Как превратить симметричный вход в несимметричный
Известно, что симметричная антенна должна питаться симметричной линией, подключённой к симметричному выходу УМ. Известно, что при кабельной линии необходимо обязательно предусмотреть меры по предотвращению затекания тока на внешнюю поверхность оплётки у антенны и как-то почти не обращается внимания на связь оплётки с землёй. Нет, есть, конечно, публикации и обсуждения об устройстве заземления, о применении «искусственной земли» и т.д. Не отрицается, что по «земляному» проводу течёт ВЧ-ток, но одновременно, как мантра, утверждается, что токи в кабеле (линии) ВСЕГДА равны по величине и противофазны. Так ли это?
Ниже приведена модель, с помощью которой можно посмотреть, к чему приводит соединение оплётки с «землёй». А «отключив» провод w9, можно сравнить несимметричный выход с симметричным.
Очевидно, что при несимметричном выходе нарушается равенство величин и противофазность токов в линии, что приводит к АЭФ. Если сравнить ДН обоих вариантов, то возможно мнение о малой величине АЭФ. Однако, в условиях города пренебрегать этим не стоит.
Так в чём преимущества у несимметричного выхода УМ?
13.08.2015, 10:35
Так в чём преимущества у несимметричного выхода УМ
В простоте изготовления ВКС, в домашних условиях.
13.08.2015, 10:58
13.08.2015, 11:09
«СимметрИя» уже звучит как диагноз.:ржач:
Симметричная антенна, питание симметричной линией, симметричное СУ, симметричный вход/выход TRX, симметричные каскады, симметричным проводом соединены симметричные наушники. что бы слушать симметричными ушами. ржач:
Коаксиал, с практической точки зрения, значительно удобней симметричной линии.
Особенно. при прокладке фидера в зданиях, где симметричная линия выдвигает практически не осуществимые задачи.
Рано или поздно, симметричную антенну с симметричным фидером, придется втыкать в несимметричный вход TRX.
Предполагаю, что выходы современных передающих устройств сделаны несимметричными. для удобства пользования.
13.08.2015, 11:13
Симметричная антенна, питание симметричной линией, симметричное СУ, симметричный вход/выход TRX, симметричные каскады, симметричным проводом соединены симметричные наушники. что бы слушать симметричными ушами.
Это пять! Не хватает еще симметричных микрофонов, чтобы в стерео режиме вещать в ESSB
:super:
13.08.2015, 11:25
Так в чём преимущества у несимметричного выхода УМ?
По-моему, в простом удобстве прокладки несимметричного(коак сиального) кабеля как угодно и каким угодно путём. Чего не скажешь о симметричной линии.
Пока писал, ответили уже. -P про симметричные уши — зачёт. Надо ещё поискать .
Добавлено через 5 минут(ы):
Известно, что при кабельной линии необходимо обязательно предусмотреть меры по предотвращению затекания тока на внешнюю поверхность оплётки у антенны
Известно, но не так категорично. rol l:
Vlad UR 4 III
13.08.2015, 11:33
Сорри, забыл модель.
13.08.2015, 11:53
«Известно, что при кабельной линии необходимо обязательно предусмотреть меры по предотвращению затекания тока на внешнюю поверхность оплётки у антенны и как-то почти не обращается внимания на связь оплётки с землёй.»
Есть три вида земли:»электротехническая, радиочастотная, и молниезащитное заземление». Вы про какую «землю» речь ведете и как вы обеспечиваете радиочастотную землю в городской квартире, многоэтажного городского дома? Если до грунта с разветвленной сетью проводников расстояние равно четверти длины волны, на какой то из частот, то на этой частоте медный кабель работает в качестве проводника как фарфоровый стержень.
Достаточно сделать симметрирующий трансформатор в точке запитки антенны и расположить коаксиальный фидер в плоскости перпендикулярной симметричной антенне минимум на пол длины волны. В перпендикулярной плоскости, электромагнитные поля от обоих плеч диполя противофазны, и напряжений, токов по внешней поверхности коаксиального кабеля не будет.
Если я не прав, то какие еще нужны меры, чтобы по поверхности коаксиального кабеля не текли токи ассиметрии?
13.08.2015, 12:03
RV3MP,
«СимметрИя» уже звучит как диагноз
У меня точно, разница между правым и левым ухом, и за того, что от соседа слева на стрельбище из АК-47, выхлоп идет мне в левое ухо, а гильзы сыплются мне на голову, спасает то что я соседу с права то же делаю. Это не в обиду Калашникову будет сказано. Да, к стати у меня еще «астигматиз обеих глаз».
Ну а если серьезно, бинауральные системы приема (где селективность фазовая обеспечивается ушами и мозгами пока не нашла практического применения).
И еще, я по своей специальности с судовыми (корабельными) фидерными устройствами имел. Там вокруг ферромагнитное железо (и это с одной стороны плюс) , с другой стороны размер объека от единицы до сотни метров, соответственно фидерные линии короткие, а вокруг хорошо проводящие среды, поэтому у наз не запариваются особо на АФУ, ближайший удобный физический канал используется, будь он хоть вентиляция (но только где не связано с сильногорючими веществами). А вот для гражданских, где в бетоне это надо сделать, соболезную, но ничем помочь на данный момент не могу :(. Но постараюсь.
13.08.2015, 12:39
У меня точно, разница между правым и левым ухом, и за того, что от соседа слева на стрельбище из АК-47, выхлоп идет мне в левое ухо, а гильзы сыплются мне на голову,
Один в один история со мной:super:, только у меня справа не было никого, это его, ухо и спасло;-)
Vlad UR 4 III
13.08.2015, 14:11
В простоте изготовления ВКС, в домашних условиях.Согласен. Но если выход УМа спроектирован под одну величину сопротивления для всех диапазонов, то совсем не сложно несимметричный выход превратить в симметричный.
По поводу диагноза.
Несимметричный выход хорош для «Американки» или для АБВ, т.е. там, где требуется заземление второй клеммы источника эдс. В остальных случаях либо мириться с излучением фидера и «земляного» провода в многоэтажке, либо … «каждый выбирает по себе».
По-моему, в простом удобстве прокладки несимметричного(коак сиального) кабеля как угодно и каким угодно путём. Чего не скажешь о симметричной линии.Оторвите оплётку от земли и гните кабель куда хочется.
Если до грунта с разветвленной сетью проводников расстояние равно четверти длины волны, на какой то из частот, то на этой частоте медный кабель работает в качестве проводника как фарфоровый стержень.
С чего вдруг? Можно ссылку на учебник?
Земля – это огромная ёмкость. Поэтому в «земляном» проводе преимущественно бегущая волна тока.
Моё дело информировать. Всего доброго.
25.08.2015, 18:09
Vlad UR 4 III,
Известно, что при кабельной линии необходимо обязательно предусмотреть меры по предотвращению затекания тока на внешнюю поверхность оплётки у антенны
И какие это меры? «Суперзащелки» и «супердроссели» не избавляют от наведенных токов/напряжений от полотна антенны. И для симметричных линий то же. И для наших НАМских условий еще неизвестно, что лучше, переизлучение от вертикального снижения, от горизонтального диполя или их векторной суммы. Для АФУ, где это важно, стараються уменьшить этот эффект (например перпендикулярное расположение фидера в открытых диполях на некотором расстояниии, либо проведением кабеля внутри одного из элементов, для вертикалов и т.п.).
Алексей2009
25.08.2015, 18:46
Vlad UR 4 III,
Извините, не хотел писать тут, но.
ИМХО Сим каскад делают принципиально для ПРОСТОГО наращивания мощности без ухудшения параметров сигнала.
Начнем с того, что Двухтактный каскад давит вторую гармонику сигнала, а значит понижается требование к ФИЛЬТРАЦИИ по выходу.
Двухтактник и сим фидер сопрягаются на раз-два. Дальше, СИМ фидер и ВГД(Ш) обеспечивают работу в широкой полосе частот.
Но все же главная идея применения двухтактников — МОЩНЫЕ РВС или очень мощные связные передатчики.
Кстати, коаксиалы имеют порог по передаваемой мощности. Одно дело 1квт, а если 100квт? Тут уже сим фидер явно более дешевый способ передать энергию к антенне, чем коаксиал.
:пиво:
кстати2.
Следует считать Мощность порядка 2-3квт критичной. Соответственно УМ на большую мощность придется строить по схемам с ДВУМЯ ЛАМПАМИ. Бесконечно параллелить лампы не получится — падает рабочая частота и КПД. Выход — ДВУХТАКТНИК с СИМ выходом под воздушный фидер. и.т.д.
25.08.2015, 19:19
Оторвите оплётку от земли и гните кабель куда хочется.
тут уж вы загнули. прям таки куда хочешь;-)
25.08.2015, 19:32
Следует считать Мощность порядка 2-3квт критичной. Соответственно УМ на большую мощность придется строить по схемам с ДВУМЯ ЛАМПАМИ.
Ну почему же? Вот ПКМ20.
209708
Одна лампочка. До 30 КВт разгоняли(не в радиолюбительской жизни).
Можно питать коаксиалом, лишь бы КСВ был в норме. А то. красиво искры полетят.
Впрочем, и на симметричной линии можно фейерверк получить.:ржач:
Алексей2009
25.08.2015, 19:41
RV3MP,
не возражаю. а как 100квт, слабо ? 😛
Я тушил пожар на РВС, когда от ветхости оборвался один провод воздушного фидера. Красиво, но очень страшно.
Vlad UR 4 III
25.08.2015, 19:45
Vlad UR 4 III,
Известно, что при кабельной линии необходимо обязательно предусмотреть меры по предотвращению затекания тока на внешнюю поверхность оплётки у антенны
И какие это меры? «Суперзащелки» и «супердроссели» не избавляют от наведенных токов/напряжений от полотна антенны. И для симметричных линий то же.
Я вам о ЗАТЕКАНИИ, Вы мне о НАВЕДЕНИИ… Про Фому и Ерёму.
Извините, не хотел писать тут, но. Ну, от чего же… Спасибо!
25.08.2015, 19:51
. а как 100квт, слабо ?
Слабо. у меня сетевые автоматы 20А стоят. На хорошую лампу. даже на накал не хватит. ржач:
Могу предложить ГУ23А, ГУ 66А. да много их.
Или лампочку-лапочку ГУ88А.
Основные технические данные лампы ГУ-88А:
Напряжение накала. 26 В
Ток накала. . 640-720 А
Выходная мощность на частоте до 22 МГц, кВт, не менее. 500 кВт
Вряд ли возникнет желание ставить ДВЕ такие. Типа. одной мало. ржач:
Алексей2009
25.08.2015, 19:53
Vlad UR 4 III,
😛 не стоит благодарности.
Просто сам вопрос мне не понравился, а вот ответа я так и не увидел. решил высказать свое имхо.
————-
Однако, я не понимаю чудаков, которые свой 100вт передатчик переделают под питание воздушки!
ЗАЧЕМ? Тюнеры сим придумывают/покупают. для чего? Ради какого такого полового влечения?
Не вижу смысла на маломощных передатчиках (до 2квт) применять Двухтактную схему с сим выходом, с воздушкой. все тоже самое делается обычным образом и вытягивается обычным коаксиалом на обычную антенну. Нет ни одного РАЗУМНОГО довода в пользу усложнения системы.
25.08.2015, 19:57
Так в чём преимущества у несимметричного выхода УМ?
Несимметричному выходу в транзисторных схемах, тем более без выходных фильтров надо обьявить войну. Не важно, какая выходная мощность. Усиливают её несмотря на наличие или отсутствие фильтров.
25.08.2015, 20:05
Кстати, коаксиалы имеют порог по передаваемой мощности. Одно дело 1квт, а если 100квт? Тут уже сим фидер явно более дешевый способ передать энергию к антенне, чем коаксиал.
Сколько видел воздушных фидеров в мощных РВС, то все они коаксиалы.
25.08.2015, 20:07
Однако, я не понимаю чудаков, которые свой 100вт передатчик переделают под питание воздушки!
ЗАЧЕМ? Тюнеры сим придумывают/покупают. для чего? Ради какого такого полового влечения?
Для нормальной работы передатчика на коаксиал, антенна должна быть согласована.
Любые настройки «внизу» ничего не дают. самообман.
Питание симметричной линией, дает уникальную возможность особо не думать, повесить «нечто» и согласовать «это нечто» внизу.
Преимущества несимметричного выхода — применение коаксиальных кабелей, более практичных в реальной жизни.
Для примера: протащить в здании симметричную линию через кучи стен, железа, рядом идущих проводов. Никак.
Алексей2009
25.08.2015, 20:14
протащить в здании симметричную линию через кучи стен, железа, рядом идущих проводов. Никак.
А ведь проводили.
На флоте для этой цели радиорубку ставили на самый верх надстройки, так же делали и на береговых станциях (сам делал проходные изоляторы сквозь кирпичную стену радиостанции ).
25.08.2015, 20:54
Алексей2009,
На флоте для этой цели радиорубку ставили на самый верх надстройки, так же делали и на береговых станциях
Что то я в моих флотах таких конструкций не встречал, даже когда еще были проволочные антенны. От силы Г или Т с одиночным снижением. Уж сильно бы эта «лестница » на ветру полоскала. Щас, как сняли 500кГц, несколько вертикалов ШПА и коаксиал короткий (в любом удобоваримом стиле, хоть проводок в шахте)..Для береговых, да, но там и моща поболее и ФУ длиннее, и условия другие. Для НАМ, согласен, чтобы не задумываться о потерях и эл. прочности при передачи от «нечто» через «нечто» на СУ. А для моих 100Вт и 25м снижения и бытового коаксиала хватает, для того ж самого.
18.10.2015, 17:06
Очевидно, что при несимметричном выходе нарушается равенство величин и противофазность токов в линии, что приводит к АЭФ.НЕ ОЧЕВИДНО. Опять непонимание основ. Вход фидера из коаксиала представляет собой для усилителя сосредоточенную нагрузку. Никаких затеканий и никуда. Вот что очевидно. :ржач:
Земля – это огромная ёмкость. Поэтому в «земляном» проводе преимущественно бегущая волна тока.Чушь.
ИМХО Сим каскад делают принципиально для ПРОСТОГО наращивания мощности без ухудшения параметров сигнала.Абсолютно верно, форма выходного сигнала двухтактного усилителя ближе к синусоиде. И никакой связи с «затеканиями».
Я вам о ЗАТЕКАНИИ, Вы мне о НАВЕДЕНИИ… Про Фому и Ерёму.Чтобы не было «затекания» в точке подключения коаксиала к антенне используют балун. (транс, дроссель. )
Для нормальной работы передатчика на коаксиал, антенна должна быть согласована.
Любые настройки «внизу» ничего не дают. самообман.Опять. . То, что Вы говорите — это не только самообман, но и попытка обмануть других. :ржач:
А настройки и внизу и вверху — согласование — очень нужная и полезная вещь.
Простой пример: Длина кабеля около 13 метров(L/8), волновое 50 Ом, диапазон 1.8 МГц. Если входное антенны 100 Ом (КСВ=2), то потери в кабеле меньше, чем при входном 50 Ом. Т.е. если тупо антенну настраивать на 50 Ом, (даже без дополнительных потерь), то сделаем только хуже.
18.10.2015, 18:24
«Одно дело 1квт, а если 100квт?»
Я полагаю речь идет о любительских передатчиках и антеннах. А здесь как аргумент приводят вещательные станции мощностью в 100 квт. Па УКВ там применяют не только линии передачи, но и волноводы.
Powered by vBulletin® Version 4.1.12 Copyright © 2024 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot
Основы звукотехники. Несимметричное и симметричное соединения
Электрический кабель — один или несколько изолированных проводников (токопроводящих жил), заключенных в защитную (обычно герметичную) оболочку. Применяется для соединения приборов и источников тока, передачи на расстояние электроэнергии (силовой кабель) и в качестве среды для передачи сигналов.
Несимметричное соединение (Unbalanced)
Это простейшая из всех возможных схема соединения, которую все неоднократно видели в школе на уроках физики – источник тока и прибор соединены друг с другом двумя проводами. Электричество идет к прибору по одному проводу и уходит от него по другому, прибор работает. Все просто. И дешево. Но если брать в расчет нежелательные сигналы (помехи), которые могут возникать в кабеле, все становится не таким простым.
Если рядом с такой простейшей системой начать разговаривать по мобильному телефону или где-то поблизости окажется силовой кабель, электромагнитные волны от телефона и магнитные поля кабеля начнут наводить электрические сигналы в проводах нашей несимметричной схемы. Если при таких обстоятельствах прибором в схеме является, например, микрофон, аудитория будет «порадована» жужжанием и визгом. Поэтому несимметричное соединение – это не всегда лучшее соединение. Чем длиннее несимметричный кабель, тем больше вероятность возникновения помех, поэтому не рекомендуется использовать несимметричный кабель длиной более 3 метров. Такой вид кабеля можно часто увидеть в домашней аудио-аппаратуре (в непрофессиональных комплектах звуковой техники в основном все кабели несимметричные).
Симметричное соединение (Balanced)
Что же делать, если посторонние сигналы возникают в кабелях и проводах? Существует два выхода – либо убрать все источники электромагнитных возмущений от нашей схемы (задача практически невыполнимая), либо использовать для соединения симметричный кабель. Отличие симметричного кабеля – в наличии дополнительного провода (жилы). Т.е. в кабеле имеются положительный, или «горячий» провод (по нему сигнал передается без изменений) и отрицательный, или «холодный» провод (по нему идет тот же сигнал, но в противофазе). Вместе они называются сигнальный провод. При этом становится возможным сравнивать напряжение между положительным и отрицательным проводами. Как только рядом появляется мобильный телефон или силовой кабель (внешние источники помех), они начинают влиять на сигнал в двух проводах симметричного кабеля совершенно одинаково. На входе на принимающее устройство из положительного сигнала вычитается отрицательный, при этом помехи вычитаются сами из себя (компенсируются) и не оказывают влияния на исходный сигнал. Таким образом, сигнал передается без искажений. Стандартным соединением симметричных кабелей является трехконтактный XLR – разъем (положительный, отрицательный и заземляющий провода).
Следует помнить, что симметричный кабель не устраняет исходный уровень шума, он только позволяет избавиться от дополнительных шумов, которые возникают при передаче сигнала. Симметричные кабели стоят значительно дороже и используются главным образом для профессиональной звуковой техники в случае необходимости передачи слабых сигналов и передачи сигнала на большие расстояния.
Как превратить симметричный вход в несимметричный
У меня вопрос. Если симметричные и несиметричные джеки — это соответственно стерео и моно в народе, то симметричные и не симметричные кабеля — это как? В чем различия? Так же стерео и моно сигнал или нет?
Меню пользователя Влад Троицкий |
Посмотреть профиль |
Посетить домашнюю страницу Влад Троицкий |
Найти ещё сообщения от Влад Троицкий |
Дополнительная информация |
Регистрация: 14.01.2013
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 5,873
Поблагодарили: 7,354
Вес репутации: 18
Репутация: 169
Сообщение от Влад Троицкий
Если симметричные и несиметричные джеки — это соответственно стерео и моно в народе
Нет, это разные вещи. Несимметричное подключение — используется два провода, два контакта — сигнал и земля. Симметричное подключение — три провода, три контакта — сигнал, инвертированная копия сигнала и земля.
Симметричное подключение более помехоустойчиво.
Трёхконтактный джек может использоваться либо для подключения двух несимметричных сигналов (земля общая) — это стерео. Либо для подключения одного симметричного сигнала — это моно, хотя джек трёхконтактный.
Меню пользователя Тонус |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от Тонус |
Регистрация: 05.07.2009
Адрес: Воронеж
Сообщений: 6,748
Поблагодарили: 8,766
Вес репутации: 22
Репутация: 129
Вот так по крупицам и придёт понимание всего и вся !
Влад Троицкий,
Удачи
__________________
Чему сломаться , сломается обязательно.
Меню пользователя Vladimeer |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от Vladimeer |
Регистрация: 22.12.2008
Адрес: Тула, Россия
Сообщений: 10,064
Поблагодарили: 8,467
Вес репутации: 30
Репутация: 449
Влад Троицкий,
Почитайте инструкцию от Ямахи MG 124/166/206, там очень удачно и с графикой всё описано.
__________________
Филипп Ньюэл велел делиться знаниями
Для писем и газет [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]
Основной аппарат: PS Solo+NAG QM-400, Wharfedale Pro EVP-X 12 + Synq 1k0, Yamaha MG 12/4 FX, ProAudio WS 810 HT. Сабвуферы EuroSound XF-12 + EuroSound XZ-800, LMS EuroSound EX 2040
Дублёр EVM BS 123 + Park Audio II VX-700-4, Yamaha MG 124 CX.
PS Luina F8 HD + 15 Sub, TDA Calex 4 + 12″ Sub (эксплуатирую)
Для ценителей Vermona L 9064 + Vermona Regent 1010, Vermona M-310, Электроника ПМ-01
Меню пользователя Владимир Марченко |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от Владимир Марченко |
Особенности выхода из строя профессионального звукоусилительного оборудования (часть 3)
Когда подходят к концу многочасовые посиделки в Интернете и многодневные походы по музыкальным магазинам, пугающие однообразием выбора товаров из «Поднебесной», а так же ваши или, что лучше чужие зелёные рубли, наступает истинное блаженство в преддверии того процесса, ради которого вы и терпели все эти неудобства.
И так – ИНСТАЛЛЯЦИЯ. Сколько могущественного и непознанного в этом незнакомом для многих потребителей слове. А чтобы Ваша первая инсталляция не закончилась для вас дефинистрацией, нужно выучить основные правила коммутации.
Хотим мы этого или нет, но нам придётся вернуться к той самой последовательности из первой статьи и продолжить в духе «дедка за репку…». Первым, как Вы уже догадались, опять будет источник. Сегодня все прогрессивные «звукоупотребители» даже не сомневаются, что сигнал с источника, будь то минидиск, магнитофон или CD проигрыватель, выходит в стерео формате. А что такое стерео формат – это два разъёма на задней панели «типа» тюльпан и в комплекте сдвоенный провод – тюльпан-тюльпан. Чтобы быстрее перейти к многоканальному микшерному пульту, купленному за приличные «бабки», давайте сразу купим переходник тюльпаны-стерео джек и попробуем его куда-нибудь воткнуть на своём многоканальном. Как правило, большинство многоканальных пультов в ценовой категории выше средней имеют симметричные входа, микрофонные XLR и линейные Jeak. Подробно изучив паспорт пульта, что уже является исключением из правил, и убедившись, что к джековому входу в пульте тоже подходят два провода, многие не раздумывая втыкают туда свой источник со стереосигналом. И подключив всё это к сети вместе с усилителем, с ужасом понимают, что с колонками их всё-таки обманули, вокал и инструменты ушли вдаль, а низа нет совсем. На самом деле на симметричный вход нужно подавать симметричный сигнал, который со стереосигналом не имеет ничего общего. На симметричном входе полезный сигнал складывается, а сигнал помехи противофазно вычитается. Стереосигнал в данном случае вычитается, и на выходе пульта мы имеем противофазную результирующую составляющую. Чтобы всё-таки раскрутится в этой техно-лингвоэквилибристике, нужно левый и правый выходы источника подать на разные входы пульта, используя моно-джеки, и развести панораму в разные стороны (если в пульте отсутствуют стереовходы).
Ещё один подводный камень лежит как раз в области симметричных входов и моно-джеков. Если Вы подаёте на симметричный вход несимметричный сигнал, то это лучше делать с помощью моно-джека, так как в противном случае (фазу-минус) перемычкой сажают на землю. Если этого не сделать, придётся увеличить уровни на фейдерах пульта для выравнивания по чувствительности. Хочу признаться, что я сознательно ухожу от подробного разъяснения многих физических процессов, и поэтому вам нужно либо поверить мне на слово, либо потратить своё драгоценное время на эксперименты, и деньги на ремонт аппаратуры. Хотелось бы уже перейти к усилителям, многие из которых тоже имеют симметричный вход, но пульты пока не отпускают. Не могу обойти стороной специфические дискотечные инсталляции, включающие массу иногда бесполезных приборов, таких как дистрибьютор на два усилителя и т.п., работающих обычно, как защита от … Здесь приобретается ди-джейный пульт имеющий тюльпаны на входе и выходе вместе с джековыми и XLRовыми. Выход он и есть выход считает эксплуататор звукоусилительной продукции, и дабы не заморачиваться на XLRовых распайках, часто к мультикабелю подключают выход с тюльпанов самодельными проводами с массой различных переходничков. А в инструкции по эксплуатации пульта написано, что выход на XLR имеет сопротивление 600 ом и является симметричным, а выход на тюльпанах имеет сопротивление от 10 до100 килоом. Вспоминая, что на том конце мультикабеля находиться вход усилителя мощности, имеющий входное сопротивление от 10 до 50 килоом, а при параллельном включении меньше в число раз, равное числу параллельных каналов. В этом случае мы имеем потерю чувствительности, и получив режекторный фильтр с RC цепью, образованной высоким выходным сопротивлением пульта и ёмкостью длинного экранированного провода в мультикабеле, естественный спад высоких частот -3 db на октаву. С переходничками, тоже нужно быть осторожней, так как они имеют весьма сомнительное покрытие, а разные металлы и их окислы, если Вы помните из физики, являются полупроводником, и у вас есть возможность скомутировать сигнальные цепи через диод. И ещё неприятный момент, связанный с несогласованностью выходного сопротивления пульта с низким входным сопротивлением спараллеленых усилителей. В этом случае можно не только получить потерю уровня сигнала, но и модуляцию широкополосного сигнала – низкочастотной составляющей, слышимой, как искажённый хрипящий звук. Здесь и используют дистрибьютор, вместо того, чтобы взять с пульта низкоомный, симметричный сигнал, который можно нагружать на десяток усилителей без потери качества и использования дополнительных приборов, тем боле, что сегодня любой усилитель имеет параллельные входы (link) и свои регуляторы уровней.
Ещё раз о первой инсталляции, когда к пульту нужно подключить лимитер-компрессор и эквалайзер. Из-за указанных выше проблем, не следует включать их последовательно с пультом, а использовать включение в разрыв цепи имеющейся во многих микшерных пультах.
Вот мы, и подошли к усилителям, а оказалось, что самое главное уже прозвучало выше. А не сказал я лишь про фазировку, которая напрочь может испортить все потуги связанные с распутыванием вышеизложенного, коммутационного клубка. Забегая вперёд нужно сказать, что нет разницы, где нарушена фазировка. Это может быть и в неодинаковой распайке акустических кабелей, и в перепутанной распайке симметричного кабеля, где в одном из каналов перевёрнута (фаза+) и (фаза-).
В последнее время, модно стало использовать активные сабвуферы и сателлиты. Если использовать продукцию одного производителя, то проблем быть не должно, при соблюдении правил коммутации. А если, например сабвуферы от разных производителей, то из-за разных схемотехнических решений может иметь место сдвиг фазы одного бокса, относительно другого. В более дорогих моделях для согласования одного активного саба с другим по фазовым характеристикам, есть или переключатели поворота фазы (0 – 180°) или регулятор плавного сдвига фазы. При несогласованной фазе низкочастотных, активных боксов происходит взаимоуничтожение низкочастотной энергии. Так же если вы используете в своей инсталляции активные низкочастотные акустические системы и активные сателлиты, разных производителей и разной конфигурации, при их отстройке нужно пользоваться специальными дорогостоящими приборами и желательно, чтобы это делал специалист в этой области, а не Ваш хороший знакомый, который Вам когда-то отремонтировал телевизор.
Возвращаясь к усилителям мощности, к которым подключаются акустические системы, мы остановимся на акустических кабелях, которыми они и коммутируются. Если вы используете в звукоусилительном комплексе больше одной акустической системы, независимо в стерео или моно варианте, то они должны работать синфазно. Для этого нужно следить за правильной распайкой акустических кабелей. Но эти банальные истины думаю, не стоит подробно описывать в данной статье. А то, что сечение и длина кабеля должны соответствовать сопротивлению и мощности акустических систем — начинающий инсталлятор знать должен. Чем меньше сопротивление акустической системы и длиннее кабель, тем больше должно быть сечение, которое в идеале рассчитывается по плотности тока. Не в коем случае нельзя акустические кабели большей, чем требуется длины, сматывать на катушки (особенно на металлические), в этом случае Вы получите катушку индуктивности и будете усилителем разогревать кабель, серьёзно потеряв в громкости и частотной характеристике акустических систем. При грамотной коммутации, усилители ставят рядом с акустическими системами, минимизируя потери в акустических кабелях, удлиняя слаботочную сигнальную коммутацию. Но практически во всех малобюджетных дискотеках, делается наоборот.
Всё, что я описал в этих опусах, к сожалению, взято из реальных ситуаций, с которыми мне приходиться сталкиваться ежедневно. Семь из десяти потребителей, после приобретения дорогостоящей аппаратуры, сначала включают её в розетку, а потом читают в инструкции, почему всё-таки пошёл дым. Это наша действительность, с которой приходится считаться российскому производителю.
И всё-таки, что такое инсталляция, спросите вы, прочитав эту статью, и будете абсолютно правы. Это всё же ознакомительный материал для тех, кто сталкивается с этими проблемами впервые, или уверенных, что всё уже знают. Естественно в рамках одной статьи, не возможно описать всего, что нужно знать при подключении и настройке профессиональной аппаратуры. Любая инсталляция начинается с акустического оформления озвучиваемого помещения, используя расчетные данные по откликам на отражённый сигнал, измеренные с помощью специальной аппаратуры. При покупке акустических систем вы должны руководствоваться объёмом озвучиваемого помещения, а не суммой отведённых на это средств, а в лучшем случае у специалистов сделать виртуальный компьютерный анализ различных акустических систем в вашем помещении, до их приобретения. Для этого существуют профессиональные компьютерные программы, стоимостью несколько тысяч $. И естественно вы должны сознавать, что при выборе акустических систем, для получения равномерного звукового поля в вашем помещении, главное не мощность и частотный диапазон, а чувствительность, фазочастотная характеристика и диаграмма направленности. А если вы уже потратили значительную для вас сумму на приобретение аппаратуры, не экономьте 10% от этой суммы на профессиональную инсталляционную команду, способную решить все ваши проблемы, связанные с подключением и настройкой комплекта аппаратуры, используя свой опыт и знания, а так же имея все необходимые измерительные приборы. Или обратитесь к производителю.
Сергей Алымов