Как определить начало и конец обмотки электродвигателя
Перейти к содержимому

Как определить начало и конец обмотки электродвигателя

  • автор:

Как определить начала и концы статорных обмоток электродвигателя

Самыми популярными электрическими машинами являются трехфазные асинхронные двигатели. Статорная обмотка (СО) таких двигателей включает в себя три обмотки – по числу фаз. Традиционно, они могут включаться в трехфазную сеть либо “звездой”, либо “треугольником”.

Соединения обмоток треугольником и звездой

Поскольку, во время работы асинхронного двигателя очень большое значение имеет направление силовых линий электромагнитного поля, то очень важно включать СО согласованно. Иными словами, каждая из них имеет начало и конец, а путаница в этом деле недопустима.

При соединении “звездой” начала всех обмоток соединяются в общей нейтральной точке, а к концам подключаются фазные жилы питающего кабеля (можно считать и наоборот – это не принципиально).

А при соединении “треугольником” конец каждой соединяется с началом следующей. Каждый такой вывод – вершина треугольника – подключается к одной из фаз сети.

Концы СО электродвигателей маркируются на заводе специальными обжимными бирками. Маркировка стандартная и имеет следующий вид: начало первой – С1, конец первой – С4; начало второй – С2, конец второй – С5; начало третьей – С3, конец третьей – С6. Однако, маркировочные бирки в течение эксплуатации двигателя нередко теряются. В таких случаях искать и маркировать концы и начала приходится самостоятельно.

Для этого, прежде всего, следует определить каждую пару выводов, принадлежащую одной из СО. Это можно сделать при помощи обычного мультиметра, или посредством контрольной лампы, подключаемой к сети. Для людей, знакомых с азами электротехники, это не представляет никакой трудности.

Концы, которые удалось “вызвонить”, необходимо сразу пометить, например, цветной изолентой. Для определения же конца и начала в каждой паре можно воспользоваться одним из двух методов: методом трансформации или методом подбора фаз.

Метод трансформации. Этот метод использует общие принципы работы трансформатора напряжения и электродвигателя. Если две обмотки двигателя включены в сеть и их включение согласованно, то они наводят некоторую ЭДС в третьей.

В случае рассогласованного включения первых двух обмоток создаваемые ими магнитные потоки будут встречными и будут взаимно компенсировать друг друга. Тогда ЭДС в третьей будет отсутствовать.

Таким образом, включая в сеть последовательно две СО к двум из трех фаз, мы должны контролировать наличие/отсутствие ЭДС в третьей при помощи мультиметра (вольтметра), или контрольной лампы.

Слабый накал лампы или наличие напряжения по показаниям прибора будут свидетельствовать о том, что в общей точке обмоток, подключенных к сети, соединены начало одной из них и конец другой. Если накала или показаний нет, то в точке соединения “встретились” либо два “конца”, либо два “начала”.

Метод трансформации

Любую из обмоток условно можно считать первой, второй, или третьей. Поэтому, выяснив, что в общей точке соединены начало одной и конец другой, произвольно вешаем на эти два вывода бирки в соответствии с ГОСТом: С1 и С5.

Поскольку предварительно мы уже вызвонили пары выводов для каждой обмотки и пометили их, то на противоположные их концы вешаем бирки С4 и С2 соответственно.

Таким образом, мы уже определились с двумя из трех обмоток. Положение третьей определяется аналогично. Можно, например, соединить один из ее выводов с выводом С2, а второй вывод подключить к одной из фаз сети.

К другой фазе будет подключен вывод С5, а выводы С1 и С4 будут подключены к вольтметру или контрольной лампе. Если прибор (лампа) зафиксирует наличие ЭДС в первой обмотке, то вывод С2 соединен с концом третьей (С6). Если ЭДС не возникает, то в общей точке подключен вывод С3.

Метод подбора фаз. В некоторой степени мы все давно и хорошо знакомы с этим методом, зная его как “метод научного тыка”. Суть метода подбора фаз заключается в том, что СО двигателя собираются в звезду наугад.

Затем двигатель включается в трехфазную сеть. Если соединение обмоток не согласовано, то двигатель будет сильно гудеть. При этом его рабочий вал, возможно, даже будет вращаться, однако, момент будет очень мал – вплоть до возможности остановки его рукой.

