – Метро «Улица Дмитриевского» – Каскадная улица – Златоустовская улица – Улица Свердлова – МЦД Ухтомская – Улица Михельсона (в сторону МЦД Вешняки) – Лениногорская улица (в сторону Новокосина) – МЦД Косино – Большая Косинская улица – Новоухтомское шоссе – Улица Молдагуловой – Вешняковская улица – Метро «Выхино» – Улица Красный Казанец – кольцом: Снайперская улица – Улица Молдагуловой – Улица Юности – МЦД Вешняки
Метро «Нагатинская» — Платформа Нагатинская — Варшавское шоссе — Каширское шоссе — Посёлок Строителей (только в сторону метро «Каширская») — Метро «Каширская» — кольцом: Улица Академика Миллионщикова — Улица Садовники — Проспект Андропова — Улица Маршала Шестопалова — Метро «Каширская»
Нагатинский затон – Коломенская набережная – Затонная улица – Судостроительная улица – Кленовый бульвар – Улица Новинки – Метро «Коломенская» – Нагатинская набережная – Платформа Нагатинская – Варшавское шоссе – 1-й Нагатинский проезд
Метро «Нагорная» – Криворожская улица – Учебный комбинат Мосгортранс – Варшавское шоссе – Метро «Варшавская» – Черноморский бульвар – Метро «Чертановская» – Чертановская улица – Сумской проезд – Днепропетровская улица – Улица Красного Маяка – Метро «Пражская» – Кировоградская улица – Метро «Южная»
«Метро «Нагатинская» – Варшавское шоссе – МЦК «Верхние Котлы» – Новоданиловский проезд – Новоданиловская набережная – Нагатинская набережная – Метро «Коломенская» – Проспект Андропова – Коломенский проезд – Музей «Коломенское»
Уссурийская улица – Уральская улица – Метро «Щёлковская» – Метро «Первомайская» – Первомайская улица – Метро «Партизанская» – Ткацкая улица – Вельяминовская улица – Метро «Семёновская» – Большая Семёновская улица – Метро «Электрозаводская» – Метро «Бауманская» – Спартаковская улица – Старая Басманная улица – Улица Покровка – Улица Маросейка – Метро «Китай-город»
Новокосино – Новокосинская улица – Метро «Новокосино» – Носовихинское шоссе – улица Старый Гай – Платформа Новогиреево – Метро «Новогиреево» – Зелёный проспект – Метро «Перово» – 2-я Владимирская улица – Шоссе Энтузиастов – Метро «Шоссе Энтузиастов» – Метро «Авиамоторная» – Метро «Площадь Ильича» – Николоямская улица – улица Солянка – Метро «Китай-город»
Осташковская улица – Метро «Медведково» – Заревый проезд – Проезд Шокальского – Полярная улица – Проезд Дежнёва – Метро «Бабушкинская» – Енисейская улица – Метро «Свиблово» – Метро «Ботанический сад» – Сельскохозяйственная улица – Метро «ВДНХ» – Улица Академика Королёва – Шереметьевская улица – Метро «Марьина Роща» – Метро «Достоевская» – Метро «Цветной бульвар» – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город»
6-й мкр. Бибирева – Метро «Алтуфьево» – Мурановская улица – Метро «Бибирево» – Бибиревская улица – Улица Декабристов – Метро «Отрадное» – Улица Хачатуряна – Алтуфьевское шоссе – Ботаническая улица – Улица Академика Королёва – Метро «ВДНХ» – Метро «Алексеевская» – Рижский вокзал – Метро «Проспект Мира» – Метро «Сухаревская» – Сретенка – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город»
8-й микрорайон Митина — Улица Генерала Белобородова — Дубравная улица — Метро «Митино» — Митинская улица — Пятницкое шоссе — Метро «Пятницкое шоссе» — 1-й Митинский переулок — Путилковское шоссе — Улица Саломеи Нерис — Братцево — Бульвар Яна Райниса — Метро «Сходненская» — Химкинский бульвар — Захарково — Улица Свободы — Восточный мост — Волоколамское шоссе — Больница РЖД — Метро «Сокол» — Ленинградский проспект — Метро «Аэропорт» — Метро «Динамо» — Белорусский вокзал — 1-я Тверская-Ямская улица — Метро «Маяковская» — Тверская улица — Пушкинская площадь — Метро «Охотный Ряд» — Театральная площадь — Метро «Лубянка» — Метро «Китай-город»
ТМК/Сибур – Сколтех – Матрекс – Большой бульвар – Технопарк – (заезд в обе стороны: Улица Кулибина – Улица Николы Теслы – Орбион (МЦД Сколково)) – Хадасса Медикал –Татнефть
КамАЗ Drive Electro Электробус
2022: Производство электробусов в Ростовской области
В октябре 2022 года Правительство Ростовской области, «КамАЗ» и Sitronics Group заключили соглашение о запуске электробусов и расширении сети зарядной инфраструктуры для электрического транспорта в регионе.
Документ подписали директор по пассажирскому транспорту ПАО «КамАЗ» Самат Саттаров, заместитель губернатора – министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев и вице-президент по региональному развитию Sitronics Group Карим Кузахметов.
Правительство Ростовской области, «КамАЗ» и Sitronics Group заключили соглашение о запуске электробусов арядной инфраструктуры для электрического транспорта
Как сообщает пресс-служба «КамАЗа», электробусы будут запущены в Ростовской области в рамках федеральной программы развития городского электрического общественного транспорта. Ростовская область стала одним из десяти первых регионов, где будет реализовываться этот проект.
Ожидается, что тестовая эксплуатация электробуса КАМАЗ-6282 начнётся в конце октября 2022 года. Для заряда батарей электробуса будет использоваться ультрабыстрая зарядная станция от оператора Sitronics Electro (входит в Sitronics Group). Далее электробусы могут появиться на улицах Таганрога и Волгодонска.
Директор по пассажирскому транспорту ПАО «КамАЗ» Самат Саттаров рассказал, что электробусы успешно эксплуатируются в Москве уже в течение пяти лет. К середине октября 2022 года по столичным маршрутам курсирует 772 модели Камаз-6282.
Для бесперебойного обслуживания пассажиров требуются ультрабыстрые зарядные станции. С помощью оборудования Sitronics Electro электробус сможет заряжаться на конечных точках маршрута или в парке за 10-20 минут. Водителю достаточно подъехать к станции и подключиться пантографом к зарядному куполу, не выходя из кабины. [1]
2021
Возгорание электробуса в Москве
В ночь с 20 на 21 сентября 2021 года на дублёре Дмитровского шоссе, в районе дома № 157 в Москве загорелся электробус, который находился в эксплуатации около трех лет. Об этом сообщили в столичном Департаменте транспорта.
Как заявили в ведомстве, электрический автобус обслуживался в рамках контракта жизненного цикла, что означает долгосрочное обслуживание и ремонт со стороны поставщика, а также полное участие в разборе причин. Предварительной причиной возгорания, по мнению производителя электробуса, («КамАЗ»), стало короткое замыкание электропроводки в приборной панели водителя, человеческий фактор пока не исключается.
В Москве сгорел электробус
Возгорание случилось с моделью «КамАЗ-6282», которая была выпущена Нефтекамским автозаводом «КамАЗа» в 2018 году. К сентябрю 2021 года аналогичную технику собирают на мощностях завода СВАРЗ в Москве. Тяговые батареи электробуса размещены на крыше. Именно этот факт, похоже, позволил избежать намного более серьёзных последствий: потушить литиевые аккумуляторы обычными средствами пожаротушения сложно.
На момент возгорания пассажиров в электробусе не было, он двигался в сторону транспортного парка. Через несколько минут на месте происшествия уже работали пожарные. Пока они тушили электробус, дорогу временно перекрыли.
Руководством Мосгортранса к 21 сентября 2021 года проводится тщательное служебное расследование, причины происшествия будут установлены специальной комиссией и производителем техники, обсуживаемой по контракту жизненного цикла. В Дептрансе заявили, что это первое возгорание электробуса в Москве за все время их эксплуатации.
По данным «КамАЗа», стоимость одного электробуса составляет 20-30 миллионов рублей в зависимости от комплектации и емкости батарей. Электробус вмещает до 85 человек и заряжается на конечной остановке. Без подзарядки он может проехать 50 км.
Запуск производства электробусов в Москве
В конце апреля 2021 года «КамАЗ» запустил производство электробусов в Москве — на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ). Первые собранные на этом предприятии транспортные средства выйдут на маршруты в столице в мае. Подробнее здесь.
2019: Совместная работа камазовцев и нефазовцев
В ПАО «НЕФАЗ», на дочернем предприятии «КАМАЗа», создана весной 2019 года межфункциональная группа по развитию мощностей производства автобусов и электробусов. Команда профессионалов из числа руководителей и специалистов автогиганта приступила 1 марта к работе на Нефтекамском автозаводе. Их главная задача – помочь башкирским коллегам выстроить новый производственный поток изготовления современной линейки автобусов и электробусов и обеспечить необходимые технологические мощности.
Совместная работа камазовцев и нефазовцев началась с анализа сильных и слабых сторон текущего цикла производства автобусов и электробусов. Проведено картирование технологических операций, после чего сформированы мероприятия по совершенствованию процессов сборки и исключению потерь. Разработаны тактические планы реализации проектов по направлениям логистики, производства, качества, технологии. Интервью TAdviser: Вячеслав Касимов, ИБ-директор МКБ — о применении DevSecOps при разработке веб-приложений
На старте проекта потери, не приносящие ценности, составляли 122 часа. К началу апреля исключены потери в 52 часа за счёт вывода операций подсборки на отдельный участок, перебалансировки загруженных операций на линии сборки электробусов, доработки чертёжно-конструкторской и технологической документации, снижения дефектности поставки комплектующих изделий, исключения лишних перемещений работников. Благодаря этому коллективу «НЕФАЗа» удалось выйти на такт сборки 20 электробусов в месяц.
В течение марта разработана система оповещения о простоях на рабочих позициях из-за отсутствия обеспечения комплектующими изделиями и вопросов качества на примере андон.
Сейчас ведутся строительно-монтажные работы, которые позволят принципиально изменить существующую схему организации производства с учётом улучшения логистических процессов, складского хозяйства и т.д. Например, проводится реорганизация цеха сборки автобусов № 23 с разделением поточной сборки электробусов и автобусов, выполнена заливка полов, окраска стен и элементов конструкции производственного здания. На участке сборки автобусных шасси № 27 ведутся монтажные работы для создания дополнительных рабочих мест и расширения логистической зоны хранения и поставки комплектующих. Для сборочно-сварочного цеха № 22 изготовлена сварочная оснастка для производства колёсных арок отсеков АКБ и заднего модуля, в целях оптимизации площадей и усиления контроля хода производства участок сварки колёсных арок перемещён непосредственно в координаты сварки рамы автобусов. В цехе окраски № 26 производятся монтаж и модернизация окрасочных камер. И это далеко не полный перечень преобразований.
Сегодня автобусное производство становится «пилотом» активного внедрения инструментов ПСК, системы «Бережливое производство», которые должны помочь персоналу скорее адаптироваться, чтобы он мог быстро вывести новый продукт на требуемую производительность без потери качества.
В этом проекте задействованы специалисты технологической службы, бюро развития Производственной системы, службы качества, производства, планирования, управления персоналом, снабжения – то есть весь функционал «НЕФАЗа». По мере необходимости рабочая группа привлекает специалистов по логистике, планированию, IT-технологиям, в области качества, бережливого производства из других подразделений «КАМАЗа».
2018: Сотрудничество с корпорацией Cummins
20 сентября 2018 года компания «КамАЗ» сообщила, что будет сотрудничать с международной корпорацией Cummins Inc. в сфере создания автомобилей и автобусов на электрической тяге. Как сообщалось, компании подписали соответствующий меморандум о взаимопонимании.
По информации компании, «КамАЗ» и Cummins договорились о совместной работе в создании автомобилей и автобусов на электрической тяге. В частности, Cummins намерен разработать и поставить в адрес «КамАЗа» прототипы полностью электрической трансмиссии на базе высоковольтных электрических аккумуляторов для применения в сегменте городских автобусов и развозных автомобилей средней тоннажности.
Меморандум также предусматривает разработку и поставку прототипа гибридной трансмиссии для применения в сегменте тяжелых грузовиков «КамАЗ». По обоим проектам стороны проведут испытания прототипов на городских автобусах, развозных автомобилях и тяжелых грузовиках производства «КамАЗ». После испытаний, доработки и сертификации партнеры определят перспективы дальнейшего совместного сотрудничества в сфере электрических трансмиссий. [2]
2017
Технический совет «Мострансавто»
21 сентября 2017 года ГУП МО «Мострансавто» провело выездной технический совет, посвященный перспективам использования электрического транспорта в Подмосковье. В мероприятии приняли участие главный инженер Мострансавто, руководители технических подразделений филиалов предприятия, а также представители заводов-производителей автомобильного и электрического транспорта.
В рамках деловой программы была представлена новая модель электрического транспорта – электробус второго поколения КАМАЗ-6282, разработанный «КАМАЗом» совместно с российской инжиниринговой компанией Drive Electro. Электробус имеет низкопольную конструкцию кузова и вмещает 85 пассажиров, из которых 24 – в эргономичных креслах с ремнями безопасности.
Электробус оснащен литий-титанатными аккумуляторами мощностью 230 кВт, которые заряжаются непосредственно на маршруте от станции ультрабыстрой зарядки Drive Electro. Сейчас, когда в условиях тестовой эксплуатации мощности станции используются только на четверть, электробус заряжается за 40 минут, и накопленной за это время энергии машине достаточно для преодоления расстояния в 38 км. При этом технические характеристики станции позволяют сократить время подзарядки до 6-20 минут, а запас хода увеличить до 70 км. Максимальная скорость движения транспортного средства – 90 км/час.
На электробусе установлена пневматическая подвеска с телескопическими амортизаторами, пневматическими элементами и возможностью наклона кузова – так называемый, «книлинг», делающими более комфортным вход для пассажиров с ограниченными возможностями. Кроме того, представленный на техническом совете электробус отличается от своих предшественников видоизменённым салоном – в нём отсутствует шахта моторного отсека, что позволило увеличить общую пассажировместимость.
Тестовая эксплуатация в Петербурге
За время тестовой эксплуатации, которая началась в мае 2016 года в «Сколково», затем продолжилась в Москве и в Санкт-Петербурге, электробус прошел свыше 12000 км. После испытаний в СПб ГУП «Пассажиравтотранс», электробус второго поколения КАМАЗ Drive Electro с более эффективными литий-титанатными аккумуляторами продолжает тестовую эксплуатацию в СПб ГУП «Горэлектротранс» в феврале 2017 года.
Электробус КАМАЗ-6282, разработанный совместно с российской научно-технической компанией Drive Electro, тестировался Пассажиравтотрансом на маршруте №9 в Санкт Петербурге. Всего за 55 дней электробус перевез более 16 000 пассажиров. Пассажиры и водители отметили плавный ход электробуса, бесшумность, быстрый разгон и отсутствие запахов.
Длина маршрута №9 в прямом направлении (от остановки «Автобусная улица» до остановки «Пл. Мужества») составляет 9,28 км, а в обратном направлении – 11,18 км. Средняя протяженность маршрутов в российских городах составляет примерно 15 км. При этом отличие электротранспорта состоит в том, что в пробках энергии расходуется значительно меньше, чем при работе двигателя внутреннего сгорания.
Уникальность электробусов второго поколения, к которым относится КАМАЗ Drive Electro, состоит в оснащении литий-титанатными (LTO) аккумуляторами, которые обладают рядом преимуществ по сравнению со всеми другими типами аккумуляторов, которые используются в России и частично за рубежом (первое поколение аккумуляторов – литий-железофосфатные и литий-марганцевые). Во-первых, это единственные аккумуляторы, которые успешно заряжаются при низких температурах: по данным Гидрометцентра, в Санкт-Петербурге в январе 2017 года, когда электробус работал на маршруте, температура опускалась до -19 градусов. Во-вторых, на то, чтобы зарядить электробус нового поколения, требуется всего 6 минут, что в 20 раз меньше среднего времени зарядки электробуса первого поколения. В-третьих, масса аккумуляторов электробуса второго поколения значительно ниже, что дает дополнительное преимущество, заключающееся в возможности перевозить большее количество пассажиров. В-четвертых, батарея рассчитана, как минимум, на 20 000 циклов полного заряда/разряда, а это более 15 лет интенсивной эксплуатации. Наконец, эти батареи считаются самыми безопасными в мире, а срок гарантии на них – более пяти лет.
Несмотря на то, что электробус в два раза дороже, он окупается уже в середине своего жизненного цикла благодаря низкой стоимости обслуживания и эксплуатации. Основная его стоимость — «силовая начинка», переживает и кузов. Кроме того, электротранспорт имеет стабильную тенденцию снижения стоимости с увеличением объемов производства. Уже сейчас, по подсчетам специалистов автобусного парка №2 г. Санкт-Петербурга, электробус на 45 рублей в час дешевле дизельного.
Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили
- Электромобили
- Электромобили (мировой рынок)
- Электромобили (рынок Европы)
- Электромобили (рынок Германии)
- Электромобили (рынок Норвегии)
- Электромобили (рынок Британии)
- Электромобили (рынок Италии)
- Электромобили (рынок Китая)
- Электромобили (рынок США)
- Электромобили (рынок России)
- Электромобили в Москве
- Электромобили (рынок Украины)
- Электромобили (рынок Белоруссии)
- Электромобили в Узбекистане
- Электроавтобусы (электробусы)
- Электрозаправки (электрозарядные станции, ЭЗС)
- Водородные автомобили
- Электросамокаты
- Электросамолеты
- Зарядные устройства (мировой рынок)
- Зарядные устройства (рынок России)
- Углекислый газ (диоксид углерода — CO2)
- Zero waste philosophy (Биоэкономика) Зелёная экономика
- Концепция по развитию производства и использования электромобилей в России
- Система оперативно-технологического управления распределительными электрическими сетями
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Сбер Решение по выбору модели станции, лизингу, установке и управлению ЭЗС
- Беспилотный автомобиль КамАЗ, КамАЗ Drive Electro Электробус, КамАЗ-Чистогор, Кама-1, Челнок
- C-Pilot
- Форвард: Электрический трицикл
- MatrЁshka
- Traft: Беспилотный грузовик
- Revolta Engineering
- Drive Electro, Moskva (электрогрузовик), Drive Electro: Электрогрузовик
- Тролза
- Lada Niva Elentrie
- Polytech Solar Электромобиль
- Modulo Электробус
- Zetta
- ПК Транспортные системы
- Муравей (первый российский электромобиль)
- CML Car (российский электромобиль)
- GAZelle_e-NN
- Ардерия, Ардерия ТС2 (электромобиль)
- Monarch (электромобиль)
- ЭвоКарго (EvoCargo)EvoCargo EVO-1 Электрический автономный грузовик
- Пионер 6245 (электробус)
- Aurus Motors, Aurus Электромотоцикл, Электромобиль Aurus
- КРЭТ Фора (зарядная станция для электромобилей)
- Edison Technologies
- Алмаз-Антей E-Neva (электромобиль)
- Электромобили Мануфэкчуринг Рус — EVM PRO
- Электрифлай
- СпецАвтоИнжиниринг, Соллерс Инжиниринг, ЭкоАвтоПроф (электромобиль)
- Моторинвест, Evolute i-Pro (электромобиль)
- Конкордия: Электрогрузовик
- Tesla Model, Tesla Semi Truck- Tesla Motors
- Polestar, Volvo 7900 (беспилотный электроавтобус), Volvo XC40 — Volvo Cars Group, Volvo CE ECR25 Electric
- Toyota Электромобили, Toyota e-Palette, Toyota ProAce Electric, Toyota bZ4X (электромобиль), Toyota Lexus Electrified Sport
- Audi e-tron (электромобиль), Audi Urbansphere (беспилотный автомобиль)
- BMW i3 Электромобиль, BMW iX3, BMW i4, BMW eDrive Zones, BMW Motorrad CE(электроскутер), BMW i7
- Freightliner eCascadia (электрический грузовик)
- Honda Электрокары, Honda e (электромобиль), Honda Everus VE-1, Cruise Origin
- Hyundai Электромобили, Hyundai Kona Electric (электромобиль), Ioniq (электромобили), Hyundai 45 (электромобиль), Hyundai Genesis
- Ford ЭлектромобилиFord Transit Custom PHEVFord Transit Smart EnergyFord E-TransitFord Mustang, Eluminator e-crate (электродвигатель), Ford Pro Power Onboard
- Volkswagen Электромобили, Volkswagen Moia, Volkswagen ID3, Volkswagen ID4, JAC Volkswagen
- SkodaEnyaq
- VinFastVinFast VF8
- Bugatti-Rimac
- JAC MotorsJAC iEV7S
- Continental
- Bosch e-axle
- EVlink Wallbox Электрозаправки
- Nissan Электромобили, Nissan LeafNissan Яндекс.Авто Концепт, e-4ORCE, Ariya (электрокроссовер)
- Cadillac Lyriq
- Siemens eHighway Электромобили
- Catalyst E2 (электроавтобус)
- Roborace Robocar
- Mercedes-Benz Concept IAA, Mercedes-Benz EQC, Vision Mercedes-Maybach Ultimate Luxury, Mercedes-Benz EQS, Mercedes-Benz EQA 250, Mercedes-Benz EQE, Mercedes eActros (электрический грузовик)
- Enevate
- Aston Martin RapidE Электромобиль
- Jaguar I-Pace (электромобиль), ElectriCity (сервис электротакси)
- Porsche Taycan электромобиль, Rimac Automobili, Porsche: Станции быстрой зарядки электромобилей
- Mazda MX-30 (электромобиль)
- Bentley Motors Octopus (проект разработки технологий для электромобилей)
- Enverge (электрокроссовер)
- R1T (электромобиль)
- Manta5 Hydrofoiler XE-1 (водный электровелосипед)
- Panasonic eCUV Компактный электротранспорт для бизнеса
- Arrival (ранее Charge R&D), Arrival Bus Пассажирский электробус, Arrival Van
- MW Motors, MWM Spartan
- Lordstown Motors, Endurance (электрический пикап)
- Farasis Energy
- Rivian
- Cross Dirt (электрический мотоцикл)
- General Motors (GM)Hummer EVBrightDrop
- ChevroletChevrolet eCrateChevrolet Bolt
- Rolls-Royce Spectre (электромобиль)
- Intelligence in Motion (IM) — Alibaba Group
- Northvolt
- Ample
- Geely International CorporationZeekr, Homtruck (электрический грузовик)
- Xiaomi Электромобили
- Arcfox aS HBT (электромобиль)
- MAN Lions City E (электроавтобус)
- Kami Motors, Kami Nimble
- Farnova Othello (электрический суперкар)
- Foxconn Model (электромобиль)
- Kia EV6 (электромобиль)
- Xpeng: Летающий электромобиль
- Lucid Air (электромобиль)
- Subaru Solterra
- Coolon (электрогрузовик)
- Mitsubishi Airtrek
- Huawei Seres SF5 (электромобиль), Huawei Aito M5 (электромобиль), Huawei Aito M7 (электромобиль)
- WayRay Holograktor (электромобиль)
- Sony Vision-S 02 (электромобиль)
- Vitovt Truck Electro Prime
Технологии накопления (хранения) энергии:
- MOBI Battery State of Health (SOH)
- Кобальт
- Утилизация батарей электромобилей
- Prime Planet Energy & Solutions
- Системы накопления (хранения) энергии (СНЭ)
- Аккумуляторы для электромобилей (мировой рынок)
- Аккумуляторы для смартфонов (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (рынок России)
- Натрий-ионные батареи
- Литий-титанатные аккумуляторы
- Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion)
- Литий-ионные аккумуляторы (мировой рынок)
- Литий-ионные аккумуляторы, ЛИА (рынок России)
- Литий-воздушный аккумулятор (lithium-air, Li-air)
- Литий-полимерные аккумуляторы
- Литий (мировой рынок)
- Литиевая батарея Kyocera
- Электрический аккумулятор
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Аккумуляторы с твердым электролитом
- Твердотельные аккумуляторы
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Портативные аккумуляторы (мировой рынок)
Производство электробусов для Москвы
Малоизвестное столичное производство: электробусы для Москвы
С 2021 года на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ) функционирует производственная площадка ПАО «КАМАЗ», где происходит финальная сборка электробусов, предназначенных для эксплуатации в столице.
Завод с историей
СВАРЗ – предприятие с богатейшей историей – было создано в начале ХХ века как Сокольнические ремонтно-трамвайные мастерские, ставшие со временем основной ремонтной базой Московского пассажирского транспорта в системе ГУП «Мосгортранс». Однако его компетенции лежат далеко за рамками планового сервисного обслуживания техники. В разные годы здесь изготавливались троллейбусы моделей ЛК, ТБЭС, МТБЭС, СВАРЗ-Икарус и сочлененные СВАРЗ-ТС1. Так что опыта производства электрического пассажирского транспорта ему не занимать.
Этот опыт, усиленный передовыми технологиями ПАО «КАМАЗ» позволил в 2021 г. выделить производственные мощности для выпуска современных электробусов. Такое решение очень закономерно и в большой степени способствует последовательному претворению в дело столичной концепции по развитию экологически чистого электрического пассажирского транспорта.
Примечательно и то, что само производство на СВАРЗе так же экологически чистое – оно характеризуется полным отсутствием вредных выбросов.
В этом году ГУП «Мосгортранс» отмечает 65 лет с момента основания компании. В состав предприятия на данный момент входит 23 эксплуатационные площадки, где ремонтируют подвижной состава городского транспорта, 2 речных вокзала: Северный и Южный, а так же завод СВАРЗ, которому в этом году исполняется 118 лет. На территории завода происходит регулярное техническое обслуживание автобусов и электробусов, ремонт узлов и агрегатов, а так же производство остановочных павильонов, ремонт ретро-техники и восстановление музейных экспонатов.
Производственный ритм
Производство электробусов осуществляется в цеху финальной сборки и пусконаладки, где выполняется порядка 40% от всех производственных операций полного технологического цикла. При этом, данные операции наиболее дорогостоящие и высокотехнологичные. На них приходится около 60% всех затрат на изготовление электробуса.
Реализован процесс следующим образом. Из Нефтекамска с НЕФАЗа в Москву на тралах приезжают планеры – кузова, укомплектованные электропортальными мостами на задней оси (для каждого колеса свой двигатель). После мойки планер загоняется в цех. Тут размещается две сборочные ветки по 4 поста. Предприятие рассчитано на выпуск в среднем 2 машин в сутки. Сборка начинается с установки аккумуляторной батареи на крыше и системы термостатирования. Так же на первом посту происходит установка преобразователей и коммутационных блоков, силовых проводов, поручней, капота, боковых зеркал. На следующем посту монтируются системы видеонаблюдения, сиденья, наружная светотехника, стеклянные ограждения, ограждения крышевого оборудования. Третий пост отвечает за оснащение электробуса АСКП и валидаторами, системами Wi-Fi, панелями воздушных каналов, огнетушителями и аптечкой, элементами освещения и акустики в салоне. Постепенно продвигаясь по линии, планер доходит до четвертого сборочного поста, где выполняется брендирование, регулировка камер кругового обзора, наклейка табличек изготовителя и бронепленки, а так же заливается прошивка программного обеспечения и производится наладка узлов и агрегатов. Всего работает две бригады по 15 человек.
Цеха сервисного обслуживания на СВАРЗе оснащены современным оборудованием. В распоряжении завода:
линия диагностики узлов и агрегатов, на которой трудятся прошедшие необходимое обучение специалисты;
кузовной цех с камерой антикоррозийной обработки, где выполняют кузовные работы любой сложности;
подъемники, позволяющие проводить ремонт ходовой части автобусов любых марок, и даже двухэтажных;
оригинальные запчасти и рекомендованные производителями транспортных средств технические жидкости;
уникальный участок детонационного нанесения покрытий для проведения операций, позволяющих восстановить изношенные и упрочнить изготавливаемые детали и узлы.
Завод сертифицирован по стандарту качества ISO-9000.
На следующем после сборки контрольно-проверочном этапе уже готовый электробус загоняется на тормозной стенд, где оценивается эффективность тормозной системы. Там же проверяется световой поток фар и производится регулировка углов установки колес. В дождевальной камере проверяется герметичность.
Если с машиной все в порядке на финальном этапе представителями заказчика в лице ГУП «Мосгортранс» осуществляется официальная приемка электробуса и отправка его в парк. Все вместе это занимает около 2 дней.
Планов громадье
Локализованное производство – огромное подспорье для ГУП «Мосгортранс». В этом году, напомним, компанией был подписан крупнейший в Европе контракт на поставку 1000 электробусов последней модификации с ПАО «КАМАЗ», а так же контракт с Группой «ГАЗ» на 200 электробусов. Соглашения заключены на условиях жизненного цикла – во время 15-летней эксплуатации техники она будет обслуживаться непосредственно изготовителем на территории наших автопарков.
Помимо ремонта подвижного состава и выпуска электробусов на СВАРЗе производят остановочные павильоны для маршрутного транспорта. Проект стартовал в 2018 году и в 2022 г. достиг отметки в 900 ед./год. В этом году отгружено уже более 800 ед., ко Дню города предприятие перешагнет тысячный рубеж. Всего же в 2023 г. должно быть выпущено более 1300 павильонов. Часть из них пойдет в область для оформления остановочных пунктов смежных маршрутов. Таким образом, будет сохранено единообразие городской среды и транспортных стандартов.
По словам Максима Ликсутова, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, с начала этого года площадкой ПАО «КАМАЗ» на СВАРЗе во исполнение обозначенного контракта было передано городу для эксплуатации на маршрутах свыше 120 электробусов. Они поступают по графику и сразу выходят на линию, обслуживая пассажиров. Тем самым происходит все большее и большее замещение дизельных машин за свет увеличения парка экологически чистого транспорта, оказывающего минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
Локализация производства сократила сроки изготовления и поставки техники, заметно снизились и затраты на логистику, – рассказал «Новостям Автобизнеса» Максим Ликсутов. – За все время с момента открытия цеха ПАО «КАМАЗ» на СВАРЗе выпущено почти 530 электробусов
Впрочем, дизельных автобусов в парке ГУП «Мосгортранс» по-прежнему больше, чем электробусов (по планам только в течение пяти лет количество электробусов будет доведено до превалирующей доли – 2/3). Но это оправдано. На данный момент полностью от них отказаться не представляется возможным, поскольку существуют дальние междугородние маршруты, на которых современные электробусы еще не в состоянии работать. Тем не менее, и в направлении техники с ДВС ГУП «Мосгортранс» стремится снизить углеродный след, диверсифицируя парк – в составе предприятия есть подразделение, укомплектованное транспортными средствами, потребляющими компримированный природный газ (КПГ). Там эксплуатируется 300 автобусов. Этот парк постоянно расширяется, в самое ближайшее время будет приобретено более 200 машин на КПГ. Из них 100 ед. пойдет на замещение автобусов выбывающих из эксплуатации в связи с исчерпанием срока службы, и еще на 100 машин на физическое увеличение парка.
В Москве запустят новые электробусы от КамАЗа
Дептранс сообщает, что скоро на улицах появятся улучшенные электробусы. Сегодня в Москве прошла презентация новой модели.
На самом деле нужно быть очень внимательным фанатом электробусов, чтобы увидеть разницу. Из улучшений отмечают новую форму бампера и капота, габаритных и противотуманных фар, слегка измененный дизайн. Но по факту новинка выглядит почти так же, как предыдущая версия. Даже поднадоевшая лебедевская надпись «Это электробус» никуда не делась.
Эти новые модели производит КамАЗ. Вообще в Москве ездят электробусы двух производителей — КамАЗа и ЛиАЗа, но и их обычные пассажиры вряд ли могут отличить из-за идентичного брендинга. При этом значительно больше на улицах камазовских машин, а не лиазовских (последних всего около 250 штук из полуторатысячного парка электробусов). В начале марта на маршрут вышел первый ЛиАЗ обновленного дизайна (такой же невпечатляющий).
Останавливаться московские власти в обновлении парка не собираются. «В 2024 году в столицу придет более 800 единиц инновационной техники. Планируем, что к 2030 году число электробусов достигнет 5,3 тысячи», — заявляет заммэра Максим Ликсутов.
Фото: Дептранс Москвы/t.me/DtRoad