Устройства защиты и контроля лифта (УЛЖ-10)
В УЛЖ-10 предусмотрены следующие устройства защиты и контроля:
1) защита от ручного воздействия на магнитные пускатели КМ1, КМ2 и К Мб, а также от ложного пуска или движения кабины при отсутствии зарегистрированных сигналов управления (вызовы, приказы и др.);
2) защита от несанкционированного проникновения в шахту лифта (узел «Охрана шахты»);
3) временная защита электродвигателей M1 и М2, а также контроль за исправностью выключателя SQ1
4) температурная защита электродвигателя M1;
5) контроль за количеством сбоев в действии узла, определяющего местонахождение кабины;
6) контроль за количеством реверсов дверей, происшедших подряд на каком-либо этаже;
7) контроль за работой генератора импульсов.
Реализация перечисленных защит осуществляется в БУЛе в
ячейке ЯЛУ при помощи сигналов, поступающих от электрических аппаратов лифта. При срабатывании любой защиты, кроме «Перегрев 1», в БУЛе вырабатывается команда на отключение светодиода «Блокировка» и реле *5. При этом работа лифта прекращается.
Рассмотрим принцип действия упомянутых защит и устройств контроля.
Защита по п. 1 осуществляется следующим образом. При нажатии на якорь одного из магнитных пускателей — КМ 1, КМ2 или КМ6 — замыкается контакт KMl, КМ2 (3—215) или КМ6 (3 — 216) и в БУЛ подается сигнал «+24 В». Если нет зарегистрированных сигналов управления (вызовы, приказы и др.), то в БУЛе не вырабатывалась команда на пуск кабины или открывание дверей. Значит, имеет место ложное включение пускателя KMl, КМ2 или КМ6, что предполагает срочное срабатывание защиты.
Защита по п. 2 срабатывает в следующих случаях:
• открыта дверь шахты при отсутствии кабины на данном этаже или нахождении ее не в зоне точной остановки;
• открыта дверь кабины при нахождении ее не в точной остановке этажа;
• при поступлении сигнала от выключателя SDI об окончании открывания дверей шахты и кабины реле K13 не отключилось. Такое явление указывает на закорачивание цепи контактов выключателей дверей или залипание якоря реле K13, что требует срочного срабатывания защиты, так как работа лифта становится опасной.
В узле «Охрана шахты» происходит сопоставление сигналов, поступающих от контактов выключателей дверей шахты 1SM1 и ISM2 (01-5 —N)-. -BSM1 и BSM2 (В-5-N); счетчика, в котором записывается код этажа местонахождения кабины; выключателей SQI и SDI; контакта К13 (3—219). При срабатывании узла «Охрана шахты» лифт может работать только в режиме «РВ». Срабатывание узла «Охрана шахты» сопровождается включением светодиода «Охрана шахты». Восстановление работы лифта после срабатывания узла «Охрана шахты» произойдет после кратковременного снятия напряжения с НКУ, если исчезнут причины срабатывания данной защиты.
Защита по п. 3 срабатывает в следующих случаях:
• после пуска на рабочей скорости кабина за заданное время (15 с) не приходит в движение или не проходит один этаж. Про-хождение этажа контролируется при помощи выключателя SQI. За контрольное время контакт SQ1 (3—96) должен вначале замкнуться (при отходе кабины с точной остановки), а через несколько секунд снова разомкнуться (при входе кабины в зону точной остановки очередного этажа). Отсчет времени начинается при поступлении команды на пуск кабины на рабочей скорости. После прохождения кабиной каждого этажа вновь задается контрольное время. Таким же способом проверяется работоспособность выключателя SQI: за заданное время контакт SQ1 должен замкнуться, а потом снова разомкнуться;
• время движения кабины на малой скорости превышает контрольное (20 с). Отсчет времени начинается при подаче команды на включение малой скорости. В режиме «РВ» временная защита не действует;
• время открывания или закрывания дверей превысит контрольное (15 с). Отсчет времени начинается при поступлении команды на открывание или закрывание дверей.
При срабатывании временной защиты включается светодиод «МС > Тконтр.».
Контрольное время для каждой защиты задается с помощью электронного счетчика, выполненного в виде ИМС, установленной в ячейке БУЛа. Временные защиты электродвигателей относятся к косвенным, так как они непосредственно не контролируют нагрев обмотки.
При применении такой защиты условно считаем, что электродвигатель не будет перегреваться, если продолжительность технологического процесса (прохождение одного этажа, движение на малой скорости, открывание или закрывание дверей) не превышает контрольное.
Защита по п. 4 срабатывает при следующих условиях:
• обмотка электродвигателя Ml нагрелась до температуры срабатывания позистора RT2, при которой его сопротивление увеличивается до (2100 ± 400) Ом. С помощью сигнала, получаемого от RT2, в БУЛе вырабатывается команда «Перегрев 1» на включение вентилятора М3 и светодиода «Вентил.». Включаются реле KM8, магнитный пускатель КМ8 и электродвигатель М3. Начинает действовать принудительная вентиляция обмотки статора электродвигателя Ml;
• обмотка электродвигателя Ml (при продолжении ее обдува вентилятором) нагрелась до температуры, при которой сопротивление позистора RTI увеличилось до (2100 ± 400) Ом. С помощью сигнала, получаемого от RTI, в БУЛе вырабатывается команда «Перегрев 2» на прекращение работы лифта и включение светодиода «Перегрев». При этом кабина должна перейти на малую скорость, выполнить остановку на ближайшем этаже и открыть двери. После этого работа лифта прекращается.
Контроль за работой привода дверей (п. 6) выполняется следующим образом. В БУЛе имеется узел счета, в котором фиксируется число реверсов (открываний) дверей, происшедших подряд на каком-либо этаже.
Когда число открываний достигает восьми, в БУЛе вырабатывается команда на прекращение работы лифта и включение светодиода «Контр, закр.» (контроль закрывания).
Контроль за работой генератора прямоугольных импульсов (п. 7) осуществляется при помощи специального схемного узла, размещенного в ячейке ЯВН БУЛа вместе с генератором. Узел подает сигнал на прекращение работы лифта в случае выхода из строя генератора прямоугольных импульсов. При этом включается светодиод ГИ.
Контрольные вопросы
1. Перечислите ситуации на лифте, при которых должен сработать узел «Охрана шахты».
2. На сопоставлении каких сигналов действует узел «Охрана шахты»?
3. Приведите элементы электрической схемы лифта, сигналы от которых организуют работу временной защиты электродвигателей.
4. Какой параметр контролируется во временной защите электродвигателей?
5. Какой параметр электродвигателя контролируется в температурной защите?
6. От каких элементов электрической схемы срабатывают температурные защиты «Перегрев 1» и «Перегрев 2»?
7. В каких случаях срабатывает устройство, контролирующее: а) число реверсов дверей, происшедших подряд на каком-либо этаже; б) работу генератора прямоугольных импульсов; в) число сбоев в работе узла, определяющего местонахождение кабины?
Лифтовые системы безопасности
Когда в далеком 1854 году на выставке в Нью-Йорке Элайша Отис продемонстрировал свое изобретение – лифтовой тормоз, позволяющий обезопасить пассажиров в случае обрыва троса, это открыло новую эру в использовании подъемного оборудования. Хотя использовалось оно задолго до рождения Отиса, еще на строительстве египетских пирамид. Тем не менее, именно с появлением специальных ловителей лифты стали восприниматься как безопасные устройства и начали широко использоваться при строительстве зданий. А изобретение стало прообразом современной системы безопасности. Ловитель Отиса представлял собой плоскую пружину, которая устанавливалась на крыша лифта. Когда трос натягивался, пружина выгибалась, а подъемник спокойно поднимался и опускался. Если трос обрывался (а именно это было продемонстрировано изобретателем), пружина выпрямлялась и упиралась концами в направляющие, которые блокировали лифт.
Современные системы безопасности
В настоящее время безопасность пассажиров обеспечивают в среднем 30 электронных и 5 механических устройств, которыми оснащены пассажирские лифты. Но лифтовые тормоза по-прежнему считаются главным элементом безопасности, их до сих пор называют ловителями плавного торможения. Эти приспособления работают на то, чтобы при обрыве тяговых канатов или при превышении скорости движения обеспечить замедление и заклинивание кабины лифта на направляющих. Управляет такими ловителями специальный ограничитель скорости. Если вертикальная скорость лифта превышается, ограничитель останавливает шкив и, соответственно, трос, который связан с кабиной, тоже останавливается. При дальнейшем движении (в том числе и падении) лифта остановившийся трос ограничителя скорости «выдергивает» клиновидные башмаки ловителя, установленного на кабине, затормаживая лифт до полной остановки. Еще один важный элемент безопасности лифта – охрана шахты, которая представляет собой цепь специальных датчиков, следящих за всеми дверями шахты. Как только они срабатывают при открывании любой двери, цепь разрывается и лифт останавливается. Использование всех элементов безопасности обеспечивает эффективную и надежную работу лифтового оборудования.
Системы безопасности от «СП Энергия»
- безопасность и удобство для пассажиров;
- высокая скорость;
- бесшумность;
- практически полное отсутствие вибрации;
- пожарная безопасность;
- отличная вентиляция;
- возможность использования людьми с ограниченными возможностями.
Компания также выполняет полный цикл работ, связанный с интеграцией лифтов в любое здание: проектирование шахт, поставка оборудования, монтаж и установка, замена, модернизация, реконструкция, пуско-наладка, обслуживание, диспетчеризация. Каждый этап работ контролируется опытными специалистами, поэтому мы всегда можем гарантировать надежную, безопасную и бесперебойную работу подъемной техники.
Кроме того, выбирая подъемную технику в нашей компании, есть возможность заказать любой дизайн и различные технические параметры. Все детали заказа можно уточнить у менеджеров, связавшись по телефону 8 (495) 741-86-80 или оставив заявку на сайте компании.
В сп Энергия вы получите полный цикл услуг:
Как устроен лифт
Большинство жителей городов ежедневно, иногда по нескольку раз в день, пользуются лифтом. И мы настолько привыкли к этому чуду инженерной мысли, что даже не задумываемся о его устройстве. Тем не менее, конструкция лифта достаточно интересна и продумана.
Общий принцип лифта
Кабина (или платформа) пассажирского лифта закреплена на стальных тросах, перекинутых через шкив (колесо с канавкой или ободом по окружности) приводного механизма. Данный механизм вместе с аппаратурой управления лифтом находятся в машинном отделении, расположенном в верхней части шахты. Именно туда, по электрическому кабелю, протянутому внутри шахты, передается сигнал из кабины лифта, где мы видим простую кнопочную панель в кабине.
На одном из концов стальных тросов находятся противовесы – грузы, уравновешивающие кабину лифта. Когда кабина лифта приводится в движение электрическим двигателем, противовесы опускаются вниз и поднимают кабину. И наоборот: грузы поднимаются — кабина идет вверх. Стоит учитывать, что привод лифта может быть пневматическим или гидравлическим, в нем противовес не используется.
Основные части лифта
Кабина. Бывает самонесущая, каркасная или панорамная. Сверху кабины установлены устройства безопасности «ловушки плавного торможения», устройства подвески кабины, устройства и механизмы открывания дверей («приводы дверей»).
Канаты (стальные тросы). На канатах, перекинутых через шкив приводного механизма, закреплена кабина лифта.
Лебедка. Для классического лифта перемещение кабины и противовеса осуществляется лебедкой, установленной в машинном отделении.
Ограничитель скорости. Основной элемент безопасности лифта. При превышении скорости движения подает сигнал станции управления, и лифт останавливается. Если не срабатывает электронная защита, тогда срабатывает механизм заклинивания кабины на «ловушках» (ловителях) и кабина повисает на направляющих. Ограничитель скорости и ловители обеспечивают безопасность людей, находящихся в кабине лифта.
Ловитель. Механическое устройство для остановки и удержания кабины или противовеса на направляющих в случае обрыва и/или отказа электронной защиты (ограничителя скорости).
Противовес. Необходим для балансировки движения кабины внутри шахты. Противовес перемещается по своим направляющим. Состоит из рамы и грузов.
Направляющие кабины и противовеса. Представляют собой рельсы, которые ограничивают свободный ход кабины и противовеса в горизонтальной плоскости. Необходимы для ровного движения кабины и противовеса. На направляющих также закреплены датчики положения кабины, определяющие, где находится кабина лифта.
Буфера, предназначенные для амортизации и остановки кабины или противовеса.
Станция управления лифтом. Управляет механизмами и контролирует работу лифта. Отвечает за безопасность пользования лифтом.
Также лифт оснащен различным специализированным электрооборудованием.
О компании
«Мастерлифт» оказывает услуги по подбору, установке и техническому обслуживанию лифтов, а также их ремонту, модернизации или замене. Нас отличает наличие значительного опыта работы в этой сфере, собственной команды профессионалов, технической базы и лучшее на рынке соотношение цены и качества услуг.
Подробнее о наших услугах
- Программы обслуживания лифтов
- Капитальный ремонт лифтов
- Установка и замена лифтов
- Обслуживание лифтов для ОСББ и ЖБК
Контакты
04073, Украина
г. Киев, пер. Куреневский, 17 – «Ш»
Коммерческий отдел
Тел.: +38 (044) 498-43-32
Диспетчерская служба
Тел.: +38 (044) 229 88 32 (Круглосуточно)
Тел.: +38 (044) 229 88 04 (Круглосуточно)
Факс: +38 (044) 499-22-35
© 2008-2022 — ООО «Мастерлифт»
- Главная
- Услуги
- Программы обслуживания лифтов
- Круглосуточное обслуживание лифтов
- Регулярное обслуживание лифтов
- Обслуживание лифтов в дневное время
Система безопасности лифта
В 1857 году в Нью-Йорке был представлен первый лифт. Уже тогда был продуман и реализован первый элемент безопасности, не позволяющий пассажирам разбиться в случае обрыва тросов – специальные стопоры, не допускающие свободного падения кабины лифта. С тех пор, вопросам безопасности уделялось пристальное внимание, и современные лифты (даже старые советские образцы) являются одними из самых безопасных механизмов для перевозки людей в мире! Достижение таких высоких показателей невозможно без многоступенчатой системы безопасности, совершенствовавшейся на протяжении более полутора веков и регулярного технического обслуживания механизма по строгому регламенту аккредитованными специалистами.
Аварийные ситуации при эксплуатации лифта
Производители лифта уделяют большое внимание безопасности эксплуатации своего оборудования. Для снижения вероятности возникновения внештатных ситуаций, представляющих угрозу для здоровья или жизни пассажиров, каждый подъемный механизм по российскому законодательству проходит регулярную проверку соответствия минимальным требованиям по безопасности эксплуатации (регламентируется Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011). Но даже это не способно свести к нулю вероятность возникновения аварийных ситуаций, среди которых наиболее распространены следующие внештатные события:
- Перегруз кабины;
- Обрыв каната;
- Начало движения кабины лифта при открытых дверях;
- Спуск или подъем лифта со скоростью выше установленной.
Виды элементов безопасности современного лифта
Система безопасности любого современного лифта состоит из 5 «китов», без которых невозможно допустить к эксплуатации ни один подъемный механизм (все остальное опционально):
- Дублированное канатной системы. Состоит из трех стальных тросов, каждый из которых может самостоятельно удержать полностью загруженную кабину лифту.
- Система запирания дверей. Открытие дверей возможно только на этаже, когда зазор между полом кабины и полом этажа не превышает 15 см. В случае внештатной ситуации (например, сработала сигнальная сигнализация) кабина начинает движение на первый этаж, открывает двери, выпуская пассажиров, и остается в открытом состоянии до устранения аварийных причин.
- Ограничитель скорости кабины лифта. Не допускается превышение показателя скорости более, чем на 15% от установленного норматива.
- Ловители кабины лифты. Если в модели 1857 года они срабатывали при обрыве троса, то в настоящее время они синхронизированы с ограничителями скорости и срабатывают автоматически при превышении допустимой скорости более, чем на 15%.
- Амортизаторы внизу шахты. В случае, когда происходит обрыв в районе 1-3 этажа, ловители и ограничители скорости могут не успеть сработать (лифт может не набрать скорости запуска систем безопасности). Для такого случая предусмотрены специальные буферы, которые плавно амортизируют сорвавшуюся кабины, поглотив всю накопившуюся кинетическую энергию. Пассажиры лифта при этом практически не заметят характерного резкого толчка при соприкосновении с низом шахты и даже не потеряют равновесия.
Пожарная опасность
Современные лифты работаю в связки с системой предупреждения пожарной опасности в здании. При срабатывании пожарной сигнализации здания лифт переходит в режим «пожарная опасность», закрывает двери и начинает движение на первый этаж (или этаж, предусмотренный в проекте здания для входа пожарной бригады). Оказавшись на нужном этаже лифт автоматически открывает двери и остается в таком положении пока не будет выведен из режима «Пожарная опасность». Пользоваться лифтом в этом случае не получится – он не будет реагировать на кнопки вызова на этажах и на панели в кабине лифта.
Бдительность пассажиров, как залог повышения безопасности
Очень важную роль в обеспечении безопасности лифтов играют обычные пассажиры, проявляющую бдительность и информирующие управляющую компанию или компанию, отвечающую за эксплуатацию подъемного механизма о своих подозрениях. Можно смело называть на кнопку «Вызов» на панели в кабине лифта, если вам показалась одна из следующих ситуаций:
- Кабина вибрирует при движении;
- В шахте лифта при движении присутствуют посторонние металлические звуки или признаки трущихся друг о друга несмазанных элементов;
- Остановка кабины лифта происходит не точно на уровне пола этажа (зазор составляет более 35 мм);
- Кабина движется рывками;
- Нарушена устойчивость кабины по вертикале.
В таких случаях, эксплуатация лифта недопустима, а обслуживающая организация должна незамедлительно начать процедуру оценки соответствия лифта по одной из регламентированной в ТР ТС 011/2011 форме и устранить все выявленные проблемы до возобновления эксплуатации подъемного оборудования.
- Программы обслуживания лифтов