Если наблюдаются все эти “эффекты”, то одну из включенных обмоток необходимо “перевернуть” — поменять местами ее начало и конец. После этого двигатель снова включается в сеть, контролируется его работа и делается вывод о согласованности включения СО. И если результат тот-же, то “перевернутая” обмотка возвращается в исходное положение, а переворачивается уже другая.

“Переворачивания” производятся до тех пор, пока двигатель не начнет работать нормально. Тогда выводы, соединенные в общей точке, можно промаркировать как “концы” (“начала”), а выводы, подключенные к сети – как “начала” (“концы”).

Из-за специфики метода подбора фаз его не рекомендуется применять для двигателей с мощностью более пяти киловатт: можно сжечь обмотки статора. Ведь несогласованный режим схож с неполнофазным режимом работы двигателя. А отрицательные моменты, связанные с таким режимом работы, наиболее ярко проявляются для мощных двигателей.

Несколько общих рекомендаций. Бирки для маркировки выводов лучше заранее изготовить из мягкого металла, а обозначения на них выбить при помощи штампов. На каждом выводе бирка должна быть как следует обжата, она не должна болтаться и перемещаться вдоль провода. Хотя строгих стандартов на этот счет, разумеется, нет.

При определении выводов обмоток, вне зависимости от метода, которым вы пользуетесь, необходимо быть предельно осторожным: подключение к сети выполнять только через аппараты максимально токовой защиты, не выполнять никаких подключений и операций под напряжением, быть предельно внимательным и помнить об общих правилах электробезопасности.

© Forum220.ru | 2009 — 2015 | Электропривод Размещение данных материалов на других веб-ресурсах возможно только при наличии обратной гиперссылки на сайт Forum220.ru

Как найти начало и конец обмотки электродвигателя

Как найти начало и конец обмотки электродвигателя

Чаще всего поставляемые в Украину поставляются электромоторы имущие соединение обмоток внутри статора. В таком случае к клеммную колодке выводиться всего три провода, на которые будет подаваться питание. Бывают ситуации, когда электрический двигатель имеет шесть выводов которые необходимо подключить в самой коробке. При покупке стоит учитывать, что подключение трехфазного электродвигателя с 3 выводами и однофазного с 4 выводами имеют ряд отличий в способе присоединения.

В данной статье мы рассмотрим, как проверить и самостоятельно определить начало и конец обмотки АИР асинхронного трехфазного электродвигателя для правильного подключения, если выведенные провода в борне:

  • не промаркированы
  • изоляция провода не имеет внешних отличий по цвету
  • не разделены три вывода

Как вызвонить начало и конец обмотки электродвигателя

Чтобы определить соответствует та или иная пара выводов начала и конца обмоток асинхронного двигателя используют тестер. Но перед тем как преступить к определению начала и конца обмоток электродвигателя стоит подготовить бирки для каждого провода с обозначениями из трубки ПВХ и найти соответствующую пару для каждого вывода обмотки. Тумблер мультиметр необходимо перевести на измерение пределов сопротивления.

Определение пар выводов

Как проверить обмотки двигателя

1. Одним из щупов подсоединяем к любому из 6 выводов. Вторым, чтобы проверить соответствия обмоток поочередно касаемся остальных проводов.

2. Как только попадаем на нужный провод — пара выводов покажет целостность цепи, тестер издаст отчетливый звук, и прибор измерения покажет значение больше нуля. Это и есть одна из обмоток статора электродвигателя.

3. По аналоги находим остальные обмотки.

4. Найденные пары обмоток помечаем заготовленными ранее бирками в произвольной форме.

Первый этап пройден и мы смогли проверить обмотки двигателя.

Определение где начало и конец обмоток

Завершающим шагом в определение начала и конца обмоток трехфазного электродвигателя будет соединение соответствующих выводов и подача напряжения 220 В.

Как найти начало и конец обмотки электродвигателя

1. Последовательно соединим обмотки U1 – V2 и U2 – V1 между собой. На вывод U1 — V2 подадим низкое переменное напряжение от понижающего трансформатора 220/12В на две обмотки.

2. К третей обмотки W1 – W2 подключаем тестер и проверяем напряжение. Так как провода размечались произвольно, мультиметр может показать значение ноль или чуть выше (в пределах погрешности) – это встречное включение двух катушек. В таком случае выводы второй обмотки V1 – V2 нужно поменять местами и подать напряжение. На двух фазах двигатель с малой мощностью может запуститься — не пугайтесь, а измерительный прибор покажет нормальное напряжение. Благодаря проделанным манипуляциям Вы поймете, что происходит согласованное включение двух катушек и Вам удалось правильно определить начало и концы на обмотках электродвигателя.

