Влияние акустических проводов на звук
Это не вопрос , а случай из жизни! Недавно, продавая колонки, ко мне пришёл покупатель со своим отцом! Принёс свой усилок, провода межблочные и акустические ( не дешёвые фирмы Аналисиус ), кучю своих дисков. Сели. Слушаем. Вечерело))) Сначала слушали с их проводами, потом покупатели попросили подключить мой акустический провод ( простенький фирмы Ортофон ). Я сразу услышал разницу, с моим проводом играло намного чище, собранно, музыкальней что ли, но я сижу молчю))) в конце длительной прослушки покупатели признались что их провод за 40 . ₽ проиграл по всем пораметрам)))) К чему я это написал, не потому у кого провод круче. А к тому что разницу слышно)))) это для скептиков, которые много тут пишут , что никакой разницы нет.
Ответы
Ну мы же с вами понимаем, что дискуссии «о влиянии акустических проводов на качество звука» появились из-за продвижения маркетологами аудиофильских проводов с ценой, которая находится «за гранью добра и зла». Поэтому не будем бросаться из крайности в крайность. Разница, конечно, есть. Просто когда людям предлагают провода, условно, за миллион, возникает соответствующая реакция, присущая, скорее не скептикам, но раелистам.
Да дело больше и не в разнице в цене, даже еслиб они стояли одинаково, а о влиянии проводов на качество звука, вот что я хотел сказать))) А провода за миллион мне кажется- это уже болезнь))), хотя если денег немерено и их девать некуда, то можно и купить золотые и с сечением в кулак)))))
Сами и ответили на свой вопрос. Слушайте, сравнивайте, имейте свое мнение это интересно, а тролли есть на каждом сайте.
а можно конкретнее? Какие Анализис были, какие именно у вас и что за сетап?
Уверен, что дело опять окажется в площади сечения.
как мне кажется, дело в сечении кабеля и качестве контакта кабель-оборудование. Хотя, может еще и в каких то незначительных нюансах
Помню лет 10 назад приятель аудиофил подогнал мне какие-то итальянские провода на халяву (он кому то ставили дом. кинотеатр с плазмой, осталось у него чуть больше 3 метров) Я у же не помню какая фирма, но купил, заменил, после штатных звук изменился, даже на дешёвых колонках KENWOOD в области низких частот. Да, сечение было там 2,8 где-то, плюс шикарная изоляция.
А чему тогда доверять ??
Как я понимаю, акустические провода по сути это дополнительный электрический элемент со своими невысокими параметрами индуктивности, емкости и сопротивления. Он включается в общий контур электрической схемы аппаратуры. Насколько аппаратура более чувствительна на входе-выходе к небольшим дополнительным элементам, настолько разница между кабелями будет ощущаться. Я признаться, ни разу не слышал Существенной разницы, где-то на уровне ощущений тела или иллюзий. Но понимаю, это становится критичным для аппаратуры много выше классом, чем я использую. Кажется, достаточно просто использовать обычный медный провод достаточно большого диаметра. Это так, но такой провод плохо гнется. Поэтому его начали делать из нескольких скрученных тонких проводников. Получилось эластично и красивенько в прозрачной оплетке, но тут началась химия: появилось индуктивное сопротивление из-за спирального скручивания, заработало правило правой-левой руки и т.п. Поэтому к кабелях начали указывать направление, как подключать, хотя это кажется идиотизмом. Остальное — попытки нас купить дизайном и «новыми технологиями», например бескислородной медью (конечно, звук «чище», чем у обычной очищенной), или вот сделать плоский проводник в виде ленты и в прозрачной оболочке свернуть его спиралькой (эффекта ноль, зато выглядит необычно и стильно). В этой области много мифов, например, что звук от посеребренного провода приобретает «серебряные» ноты. История с дорогим и дешевым проводом не удивительная. Я вот использовал долго удлинитель для наушников маститого китайского ноунейма. Звук был нормальный, но в месте соединения с проводом наушников из-за плохого контакта периодически возникал треск. В 2014 (до подорожания) я купил себе наушники получше и порадовался, как они звучат. Но подумал: что это я к этим наушникам буду использовать удлинитель за 100 руб, который трещит? Выбрал себе на сайте магазина кабелей удлинитель немецкого производителя за 1500 руб, марку не помню (цены до кризиса). Купил, на упаковке все по немецки, явно выглядит как если бы висело (было ушко) в магазине где-нибудь в Германии. Сам кабель выглядел красивенько, аккуратно. К моему удивлению, дома этот кабель показал завал на одном канале, и очень заметный. Подключал китайский провод: никакого завала. Менял наушники, думал, контакт плохой. Ничего подобного, стабильно один канал вдвое тише. Как это у немцев получилось, не понимаю. Возможно, толщина проводников для каждого канала различалась в разы или контакт обжат был плохо. Магазин брать провод обратно не хотел, предлагали тестирование на две недели. Удалось договориться только на замену на QED за 3500 руб. QED работает нормально, проблем нет, звук хороший, сделан очень добротно. Но если подключить китайский удлинитель, по звуку не меняется практически ничего. Что-то на уровне иллюзий и самовнушения, но очень трудноуловимое. Так что дорогой именитый провод может оказаться сделанным внутри с большей экономией материалов, чем продукт китаепрома, разве что внешне красивее. Еще на разных сетапах по этой причине разные кабели могут менять звук в лучшую или худшую сторону, в каждом случае индивидуально. Еще надо учесть, что провода бывают «обостряющие» и «сглаживающие», при этом «сглаживающий» может казаться портящим звук на дешевой системе, а он именно для придания мягкости, поэтому чуть «душит» яркость. Он специально такой. По незнанию можно попасть и на это.
Вот по этому их и подбирают по собственному восприятию ! Раз они бывают «сглаживающие и обостряющие».
Повторяю ещё раз. попробуйте выбрать два раза подряд один и тот же кабель из 4-х отслушанных в слепую. Двух раз вполне достаточно. (сейчас пойдут инсинуации по поводу неправильности методики. :)))))))))
Сам себя человек обмануть не сможет, по этому, нечего рассуждать. проводите эксперимент и узнаете, слышите Вы разницу или просто фантазируете.
Я покупаю дорогие провода исключительно за их шикарный внешний вид. Люблю я всякие блестючие цацки.
На самом деле в большинстве случаев разница в звуке есть, но не столь значительная, чтобы сознание сумело это зафиксировать. Свойство мозга — быстро адаптироваться к меняющейся обстановке, чтобы мы могли выжить, поэтому он приспосабливает ухо слышать оптимально комфортный звук. Если при воспроизведении подряд одной и той же композиции на разных кабелях не за что особо зацепиться, то есть нет существенных изъянов или улучшений, они потом будут казаться одинаковыми, даже если некоторая разница на самом деле есть. То же самое, многие в слепом тесте путают mp3 и lossless, если ставить их последовательно. В спешке все кажется одинаковым, потому что мозг не успевает запомнить отличия, если они не радикальные, и начинает подстраиваться, как радиоприемник на волну. Так сравнивать некорректно! Мозг обезьяны так устроен на уровне инстинкта, что сообщает ей, что теперь это ей должно нравиться, именно эта самка или новая еда. Это нужно для выживания. Так же можно привыкнуть к звуку усилителя, акустики или наушников, хотя они сначала не понравились, например. Или к музыкальной композиции, как бы ее «поймешь». И начнет нравиться. Однако выделяется группа лиц, у которых слуховое восприятие обострено, они слышат и запоминают мелкие нюансы. Если аппаратура высококачественная, кабели могут придавать разную окраску на отдельных участках спектра, привносить яркость отдельных гармоник, очерчивать инструменты, менять сцену. Эти люди это слышат, они и уверяют, что кабели звучат по разному, и выбирают их, хотя остальным звук кажется одинаковым. На дешевой аппаратуре чаще всего это просто нивелируется отсутствием самих нюансов. Для остальных срабатывает правило «вчерашнего дня»: часто бывает, что замена кабеля, первоначально кажется, не дает изменений, потом, спустя время, сознание неожиданно замечает: вот, как будто стало ярче и красивее на этой композиции.
Визуальное восприятие тож имеет место быть.
Перемычки в акустике меняют звук ! А уж про кабели и речи быть не может. В этом многие убидились еще с 90х. У кого сомнения, можно от забора проволку оторвать и подключить, будет играть. Зато бесплатно.
Если спросить у меня ? Влияют,а как ?? Тут должен каждый решить для себя.. Точнее под свои уши.. Я перебираю кабели под себя и мне остальные не указ.. В моем случае устроили Чернов Классик.
На счет сечения — истинная правда. Чем больше, тем лучше. Остальное — самовнушение. Попробуйте сами отличить определенный кабель из 4- х других в слепую и сразу поймете стоит ли переплачивать за провода? Доверять собственному слуху нельзя, тем более, когда знаешь какие провода играют в данный момент. 90% в восприятии звука — это не анализ качества, а набор психоакустических реакций.
Бред! На счёт сечения согласен ( и то в разных ситуациях по разному ), а по поводу » доверять собственному слуху нельзя», по вашей логике слушать акустику, усилители, провода подключённые и т. д. абсолютно не надо, а покупать тупо по характеристикам и тестам в журналах?)))))))))))
Тесты в журналах сильно так сказать мотивируют, но научиться доверять своим ушам, иметь свое мнение и вкус. наверное приходит со временем. Послушав лет 10 назад «Марк Левинсон с B&W 802» я честно не понял, за что такие деньги.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Влияние кабеля наушников на звук
Существует много споров о влиянии кабелей на качество звучания. «Технократы» обычно утверждают, что изменение звука от замены кабелей лишь самовнушение, а «златоухие» считают, что «технократы» или глухие, или им завидно, когда речь идет о дорогих кабелях. Правда как обычно находится где-то посередине. Наиболее непримиримые точки зрения обычно вокруг межблочных и силовых кабелей. С акустическими же кабелями (включая кабель наушников) ситуация не столь категорична.
На что и как влияет кабель в наушниках? Стоит ли его менять ради улучшения качества звука?
Техническая сторона вопроса
С технической точки зрения у кабеля основными характеристиками являются: сопротивление, емкость и индуктивность, где обычно все величины пренебрежительно малы. Помимо этих характеристик часто встречается и такой параметр, как степень очистки кабеля от примесей.
Если измерить «хороший» и «плохой» (без явных проблем) кабель, то обычно никакой разницы нет, т.к. погрешность измерения даже высокоточного оборудования больше, чем различия между кабелями. Однако это проблема современного измерительного оборудования. Производители кабелей порой указывают параметры на погонный метр, куда входит сопротивление, емкость и индуктивность, однако при измерениях используется не короткий отрезок, а «километровая» бухта, где полученные значения делятся на конечную длину провода.
Тем не менее, некоторые характеристики все же возможно измерить и более того, можно понять, есть ли смысл в моддинге конкретных наушников.
Субъективная сторона вопроса
Субъективная составляющая обычно относится к сбору мнений, в которые входят как реально услышанная разница, так и откровенно придуманная (эффект плацебо). Некоторые оттенки звучания привносятся как «логичные», вроде того, что у литцендрата «больше высоких» против моножилы. Некоторые логические умозаключения переносятся из смежных областей, где какое-то явление проявляется в заметном виде в области мегагерц и неуловимо в звуковом диапазоне. И что забавно, на практике конкретный литцендрат может лучше звучать в области высоких частот, против конкретной моножилы, при том, что причины этой разницы совершенно другие, к примеру литцендрат обладает высокой степенью очистки и каждая жила в лаковой изоляции против старой насквозь проржавевшей моножилы без изоляции.
Осложняет идентификацию разницы и проведение слепых тестов, которые формально обязаны выявлять эффект плацебо. Большинство тех, кто «слышит», не видят смысла в слепых тестах, а попадая на слепые тесты разом «глохнут». Причем «оглохнуть» слушатель может не от того, что разница была выдумана, а от того, что проведение слепого теста должно быть корректно и слушатель должен быть к нему подготовлен. Среди оголтелых спорщиков преследуется зачастую не правда, а кто был «прав» и подобные тесты проводятся с грубыми нарушениями с созданием стрессовых условий.
Большинство адекватных ценителей качественного звука обычно стараются делать выбор без особого фанатизма, в равной степени отдавая предпочтения как технической части, так и накопленному субъективному опыту по принципу — если все это и неслышно, то и хуже не будет.
Возвращаясь к техническим параметрам, разделим «случайное сочетание» и «прогнозируемое». К случайным сочетаниям относится такой результат, при котором наушники «волшебно» звучат с конкретным усилителем и с любым другим кабелем такого результата нет. В этом случае могут идеально совпасть свойства кабеля с усилителем и наушниками и ни цена, ни характеристика кабеля тут ни о чем не говорят. Такие связки получаются только методом подбора.
Прогнозируемое сочетание, это оценка некоторых параметров, на основе которых можно заранее предположить результат. Если рассматривать технические измеряемые параметры, то это будет сопротивление кабеля, влияющего на конечную АЧХ наушников.
Влияние сопротивления кабеля
Хотя у наушников кабель короткий, тем не менее, его сопротивление порой совсем не маленькое, достигающее до 5-10 Ом. Сопротивление кабеля зависит от площади сечения и длины. В равных условиях при одинаковой длине, чем больше будет сечение кабеля, тем меньше будет сопротивление. Однако большое сечение – это потенциально не гибкий кабель. При малом сечении сопротивление кабеля растет и дополнительно снижается порог по допустимому току, который может пройти по кабелю. С учетом того, что уровень тока для наушников обычно очень низок, проблема неактуальна (в отличие от акустических систем, где при малом сечении кабеля в лучшем случае наблюдается компрессия в области низких частот, а в худшем кабель просто перегорает).
С математической точки зрения кабель является дополнительным последовательным сопротивлением. Каждый усилитель для наушников обладает определенной величиной полного выходного сопротивления (импедансом), и от кривых импедансов усилителя и наушников будет формироваться итоговая АЧХ наушников. Сопротивление кабеля в данном случае будет приплюсовываться к сопротивлению усилителя.
Изменение АЧХ будет только в том случае, если импедансы наушников или усилителя неравномерны.
Арматурные наушники
Самая высокая неравномерность обычно встречается у многодрайверных наушников арматурного типа.
В примере посмотрим на многодрайверные арматурные M-Audio IE40/UE TripleFi 10 Pro, у которых кривая импеданса одна из самых «наглядных» с большой неравномерностью.
На графике показано, как будет изменятся итоговая АЧХ наушников при увеличении сопротивления кабеля или внутреннего сопротивления усилителя. В примере два варианта: усилители с сопротивлением 0 и 300 Ом, при использовании разных кабелей от 0 до 5 Ом.
В случае с усилителем с нулевым сопротивлением влияние кабеля довольно заметно (графики 0, 1, 2, 3, 4 и 5), причем с ростом сопротивления кабеля дальнейшее влияние выражается слабее.
В случае с усилителем с высоким выходным сопротивлением в 300 Ом (графики 300, 301, 302, 303, 304 и 305), влияния сопротивления кабеля никакого нет – все возможное влияние уже оказало сопротивление усилителя.
Таким образом, если используется усилитель с высоким выходным сопротивлением, то гнаться за кабелем с низким сопротивлением просто нет смысла, тут лучше обратить внимание на степень очистки, материал и другие свойства кабеля. В случае с усилителем с нулевым сопротивлением, кабель будет оказывать влияние на частотную характеристику и есть возможность скорректировать звучание себе по вкусу.
Высокоомные наушники
Для примера были взяты популярные Sennheiser HD 650. Сопротивление наушников равно 300 Ом, однако в области 80 Гц наблюдается подъем до 500 Ом.
График выше показывает, что заметного влияния сопротивление кабеля в пределах 5 Ом не приносит ни с усилителем с нулевым сопротивлением, ни с высокоомным.
Низкоомные наушники
Для примера с низкомными наушниками взяты Grado GS1000i. Для динамических наушников обычно подъем в области низких частот не превышает двукратного значения. При сопротивлении в 32 Ом пик приходится примерно на 64 Ом.
Как и в прошлых примерах, с высокоомным усилителем нет никакой разницы между проводами от 0 до 5 Ом. Другая ситуация с усилителем с нулевым сопротивлением, разница заметна, хотя и не велика – 0,6 дБ при кабеле в 5 Ом. Результат немного похож на выводы с арматурными наушниками, но из-за меньшей неравномерности у GS1000i и отклонения ниже.
Это самая заметная измеряемая разница, которую вносит кабель для наушников. Все остальное, это нюансы, которые лежат за погрешностями измерений.
Статистика
Основываясь на статистических данных измерений более 500 наушников проектом Reference Audio Analyzer можно подвести некоторые итоги.
У большинства внутриканальных наушников сопротивление кабеля составляет от 2 до 3 Ом. При этом в сопротивление кабеля включается и сопротивление штекера 0,5-1 Ом. Менять кабель можно, но без фанатизма и основываясь на собранном субъективном опыте аудиофилов, без шансов, что какой-либо замер покажет однозначный прирост качества.
У большинства полноразмерных наушников сопротивление кабеля варьируется в широких переделах, от 1 до 10 Ом. Здесь при наличии усилителя с низким выходным сопротивлением сопротивление кабеля порой имеет смысл уменьшить, т.к. для низкоомных наушников сопротивление кабеля дополнительно влияет и на громкость – есть шанс облегчить условия работы усилителя.
Итог
Если у наушников кривая сопротивления имеет заметную неравномерность и сопротивления усилителя и наушников низкоомные, то за счет сопротивления кабеля можно немного изменить частотный баланс. Все остальные изменения не фиксируются приборами и относятся исключительно к субъективному подбору.
Автор Кузнецов Роман romanrex
Длина акустических кабелей и ее влияние на звук
Часто можно увидеть рекомендацию сделать все акустические кабели в стерео или многоканальной системе одинаковой длины. Сторонники такого подхода утверждают, что в противном случае целостность звуковой картины будет нарушена. Так ли это?
Параметры кабеля
Начнем с теории. Любой электрический проводник обладает сопротивлением R и индуктивностью L (рисунок 1). Для кабеля они измеряются при подключении к обеим сторонам одного его проводника. Кроме того, у кабеля есть параллельные характеристики, измеряемые с одной стороны между парой его проводников.
Это емкость C и сопротивление G на нашем графике (рисунок 1). Теоретически параллельные емкость и сопротивление влияют на сигнал и вызывают его задержку (фазовый сдвиг). При этом чем выше частота сигнала, тем влияние параллельных емкости и сопротивления будет значительнее.
Однако перейдем от теории к практике. Как показывают измерения, 3-х метровый кабель с сечением 12AWG, подключенный к колонке с сопротивлением 4 Ом, ослабляет сигнал примерно на — 0,088 дБ на частоте 20 кГц и вносит задержку около 2 наносекунд. При увеличении длины кабеля до 15 метров потери станут — 0,745 дБ, а задержка — 209 наносекунд. Это много или мало?
Наука утверждает, что задержка в звуковом сигнале в 5 микросекунд (это почти в 24 раза больше, чем задержка в 15 метровом кабеле) является пороговой для восприятия человеческим слухом. Таким образом, требуется очень большая длина кабеля, чтобы вызвать слышимые изменения в звуке.
А теперь учтем вот что — сигнал частотой 20 кГц в музыкальном сигнале представляет собой 5-ю гармонику самой высокой основной частоты концертного рояля, т.е. 4156 Гц. Обычно уровень сигнала на этой частоте на 20 дБ ниже основной ноты. Чтобы его услышать (если это вообще физически возможно), нужно находиться очень близко к источнику звука в комнате без посторонних шумов. Пороговая задержка в 5 микросекунд была обнаружена на слух в лабораторных условиях на частоте 3500 Гц, где человеческий слух имеет наибольшую чувствительность. И это было сделано в очень тихой обстановке, далекой от той, которая может быть достигнута в условиях реальной комнаты. Что же говорить о тех микроскопических изменениях в уровне сигнала, которые дает кабель?
Оптимальная длина кабеля
Итак, нет никаких причин делать акустические кабели в системе одинаковой длины. Однако все же следует избегать пятикратной (и более) разницы в длине кабелей стереопары. Связано это с изменением характеристики нагрузки для усилителя и возможными искажениями частотной характеристики. Здесь уже будет работать последовательное сопротивление кабеля, которое растет по мере увеличения длины соединителя. Но обратите внимание, что простой переход от кабеля сечением 12AWG к кабелю 10AWG той же марки снижает его последовательное сопротивление на 30%. Фактически это превращает 15-метровый кабель в 10,5-метровый при прочих равных условиях.
Потери сигнала из-за последовательного сопротивления кабеля являются довольно важным фактором, который следует учитывать при компоновке Hi-Fi системы. А вот задержка сигнала в акустическом кабеле является надуманной проблемой, которую можно смело игнорировать.
Заключение
Мы всегда рекомендуем использовать кабели минимальной длины, но обеспечивающей комфортное соединение. Избегайте эзотерических рассуждений, которые традиционно сопровождают кабельную «тему» в Hi-Fi.
Вся правда о проводах (если честно, не совсем вся, но много). Журнал «Автозвук»
Регулярно посещая несколько аудиофильских интернет-форумов, где идет активное обсуждение различных компонентов, я заметил одну явную закономерность: все, кто активно заявляет о том, что соединительные провода не могут звучать по-разному, если изготовлены из одинакового материала, никогда не опираются на результаты собственных экспериментов. Потому, что их не проводили. Их аргумент — «этого не может быть, потому что не может быть никогда». А уж тема направленности проводов для них, как красная тряпка для быка. Просто так пройти не могут, обязательно поддержат своим «+1» глумящихся над «замороченными аудиофилами». Зато все защитники другого лагеря неизменно приводят результаты своих сравнительных прослушиваний. Я себя причисляю ко второму лагерю и готов поделиться своим опытом, основанным на сотнях сравнительных прослушиваний и самостоятельном конструировании соединительных проводов. Именно конструировании, потому как при своей кажущейся простоте провода являются сложной конструкцией, а нижеперечисленные элементы конструктива справедливы как для акустических кабелей, так и для межблочных. Это верно даже для питающих кабелей, разве что с небольшой поправкой на специфику применения.
Однажды, еще в то время, когда я занимался установкой аудиосистем в автомобили, зашёл в мой инсталляционный центр наш местный электрик, в советские годы работавший связистом. Увидев силовой провод 2Ga, который мы протянули в багажник автомобиля для подключения усилителя, был реально ошеломлён. Его слова: «Мы таким кабелем подключали радиостанции, вещающие на полмира». С тех самых пор у меня появилась поговорка: нельзя к такой тонкой теме, как звуковоспроизведение, подходить с законом Ома. Вернее, правда, будет сказать так: нельзя только с законом Ома.
Должен отметить, что в последнее время необходимость в качественном питании усилителей понимают даже начинающие свой путь в автозвуке. Это произошло благодаря тому, что на всех автозвуковых форумах даются рекомендации по сечению питающих проводов, а в магазинах есть в наличии комплекты для подключения усилителей с хоть и не очень толстыми проводами, но все же достаточными. А вот использовать толстые акустические провода не желает никто. При этом если новички покупают то, что им предлагают в магазинах, то звуколюбы «в теме» просто считают, что провода сечением 2,5 кв. мм вполне достаточны для любой фронтальной акустики, ведь мощность динамиков намного меньше утюга, который также подключен проводом 2,5 кв. мм. И действительно, если оперировать единственно доступной и понятной простому потребителю величиной — мощностью, то с этим и не поспоришь. Однако я берусь поспорить и даже рассчитываю этот спор выиграть (а иначе бы не брался). И буду в своей доказательной базе использовать электрические параметры, понятные и знакомые гипотетическому электрику, подходящему к звуковоспроизведению с законом Ома. Никакой эзотерики, никаких наездов, типа «раз ты не слышишь этого, значит, ты глухой. »
Итак. Электродинамическая головка по своей сути является электродвигателем переменного тока, который преобразует электрический сигнал в механические движения диффузора с возбуждением звуковых волн. Чем точнее диффузор повторяет электрический сигнал звуковой частоты, тем точнее звук, который мы слышим, будет соответствовать своему эталону, то есть живому звуку, который записали. Это всё теоретически и если не учитывать искажения электронного тракта. Для нашей нынешней темы отправной точкой будет точность механических колебаний. Фактически подвижная часть динамической головки имеет какую-то массу, а значит, имеет инерционность при колебаниях. И для того чтобы точно контролировать движения, усилитель должен иметь достаточный для этого коэффициент демпфирования (КД). Ещё часто применяют термин «демпфинг-фактор». Значение, которое далеко не все производители приводят в технических данных своих изделий. Вычислить значение коэффициента несложно, нужно сопротивление нагрузки разделить на выходное сопротивление усилителя и получить искомую цифру. Нам как раз надо это сейчас проделать. Выходное сопротивление я ни разу не встречал в декларируемых характеристиках усилителей, да и не константа это вовсе, сопротивление меняется от частоты, то есть это импеданс. Но для наших целей это непринципиально, ибо, даже если допустить погрешность в 100%, выводы, к которым мы придём ниже, не изменятся. Давайте возьмём среднестатистическое значение выходного сопротивления транзисторного усилителя — 0,02 Ом, а сопротивление нагрузки 4 Ом. Получаем коэффициент демпфирования, равный 200. Очень хорошее значение, хотя бывает и больше.
Теперь-то можно перейти непосредственно к доказательству необходимости применять толстые акустические провода. Искомый коэффициент мы получили, не учитывая сопротивления соединительных проводов, а оно таково, что его учёт в этой простейшей формуле даёт совершенно другие результаты. Пробежав по сайтам производителей кабельной продукции, я нашел значение сопротивления медного акустического кабеля сечением 2,5 кв. мм — 0,0075 Ом/м. Но это сопротивление одного проводника, а в цепи используются два, значит, умножим на 2. Обычно усилители располагают в багажнике автомобиля, и средняя длина кабеля до фронтальной акустики равна 4 м. Считаем сопротивление акустического кабеля такой длины: 0,0075 х 2 х 4 = 0,06 Ом, то есть в 3 раза больше выходного сопротивления усилителя! С учетом этого фактический коэффициент демпфирования становится равным не 200, а… считаем: 0,02 + 0,06 = 0,08, 4/0,08 = 50. Это уже малый коэффициент, а с учётом того, что современные автомобильные динамики имеют тяжёлую подвижку, становится ясно, что ни о каком разборчивом воспроизведении речь идти не может. Диффузор динамика будет «пролетать» по инерции точку остановки, так как усилитель не сможет контролировать колебания из-за большого сопротивления между ним и динамиком. А попробуем увеличить сечение акустического провода до 10 кв. мм и тем самым снизить сопротивление в 4 раза. Получаем уже совсем другие цифры: 0,06/4 = 0,015, а новое значение КД равно 114, а это в 2,3 раза лучше, чем в первом случае. Теперь понятно, что чем толще акустический кабель и чем он короче, тем лучше звучание. Это касается не только низкочастотного диапазона, на котором происходит большая амплитуда колебаний, но и средних частот, значительно выигрывающих в разборчивости. Толстые провода довольно проблематично протягивать в двери автомобиля, но такая сложность вознаграждается качественным звучанием. Опираясь на проделанные расчеты, сабвуфер просто необходимо подключать толстыми проводами, да и сделать это гораздо проще, чем протянуть провод в двери.
По собственному опыту скажу: разница в звучании между акустическим проводом 4 кв. мм и таким же сдвоенным — 8 кв. мм прекрасно слышна, нужно только каждому, кто желает в этом удостовериться, взять и провести этот простой эксперимент. В своей домашней системе я подключил колонки самодельным акустическим кабелем сечением 40 кв. мм и ни разу об этом не пожалел.
Самый распространенный материал для звуковых проводов — медь, это известно. Но вот качество меди может быть совершенно разным, и не в наших силах его определить, для этого необходимы дорогостоящие приборы и оборудование. Я только призываю не верить в заявленные характеристики производителями, они часто не соответствуют действительности, именно по причине невозможности проверки. Надо брать и слушать самому. Очень хорошо себя показал проводник из чистого серебра — звучание благородное, богатое обертонами и послезвучиями. Однако цена такого кабеля начинается с сотни долларов за метр, и этот факт сильно ограничивает его использование даже в дорогих системах. Нередко встречается проводник из посеребренной меди, практика показала, что такой проводник сильно искажает тембр, звук окрашен, даже резок. Это объясняется тем, что ток, выдавливаемый действием скин-эффекта на высоких частотах, попадает на слой проводника с другими характеристиками, и происходят некоторые искажения. На звуке это слышно как «увеличение яркости» на средневысоких частотах (например, медные духовые, тарелки) и уменьшение «воздуха» и размеров звуковой сцены, съедается «акустика помещения». Попадается также проводник из лужёной оловом меди, звучание такого провода характеризуется ярко выраженным эффектом шепелявости, звук откровенно грязен. При этом нередки случаи, когда лужёная медь выдается за посеребрённый проводник.
Диэлектриков, которые используют в качестве изоляционного материала для аудиокабелей, огромное множество, это вообще отдельная тема, которая по объёму может потянуть на десятки страниц. Постараюсь кратко охарактеризовать часто применяемые. Самый распространённый диэлектрический материал для изоляции проводников — поливинилхлорид (ПВХ) и его вариации. Это тот самый прозрачный, полупрозрачный или и вовсе непрозрачный материал, что имеется на продаваемых нынче акустических и силовых проводах для автозвуковой индустрии. Этот диэлектрик обладает эффектом накопления заряда, поэтому на звуковой сигнал влияет сильно и негативно. Представьте себе, что по проводнику прошёл основной звуковой сигнал, а вдогонку к нему, отставая по времени (фазовые искажения) и с намного меньшей, но все же значимой амплитудой, бежит накопленный и отдаваемый изоляцией сигнал. Звучание становится мутным и невыразительным. Причём этот эффект зависит от длины кабеля и с увеличением длины усиливается. На нескольких метрах звук будет намного хуже, чем на небольшом отрезке кабеля. Кроме того, ПВХ окисляет медь, особенно на краях провода, там, где есть доступ воздуха. Изолятор из полипропилена применяют не так часто, как ПВХ, он намного лучше для звука, особенно вспененный. Это наименее дорогой из «акустически правильных» изоляторов. Изоляцию из тефлона применяют уже на дорогих аудиокабелях, особенно хорошо себя показала изоляция из тефлона низкой плотности и вспененного тефлона. Некоторые производители даже запатентовали несколько технологий изготовления изолятора из этого материала.
Экспериментальным путем было установлено, что самые нейтральные к звуку изоляторы — это натуральные материалы: хлопок, лён, шерсть, целлюлоза, их практически нельзя встретить в серийных изделиях, и лишь иногда их применяют в дорогих и штучно изготовленных аудиосоединителях самого высокого класса. Вообще, любой изолятор влияет на звуковой сигнал, даже второй слой, который никак не соприкасается с проводником. Прокладывать в автомобиле акустические провода следует как можно дальше от металла кузова, гофрированные трубы как раз позволяют «отодвинуть» кабель и от кузова, и от ковровых покрытий.
Казалось бы, какая разница, как расположены проводники в кабеле, ведь они в изоляции и никак не соприкасаются друг с другом. На самом деле из двух совершенно одинаковых проводников можно сделать совершенно разные по звучанию кабели. Проводники свивают под разным углом, прокладывают параллельно, разносят на разные расстояния, параллелят несколько проводников, используют проводники плоского сечения, набирают проводник из жил разного диаметра и много еще чего. Я не буду конкретно описывать каждый вариант — их огромное множество, а это означает, что единственно правильной конструкции нет. Разнесенные подальше проводники позволяют получать значения погонной емкости и индуктивности практически равными нулю — заметно возрастает детальность звучания, но теряется слитность, музыкальность. Основная задача конструкторов проводов, помимо, конечно, нейтральности и широкополосности — получить оптимальное сочетание детальность/музыкальность. Вот по этим трём критериям и стоит оценивать аудиосоединители.
Две принципиальные конструкции кабелей с очень разнящимися характеристиками
Параллельное расположение проводников