Когда появилось электричество в санкт петербурге
Партнерский проект
У ИСТОКОВ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ ПЕТЕРБУРГА
год основания первой электросетевой компании
работников
тыс. км протяженность кабельных и воздушных линий
История энергетики прочно переплетена с историей всей страны. В конце XIX века развивающаяся держава нуждалась в крепкой основе для роста экономики и производства, что способствовало зарождению выдающейся инженерной мысли. Санкт-Петербург, столица царской империи, первым примерял на себя все новинки. Как электроэнергия вошла в наши дома и стала неотъемлемой частью жизни, рассказал «Ъ-СПб» генеральный директор ПАО «Россети Ленэнерго» Игорь Кузьмин.
«Электрификация Петербурга — дело рук больших энтузиастов. Здесь и изобретатели — Павел Яблочков, Александр Лодыгин, Федор Пироцкий, и предприниматели во главе с Карлом Сименсом, и выдающиеся инженеры — Генрих Графтио, Алексей Котомин и другие. Всех их объединяла вера в прогресс, желание развивать город, повышать качество жизни людей. Думаю, что эти стремления и сегодня присущи настоящим энергетикам. История не раз доказывала, что наша отрасль всегда была и остается крепкой опорой для региона и его жителей»,— говорит руководитель электросетевой компании.
В XIX веке право на освещение улиц полностью принадлежало газовым компаниям, а попытки привнести новинку — электричество — наталкивались на противодействие со стороны монополистов. Но в 1879 году «лазейка» нашлась.
Толчок к внедрению
Новый Литейный мост не попадал под соглашение города и газовиков. Павел Яблочков установил туда так называемые электрические свечи. Этот прецедент дал толчок электрификации города. Уже в следующем году начались работы по освещению улиц Петербурга и Москвы.
Следующая задача, которая встала перед энергетиками того времени,— строительство электростанций. Конкуренция не позволяла их строить на земле. Выход нашелся и здесь: в 1883 году было построено четыре электростанции на воде, их установили на баржах. Энергообъекты появились у Зеленого моста, у Цирка на Мойке и две — у Аничкова дворца. На каждой были смонтированы 12 динамо-машин, генерировавших 35 кВт.
Станция, которая принадлежала Карлу Сименсу, дала ток для 32 электрических фонарей на Невском проспекте.
А далее создается компания — прародитель ПАО «Россети Ленэнерго» под названием «Общество электрического освещения 1886 года». «Его появление по праву считается началом электрической эры России. Устав общества утвердил лично император Александр III, убедившись в преимуществах электрической энергии для освещения городских зданий и улиц. А мы чтим эту дату как день рождения нашей компании»,— замечает господин Кузьмин.
В 1898 году «Общество электрического освещения» ввело в строй свою первую промышленную электростанцию на Обводном канале — будущую ЭС-1 Центральной ТЭЦ. Наступил настоящий бум электрификации. За десять лет, с 1905 по 1915 год, суммарная мощность российских электростанций возросла в пять раз. Появляются новые отрасли: электротехническая промышленность и электроэнергетика, генерирующая электричество.
План ГОЭЛРО и выход из кризиса
Но наступают годы суровых испытаний: Первая мировая война, революции, гражданская война. «В 1917 году город впервые в своей “электрической” истории столкнулся с масштабным энергетическим кризисом. Станции, работавшие все последние месяцы без всякого запаса топлива, оказались не в состоянии давать ток в течение полных суток. Энергетический кризис больнее всего ударил по промышленно развитым губерниям. Пострадали в первую очередь Петроград и весь Северо-Запад как регионы, в которых было сосредоточено множество производственных ресурсов.
Поэтому еще до того, как в масштабах всей страны заработал план ГОЭЛРО, в Петроградском округе решили ввести свой локальный энергетический план. Естественно, для его составления требовались навыки высококвалифицированных специалистов-электротехников»,— рассказывает Игорь Кузьмин.
Возглавил восстановительные работы в Петрограде Алексей Котомин. Под его руководством сразу же был произведен учет запасов угля и дров, реконструированы воздушные и кабельные сети. Национализированные станции начали вновь регулярно вырабатывать электроэнергию.
«Ошеломительный скачок промышленности был бы невозможен без реализации плана ГОЭЛРО. Только представьте: в его разработке участвовали более 200 деятелей науки и техники, большинство из которых были из Петрограда. А темпы были колоссальны! По плану за первые десять лет требовалось построить 10 ГЭС и 20 ТЭЦ суммарной мощностью в 1,5 млн ватт. Уже в 1932 году только новые мощности вырабатывали столько электроэнергии, а годовое производство достигло почти 100 млрд кВт•ч: в 200 раз больше, чем в 1913 году»,— поясняет Игорь Кузьмин.
Появились новые производства. Выпускались мощные паро- и гидротурбины, котлы, автоматические регуляторы к ним, высоковольтные трансформаторы, кабели, способные передавать на большие расстояния энергию в 220 тыс. вольт, масляные выключатели для силовых установок, изоляторы, индукционные печи, электрооборудование для тракторов и автомобилей, тепловозов и самолетов. Кардинально изменились и технологии на заводах и фабриках. Клепку заменила электросварка, появились электрическая и газовая резка, дуговые и высокочастотные электропечи, в шахтах стали работать электрические машины для добычи полезных ископаемых.
125-летие энергосистемы Петербурга
Санкт-Петербургская энергосистема считается первой в Российской истории. Именно здесь 4(16) июля 1886 года Александр III утверждает Устав «Общества электрического освещения 1886 года», основанного Карлом Сименсом. Этот день принято считать днем основания энергосистемы Санкт-Петербурга.
Общество электрического освещения 1886 года
Собрание Общества, 1886 год
Путь только появившейся новой отрасли не был прост. Улицы Петербурга того времени освещались газовыми фонарями, в жилых домах имелись свечи, керосиновые лампы. Должны были пройти годы, чтобы люди привыкли к новому виду освещения. Первая освещенная улица в городе появилась благодаря стараниям Федора Апполоновича Пироцкого.
К идее освещения улицы в городе он подошел нестандартно. Проблема заключалась в том, что доставка газа для уличных фонарей была весьма прибыльным делом для «Общества газового освещения Санкт-Петербурга», являвшегося, по сути, монополистами. У пионеров электрификации не было возможности пустить электрический свет на улицы взамен газового. Пироцкому пришла в голову идея гениальная по своей простоте, он предложил пустить свет на городском мосту, который есть не что иное, как улица, только никому не принадлежит.
Так получилось, что первое пробное освещение в Петербурге появилось в 1879 году на Литейном мосту, а первой электростанции в городе пришлось расположиться на барже.
С именем Федора Пироцкого связан первый пуск трамвая в Санкт-Петербурге, но произошло это лишь в 1907 году. Для этого была построена специальная «Трамвайная» электростанция, одна из крупнейших электростанций того времени.
Другие три крупнейшие электростанции города были построены в период с 1897 по 1898 годы. «Общество электрического освещения 1886 года» строит электростанцию на Обводном канале, Общество «Гелиос» из Кельна строит свою электростанцию на Новгородской улице, Бельгийское анонимное общество возводит электростанцию на набережной реки Фонтанки.
После революции 1917 года городские электростанции национализируются. В 1919 году правительство создает ОГЭС (Объединение государственных электрических станций), целью которого становится объединение электростанций Петрограда. В 1922 году оно преобразовалось в трест «Петроток», в 1924 переименовано в трест «Электроток», а 10 августа 1932 года трест преобразован в Районное энергетическое управление (РЭУ) «Ленэнерго».
Спустя 60 лет в День энергетики 22 декабря 1992 года на базе производственного объединения «Ленэнерго» было создано АО «Ленэнерго». А 29 июля 2004 года совет директоров «Ленэнерго» принял решение приступить к реформированию компании по видам деятельности путем реорганизации Общества.
1 октября 2005 года в рамках реформирования энергетики России на базе генерирующих активов ОАО «Ленэнерго», ОАО «Колэнерго» и ОАО «Карелэнерго» была образована ОАО «ТГК-1» — наследник первых электрических станций «Общества электрического освещения 1886 года», созданного когда-то предпринимателем Карлом фон Сименсом.
Когда появилось электричество в санкт петербурге
16 июля 1886 года император Александр III утвердил Устав «Общества электрического освещения», учрежденного Карлом Сименсом. Этот день принято считать началом «электрической» эры – датой основания ОАО «Ленэнерго».
«Обществом электрического освещения 1886 года» построена первая электростанция на Обводном канале (построена «Обществом электрического освещения 1886 года»).
1897
Начиная с 1897 года в Петербурге появляются первые в России стационарные электростанции.
1907
В 1907 году известный русский ученый Генрих Графтио проектирует и запускает в эксплуатацию «Трамвайную» электростанцию.
1917
16 (29) декабря 1917 «Общество 1886 года» национализировано.
1919
В 1919 году «Общество 1886 года» включено в ОГЭС – Объединение Государственных Электрических Станций.
1922
В 1922 году построена первая тепловая электростанция «Уткина заводь».
1924
В 1924 году трест «Петроток» переименовали в трест «Электроток».
1926
19 декабря 1926 года вошла в строй не только первая, но и самая мощная в те годы гидроэлектростанция страны – Волховская ГЭС. В эти годы в «Ленэнерго» появляется первая в СССР линия электропередачи 110 кВ.
1929
В начале 1929 года Управление «Электротока» переехало в здание бывших Павловских казарм, где был оборудован первый диспетчерский пульт Ленинградской энергосистемы.
1932
C 1932 года и до наших дней объединение носит название «Ленэнерго».
1933
19 декабря 1933 года состоялся торжественный пуск Нижне-Свирской ГЭС – первой в мире электростанции, построенной на плывущем грунте – девонских глинах. Чтобы избежать возможной при таких условиях деформации сооружений, в их основание поместили массивную неразрезную бетонную плиту. Такое техническое решение было применено впервые в мире. Энергия ГЭС передавалась в Ленинград на подстанцию Чесменская по впервые сооруженной в нашей стране линии электропередачи напряжением 220 кВ, протяженностью 240 километров. Первой электростанцией, которая полностью была построена без участия иностранных специалистов, и оборудование которой впервые было произведено на отечественных заводах, стала Дубровская ГРЭС.
1941
В 1941 году в системе «Ленэнерго» было 20 предприятий: 6 тепловых электростанций, 3 гидростанции, сетевые и ремонтные предприятия.
Общая электрическая мощность – 758,5 тыс. кВт, выработка электроэнергии – более 30 миллионов кВт/час.
Во время Великой Отечественной войны «Ленэнерго» понесло значительный ущерб – были утеряны 2/3 мощности энергосистемы.
8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады. Но, во многом благодаря самоотверженному труду и мужеству ленинградских энергетиков, город выстоял.
1942
Зимой 1942 года по предложению «Ленэнерго» решено было восстановить и частично реконструировать Волховские линии напряжением 110 кВ и 35 кВ, а по дну Ладожского озера проложить в Ленинград четыре нитки кабеля напряжением 10 кВ. Этот кабель, длиной более 100 километров, собирали вручную.
В сентябре 1942 года благодаря этому уникальному техническому решению энергетическая блокада была прорвана. Это позволило Ленинграду выстоять.
1949
Уже в 1949 году энергосистема достигла довоенного уровня по мощности и выработке электроэнергии. В последующие годы строительство новых электростанций, а также развитие электрических и тепловых сетей продолжилось.
1964
В 1964 году в электросетевом хозяйстве Ленинградской области произошла значительная реорганизация. 28 областных энергетических эксплуатационных управлений сельского хозяйства «Сельэнерго» были ликвидированы, и на их базе организованы 8 предприятий электрических сетей «Ленэнерго» и службы сельской электрификации и распределительных сетей. Так появились Выборгские, Гатчинские, Кингисеппские, Лодейнопольские, Лужские, Новоладожские, Пригородные, Тихвинские электрические сети. В задачу новых предприятий входило электроснабжение сельскохозяйственного производства, промышленности и населения Ленинградской области. За первые 20 лет было построено 53 098 километров новых воздушных сетей напряжением 10 кВ и 6 кВ и 31 822 километра сетей напряжением 0,5 кВ. Это вдвое превосходило протяженность сетей, принятых от областных «Сельэнерго».
1965
С 1965 года началось формирование основной системообразующей электрической сети напряжением 330 кВ. Были введены подстанции «Восточная», «Чудово», «Южная» с линиями 330 кВ, обеспечивающими связь энергосистемы «Ленэнерго» с Объединенной энергетической системой Центра. Сооружена высоковольтная линия 750 кВ, освоены маслонаполненные кабели 10 кВ и 220 кВ, проложены тепломагистрали с диаметром труб 1400 мм, проведена комплексная автоматизация производственных процессов, телемеханизация управления и многое другое.
1967
В 1967 году все колхозы и совхозы были электрифицированы.
1975
В 1975 году все населенные пункты были электрифицированы.
1980
В 1980 году для увеличения экспорта электроэнергии в Финляндию построен уникальный для того времени Выборгский преобразовательный комплекс, включающий Выборгскую преобразовательную подстанцию и две линии 400 кВ. Не имевший в то время аналогов проект позволил ежегодно в течение 10 лет передавать до 4 миллиардов кВт/час электроэнергии при базовой мощности до 600 МВт. На тот момент это был самый высокий показатель в Европе.
1992
В 1992 году в результате приватизации учреждено Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Ленэнерго», которое стало правопреемником Ленинградского производственного объединения энергетики и электрификации «Ленэнерго».
2000
2000 год стал для Общества переломным. С 2000 по 2005 год в петербургской энергосистеме построено 5 новых системообразующих подстанций 110 кВ, реконструировано более 120 километров тепловых и десятки тысяч километров электрических сетей.
2005
8 апреля 2005 года на внеочередном Общем собрании акционеров ОАО «Ленэнерго» принято Решение о реорганизации ОАО «Ленэнерго» в форме выделения, о порядке и условиях выделения, о создании новых Обществ, о распределении акций создаваемых Обществ и о порядке такого распределения, об утверждении разделительного баланса.
ОАО «Ленэнерго» было реорганизовано путем выделения следующих компаний:
ОАО «Петербургская генерирующая компания»;
ОАО «Северо-Западная энергетическая управляющая компания»;
ОАО «Петербургская сбытовая компания»;
ОАО «Петербургские магистральные сети».
Название «Ленэнерго» сохранила за собой распределительная сетевая компания, ставшая одной из крупнейшей среди аналогичных компаний России.
Реформа – новый виток истории развития первой российской энергосистемы. Главная задача – адаптировать работу электроэнергетического комплекса к условиям рынка, в полной мере сохранив опыт, накопленный многими поколениями петербургских энергетиков.
2006
27 июля 2006 года Председатель Правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс и Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко подписали «Соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий для обеспечения надежного электроснабжения и создания условий по присоединению к электрическим сетям потребителей города Санкт-Петербурга».
Этот документ предусматривает беспрецедентные по своим масштабам инвестиции в развитие энергетического комплекса Северной столицы. Общая стоимость совместной программы, рассчитанной на период с 2006 года по 2012 год, оценивается в 300 миллиардов рублей. Объем инвестиций в развитие электросетевого комплекса ОАО «Ленэнерго» – 78 миллиардов рублей.
2007
9 июня 2007 года аналогичное Соглашение было подписано Председателем Правления РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом и Губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым.
Объем финансирования по объектам ОАО «Ленэнерго» – более 26 миллиардов рублей. Только за 2007 год Санкт-Петербург получил сразу 927 МВА дополнительных трансформаторных мощностей. Были построены сразу 4 новые подстанции 110 кВ. Среди них «Лахта», «Стрельна» и «Осиновая Роща-2».
2008
Размер уставного капитала ОАО «Ленэнерго» был увеличен с 785 миллионов рублей до 1019 миллионов рублей за счет проведения дополнительной эмиссии в пользу города Санкт-Петербурга. В результате Санкт-Петербург приобрел блокирующий пакет в уставном капитале Общества.
Проведенная дополнительная эмиссия в пользу субъекта Федерации – пример принципиально нового подхода к определению стратегии формирования распределительно-сетевых комплексов в России.
2009
В ОАО «Ленэнерго» создана сеть клиентских центров, позволяющая развивать отлаженную и комфортную систему комплексного обслуживания потребителей региона.
Открыты ЦОКи в Пушкинском, Выборгском, Кингисеппском, Гатчинском, Лужском районах Ленинградской области. Построены новые энергоисточники: подстанция 110 кВ №167 «Волковская», обеспечившая надежное электроснабжение Фрунзенского и Московского районов Санкт-Петербурга, Фрунзенский радиус метрополитена, и подстанцию 110/35/10 кВ № 322 «Вырица» в Гатчинском районе Ленинградской области – электроснабжение населенных пунктов: Вырица, Сусанино, Семрино, Кобралово, Новинка, Слудицы, Мины, Каушта, Красницы.
С 27 января 2009 года обыкновенные именные и привилегированные именные акции ОАО «Ленэнерго» включены в Котировальный список «А» второго уровня Фондовой биржы РТС. Это важный шаг в формировании инвестиционной привлекательности, информационной открытости и прозрачности компании, подтверждающий прочную позицию ОАО «Ленэнерго» среди ведущих компаний отрасли.
2020
14 мая 2020 года компания выполнила поручение Президента Российской Федерации Владимира Путина и завершила консолидацию электросетевых активов в форме присоединения дочерних обществ АО «Курортэнерго», АО «ЦЭК», АО «СПб ЭС», АО «ПЭС». Деятельность присоединенных обществ прекращена.
Консолидация позволила сформировать единый центр управления сетями, повысить надежность электроснабжения потребителей, снизить затраты на обслуживание сетей, оптимизировать капитальные вложения.
В августе 2020 года компания провела смену юридического наименования на ПАО «Россети Ленэнерго». Процедура переименования проводилась в рамках второго этапа внедрения единой бренд-архитектуры группы «Россети».
Для электросетевой организации сохранено историческое имя «Ленэнерго», которое применяется с 1932 года. Это символизирует преемственность опыта и традиций старейшей энергетической компании России.
Как освещали и согревали Петербург на заре электрификации
Не только своими дворцами, мостами, площадями и доходными домами может гордиться Северная столица, но и такими, казалось бы, обыденными промышленными объектами как электростанции. Тем более, что город стоял у истоков электрификации не только страны, но и мира. Корреспондент Города+ побывал на одной из первых электростанций города — ТЭЦ №3, и узнал — откуда берется электричество, и как работали эти предприятия в конце 19 века.
Электростанция №3 (ЭС-3) Центральной ТЭЦ изначально носила куда более интригующее название — «Бельгийское Анонимное Общество электрического освещения». Все потому, что акции это объединение, появившееся в конце 19 века, выпускало не именные. Сегодня объект, по адресу набережная реки Фонтанки дом 104, это одна из старейших крупных станций, которые ввели в эксплуатацию в имперской столице. Ей компанию на заре электрификации составили станции «Общества Электрического освещения 1886 г.» и кельнского общества «Гелиос». Как считают специалисты, сегодня из всех трех объектов, которые входят в состав нынешней Центральной ТЭЦ Петербурга, наиболее хорошо сохранилось и претерпела меньше перестроек именно «бельгийская». И это при том, что в 2018 году ТЭЦ №3 отмечает свое 120-летние.
«Мы видим историческое здание, где можно наблюдать все, что происходило с ним на протяжении его истории. Надеемся, что здесь будет музейный-учебный комплекс, где взрослые и дети смогут посмотреть, как этот объект начинал свою жизнь», — отметила директор музея истории энергетики Северо-Запада Наталья Быстрова.
ПАО «ТГК-1» и Дом культуры Льва Лурье в рамках проекта «Энергетический Петербург» открыли к юбилею объект для петербуржцев. Теперь здесь в формате экскурсий можно не только узнать, откуда берется электричество и какие локации в городе осветили в первую очередь, но и почему станция работала то на угле, то на мазуте, и сколько получал рядовой машинист.
На заре электрификации Петербурга
У Петербурга как быстрорастущего мегаполиса, где в конце 19 века проживало уже около 1 миллиона 260 тысяч человек, с каждым годом возрастали потребности, а электричество могло их решить. В голове обывателя оно тогда еще прочно ассоциировалось с освещением, а точнее с фонарями, и это не случайно.
Первым был освещен в городе мост Императора Александра II, ныне Литейный, в 1879 году. Но из-за противодействия газовщиков, которые тогда занимались освещением столицы, электричество не получило широкого распространения. Лишь четыре года спустя первые 32 фонаря зажглись на главной улице — на Невском проспекте. И это при том, что электростанции из-за происков газовщиков пришлось ставить на баржи в каналах.
Но новинкой заинтересовался император Александр III, который решил, что рождественский бал 1887 года хорошо бы провести при электрическом освещении. За два месяца в Зимнем дворце проложили 60 километров электросетей, и 7 января бал состоялся при свете пяти тысяч лампочек. Эта цифра была больше, чем количество ламп во всем Берлине на тот момент.
Начиная с 1880-х слова «первый» и «впервые» действительно соответствуют городу, как пионеру в электрификации и теплоэнергетике. Даже в освещении Парижа участвовали отечественные специалисты, а французы так и назвали лампочки — «русский свет». То, что популяризировал Томас Эдисон, было изобретением электротехников Павла Яблочкова и Александра Лодыгина, но модернизированное, доработанное и поставленное на поток.
Когда электростанция «Бельгийского Анонимного Общества электрического освещения» была запущена 22 мая 1898 года, она не была единственной в городе, но стала крупнейшей. На момент ее открытия в Петербурге действовали более 200-х станций. Все они обслуживали или важные объекты (Зимний дворец), или предприятия (Путиловский завод) или магазины. Охотно устанавливали динамомашины и в отдельных домах. Так на электрической тяге работал лифт для подъема посуды. Это считалось модным и удобным: светским людям не мешала во время трапезы прислуга.
Появление в конце 90-х сразу трех станций стало знаковым событием. Эти объекты строились с потенциалом обслуживать сразу несколько домов. Уже в начале 20 века они вырабатывали более 60% всей электроэнергии, которая производилась в городе, а работать в этой индустрии стало выгодно и престижно.
Откуда берется электричество
Чтобы получить электроэнергию необходимо топливо. Когда станция только открылась, здесь работали на угле. Его привозили по Введенскому каналу, так как водный транспорт был самым дешевым. В этом и причина расположения объекта — на пересечении канала с Фонтанкой. С помощью специальных элеваторов уголь доставлялся в котельное отделение. В огромном котле нагревалась вода, из-за чего и появлялся пар, который и подавался на турбины. Их в то время называли «тюрбины». Лопасти под давлением пара начинали вращаться и передавали энергию генератору, который вырабатывал электричество. Через трансформатор ток попадал в сеть, а оттуда в дома петербуржцев. Первым домом, который осветила станция стало здание, стоящее по соседству на набережной.
Среднегодовое потребление топлива станцией достигало двух миллионов пудов. В каждую вагонетку, с помощью которых доставляли уголь, помещалось лишь 40 пудов. Ценилось сырье из Великобритании, Польши и Донбасса. Использовали также и бакинскую нефть.
Поначалу в работе задействовали паровые машины, но от них быстро отказались в 1903 году в угоду паровым турбинам «Парсонс». Здание станции из красного кирпича в характерном индустриальном стиле было разделено на два больших помещения: турбинный зал и машинное отделение. В 1911-1914 годах в них установили семь котлов системы «Бабкок-Вилькокс» и шесть котлов фирмы «Фицнер и Гампер» с ручными угольными топками, а также десять вертикальных паровых машин и 6 турбин. Шум в этих залах от работы турбин был сравним с шумом в аэропорту.
Тяжелый труд и его цена
В котельном одолении работали машинисты и кочегары, их профессия была не так проста, как могло бы показаться. Изначально в этом зале располагались четыре котла, потом добавилось еще два, их обслуживали около 130 машинистов котельного отделения. Руководил процессом главный специалист.
На примере не безызвестного Сергея Аллиуева можно понять, насколько была престижна работа в энергетике. В 1913 году он получал на должности заведующего кабельным пунктом жалование в размере 170 рублей, также на рождество и пасху наградные в размере полугодовой зарплаты. Эти средства позволял ему жить в четырехкомнатной квартире, его дочери ездили в гимназию на извозчике, а сын учился в Политехническом. Отличалось и положение рабочих. Если служащие на промышленных предприятиях получали 18-25 рублей в месяц, то на электростанциях — 35-45 рублей. И это в то время, когда в самом дорогом ресторане города «Донон» можно было поужинать за 5 рублей с шампанским.
«Машинисты котельного отделения работали посменно. Видимо смены не продолжались дольше трех или четырех часов. В топке было очень жарко — до 45 градусов. Для рабочих делали специальную форму, но ею часто пренебрегали, раздевались, развязывали шнурки. Чтобы быстро снять обувь, если уголек попадет на ботинок, и не получить ожог»,- рассказал экскурсовод Дмитрий Ганапольский.
Старая топка была всего четыре на четыре метра. Машинисту приходилось распределять уголь, который закидывался с верхнего бункера, на решетку. Задача была в том, чтобы сырье равномерно прогорало. Только за один час на квадратном метре решетки сгорало до 150 килограммов угля. Когда образовывался шлак, то, по команде главного машиниста «подламывай», специальной кочергой его разбивали, и он проваливался вниз в вагонетки. Дальше его вывозили по рельсам к баржам. Отработанное сырье покидало станцию тем же путем, что и привозился уголь.
Зарплаты и престижность работы напрямую зависло от востребованности в новой энергии, которая на заре электрификации для потребителя измерялась часами, и стоила дорого — около 35 копеек. В 1870-х годах даже лампы брали в аренду за 45 рублей в месяц, а эти приборы обслуживали специальные электрики. Тогда процесс производства энергии и эксплуатации оборудования был дорогостоящим и трудоемким. Когда запустили электростанцию на Фонтанке, а также две других, то цена на электричество упала до двух трех копеек за час.
Как менялась станция
В 1920-х стало понятно, что у станции есть потенциал и отапливать дома горожан. Под турбинным залом в 1924 году установили бойлеры. Это позволяло нагревать воду отработанным паром с лопастей, которая и подавались потом по батареям. Именно в Ленинграде и именно на этой станции появился первый теплопровод длинной 250 метров вдоль Фонтанки. Считается, что причиной такому решению послужил ввод гидроэлектростанций в эксплуатацию. Тогда же решено было переоборудовать объект и включить его в единую сеть с централизованным диспетчерским управлением. На тот момент станция уже была национализирована, произошло это после революции. Когда стало ясно, что снабжение горячей водой работает без сбоев, в 1925-м ТЭЦ №3 стала поставлять тепло и воду в бывшую Обуховскую больницу и бани в Казачьем переулке.
Менялось и сырье, на котором работали здесь котлы. Сначала это был уголь и даже бакинская нефть, для которой организовали специальный нефтепровод от Десткосельского вокзала, ныне Витебского: цистерны разгружались, а потом топливо везли по узкоколейке на станцию и загружали в баки. Мазут хранили в качестве резервного топлива на тот случай, когда оборудованию приходилось работать при низких температурах.
Первая мировая война, революции, гражданская война, а потом и экономическая блокада — все привело к тому, что топливо перестали привозить в Петербург. Но выход нашли: все топки города перешли на дрова. Сотрудники выходили на разгрузку полным составом — от машиниста до секретарши. Из-за непонятного положения станцию потом некоторое время еще топили мазутом, и только в 1925 году вернулись к углю. Станция прекратила свою работу на время Великой Отечественной войны, уже после по программе восстановления здесь появилась полукилометровая трамвайная ветка, по которой возили уголь и увозили золу.
В 1960-е годы отказались и от сжигания угля. Теперь использовали газ, а в качестве резервного — снова мазут. Электроэнергия стала вырабатываться только в отопительный сезон: с середины сентября по середину мая. Тогда же в здании появился и центр управления с большим количеством рычагов, кнопок и переключателей. Трамвайные пути демонтировали, и об угольном периоде сейчас напоминают только несколько метров рельс во дворе. В последние годы электростанция №3 работала только как котельная и отапливала и снабжала водой дома трех районов города.