После того как получилось определить начало и конец обмотки асинхронного двигателя, его можно подключить по схемам «звезда» — «треугольник» к сети переменного тока.

Из обзора статьи на обмоточные данные электродвигателей серии АИР Вы уже знаете, что данные электрические машины рассчитаны на подключение к сети 220В – 380 Вольт. При соединении концов обмотки по стандартной схеме «звезда» асинхронный двигатель работает от 380В с максимальным заявленным КПД, а по схеме треугольник мотор запуститься от сети 220 Вольт с просадкой по мощности.

Маркировка концов обмотки двигателя

Для удобства выводы обмоток электродвигателей маркируются попарно и могут иметь следующие обозначения:

Старое обозначение обмоток провода

Новая маркировка обмотки кабеля вывода

Для более детального обзора электромеханических и технических параметров заинтересовавшей Вас модели – выберите маркировку двигателя АИР из таблицы.

Как найти начало и конец обмотки электродвигателя

Соединение обмоток двигателя чаще всего производится внутри статора. В коробку при этом выводят 3 провода, уже готовые к подаче на них питающего напряжения. Как вариант, обмотки могут быть соединены непосредственно в коробке. В этом случае необходимо предварительно определить, какие из 6 выводов являются концами, а какие – началами.

Эта статья поможет вам разобраться, как найти начало и конец обмотки электродвигателя, если выведенные в клеммную коробку провода:

  • не промаркированы (или маркировочные бирки были утеряны);
  • не имеют внешних различий (по цвету);
  • не разделены на группы по 3 вывода.

Как найти начало и конец обмотки электродвигателя: основные приемы

Для выполнения этой задачи потребуются:

  • какой-либо электрический тестер (омметр, мультиметр);
  • лампа контрольная;
  • маркер и наклейки (или кусочки трубки из ПВХ).

Определение начал и концов статорной обмотки электродвигателя начинается с разделения проводов на пары, принадлежащие одной обмотке. Это делается следующим образом:

  • мультиметр, предварительно переключенный на 200 Ом, ставим одним из щупов на произвольный конец обмотки;
  • далее используем метод перебора, дотрагиваясь вторым щупом до всех выводов поочередно, пока показания прибора не примут отличное от 0 значение;
  • аналогичный подход применяем, чтобы отметить 2 другие пары.

Итак, мы получаем 3 пары проводов, но для соединения этой информации недостаточно. Чтобы отметить конец и начало для каждой обмотки, потребуется:

  • Соединить выводы 2 обмоток.
  • Замерить напряжение на третьей обмотке с помощью вольтметра (также можно применить контрольную лампу).
  • Если показатели напряжения нулевые, значит 2 обмотки были соединены встречно. Необходимо изменить порядок их соединения на последовательный и промаркировать провода.
  • Повторяем предыдущую схему, чтобы найти начало и конец третьей обмотки.

Точность определения начал и концов статорной обмотки

В завершение работы рекомендуется проверить точность полученных результатов, для этого:

  • соединяем обмотки соответствующим образом – «звездой» или «треугольником», в зависимости от модели двигателя;
  • подключаем двигатель без нагрузки;
  • при необходимости корректируем направление вращения вала (меняем местами фазы).

Таким образом, начало и конец обмоток трехфазного электродвигателя можно достоверно определить, не разбирая при этом двигатель.

8 800 550 00 93 Звонок по России бесплатный Время работы Пн-Пт: 08:00-17:45
Адреса филиалов и телефоны:
8 (812) 321-79-43 Санкт-Петербург
8 (383) 36-36-000 Новосибирск
8 (343) 318-24-35 Екатеринбург
© 2003-2024 ООО «СЗЭМО Инжиниринг» Интернет-магазин.
Все права защищены.
Подписаться
на рассылку
Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время.
Для входа в личный кабинет введите, пожалуйста, Ваш логин и пароль
Выберите город:

Амурская область Архангельская область Астраханская область Еврейская автономная область Забайкальский край Кабардино-Балкария Калининградская область Камчатский край Карачаево-Черкессия Красноярский край (кроме г. Ачинска, г. Красноярска, г. Канска) Ленинградская область Магаданская область Мурманская область Ненецкий Автономный Округ Новгородская область Оренбургская область Пензенская область Приморский край Псковская область Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Чечня Республика Чувашия Самарская область Саратовская область Сахалинская область Ставропольский край Ульяновская область Хабаровский край Чукотский Автономный Округ

Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Воронежская область Иваново Калужская область Краснодарский край Курск Курская область Липецкая область Московская область Нижний Новгород Орловская область р. Адыгея Ростовская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область

Вологодская область Костромская область Ярославская область

Алтайский край Ачинск Иркутская область Канск Кемеровская область Красноярск Новосибирская область Омская область р. Тыва, р. Алтай Республика Хакасия Томская область

Определение начала конца обмоток двигателя

Правильное соединение статорных обмоток (CO) трехфазного асинхронного двигателя является одним из обязательных условий его нормальной работы.

Под правильным подразумевается соединение обмоток в зависимости от схемы: при подключении двигателя «звездой» важно чтобы соединены вместе были начала (или концы) обмоток, при подключении «треугольником» начало одной обмотки соединяется с концом другой (см. схемы соединения обмоток электродвигателей).

Неправильное соединение проводников СО (напр. если перепутаны начало и конец одной из обмоток) может стать причиной нагрева, снижения момента и выхода двигателя его из строя.

Начала и концы обмоток двигателя

На практике чаще всего встречаются двигатели с тремя выводами в клеммной коробке — их СО уже соединены в статоре согласно нужной схемы.

Однако, существуют двигатели, которые могут быть подключены и работать по обеим схемам. Выведенные в коробку шесть проводов (три начала и три конца обмоток) начала и концы обмоток могут быть соединены как по схеме «звезда», так и «треугольник».

Провода могут быть промаркированы или разделены на два пучка — начала и концы обмоток. Однако, нередко в процессе эксплуатации маркировка теряется или стирается, делая нечитаемыми надписи. И очевидно, что имея шесть неидентифицированных проводов одного цвета при подключении электродвигателя могут возникнуть затруднения.

Определение начала и конца обмоток

Прежде всего необходимо определить фазы СО двигателя — «вызвонить» при помощи мультиметра пары выводов, имеющим принадлежность к определенным фазным обмоткам. Провода найденных пар лучше сразу промаркировать.

Как найти начала и концы обмоток электродвигателя

Далее, потребуется найти их начала и концы. Для этого нужно соединить два любых провода с двух любых найденных пар, а на оставшиеся два провода подать напряжение (иначе говоря, соединить найденные СО последовательно).

К третьей фазной обмотке — найденной паре, в зависимости от напряжения источника питания может быть подключен мультиметр, работающий в режиме вольтметра или контрольная лампочка накаливания как в примере на схеме (используется напряжения сети 220 В).

При согласованном последовательном включении двух обмоток (начала одной с концом другой, см. рис.1) ЭДС обмоток сложится, наводя ЭДС (напряжение) в третьей обмотке, вызывая свечение подключенной к ней лампы. Найденные начала и концы обмоток рекомендуется сразу пометить.

При отсутствии свечения лампы нужно поменять провода одной из последовательно соединенных пар местами, поскольку они соединены встречно — началами или концами (см. рис.2) и ЭДС каждой направлен друг на друга, их сумма будет равна нулю.

Аналогично определяются начало и конец третьей обмотки (см. схему выше).

  • Главная
  • Электросхемы
  • Определение начала конца обмоток двигателя

Перейти на форум

Данный сайт создан исключительно в ознакомительных целях. Материалы ресурса носят справочный характер.

При цитировании материалов сайта активная гиперссылка на l220.ru обязательна.

ПУЭ-7

Документ, определяющий правила устройства, регламентирующий принципы построения и требования как к отдельным системам, так и к их элементам, узлам и коммуникациям ЭУ, условиям размещения и монтажа.

ПТЭЭП

Требования и обязанности потребителей, ответственность за выполнение, требования к персоналу, осуществляющему эксплуатацию ЭУ, управление, ремонт, модернизацию, ввод в эксплуатацию ЭУ, подготовке персонала.

ПОТЭУ

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок — документ, созданный на основе недействующих в настоящее время Межотраслевых правил по охране труда (ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *