Общеподстанционный пункт управления (ОПУ)
ОПУ предназначены для размещения оборудования релейной защиты иавтоматики подстанции. Также в ОПУ могут размещаться помещения для персонала, оборудования телемеханики и связи и др. согласно требованиям заказчика.
Цена: –
Детальная информация
Назначение и описание
ОПУ представляет собой модульное здание (сборная конструкция из отдельных транспортабельных блок-контейнеров, устанавливаемых на подготовленную площадку). Блок-контейнеры стыкуются между собой, образуя модульное здание, общие габариты которого не ограничиваются размерами блоков.
Структура условного обозначения:
БК-ОПУ-06 ХХ-П ХХХХ ТУ 5363-00235956516-2004
1 2 3 4 5 6 7
1 – блок-контейнер (БК);
2 – разновидность блок-контейнера (ОПУ);
3 – наименование конструкторской системы блок-контейнера (06-модуль);
4 – количество блоков;
5 – вид блок-контейнера (П-промышленный);
6 – климатическое исполнение и категория размещения блок-контейнера (по ГОСТ 15150);
7 – номер технических условий, по которым изготавливается блок-контейнер.
Блок-контейнеры имеют цельносварную конструкцию из стальных швеллеров, уголков и прямоугольных труб. Обшивка стен по наружным сторонам может быть выполнена оцинкованными окрашенными профилями или панелями типа «сэндвич». Также предусмотрено утепление базальтовым наполнителем или другим негорючим материалом (по желанию заказчика).
Высота установки над уровнем моря не более 1000м;
Температура окружающего воздуха от -65°С до +50°С;
Сейсмическая активность не более 8 баллов по шкале Рихтера.
Фундаменты для ОПУ могут быть ленточные, монолитные или свайные. Также ОПУ могут устанавливаться на лежни. При проектировании фундаментов зданий необходимо:
— провести инженерно-геодезические, инженерно-геологические и инженерно-гидрометеорологические работы для строительства;
— использовать данные, характеризующие назначение, конструктивные и технологические особенности сооружения, нагрузки, действующие на фундаменты и условия его эксплуатации;
— наиболее полно использовать прочностные и деформационные характеристики грунтов и физико-механические свойства материалов фундаментов или других подземных конструкций.
ОПУ монтируется на подготовленную, выверенную специальную площадку, фундамент, сваи или лежни. Поверхность площадки должна быть горизонтальной. Геометрические размеры фундамента должны соответствовать плану фундамента:
— допуск на отклонение продольных и поперечных размеров, не более ±25 мм;
— допуск на разность диагоналей, не более ±50 мм;
— допуск на разность высот по узловым точкам, не более ±5 мм.
Собственные нужды ОПУ
В здании ОПУ предусмотрено отопление, освещение, вентиляция, охранная и пожарная сигнализация. Управление этими функциями осуществляется с помощью шкафа собственных нужд (ШСН), который входит в комплектацию ОПУ.
Отопление может осуществляться электромасляными радиаторами или электрокалориферами с автоматическим поддержанием заданной температуры в пределах +5…+150 С.
Дополнительная опция: система кондиционирования.
Нормы освещенности в ОПУ соответствуют действующим нормам искусственного освещения СНиП 23-05-95 и требованиям ПУЭ 7-е изд.
Виды освещения: рабочее, аварийное и уличное. Основные источники рабочего освещения – люминесцентные лампы, аварийного освещения — люминесцентные лампы и лампы накаливания.
Общеподстанционные пункты управления могут комплектоваться следующими видами вентиляции:
— естественная;
— принудительная приточная;
— принудительная вытяжная;
— принудительная приточно-вытяжная.
Пожарная и охранная сигнализация
В стандартном исполнении шкафа ШСН в качестве устройства пожарной сигнализации используется прибор «УОТС», в качестве устройства охранной сигнализации используется прибор «Кварц».
Варианты производства ОПУ
Поставка ОПУ без внутреннего оборудования
Данное техническое решение позволяет сократить срок ввода в эксплуатацию ОПУ в 2 раза, при установке шкафов релейной защиты и общеподстанционной автоматики на объекте.
Поставка ОПУ с внутренним оборудованием
При установке шкафов релейной защиты и общеподстанционной автоматики на заводе изготовителе сроки ввода в эксплуатацию ОПУ сокращаются в 2,5?3,5 раза, экономия финансовых средств достигает более 25 %. Монтаж вторичных цепей межшкафных соединений также производиться на заводе изготовителе. Межблочные соединения вторичных цепей выводятся на разъемы или на промежуточные шкафы внутренней установки для удобства монтажа на объекте. Шкафы релейной защиты и общеподстанционной автоматики по желанию заказчика могут быть как производства ЗАО «ЧЭМЗ», так и производства других ведущих производителей в этой области.
Поставка ОПУ с внутренним оборудованием и промежуточными шкафами
В комплекте с ОПУ, по требованию заказчика, могут поставляться специально разработанные для подстанций 6-750 кВ промежуточные шкафы уличной установки с организованной связью внешних соединений с ОПУ, что значительно сокращает время подключения и разводки контрольных кабелей с элементами подстанции. Данный вариант позволяет сократить срок ввода в эксплуатацию ОПУ до 10 раз. Все межшкафные, межблочные соединения и установка шкафов производится на заводе изготовителе. Так же этот вариант поставки ОПУ позволяет протестировать нормальную и аварийную работу релейной защиты и автоматики всей подстанции в комплексе непосредственно на заводе изготовителе.
— минимальные сроки монтажа, наладки и ввода в эксплуатацию за счет высокой заводской готовности;
— возможность демонтажа и перемещения в короткий срок;
— удобство и гарантированная безопасность эксплуатации;
— блок-модуль полностью укомплектовывается с сопроводительной, монтажной и эксплуатационной документацией;
— возможность спроектировать и изготовить помещение любых габаритов с комнатами желаемой площади.
Сертификаты соответствия, лицензии и заключения
Сертификат соответствия № РОСС RU.АИ09.Н00107 на блок-контейнеры для систем электроснабжения, общеподстанционных пунктов управления, защиты станций и подстанций промышленного и бытового назначения перевозимые изготовленные в соответствии с ТУ 5363-002-35956516-2004;
Лицензия №ГС-4-21-02-27-0-2129022734-004282-2 от 12.02.2008г. на осуществление строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
Патент №68794 на транспортабельный модуль;
Лицензия №ГС-4-21-02-26-0-2129022734-004169-1 от 4.12.2007г. на осуществление проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
Санитарно-эпидемиологическое заключение №77.МО.01.536.П.006015.09.08 от 16.09.2008г. удостоверяет о том, что продукция: блок-контейнеры для систем электроснабжения, общеподстанционных пунктов управления, защиты станций и подстанций промышленного и бытового назначения перевозимые изготовленные в соответствии с ТУ 5363-002-35956516-2004 соответствуют санитарным правилам:
ГН 2.1.6.1338-03 «ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»;
ГН 2.1.6.2309-07 «ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»;
Заключение по оценке степени огнестойкости модульного здания блок-бокса (дог. №3947/Н-3.2 от 13.11.2006г.)
Как расшифровывается «ОПУ» в энергетике и что это вообще такое?
Виктор Ивченко абсолютно прав — в энергетике аббревиатура ОПУ имеет только одно значение «Общеподстанционные пункты управления».
Похожие вопросы
Ваш браузер устарел
Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.
Здание ОПУ
Блочно-модульное здание ОПУ предназначено для размещения оборудования релейной защиты и автоматики подстанции. В пункте управления предусмотрены помещения ОПУ для размещения панелей релейной защиты, управления и сигнализации, аппаратуры связи и устройств телемеханики, а так же оборудованные помещения для работы и отдыха выездного и ремонтного персонала. Все помещения оборудованы освещением, отоплением и вентиляцией, а для стран с жарким климатом – кондиционерами. При отсутствии обслуживающего персонала в холодное время года в пункте управления автоматически поддерживается температура не ниже +5° С.
Расшифровка маркировки ОПУ
ОПУ – УХЛ1 ОПУ — общеподстанционный пункт управления; УХЛ1 — категория размещения по ГОСТ 15150-69 Расшифровывается: Общеподстанционный пункт управления, климатическое исполнение УХЛ, категория размещения 1.
Производство ОПУ
«НТЭАЗ Электрик» — российский производитель ОПУ. Завод располагает всеми необходимыми чертежами и производственными возможностями. Модульное ОПУ состоит из транспортабельных блоков с оборудованием и торцевых (крайних) блоков. Количество блоков ОПУ зависит от устанавливаемого оборудования. Возможно применение блоков других габаритов по отдельному заказу. В качестве теплоизолирующих материалов используются трехслойные панели типа «сендвич» с наполнителем из негорючей минеральной ваты толщиной 80 или 100 мм. Крайние блоки служат в качестве ограждающих и теплоизолирующих конструкций и имеют двери позволяющие транспортирование оборудования во время его ремонта или замены. Двери имеют возможность закрытия, только наружной съемной дверной ручкой или дополнительно навесным замком. На стенке крайнего блока устанавливается: распределительный ящик (для питания освещения, нагревательных элементов и вентиляторов), светильники и вентиляторы. Средние блоки предназначены для установки необходимого оборудования в зависимости от назначения ОПУ. В зависимости от заказа (длины) ОПУ в блоках устанавливаются элементы отопления и светильники. Проводка вспомогательных цепей обогрева, освещения и вентиляции монтируется в блоках на заводе «НТЭАЗ Электрик», при монтаже ОПУ необходимо только соединить цепи смежных блоков между собой согласно монтажной схемы. При необходимости возможна установка систем кондиционирования, климат контроля, подогрева пола, систем охранной и пожарной сигнализации.
Условия, которые обеспечивают нормальную работу ОПУ
- среднее из ежегодных экстремальных максимальных температур окружающего воздуха не выше плюс 40°С (при средней из ежегодных экстремальных среднесуточных температур не выше плюс 38°С) и не ниже средних из ежегодных абсолютных экстремальных минимальных температур минус 60°С (при средней из ежегодных экстремальных среднесуточных минимальных температур минус 55°С);
- абсолютная экстремальная максимальная температура плюс 45°С;
- абсолютная экстремальная минимальная температура минус 70°С;
- нормативный скоростной напор ветра – по V ветровому району при повторяемости 1 раз в 10 лет;
- район по гололеду І-V;
- среда невзрывоопасная, не содержащая взрывоопасной пыли, агрессивных газов и паров, разрушающих металл и изоляцию;
- высота над уровнем моря до 1000 м;
- сейсмичность района строительства – до 9 баллов по шкале MSK 64 включительно на уровне до 10 м.
Здание модульное ОПУ, размеры
Габаритные размеры ОПУ: длина — 11250 мм, ширина — 7720 мм, высота – 4020 мм.
Габаритные размеры типового крайнего блока ОПУ: длина – 2250 мм, ширина – 6810 мм, высота – 3300 мм
Габаритные размеры типового среднего блока ОПУ: длина – 2250 мм, ширина – 6810 мм, высота – 3300 мм
Узнать цены или сделать заказ можно обратившись к нашим специалистам по телефонам или электронной почте, указанным на сайте. Вы также можете воспользоваться формой заказа на нашем сайте, чтобы сделать запрос.
Описание | Название продукции | Номер редакции | Файл |
Общеподстанционный пункт управления типа | ОПУ УХЛ-1 | Редакция 4 |
Описание | Название продукции | Файл |
Общий каталог продукции | Вакуумные выключатели, комплектные распределительные устройства, комплектные трансформаторные подстанции, автоматический пункт секционирования 110 кВ, разъединители |
24.04.2019 | Мифы ЖКХ: Кто должен оплачивать установку общедомового прибора учета?
Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке >>>
Рассмотренный в настоящей публикации миф пропагандирует идею отсутствия обязанности собственников помещений оплачивать установку общедомовых приборов учета (далее – ОПУ). В качестве обоснования своей позиции лжетеоретики обычно ссылаются на две нормы: статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) и подпункт «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), которые возлагают обязанность устанавливать ОПУ либо на управляющих организации (далее – УО) или ТСЖ, либо на ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).
В настоящей статье проанализируем, кто и за чей счет обязан устанавливать ОПУ.
Суть лжетеории
Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) устанавливает обязанность ресурсоснабжающих организаций (далее – РСО) «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» и «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые … не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».
Из представленной нормы делаются выводы, что общедомовые приборы учета (а некоторые лица говорят и об индивидуальных приборах учета) должны устанавливать РСО.
Подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». Следовательно, соответствующая обязанность по установке ОПУ возлагается на лиц, выполняющих работы по содержанию (УО/ТСЖ/ЖСК).
Таким образом, по мнению сторонников рассматриваемой лжетеории, общедомовые приборы учета обязаны установить либо РСО, либо УО/ТСЖ/ЖСК, при этом все расходы по установке ОПУ указанные лица должны нести самостоятельно, возложения таких расходов на собственников помещений лжетеоретики не допускают.
Кому принадлежат ОПУ?
Прежде всего надо разобраться, в чьей собственности находятся общедомовые приборы учета.
Согласно Правилам 491 общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов включаются в состав общего имущества (далее – ОИ). Такое правило установлено для ОПУ холодной, горячей воды и газа (п.5 Правил 491), ОПУ тепловой энергии (п.6 Правил 491), ОПУ электроэнергии (п.7 Правил 491). Приведенные нормы императивны, они указывают на безусловное включение ОПУ в состав ОИ.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, частью 1 статьи 290 ГК РФ, общее имущество в многоквартирном доме принадлежит именно собственникам помещений в таком доме. Согласно преамбуле уже упомянутых Правил 491 «Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество)».
Из вышесказанного следует, что ОПУ коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества, а само ОИ находится в собственности собственников помещений в МКД. То есть, правом собственности на общедомовые приборы учета обладают собственники помещений в МКД.
Интересно, что лжетеоретики не оспаривают право собственности собственников помещений на ОПУ, однако считают вполне допустимым, что приобретение такого оборудования как ОПУ в собственность собственников помещений в МКД может осуществляться за счет других лиц – тех же РСО, УО/ТСЖ/ЖСК.
А может быть, сторонники лжетеории допускают возможность нахождения ОПУ в собственности установивших их организаций (РСО или УО/ТСЖ/ЖСК)? Но тогда, например, в случае смены поставщика коммунального ресурса или лица, управляющего домом (либо при смене способа управления МКД), собственник ОПУ имеет право демонтировать ранее установленный ОПУ и использовать его по своему усмотрению. Да и в процессе эксплуатации ОПУ организация, владеющая прибором, может не допускать собственников помещений к такому прибору, да и вообще делать с этим ОПУ что угодно.
Однако, жилищное законодательство не допускает права распоряжения прибором учета управляющими или ресурсоснабжающими организациями, а наделяет такими правами собственников помещений в МКД. При этом, как сказано ранее, ОПУ входит в состав ОИ, принадлежащего тем же собственникам помещений в МКД.
Ни одной нормой действующего законодательства ни на какое лицо не может возлагаться обязанность приобретения какого-либо имущества за свой счет с целью последующей безвозмездной передачи этого имущества другим лицам.
Не является исключением и ОПУ. Недопустимо обязывать РСО (деятельность которой регулируется, и регулятор не допускает безвозвратных расходов на приобретение ОПУ), УО (которая исключительно исполняет договор управления – то есть, выполняет те работы, которые предусмотрены договором, за счет средств собственников, внесенных в качестве оплаты услуг в размере, определенном тем же договором) или ТСЖ/ЖСК (которые являются некоммерческими организациями и действуют строго по утвержденным сметам доходов и расходов) нести некие дополнительные расходы на установку ОПУ без последующей компенсации понесенных расходов.
Кто должен устанавливать ОПУ?
Статья 13 Закона 261-ФЗ действительно устанавливает обязанность РСО «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» (часть 9 статьи 13), а также «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов…» (часть 12 статьи 13).
Однако, надо обратить внимание, что такие действия, в соответствии с той же статьей 13, РСО совершает исключительно в случае, если указанные объекты «не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».
Получается, что РСО приобретает обязанность по оснащению объекта ОПУ только в случае, если в некий установленный срок некие лица такую обязанность не исполнили. И что же это за лица?
Ответ на этот вопрос дает часть 5 статьи 13 Закона 261-ФЗ, устанавливающая: «собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации «обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 — 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».
То есть, законодатель возложил обязанность оснащения МКД общедомовыми приборами учета именно на собственников помещений в таких домах, при этом предусмотрел, что в случае если в силу безответственности или иных причин указанные собственники не исполнят указанную обязанность, тогда РСО может установить ОПУ.
Подпунктом «к» пункта 11 Правил 491 к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать надлежащее содержание ОИ в МКД. А поскольку лицо, управляющее МКД, обязано выполнять работы по содержанию ОИ, получается, что УО/ТСЖ/ЖСК, действительно должны устанавливать ОПУ в МКД.
Однако, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств.
В случае, если домом управляет управляющая организация (УО), то такая организация работает на основании соответствующего договора управления.
Пунктом 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что в договоре управления должны быть указаны «перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня».
То есть, УО действительно обязана установить ОПУ, но только если данный вид работ предусмотрен договором управления (либо дополнительным договором). При этом в силу части 1 статьи 162 ЖК РФ «При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания».
То есть, для выполнения работ по установке ОПУ управляющей организации необходимо либо внести изменения в действующий договор управления, либо заключить дополнительный договор. А без решения общего собрания собственников помещений сделать это невозможно.
Если домом управляет ТСЖ, тогда в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 145 ЖК РФ утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ.
То есть, в случае управления домом ТСЖ работы по установке ОПУ должны включаться в годовой план содержания общего имущества, а такое включение в план возможно исключительно по решению общего собрания членов ТСЖ.
Кто оплачивает установку ОПУ?
Как указано ранее, для того, чтобы УО или ТСЖ осуществили установку ОПУ, необходимо соответствующее решение общего собрания либо собственников помещений, либо членов ТСЖ.
При этом действующее жилищное законодательство РФ не дает собственникам помещений права принять решения о возложении на лицо, управляющее МКД, обязанности по установке ОПУ, не принимая при этом решения о порядке финансирования такого вида работ.
В случае, если домом управляет УО, документом, регламентирующим отношения УО с собственниками помещений в МКД, является договор управления.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».
УО – не благотворительная организация, а коммерческое юридическое лицо, которое предоставляет собственникам помещений в МКД услуги по управлению домом и содержанию общего имущества исключительно за плату. Это утверждение справедливо, в том числе, и в отношении работ по установке ОПУ.
В случае управления домом ТСЖ, указанная организация действует в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной общим собранием членов ТСЖ. И при отсутствии работ по установке ОПУ в этой смете ТСЖ не сможет указанные работы выполнить. Если же указанные работы учтены в смете, оплатить эти работы должны именно собственники помещений.
Часть 1 статьи 137 ЖК РФ устанавливает:
«1. Товарищество собственников жилья вправе:
2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;
3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».
Исходя из представленных норм именно собственники помещений обязаны оплатить работы по установке ОПУ.
Закон 261-ФЗ, которым, как уже сказано ранее, установлена обязанность именно собственников помещений в МКД оборудовать дом ОПУ, указывает, что если собственники не выполнили своей обязанности в установленный срок, то они должны обеспечить доступ организации, устанавливающей ОПУ к местам установки таких приборов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
При этом часть 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ устанавливает:
«В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом … граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления».
То есть, собственникам помещений может быть предоставлена рассрочка на оплату на пять лет. В этом случае стоимость работ и услуг подлежит увеличению (процент увеличения не должен превышать ставку рефинансирования).
Если же собственник вообще отказывается оплачивать расходы на установку ОПУ, то оплата таких расходов будет взыскана с этого собственника принудительно, а кроме нее будут взысканы и расходы на принудительное взыскание.
Аналогичную норму об обязанности именно собственников помещений оплачивать работы по установке ОПУ содержит и пункт 38.1 Правил 491.
Выводы
В настоящей статье разъяснено, что обязанность по оборудованию МКД общедомовыми приборами учета действительно может быть возложена на РСО или УО/ТСЖ/ЖСК, однако это не освобождает собственников помещений в МКД от обязанности оплатить расходы на установку ОПУ.
Мнение об обязанности РСО или УО/ТСЖ/ЖСК за свой счет оборудовать МКД общедомовыми приборами учета, неверно.
Именно собственники помещений обязаны нести бремя расходов как на оборудование дома ОПУ, так и на дальнейшее содержание этого ОПУ, который включается в состав общего имущества.