Как освещение влияет на освещаемое пространство
Перейти к содержимому

Как освещение влияет на освещаемое пространство

  • автор:

Как освещение влияет на интерьер?

Освещение играет важную роль при оформлении помещения, так как от него зависит впечатление от дизайна интерьера, складывающееся при входе в комнату, а также настроение и самочувствие человека при нахождении в ней.

Дизайнерам приходится создавать световые сцены, разграничивать пространство, высвечивать те или иные зоны в помещении. Это достигается использованием разных видов светильников и их размещением в интерьере. При этом правильное размещение источников света подчеркивает стилистическую идею дизайнера. Наличие достаточного количества света в интерьере любого помещения способно не только воздействовать на наше настроение и эмоции, но и придавать пространству, которое нас окружает, различные оттенки. Правильно подобранный свет помогает создать различную атмосферу вокруг нас. Она может быть спокойной, романтической, деловой и праздничной. Свет как бы растворяет окружающие нас предметы. Или, наоборот, они приобретают большую контрастность и яркость.Для любого помещения необходимы светильники, которые надо правильным образом разместить в помещении. Только в этом случае помещение преобразовывается, зрительно меняются его размеры. Неправильно подобранное освещение может испортить впечатление о помещении, даже если оно хорошо отделано и мебель подобрана правильно.

Значение света для человека.Влияние света на человека давно и хорошо изучено. Солнечные лучи повышают активность коры головного мозга, улучшают работу сердечно-сосудистой системы, ускоряют обмен веществ. В темноте человек становится пассивным и сонливым, у него замедляются реакции. Недаром зимой немало людей страдают от недостатка энергии, вялости, раздражительности, усталости. В случае серьёзных расстройств иногда применяют светолечение. Но многих проблем легко избежать, если правильно организовать освещение в доме.

Естественный светпридает дому уют, дыхание жизни, меняясь в течение дня: прозрачный утренний свет, яркий свет полдня, легкие мягкие сумерки, темнота вечера. Кроме того, его характер зависит от погоды и сезона: порой свет бывает мягким и рассеянным, а в другое время резким и ясным.

Искусственный свет.Создать хорошо продуманную систему освещения – исключительно эффективный способ, чтобы усилить ощущение пространства. Ночью или даже в течение дня – в зависимости расположения источников естественного света в доме – темные зоны визуально делают комнату меньше и менее приятной. Слишком малое количество источников света, размещенных по периметру комнаты, может породить ту же проблему, хотя дело тут не обязательно в количестве, а, скорее, в том, где они установлены и каковы модели осветительных приборов.

Свет– одно из главных средств архитектурного конструирования. Он должен вовлекать человека в пространство дома, квартиры, ландшафта. А также ориентировать, не только лишь физически (чтобы было видно, куда идти), но еще и эмоционально. Проектирование хорошего освещения – это работа архитектора, дизайнера. Однако существуют некие архитектурно-художественные принципы, которыми может с успехом пользоваться любой человек, задумавшийся об освещении своего жилища. Они достаточно просты и очевидны, но их нужно еще реализовать в своем доме, причем не по отдельности, а все вместе, одновременно.При освещении каждой комнаты, при выборе каждого светильника необходимо учитывать сразу несколько факторов, среди которых не только художественные, физические и психофизические, но даже социальные.С изменением яркости света, отраженного от пола, стен и потолка, меняется зрительное восприятие пропорций помещения, поэтому, изменяя яркость, можно воздействовать на объем помещения. Некоторые закономерности при оформлении помещения:

  • Цвета теплых тонов «приближают» предметы , а холодных — «удаляют».
  • Черный цвет «сужает» помещение, а белый — «расширяет».
  • Темный потолок кажется более низким, а светлый — высоким.
  • Слишком светлый пол «снижает» высоту помещения.
  • Более светлая стена в конце узкого коридора зрительно делает его шире.

Восприятие форм предметов зависит от яркости отдельных его поверхностей и от распределения образующихся на нем теней. Свет может изменять форму объектов, увеличивать или уменьшать их выразительность. Главное при этом — правильно выбрать направление падающего светового потока. Если объемный предмет равномерно осветить со всех сторон, он может казаться плоским, поскольку при рассеянном освещении объемность теряется. Самый лучший результат дает сочетание рассеянного или отраженного освещения с прямым направленным светом, но при работе с объектом, имеющим глубокий, ярко выраженный рельеф, важнее роль мягкого рассеянного или отраженного света. Применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму и освещаемого, и близлежащего объекта, а также интерьера в целом. Если поверхность освещена неравномерно, то ее отдельные участки воспринимаются как лежащие на разных уровнях. Экспериментируя с тенями, можно создавать самую разнообразную световую динамику в помещении.

Создание правильного освещения в помещении.При освещении каждой комнаты и выборе светильника нужно учитывать назначение помещения и его размеры. Стоит сказать о таком важном факторе, как показатель дискомфорта: это чувство неудобства и напряжённости, вызванное резкими различиями яркости в освещаемом пространстве. Если человек долго находится в таких условиях, у него ослабевают внимание, он не может сосредоточиться, быстро утомляется.

В обычных условиях, чтобы создать максимально комфортный уровень освещённости, можно воспользоваться несколькими правилами:

— для освещения больших комнат следует применять светильники прямого света;

— объёмные предметы лучше не освещать равномерно со всех сторон, а использовать сочетание рассеянного или отражённого и прямого направленного света;

— применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму освещаемых и близлежащих предметов, а также очертания интерьера в целом.

Если поверхность освещена неравномерно, её отдельные участки воспринимаются как расположенные на разных уровнях. Исправить этот недочёт можно, используя подсветку, бра или торшер. Чтобы правильно освещать интерьер, нужно применять разнообразные виды светильников: от больших потолочных люстр, дающих мощный свет, до миниатюрных встроенных приборов, создающих дополнительную функциональную подсветку. Декоративное освещение позволяет придать обстановке неповторимый облик. С помощью специальных ламп и светодиодов можно подсветить произведения искусства, арки, ниши, обозначить границы между зонами в просторной гостиной или студии. В неосвещённых помещениях используют также светящиеся витражи, играющие как декоративную, так и функциональную роль.

Свет может быть резким, и мягким, тёплым, а также холодным, направленным (например, на определённый предмет), рассеянным, отражённым. В жилых помещениях рекомендуется использовать рассеянный и отражённый мягкий свет (он зрительно увеличивает пространство и «приподнимает» низкий потолок).

Есть несколько вариантов цветовой температуры светодиодных ламп:

2700–3000 К— теплый свет, который соответствует оттенку лампы накаливания; 4000–4100 К — нейтральное освещение, приближенное дневному; 5000–6500 К — холодный оттенок, как свет в пасмурный день.

Для создания атмосферы уюта подойдёт тёплый свет. Лампы с теплым светом имеются у нас в ассортименте в комплекте со светильником (Артикул: 159891540). Очень выгодное предложение 2 в 1, по низкой цене. Вместе со светильником сразу вы преобретаете лампу!

Для чтения — подойдет холодный, слегка голубоватый свет. Можем предложить светодиодную лампу с холодным свечением. (Артикул: 159660234)

Лампы дневного света подойдут, как для домашней обстановки, так и для офисных помещений. ( Артикул: 159693907, Артикул: 160835636, Артикул: 160840109, Артикул: 50809144)

Эффект тёплого света дают все лампы накаливания, люминесцентные натриевые лампы, а также светодиоды. Холодное освещение обеспечат люминесцентные ртутные лампы. Следует иметь в виду, что в лучах ламп накаливания синие и зелёные цвета блёкнут. Люминесцентные, наоборот, подчёркивают эти тона, но тёплые оттенки при таком освещении смотрятся невыгодно.

Вывод.Свет является равноправным участником любой архитектурной композиции. Хорошее освещение подчеркивает и усиливает достоинства дизайнерского решения, в то время как плохое – разрушает. Бессмысленно вести речь об архитектуре вообще и об архитектуре в частности, вырвав ее из контекста освещение. Именно освещение формирует у человека восприятие зрительных образов. Свет вызывает также общее впечатление от объекта архитектуры – будь то квартира, офис или особняк. Бестелесное освещение способно сделать то же самое, что и сложные телесные конструкции – арки, ниши, ширмы и т.п. А именно: свет разделяет, зонирует, формирует, организует пространство, делает его немонотонным, осмысленным, интересным.

Мартынова Мария Игоревна

Для меня дизайн – не просто работа, это стиль жизни, образ мышления. Каждый новый проект – это своя история, своё путешествие за грань привычного. Я хочу поделиться с вами тем, что знаю, тем, что накопила за годы работы.

Будем на связи
Instagram
Последние записи

Фитодизайн. Виды растений и уход за ними.

Цвета 2024 в интерьере

Стеновые панели в интерьере

Архитектурная полихромия Ле Корбюзье и его продолжение в современности. О цвете и пространстве

Влияние источников освещения в интерьере

Итак, давайте поговорим с вами о том, какие источники освещения бывают, как их применять для тех или иных функциональных зон.
И какого эффекта можно добиться благодаря цветному источнику света и где его уместно использовать.

Если освещение хорошее, то глаз человека способен различить сотню цветов.
Как-то был произведен эксперимент с желтым освещением в комнате и все цвета в пространстве глазу казались монохромными. Это был «Жёлтый коридор», созданный Элиассоном в 1997 году – это пространство, освещённое жёлтыми моночастотными светильниками. Если в привычном нам белом свете содержится полный цветовой спектр (это позволяет различать все цвета), здесь же присутствует только желтая его часть – поэтому видимым глазу становится лишь один цвет. Со временем яркость притупляется и окружающее видится в серой или черно-жёлтой палитре. ⁣⁣⠀

А стоит включить белый свет, мы сразу увидим, что здесь находится весь спектр цветов)

Свет создает определенное впечатление в интерьере

Сочетание разных оттенков с разным освещением создает определенный психологический фон всего интерьера. Именно это позволяет скрыть различные недостатки планировки:

  • Необходимость расширить, либо сузить площадь помещения
  • Необходимость «поднять» или, наоборот, «опустить» потолок

Виды источников света

Естественный

Природные источники: Солнце, Луна, звезды на ночном небосклоне, метеориты, кометы, болиды, полярное сияние, гроза, молния, глубоководные медузы, моллюски, планктон, лесные светлячки, некоторые грибы.

Искусственный

Лампы: накаливания, галогеновые, газоразрядные, люминесцентные, светодиоды или LED-источники, лазеры.

Цветовая температура света

Спектрофотометрическая или колориметрическая температура измеряется в кельвинах.

  • 2200 К — лампа накаливания 40 Вт;
  • 2680 К — лампа накаливания 60 Вт;
  • 2800 К — лампа накаливания 100 Вт;
  • 2800-2854 К — газонаполненные лампы накаливания с вольфрамовой спиралью;
  • 3000 К — лампа накаливания 200 Вт, галогенная лампа, люминесцентная лампа тёплого белого света;
  • 3400 К — солнце у горизонта;
  • 3500 К — люминесцентная лампа белого света;
  • 4000 К — люминесцентная лампа холодного белого света;
  • 4300-4500 К — утреннее солнце и солнце в обеденное время;
  • 4500-5000 К — ксеноновая дуговая лампа;
  • 5000 К — солнце в полдень;
  • 5500 К — облака в полдень;
  • 5500-5600 К — фотовспышка;
  • 5600-7000 К — люминесцентная лампа дневного света;
  • 7500 К — дневной свет с большой долей рассеянного от чистого голубого неба;
  • 7500-8500 К — сумерки;
  • 9500 К — синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца;

Виды освещения

Общее

Является искусственным заменителем солнечного света — это максимально яркая подсветка в помещении, например, люстра в центре потолка или сетка из встроенных светильников.

Направленное освещение ещё называют рабочим.

К нему относят настольные лампы, торшеры, подвесные светильники, встроенные в шкафчик на кухне. Оно нужно, чтобы осветить небольшой участок: обеденный стол, рабочее место, зеркало.

Декоративное освещение

Расставляет акценты в интерьере. Сюда относится подсветка картин и ниш, встроенные лампы в полу и вдоль стен. Если светильник отбрасывает сложные тени, подчёркивает отделку или декор и при этом не выполняет практической функции, он декоративный.

Сценарии освещения

  • Светильники выбирают и располагают, исходя из того, как будут пользоваться комнатой.

  • Универсальных решений не существует.

  • Сценарии зависят от функциональных зон, стиля жизни и требований хозяев квартиры.

В гостиной

Обычно отдыхают, смотрят телевизор, читают, отмечают праздники, принимают гостей. Здесь используют мягкое общее освещение, декоративное.

В спальне

Отдыхают, читают, смотрят телевизор, переодеваются. Неяркие светильники у кровати и у шкафа, подсветить зеркала. Используется общий и направленный свет, декоративный свет по желанию.

В детской

Должно быть много света. Обязательно нужно общее освещение, рабочее — в зонах для отдыха, учёбы и игр. Декоративное — по желанию: гирлянды и ночники сделают комнату уютнее.


В кухне

Освещают рабочую поверхность и обеденную зону. Общий свет необязателен, особенно если кухня небольшая. Направленный, рабочий свет, декоративный по желанию.

В прихожей

Освещение должно быть ярким: здесь редко бывают окна. Общий свет, люстра или точечные источники света. Рабочее освещение возле зеркала, подсветка шкафа.

В ванной

Нужно общее освещение и направленное (возле зеркала). Иногда для красоты подсвечивают встроенные стеллажи.

В туалете

Нужно только общее освещение. Направленное вряд ли пригодится, декоративное — по желанию.

Никогда не планируйте равномерное освещение всей комнаты, так она теряет свои контуры и становится скучной!

Нужно создавать островки освещения: на рабочем столе, у кресла для чтения, над обеденным столом или мягкий свет в спальне.

В восприятии цветов интерьера немаловажную роль играет цвет самих световых потоков. Без искажения цвета и оттенки воспринимаются только при белом искусственном и естественном освещении.

Влияние света на цвет

Видимый объект освещается солнцем или искусственным источником света. При искусственном освещении зачастую используются цветофильтры, что существенно влияет на восприятие. Например, если осветить синий объект оранжевым светом, он будет казаться черным, т. к. в оранжевом луче нет синей составляющей, которая могла бы отразиться от этого объекта, следовательно, все лучи поглощаются.

  • Чем сильнее естественный свет, тем ярче и звонче любой цвет.
  • Предмет того же цвета, что и освещение, становится ярче. Данное явление широко используют при оформлении экспозиций – в этом случае наиболее эффективно применение светофильтров. Например, красные предметы при красном освещении выглядят очень яркими, а при зеленом – очень темными, почти черными.
  • Белый всегда «вбирает» в себя цвет освещения. Белые объекты в красном свете выглядят красноватыми, в зеленом – зеленоватыми и т. д.
  • Свет отражается сильнее (предметы выглядят ярче), если лучи падают отвесно, а не под углом.
  • При удалении наблюдается изменение цвета: на расстоянии все предметы кажутся голубоватыми. С увеличением расстояния светлые предметы несколько темнеют, а темные смягчаются и светлеют. Следует иметь в виду, что удачное освещение или умелая, целенаправленная подсветка могут дать дополнительный эффект.
  • При искусственном освещении происходит изменение цветового тона предметов. Например, белые, серые и зеленые объекты желтеют; синие – темнеют и краснеют; тени предметов резко очерчены; предметы, находящиеся в тени, плохо различимы по цвету.

Изменение цветового тона и яркости при искусственном освещении:

Выбор цвета для помещения

В северных районах при любой ориентации окон предпочтительно использовать теплую гамму цветов для всего интерьера.

В помещениях выходящих окнами на север, используем цвета максимально светлые, теплых тонов – золотисто-желтые, розово-кремовые. Потолок
можно сделать немного бежевым, цвета слоновой кости. Для пола выбрать покрытие в тёплых тонах.

Если окна выходят на юг и юго-запад, комната подолгу освещается солнцем и сильно нагревается в жаркое время года, цвета стен лучше подбирать из гаммы холодных – голубых, сине-зеленых или серых.

На выбор цвета стен влияет свет, отраженный окружением дома. Например, деревья или газоны, будут создавать зеленоватый цвет, а красная или коричневая стена – то красноватым и т.д.

Искусственное освещение, на прямую влияет на цвет стен. Важно выбирать даже цвет абажура, поскольку он будет влиять на цвет света.

Окончательный выбор отделочных материалов желательно делать рассмотрев их в том помещении, где они будут применены!

Очень важен не только цвет освещения, но и его интенсивность. Нужно различать, по крайней мере, три градации силы света: яркий, средний рассеянный и отраженный. Темная отделка помещений поглощает лучи и снижает освещенность в среднем на 20–40 %, в зависимости от варианта освещения: прямое – до 20 %, равномерное рассеянное – до 30 %, отраженное – до 40 %. Поэтому слабо освещенное помещение лучше всего отделывать в светло-желтые и светло-розовые тона. Белый цвет значительно им уступает, так как при слабом освещении белые поверхности кажутся тусклыми и серыми. Отделка хорошо освещенных помещений, обращенных на юг, может быть более темной; допустимо использование серо-голубых тонов. Освещенность нижних этажей, особенно первого, всегда хуже, чем верхних, поэтому цвет нижних этажей должен быть светлее верхних.

Кстати, о приемах декора и некоторых простых вещах, которые мгновенно добавят яркости в любую темную комнату и наполнят пространство светом я написала в статье Наполняем пространство светом | Личный блог дизайнера (mariamartynova.ru)

Если Вам понадобится помощь в дизайне интерьера, я с удовольствием помогу Вам!

Большое спасибо за просмотр и до скорого!

Фото взяты с просторов интернета.

Влияние освещения на восприятие пространства

на уровне психики. Грамотное архитектурное освещение, способно преобразить любой проект.

При работе со светом учитывают не только нормы освещения, но и его направленность,

степень рассеянности, яркость, мягкость, жесткость.

Еще в 1952 году, один из основоположников – Ричард Келли, сформулировал свою теорию освещения.

В ее основу вошли принципы восприятия света в пространстве и световые эффекты, изученные в природе.

Он сформулировал три базовых типа освещения

Свет, чтобы видеть (световая среда), необходимый минимум света:

«Это тренний свет на заснеженном поле. Это сумеречная дымка на широкой реке,

где берег, вода и небо неотделимы друг от друга. Это бесшумная подсветка, которая минимизирует

форму и объем» . Это абсолютный минимум, обеспечивающий визуальный комфорт.

Свет, чтобы увидеть (акцентное освещение), свет, высвечивающий

определенный объект с целью сфокусировать на нем внимание зрителя:

«Это луч прожектора на сцене. Это блик солнца на вашем прикроватном столике. Это солнечный луч,

высвечивающий край долины. Акцентный свет привлекает внимание, он помогает выделить важное».

Сюда относятся споты, акцентирующие внимание на том или ином объекте, и светильники,

направленные на стены – они взаимодействуют с архитектурой пространства.

Свет, чтобы смотреть (декоративное освещение), то, что притягивает,

завораживает зрителя, но одновременно может бытьи хорошим фоном.

Цель такого освещения – доставить человеку эстетическое удовольствие.

Келли назвал это play of brilliants – «сияние бриллиантов». «Это Таймс-сквер ночью, это бальный зал,

который освещают хрустальные люстры. Это солнечные зайчики в фонтане или ряби ручья. Это горсть алмазов при свете солнца. «Сияние бриллиантов» возбуждает зрительный нерв,

пробуждает любопытство, обостряет остроумие»

Свет несет огромную эмоциональную нагрузку, и действует как на уровне подсознания,

так и ассоциаций. Например, холодный флуоресцентный в белом помещении сразу же

напомнит больницу. Цветные световые решения изменят пространство до неузнаваемости.

Есть и менее очевидные эффекты, которые оказывает свет на наше восприятие реальности.

Ученые-физики проводили исследования по изучению реакции человека на сценарий

с вертикальным и горизонтальным освещением в пространстве.

Горизонтальный свет

Это освещение потолка и пола, чаще используется в проектах общественных пространств.

За счет отражения с поверхностей, света кажется больше, четче считывается

общая архитектура помещения. Эти факторы подсознательно влияют на уровень

комфорта человека в открытом непривычном пространстве. Такой вид подходит для лобби

отелей или крупных магазинов.

Вертикальный свет

Для домашней комфортной обстановки, горизонтальное освещение может быть излишним.

Наиболее подходит вертикальный свет, направленный на стены, и споты, отделяющие

зоны и создающие визуальные островки. Вертикальный свет создает визуальный

эффект увеличения пространства, что может являться плюсом, например,

в узком коридоре или прихожей. Комбинирование оба варианта в частных и общественных пространствах,

является отличным решением освещения.

Совет

Не стоить экономить на оборудовании, стоимость хороших светильников высока,

но в них предусмотрены такие преимущества как:

  • Долговечность
  • Экономичность
  • Безопасность
  • Высокий коэффициент мощности
  • Исключение мерцание света
  • Соответствие заявленным параметрам

Понравилась статья жми «Полезно»

Как организовать освещение в ресторане

Дизайн освещения в ресторане

Освещение влияет на общее впечатление от увиденного, меняет пространства и настроение. Свет способен по-разному представить один и тот же интерьер, оказать воздействие на восприятие не только цветов, но и вкусов, ароматов, тактильных ощущений. Поэтому светотехническое решение для ресторана, кафе или бара — один из самых важных моментов. Если успешно разработать и реализовать световой сценарий, гости захотят возвращаться в заведение снова и снова. Сегодня поговорим о том, каким требованиям должно соответствовать правильное освещение ресторана

Сервис бронирования столов
для сайтов и соцсетей ресторанов и кафе

Онлайн приём броней, депозиты, статистика, база гостей, банкеты. Настраивается за 15 минут, работает в облаке

Цели и задачи освещения ресторана

Свет обладает сильным влиянием на человека: привлекает или отвлекает внимание, расслабляет или возбуждает, задает настрой, подчеркивает детали. Самое разумное решение — использовать освещение в своем ресторане, как один из инструментов воздействия на гостей. С помощью света можно задать нужную атмосферу, сделать акцент на особенностях интерьера и грамотно оттенить оформление подаваемых блюд и напитков.

Первая задача освещения — создание в помещении оптимальной видимости. Но не стоит забывать о том, что светотехническая концепция должна соответствовать выбранному стилю интерьера. И здесь очень легко ошибиться. Освещение не должно перетягивать внимание на себя, ломая атмосферу комфорта, уюта и безопасности. Ему следует быть «в тени», а не «на виду». Отсюда вывод: вторая задача светового сценария — разделить единое пространство на разные зоны.

НА ЗАМЕТКУ: Свет — самое мощное средство привлечения внимания гостя к конкретной зоне помещения или объекту. Если учитывать, что каждый человек на уровне подсознания стремится к свету, можно даже управлять перемещениями клиентов по залу.

Освещение ресторана следует продумать как минимум на трех уровнях: общее или фоновое, рабочее или функциональное, акцентное. Все они должны быть грамотно сбалансированы друг с другом, чтобы гости, оказываясь в ресторане, попадали в совершенно новую для них атмосферу со своей стилистикой и историей. Даже заурядное с дизайнерской точки зрения помещение можно превратить в уникальное за счет интересного светового сценария.

Общее освещение создаёт люстра, акцентное — настенные бра, которые можно установить над каждым столиком или выделить самые удачные элементы интерьера. Рабочее освещение применяется для подсветки кухни, техническое — в складских и подсобных помещениях. Аварийное освещение необходимо для того, чтобы в экстренной ситуации и при отключении основного освещения посетители и персонал могли быстро и беспрепятственно покинуть здание.

Еще один немаловажный факт: люди инстинктивно избегают помещений с избытком света, так как интенсивный световой поток провоцирует тревожность. Такой вариант подойдет только ресторанам быстрого питания, концепция которых построена на формуле «купил — перекусил — уступи место другому».

  1. «Зазывать» потенциальных гостей. С помощью красивых световых вывесок, подсветки входной группы и фасада, специальных архитектурных светильников можно обратить внимание прохожих на свой ресторан, кафе или бар.
  2. Создавать гостеприимную атмосферу в зале. Этого можно достичь оптимальным сочетанием общего, локального и декоративного света.
  3. Делать интерьер уникальным, запоминающимся. При этом свет даёт возможность менять пространство в течение дня, не передвигая мебель и предметы декора.
  4. Обеспечивать освещённость, необходимую для комфортной работы персонала. В первую очередь это касается кухни и технических помещений.
  5. Зонировать гостевые залы. Свет визуально акцентирует площадь для принятия пищи, барную стойку, танцпол, VIP-места, столики с увеличенным депозитом.

НА ЗАМЕТКУ: Во многих заведениях используется зональная подсветка барной стойки и столиков. В первом случае освещение, как правило, приглушённое, во втором — более яркое

Так как от освещения в ресторанной деятельности зависит многое, нужно знать, что по этому поводу говорят строительные нормы и правила. СНиП — это документы, регламентирующие нормы освещённости во всех видах помещений. Произвести необходимые расчёты светового потока можно самостоятельно, с помощью специальных программ или профессионалов. Опираться при этом следует на следующие параметры: предназначение, габариты, особенности, дизайн и цветовая гамма помещения.

НА ЗАМЕТКУ: Требования к освещению заведений общественного питания обязательны для выполнения. Соблюдение норм освещённости проверяется специалистами СЭС. Несоблюдение требований приводит к невозможности получения санитарно-эпидемиологического заключения, а во время работы ресторана, кафе или бара — к приостановке его деятельности до устранения нарушений

Существует упрощённая схема, по которой можно сделать общую оценку достаточности освещения в конкретном помещении. Если высота помещения не превышает трёх метров, то на каждый квадратный метр интерьера в тёмных тонах потребуется 20 ватт, в светлых — 15 ватт. То есть лампа мощностью 50 ватт может осветить 3,3 квадратных метра светлого помещения. Разумеется, данная схема не учитывает целый ряд факторов, включая разные уровни освещения, неравномерность света, световые акценты, тип светильников, расположение зеркал и т. д.

НА ЗАМЕТКУ: Современные рестораны, кафе и бары всё чаще используют светодиодное освещение, которое является более экономичным с точки зрения потребления электрической энергии

Что касается типов светильников, то в заведениях общественного питания используют настенные, напольные, настольные, потолочные варианты. При выборе осветительных приборов нужно знать их точное количество. Например, люстра в гостевом зале может быть представлена в одном крупном экземпляре или в нескольких поменьше. А вот точечных светильников может быть сколько угодно — всё зависит от интерьерного решения.

Если люстра — не ваш стиль, попробуйте скрытые точечные светильники. Современные осветительные приборы постепенно теряют свои контуры. Их можно использовать по-разному (линейно, группами, по одному), но основная идея — невидимость. Осветительные системы сливаются с плоскостью потолка, сохраняя при этом свою динамичность. Применяется специальный рассеивающий профиль или натяжные потолочные конструкции со светорассеивающим эффектом.

Освещение в ресторане и кафе

Советы и правила освещения ресторанов

  1. Осветительные приборы нужно расположить так, чтобы создать комфортные условия для посетителей и максимально выгодно осветить поданные блюда\напитки.
  2. Атмосфера комфорта и уюта — более значимый фактор освещения, чем архитектурное или дизайнерское решение.
  3. Над каждым столом в гостевом зале нужно разместить отдельный прибор. Остальная площадь помещения освещается дополнительными устройствами.
  4. Важно, чтобы основной свет диммировался. Этот способ регулирования освещённости помогает создать нужную атмосферу. Кроме того, в ресторанах выключенные светильники считаются дурным тоном.
  5. Многофункциональным заведениям общественного питания отлично подходят трековые системы. Их главное достоинство — оперативная перенастройка освещаемых зон.
  6. Выключатели и диммеры (регуляторы мощности), которые несут ответственность за освещение ресторанного зала, должны быть доступны и администраторам, и официантам. Поэтому не стоят прятать их в запираемых шкафах или боксах.
  7. Открытие и закрытие заведения не должно происходить в полной темноте, поэтому нужно учесть момент включения и выключения освещения при проектировании.
  8. Нежелательно размещать выключатели и диммеры в непосредственной близости от посетителей. В ином случае при необходимости изменения уровня освещённости придётся беспокоить гостей.
  9. Оценить необходимый уровень искусственного света следует, подсчитав интенсивность естественного освещения (ориентировочно). Например, небольшая кофейня с большими окнами в дневное время не нуждается в дополнительной подсветке. А в большом зале должны быть установлены источники локального света для обеспечения нужного уровня освещённости днём.
  10. Выключатели и диммеры дополнительных источников освещения (настольные лампы, торшеры и т. д.) нужно расположить там же, откуда происходит управление основным освещением.
  11. Проектирование ресторанного света должно учитывать количество и расположение зеркальных поверхностей. Отражённый свет может создавать дискомфорт и помехи для гостей.
  12. Величина индекса цветопередачи осветительных приборов основного и функционального света не должна быть ниже 90.
  13. Лампочки светильников должны быть скрыты от глаз клиентов. Важно добиться отражённого или рассеянного света, используя различные хитрости: заглубление потолочных светильников, использование крышек на торшерах или абажуров.
  14. Лучшая цветовая температура для ресторанных источников света — нейтральный белый свет с температурой 3200−4000 К.
  15. Возможность реализации нескольких световых сценариев хорошо подчёркивает достоинства гостевого зала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *