Как проверить мультиметром аккумулятор автомобиля?
Аккумуляторная батарея автомобиля требует периодичной подзарядки. Чтобы знать, точно сколько и когда заряжать, нужно измерить заряд АКБ. Один из методов измерения, использовать мультиметр.
Мультиметр – это прибор для измерения силы тока, вольтажа, сопротивления и температуры. Применяется он при ремонте электрических приборов, также их изготовлении и тестировании.
Когда аккумулятор нуждается в проверке
Мультиметр очень полезное приспособление для автомобилистов. Ситуация, когда нужно проверить заряд аккумулятора, сопротивление датчиков или нагрузку бортовой сети может наступить неожиданно.
Особенно часто разряд аккумулятора происходит зимой, при сильных морозах. Также после зимней «спячки», если вы поставили авто в гараж, а аккумулятор заботливо сняли и хранили дома. Либо просто не пользовались машиной длительное время. Во всех этих случаях стоит проверить заряд АКБ.
Как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром
Давайте разбираться. Для начала необходимо собрать мультиметр и выставить нужные значения.
- Провода необходимо подключить в режиме вольтаж
- Переключатель ставим в положение 20 Вольт, так как максимальный заряд аккумулятора 12,7/13,2 Вольта
- Подключаем мультиметр к клемам АКБ, черный провод – минус, красный – плюс
- Снимаем показатели
Далее действуем по ситуации:
12,7 – 13,2В – аккумулятор заряжен.
12,1 – 12,4В — лучше подзарядить, АКБ разряжен на половину.
11,6 – 11,7В – разряжен, вы вряд ли сможете завести автомобиль.
Однако стоит помнить, хоть мультиметром просто и удобно измерить заряд АКБ, но он не дает полной и точной картины. Лучше использовать для замеров нагрузочную вилку, с помощью нее вы сможете проверить аккумулятор под нагрузкой. Этот метод покажет точные данные, а вы решите стоит ли использовать аккумулятор дальше или он может подвести вас в любой момент.
Если результаты измерений аккумуляторной батареи оставляет желать лучшего, и требуется замена АКБ, то выбрать и купить подходящий именно к вашему автомобилю, вы сможете на нашем сайте, в разделе «Аккумуляторы».
Проверить аккумулятор мультиметром: подробная инструкция
Несмотря на то что многие современные аккумуляторы считаются необслуживаемыми, периодически внимание им уделять все равно необходимо. В процессе эксплуатации любая автомобильная кислотная батарея (АКБ) частично теряет номинальные характеристики, даже если система заряда автомобиля полностью исправна. Рассмотрим методы проверки состояния АКБ с помощью обычного бытового мультиметра.
Что такое мультиметр
Мультиметр — это электронный прибор для измерения параметров различных электронных и электрических компонентов и систем. Основные функции мультиметра (его еще называют «тестер») — замер напряжения, сопротивления и силы тока. Профессиональный мультиметр имеет еще множество функций, но для проверки параметров АКБ хватит и трех вышеперечисленных. Они есть у любого, даже самого дешевого бытового мультиметра.
Что можно проверить мультиметром для понимания состояния автомобильной АКБ:
- емкость;
- утечку тока;
- напряжение;
- плотность;
- внутреннее сопротивление.
Как проверить емкость аккумулятора мультиметром
Емкость аккумулятора — это величина, определяющая, сколько времени батарея может отдавать ток определенной силы. Поскольку сила тока измеряется в амперах, а время в часах, получаются ампер-часы (А⋅ч). Для автомобильных аккумуляторов эта величина как правило измеряется в течение 20 часов. Если при этом сила тока была, например, 3 ампера, то емкость равна 60 ампер-часам. Проще говоря, чем больше ампер-часов указано в списке характеристик АКБ, тем дольше она сможет работать при одинаковом расходе энергии. Помимо номинального напряжения, емкость является главной определяющей характеристикой любого аккумулятора. Когда этот параметр ввиду естественного износа или неисправности падает, аккумулятор начинает садиться быстрее, притом что нагрузка от потребителей остается прежней. Для примера: если на новой АКБ при заглушенном двигателе можно было слушать музыку несколько часов и затем без проблем завестись, то на изношенной батарее после пары часов работающей магнитолы можно и не уехать. Так происходит потому, что старый аккумулятор обладает куда меньшей емкостью и «сдувается» без подзарядки гораздо быстрее.
Фото: Shutterstock
Для проверки емкости АКБ мультиметром необходимо сделать следующее:
- снять аккумулятор с автомобиля и полностью зарядить. Для этого продается множество зарядных устройств любого функционала и бюджета. Вариант просто долго поездить на машине не подойдет, потому что система заряда далеко не всегда работает идеально и часто не восполняет емкость АКБ до возможного максимума. После зарядки необходимо дать батарее пару часов постоять при комнатной температуре. Это необходимо для полного устранения кипения электролита, которое возникает в процессе;
- найти лампу на 12 вольт и вычислить ее ток потребления. Например, у нас есть лампа мощностью 60 ватт. Разделив ватты на вольты, получим ток потребления лампы в амперах — 5 А;
- подключить лампу к аккумулятору и зафиксировать время подключения. Убедитесь, что лампа расположена безопасно (она сильно греется), а провода имеют необходимое сечение.
- периодически замерять напряжение на клеммах АКБ при подключенной лампочке. Как только значение будет в пределах 10,5 вольта, лампу можно отключать. Засечь время отключения и посчитать, сколько часов горела лампа;
- вычислить фактическую емкость аккумулятора. Для этого умножаем полученное количество часов на потребление лампочки в амперах. Допустим, до 10,5 вольта напряжение АКБ упало за 10 часов. Следовательно, фактическая емкость аккумуляторной батареи — 50 А⋅ч.
Далее вычисленная емкость АКБ сравнивается с номинальной, указанной на этикетке. После чего делается вывод о состоянии батареи. Стоит учитывать, что паспортные характеристики аккумулятора в реальной практике уже через год-два эксплуатации практически недостижимы. Тем не менее значительное снижение емкости также недопустимо. Например, для трехгодовалой АКБ емкостью 60 А⋅ч реальный показатель 50 и даже 40 А⋅ч является нормальным. Но если в процессе проверки батарея отдала всего 25–30 А⋅ч, однозначно пора задуматься о ее замене.
Фото: Shutterstock
Как проверить утечку тока в аккумуляторе мультиметром
Ток утечки — это ток, который потребляется из батареи даже при всех выключенных потребителях. Это неизбежно, так как, даже когда машина ночует на улице, поддерживается питание некоторых электронных блоков и устройств. Таких как часы, временная память блока управления двигателем (ЭБУ), сигнализация, дежурное питание мультимедиа-системы и т. д. Суммарный ток утечки в современном исправном автомобиле лежит в переделах 15–40 миллиампер (мА). Если значение выше, следует искать причину в виде слишком «прожорливого» потребителя — наверняка он неисправен.
Как проверить ток утечки в автомобильном АКБ
- Отсоединить минусовую клемму от аккумулятора.
- Переключить мультиметр в положение измерения тока с пределом в 10 А.
- Плюсовой щуп мультиметра соединить с минусовой клеммой, минусовой щуп — с минусовым выводом аккумулятора.
Если электрика автомобиля в порядке, экран покажет значение от 15 до 40 мА. Если ток утечки больше, необходимо искать причину, например начать с поочередного извлечения предохранителей. На каком предохранителе значение мультиметра резко снизится, в той цепи и нужно искать неисправность.
Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром
Проверка напряжения АКБ мультиметром — самый простой и быстрый способ понять состояние батареи «здесь и сейчас». Именно с замера напряжения обычно начинаются все диагностические мероприятия с батареей. В общем случае для этого необходимо сделать следующее:
- перевести мультиметр в режим измерения напряжения постоянного тока с пределом 20 В;
- выключить все потребители автомобиля, заглушить двигатель и выждать один час. Если до этого двигатель не запускался минимум в течение часа, достаточно подождать 10 минут (пока отключатся все электронные блоки);
- подсоединить щупы мультиметра к выводам аккумуляторной батареи.
Фото: Shutterstock
Замеры при неработающем двигателе
Когда двигатель выключен, полностью исправная аккумуляторная батарея должна выдавать 12,5 В. Это среднее значение, которое может варьироваться в зависимости от множества факторов — от температуры окружающей среды до степени износа аккумулятора.
Замеры при работающем двигателе
При запущенном моторе нормальное напряжение на клеммах АКБ будет находиться в пределах 13,5–14 В. Возможны как небольшие провалы, так и взлеты с кратковременным выходом за указанные значения, но средние показатели должны быть такими. Косвенно это говорит как об исправности батареи (хотя далеко не всегда — необходимы дополнительные измерения, рассмотренные выше), так и о нормальной работе генератора.
Как проверить плотность электролита в аккумуляторе мультиметром
В интернете часто встречаются инструкции по замеру плотности электролита АКБ с помощью обычного мультиметра. Однако такой способ измерения является некорректным и не обеспечит достоверного результата. Дело в том, что плотность — величина физически осязаемая, в отличие от напряжения, сопротивления или силы тока. Поэтому измерить плотность жидкости бытовым мультиметром, предназначенным для работы с электричеством, невозможно. Для измерения плотности электролита используют специальный поплавковый прибор — ареометр. Стоит он совсем недорого и продается практически в любом магазине автозапчастей.
Как измерить внутреннее сопротивление аккумулятора мультиметром
Как и в случае с плотностью электролита, корректно измерить внутреннее сопротивление АКБ, просто подсоединив к клеммам домашний мультиметр, не получится. Для подобных измерений требуется предварительно рассчитать и подключить по определенной схеме дополнительные сопротивления, после чего провести серию из нескольких замеров с последующим вычислением результата по формуле. Учитывая, что внутреннее сопротивление зависит от множества дополнительных факторов (температура, уровень заряда), приводить данную процедуру в рамках этой статьи ввиду сложности процесса не будем.
Как проверить аккумулятор мультиметром
Даже если автомобилист доверяет диагностику машины только профессионалам, некоторые вещи он должен делать сам. Поэтому в его распоряжении должен быть мультиметр – устройство, которое используется для измерения напряжения, сопротивления и силы тока. Заодно владельцу авто надо знать, как проверить аккумулятор мультиметром и в каком случае это необходимо. Этот вопрос особенно актуален зимой, когда батарея разряжается значительно быстрее, и может случиться так, что машина откажется заводиться в самый ответственный момент.
Проверка напряжения
С помощью мультиметра проверяются определенные показатели. Хороший способ – оценка напряжения, для этого прибор должен работать в режиме вольтметра. Многие автомобилисты знают, как проверить аккумулятор автомобиля с помощью вольтметра, но все равно стоить напомнить. Черный щуп прибора подсоединяется к минусовой клемме. К батарее подключается красный щуп. На дисплее отображаются показатели напряжения.
Если батарея заряжена полностью, то все показатели – и напряжение, и плотность электролита – находятся в норме. Значение напряжения составляет 12,7 В. Небольшая погрешность допускается. Если напряжение значительно снижается, то аккумулятор нуждается в подзарядке.
Проверка емкости и внутреннего сопротивления
Мультиметр – универсальный прибор, его можно использовать и как тестер. В этом случае он станет ответом на вопрос, как проверить заряд аккумулятора, ориентируясь на его емкость. Однако для этого нужно специально проверить показатели батареи, когда она полностью заряжена, то есть надо провести замеры и записать нормативные значения напряжения и плотности.
Затем к аккумулятору подключают какое-нибудь устройство, мощность которого известна, например, лампочку на 24 Вт. Обязательно нужно засечь время, когда вы начнете эксперимент. Когда напряжение снизится на 50% от нормы, отключите эту нагрузку.
Емкость не получится измерить напрямую. Но можно умножить силу тока, которую вы зафиксировали при известной нагрузке, на время контрольного разряда батареи. Если полученный показатель будет близок к нормальному значению, указанному в технической документации, с батареей все в порядке. Способ это сложный и трудозатратный, поэтому сейчас его используют нечасто. Проще проверить внутреннее сопротивление с помощью мультиметра.
Как проверить плотность электролита
Автомобилисту нужно знать, как проверить плотность аккумулятора. Это альтернативный вариант, он используется не слишком часто. Мультиметр для этого не нужен, понадобится другой прибор – ареометр. Принцип основан на том, что показатель плотности электролита при условии заряженной батареи должен находиться в диапазоне 1,24 – 1,27 г/куб.см. Чтобы измерить ее, нужно опустить ареометр в банку аккумулятора и закачать туда электролит, а потом записать показания, ориентируясь на положение поплавка устройства.
Если плотность снизилась до 1,20 г/куб. см, то аккумулятор разряжен на 25%. Если плотность составила 1,16 г/куб.см, то батарея наполовину разряжена. Если опускается ниже этих показателей, аккумулятор нужно срочно подзаряжать.
Метод подходит не для всех аккумуляторов, потому что на рынке представлено много моделей, относящихся к числу необслуживаемых, их просто нельзя разобрать, чтобы измерить плотность.
Приобрести мультиметр или ареометр, так же как и другие инструменты для ремонта и диагностики, можно в Автомолле. Здесь же можно купить новый аккумулятор. А при необходимости вы можете записаться на СТО, где диагностикой займутся уже специалисты, имеющие соответствующий опыт и навыки.
Магазины Автомолл
Вы можете посетить магазины автоцентра Автомолл в Вашем городе и найти все необходимые запчасти в одном месте
Как проверить автомобильный аккумулятор
Как проверить автомобильный аккумулятор – все способы в одной статье. Проверить авто аккумулятор можно несколькими способами: мультиметром, нагрузочной вилкой, специальным тестером пускового тока аккумуляторов и последний вариант разрядным устройством. Если в первом случае Вам понадобится только мультиметр и таблица заряженности аккумуляторов, то в остальных – еще немного знаний и умений и мы ими поделимся:
Как проверить автомобильный аккумулятор мультиметром?
Для проверки авто аккумулятора – берем обычный мультиметр и измеряем напряжение автомобильного аккумулятора. Красный щуп мультиметра к положительному – “красному” выводу аккумулятора, а черный щуп к отрицательному – “черному” выводу аккумулятора. Если аккумулятор заряжен, то измеренное напряжение, как правило, составляет 12,6 -12,7В. Это справедливо только для аккумулятора в состоянии покоя, т.е. двигатель автомобиля был заглушен давно и отсутствует поверхностное напряжение. Если напряжение выше 13,0В – это значит, что аккумулятор имеет поверхностное напряжение и данные измерения не отражают степень заряженности аккумулятора. Следует подождать несколько часов и проверить напряжение аккумулятора мультиметром заново.
Если батарея разряжена, то напряжение аккумулятора составляет 12,5В и ниже. Если напряжение ниже 11.9В такой аккумулятор следует немедленно зарядить зарядным устройством во избежание выхода аккумулятора из строя, т.к. такой аккумулятор подвержен полной сульфатации пластин.
Другими словами: 12,7В и выше – аккумулятор заряжен, 12.5В – аккумулятор заряжен на 50%, 11,9В – аккумулятор полностью разряжен. Если напряжение ниже 11.9В – аккумулятор глубоко разряжен и скорее всего уже сильно сульфатирован.
Степень заряженности аккумулятора дает нам лишь понимание о том, заряжен ли аккумулятор или его стоит зарядить. Но никак не дает понимания о том, работает ли аккумулятор исправно. Поэтому переходим к следующему способу проверки автомобильного аккумулятора – специальными тестерами аккумуляторов. Начнем с нагрузочной вилки.
Как проверить автомобильный аккумулятор нагрузочной вилкой?
Для проверки аккумулятора нагрузочной вилкой необходимо подключить красный зажим к положительному – “красному” выводу аккумулятора, а черный зажим к отрицательному – “черному” выводу аккумулятора. Нагрузочная вилка вызывает короткое замыкание на несколько секунд, корпус вилки нагревается, рассеивая полученную энергию от аккумулятора. В этот момент автомобильный аккумулятор подвержен нагрузке – разряду. По величине просадки напряжения определяют исправность аккумулятора. Чем меньше снижение напряжения аккумулятора, тем лучше качество и характеристики аккумулятора. Если напряжение ниже 7В, то батарея неисправна или… и тут есть нюанс. Смотрите ниже.
Различают автоматические нагрузочные вилки и ручные. Если автоматические нагрузочные вилки самостоятельно регулируют время нагрузки, то ручные своим именем отражают их суть работы.
Проверять необходимо только полностью заряженные аккумуляторы на заглушенном двигателе. Если тестируется разряженный аккумулятор, то результат будет неверным
Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой проводится при определенной температуре и работа аккумулятора в мороз не гарантируется
Нагрузочная вилка имеет одну степень нагрузки и не подходит для батарей с большой емкостью, а небольшие аккумуляторы просаживаются очень сильно. Поэтому если получено значение ниже 7В, проверьте, подходит ли эта нагрузочная вилка вашему аккумулятору?!
Как проверить автомобильный аккумулятор тестером тока холодной прокрутки?
Как мы теперь понимаем измерить напряжение аккумулятора недостаточно, а проверить нагрузочной вилкой не всегда представляется возможным и еще не каждый аккумулятор можно ею проверить правильно. Что же делать?
Примерно 35 лет назад, в недрах компании Motorola родилась технология измерения внутреннего сопротивления (проводимости) аккумулятора. А первый прибор был выпущен компанией Midtronics, основатель которой приобрел и успешно применил патент на данную технологию. Тестеры аккумуляторов на основе данных о внутреннем сопротивлении делают анализ состояния пластин аккумулятора и вывод о пусковом токе аккумулятора (CCA). Чем выше ССА – ток холодной прокрутки, тем больше шансов запустить двигатель автомобиля зимой.
Такая проверка аккумулятора практически лишена проблем нагрузочных вилок и обычного мультиметра. Вот основные преимущества тестеров тока холодной прокрутки аккумуляторов:
Проверку аккумуляторов можно проводить в разряженном состоянии
Предусмотрен алгоритм проверки и снятия поверхностного заряда – не нужно ждать
Проверка не разряжает аккумулятор – не нужно его заряжать после проверки
Это полностью безопасно – нет риска короткого замыкания
Количественный анализ аккумулятора, а не только качественный
Количественный анализ аккумуляторов дает конкретную цифру измеренного пускового тока – главную характеристику автомобильного аккумулятора, т.е. какой максимальный ток, может отдать этот аккумулятор для запуска двигателя автомобиля. Нагрузочная вилка дает понимание, как аккумулятор ведет себя под нагрузкой, но ни как – какой силы ток она может отдать.
Процесс тестирования аналогичен предыдущим способам – подключите к выводам аккумулятора, затем выберете базовое значение пускового тока (написано на аккумуляторе) – чтобы тестер сравнил полученное значение и следим за указаниями тестера.
Такие тестеры в настоящее время широко распространены. Есть специальные дилерские прибора, а также и бытовые модели. У каждого есть свои преимущества и недостатки. Так же рынок заполонили низкокачественные китайские поделки.
Измерив пусковой ток аккумулятора и сравнив его с базовым – эталонным значением, указанным на аккумуляторе, тестер сделает вывод о качестве аккумуляторе и предупредит Вас о необходимости его замене. Например на фото, новый аккумулятор с базовым значением 540ССА, а вот измеренное значение всего лишь – 427 ССА. Такой аккумулятор обязательно подведет автолюбителя зимой.
Стоит отметить, что есть еще один последний вариант проверки аккумулятора и этот метод тестирования аккумулятора самый правильной, но долгий и затратный.
Проверка аккумулятора нагрузочным устройством (разрядным устройством)
Как правило, такой тест применяется только в сервисных (гарантийных) целях и служит он для измерения остаточной емкости аккумулятора. По своему назначению автомобильный аккумулятор – стартерный, т.е. его задача выдать максимальный ток в самое короткое время – ССА (А). Этот параметр мы измерим тестером пускового тока. Второй важный параметр – это резервная емкость аккумулятора. Т.е. это емкость аккумулятора в минутах при условии выхода из строя генератора. Такая емкость отражает примерное время работы автомобиля при неисправном оборудовании. И последний показатель – это электрическая емкость в А*ч. Например 60- 70 А*ч.
Последние 2 параметра можно измерить нагрузочным устройством стабилизированного тока.
Нагрузочное устройство аккумуляторов проводит разряд аккумулятора. Зная время разрядки и силу тока, измеряется емкость в А*ч или резервная емкость в минутах. Такое тестирование полностью снимает неопределенность состояния аккумулятора. Если аккумулятор имеет маленькую емкость то и ток холодной прокрутки будет очень низкий. Почему нельзя измерить емкость лампочкой? Ответ прост – по мере разряда аккумулятора будет снижаться и напряжение и ток, проходящий через лампочку – лампочка светит все слабее и слабее. Такой разряд не дает никакой полезной информации о емкости аккумулятора – это просто трата времени. Описанные выше методы проверки аккумуляторов справедливы не только для проверки автомобильных аккумуляторов, но и аккумуляторов в источниках бесперебойного питания, тяговых аккумуляторах в погрузчиках и других применениях. Для каждого такого применения есть специализированное оборудование.