ошиновка
– двухскатная или односкатная – количество колес (скатов) на оси с одной стороны.
EdwART. Словарь автомобильного жаргона , 2009
Синонимы:
Смотреть что такое «ошиновка» в других словарях:
- ошиновка — сущ., кол во синонимов: 1 • ошиновывание (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
- ошиновка — Прокладка токопроводных шин [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики электропроводка, электромонтаж EN bus bar installing DE Verlegung der Stromschiene FR pose des barres électriques … Справочник технического переводчика
- Ошиновка — ж. разг. 1. процесс действия по гл. ошиновать 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
- ошиновка — ошиновка, ошиновки, ошиновки, ошиновок, ошиновке, ошиновкам, ошиновку, ошиновки, ошиновкой, ошиновкою, ошиновками, ошиновке, ошиновках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
- ОШИНОВКА — прокладка токопроводных шин (Болгарский язык; Български) монтиране на шинна система (Чешский язык; Čeština) montáž přípojnicového vedení (Немецкий язык; Deutsch) Verlegung der Stromschiene (Венгерский язык; Magyar) elektromos vezetősín szerelése… … Строительный словарь
- ошиновка — ошин овка, и … Русский орфографический словарь
- ошиновка — о/шин/ов/к/а … Морфемно-орфографический словарь
- гибкая ошиновка — Присоединение аппарата гибкими проводами. [ГОСТ Р 52726 2007] Тематики аппарат, изделие, устройство … Справочник технического переводчика
- жесткая ошиновка — Присоединение аппарата жесткими шинами [ГОСТ Р 52726 2007] Тематики аппарат, изделие, устройство … Справочник технического переводчика
- жёсткая ошиновка — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN rigid busbar … Справочник технического переводчика
ВИДЫ ОШИНОВОК, ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»
Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Гуденов В.П., Мятников И.С., Айдарбек Уулу М.
В данной статье рассматриваются виды ошиновок и их характерные особенности
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Гуденов В.П., Мятников И.С., Айдарбек Уулу М.
Численный анализ токов электродинамической стойкости гибких проводов электроустановок и способов их повышения
Методы расчета электродинамической стойкости гибкой ошиновки распределительных устройств высокого напряжения
Совершенствование системы подготовки персонала к проверке знаний
Расчет электродинамической стойкости гибкой ошиновки распределительных устройств с применением неявной схемы
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ПРОВЕРКА ОДНОПОЛОСНЫХ ШИН ПРЯМОУГОЛЬНОГО СЕЧЕНИЯ ПО УСЛОВИЯМ ТЕРМИЧЕСКОЙ И ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОЙ СТОЙКОСТИ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «ВИДЫ ОШИНОВОК, ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ»
бакалавр кафедры Электромеханики ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
(Россия, г. Москва)
бакалавр кафедры Электрических станций ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
(Россия, г. Москва)
Айдарбек уулу М. бакалавр кафедры Гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
(Россия, г. Москва)
ВИДЫ ОШИНОВОК, ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются виды ошиновок и их характерные особенности
Ключевые слова: жесткая и гибкая ошиновка, распределительное устройство, технико-экономические факторы, система шин.
Для выполнения электрических соединений между высоковольтными аппаратами открытых и закрытых распределительных устройств 35-110 кВ могут применяться жесткая и гибкая ошиновки.
Выбор вида ошиновки зависит от технико-экономических факторов, причем необходимо учитывать ряд параметров электроустановки, такие как:
напряжение, рабочий ток, ток КЗ, требование к конструкциям ОРУ, климатические условия и тд. [1, с. 132]
Ошиновка РУ-110 кВ
Гибкая ошиновка Жесткая ошиновка
Рис. 1. Виды ошиновок
Рассмотрим преимущества и недостатки каждого вида ошиновок по отдельности.
Жесткая ошиновка Преимущества
• Площадь РУ с жесткой ошиновки на 10-15% меньше чем с гибкой, что позволяет сократить длину силовых кабелей дорог, объемы планировочных земляных работ и расходы на молниезащиту, заземляющие устройства и др.;
• Удобная эксплуатация изоляторов: Недостатки:
• Большое количество опорных изоляторов
• Требует высокого качество выполнения строительно-монтажных работ
• Некоторые конструкции чувствительны к просадкам и наклонам опор
• Сокращения на промежуточные материалы (изоляторы)
• Получила наибольшее распространение на подстанциях, выполняется алюминиевыми и сталеалюминевыми проводами. Провода в зависимости от пролета либо подвешиваются между порталами, либо крепят непосредственно к аппаратам и опорным изоляторами.
• Трудоемкая и опасная эксплуатация
• Высокая трудоемкость сооружения и длительные сроки ввода ОРУ
В заключении можно сказать, что жесткая ошиновка является более экономичным решением. Применение жесткой ошиновки позволяет увеличить технико-экономически показатели ОРУ В некоторых случаях оправданы сочетания жестких и гибких проводников, сократить площадь, сократить массу металлоконструкций и объем сборного железобетона. [2, с.57]
Хоть цена оборудования и вырастит, зато стоимость строительно-монтажных работ и трудозатрат сократятся. При этом с ростом номинального напряжения эти преимущества окажутся еще более выраженными.
Балаков Ю.Н., Мисриханов М.Ш., Шунтов А.В. Проектирование схем электроустановок: Учебное пособие для вузов.— 2-е изд. — М.: Издательство МЭИ, 2004. — 288 с., ил.
Крючков И.П., Пираторов М.В., Старшинов В.А. Электрическая часть электростанций и подстанций: Справочные и методические материалы для выполнения квалификационных работ: учебно-справочное пособие для вузов.— М.: Издательский дом МЭИ, 2015. — 138 с., ил.
Инновации в электроэнергетике: жесткая ошиновка по-новому
Жесткая ошиновка с литыми шинодержателями: уникальное решение, обеспечивающее высокую скорость и простоту монтажа, возможность быстрого расширения распределительного устройства на подстанциях.
Требование времени
Ни для кого не секрет, что энергетика России в последние годы переживает настоящий «ренессанс». Огромный и сложнейший технологический комплекс, работавший «на износ» в девяностых годах, наконец, получил инвестиции и возможность развиваться. В электросетевом комплексе разработана и воплощается «Стратегия развития Единой Национальной Электрической Сети (ЕНЭС)». Среди приоритетов развития сети указаны не только задачи обеспечения растущих нужд потребителей и выдачи мощности новых электростанций, но и доведения технического уровня ЕНЭС до мировых стандартов, повышения эффективности за счет снижения издержек.
Стратегия развития ЕНЭС предусматривает активное внедрение современных технологий и разработок с учетом новейших достижений отраслевой науки и техники. Использование новой электротехники и современных подходов к проектированию, строительству, эксплуатации сетей должно повысить надежность, наблюдаемость, управляемость, пропускную способность сетей, снизить потери и аварийность. Возведение сетевых объектов должно требовать меньше времени, пространства, материальных и человеческих ресурсов.
Среди эффективных способов снижения затрат, площади и сроков строительства распределительных устройств на подстанциях специалистами ОАО «ФСК ЕЭС» особо выделяется применение жесткой ошиновки (рис. 1.).
Рис. 1. Жесткая ошиновка на подстанции.
Жесткая ошиновка с литыми шинодержателями
Жесткая ошиновка предназначена для выполнения электрических соединений между высоковольтными аппаратами в открытых и закрытых распределительных устройствах. Применение жесткой ошиновки позволяет уменьшить площадь землеотвода для строительства распределительного устройства (на 18% ), снизить массу металлоконструкций (на 55 %), уменьшить объем земляных работ (на 20%), потребность в гибком проводе (на 45%). Кроме того, снижаются трудозатраты (на 15%) и стоимость строительно-монтажных работ (на 26%). За счет уменьшения высоты расположения жесткой ошиновки упрощается обслуживание оборудования распределительного устройства.
Группа компаний «ЭнТерра», разрабатывает и производит комплекты жесткой ошиновки на напряжения 35, 110 и 220 кВ для типовых и нетиповых схем. Ошиновка поставляется как в составе комплектных блочно-модульных подстанций производства группы компаний «ЭнТерра», так и отдельно, для комплектации подстанций других производителей.
Рис. 2. Комплект жесткой ошиновки с литыми шинодержателями
для схем 110-4Н, 110-5Н, 110-5АН.
Основная инновация в конструкции ошиновки – использование уникальных соединительных элементов – литых шинодержателей с гибкими связями (рис. 3). Литые шинодержатели позволяют практически полностью отказаться от сварных соединений при монтаже ошиновки.
Рис. 3. Соединение шин при помощи литого шинодержателя.
Денис Савохин, руководитель отдела разработок ГК «ЭнТерра»:
– Мы пошли на изготовление литых шинодержателей, так как это позволило сократить сроки разработки жесткой ошиновки для конкретного объекта с 10 до 2 дней, сократить сроки разработки конструкторской документации, а также существенно уменьшить сроки изготовления и монтажа. По сравнению со старым вариантом, в котором применялись сварные швы, использование литых шинодержателей в конструкции жесткой ошиновки позволило уменьшить трудоемкость монтажа вдвое.
Отказ от сварки для соединения шин между собой и с оборудованием позволил использовать в качестве материала шин трубу из сплава 1915Т (вместо сплава АМг6) с лучшей электропроводностью, более высокой механической прочностью и коррозионной стойкостью, позволил увеличить допустимый длительный ток шин.
Руководитель отдела разработок ГК «ЭнТерра» выделят еще одно важное качество ошиновки с литыми шинодержателями:
– Отмечается техническое превосходство жесткой ошиновки с использованием литых шинодержателей над стандартным вариантом со сварными швами. Например, наибольший ток электродинамической стойкости вместо привычных 80 кА, увеличен до 125 кА.
Кроме того, отказ от применения сварных соединений также позволил исключить опасность отжига металла шин, и, таким образом, добиться повышенной надежности. При использовании литых шинодержателей, в отличие от сварного шва, обеспечивается возможность свободного перемещения шин при температурных изменениях длины шин, а также при небольших отклонениях фундаментов, возникающих при строительстве и эксплуатации.
Ошиновка, поставляемая на объект, имеет высокую степень заводской готовности. Применение литых шинодержателей и болтовых соединений позволяет: производить монтаж ошиновки быстро и без применения сварочной техники, выполнять быструю замену шин, например, при расширении распределительного устройства. Шины могут быть быстро демонтированы и применены вновь на другом объекте.
– Для клиента применение жесткой ошиновки с литыми шинодержателями – это, прежде всего, удобство использования и эксплуатации, быстрое изготовление, скорость монтажа, а также огромное превосходство по техническим характеристикам, – отмечает начальник отдела продаж по РФ ЗАО УК «ЭнТерра» Алексей Зашихин.
Особенности конструкции
Ошиновка представляет собой систему жестких шин трубчатого сечения, изготовленных из алюминиевого сплава 1915Т (Таблица 1). Шины устанавливаются на высоковольтном оборудовании при помощи литых шинодержателей, изготовленных из алюминиевого сплава АК12 или аналогичного (рис. 4.). Соединение жестких шин между собой, а также шин с контактами оборудования осуществляется сертифицированными литыми шинодержателями и гибкими контактными связями (Таблица 2).
Таблица 1. Характеристика материалов жестких шин (номинальное напряжение 110 кВ).
Рис. 4. Электрический контакт между шинами обеспечивается алюминиевым проводом, который опрессовывается в гильзах шин.
Таблица 2. Характеристика материалов гибкой связи
Для предотвращения раскачивания шины на больших пролетах предусмотрено виброгасящее устройство.
Конструкция узлов крепления жестких шин обеспечивает компенсацию смещения шин, возникающую вследствие деформации грунта, смещения блоков в процессе эксплуатации, а также при температурных изменениях длины шины, что является особенно важным для регионов со сложными климатическими условиями.
Шины перемычки крепятся к опорным шинам 4-мя скобами, по две с каждой стороны. С одной стороны узел жесткого крепления (скобы соединяют шины без зазора), с другой стороны узел свободного крепления (скобы соединяют шины с зазором 5…7 мм). Зазор обеспечивает компенсацию температурных расширений шин.
Для выполнения отпаек от жесткой ошиновки в местах, где это необходимо, на шинах привариваются контактные пластины.
Цветовое обозначение (маркировка) фаз
По желанию заказчика цветовое обозначение (маркировка) фаз шинного модуля может выполняться одним из двух способов: при помощи маркировочных колец или покраской жестких шин по всей длине.
Основным способом является цветовое обозначение (маркировка) фаз маркировочными кольцами (рис. 5). Окраска алюминиевых шин по всей длине может оказаться необходимой для более интенсивного охлаждения (например, в ЗРУ) или защиты от химической коррозии в случае, если ошиновка предназначена для эксплуатации на объектах с высокой степенью загрязнения атмосферы.
Маркировка фаз шинного модуля при помощи маркировочных колец имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными способами нанесения лакокрасочного покрытия. Порошковое покрытие маркировочных колец долговечно, что исключает необходимость перекраски шин в течение всего срока эксплуатации. Применение колец снижает затраты на транспортировку и хранение ошиновки, так как отсутствует опасность повреждения лакокрасочного покрытия шин.
Маркировочное кольцо изготавливается из алюминиевой трубы длиной 50-100 мм, имеющей диаметр, равный диаметру шины. Толщина кольца не более 3 мм. Вдоль оси кольца для устранения индуцируемых токов имеется разрез шириной не более 10 мм.
Маркировочные кольца подвергаются порошковой окраске в желтый, зеленый, красный цвет, в соответствии с требованиями «Правил устройства электроустановок». На каждой фазе ошиновки, в зависимости от ее длины, может быть установлено несколько колец (например, два по краям и одно посередине шины).
Рис. 5. Участок шины с маркировочными кольцами.
Качество жесткой ошиновки
Качество жесткой ошиновки с литыми шинодержателями подтверждено соответствующими испытаниями и расчетами. Ошиновка испытана в НИЦ ВВА (Москва) на стойкость к термическому и электродинамическому действию токов короткого замыкания, на нагрев ошиновки допустимым длительным током. Литые шинодержатели испытаны на механическую прочность в испытательном центре «УралНИИАС».
Жесткая ошиновка с литыми шинодержателями сертифицирована в составе подстанции распределительной блочно-модульной типа ПРБМ «Исеть» в системе ГОСТ Р и может применяться в составе подстанций любых производителей.
ЗАО УК «ЭнТерра»
620137, г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 1, корп.3.
Тел./ факс: +7 (343) 345-09-70, 278-16-41.
Московское представительство:
115114, г. Москва, Дербеневский пер., 5, оф. 501.
Тел./ факс: +7 (495) 287-98-51.
e-mail: zaouk@energoterra.info
www.energoterra.info
Справка
Группа компаний «ЭнТерра» реализует проекты по строительству и реконструкции высоковольтных объектов (подстанций и сетей) на класс напряжения 35, 110, 220 кВ на условиях «под ключ» (от предпроектной стадии до ввода в эксплуатацию).
ГК «ЭнТерра» включает в себя следующие предприятия:
- Управляющая компания «ЭнергоТерритория» (ЗАО УК «ЭнТера»);
- проектно-конструкторский центр «ГлобалЭлектро» – проектирование объектов энергетики;
- производственная фирма «КТП-Урал» – производство металлоконструкций для подстанций; производство жесткой ошиновки и токопроводов;
- строительно-монтажное управление «ЭнТерраСтрой» – строительно-монтажные и пусконаладочные работы,
- проектно-внедренческий центр «ТелеСистемы» – проектирование и реализация систем автоматизации, контроля и управления, а также систем учета энергии;
- учебный Центр «ЭнергоТерритория».
«ЭнТерра» – это более 120 успешно реализованных проектов. Компания является одной из лидирующих в России по количеству производимых комплектных подстанций 35-110 кВ.
Жесткая ошиновка подстанций
В России ошиновку традиционно выполняют обычным стале-алюминиевым проводом и применяют арматуру, предназначенную для воздушных линий электропередачи. Но задачи и подходы к решению этих задач для воздушных линий электропередачи и подстанций различны. В частности, современные требования к компактности подстанций невозможно удовлетворить ошиновкой проводом. Альтернативным решением является жесткая ошиновка, выполняемая на основе алюминиевых труб специального сплава. Диаметры труб подбираются исходя из токовых нагрузок шины. До сих пор применение такой жесткой ошиновки было ограничено в России ввиду отсутствия отечественного поставщика специальных шинных опор и специальной арматуры для соединения шин и их ответвления от круглых труб.
В течение последних трех лет ЗАО «Арматурно-изоляторный завод» (г. Лыткарино) разрабатывал и проводил освоение гаммы изделий для жесткой ошиновки подстанций. За это время разработан и внедрен не один десяток изделий, до этого не производившихся в России. Совокупность специально разработанных шинных опор, шин и арматуры представляет собой комплексное решение по ошиновке подстанций. Завод разработал и освоил в производстве большой перечень не только шинных опор, но и арматуры жесткой ошиновки. Для шинных опор применены современные решения в высоковольтной изоляции. Шинные опоры выполнены на основе полимерных стержневых изоляторов с учетом специфики работы изолятора в составе шинной опоры.
Исследования, проведенные специалистами, выявили необходимость рассмотрения шинной опоры не просто как изолятора и шинодержателя, а совокупной конструкции с учетом их совместной работы, с учетом частоты вибрации, токов короткого замыкания и др. В шинных опорах применены литые шинодержатели из специального сплава. Все это позволяет говорить о комплексной системе жестких шин трубчатого сечения, устанавливаемых на высоковольтном оборудовании в распредустройствах.
Применение литых сборных шинодержателей и соединительной арматуры для жесткой ошиновки дает ряд преимуществ по сравнению со сварным вариантом. В новом варианте ошиновки благодаря отказу от сварки стало возможным применить в качестве шины трубу из сплава 1915T, обладающего более высокой электропроводностью, механической прочностью и коррозионной стойкостью. Ранее это было невозможно из-за плохой свариваемости данного состава.
Улучшенные электропроводящие свойства нового варианта ошиновки позволяют увеличить пропускную способность и другие электрические характеристики ошиновки при прежней материалоемкости. Кроме того, за счет изменения геометрических размеров уменьшаются нагрузки от климатического воздействия на ошиновку, а с ними и нагрузки на опорные изоляторы и выводы разъединителей. Контактные поверхности литых шинодержателей имеют дополнительное покрытие, улучшающее электрический контакт.
Кроме того, в местах соприкосновения поверхностей токопроводящих деталей предусмотрено применение электропроводящей смазки по ЭПОС-150, ЭПОС-250. Смазки специально предназначены для снижения и стабилизации электрического сопротивления в металлических болтовых, контактных соединениях арматуры жесткой ошиновки и ее соединения с силовым оборудованием. Смазка позволяет снизить электрическое сопротивление до ста раз и стабилизировать электрическое сопротивление в течение десяти лет.
В качестве шин для жесткой ошиновки используются трубы из алюминиевого сплава 1915Т, обладающего высокой прочностью, стойкостью к коррозии и хорошей свариваемостью.
Жесткая ошиновка обеспечивает быстрый и качественный монтаж, необходимую компенсацию линейных температурных деформаций шин и незначительных погрешностей при установке шинных опор.
Токовые компенсаторы гарантируют высокое качество электрического соединения. Они играют роль экранов, устраняя возможность развития коронных разрядов и радиопомех.
Применение разъемных болтовых контактов на жесткой ошиновке позволило унифицировать комплекты жестких шин и значительно облегчить монтаж при выполнении различных ответвлений гибкими связями, в том числе и пучками проводов.
Комплекты жесткой ошиновки высокой заводской готовности позволяют снизить затраты на строительство ОРУ: металлоемкость в среднем сокращается на 10-15 процентов, расход железобетона – на 10-20 процентов, площадь сооружения – на 10-15 процентов, объем строительно-монтажных работ и трудозатрат – на 25 процентов в зависимости от схем электрических соединений ОРУ и конкретных условий работы в районах строительства.
Жесткая ошиновка комплектуется из полых алюминиевых труб класса 1915Т или аналогом сплава серии Е-AlMgSi0,5 согласно DIN EN 573-3, с демпферным тросом, шинными опорами с разрушающей нагрузкой от 12,5 до 20 кН, узлами непосредственного крепления шин к оборудованию, строительными металлоконструкциями под опорную изоляцию, спусками гибкой ошиновки от жестких шин до оборудования и арматурой крепления гибкой ошиновки к оборудованию. Жесткая ошиновка предназначена для работы на высоте над уровнем моря до 1000 метров. Вид климатического исполнения и категории размещения – УХЛ1 по ГОСТ 15150. Сейсмостойкость жесткой ошиновки – до 9 баллов по шкале MSK 64 (ускорение в горизонтальных направлениях 0,36g; в вертикальном направлении 0,25 g).
ЖОС проектируется блочным методом, то есть в зависимости от характера площадки и компоновки ОРУ 110-500 кВ расстояние между осями опор в пролете для трубы жесткой ошиновки определяется индивидуально с любым шагом ячеек, что предопределяет гибкость технических решений, закладываемых в проекте. Компоновка подстанций с ЖОС позволяет в значительной мере уменьшить площади под РУ и сделать проект экономически выгодным с учетом уменьшения затрат на материалы и трудоемкости сооружения РУ.
Приглашаем к сотрудничеству все проектные организации. Предоставим полные каталоги оборудования и типовые схемы подстанций в формате AutoCAD. Готовы выполнить разработку новых типов арматуры и шинных опор жесткой ошиновки, оказать консультацию, поделиться опытом. Будем рады любым контактам по данному направлению, новому для России.