Как работают лифты в небоскребах
Перейти к содержимому

Как работают лифты в небоскребах

  • автор:

Лифты в Москва Сити

Функционирование высотных зданий без скоростных лифтов осуществить нереально. Небоскребы Москва-Сити оборудованы первоклассными высокоскоростными лифтами. На каждую башню в деловом центре их установлено около 30. От качества механизмов и обслуживания лифтов зависит надежность эксплуатации и безопасность людей.

В Москва-Сити все лифты оборудованы современными и проверенными системами безопасности. Каждый лифт имеет улавливатель кабины с устройством торможения и остановки. Противовес позволяет удерживать кабину на стальных рельсах. В экстренных случаях пассажиры в лифте останутся в безопасности. А в случае пожара лифт автоматически поедет на 1-й этаж.

Лифты в Москва Сити

За техническим обслуживанием лифтов строго следят специалисты Ростехнадзора, осматривая их каждую смену. Координация лифтов в небоскребах осуществляется из специального диспетчерского узла, обеспечивая организованное функционирование всех систем в здании.

Скорость автоматически корректируется и зависит от этажа. Например, если лифт едет на самый верхний этаж, устанавливается скорость 7 м/с. В случае промежуточных остановок на других этажах скорость будет ниже. При этом скорость лифта не зависит от числа пассажиров в кабине. Например, на 60-й этаж высотного здания можно добраться всего-то за 40 секунд! При этом, нажав кнопку, ждать придется не более 20 секунд.

Также в некоторых башнях Москва-Сити есть лифты Twin и Double Deck. Лифты Twin значительно экономят место в небоскребах. Уникальность их в том, что две кабины независимо движутся в одной шахте, пользуясь одними на двоих рельсами и дверями, а противовес и привод у каждой кабины свой. В них установлена система распределения нагрузок. При вызове лифта приходит тот лифт, который в данный момент быстрее всего способен добраться. А когда лифт вызывает несколько человек одновременно на один этаж — система сама определяет, на один или два лифта распределить нагрузку. Лифты Double Deck имеют фиксированные кабины с двумя посадочными этажами, способные вместить вдвое больше пассажиров, в этом их преимущество.

Лифты небоскребов

На сайте небоскреба обязательно должно быть рассказано о его лифтовом хозяйстве.

Стоимость лифтового хозяйства современных небоскребов составляет от нескольких десятков до нескольких сот миллионов долларов. Лифтовое хозяйство занимает около 30% площади современных небоскребов.

Многие люди не любят ездить в лифтах. Но еще больше людей не любят ждать лифт, и останавливаться на каждом этаже. Особенно актуально это для тех, кто живет или работает на верхних этажах зданий. Чем больше этажей в небоскребе, тем дороже и сложнее его лифтовое хозяйство.

В современных небоскребах, работают, в среднем, 100-150 различных лифтов.

Многие люди бояться ездить на скоростных лифтах небоскребов. Поэтому дизайн лифтов современных небоскребов отличается изысканностью. Большинство лифтов современных небоскребов — роскошные. Стоимость лифта в современном небоскребе составляет от миллиона долларов.

Не случайно говорят, что две вещи делают небоскрёбы экономически рентабельными: прочный стальной каркас и безопасный лифт.

Около 200 человек погибли в лифтах Всемирного торгового Центра 11 сентября 2001 года. Эта трагедия заставила проектировщиков небоскребов совершенно по-новому проектировать лифты. Требования к безопасности современных лифтов в небоскребах стали жестче.

Существуют две основные характеристики лифтов в небоскребах:

  1. Первая — вместимость.
    • Лифты небоскребов должны бесперебойно перевозить тысячи людей. В современных небоскребах могут находиться одновременно несколько десятков тысяч человек. Поэтому лифты в современных небоскребах должны успеть перевезти тысячи людей всего за несколько минут в случае, если небоскреб будет подвержен непредвиденному воздействию, или надо срочно эвакуировать всех людей из небоскреба.
    • Считается, что лифты в современных небоскребах должны перевезти не менее 10% всех находящихся в нем людей не более чем за 5 минут.
  2. Вторая — интервал, или частота обслуживания.
    • Интервал — среднее время поездки туда и обратно одного лифта, разделенного на число лифтов.
    • В американских небоскребах требуется, чтобы интервал был меньше тридцати секунд, и среднее время ожидания был приблизительно 60% из этого времени.

Лифты современных небоскребов являются показателем уровня развития лифтов на определенный момент времени.

Например, первый двухпалубный (двухэтажный) лифт был установлен компанией ОТИС в 1931 году в 67-этажном здании городского сервисного центра в Нью-Йорке. Одновременно двухпалубный лифт должен был обслуживать подземку, строительство которой было запланировано.

В двухпалубных лифтах кабины располагались одна над другой и имели один и тот же подъемный механизм. Вход в лифты был открыт как из подземки, так и с улицы: пассажиры могли одновременно с двух уровней заходить в верхнюю и нижнюю кабины. Но двухпалубные лифты могли быть установлены не в каждом небоскребе: система тросов и противовесов была сложна в управлении.

  • В 2003 году ОТИС усовершенствовал свои двухэтажные лифты: для оборудования ими зданий не стало требоваться равных пролетов между этажами.
  • Модернизированные двухэтажные лифты считаются высокотехнологичным транспортным средством, первое из которых было установлено в 54-этажной башне MORI, относящейся к токийскому комплексу зданий в Roppongi (Япония).
  • Проблему неравномерной этажности решили при помощи системы, которая автоматически поднимает или опускает лифт до двух метров, чтобы выровнять уровни пола кабины и лифтового холла.

Самый быстрый в мире лифт

У лифтов в небоскребах есть свой рейтинг и свои рекорды, которые постоянно побиваются в вводом в строй нового высокого небоскреба.

Например, 15 декабря 2004 года концерн TOSHIBA поставил на небоскреб «Тайпей 101» два самых скоростных, на 2004 год, в мире лифта: максимальная скорость подъема лифта составляет 16,5 м/сек.

Каждый из лифтов небоскреба Тайбэй 101 стоит более $2 млн.

В общей сложности компания TELC (Toshiba Elevator and Building Systems Corp.), являющаяся структурным подразделением концерна TOSHIBA, установила на «Тайпее 101» 61 лифт (из них 27 скоростных и 34 двухпалубных) и 50 эскалаторов.

Скоростные лифты, построенные конценном TOSHIBA, могут одновременно принять 24 пассажира и перевозить их со скоростью: около 60 км/ч при подъеме вверх, и 36 км/ч при движении вниз.

При подъеме лифт Тайбэй 101 преодолевает 382 метра за 39 секунд, т.е. около 10 м/cек.

Эти лифты превзошли достигнутый их предшественниками рекорд скорости на 33%. При этом внедрение в функциональную схему кабины уникальной системы нормализации барометрического параметра воздуха позволило устранить неприятные ощущения, возникающие у большинства людей при высокой скорости подъема.

На повышение комфортности поездки в лифте нацелена и активная система пространственной стабилизации кабины. Эту функцию реализует устройство направленного гашения вибрационных волн, активизирующееся после анализа данных, получаемых от соответствующего датчика, установленного в кабине лифта Тайбэй 101.

На начало 2009 года следующие в списке самых быстрых лифтов в мире стоят лифты, установленные в высотках №2 и №3, на небоскребах-близнецах Petronas Towers (Куала Лумпур, Малайзия), и №4 Sears Tower (Чикаго, ША).
Petronas Towers — 88-этажный небоскреб (451,9 м) — построен в столице Малайзии Куала-Лумпур. В каждой из башен Petronas Towers смонтировано по 29 двухэтажных лифтов общей грузоподъемностью 52 человека. Скорость их движения 3,5—7 м/сек. Всего в башнях эксплуатируется 76 пассажирских и грузовых лифтов компании ОТИС.
В 99-этажном небоскребе Sears Tower (Чикаго, США), построенном в 1973 году, максимальная скорость кабины при движении вверх составляет чуть более 8 м/cек.

Скоростные лифты для 97-этажного комплекса (414,5 м) Trump International Hotel будут иметь максимальную скорость подъема около 8 м/сек.

Стать всемирно известным лифт может не за счет своей скорости, вместимости или каких-либо технических новшеств.

Например, в лифте новозеландского небоскреба Sky Tower, секция пола прозрачная. Пассажиры могут наблюдать подъем-спуск лифта, смотря себе под ноги.

Стеклянный пол в лифте новозеландского небоскреба Sky Tower Стеклянный пол в лифте новозеландского небоскреба Sky Tower Стеклянный пол в лифте новозеландского небоскреба Sky Tower

О том, насколько важны лифты для современных небоскребов, свидетельствует то, что в Японии в начале 2008 года открыли небоскреб для испытания лифтов: пассажиров будут возить со скоростью свыше 60 км/ч.

  • Японская корпорация Mitsubishi Electric открыла гигантскую башню, в которой будут тестировать новые технологии в области строения лифтов
  • Башня Солэ высотой 173 метра стала новой достопримечательностью японского города Иназава.
  • Представители Mitsubishi Electric заявляют, что она необходима для испытаний скоростных лифтов нового поколения. Проект башни стоимостью около 50 млн. долларов позволит Mitsubishi Electric на практике проверять работоспособность отдельных узлов и деталей лифтов.

Высотное строительство, подземное строительство — стратегические направления градостроительного развития в больших городах.

Любое современное многоэтажное здание, высотное оно или подземное, обязательно должно быть оборудовано лифтами. От качества, надежности и удобства лифтов во многом зависит коммерческий успех небоскреба.

Знаете ли Вы?

Самым первым небоскрёбом принято считать построенное в 1885 году в Чикаго здание Хоум Иншуренс билдинг (The Home Insurance Building), просуществовавшее до 1931 года. Первоначально оно имело 10 этажей. Позднее, в 1891 году, были надстроены ещё два. Автор проекта — американский архитектор Уильям Ле Барон Дженни (William LeBaron Jenney) — предложил новаторскую технологию строительства, при которой впервые был использован несущий каркас.

Лифт впервые стал таким, каким мы его знаем — электрическим, впервые в 1904м году.

Лифты для километровых небоскребов — будущее за магнитными лифтами
В самых высоких небоскребах, которые предполагается построить, предполагается использоваться новую модель лифта — магнитный лифт. Если верить разработчикам небоскребов и лифтов, то вскоре лифты на тросах останутся в истории.

Магнитный лифт

Магнитный лифт Toshiba Elevator and Building Systems Corp. — один из первых магнитных лифтов в мире.

Был продемонстрирован в Токио 17 января 2006 года.

  • Магнитный лифт поднимается не за счет движения троса, а благодаря магнитному полю.
  • Известно, что поле, создаваемое сильным электромагнитом, способно выталкивать пара- и ферромагнитные материалы, компенсируя силу земного притяжения. Чтобы выталкиваемое тело оставалось в равновесии, конструкторы используют систему фотосенсоров, которая заставляет поле усиливаться, если объект начинает падать, и наоборот.
  • Физический эффект, на основе которого работают магнитные лифты, уже активно применяется в технике: на нем основана конструкция поездов на магнитной подушке. Впервые они стали регулярно перевозить пассажиров в 1984 году в Бирмингеме.
  • Рекордной для этого вида транспорта скорости — 581 километр в час — добились 02 декабря 2003 года в японской префектуре Яманаси.
  • На начало 2009 года действующая магнитная железная дорога связывает шанхайский аэропорт с центром города. Поезда движутся по ней со скоростью до 450 километров в час.
  • Магнитный лифт функционирует по принципу скоростного поезда на магнитной подушке.
  • На кабине лифта укреплены постоянные магниты, а в шахте установлены электрические катушки. Они поочередно приводятся в действие электрическим током. Благодаря этому образуется магнитное поле, приводящее в движение кабину лифта.
  • Традиционные стальные тросы, используемые в лифтах современных небоскребах, настолько тяжелы, что могут порваться от собственного веса. Такая проблема не стоит перед лифтами, движимыми силой магнитного поля.
  • Магнитные лифты могут подниматься на неограниченную высоту. Но это не единственное достоинство нового устройства.
  • Одно из новшеств магнитного лифта заключается и в том, что он сможет ездить не только по вертикали, но и по горизонтали. Магнитный лифт сможет не только доставить пассажиров до нужного этажа, но и подвезти его до двери офиса или квартиры, двигаясь по горизонтали.
  • Магнитные лифты экономят пространство, которое особенно ценно в небоскребах,
    На магнитные лифты может уйти меньше половины объема пространства, которое сегодня занимают лифты. Освободившуюся площадь можно использовать в коммерческих целях для квартир, офисов, ресторанов и т.д.

Toshiba Elevator and Building Systems Corp. (TELC)

Конструкцию магнитного лифта представили разные лифтовые компании в мире. Несколько различных организаций в мире борются за право называться первыми, кто изобрел магнитный лифт.

Экспериментальная конструкция магнитного лифта демонстрировалась аахенской Высшей технической школой всем интересующимся со всего мира.

  • Чтобы удостовериться в том, что лифт едет ровно и спокойно, не нужно сложного оборудования.
  • Можно взять монетку, поставить ее вертикально на пол кабины, запустить лифт на максимальной скорости.
  • Если после такой поездки монетка продолжает стоять, значит, мы хорошо поработали.
    Опыт удается: монетка осталась стоять.

Для справки

Высшая техническая школа г. Аахена (Германия)

Созданная в 1870 году Рейнско-Вестфальская Высшая техническая школа Аахена (таково полное название вуза) с самого начала задумывалась как вуз, готовящий инженеров для прусской промышленности.

Высшая техническая школа Аахена является крупнейшим техническим вузом страны. Вуз состоит из десяти факультетов: математики, информатики и естественных наук, архитектуры, гражданского строительства, машиностроения, георесурсов и материаловедения, электротехники и информационных технологий, гуманитарных наук и искусства, бизнеса и экономики, медицины.

В истории университета есть два Нобелевских лауреатов – Вольфганг Пауль (1989 год, физика) и Райнхард Зелтен (1994 год, экономика).

Аахен – самый западный город Германии, он находится на границе с Бельгией. В Аахене более 250 000 тысяч жителей.

За разработкой высокоэффективных сайтов «под ключ» по лифтам для небоскребов, их поддержкой и раскруткой, обращайтесь в веб-студию «Антула».

Экспресс в облака. Как устроена система вертикального транспорта в современных небоскребах

На первые «настоящие» лифты – Сименса и Гальске, Отиса — ходили смотреть как на чудо. Это и было чудом – одним из ключевых изобретений, которые сделали возможным рост зданий вверх. Поездка на лифте – в какой-то мере парадокс: лифт дает возможность добраться до 10, 15 или 87 этажа, но не будь лифта, нам бы не пришлось ехать на 10, 15 или 87 этаж ввиду отсутствия собственно этих этажей. С этой точки зрения лифты изменили нашу жизнь, наверное, больше, чем интернет, космические ракеты, криптовалютные биржи и добыча сланцевой нефти. Впрочем, не будем противопоставлять все перечисленное пассажироподъемному труженику – ведь и он сегодня уже не тот, что раньше. Очередная технологическая революция бесповоротно меняет этот вид. Посмотрим, как?

image

Скриншот из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Подарок от древних римлян

image

Скриншот из фильма «Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра». Неудачливые викинги приводят в действие лифт, на котором поднимаются Цезарь и Клеопатра. Киношутка, но не совсем

Лифтостроение – на редкость консервативная отрасль. Если задуматься, принципиальных отличий современного лифта от тех конструкций, которыми пользовались, например, в римском Колизее для того, чтобы подниматься на арену для гладиаторских боев, фактически нет.

image

Схема подъемников в Колизее

Да, силу мускулов рабов, опускавших противовес или вращавших лебедку, сменили сначала паровые машины, а затем электродвигатели. Но и этим нововведениям уже полторы сотни лет. Первый электрический пассажирский лифт Siemens & Halske построила в 1880 году, OTIS – в 1889-м.

image

Демонстрация работы первого электрического лифта

image

Электрический лифт фирмы Otis Elevator

Даже автоматический ловитель, останавливающий лифт при обрыве троса, которым сегодня оснащены все лифтовые системы, в середине XIX века запатентовал все тот же Элайша Грейвс Отис, а ограничитель, включающий ловители при превышении номинальной скорости, был изобретен в 1878 году.

image

1854 год. Элайша Отис рекламирует на одной из нью-йоркских выставок свою систему экстренной остановки подъемника

Даже лидеры рынка вертикального транспорта сегодня почти те же, что и столетие назад: Otis, Schindler, Kone, и присоединившейся к ветеранам в 1954 году новичок ThyssenKrupp.

Так и о чем рассказывать, если все уже придумано до нас и хорошо большинству знакомо?
А вот не спешите.

Болид выходит на старт

Лифтростроение показывает: глубокая модернизация классических решений может дать фантастические результаты. В первую очередь речь о решениях, влияющих на скорость. Парадоксально, что мы живем в эпоху самых высоких скоростей и при этом самого острого дефицита времени. Люди не могут позволить себе тратить на поездку на лифте несколько лишних минут. Задача любой транспортной системы сегодня – успеть перевезти как можно больше людей за как можно меньший промежуток времени.

Первый электрический лифт Сименса и Гальске поднимался на высоту 22 метра за 11 секунд. Сегодняшние рекордсмены преодолевают за это время в разы большее расстояние. Гонка между лифтостроителями, в основном японскими, и без того нешуточная, продолжает набирать обороты.

image

График роста лифтовых скоростей на отрезке с 1974 по 2016 годы. Источник

Не думай о секундах свысока

Если допустить что удалось построить лифт с нужной высотой подъема при сохранении скоростных характеристик, то поездка на лифте Сименса и Гальске на обзорную площадку Лахта Центра заняла бы 3 минуты – вместо 45 секунд на шаттле, который будет осуществлять доставку в реальности. В принципе, и 3 минуты – это недолго… Но посмотрим, что дает минутная экономия.

На подъеме и спуске мы получим уже 4,5 минуты сэкономленного времени. При 12-часовом режиме работы обзорной площадки и получасовом времени посещения на спусках и подъемах экономится около 1,5 часов – время для еще трех групп желающих посмотреть на высотную панораму города. Данные по режиму работы объекта, конечно, взяты абстрактно– просто для примера.

image

Панорама с обзорной площадки Лахта Центра. Гигапиксельный вариант – на сайте проекта

Но вернемся к гонке высоких лифтовых скоростей.

image

В 2004 году статус самых быстрых лифтов в мире захватили два скоростных лифта Toshiba, установленных в небоскребе Taipei 101 в Тайбее (Тайвань), развивающие скорость 60,6 км/ч. Почти в два раза быстрее одного из самых быстрых футболистов планеты Криштиану Роналду (33,6 км/ч)

Роналду и Бугатти Вейрон — провокация от рекламщиков, но скоростной забег хорош

Лифты из Тайбея продержались на вершине больше 10 лет и были сброшены с пьедестала в 2015-м конкурентами из Mitsibishi, установившими в Шанхайской башне лифт, с максимальной скоростью передвижения 73,8 км/ч.

image

image

Срок жизни этого рекорда не превысил года. Уже в 2016 году компания Hitachi запустила в финансовом центре Гуанчжоу (CTF Finance Center) лифт, который на испытаниях в июне 2017-го развил скорость 75,6 км/ч. Правда, так гонять в реальной эксплуатации его не предполагается – поднимать пассажиров он будет со скоростью 72 км/ч, а опускать – с вдвое меньшей.

image

Качество езды имеет значение

С ростом лифтовых скоростей растут и две проблемы, влияющие на пассажирский комфорт.

Вибрация

Первая проблема– горизонтальная вибрация при подъеме. И тут еще большой вопрос, какого рода дискомфорт будет испытывать пассажир – физический или психологический, при поездке в активно трясущейся кабине, набирающей высоту в сотни метров со скоростью 60-70 км в час…

Пока основной способ управления вибрацией — технологии типа Active Roller Guide System, посредством которых гасят колебания до примерно вдвое меньших значений. В технологи задействованы ролики, с помощью которых лифт передвигается по направляющим рельсам. Система включает датчики горизонтальной вибрации, от которых через устройство управления на приводы роликов передается противодействующее электромагнитное усилие.

image

Горизонтальная подвеска лифта с активной системой роликовых направляющих. Роликовое колесо, с помощью которого лифт едет по направляющей, соединено с управляющим элементом, тот – с приводом, на который идет сигнал от датчика движения типа акселерометра. Скриншот из видео

Спасите наши уши

Вторая проблема высокоскоростных лифтов – шум при езде и перепады давления, вызывающие эффект заложенных ушей. Относительно шума — по расчетам Hitachi, рост скорости с 10 м/сек (36 км/ч) до 20 м/сек (72 км/ч) увеличивает внутренний шум в кабине лифта на 15 дБа и выше – до уровня шума как «при нахождении рядом с крупной магистралью».

Для решения производители применяют технологии, которые в принципе широко используются на транспорте – шумоизоляцию поверхностей, герметизацию кабин. Из последних разработок – аэродинамические капсулы для лифтов, в два раза снижающие уровень аэродинамического шума.

image

image

Капсула лифта аэродинамичной формы. Фотоисточник

Почему лифт едет вверх быстрее чем вниз

Специалисты выяснили, что проблема заложенных ушей выражена в основном при спуске. Поэтому в ряде комплексов высокоскоростные лифты доставляют наверх быстрее, чем вниз. Помните экспрессы Финансового центра в Гуанчжоу, упомянутые парой абзацев выше? Скорость вверх – 72 км/ч, а вниз — в два раза медленнее, чтобы людям было приятнее.
Помимо этого, для самых быстрых лифтов разработаны датчики контроля внутреннего давления и компенсирующие перепад механизмы.

Умножить на два

Увеличить КПД лифтов можно не только с помощью скорости. Самое очевидно решение – расширить размер кабин. И производители им активно пользуются. Например, лифты 41-этажного офисного здания Umeda Hankyu в японской Осаке имеют грузоподъемность по 5,25 тонны, а габариты кабины — 3,4 м в ширину, 2,8 м в длину и 2,6 м в высоту.

image

Площадь лифта в Umeda Hankyu – почти 10 кв. м.

Менее очевидные и технически более сложные решения – даблдеккеры, то есть двупалубные лифты и твины, лифты-«напарники», использующие одну и ту же шахту. Такие кабины позволяют перевести в два раза больше пассажиров за раз. Настоящее спасение для густонаселенных зданий.

Мультикабинные лифты: слева – твин, справа – даблдеккер

Leva Sapiens

Олимпийские «быстрее, выше, сильнее», все же не главный девиз современного лифтостроения. Отрасль идет по пути четвёртой технологической революции – лифты не просто совершенствуются физически, они обретают «интеллект».

И это не прихоть производителей. Современные жилые и офисные комплексы становятся все населеннее, однако, в основном за счет роста высоты, а не площади зданий, поэтому лишнего пространства для размещения дополнительных лифтов нет. Значит, нужны сложные многоуровневые системы вертикального транспорта с интеллектуальными системами управления.

А вот тут пора переместится в «Лахта Центр», где будет более 100 лифтов, 40 из которых – в башне.

image

Во второй части обзора читайте о лифтах в башне — зачем небоскреб поделили на транспортные зоны и что такое skylobby? Лифт — потребитель или поставщик электроэнергии? Чем удивит самый интересный лифт в Лахте? Лифт-спасатель, лифт для IT и другие лифты специального назначения.

Друзья, среди вас много специалистов по IT, а у нас сейчас как раз в процессе подготовки материал про системное администрирование на стройке комплекса. Если у вас есть какие-то вопросы по теме — пожалуйста, добавляйте в комментариях. По возможности осветим интересующие моменты в посте. Спасибо за ваш интерес.

  • Блог компании Лахта Центр
  • Научно-популярное
  • Урбанизм

Лифты в небоскребах: высота и современные технологии

Известно, что первые высотки были построены в конце XIX века в США. Ни одно здание этого типа не может нормально функционировать без лифта. Однако подъемные механизмы в высотных зданиях значительно отличаются от своих собратьев в малоэтажных домах. При проектировании таких механизмов необходимо предусмотреть множество нюансов, которые непосредственно влияют на безопасность и комфорт пассажиров.

Схемы организации лифтов в высотках

Лифты в высотках

В первых высотках схема организации перевозки практически не отличалась от обычной, в которой шахты лифта располагались по всей высоте здания, а кабина перемещалась и обслуживала пассажиров всех этажей. Однако когда здания «выросли» до 30 этажей, такая схема стала неэффективной, поскольку людям приходилось подолгу ждать лифта.

Классическая схема

Поэтому была разработана схема, которая впоследствии стала классической. В небоскребе выделяли основной посадочный этаж (обычно первый) для всех лифтов здания, которые, в свою очередь, были разделены на группы, каждая из которых обслуживала только определенную зону этажей. Например, одна группа лифтов перемещается только с 1 по 20 этажи. Другая перевозит пассажиров с 21 по 40 этаж, а первые 19 этажей проезжает без остановки. Эта группа этажей называется слепой зоной. Такая схема позволила увеличить скорость прохождения этажей, причем, чем выше уровень, на который нужно подняться, тем больше лифт разовьет скорость в слепой зоне и доставит вас на нужное место.

При подобном выстраивании схемы часто лифтовые группы соотносятся с зонированием высоток. Это решает проблему расположения технических этажей, на которых размещаются машинные отделения, тем самым высвобождая полезную площадь постройки, а также в значительной степени уменьшает уровень вибраций и шума.

Эта классическая схема организации лифтового оборудования до сих пор успешно используется в высотных зданиях высотой до 50 этажей. Однако при большей этажности эта схема уже не так эффективна, поскольку большое количество лифтов значительно съедает площадь самого этажа, что неприемлемо для любого инвестора.

Sky lobby для небоскребов

Sky lobby – это новый формат организации передвижения лифта в зданиях, имеющих более 50 этажей. Суть подобной системы заключается в том, что высотка делится по вертикали на несколько зон, каждая из которых обслуживается независимой группой подъемников, шахты которых располагаются только в обслуживаемой зоне и не занимают дополнительную площадь здания. И уже в пределах одной группы в ней выделяются свои слепые зоны. Сами зоны объедены внутри себя высокоскоростными лифтами-шаттлами. Шахты шаттлов перемещаются каждый по своей высоте и имеют от двух до четырех остановок по количеству обслуживающих зон. Собственно название этой системы Sky lobby произошло от промежуточных посадочных узлов (они же нижние этажи зон), между которыми быстро перемещается пассажирская кабина.

Лифты в небоскребах

При такой схеме с точки зрения распределения лифтовых зон они представляют собой несколько самостоятельных «зданий», которые находятся одно над другим.

Многокабинные подъемники

Следующей вехой, которая перевернула классические основы организации работы лифтов в высотках, стали многокабинные лифты. Эта система получила название Double-Deck или Multi-Deck. Она, в свою очередь, делится на два вида.

Первый вид многокабинного лифта представляет собой единую двухъярусную кабину, которая находится на одной раме, которая помещена в одну шахту. Такие лифты обслуживают два смежных этажа одновременно. Из каждой кабины пассажиры могут осуществлять посадку и высадку на различных этажах здания. Эта схема быстро стала популярной в зданиях бизнес-центров, в которых люди осуществляют множество передвижений между этажами. Введение подобной схемы способствовало увеличению грузоподъемности лифтов и уменьшению количества остановок, а, следовательно, и площади, которую занимает шахта.

С одной стороны Double-Deck значительно дороже других систем, однако инвесторы охотно применяют ее, поскольку в будущем удается быстро окупить затраты за счет освобождения полезной площади. Сегодня такие подъемники широко распространены не только в высотках, но и в обычных жилых домах. Такие лифты в жилых домах в России, особенно в двух столицах, встречаются все чаще.

Вторым типом многокабинных лифтов является систем Twin. Суть работы подобного механизма заключается в том, что кабины лифта передвигаются в общей шахте независимо друг от друга. Каждая лифтовая кабина движется по своей кинематической схеме и имеет свой противовес. Это довольной сложное техническое решение, которое пока не получило широкой популярности. Преимущества системы Twin в том, что обслуживание этажей зданий происходит по более гибкой схеме при одном и том же шахтовом пространстве.

Еще одним решением в развитии лифтового хозяйства для небоскребов стало увеличение скорости передвижения кабин. Сегодня современные механизмы способны развивать скорость 10 м/c, а максимальная скорость может достигать 16 м/c. Увеличение скорости движения способствовало увеличению пропускной способности, а также позволило уменьшить количество кабин, необходимое для обеспечения нормального функционирования лифта.

Также на качество вертикальной транспортировки людей в высотных зданиях влияют и схемы управления лифтом, а также особенности конструкции кабины и шахты подъемника и особенности сервисного обслуживания лифтов. Подробнее эти аспекты мы осветим в следующих статьях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *