секционный выключатель
секционный выключатель
Применяются в сборных шинах. В распределительных устройствах (РУ) электростанций секционные выключатели при нормальной работе обычно замкнуты. Они должны автоматически отключаться только при повреждении в зоне сборных шин. Вместе с ними должны отключаться и другие выключатели поврежденной секции. Таким образом, поврежденная секция РУ будет отключена, а остальная часть останется в работе.
[http://relay-protection.ru/content/view/46/8/1/1/]
Допускается применение упрощенных УРОВ, действующих при КЗ с отказами выключателей не на всех элементах (например, только при КЗ на линиях); при напряжении 35-220 кВ, кроме того, допускается применение устройств, действующих лишь на отключение шиносоединительного (секционного) выключателя.
При дальнем резервировании защита должна действовать, как правило, с двумя выдержками времени: с первой — на деление схемы на стороне высшего напряжения блока (например, на отключение шиносоединительного и секционного выключателей), со второй — на отключение блока от сети.
[ПУЭ, раздел 3]
Распределительное устройство 10(6) кВ должно выполняться, как правило, с одной секционированной системой сборных шин с устройством АВР на секционном выключателе.
На секционных выключателях РП 10(6) кВ должна устанавливаться максимальная токовая защита с ускорением действия защиты при АВР. При необходимости сокращения выдержек времени в сети допускается предусматривать на секционном выключателе защиту, вводимую на время действия АВР.
[РД 34.20.185-94]
Зачем нужен секционный разъединитель в авр
- Все форумы
- Технологический форум
- Машиностроение
- Металлургия
- Химия, нефтехимия и топливная промышленность
- Деревообработка
- Пищевая промышленность
- Животноводство, рыбоводство и растениеводство
- Другие темы
- Общие вопросы
- Промышленность стройматериалов
- Экология
- Охрана труда и техника безопасности
- Биржа труда
- Генеральные планы
- Сооружения транспорта
- Автомобильные дороги
- Железнодорожные пути
- Мостостроение
- Другие темы
- Общие вопросы
- Инженерные изыскания
- Биржа труда
- Архитектурные решения
- Дизайн интерьеров
- Ландшафтное проектирование
- Реконструкция и реставрация зданий
- Градостроительство
- Общие вопросы
- Другие темы
- Светотехника
- Биржа труда
- Основания и фундаменты, механика грунтов
- Конструкции железобетонные
- Конструкции деревянные
- Конструкции металлические
- Обследование и усиление строительных конструкций
- Ограждающие конструкции, кровли
- Общие вопросы
- Другие темы
- Строительная теплотехника
- Защита от шума и вибрации
- Программы ConstructorSoft
- Организация строительства и производства работ
- Биржа труда
- Классификация зданий, помещений и зон
- Пожарная сигнализация
- Общие вопросы
- Огнестойкость строительных конструкций
- Оповещение и эвакуация
- Водяное и пенное пожаротушение
- Газовое, порошковое и аэрозольное пожаротушение
- Дымоудаление
- Другие темы
- Огнеопасные свойства веществ и материалов
- Биржа труда
- Генерация электроэнергии
- Электрические подстанции
- Силовое электрооборудование
- Электроосвещение внутреннее
- Электроосвещение наружное
- Заземление и молниезащита
- Воздушные и кабельные ЛЭП
- Общие вопросы
- Другие темы
- Взрывозащищенное электрооборудование
- Электропривод и электрические машины
- Учёт электроэнергии
- Электропроводки и токопроводы
- Программы Beroes Group
- Релейная защита и автоматика
- Контактные сети
- Электроснабжение объектов
- Биржа труда
- Автоматика и телемеханика
- Локальные сети передачи данных
- Телевидение и радиовещание
- Общие вопросы
- Другие темы
- Телефония и другие системы связи
- Контроллеры и электроника
- Оптоволоконные сети передачи данных
- Видеонаблюдение и СКУД
- Охранная сигнализация
- Биржа труда
- Внутренние водопровод и канализация
- Наружные сети водоснабжения
- Наружные сети канализации
- Насосные станции
- Противопожарное водоснабжение
- Общие вопросы
- Другие темы
- Биржа труда
- Холодоснабжение
- Вентиляция
- Кондиционирование
- Воздухоснабжение
- Аспирация (пылеудаление)
- Общие вопросы
- Другие темы
- Биржа труда
- Тепловые станции
- Теплоснабжение
- Теплоизоляция оборудования и трубопроводов
- Тепломеханические решения котельных
- Отопление
- Устройства газоснабжения
- Общие вопросы
- Другие темы
- Биржа труда
- AutoCAD, AutoCAD LT и СПДС модуль Autodesk
- AutoCAD Civil 3D (Land Desktop), AutoCAD Map 3D и AutoCAD Raster Design
- Revit Architecture и AutoCAD Architecture
- Revit Structure, AutoCAD Structural Detailing и Autodesk Robot Structural
- Revit MEP и AutoCAD MEP
- Autodesk 3ds Max (Design), AutoCAD Freestyle и Autodesk Impression
- Autodesk Design Review, DWG TrueView, Autodesk DWF Writer, AutoCAD WS
- Autodesk Navisworks Products, Autodesk Vault Products
- AutoCAD Electrical
- AutoCAD Mechanical
- Autodesk Inventor
- AutoCAD P&ID, AutoCAD Plant 3D, Autodesk Intent
- Общие вопросы
- Другие программы Autodesk
- Общие вопросы
- Allplan
- GeoniCS
- CREDO
- Другие программы
- ArchiCAD
- DIALux
- MicroSoft Office
- nanoCAD и другое ПО от «Нанософт»
- T-Flex CAD и другое ПО от «Топ Системы»
- Компас и другое ПО от «Аскон»
- Программы Weisskrahe
- Стоимость строительно-монтажных работ
- Стоимость проектных работ
- Стоимость пусконаладочных работ
- Стоимость ремонтных работ
- Стоимость технического обслуживания
- Программное обеспечение для составления смет
- Другие темы
- Биржа труда
- Авторский надзор
- Архивы и делопроизводство
- Другие темы
- Общие вопросы
- Технический надзор
- Управление проектами
- Юридические вопросы
- Свободное общение, шутки, юмор
- Вопросы, замечания и предложения по сайтам
- Вопросы, замечания и предложения по форумам
- www.proektant.by
- Строительные калькуляторы и конструкторы
- Архив файлов
- Технологический
- Генплан и сооружения транспорта
- Архитектурный
- Строительный
- Пожарная безопасность
- Электротехнический
- Автоматизация, связь, сигнализация
- Водоснабжение и канализация
- Вентиляция, кондиционирование и холодоснабжение
- Теплоснабжение и газоснабжение
- Библиотека строительных норм и правил
- Библиотека строительства «Зодчий»
- Библиотека климатического оборудования
- Библиотека кафедры ТТГВ ТОГУ
- Все пользователи
- Кураторы подразделов
- Пользователи по регионам
- Посетившие форумы в течение суток
- Поиск пользователей
- Правила форумов
- Список всех подразделов
- Список всех тем
- Календарь
- Забыли пароль?
- Регистрация
- Помощь
ПОИСК ПО ФОРУМАМ
перед созданием новых тем используйте поиск,
возможно ответ на Ваш вопрос уже есть на форумахСекционный АВР и его особенности.
Современные системы электрического снабжения защищены от многих внешних факторов и ситуаций, но ни один производитель не может гарантировать 100% защиту. Поэтому желательно использовать два источника питания, один из которых (резервный) начинает работать при отключении основного. Для этого система должна «считывать» и контролировать ток нагрузки и проходящее по проводам напряжение, чтобы в нужный момент автоматически переключиться на аварийный режим. Именно это и делает АВР – автоматический ввод резерва.
Для чего используется? В частных или многоквартирных домах такая система используется редко, а вот в городской электросети или на промышленных предприятиях без нее никуда. Отключение электрики даже на короткое время чревато большими материальными потерями, поэтому необходимо обеспечить бесперебойную работу цепей напряжения до устранения поломки. АВР помогает в считанные минуты возобновить подачу электрической энергии и при этом пользователю ничего не нужно делать. Крупные фирмы и предприятия уже давно устанавливают минимум два ввода на две секции распределительных приборов. Их между собой разделяет секционный выключатель и обе секции функционируют автономно друг от друга. Для потребителей первой категории – это обязательная мера предосторожности, которая прописана в ПУЭ. Время срабатывания резерва зависит от модели прибора, качества сборки деталей, производителя и марки. Но в идеале оно должно быть от 3 до 8 секунд. Необходимость АВР проще доказать на примере. Допустим, есть важный охраняемый объект, который всегда должен быть освещен. По разным причинам основной источник питания может дать сбой. Тогда автоматически начинает действовать ввод резерва и при этом свет не будет отключен даже на минуту, освещение лишь станет немного более тусклым на 8 секунд до срабатывания аппарата. Принцип работы. Какая бы ни была конструкция автоматического ввода, ее главная задача – контроль напряжения. Он может осуществляться двумя способами: цифровой блок защиты или реле напряжения. Но в любом из вариантов сама схема работы одинакова. Ее проще объяснить на примере. Есть две рабочие линии А (основная) и В (резервная). Также у нас есть К – катушка реле и Л – лампа индикатора напряжения. При нормальных режимах ток проходит через катушку реле и лампу. Нормально-разомкнутые и нормально-замкнутые контакты функционируют по своей основной схеме, подавая напряжение на основную линию А. Но если на входе А ток пропадает, обе группы контактов возвращаются в исходное положение. Катушка прекращает свою работу и лампочка гаснет. Тогда срабатывает механизм защиты и замыкается контакт линии В, что приводит к возобновлению подачи электроэнергии. Как только неполадка будет устранена, К1 перекоммутирует все к исходному состоянию, то есть на линию А. Классификация. По своему устройству АВР могут быть: — Односторонние. В данном случае предусмотрено два ввода, один из которых главный, а другой – дополнительный.
— Двухсторонние. Также два ввода, но оба используются в качестве основных источников питания. В первом варианте в конструкции предусмотрена возможность переключения от одного источника к другому, а во втором она отсутствует, поскольку оба имеют одинаковый приоритет. АВР на аккумуляторах. Рынок электроники постоянно совершенствуется и сейчас в качестве резервного источника можно использовать даже аккумулятор транспортного средства. Но для этого нужно прикупить еще и инвертор, который будет преобразовывать постоянное напряжение в переменное. Конечно, для силовых цепей такой мощности маловато. Но вот при неожиданных отключениях осветительных линий такая схема вполне может обеспечить стабильное напряжение на время аварии. Но учитывайте, что аккумуляторы малой мощности помогут только на короткое время. Логический контроллер. Применяется для трехфазных сетей и учитывает практически все параметры сети, для создания совершенной системы. Это уже готовый блок, в конструкцию которого вмонтирован цифровой контроллер. Именно он и «считывает» все необходимые данные. Преимущество в том, что на корпусе очень подробная маркировка. Кроме того в комплекцию включена инструкция, разъясняющая как правильно подключать и отключать аппарат. Но тут нужно подумать, есть ли смысл в покупке модуля. Подключить его к трехфазной сети, которая питается от одного трансформатора не очень целесообразно. Только если имеется дополнительный мощный резервный источник питания. Бесконтакторные системы. Еще одно чудо техники, в котором для управления используется микропроцессорный блок. Переключение выполняют полупроводниковые коммутаторы, которые считаются более быстрыми и надежными, чем контакторы. Это идеальный модуль для тех, кто не любит возиться с проводами, поскольку в конструкции не предусмотрены механические контакты. А значит, не нужно проводить механическую блокировку. У таких аппаратов множество функций, которые расширяют возможности управления. И всего один недостаток: сложный ремонт, который потребует не только вмешательства электрика, но и помощи программиста. Особенности АВР в высоковольтных цепях. На первый взгляд схема может показаться сложной, но это из-за необходимости использования дополнительного оборудования. В цепях с напряжением, превышающим 1000 Вольт необходимо использовать трансформатор напряжения. Он будет контролировать и измерять сетевую энергию. На вторичной обмотке такого механизма напряжение в 100 Вольт (при нормальной работе). Чтобы связать его с автоматическим вводом, необходимо реле контроля фаз. Оно среагирует и на понижение электрической энергии, и на обрыв любой из фаз. Важно: такую схему можно реализовать только на новейшем оборудовании (многофункциональные терминалы защиты) или на механических реле старого образца.Инструкция по производству оперативных переключений в электроустановках — Примеры переключений
13.1.1. Перед отключением линий электропередачи необходимо выводить, а после включения, вводить АПВ, если это не делается автоматически.
13.1.2. При отключении воздушных и кабельных линий тупикового питания первым рекомендуется отключать выключатель со стороны нагрузки, вторым — со стороны питания. Включение следует выполнять в обратной последовательности.
13.1.3. При отключении линий, отходящих от электростанций, первым, как правило, необходимо отключать выключатель со стороны электростанции, вторым — со стороны энергосистемы. Подавать напряжение на линию нужно, как правило, со стороны энергосистемы.
13.1.4. Отключать нагрузку транзитных линий следует с той стороны, где неполнофазное отключение выключателя не приводит к работе защит и УРОВ. Подавать напряжение на линию необходимо, как правило, со стороны установки воздушных выключателей.
Лицо, по распоряжению которого выполняются переключения, обязано указывать, как включается или отключается линия под нагрузку или напряжение.
13.1.5. При отключении одной цепи двухцепной линии с ответвлениями, необходимо перевести питание ответвлений на линию, остающуюся в работе. Снимать напряжение с линии нужно после проверки отсутствия нагрузки. Отключение разъединителей или отделителей трансформаторов подстанций на ответвлениях допускается выполнять до отключения линии выключателями.
После отключения ВЛ достаточно отключить ее линейные разъединители. Шинные разъединители нужно отключать при необходимости выполнения работ на присоединении.
13.1.6. Включение одной из спаренных кабельных линий должно выполняться, как правило, после отключения линии, которая находится в работе. Допускается включение или отключение одной из спаренных линий 6-10 кВ линейными разъединителями без отключения выключателя со стороны питания при зарядном токе линии, не превышающем допустимый ток.
13.1.7. Последовательность операций и действий персонала при включении и отключении транзитной линии, с одной стороны которой отсутствует выключатель.
На подстанции Б:
- отключить заземляющие ножи линейного разъединителя со стороны линии.
На подстанции А:
- отключить линейные заземляющие ножи линейного разъединителя;
- включить линейный разъединитель и выключатель (линия опробуется напряжением);
- проверить наличие напряжения на всех фазах ввода линии;
- отключить выключатель линии, снять оперативный ток с привода и защиты этого выключателя, проверить его положение.
На подстанции Б:
- проверить отсутствие напряжения на вводе линии;
- включить линейный разъединитель (на линию подается напряжение).
На подстанции А:
- подать оперативный ток на привод и защиту выключателя и включить его (линия замыкается в транзит).
На подстанции А:
- отключить выключатель и линейный разъединитель;
На подстанции Б:
- отключить линейный разъединитель;
- включить линейные заземляющие ножи.
На подстанции А:
- включить линейные заземляющие ножи.
13.1.8. Последовательность операций при включении и отключении транзитной линии.
На подстанции А:
- отключить заземляющие ножи развилки шинных разъединителей;
- отключить заземляющие ножи линии.
На подстанции Б:
- отключить заземляющие ножи развилки шинных разъединителей;
- отключить заземляющие ножи линии;
- включить шинный разъединитель на соответствующую систему шин;
- включить линейный разъединитель.
На подстанции А:
- включить шинный разъединитель на соответствующую систему шин;
- включить линейный разъединитель;
- включить выключатель.
На подстанции Б:
- включить выключатель.
На подстанции А:
- отключить выключатель.
На подстанции Б:
- отключить выключатель;
- отключить линейный разъединитель;
- отключить шинный разъединитель.
На подстанции А:
- отключить линейный разъединитель;
- отключить шинный разъединитель;
- проверить отсутствие напряжения на вводе линии;
- включить заземляющие ножи в сторону линии;
- проверить отсутствие напряжения на развилке шинных разъединителей;
- включить заземляющие ножи в сторону выключателя линии.
На подстанции Б:
- проверить отсутствие напряжения на вводе линии;
- включить заземляющие ножи в сторону линии;
- проверить отсутствие напряжения на развилке шинных разъединителей;
- включить заземляющие ножи в сторону выключателя линии.
13.2 .Переключения при переводе присоединений с одной системы шин на другую.
13.2.1. При переводе присоединений с одной системы шин на другую последовательность операций с защитой шин и УРОВ определяется местными бланками переключений.
13.2.2. При переводе присоединения с одной системы шин на другую и при необходимости проверки синхронности напряжений в электроустановках, где отсутствуют приборы контроля синхронизма, синхронность напряжений систем шин и присоединений, которые переводятся, должны подтверждаться диспетчером, отдающим распоряжение про перевод.
13.2.3. Последовательность операций и действий персонала при переводе всех присоединений, находящихся в работе, с рабочей системы шин на резервную шиносоединительным выключателем:
- проверить отсутствие напряжения на резервной системе шин;
- проверить соответствие уставок на защитах ШСВ для режима опробования и ввести защиты с действием на отключение ШСВ;
- включить ШСВ и проверить наличие напряжения на резервной системе шин;
- снять оперативный ток с привода и защит ШСВ;
- вывести АПВ шин;
- включить шинные разъединители всех присоединений на резервную систему шин и проверить их включение;
- отключить шинные разъединители всех присоединений от системы шин, которая освобождается, и проверить их отключение;
- переключить питание цепей напряжения защит, автоматики и измерительных приборов на соответствующий трансформатор напряжения, если их питание не переключается автоматически;
- подать оперативный ток на привод и защиты ШСВ;
- проверить по амперметру отсутствие нагрузки на ШСВ и отключить его;
- проверить отсутствие напряжения на освободившейся системе шин;
- ввести АПВ шин.
13.2.4. Для открытых распределительных устройств с большим количеством присоединений, где шинные разъединители имеют приводы с дистанционным управлением, допускается перевод присоединений с одной системы шин на другую отдельными присоединениями поочередно. После перевода обязательна визуальная проверка положений шинных разъединителей переведенных присоединений на месте их установки.
13.2.5. Перевод всех присоединений, находящихся в работе, с одной системы шин на другую при помощи ШСВ в электроустановках с фиксированным распределением присоединений по системам шин, выполняется в такой последовательности:
- включить ШСВ (если он был отключен);
- УРОВ и защиту шин перевести в режим работы с нарушением фиксации;
- снять оперативный ток с привода и защит ШСВ;
- последовательность дальнейших операций приведена в 13.3.3.
13.2.6. Перевод части присоединений с одной системы шин на другую при помощи ШСВ в электроустановках с фиксированным распределением присоединений допускается выполнять отдельными присоединениями поочередно.
Переключение части присоединений с одой системы шин на другую без ШСВ при раздельной работе систем шин возможно только с предварительным отключением присоединений, которые будут переключаться. При переключении генераторов их необходимо синхронизировать.
Запрещается шунтирование и расшунтирование межсекционного реактора развилками шинных разъединителей присоединений. Эти операции рассматриваются как операции, проводимые под нагрузкой.
13.3. Переключения при выводе оборудования в ремонт и вводе его в работу после ремонта.
13.3.1. Последовательность операций и проверочных действий персонала при выводе в ремонт системы шин, которая находится в резерве (ШСВ отключен):
- повесить на ключе управления ШСВ плакат «Не включать — работают люди»;
- проверить на месте отключенное положение ШСВ и отключить его шинный разъединитель от резервной системы шин. При необходимости, отключить шинный разъединитель рабочей системы шин (с выводом АПВ шин);
- снять предохранители или отключить автоматические выключатели со стороны НН трансформатора напряжения резервной системы шин, закрыть шкаф и повесить плакат «Не включать — работают люди»;
- отключить шинный разъединитель трансформатора напряжения резервной системы шин;
- проверить отключенное положение разъединителей всех присоединений от системы шин, которая выводится в ремонт. На приводах отключенных разъединителей повесить плакаты «Не включать — работают люди»;
- проверить отсутствие напряжения на шинах, которые будут заземляться. Включить заземляющие ножи или наложить переносное заземление в случае отсутствия стационарных заземляющих ножей.
13.3.2. Перед вводом в работу системы шин после ремонта оперативный персонал обязан осмотреть место работ, проверить в каком положении находятся шинные разъединители присоединений, убедиться в отсутствии людей и посторонних предметов на оборудовании.
Последовательность операций и действий персонала при вводе в работу системы шин:
- снять временное ограждение и плакаты. Установить постоянное ограждение, если его снимали. Снять плакаты с приводов шинных разъединителей;
- снять переносные заземления и разместить их в местах хранения, отключить заземляющие ножи;
- проверить сопротивление изоляции шин мегомметром (если в этом есть необходимость);
- подать оперативный ток защит ШСВ;
- включить разъединитель трансформатора напряжения системы шин, которая вводится в работу, и установить предохранители (включить автоматические выключатели) со стороны низкого напряжения;
- включить разъединители ШСВ;
- подать оперативный ток на привод ШСВ;
- включить ШСВ и проверить наличие напряжения на системе шин, которая опробуется;
- восстановить нормальную схему электроустановки.
13.3.3. Перед вводом в работу секции КРУ после ремонта оперативный персонал обязан осмотреть место работ, убедиться в отсутствии людей и посторонних предметов на оборудовании.
Последовательность операций и действий персонала при вводе в работу секции КРУ:
- снять переносные заземления и разместить их в местах хранения, отключить заземляющие ножи;
- проверить сопротивление изоляции шин мегомметром, если это необходимо;
- убрать временное ограждение рабочих мест и плакаты. Установить постоянное ограждение (если его снимали);
- проверить наличие предохранителей со стороны НН ТН и переместить его тележку в рабочее положение (или при стационарном выполнении включить разъединитель ТН и установить предохранители со стороны НН ТН);
- при отключенном положении аппарата переместить в рабочее положение тележки — разъединители присоединения секционного выключателя, тележку секционного выключателя, тележки выключателей всех присоединений, которые вводятся в работу и резервного источника питания. В рабочем положении тележек проверить правильность их фиксации в шкафах и надежность штепсельных разъемов в цепях вторичной коммутации;
- включить выключатель рабочего питания и по приборам проверить наличие напряжения на шинах секции;
- ввести АВР и защиту минимального напряжения секции;
- включить выключатели присоединений секции.
13.3.4. Последовательность операций и действий персонала при выводе в ремонт трансформатора Т-1 на двухтрансформаторной подстанции:
- уточнить величину нагрузки трансформатора Т-2;
- перевести питание собственных нужд подстанции с трансформатора ТСН1 на трансформатор ТСН2 (отключить автомат АВ1, при этом должен включиться автомат АВ1-2);
- отключить рубильник РБ1 трансформатора ТСН1, запереть рукоятку рубильника на замок, повесить плакат «Не включать — работают люди»;
- проверить отсутствие замыкания на землю в сети 35 кВ, отключить разъединитель Р1 ДГР и включить Р2 ДГР;
- переключить АРКТ трансформаторов Т-1 и Т-2 с автоматического на местное управление;
- перевести РПН трансформатора Т-1 в положение, одинаковое с РПН трансформатора Т-2;
- вывести АВР секционного выключателя СВ 10 кВ, включить его и проверить наличие на нем нагрузки, отключить выключатель В1;
- включить секционный выключатель СВ 35 кВ и проверить наличие на нем нагрузки, отключить выключатель В3;
- проверить значение нагрузки на трансформаторе Т-2;
- на ключах управления выключателей В1, В3 повесить плакаты «Не включать — работают люди»;
- переключить АРКТ трансформатора Т-2 с местного на автоматическое управление;
- перевести РПН трансформатора Т-1 в положение, соответствующее режиму его номинального возбуждения (или недовозбуждения);
- включить заземляющий разъединитель в нейтрали трансформатора Т-1;
- дистанционно отключить отделитель ОД-1 трансформатора Т-1, проверить полнофазное отключение ножей отделителя, запереть на замок привод отделителя и на приводе вывесить плакат «Не включать — работают люди»;
- проверить отключенное положение выключателя В1 трансформатора Т-1, переместить тележку выключателя В1 в ремонтное положение, повесить плакат «Не включать — работают люди»;
- проверить отключенное положение выключателя ВЗ трансформатора Т-1;
- отключить разъединитель РТ1, запереть на замок привод разъединителя и повесить на нем плакат «Не включать — работают люди»;
- отключить разъединитель 10кВ ТСН-1;
- вывести газовую и технологическую защиты трансформатора Т-1;
- проверить отсутствие напряжения, включить заземляющие ножи с трех сторон Т-1 и, в зависимости от характера работ, наложить переносные заземления со стороны высшего, среднего и низшего напряжений трансформатора Т-1, а также на выводах трансформатора собственных нужд ТСН1.
13.3.5. Последовательность операций и действий персонала при вводе в работу после ремонта трансформатора Т-1 на двухтрансформаторной подстанции:
- осмотреть место работ, проверить, нет ли посторонних предметов на оборудовании;
- — убрать временное ограждение и плакаты, снять плакаты с приводов и ключей управления коммутационных аппаратов трансформаторов Т-1 и ТСН1;
- снять все установленные на присоединениях трансформаторов Т-1 и ТСН1 переносные заземления и разместить их в местах хранения;
- отключить заземляющие ножи с трех сторон Т-1;
- проверить отключенное положение короткозамыкателя КЗ1, включенное положение разъединителя в нейтрали трансформатора Т-1, переведено ли АРКТ трансформатора Т-1 на местное управление, находится ли РПН трансформатора Т-1 в положении, соответствующем режиму номинального возбуждения;
- ввести газовую и технологические защиты трансформатора Т-1;
- проверить отключенное положение рубильника РБ-1 и включить разъединитель 10 кВ ТСН-1;
- проверить отключенное положение выключателя ВЗ и включить разъединитель РТ1;
- проверить отключенное положение выключателя В1 и переместить его тележку в рабочее положение;
- включить отделитель ОД1 трансформатора Т-1;
- отключить заземляющий разъединитель в нейтрали трансформатора Т-1;
- переключить АРКТ работающего трансформатора Т-2 с автоматического на местное управление;
- дистанционно перевести РПН трансформатора Т-1 в положение, одинаковое с РПН трансформатора Т-2;
- включить выключатель В3, проверить нагрузку и отключить секционный выключатель СВ 35 кВ;
- включить выключатель В1, проверить нагрузку и отключить секционный выключатель СВ 10 кВ, ввести АВР СВ 10 кВ;
- переключить АРКТ трансформаторов Т-1 и Т-2 с местного на автоматическое управление;
- включить рубильник РБ1 трансформатора ТСН1 и восстановить нормальную схему питания собственных нужд подстанции;
- проверить отсутствие замыкания на землю в сети 35 кВ, отключить разъединитель Р2 ДГР и включить разъединитель Р1 ДГР.
13.3.6. Операции и действия персонала при выводе в ремонт линии электропередачи Л1 при «полуторной» схеме электрических соединений с воздушными выключателями координируются диспетчером и выполняются только по его распоряжениям, в такой последовательности:
- проверить допустимость отключения линии по режиму работы сети, выполнить необходимые режимные мероприятия, предусмотренные ремонтной схемой, в том числе операции с устройствами противоаварийной системной автоматики;
- отключить выключатели В50 и В51 и проверить отсутствие нагрузки;
- вывесить на ключах управления выключателей плакаты «Не включать — работают люди»;
- проверить на месте отключенное положение выключателей В50 и В51;
- отключить линейный разъединитель РВЛ1, снять предохранители (отключить автоматы) в оперативных цепях привода разъединителя РВЛ1, отключить силовые цепи привода указанного разъединителя;
- снять предохранители (отключить рубильники, автоматы) со стороны НН трансформатора напряжения НКФ51;
- включить заземляющие ножи разъединителя РВЛ1 в сторону линии;
- вывесить на привод разъединителя РВЛ1 плакаты «Не включать — работа на линии» и «Заземлено»;
- вывести АПВ линии;
- вывести действие системной автоматики на выключатели В50 и В51;
- перевести цепи напряжения защит на шинный ТН. Если это не предусмотрено проектом, вывести диффазную и дистанционную защиты, а также направленность земляной защиты;
- снять плакаты «Не включать — работают люди» с ключей управления и включить выключатели В51 и В50, проверить нагрузку на них.
13.3.7. Последовательность операций и действий персонала при вводе в работу после ремонта линии электропередачи Л1:
- проверить допустимость выполнения операций включения линии Л1, выполнить необходимые режимные мероприятия, в том числе операции с устройствами противоаварийной системной автоматики;
- снять плакат «Заземлено» и отключить заземляющие ножи разъединителя РВЛ1 со стороны линии;
- установить предохранители (включить рубильники, автоматы) со стороны НН трансформатора напряжения НКФ51;
- отключить выключатели В50 и В51 и проверить отсутствие нагрузки;
- вывесить на ключах управления выключателей плакаты «Не включать — работают люди»;
- если перевод цепей напряжения защит линии с линейного на шинный ТН не предусмотрен проектом, то ввести диффазную и дистанционную защиты, а также ускорение земляной защиты.
Если это предусмотрено, то перевести цепи напряжения защит линии с шинного на линейный ТН НКФ51;
- ввести действие системной автоматики на выключатели В50 и В51;
- ввести АПВ линии;
- проверить на месте отключенное положение выключателей В50 и В51;
- снять плакат «Не включать — работа на линии» с привода разъединителя РВЛ1;
- установить предохранители (включить автоматы) в оперативных цепях привода разъединителя РВЛ1, подать напряжение в силовые цепи привода и включить разъединитель РВЛ1;
- снять плакаты «Не включать — работают люди» с ключей управления и включить выключатели В51 и В50, проверить нагрузку на них;
- выполнить необходимые режимные мероприятия, в том числе с устройствами автоматики, предусмотренные диспетчерскими программами переключений.
13.4. Способы вывода выключателей в ремонт и ввода их в работу после ремонта.
13.4.1. Вывод в ремонт выключателей присоединений в зависимости от схемы электроустановки может быть осуществлен:
- при любой схеме электроустановки с одним выключателем на присоединение — отключением этого присоединения на все время ремонта выключателя, если это возможно по режиму работы электроустановки или сети;
- при схеме с двумя системами шин и одним выключателем на присоединение — заменой выключателя присоединения шиносоединительным;
- при схеме с двумя рабочими и обходной системами шин с одним выключателем на присоединение — заменой выключателя присоединения обходным;
- при схеме мостика с выключателем и ремонтной перемычкой на разъединителях для ремонта секционного выключателя — включением в работу перемычки на разъединителях, отключением секционного выключателя и выводом его из схемы при помощи разъединителей.
13.4.2. Основные группы операций по замене выключателя присоединения шиносоединительным выключателем:
- ввести защиты ШСВ с уставками согласно местной инструкции по РЗА и включить ШСВ;
- все присоединения, кроме одного , выключатель которого выводится в ремонт, перевести на одну систему шин, ШСВ оставить включенным. Выделенное присоединение необходимо оставить на той системе шин, со стороны которой установлены трансформаторы тока ШСВ;
- отключить ТН той системы шин, на которую собрано выделенное присоединение;
- из зоны действия ДЗШ вывести систему шин, на которой осталось включенным присоединение с выключателем, выводимым в ремонт;
- поочередно вывести из работы и переключить устройства релейной защиты и автоматики с трансформаторов тока выводимого в ремонт выключателя, на трансформаторы тока ШСВ, защиты ввести в работу. Перевод защит с трансформаторов тока выводимого в ремонт выключателя, на трансформаторы тока ШСВ не обязателен, если защиты ШСВ могут обеспечить полноценную защиту присоединения. При этом необходимо внести изменения лишь в схему защиты шин;
- отключить и заземлить в соответствии с требованиями ПТБ присоединение и выводимый в ремонт выключатель, расшиновать выведенный в ремонт выключатель, установить на провода вместо выведенного из схемы выключателя специальные перемычки;
- перевести действие защит присоединения на отключение ШСВ и опробовать их, ШСВ оставить в отключенном положении;
- внешним осмотром проверить правильность установки перемычек (на совпадение фаз), снять защитные заземления, включить шинный разъединитель присоединения (если линейный разъединитель выведен из схемы) на резервную систему шин;
- подать напряжение на присоединение с противоположного конца;
- включить ШСВ.
13.4.3. Основные группы операций по вводу в работу после ремонта выключателя присоединения, включенного в работу с помощью ШСВ:
- отключить и заземлить в соответствии с требованиями ПТБ присоединение, выключатель которого должен вводиться в работу, снять перемычки, установленные вместо выключателя, а вышедший из ремонта выключатель подсоединить к шинам;
- перевести действие защит присоединения на отключение вышедшего из ремонта выключателя, и опробовать защиты на его отключение;
- на месте работ проверить внешним осмотром правильность присоединения шин к аппаратам (на совпадение фаз), снять защитные заземления, включить линейный и шинный разъединители на резервную систему шин, ввести присоединение в работу включением двух выключателей;
- поочередно вывести из работы и переключить устройства релейной защиты и автоматики с трансформаторов тока ШСВ на трансформаторы тока вышедшего из ремонта выключателя, защиты ввести в работу;
- восстановить нормальную схему первичных соединений с распределением присоединений по шинами согласно принятой фиксации, защиту шин перевести в режим нормальной фиксации.
13.4.4. Основные группы операций по замене выключателя присоединения обходным выключателем:
- вывести АПВ системы шин, на которую нужно собрать схему обходного выключателя;
- подготовить схему обходного выключателя для опробования обходной системы шин напряжением рабочей системы шин, на которую собрано присоединение с выключателем, который выводится в ремонт;
- ввести в работу защиты ОВ с уставками для опробования обходной системы шин, ввести действие защиты шин на отключение ОВ, ввести пуск УРОВ от защит ОВ;
- включить обходной выключатель и проверить наличие напряжения на обходной системе шин;
- отключить обходной выключатель, вывести АПВ присоединения, проверить отключенное положение обходного выключателя и включить обходной разъединитель присоединения, выключатель которого выводится в ремонт;
- при помощи испытательных блоков ввести в схему защиты шин цепи трансформаторов тока обходного выключателя как выключателя присоединения;
- на защитах обходного выключателя выставить уставки, соответствующие уставкам защит данного присоединения;
- вывести пуск УРОВ от быстродействующих защит (ДФЗ, ДЗЛ);
- вывести быстродействующие защиты накладками;
- установить испытательные блоки в токовых цепях быстродействующих защит от трансформаторов тока ОВ;
- включить обходной выключатель;
- отключить выводимый в ремонт выключатель и проверить отсутствие на нем нагрузки;
- снять испытательные блоки в токовых цепях быстродействующих защит от трансформаторов тока выключателя присоединения;
- вывести защиту шин, выполнить необходимые переключения в ее цепях, проверить под нагрузкой небаланс ДЗШ и ввести ее в работу;
- быстродействующие защиты присоединения ввести в работу на отключение ОВ и пуск УРОВ;
- отключить разъединители с обеих сторон выводимого в ремонт выключателя, проверить отсутствие на нем напряжения и включить заземляющие ножи в сторону выключателя;
- ввести в работу АПВ системы шин и АПВ присоединения.
13.4.5. Основные группы операций по вводу в работу после ремонта выключателя присоединения, включенного при помощи обходного выключателя:
- отключить заземляющие ножи с обеих сторон вводимого в работу выключателя;
- испытательными блоками подключить резервные защиты присоединения к предварительно проверенным цепям трансформаторов тока вводимого в работу выключателя;
- ввести резервные защиты с выведенными органами направления мощности на отключение выключателя;
- вывести АПВ шин и АПВ присоединения;
- при отключенных шинных разъединителях опробовать напряжением вводимый в работу выключатель. Подача напряжения при опробовании линейных выключателей производится дистанционным включением линейного разъединителя присоединения или путем кратковременного отключения линии и подачи напряжения на выключатель от смежной подстанции. Выключатели трансформаторов опробуются подачей напряжения на трансформатор со стороны СН или НН. Операции опробования напряжением выключателей производятся, когда в этом есть необходимость;
- вывести пуск УРОВ от быстродействующих защит (ДФЗ, ДЗЛ);
- вывести быстродействующие защиты накладками;
- установить испытательные блоки в токовых цепях быстродействующих защит от трансформаторов тока выключателя присоединения;
- ввести испытательными блоками в схему защит шин цепи трансформаторов тока вводимого в работу выключателя;
- проверить отключенное положение вводимого в работу выключателя, включить его шинный и линейный разъединители;
- включить вводимый в работу выключатель;
- отключить обходной выключатель и проверить отсутствие нагрузки на нем;
- снять испытательные блоки в токовых цепях быстродействующих защит от трансформаторов тока ОВ;
- вывести защиту шин и выполнить необходимые переключения в ее цепях, проверить под нагрузкой небаланс ДЗШ и ввести ее в работу;
- проверить быстродействующие защиты под нагрузкой (выполняет персонал СРЗА) и ввести их в работу на отключение выключателя присоединения и пуск УРОВ;
- вывести резервные защиты, ввести в действие органы направления мощности, проверить их под нагрузкой (выполняет персонал СРЗА);
- ввести резервные защиты в работу;
- проверить отключенное положение обходного выключателя и отключить обходной разъединитель присоединения;
- ввести АПВ шин и АПВ присоединения.
- ввести АПВ присоединения и АПВ системы шин. 13.5.6. Основные группы операций при выводе в ремонт выключателя в схеме с двумя системами шин и двумя выключателями на присоединение:
- вывести АПВ присоединения и АПВ системы шин, на которую собран выводимый в ремонт выключатель;
- отключить выводимый в ремонт выключатель и проверить отсутствие на нем нагрузки;
- проверить на месте отключенное положение выключателя и отключить разъединители с обеих его сторон;
- снять испытательные блоки трансформаторов тока выведенного из схемы выключателя в токовых цепях защиты шин;
- поочередно вывести действие защит присоединения на выключатель, отсоединить их токовые цепи от трансформаторов тока выведенного выключателя, защиты проверить под нагрузкой (выполняет персонал СРЗА) и ввести их действие на оставшийся в работе выключатель;
- визуально проверить отсутствие напряжения и включить заземляющие ножи в сторону выведенного в ремонт выключателя;
13.4.6. Основные операции при выводе в ремонт секционного выключателя в схеме мостика при наличии ремонтной перемычки на разъединителях выполняются в такой последовательности:
- с противоположных сторон линий, питающих подстанцию, ввести ускорение резервных защит, вывести ДФЗ с обеих сторон линий, отключить токовые цепи этих защит от трансформаторов тока секционного выключателя и переключить их на трансформаторы тока ремонтной перемычки. Ввести взаимную остановку передатчиков ДФЗ линий при коротком замыкании на одной из них;
- вывести АПВ с противоположных сторон линий;
- снять предохранители (отключить автоматы) оперативного тока секционного выключателя;
- проверить на месте включенное положение секционного выключателя и включить разъединитель РР1 ремонтной перемычки;
- установить предохранители (включить автоматы) оперативного тока секционного выключателя, отключить секционный выключатель и проверить отсутствие на нем нагрузки;
- проверить под нагрузкой ДФЗ обеих линий и ввести эти защиты в работу с обеих сторон;
- выполнить необходимые работы в токовых цепях дифференциальных и максимальных защит трансформаторов (при необходимости с выводом защит);
- проверить на месте отключенное положение секционного выключателя и отключить разъединители с обеих его сторон;
- проверить отсутствие напряжения и включить заземляющие ножи в сторону секционного выключателя;
- ввести АПВ и вывести ускорение резервных защит с противоположных сторон обеих линий.
13.4.7. Основные операции при вводе в работу после ремонта секционного выключателя в схеме мостика с ремонтной перемычкой на разъединителях выполняются в такой последовательности:
- отключить заземляющие ножи с двух сторон секционного выключателя;
- вывести АПВ с противоположных сторон обеих линий;
- опробовать напряжением включенный секционный выключатель, для чего подготовить схему и подать напряжение на секционный выключатель от одного из трансформаторов, включением его выключателя на стороне среднего напряжения. Перед подачей напряжения следует ввести ускорение защит трансформатора со стороны СН;
- после осмотра собрать схему секционного выключателя и восстановить нормальную схему работы трансформаторов;
- ввести ускорение резервных защит и вывести ДФЗ с противоположных сторон обеих линий, переключить токовые цепи защит с трансформаторов тока ремонтной перемычки на трансформаторы тока секционного выключателя, вывести цепи взаимной остановки передатчиков ДФЗ;
- выполнить необходимые работы в токовых цепях защит трансформаторов (выполняет персонал МСРЗА);
- включить секционный выключатель и снять предохранители (отключить автоматы) оперативного тока секционного выключателя;
- проверить на месте включенное положение секционного выключателя и отключить разъединитель ремонтной перемычки;
- установить предохранители (включить автоматы) оперативного тока секционного выключателя;
- проверить под нагрузкой ДФЗ линий и ввести их в работу с обеих сторон по нормальной схеме;
- ввести АПВ и вывести ускорение резервных защит с противоположных сторон обеих линий.
13.4.8. Порядок вывода на подстанциях в ремонт МВ присоединений находящихся в оперативном управлении диспетчеров ОДГ РЭСов и других лицензиатов.
- производится перевод нагрузки по внутрисетевым связям диспетчерами РЭС, энергоучастка ДФ ГП «УЭУ» (выключателями).
- на подстанции по распоряжению диспетчера ОДГ РЭСа, энергоучастка лицензиата отключается МВ выводимого в ремонт присоединения;
- диспетчер ОДГ РЭС, энергоучастка лицензиата производит разборка схемы выводимого в ремонт присоединения на приемном конце.
- на подстанции по распоряжению диспетчера ОДГ РЭСа, энергоучастка лицензиата по бланку переключений отключаются ЛР, ШР и заземляется ввод выводимого в ремонт присоединения;
- на подстанции по распоряжению руководителя, специалиста заземляется развилка выводимого в ремонт присоединения.
13.4.9. Порядок вывода в ремонт на подстанциях МВ присоединений потребителей:
На руководителя, специалиста группы подстанций имеющего право ведения оперативных переключений и переговоров возлагается организация и контроль за порядком вывода в ремонт оборудования в соответствии с инструкцией по взаимоотношениям. Выполняются оперативные переключения в соответствии с порядком, изложенном в пункте 13.4.8.
- Технологический форум