Как выполняются сопряжения анкерных участков
Перейти к содержимому

Как выполняются сопряжения анкерных участков

  • автор:

Устройство подвески в местах сопряжения анкерных участков

Простейшая двухпролётная схема сопряжения анкерных участков на перегоне. Между анкерными опорами располагается одна переходная (междуанкерная) опора, на консоли которой подвешиваются провода обоих анкерных участков подвески.
Несущие тросы подвешиваются на переходной консоли в общем седле. Контактные провода подвешиваются на струнах каждый к своему несущему тросу. У переходной опоры контактные провода удерживаются в требуемом положении относительно оси пути двойным фиксатором. На прямых участках при расположении переходной и анкерных опор с одной стороны пути применяются обратные консоли или обратные фиксаторы.
В случае, если переходная опора располагается на противоположной от анкерных опор стороне пути, необходимость в обпат ной консоли отпадает. Также не требуется установки обратных консолей или фиксаторов на кривых участках при расположении переходных опор с внешней стороны кривой.
В месте пересечения контактных проводов устанавливается ограничительная трубка (крестовая накладка). Ограничительной трубкой оба контактных провода в месте пересечения связываются между собой таким образом, что подъём любого из контактных проводов в этом месте вызывает одновременный подъём другого провода. Этим обеспечивается спокойный проход пантографа в обоих направлениях сопряжения.
Кроме ограничительных трубок у переходных опор устанавливаются продольные (крестовые) питательные соединители, служащие для обеспечения надёжного электрического соединения проводов смежных анкерных участков.
На прямых участках контактные провода у переходных опор смещаются относительно оси пути в ту же сторону, в которую отходят анкеровочные ветви подвески. На путях с односторонним движением поездов пересечение контактных проводов располагается у переходной опоры со стороны подхода к ней поездов.
При этом контактный провод следующего по направлению движения анкерного участка располагается сверху, благодаря чему обеспечивается спокойный проход пантографа по кресту в правильном направлении также и в том случае, если ограничительная трубка почему-либо окажется сорванной.
Отходящие на анкеровку ветви подвески монтируются с постепенным повышением. Высота контактного провода в месте анкеровки делается обычно на 0,50—0,60 м больше нормальной его высоты в пролёте.
В том месте, где происходит подхват анкеровочной ветви пантографом, контактный провод анкеровочной ветви регулируется по высоте так, чтобы он был выше основного провода не менее чем на 15 см. При таком подъёме исключается возможность приёма провода на боковую (нерабочую) часть лыжи пантографа.
Так как при соскакивании с контактного провода струны, расположенной в месте подхвата анкеровочной ветви пантографом, происходит опускание анкеровочной ветви и возникает опасность попадания её под рог лыжи пантографа, в местах приёма анкеровочной ветви пантографом устанавливают иногда двойные струны. При расположении анкерной опоры с внутренней стороны кривой анкеровочная ветвь входит в габарит пантографа ближе к середине пролёта. В этих случаях разница высот контактного провода рабочей и анкеровочной ветвей в месте, где последняя входит в габарит пантографа, должна быть не менее 30 см.
При определении в таких случаях места приёма пантографом анкеровочной ветви необходимо учитывать смещение оси пантографа внутрь кривой вследствие возвышения наружного рельса.
На трёх- и четырёхпутных участках при опорах с гибкой поперечиной анкеровочные ветви средних путей пересекают контактную подвеску одного из крайних путей. Расстояние от рабочего провода до провода анкеровочной ветви в этом случае должно быть не менее 40—50 см.
Для сохранения этого расстояния при изменениях температуры и при подъёме контактной подвески пантографом контактный провод анкеровочной ветви подвешивается на струнах к несущим тросам рабочих ветвей контактной подвески в местах пересечения с ними.
В несущий трос и контактный провод такой анкеровочной ветви включаются изоляторы, располагаемые по оси междупутья между средним и крайним путями. Иногда, для того чтобы избежать слишком крутых углов отвода анкеровочных ветвей от среднего пути, их продолжаютна два пролёта в каждую сторону от переходной опоры.
Сопряжение анкерных участков контактного провода может быть выполнено и без анкеровки несущего троса. В этом случае несущий трос пропускается без перерыва, анкеровочные же ветви контактного провода подвешиваются на отдельном отрезке троса, который монтируется между анкерными опорами на двух пролётах сопряжения.
Узел крепления двух контактных проводов у переходной опоры является одним из наиболее жёстких мест контактной цепной подвески. Поэтому на перегонах в последнее время применяют трёхпролётную схему сопряжения анкерных участков. В этом случае между анкерными опорами располагаются две переходные, причём переход пантографа с одного провода на другой происходит в среднем пролёте. В этом пролёте каждый из контактных проводов по мере приближения к переходной опоре, с которой он отводится на анкеровку, постепенно повышается и у переходной опоры располагается на 20 см выше рабочего контактного провода.
При таком сопряжении почти полностью устраняется опасность захвата пантографом анкеровочной ветви контактного провода, и переход пантографа с одного анкерного участка на другой получается значительно более спокойным.
Сопряжение анкерных участков по трёхпролётной схеме может быть выполнено также и без анкеровки несущего троса.
В тех случаях, когда сопряжение анкерных участков располагается в месте секционирования контактной сети, применяются сопряжения с воздушным промежутком. Такие сопряжения могут быть выполнены по трёхпролётной или четырёхпролётной схеме.
При трёхпролётной схеме сопряжения с воздушным промежутком между анкерными опорами располагаются две переходные опоры. В пролёте между переходными опорами контактные подвески смежных анкерных участков располагаются в параллельных вертикальных плоскостях на расстоянии 40 см одна от другой. Контактные провода в переходном пролёте располагаются с постепенным повышением, причём у переходных опор в приподнятый контактный провод и в его несущий трос включаются изоляторы.
В последнее время для обеспечения более плавного прохода пантографа вместо трёхпролётных применяют четырёхпролётные анкеровки с воздушным промежутком. В этом случае, между анкерными опорами размещаются три переходные опоры, причём на средней переходной опоре контактные провода располагаются в одном уровне. На остальных переходных опорах расположение проводов остаётся таким же, как на переходных опорах; при трёхпролётной схеме сопряжения с воздушным промежутком.
Переход пантографа с одной секции контактной сети на другую происходит в этом случае у средней переходной опоры, а не в середине пролёта, как при трёхпролётной анкеровке с воздушным промежутком.
Разделяемые воздушным промежутком секции контактной сети единяются между собой электрически через продольный секционный разъединитель, который располагается на одной из переходных опор.
Сопряжение анкерных участков с нейтральной вставкой состоит из двух последовательно включённых воздушных промежутков, причём расположенная между ними нейтральная вставка может быть с обеих сторон отключена от напряжения секционными разъединителями. Длина нейтральной вставки выбирается таким образом, чтобы при проходе через неё обращающихся на данном участке поездов невозможно было одновременное замыкание пантографами обоих воздушных промежутков.

Выбор инструмента для домашнего ремонта

Вооружившись качественным инструментом для ремонтно-строительных работ, вы сможете воплощать в жизнь свои идеи и проекты, развивать собственные навыки и творческие способности.

Полы и потолки: выбор и технологии монтажа

При ремонте или строительстве нужно учитывать, что именно пол и потолок задают тон всему помещению, и от того, насколько тщательно продуман их дизайн, во многом зависят такие понятия, как комфорт и уют, стиль и гармония.

Подготовка и отделка поверхностей

Грамотно подготовленные поверхности гарантируют, что ремонт не придется переделывать заново. Именно потому столь важно подойти к задаче со всей серьезностью, соблюдая технологии максимально точно.

Электрика и бытовая техника: монтаж и подключение

Своевременная замена электросетей и их проектирование в соответствии со стандартами качества позволит избежать «дорогостоящих» проблем, связанных с надежностью и функциональностью проводки.

Монтаж отопления, сантехники и канализации

Основными факторами, которые делают жилье уютным и приспособленным для проживания являются: наличие системы водоснабжения, отопления, канализации и качественные комплектующие.

Выполнение работ по гидро- и теплоизоляции

Надежная гидроизоляция и утепление элементов жилища не только поспособствует тому, чтобы ваш дом был теплым даже в пятидесятиградусный мороз, но и избавит от необходимости переплачивать за теплоносители.

Выполнение работ в загородном доме

О загородном доме не мечтает, наверно, только тот, кто его уже имеет. Сегодня обилие материалов и инструментов позволяют осуществить эту мечту даже тем, кто не имеет специальных знаний.

Организация и выполнение сварочных работ

Несмотря на кажущуюся простоту выполнения работ по сварке, недостаток опыта, квалификации и знаний технологического процесса может привести к зря потраченному времени.

Адреса организаций: Строительные и ремонтные работы Продажа стройматериалов Продажа строительной техники Продажа инструмента
&nbsp&nbsp © При цитировании материалов сайта ДомРемСтрой.Ру наличие гиперссылки обязательно. &nbsp&nbsp

Тема: Сопряжениям анкерных участков — качественное содержание

Сопряжения анкерных участков требуют постоянного внимания для обеспечения плавного перехода токоприемников и надежного пропуска тягового тока к ЭПС. Для обеспечения безопасности движения поездов на неизолирующем сопряжении проверяют состояние контактных подвесок и место их сопряжения (рис. 1,а). При пересечении несущих тросов в одной плоскости на переходной опоре, для недопущения их пережога, должен быть установлен зажим на оба несущих троса. Обращают внимание на наличие двух звеньевых струн на анкерной ветви в том месте, где она входит в зону вертикальных перемещений токоприемника. Также проверяют расстояние по вертикали между рабочим и нерабочим контактными проводами (300 мм) и по горизонтали между стыковыми зажимами анкерной ветви и осью токоприемника (не менее 1 м).

На переходных опорах проверяют расстояние по вертикали — 200 мм, а в переходном пролете по горизонтали между контактными проводами анкерных участков — 100 мм. В переходном пролете перемещение токоприемника с одного анкерного участка на другой должно быть плавным на длине 8 — 12 м. На этом участке не допускается наличие жестких точек. Сопряжение, на котором предусмотрена плавка гололеда или профилактический подогрев проводов электрическим током, проверяют на наличие и состояние орешковых изоляторов в звеньевых струнах и расстановку электрических соединителей согласно принятой схеме.

Также необходимо на переходных опорах проверять взаимное расположение консолей компенсированных подвесок. Наряду с этим определяют состояние и сечение продольных электрических соединителей, места крепления к несущим тросам и контактным проводам (рис. 1,6). Сечения электрических соединителей должны соответствовать площади сечения соединяемых подвесок анкерных участков. При наличии
ОПН проверяют надежность подключения шлейфа к электрическому соединителю.

Для секционирования контактной сети на перегонах и главных путях станции применяют изолирующие сопряжения. Причем на прямых и кривых участках пути радиусом более 2000 м они должны быть трехпролетные или четырехпролетные, а радиусом 2000 м и менее и в ограниченных (стесненных) по габариту местах — трехпролетные (рис. 2).

При такой схеме между анкерными опорами устанавливают две переходные опоры. На них монтируют провода таким образом, чтобы в пролете между переходными опорами контактные провода были на определенном расстоянии друг от друга, образуя так называемый воздушный промежуток, обеспечивающий плавный проход токоприемников и одновременно электрическую изоляцию между ветвями подвесок.

На изолирующих сопряжениях не допускается совмещение компенсированных и полукомпенси-рованных контактных подвесок.

Также необходимо проверить расстояние между внутренними
сторонами рабочих контактных проводов и длину по вертикали от врезного изолятора у переходной опоры до рабочего контактного провода.

Фиксаторы, струны, консоли, электрические соединители не должны соприкасаться, обеспечивая изоляцию анкерных участков при температурных изменениях.

Рис. 1. Общий вид неизолирующего сопряжения анкерных участков (а), продольные электрические соединители на сопряжении (б):

1 — продольный электрический соединитель; 2 — несущий трос анкерного участка; 3 — несущий трос сопрягаемого анкерного участка; 4 — контактный провод анкерного участка; 5 — контактный провод сопрягаемого анкерного участка

Контактные провода в переходном пролете относительно друг друга постепенно повышаются в сторону анкеровки, находясь на одном уровне в средней части переходного пролета. У переходных опор в контактные провода и несущие тросы, идущие на анкеровку, должны быть врезаны изоляторы. Необходимо регулярно проверять их состояние. Пролет между переходными опорами изолирующего сопряжения для обеспечения необходимой ветроустойчивости в сравнении с остальными промежуточными пролетами должен быть уменьшен на 10 — 25 %.

Для более плавного перехода токоприемника применяют четырехпролетную схему изолирующего сопряжения анкерных участков. Между анкерными опорами размещают три переходные опоры, причем на средней из них контактные провода располагают в одном уровне. На остальных переходных опорах провода подвешивают так же, как и в трехпролетном изолирующем сопряжении. Передвижение токоприемни-
ка с одной секции контактной сети на другую в этом случае происходит в зоне средней переходной опоры, а не в середине пролета.

Изолирующие сопряжения, как правило, располагают на прямых участках пути. На двухпутных участках переходные опоры разных путей смещают вдоль пути относительно друг друга примерно на 5 м. Это делается для того, чтобы обеспечить необходимое безопасное расстояние между перекрывающими фиксаторами.

Контактные провода в компенсированной подвеске и несущие тросы относительно друг друга перемещаются поворотными консолями и фиксаторами, которые установлены для каждой ветви раздельно. При установке одной поворотной консоли на переходной опоре в компенсированной подвеске один или оба несущих троса подвешивают на роликах. Этот вариант в практике применяется крайне редко. Продольный секционный разъединитель, соединяющий секции контактной сети, монтируют на одной из переходных опор.

На линиях переменного тока при питании секций разными фазами, а также в случае питания напряжением разного рода тока и при подходах к заземленным участкам подвески в искусственном сооружении со стесненными габаритами, где недопустимо замыкание двух секций через токоприемник, применяют нейтральные вставки (рис. 3).

Изолирующие сопряжения, как правило, располагают на прямых участках пути.

Нейтральные вставки устраивают из двух изолирующих сопряжений анкерных участков, расположенных последовательно друг за другом. При проходе нейтральных вставок недопустимо одновременное перекрытие токоприемниками обоих изолирующих сопряжений. Поэтому длину нейтральной вставки монтируют больше, чем расстояние между крайними токоприемниками электро-подвижного состава при любом сочетании. При моторовагонной тяге эта длина составляет около 200 м (рис. 3,6). Если на участке имеется только электровозная тяга, длину нейтральной вставки принимают 80 — 120 м (рис. 3,а).

Рис. 3. Схема нейтральных вставок с нейтральной вставкой (а, б), расстановка сигнальных знаков на нейтральных вставках (в):

1 — изолирующее сопряжение; 2 — нейтральная вставка; 3 — сигнальный знак «Отключить ток»; 4 — сигнальный знак «Включить ток» на электровозе; 5 — тяговая рельсовая цепь; 6 — тяговая подстанция переменного тока; 7 — сигнальный знак «Включить ток на электропоезде»; 8 — отличительные знаки, ограничивающие воздушный промежуток; 9 — сигнальный знак «Отключить ток» (перед нейтральной вставкой, не более одного пролета), стрелкой обозначено направление движения поездов

Электроподвижной состав нейтральную вставку проходит по инерции с отключением тока, о чем предупреждают сигнальные знаки «Отключить ток» за 50 м до начала нейтральной вставки, а также знак «Включить ток» для электровозов через 50 м и для электропоездов через 200 м после конца нейтральной вставки.

Токоприемник в момент нахождения в пределах изолирующего сопряжения замыкают обе секции контактной сети. При этом, если заезд осуществляется под нагрузкой на заземленный обесточенный участок, в том числе на нейтральную вставку, между полозом токоприемника и контактным проводом возникает электрическая дуга. Это приводит к пережогу контактного провода и, более того, развиваясь, дуга может переброситься на провод другой секции с последующим пережогом проводов.

Для предотвращения пережогов контактной сети на изолирующем сопряжении линий постоянного и переменного тока (в том числе и при нейтральных вставках) в месте, где происходит отрыв токоприемника от контактного провода, идущего на ан-керовку, монтируют устройство УЗП. Оно предотвращает пережог провода в случае возникновения электрической дуги. Это устройство (рис. 4) состоит из стальных защитных полос специального профиля длиной по 0,6 м, площадью сечения 25×4 мм, крепежных деталей, а также изолированных струн и троса, смонтированного на несущем тросе и закрепленного к нему зажимами через 0,5 м.

Профиль защитных полос обеспечивает их плотное прилегание и закрепление на контактном проводе. Монтаж защитных полос выполняют по обе стороны контактного провода в разбег со смещением на три отверстия. Болтовое соединение выполняют с установкой гроверных шайб. Общая длина защитной полосы на каждом контактном проводе составляет 7 м. До зоны отрыва защитные полосы устанавливают на длине порядка 3 — 3,5 м. При двух контактных проводах защитные полосы соединяют через

3 м скобами, на которые крепят регулировочные изолированные струны.

В местах расположения защитных полос в зоне подхвата контактного провода отходящая ветвь должна быть приподнята на 200 — 300 мм. На несущий трос подкатывают предохранительный шунт
(ПБСМ-70, ПБСМ-95) длиной 10 — 15 м и крепят его болтовыми зажимами через 0,5 м.

При осмотрах и ремонтах сопряжений обращают внимание на состояние защитных полос и износ контактных проводов под ними, а также под изоляцией.

При двухстороннем движении поездов защитные устройства от пережогов проводов устанавливают в обоих направлениях. Ограждение нормально-разомкнутых изолирующих сопряжений приведено на рис. 3,в.

Переходные опоры контактной сети, ограничивающие изолирующие сопряжения, должны иметь отличительный знак — чередующиеся четыре черные и три белые горизонтальные полосы. Первая опора по направлению движения поездов, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой. Знаки наносят непосредственно на опору или щит, закрепленный в опоре при высоте 4 — 5 м от поверхности земли.

Рис. 4. Переходной пролет открытого воздушного промежутка (изолирующего сопряжения анкерных участков) с двухсторонним движением поездов:

1 — контактная подвеска анкерного участка; 2 — звеньевая струна с орешковым изолятором; 3 — предохранительный шунт на несущем тросе анкерного участка; 4 — защитные полосы на контактном проводе анкерного участка; 5 — защитные полосы на контактном проводе сопрягаемого анкерного участка; 6 — предохранительный шунт на несущем тросе сопрягаемого анкерного участка; 7 — контактная подвеска сопрягаемого анкерного участка; 8 — изолирующая трубка на контактном проводе сопрягаемого анкерного участка; 9 — изолирующая трубка на контактном проводе анкерного участка

На участках постоянного тока применяют световые указатели «Опустить токоприемник», имеющие сигнальное значение при появлении на них мигающей светящейся полосы, когда снимается напряжение в контактной сети фидерной зоны. При появлении мигающей полосы машинист
опускает токоприемник, и этим предотвращается пережог контактных проводов.

Для плавки гололеда в пределах изолирующих сопряжений анкерных участков устанавливают электрические соединители, а в звеньевые струны монтируют «орешковые» изоляторы. Это делается и для того, чтобы обеспечить плавку гололеда на контактных проводах и предотвратить перетекание тока с несущих тросов на контактные провода.

Изолирующие сопряжения от пережогов проводов защищают также схемами мгновенного автоматического повторного включения, монтируемыми на тяговых подстанциях и постах секционирования. При подаче напряжения на обесточенный или заземленный участок через полоз токоприемника от специального реле напряжения включается соответствующий быстродействующий выключатель. Он шунтирует изолирующее сопряжение, тем самым предупреждая возникновение дуги или прекращая ее горение. Работу на изолирующих сопряжениях выполняют по технологической карте.

Инженеры В.Е. ЧЕКУЛАЕВ, В.Ю. БЕКРЕНЕВ, МГУПС

Сопряжение анкерных участков

Сопряжение анкерных участков — соединение двух смежных анкерных участков контактной подвески, обеспечивающее беспрепятственный переход токоприёмников электроподвижного состава с одного из них на другой благодаря размещению в одних и тех же пролётах контактной сети конца одного анкерного участка и начала другого. Различают сопряжения анкерных участков неизолирующие (без секционирования контактной сети) и изолирующие (с секционированием контактной сети).

Схемы сопряжений анкерных участков: а — неизолирующего; б — изолирующего без нейтральной вставки; в — изолирующего с нейтральной вставкой для электровозной тяги; lо — длина обычного пролёта; 1 — ось железнодорожного пути; 2 — анкерные опоры; 3 — продольные электрические соединители; 4 — переходные опоры; 5 — изоляторы; 6 — нейтральная вставка; 7 — секционные разъединители с ручным приводом (нормально-разомкнутые); 8 — сигнальный знак «Отключить ток»; 9 — сигнальный знак «Включить ток».

Неизолирующие сопряжения осуществляют во всех случаях, когда требуется включить в провода контактной подвески компенсаторы (см. Компенсация натяжения проводов). При этом достигается механическая независимость анкерных участков. Такие сопряжения анкерных участках монтируют в трёх, реже в двух пролётах. При двухпролётном (простом) сопряжении анкерных участков пересечение контактных проводов разных анкерных участков образует «жёсткую точку», что ухудшает качество токосъёма. Наиболее распространены трёхпролётные сопряжения анкерных участков, называемые также (рис. а) эластичными. Хотя применяются и пятипролётные сопряжения, например, на высокоскоростных линиях в Германии. При движении электроподвижного состава по сопряжению анкерных участков полоз токоприёмника скользит по контактному проводу одного анкерного участка, затем между переходными опорами касается контактных проводов обоих анкерных участков, а потом переходит на контактный провод следующего анкерного участка. На таких сопряжениях анкерных участков имеются продольные электрические соединители, площадь сечения которых должна быть эквивалентна площади сечения проводов контактной сети.

Изолирующие сопряжения применяют при необходимости секционирования контактной сети, когда кроме механической нужно обеспечить ещё и электрическую независимость сопрягаемых участков. Такие сопряжения анкерных участков устраивают с нейтральными вставками (участками контактной подвески, на которых нормально напряжение отсутствует) и без них. В последнем случае обычно применяют трёх- (реже четырёх-) пролётные сопряжения, располагая контактные провода сопрягаемых участков в среднем пролёте на расстоянии 550 мм один от другого (рис. б). При этом образуется воздушный промежуток, который совместно с изоляторами, включёнными в приподнятые контактные подвески у переходных опор, обеспечивает электрическую независимость анкерных участков. Переход полоза токоприёмника с контактного провода одного анкерного участка на другой происходит так же, как и при неизолирующем сопряжении. Однако при нахождении токоприёмника в среднем пролёте электрическая независимость анкерных участков нарушается. В случаях, когда подобное нарушение недопустимо (при питании контактных сетей сопрягаемых участков от разных фаз энергосистемы на линиях переменного тока, или если они принадлежат к разным системам тягового энергоснабжения), применяют нейтральные вставки.

При изолирующем сопряжении анкерных участков с нейтральной вставкой (рис. в) полоз токоприёмника сначала переходит с контактного провода одного анкерного участка на контактный провод нейтральной вставки, а затем на контактный провод другого участка. Длину нейтральной вставки выбирают так, чтобы при нескольких поднятых токоприёмниках одного поезда было исключено одновременное обоих воздушных промежутков, что привело бы к замыканию проводов, питающихся от разных фаз или находящихся под различными напряжениями. При электровозной тяге сопряжение анкерных участков с нейтральной вставкой при возможности кратной тяги занимает 5—6 пролётов, а при моторвагонной — 7—8.

Сопряжение анкерных участков с нейтральной вставкой во избежание пережога контактного провода электроподвижного состава проходит на выбеге, для чего за 50 м до начала вставки устанавливают сигнальный знак «Отключить ток», а после конца вставки при электровозной тяге через 50 м и при моторвагонной тяге через 200 м — знак «Включить ток». Для того чтобы вывести поезд при его вынужденной остановке под нейтральной вставкой, на неё временно подают напряжение с той стороны, в которую будет двигаться поезд, включая один из предусмотренных для этой цели секционных разъединителей.

Иногда применяют нейтральные вставки без изолирующих сопряжений анкерных участков, устанавливая в контактной подвеске последовательно два секционных изолятора (Болгария) или врезая в провода подвески полимерные элементы, допускающие скольжение по ним полоза токоприёмника (Япония).

  • «Энциклопедия железнодорожного транспорта», научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995 год.
  • Термины и понятия железных дорог
  • Электроснабжение железнодорожного транспорта

Машинисту о контактной сети — Сопряжения анкерных участков

Пролеты, в которых по каждому пути располагаются концевые части контактных подвесок двух смежных анкерных участков, являются зоной сопряжения анкерных у ч а с т к о в. Границами сопряжения являются анкерные опоры, на которые заанкерованы контактные подвески разных участков. В настоящее время большая часть сопряжений — трехпролетные (рис. 31). Средний пролет, ограниченный переходными опорами, в котором смежные контактные подвески располагаются параллельно одна другой, называется переходным. Расстояние между несущими тросами и между контактными проводами разных подвесок равно здесь 100 мм.
Основное требование, которое предъявляется к сопряжению,— обеспечить плавность перехода полоза движущегося токоприемника с контактного провода одного анкерного участка на провод другого участка. Это достигается расположением контактных проводов смежных анкерных участков в переходном пролете с небольшими уклонами, направленными в разные стороны: в створе каждой переходной опоры рабочим является контактный провод одного анкерного участка, а другой провод (не являющийся рабочим) поднят над первым на 200 мм. В середине пролета оба контактных провода расположены на одной высоте. При такой регулировке полоз движущегося токоприемника в начале переходного пролета скользит по контактному проводу пройденного анкерного участка, затем по проводам обоих участков и, наконец, по проводу впереди прилежащего участка.

Рис. 31. Трехпролетное сопряжение анкерных участков:
1, 4 — анкерные опоры, 2, 3 — переходные опоры, КП — контактные провода

Продольный электрический соединитель

Рис. 32. Продольный электрический соединитель

Отходящие к анкерным опорам нерабочие ветви контактного провода располагают таким образом, чтобы в местах, где нерабочая ветвь входит в габарит токоприемника, ее возвышение над уровнем рабочего контактного провода составляло не менее 300 мм. Это исключает возможность соприкосновения нерабочего провода с полозом токоприемника.
Для того чтобы ток с контактной подвески одного анкерного участка мог переходить на подвеску другого участка, на сопряжении устанавливают электрические соединители гибкие провода, соединяющие между собой все провода обеих подвесок. Такие соединители называются продольными (рис. 32), так как предназначены для передачи тока вдоль пути.
Применяются, однако, и поперечные электрические соединители, с помощью которых осуществляется соединение несущего троса н контактного провода одной и той же подвески, чем обеспечивается протекание большей части тягового тока от несущего троса к контактному проводу, с которого осуществляется съем тока локомотивом, через них, а не через звеньевые струны, которые на это не рассчитаны. При наличии усиливающего провода поперечные электрические соединители подключаются также и к этому проводу. Соединители устанавливают через каждые 150—250 м на линиях постоянного тока и через 150—350 м на линиях переменного тока.
Следует отметить, что на участках, где электроподвижным составом снимаются особенно большие токи, например на крутых подъемах, несмотря на наличие поперечных электрических соединителей, протекающая через струны часть тягового тока оказывается значительной; это вызывает пережоги струн в звеньях или в местах соединения их со струновыми зажимами.

Для исключения разрушения струн в таких местах электрические соединители располагают в каждом пролете и в ряде случаев, кроме этого, устанавливают в звеньях изолирующие коуши (дугообразные пластины), полностью препятствующие протеканию тока по струнам.

Рис. 33. Расположение контактного провода в плане: а— на прямом участке, б —на кривой

Несущий трос цепной подвески на прямых участках обычно располагают по оси пути, а контактный провод зигзагообразно, т. с. с некоторым смещением у опор относительно оси пути поочередно в сторону опоры и от нее (рис. 33,а), чем обеспечивается более равномерный износ контактных элементов полозов токоприемников, т. с. увеличивается межремонтный пробег полозов. При монтаже подвески на прямых участках зигзаг принимают равным ±300 мм; в процессе эксплуатации допускается увеличение его до ±400 мм.
На кривых участках пути зигзаги контактного провода, измеряемые от осп токоприемника, принимают различными в зависимости от радиуса кривой и длины пролета исходя из того положения, что в середине пролета провод должен располагаться строго по оси токоприемника (рис. 33,6). Однако зигзаг провода на кривых ни в каких случаях не должен превышать 500 мм, с тем чтобы исключить возможность схода провода с прямолинейной части полоза, имеющей длину 1270 мм.
Особенным расположением контактных проводов в плакс отличается ромбовидная контактная подвеска, которая предназначена для οоткрытых участков с частыми сильными ветрами. В этой подвеске независимо от значения длительного тока применяются два контактных провода, подвешиваемые к общему несущему тросу (рис. 34). При этом зигзаги проводов одинаковы (300 мм), но всегда противоположны, т. е. один провод у всех опор смещен относительно оси пути к опорам, а другой — в сторону от них. В средних частях пролетов контактные провода притянуты друг к другу жесткими планками, установленными на нерабочей поверхности провода. При таком расположении контактных проводов поперечное смещение их под действием сильного ветра оказывается наименьшим, т. е. эта подвеска является ветроустойчивой.

Ромбовидная контактная подвеска

Рис. 34. Ромбовидная контактная подвеска:
1- несущий трос; 2 — контактный провод; 3 — основной стержень фиксатора; 4 — дополнительный стержень фиксатора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *