Магазин Умный Ребенок
Рано или поздно у каждого малыша происходит знакомство с зеркалом. Если верить таким признанным авторитетам в области детской психологии и развития, как Мерилин Сигал («Ребенок играет: от рождения до года»), то подобное знакомство маме с малышом полезно провести уже в двухмесячном возрасте. М. Сигал предлагает повесить недалеко от детского столика зеркало, время от времени переодевать ребенка перед ним и играть с ним в игру «Посмотри в зеркало». Как показывает практика, дети реагируют на зеркало и свое отражение в нем по-разному. Кто-то замечает себя сразу и начинает с интересом рассматривать. Кто-то даже не смотрит на отражение и стремится заняться чем-то другим. Однако рано или поздно малыш начинает проявлять интерес к своему отражению: сначала удивляется, потом восхищается, а по мере того, как он становится старше, игра с зеркалом доставляет ему все большее удовольствие.
Большинство психологов относят период активных игр с зеркалом к возрасту от 7 месяцев до 1,5 лет. Восторг и ликование ребенка, его бесконечные опыты с зеркалом на этом этапе связаны с самоидентификацией и развитием способности смотреть на себя со стороны, что в конечном итоге является частью процесса формирования личности. Наблюдая за ребенком восьми месяцев, Вы заметите, что он признает в зеркальном образе нечто, что касается его непосредственным образом, является ему в качестве реальности, которая как-то скоординирована с его собственным поведением: жестикуляцией, мимикой, движениями и т.п. Ребенок криком и мимикой показывает свой интерес именно к этому объекту, он захвачен постоянно возобновляемой игрой с зеркалом, он наблюдает за повторением собственных движений и мимики в зеркале, играет со сменой местонахождения, а иногда даже проявляет «личные» чувства по отношению к своему отражению, например, целует его. Все это позволяет говорить об «узнавании» себя в зеркале. По всей видимости, в психике ребенка в этот момент происходит открытие возможности связать между собой разрозненные, фрагментарные переживания самого себя и собственного тела, которыми он располагал до этого момента, в единое, целостное телесное пространство.
Безусловно, игра с зеркалом – лишь одна из возможностей проявиться для той тенденции, которая уже наметилась в развитии ребенка. Не нам судить, как развивались бы дети, если бы люди не пользовались зеркалами в повседневной жизни, но, скорее всего, восьмимесячные малыши нашли бы какой-нибудь непредсказуемый способ установления собственной идентичности. Как раз в этом возрасте ребенок начинает ощущать себя как целостность, как существо, имеющее имя, тело, разум, восприятие. Зеркало в данном случае помогает ему связать внутренние ощущения с видимым целостным образом и положить начало психической работе, свойственной исключительно человеку. Впервые для ребенка возникает «Я», хотя это «Я» еще не является «сформулированным» для него. Для сравнения: «пристрастность» и субъективность по отношению к образу, которые проявляет семи – восьмимесячный ребенок, ярко контрастирует с безразличием, проявляемым, например, детенышем шимпанзе, тоже замечающим свой образ в зеркале, но практически сразу теряющим интерес к этому объекту, поскольку этот объект не способен напрямую взаимодействовать с ним. У шимпанзе отсутствует осознание себя, ребенок же в своих первых играх с зеркалом себя постулирует. Да, он осознает себя как личность гораздо позже, но психофизическая основа для этого осознания заложена уже сейчас. Это различие между животным и человеком выглядит особенно поразительно, если учесть, что семимесячный ребенок в своем инструментальном интеллекте отстает от шимпанзе, которую догонит только, примерно, к одиннадцати месяцам.
По мере взросления у ребенка изменяется реакция и поведение перед зеркалом. Чтобы проиллюстрировать эти изменения, приведем исследование, проведенное американскими учеными Льюис и Брукс-Ганн (описано в книге Г. Крайга «Психология развития»). Для того чтобы проследить прогресс в развитии самопознания ребенка, они провели с детьми разного возраста несколько экспериментов с зеркалом. Согласно результатам этих исследований, развитие самопознания в раннем детстве обнаруживает ряд стадий.
До 6 месяцев детей явно привлекает образ малыша в зеркале, но непонятно, узнают ли они свое собственное изображение (это трудно проверить). Иногда 6-месячные дети сознают, что их собственные движения соответствуют тем движениям, которые они наблюдают в зеркале.
Между 7 и 11 месяцами младенцы способны понять различие между собственным изображением в зеркале и зеркальными образами других людей, явно отличающихся от них, например ребенка старшего возраста или взрослого. В этот период дети начинают связывать конкретные особенности внешности с чувством Я. Тем не менее иногда ребенок этого возраста может ползать вокруг зеркала, пытаясь найти «другого» малыша. Если исследователь поставит губной помадой красную метку на носу малыша, тот ее заметит, но станет показывать на нос в зеркале, а не на свой собственный.
Примерно в 12 — 15 месяцев начавшие ходить дети уже более не нуждаются в каких-то внешних подсказках, чтобы установить связь между малышом в зеркале и собой. То есть они понимают, что видят свой собственный образ. Теперь, если исследователь поставит на носу ребенка красную точку, последует типичная реакция: малыш укажет на свой нос, отвернется от зеркала, опустит глаза, улыбнется, и будет выглядеть смущенным.
К 2-м годам познание себя расширяется еще больше и включает не только знание своей внешности, но и сознавание того, чем сам ребенок занимается. Так, двухлетний ребенок, прихорашиваясь перед зеркалом, любуется собой, а если видит на губах молочные «усы», — смеется и стирает их. После 2 лет дети ведут себя перед зеркалом так же, как взрослые.
Данные этого исследования говорят о том, что восприятие ребенком своего зеркального образа развивается от идентификации с ним до осознания того, что отражение – это не он сам. Ребенок начинает учиться смотреть на себя со стороны. Этот процесс отражает, в конечном счете, таящееся в глубинах психики человека противоречие, которое стало камнем преткновения для философии и получило множество имен и трактовок. Как писал Ж. Лакан, при встрече с зеркалом ребенок «присваивает» себе свой образ, «проверив» путем бесконечных манипуляций и экспериментов, что этот образ – его собственный. Соответственно, этот образ тела становится для ребенка той матрицей, которая формирует его дальнейшие представления о себе. Внешний образ становится основой для развития внутреннего восприятия и мышления: отныне малыш будет «представлять» себя в определенном образе. При этом собственный образ ребенка будет изначально отчужден от него, так как в скорости он откроет, что это только образ (к тому же, обратный), а не он сам.
В какой-то момент подрастающий ребенок осознает (и это будет уже следующий этап его развития) свое несоответствие собственной реальности.
Все описанные этапы – лишь естественный ход развития психики маленького человечка. Однако многие дети, в результате самых разных нарушений в ходе этого процесса, теряют связь со своим телом, а значит, и с частью своей личности. Они не могут воспринять свои переживания, блокируют их в своем теле и подсознании. Развитие умственных способностей («разумной» и «социальной» личности) оказывается оторванным от развития тела (личности «телесной» и «эмоциональной»). Для восстановления контакта со своим телом и эмоциями существует множество упражнений, в том числе (как ни парадоксально) с зеркалом. Это чаще всего упражнения на развитие эмоциональной сферы, когда с помощью зеркала ребенок учится осознавать свои эмоции, их телесное выражение, и посредством этого, соединяться со своими чувствами и телесными переживаниями.
Само по себе тело является одновременно и «внешним» и «внутренним» объектом. Внешним – поскольку оно подвергается воздействию окружающего мира как любой другой предмет, внутренним – поскольку является «вместилищем» чувств и состояний конкретного человека. В нашей культуре внимание больше всего уделяется развитию «социальной» личности, которая, на самом деле, является отчужденным, «вторичным» «продуктом» и к человеку как таковому отношение имеет лишь опосредованное. Поэтому, чтобы помочь малышу избежать нарушений в психологическом развитии, нужно помочь ему установить полноценный контакт со своим телом. Существует много методов, помогающих это сделать. Это массаж, йога, кинезотерапия. Как раз о методе кинезотерапии мы расскажем вам в следующей статье в рубрике «Детская психология».
Итак, когда вы снова увидите малыша перед зеркалом, то уже будете знать, что интересная игра и необычное поведение ребенка перед ним — не что иное, как отправная точка в развитии самосознания ребенка. Не упустите этот момент и вы многое сможете понять о своем ребенке, а главное, помочь ему в дальнейшем развитии его личности.
При использовании статьи или отдельных ее частей ссылка на первоисточник (с указанием автора и места публикации) обязательна!
Почему нельзя ребенку показывать зеркало
Народные поверья утверждают, что ребенка до года запрещено подносить к зеркалу. Об этом слышал каждый человек. Существует несколько объяснений этому древнему сказанию.
Почему нельзя показывать ребенка в зеркале и чем это чревато?
Практическое объяснение запрета
Стекло не является исконно русским товаром. Много веков оно импортировалось. Позволить себе его приобрести могли только очень обеспеченные люди. Зеркало редко использовали по назначению, оно считалось элементом богатства, власти, высокого социального положения. Аксессуар берегли и передавали из поколения в поколение.
Качество предмета не всегда было хорошим. Его везли по морю, и во время транспортировки случались разные неприятности. Покупатель получал далеко не идеальное зеркало.
Искаженное отражение напоминало зал кривых зеркал. Смотреть в него было не по душе даже взрослым, а хрупкая детская психика действительно могла нарушиться после осмотра себя в «искаженном варианте».
Мистический предмет – зеркало
Согласно славянской религии, зеркало создал Дьявол. Оно фигурирует во всех обрядах, связанных с черной магией. Ведьмы и колдуны считают его одним из главных энергетических предметов, ведь в нем сосредоточены могущественные злые силы.
Зеркало — портал в потусторонний мир.
Сквозь него общаются с духами и другими магическими созданиями.
Считается, что новорожденный видит и чувствует больше, чем взрослый.
Зеркало опасно для него по нескольким причинам:
- Предмет забирает чистую детскую энергетику;
- Малыш может увидеть в зеркале потусторонних существ и сильно испугаться;
- Злые силы могут вселиться в малыша и переманить его на сторону зла.
Согласно преданиям, чем чаще малыш смотрит на свое отражение, тем становится слабее. Предмет «высасывает» чистую душу, а значит, физическое здоровье будет становиться хуже с каждым днем. Ребенок начнет болеть.
Можно ли показывать ребенка в зеркале? Каждый родитель сам это решает.
Что говорят педиатры
Грудной ребенок не понимает, что он − самостоятельная личность. Глядя на свое отражение, малыш может подумать, что это незнакомец и расплакаться. Не исключается сильный стресс у особо восприимчивых и беспокойных малышей. Осмотр себя в зеркале в темное время суток, в полутьме, чревато бессонницей или плохими снами.
Зеркало принесет малышу ощутимую пользу после года, когда, увидев себя, он расплывается в улыбке и начинает корчить рожицы. Ребенок понимает, что «кто-то» повторяет за ним движения, и со временем осознает свое отражение.
Преимущества игры с зеркалом:
- развитие логического мышление, внимания, фантазии;
- знакомство с внешним миром и окружающими его предметами;
- стрессоустойчивость, корректировка эмоционального фона.
Родители часто подносят детей, которые начинают капризничать, к зеркалу. Видя свое отражение, они переключают внимание и успокаиваются.
До какого возраста нельзя показывать ребенка в зеркале
Конкретный возраст назвать никто не может. По мнению многих, подносить малыша к зеркалу нельзя до года. Другие считают, что предмет под запретом только до крещения. После великого таинства у ребенка появляется ангел-хранитель, который защищает его от сил зла.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Зеркало для детской. Мнение психологов
Некоторые люди старшего поколения запрещают до года подносить своих внуков к зеркалу, чтобы те не могли видеть собственное отражение. Этот стереотип почему-то сохранился в сознании некоторых родителей, но согласны ли с ним психологи?
В поисках собственного «Я»
В детских дошкольных учреждений – яслях, детских садах, поликлиниках – зеркала используются в качестве предмета, с помощью которого стимулируется развитие ребенка.
Да и дома многие родители наверняка обращали внимание, что их малыш проявляет интерес к собственному отражению, поэтому скорее спешили купить зеркало и в детскую. Уже лежа на пеленальном столике карапуз может сосредоточенно рассматривать свое или мамино отражение.
К 6 месяцам рождается исследовательский инстинкт, при котором ребенок начинает изучать розовощекого человечка с огромной пустышкой во рту. Затем следует этап игры с собственным отражением, а примерно к году малыш понимает, что способен вносить коррективы в собственный облик.
О том, что уже в 10 месяцев ребенок способен узнать себя в зеркале, говорит психологический эксперимент. В его ходе на лицо малышей надевали повязки, которые видоизменяла их облик до неузнаваемости. В процессе игры «аксессуар» нисколько не мешал, но стоило поднести ребенка к зеркалу, как он не прекращал попыток снять повязку, пока не достигал желаемого.
Развитие коммуникации
Зеркало в детской помогает не только сформировать представление ребенка о собственном «Я», но и улучшить коммуникативные качества. Доказательством становится другое психологическое исследование, в ходе которого было замечено, что дети, которым мало уделяют внимания, почти не интересуются зеркалами.
Если родители не общаются с малышом, воспринимая его исключительно как объект, который требует физиологического ухода, то кроха не будет играть с зеркалом, корчить рожицы, улыбаться, показывать язык. И если ребенок не интересуется собственным отражением, то это может стать одним из поводов обращения к детскому психологу.
Пример для подражания
Не секрет, что девочки проводят перед зеркалом больше времени, и отчасти это объясняется тем, что для них внешние образы более значимы. Но гендерные отличия не играют роли, если использовать зеркало в качестве «хорошего примера». Так, после того как ребенок умылся и причесался, важно обратить внимание на его идеальное отражение и похвалить. Такой прием сработает лучше, чем повышенные интонации и раздражающие упреки о том, что малыш опять что-то не выполнил.
Искусство фэн-шуй
Зеркальным поверхностям в искусстве формирования правильного жизненного пространство уделяется огромное значение. Приобрести зеркала на заказ стараются все, кто хочет притянуть в дом побольше положительной энергии жизни ци. С помощью отражающих полотен удается сгладить острые углы, накапливающие негативные потоки, а убрать «потерянные углы» в детской чрезвычайно важно.
Когда купить и как повесить?
Заказать зеркало для детской комнаты можно в любой момент, но лучше сделать это при подготовке комнаты к рождению малыша. С той же тщательностью, с которой родители подходят к выбору кроватки, одежды и игрушек, следует отнестись и к выбору зеркала.
Повесить зеркало нужно так, чтобы в нем не отражалась кроватка малыша. Проснувшись, он может испугаться своего же движения, мелькающего в зеркале. Оптимально, если зеркально отразятся полезные и приятные для детского восприятия предметы. Это могут быть любимые игрушки или пейзаж за окном.
Зеркало – идеальный спутник для ребенка любого возраста: и грудничка, и дошколенка, и младшего школьника, и подростка. Оно помогает лучше узнать себя и увидеть, как можно спрятать свои недостатки и выгодно преподать достоинства, а значит, с его помощью легко избежать комплексов и неуверенности, от которых часто страдают взрослые.
У нас можно заказать зеркало для детской комнаты любой формы и любого размера с разнообразным декором. И даже на вырост!
Свяжитесь с нашим менеджером и узнайте подробности!!
Свет мой, зеркальце, скажи… или новые инструменты в логопедии.
Если у ребёнка наблюдаются проблемы в речевом, когнитивном и эмоциональном развитии, на помощь приходит «Умное зеркало ArtikMe». Теперь этот уникальный программно-методический комплекс стал доступен для пациентов Центра развития речи «СМ-Клиника» на ул. Клары Цеткин.
«Умное зеркало ArtikMe» – это профессиональный инструмент для логопеда, разработанный с целью коррекции и устранения дефектов речи. «Умное зеркало» развивает артикуляцию, произношение звуков, закрепляет навыки звукового анализа, обогащает словарный запас.
Его назначают детям от 4 до 10 лет при фонетико-фонематическом недоразвитии речи, фонетическом нарушении речи, общем недоразвитии речи, дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.
Суть процесса состоит в том, что ребёнок видит в зеркале и своё отражение, и волшебный мир со сказочными персонажами, которые учат его правильно произносить звуки, следить за дыханием, помогают выполнять артикуляционные, звуковые упражнения. Если ребёнок справляется с заданием, то получает одобрение зеркального героя.
Занятия с использованием «Умного зеркало» состоят из различных блоков:
- артикуляционная гимнастика
- автоматизация — закрепление поставленных звуков
- дифференциация — различение звуков
- дыхательная гимнастика — постановка правильного речевого дыхания
- постановка отдельных звуков.
При этом логопед на своём компьютере контролирует и при необходимости корректирует процесс занятия, учитывая индивидуальные особенности маленького пациента.
Логопеды «СМ-Клиника» высоко оценивают возможности нового инструмента. Во-первых, самые трудные и скучные этапы коррекционной работы превращаются в увлекательную игру. Ребёнок полностью вовлечен в процесс, ему интересно – а значит, он меньше устаёт, реже отвлекается, и работа становится эффективнее. Во-вторых, у логопеда есть возможность создания неограниченного количества интерактивных занятий в зависимости от особенностей ребёнка. Кроме того, видеофиксация занятий позволяет специалисту отследить динамику и прогресс малыша, а родители по полученным видеозаписям могут продолжить отрабатывать с ребёнком постановку и автоматизацию звуков в домашних условиях.
Специалисты Центра развития речи «СМ-Клиника» профессионально помогают детям в преодолении речевых нарушений, используя актуальные зарубежные и отечественные программы развития с доказанной эффективностью, в том числе, уникальные авторские методики.