Как зарядить электромобиль в домашних условиях
Перейти к содержимому

Как зарядить электромобиль в домашних условиях

  • автор:

Как зарядить электромобиль в домашних условиях

Где можно провести зарядку электрокара? Идеально, если днем он будет подпитываться энергией на специальной станции возле офиса, а ночью — около дома. В нашей стране еще мало «заправок» для экологичных автомобилей, поэтому проблема зарядки электрокаров полностью ложится на плечи их владельцев, многие из которых живут в многоэтажках. Сегодня мы выясним, как правильно зарядить такое транспортное средство в домашних условиях, сколько времени займет этот процесс и насколько дорого обойдется подобное удовольствие.

Зарядка электрокара в домашних условиях

Для зарядки электромобиля вовсе не обязательно искать ближайшую станцию. Электрокар можно назвать обычным бытовым устройством таким же, как чайник, холодильник или стиральная машинка. Он тоже работает на электричестве, но с одной важной оговоркой — ему необходим постоянный ток, а в обычной электросети квартиры течет переменный. У первого КПД выше. Со временем он не меняется ни по величине, ни по времени.

Так как переменный ток для двигателей электрокаров не подходит, заряжать электромобиль от домашней розетки без специальных устройств невозможно. Эта проблема быстро нашла свое решение. Теперь во многих популярных моделях установлены специальные зарядные устройства — преобразователи переменного тока в постоянный. Чем выше их мощность, тем быстрее аккумулятор насыщается энергией. Для тех, кто живет в частных домах, оптимальным вариантом станет домашняя зарядная станция. Это компактное устройство, которое позволяет быстро, а главное безопасно восстановить энергоресурс аккумулятора автомобиля.

Как зарядить электромобиль если живете в квартире

Как заряжать электромобиль, если вы живете в квартире и не имеет электрифицированного гаража? Это задача становится настоящей головной болью, когда владелец авто приобрел жилье на верхних этажах. Здесь есть только один вариант — тянуть кабель. Он входит в стандартный комплект автомобиля, но длины заводского провода для больших расстояний не хватит.

Для начала необходимо выбрать оптимальное место для парковки, чтобы электрокар находился ближе к квартире. Для проведения кабеля придется просверлить отверстие в стене, но лучше использовать более плотную гофрированную трубу. Дополнительно потребуется металлический электрощиток, в котором будет находиться розетка, и нельзя забывать о заземлении. На случай, если на вашем парковочном месте уютно устроился уже кто-то другой, необходимо иметь при себе удлинитель.

Правила безопасности во время зарядки авто

Для зарядки электрокара от обычной розетки обязательно необходимо использовать кабель, который специально предназначен для таких манипуляций. Его можно приобрести отдельно, но обычно он входит в комплект. С одной стороны у кабеля есть специальный разъем для подключения к аккумулятору, а на другом конце закреплен штекер, который входит в обычную розетку. Для обеспечения безопасности каждый кабель обязательно оснащается специальным защитным модулем, который поможет уберечь его от замыкания или перегрева.

Можно ли заряжать электромобиль от розетки

Зарядку электрокара можно провести в домашних условиях от стандартной розетки в 220 вольт. Хотя здесь есть свои нюансы. Владельцу авто понадобится кабель и специальное зарядное устройство. Стоит отметить, что зарядка в домашних условиях имеет свои недостатки. Это менее безопасно и на процесс уйдет почти втрое больше времени, чем на зарядку на специальной станции.

Время зарядки электромобиля

Зарядка электрокара дома может занять до 15 часов. Точное время зависит от модели авто и емкости батареи аккумулятора, напряжения в сети. Обычные розетки не рассчитаны по такие мощные потребители тока, как электромобили. На специальной станции авто обычно заряжается на протяжении 5 часов. Если на нем установлен усиленный блок, то время сокращается до получаса. В домашних условиях придется ждать около 10-15 часов, и это ключевой недостаток зарядки от обычной розетки.

Сколько электричества потребляет

Электрокары — это не только экологически чистый вид транспортных средств, но и выгодное вложение средств. Автомобили, работающие на электричестве, позволяют экономить на покупке бензина, цены на который постоянно колеблются. Есть ли вообще смысл заряжать электромобиль дома? Возможно, потребление энергии аккумулятора настолько высоко, что транспортное средство просто разорит своего владельца? Это легко проверить. Проследить за расходом энергии можно через бытовой счетчик, который стоит в каждой квартире. Для полностью пустого аккумулятора потребуется около 25 кВт. Обычному человеку эти цифры ни о чем не говорят, поэтому приведем наглядный пример.

Электрокар с такой зарядкой сможет пробежать чуть более 150 км. В сутки техника в среднестатистической квартире (чайник, плита, холодильник, телевизор и компьютер) потребляет около 2-3 кВт электричества в сутки. Если взять максимальное значение, то одна полноценная зарядка электрокара тянет столько же энергии, сколько берут все электроприборы в доме за 7-8 дней. Сохраняется ли экономия? Да, заряжать электромобиль даже в домашних условиях намного дешевле, чем заправлять транспортное средство бензином. Экономию можно увеличить, если подключать авто к сети в период с 23:00 до 7:00. В это время действует дифференцированный тариф на электроэнергию, во время которого каждый кВт дешевле, чем энергия, потребляемая во время одноставочного тарифа (с 7:00 до 23:00).

05.08.2020 14:52

  • КУПИТЬ ЗАРЯДНУЮ
    СТАНЦИЮ
  • СТАТЬ КЛИЕНТОМ
    ТОКА
  • ТАРИФЫ В СЕТИ
    ТОКА
  • КАРТА ЗАРЯДНЫХ
    СТАНЦИЙ
  • МОБИЛЬНОЕ
    ПРИЛОЖЕНИЕ

Как заряжать электромобиль в домашних условиях

Как заряжать электромобиль в домашних условиях?

Электрокары набирают все большую популярность среди автолюбителей. И дело не столько в борьбе за экологию: ездить на электрических двигателях реально дешевле, чем на классических дизелях или инжекторах. К сожалению, количество стационарных зарядных станций еще достаточно невелико, и в данной статье мы рассмотрим, где заряжать электромобиль помимо электро АЗС.

Особенности зарядки электрокаров

Аккумуляторы электрокара заряжаются постоянным током, поскольку он имеет гораздо более высокий КПД. В домашних розетках присутствует переменный ток, который должен проходить через преобразователь и становиться постоянным. Как правило, такие преобразователи уже встроены в энергосистему электромобиля, но вопрос мощности потребляемого тока влияет на скорость восполнения заряда. Процесс зарядки электромобиля в домашних условиях может занимать до 15 часов. Если же Вы хотите быстро зарядить батареи – необходима стационарная зарядная станция.

Можно ли заряжать электромобиль от обычной розетки?

Произвести зарядку от сети 220 В батарей электрокара можно, но для этого понадобится специальный кабель, один конец которого подключается в машину, а второй имеет разъем для обычной розетки.

Кабель для зарядки электромобиля

При таком способе зарядка будет проходить почти в 3-4 раза дольше, чем от зарядной станции и займет не менее 15 часов. Также нужно учитывать мощность батареи машины и предельный ток, пропускаемый автоматическими предохранителями на электросчетчике дома или квартиры, в противном случае будет постоянно срабатывать защита и отключать электричество.

Зарядка электромобиля дома

Остановимся более подробно на том, как зарядить электромобиль без электрозаправки в домашних условиях. Основная проблема ожидает жителей высотных домов: необходимо из своей квартиры протянуть удлинитель к автомобилю, стоящему рядом с домом и учитывая, что время зарядки составит около 15 часов. Если этот вопрос не решится – придется заправляться только на стационарных станциях. Еще как вариант – скооперироваться нескольким владельцам «электричек» и через администрацию ЖЭС установить мини зарядную стационарную спецстанцию во дворе. Быстрая зарядка Вам будет обеспечена, осталось только согласовать кучу документов, но это уже из области фантастики, хотя есть прецеденты…

Зарядка электромобиля в частном доме

Для счастливого обладателя частного дома или собственного гаража правильно зарядить электромобиль не составит труда. Временные затраты – те же 15 часов, но без лишних головоломок и под присмотром. Нужно всего лишь подключить кабель-переходник, идущий в комплекте с машиной к сети 220В и спокойно идти пить чай или еще чего-нибудь, времени у Вас предостаточно. Также можно отжалеть немного денег и приобрести мини зарядную станцию, работающую от домашней трехфазной электросети 220 или 380 вольт, в которой есть на выходе 2 вида зарядных кабелей: Тип 1 (J1772) (US) на 7кВт и Тип 2 (EU) на 22кВт. Неплохой вариант почти быстрой зарядки.

Сколько времени нужно заряжать электромобиль

Ответ однозначен – пока не зарядится полностью. Время зарядки электромобиля от бытовой сети зависит от нескольких параметров:

  1. Сеть 220 или 380 вольт;
  2. Емкость аккумулятора авто;
  3. Есть ли мини зарядная станция.

От обычной розетки 220В среднестатистический электрокар с емкостью АКБ 25 кВт/ч зарядится за 15 часов. При использовании мини зарядной станции – около 5 часов, а если на станции стоит усиленный блок, время зарядки может сократиться до 1 часа. Естественно, чем выше емкость встроенной батареи, тем дольше будет заряжаться автомобиль.

Расход электроэнергии

Переходим к самому интересному – финансовому вопросу. Безусловно, обслуживание электрокара обходится дешевле, чем классического автомобиля с ДВС. Но самая главная экономия – расход топлива, если можно так сказать.

Среднестатистическая семья из 3-х человек тратит около 3 кВт электроэнергии в сутки. За месяц набегает около 120 кВт плюс-минус.

Теперь рассмотрим расход Tesla Model 3. Мощность двигателя в базовой комплектации составляет 238 л.с., емкость аккумулятора около 60 кВт/ч.

Соответственно, чтобы произвести полную зарядку автомобиля, необходимо потратить около 60 кВт электроэнергии. Другими словами, два раза зарядив Теслу, вы потратите столько же, сколько за месяц на оплату света в квартире. При этом пробег на одной зарядке равен 350км, на двух – 700 км.

Итак, на 60 кВт полученной электроэнергии машина проедет 350км, и это с полным комфортом, небольшим табуном лошадей под капотом и завистливыми взглядами вокруг.

Аналогичный по своим характеристикам и классу бензиновый авто на 350км затратит более 50 литров топлива. Много это или мало – считайте сами, в каждом регионе свои тарифы на электроэнергию и автомобильное топливо. В любом случае заряжать электромобиль дома весьма выгодно, даже если это занимает много времени.

Заказать подбор аккумулятора

  • +375 29 111 71 48
  • +375 17 369-07-78
  • viber: +375 29 111-71-48
  • telegram: https://t.me/akkamulikbot
  • email: info@akkamulik.by

Зарядка электромобиля дома

Зарядка электромобиля дома

Безопасная и эффективная зарядка электромобиля дома — один из ключевых моментов в эксплуатации электромобиля. Регулярная возможность быстро восполнять запас хода избавит от проблемы ограниченного пробега и поиска дешевого общественного терминала. Собственная зарядная инфраструктура обеспечивает владельцам электрокаров не только удобство и комфорт, но и позволяет экономить на поездках благодаря низким ночным тарифам на электроэнергию. Плюс к этому, по сравнению с быстрыми станциями щадящая зарядка от бытовой сети 220В или 380В меньше наносит вреда аккумуляторам.

Наиболее популярными в России являются электрокары таких китайских марок, как Li Auto, Zeekr, Yangwang, Lotus Eletre, Mengshi, AITO, Polestones и HiPhi. Авто этих производителей, укомплектованные тяговыми батареями 60–100 кВт*ч, обладают расширенным функционалом и завидным запасом хода в пределах 400 км. Ниже подробно разберем все нюансы, как зарядить электромобиль в домашних условиях — от выбора источника питания до особенностей подключения и эксплуатации зарядного устройства с учетом требований безопасности, предусмотренных как производителями китайских авто, так и действующим законодательством РФ.

Как зарядить электромобиль дома

Зарядные станции Zeekr Power

Преимущества домашней зарядки электромобилей

Популярность зарядки электромобиля дома обусловлена массой преимуществ, ключевыми из которых являются такие моменты:

  • Удобно и доступно. Нет необходимости искать общественный терминал, электрический транспорт будет всегда готов к поездке благодаря возможности в любое время заряжать его в домашних условиях.
  • Экономия. Стоимость электроэнергии в бытовой сети ниже, чем на публичных зарядных станциях. Особенно выгодно использовать ночные тарифы. Экономия может достигать 30%.
  • Бережное отношение к АКБ. Медленная зарядка от 220В щадящая, она практически не вредит батареям, а терминалы быстрой зарядки сокращают срок службы аккумулятора.
  • Безопасность и надежность. В отличие от общественных станций, риск поломки оборудования или угона электромобиля во время зарядки возле дома минимален.
  • Комфортно. Подключая электромобиль в ночное время к зарядному устройству, вы будете экономить не только деньги, но и время, получая утром полностью заряженный аккумулятор.

Перечисленный выше список преимуществ можно расширить, установив не просто зарядный терминал стандартного типа, а «умную зарядную станцию». Такое оборудование позволяет программировать время зарядки, подстраиваясь под наиболее выгодные тарифы или другие запросы, а также осуществлять контроль над этим процессом удаленно. С помощью соответствующего приложения, предварительно активированного на смартфоне, можно изменять настройки, просматривать текущие параметры пополнения энергии, анализировать статистику зарядок, решать другие задачи. Для еще большего комфорта, можно интегрировать управление зарядной станцией в систему «умного дома».

Зарядка для электромобиля в частном доме

Как зарядить электромобиль дома — варианты

Вариантов, как зарядить электромобиль в домашних условиях или на придомовой территории, существует несколько:

  • От обычной бытовой розетки 220В. Для такого пополнения энергии используется штатный кабель, предусмотренный комплектацией автомобиля. Он оснащен специальным устройством защиты и разъемом под конкретную модель электрокара. Недостаток такого варианта в том, что время и эффективность зарядки зависит от суммарной нагрузки — количества потребителей, подключенных в данный момент к электроцепи, где запитана розетка.
  • От выделенной линии и розетки 220В. Требуется прокладка отдельного кабеля от электрощитка до места стоянки электромобиля. Такой способ позволяет снизить нагрузку на общую сеть, обеспечив стабильную зарядку без перебоев, обусловленных подключением других потребителей.
  • От трехфазной сети 380В. Такой вариант подходит для домов, укомплектованных электроплитами, бойлерами или другим мощным оборудованием. Обычно электропитание таких зданий осуществляется от трехфазной линии, поэтому можно зарядить электромобиль от розетки 380В. Владельцы домов, подключенных к двухфазной сети, могут при желании написать заявление в управляющую компанию для подвода трехфазной линии. В любом случае, потребуется установка отдельного электросчетчика 380В и преобразователя напряжения для зарядки. Этот способ позволяет в 2–3 раза ускорить восполнение емкости АКБ.
  • От бытовой настенной зарядной станции. Это наиболее удобный и экономный вариант. Станция 11–22 кВт с поддержкой Mode 3 обеспечит полную зарядку за ночь даже для батарей большой емкости.

Для выбора оптимального варианта стоит учесть допустимую нагрузку на сеть, наличие свободных мощностей, требуемую скорость и безопасность зарядки.

Режимы и скорость заряда от бытовой сети

Задаваясь вопросом, можно ли зарядить электромобиль от розетки, целесообразно узнать, какие существуют режимы восполнения энергии от бытовой однофазной сети 220В:

  1. Mode 1. Простое подключение к бытовой розетке без дополнительной защиты. Скорость зарядки очень мала (до 3 кВт), процесс долгий и небезопасный.
  2. Mode 2. Здесь используется штатный кабель электромобиля со встроенным устройством контроля зарядки. Такой режим обеспечивает защиту от перегрузок сети и повреждений АКБ. Мощность до 7,4 кВт, время полной зарядки 12–14 часов.
  3. Mode 3. Наиболее безопасный и эффективный вариант. Интеллектуальная «умная» зарядка с контролем всех параметров, активируется только после проверки соответствия параметров зарядной станции и аккумулятора электрокара. Мощность и скорость восполнения энергии на уровне режима Mode 2.

Как видите, самый оптимальный вариант для домашней зарядки — это режим Mode 3, который обеспечивает специальная настенная станция на 11–22 кВт. Такой бытовой терминал способен за ночь (8–10 часов) зарядить полностью даже очень емкую батарею благодаря высокой мощности зарядного устройства. Например, для пополнения емкости батареи 100 кВт*ч потребуется не более 5 часов.

Как зарядить электромобиль в домашних условиях

Скорость зарядки в зависимости от мощности источника и емкости АКБ

Ключевых параметров, от которых зависит скорость зарядки электромобиля в домашних условиях, всего два: емкость тягового аккумулятора и мощность станции — источника питания, к которому подключена батарея. Соответственно, чем выше характеристики зарядного устройства и ниже показатели АКБ, тем быстрее будет заряжаться электрокар.

  • Бытовая розетка 220В обычно обеспечивает мощность порядка 2–3 кВт. При таких параметрах, чтобы полностью зарядить аккумулятор 100 кВт*ч, потребуется около суток.
  • Розетка 380В позволяет подключить зарядное устройство мощностью до 10–12 кВт. В таком случае батарея 100 кВт*ч сможет зарядиться за 10 часов.
  • Бытовая настенная зарядная станция мощностью 22 кВт может пополнить емкость АКБ 100 кВт*ч всего за 4–5 часов.

Таким образом, установка мощной зарядной станции существенно ускоряет зарядку электромобиля дома или в гараже. А для небольшой батареи, например, емкостью 60–70 кВт*ч вполне достаточно даже розетки 220В. Полный цикл восполнения емкости займет не более 12 часов.

Типичные ошибки при организации домашней зарядки электромобилей

Наиболее распространенными ошибками, которые совершают владельцы при организации домашней зарядки электромобилей, являются такие моменты:

  • Зарядка от неисправной бытовой розетки или электропроводки с плохими контактами. Такая ситуация существенно повышает риск возгорания при большой нагрузке.
  • Превышение допустимой мощности потребления квартирной (домовой) электросети. В этом случае может сработать защита и отключить электричество в доме.
  • Использование слишком длинного или некачественного удлинителя, что приводит к большим потерям напряжения в проводке.
  • Эксплуатация зарядной станции без заземления и УЗО. Такая ситуация опасна для жизни в случае короткого замыкания или удара молнии.
  • Зарядка в условиях повышенной влажности. При конденсации влаги на оголенных контактах возможны короткие замыкания.
  • Оставление автомобиля при длительной зарядке без присмотра. В этом случае, при выходе зарядного устройства из строя и перегреве возможен пожар.
  • Зарядка электромобиля с явными повреждениями кузова, близко расположенными к аккумулятору или разъему заряда повышает риск короткого замыкания.

Помните! Перечисленных выше ошибок можно избежать, если строго следовать инструкциям и мерам безопасности при монтаже и эксплуатации зарядного оборудования.

Зарядка электромобиля во дворе

Как правильно выбрать тип кабеля и разъема?

Важность правильного выбора типа кабеля и разъема при организации домашней зарядки электромобиля имеет большое значение не только в плане безопасности, но и в отношении эффективности или скорости пополнения емкости АКБ. Несовместимый разъем или неверно подобранный кабель могут стать причиной короткого замыкания или нестабильного контакта, что чревато перегревом и возгоранием. В то же время от кабеля и разъема напрямую зависит мощность передаваемой энергии от источника к аккумулятору автомобиля. Неправильный выбор снизит скорость зарядки.

Чтобы быстро и безопасно зарядить электромобиль дома, в обязательном порядке разъем авто должен соответствовать порту зарядного кабеля. Иначе просто не удастся физически подключиться и запустить процесс зарядки. В свою очередь, надежное соединение контактных групп обеспечит стабильность работы зарядного устройства и длительную эксплуатацию разъема без повреждений и коррозии.

При желании обеспечить максимальную безопасность и эффективность лучше доверить подбор подходящего оборудования и оснащения специалистам. Или хотя бы проконсультироваться перед покупкой. При выборе кабеля и разъема для зарядки таких китайских электромобилей как Lixiang L9, Zeekr 001, Byd Yangwang U8, Mengshi M-Hero 917, AITO, Polestones, HiPhi следует учитывать несколько моментов:

  1. Тип соединительного порта на самом автомобиле. Большинство китайских электрокаров оснащены портами стандарта GB/T, рассчитанными на различную мощность зарядки — как для медленной, так и быстрой станции.
  2. Вариант источника электропитания: однофазная сеть 220В или трехфазная 380В. Соответственно и кабель с разъемом должен быть предназначен для подключения к используемой линии.
  3. Тип разъема зарядной станции при ее использовании. Большинство домашних станций поставляются с кабелями со штепсельными разъемами Type 1 (J1772). Потому важно, чтобы порт на автомобиле был совместим с этим вариантом.
  4. Длина зарядного кабеля должна быть достаточной, чтобы комфортно дотянуться до разъема на автомобиле, стоящего на предполагаемом месте парковки. Оптимальная длина электрошнура для домашней зарядки в пределах 7–10 метров.

Стоит также учесть максимальную мощность, на которую рассчитан зарядный порт автомобиля. Оборудование нужно подбирать в соответствии с этим параметром.

Можно ли зарядить электромобиль от розетки

Особенности выбора настенного терминала для дома

При выборе зарядной станции для использования в домашних условиях важно учитывать мощность зарядного устройства. От этой характеристики напрямую зависит скорость зарядки вашего электрокара. Чем выше максимальная мощность терминала (измеряется в кВт или кВт/ч), тем быстрее будет заряжаться батарея при прочих равных условиях. Популярные настенные зарядные станции для дома имеют мощность от 3 до 22 кВт.

Во-вторых, следует выбирать модель, подходящую для вашего типа электросети. Большинство терминалов рассчитаны на подключение к однофазной бытовой сети 220 В. Но существуют также варианты на 380В для использования трехфазной сети. Это даст возможность увеличить скорость зарядки за счет большей мощности.

Оптимальным решением для организации зарядки электромобиля дома может стать настенное оборудование таких марок:

  • Jsowell — портативные зарядные станции известного китайского бренда, доступные в двух вариантах мощности: на 3,5 кВт и на 11 кВт. Они отличаются сравнительно простым монтажом и надежностью.
  • PLUGOOD — популярный бренд, производящий как портативные, так и стационарные решения для зарядки электромобилей. Мощность портативной зарядки достигает 20 кВт, что позволяет довольно быстро восполнять заряд аккумулятора в домашних условиях.
  • Wattsaving — настенные решения мощностью 22 кВт. Самое простой и мощный способ зарядить электромобиль в домашних условиях.

Зарядные станции этих и некоторых других брендов вы можете заказать в автосалоне НЕО КАРС с фирменной гарантией и установкой под ключ. Специалисты автосалона имеют богатый опыт по подбору и установке зарядных станций и помогут выбрать вам именно то решение, которое требуется для вашего электромобиля.

Частные зарядные станции для электромобилей

Настенная зарядная станция Zeekr

Как организовать зарядку электромобиля дома: этапы реализации

Разобравшись с вопросом, как зарядить электромобиль в домашних условиях, можно приступать к реализации этой идеи на практике. Примечательно то, что с 1 марта 2022 года возможность установить настенный терминал появилась не только у владельцев коттеджей, дач, частных домов или гаражей, но и у обладателей квартир в многоквартирных зданиях или жилищных комплексах. При желании они могут организовать монтаж зарядных станций в подземных паркингах или автостоянках.

Непосредственно организация зарядки электромобиля дома осуществляется в таком порядке:

Выбор способа

При выборе оптимального способа пополнения энергии электрокара в домашних условиях в первую очередь определитесь с типом электросети — однофазная она 220В или трехфазная 380В. От этого будет зависеть совместимость различных вариантов зарядного оборудования. Если решили использовать второй вариант, а дом подключен к обычной однофазной линии, напишите заявление в управляющую компанию с просьбой решить данную проблему.

Далее оцените состояние и допустимую нагрузку вашей электропроводки, наличие свободной мощности. Это важно, чтобы подобрать безопасный режим зарядки. Если у вас недостаточно квалификации или опыта, лучше пригласить специалиста — профессионального электрика, имеющего соответствующий допуск.

На следующем этапе необходимо уточнить характеристики электромобиля. В технической документации всегда указывается, какой разъем, и какая максимальная мощность зарядки поддерживается. Исходя из полученных данных по электросети и параметрам автомобиля, можно определить оптимальный вариант:

  • от стандартной бытовой розетки:
  • от выделенной линии
  • от мощной зарядной станции.

Главное на этом этапе — получить максимум информации и действовать взвешенно, учитывая не только все тонкости и нюансы, но и возможные риски. Такой подход станет залогом безопасной и комфортной зарядки электромобиля дома.

Как заряжать электромобиль из Китая

Как заряжать электромобиль из Китая

Как очевидно из названия, любой электромобиль необходимо заряжать электричеством. Это можно делать с помощью обычной бытовой розетки (той самой, от которой работают чайник и другие электроприборы), с помощью мобильной напольной зарядки или на общественной зарядной станции. Из менее очевидного: зарядка электромобиля немного более замороченное мероприятие, чем привычный заезд на топливную АЗС. Тут потребуется сначала разобраться. И сложность эта связана сразу с несколькими нюансами:

  1. Электромобиль можно заряжать переменным и постоянным током. Это разные типы зарядки, для которых предусмотрены разные зарядные порты и аксессуары.
  2. Стандарт зарядок не один! На разных рынках эксплуатации — США, Китай, Япония, ЕС — распространены свои типы зарядок. В связи с этим на отечественных зарядных станциях порты тоже могут быть разными.
  3. Для зарядки электромобиля важно, происходит она однофазным или трехфазным током, а также с каким напряжением сети и с какой мощностью. Без паники! Глубоко в этом разбираться не нужно.

Особенности китайских электромобилей

Все электромобили, а также подключаемые гибриды, созданные для китайского рынка, имеют зарядные порты единого китайского стандарта: GB/T. Этот стандарт характерен не только для электромобилей китайских марок, но также и для «выходцев» из других стран, которые продаются и эксплуатируются в Поднебесной: Tesla, VW, Nissan и др.

В 99% случаев у таких машин на борту будет два зарядных порта стандарта:

  • GB/T (AC) — для зарядки переменным током или, как её ещё называют «медленной» зарядки;
  • GB/T (DC) — для зарядки постоянным током или «быстрой» зарядки.Только один порт — для «медленной» зарядки — встречается лишь в самых дешевых электромобилях.

Полезные материалы по теме:

  • Электромобиль или гибрид? Плюсы и Минусы.
  • Типы зарядок электромобилей.

Отличия «медленной» и «быстрой» зарядки

Для заряда любой батарее нужен постоянный ток, в электрической сети у нас ток переменный. Соответственно для того, чтобы зарядить батарею, нужно переменный ток преобразовать в постоянный. Происходит это с помощью специального устройства — выпрямителя.

В электромобиле эту роль выполняет выпрямитель-инвертор под капотом. Через него переменный ток проходит в батарею авто. Кстати, это же устройство преобразует ток и в обратном направлении, то есть постоянный в переменный. Но такая операция нужно уже не для зарядки, а для питания двигателей. Благодаря наличию этого преобразователя непосредственно внутри электромобиля мы можем заряжать авто от бытовой электророзетки. Это будет «медленная» зарядка переменным током.

Для того чтобы зарядить машину постоянным током, то есть «быстрой» зарядкой, задействовать выпрямитель в электромобиле не нужно. Такой тип зарядки возможен или с помощью мобильной напольной станции, или на специально оборудованной зарядной станции. По сути, сама станция выполняет роль такого же выпрямителя, как в авто, только более мощного, и находится вне электромобиля. От зарядной станции напрямую в батарею авто поступает сразу постоянный ток.

Итого, главное, что нужно запомнить: для «медленной» и «быстрой» зарядки используются разные виды тока, которые проходят разные пути до батареи электромобиля.

«Медленная» зарядка переменным током в электромобиле

Как было сказано выше, для «медленной» зарядки в китайских электромобилях используется зарядка GB/T (AC). В подавляющем большинстве она поддерживает однофазный ток напряжением 220 В до 32 А.

В природе встречаются модели с портом GB/T (AC) и под трехфазный переменный ток, но они редкость, и идут, в основном, под коммерческое использование (например, такси) или это переделки европейских марок под китайский рынок.

Бывают и электромобили, поддерживающие ток максимум 16 А, но это дешевые «малолитражки».

Вообще зарядка на 32 А может забирать из электросети до 7,2 кВт. После преобразования переменного тока в постоянный, автомобиль получает около 6,5 кВт. Однако расчёт производителей китайских электромобилей изначально сделан на то, что автовладельцы будут заряжаться от обычной домашней розетки. Поэтому на заводе машины комплектуются слабыми зарядками: не на 32 А, а на 8 А. Просто, чтобы не перегружать сеть. В батарею электромобиля при такой зарядке поступает менее 2 кВт. Кстати, китайцы часто именно так и заряжаются — когда приходят подержанные автомобили, видно, что их «родными» заводскими зарядками активно пользовались.

Полезные аксессуары для «медленной» зарядки

1. Портативная зарядка на 32 А

Так как автомобиль способен взять больше, чем позволяет заводская зарядка, имеет смысл приобрести более мощную портативную — на 32 А, и возить её с собой в багажнике. Обычно такие зарядки комплектуются синими или красными силовыми вилками. Соответственно нужно иметь в виду, что на предполагаемом месте зарядки должна быть подходящая под эту вилку розетка. Зарядка на 32 А — обязательная вещь для электромобилиста.

Хорошая портативная зарядка — обязательный аксессуар электромобилиста.

2. Настенная зарядка на 32 А

И в доме, и в каких-то общественных местах, типа офисной или гостиничной стоянки, а также подземного паркинга, было бы удобно заряжать электромобиль от настенной зарядки. Если позволяют условия, имеет смысл приобрести и установить такую зарядку на 32 А. Они бывают разной комплектации: с экранами и без, с управлением по Bluetooth, с активацией карточкой и с другими опциями. Но помните: при установке необходимо обеспечить правильное подключение и подвод сети достаточной электрической мощности (электрик вам в помощь!).

Зарядные устройства выполняют важную функцию — обеспечение безопасности. Они защищают от пониженного и повышенного напряжения, скачков, утечек тока и др. Без зарядного устройства вы рискуете потом сильно потратиться на ремонт авто. Также у зарядок бывают доп. функции: планирование подачи электричества по времени, сбор статистики.

Зарядное устройство портативное GB/T AC, 32А, 220В, 5м

Акция

Зарядка GBT AC портативная, 32А, 220В, 5м, Workersbee

Зарядка настенная GBT VCS-Z2-7

Акция

Зарядное устройство настенное GB/T AC, 7кВт, 32А, 220В Auxus VCS-Z2-7

Зарядка настенная GB/T AC, 7кВт, 32А, 220В Auxus VCS-13-7S

Акция

Зарядное устройство настенное GB/T AC, 11кВт, 16А, 380В Auxus VCS-13-11S

Переходники для «медленной» зарядки

Как было сказано ранее, в мире электромобилей, увы, зарядки не универсальные. Поэтому вы не можете быть полностью уверены, что там, где вы захотите зарядиться, будет доступен GB/T. Например, в России самый распространенный стандарт сейчас — европейский Type 2 (позволяет подключаться или к трехфазной сети и заряжать авто с мощностью до 22 кВт, или к однофазной и заряжать до 7,4 кВт.). Однако — хорошая новость, никаких проблем с зарядкой китайских электромобилей от Type 2 в России нет. Для этого просто нужен кабель-адаптер на GB/T (AC).

Подобные адаптеры подходят для любого китайского электромобиля. Они совершенно «безмозглые», т.е. никакого электронного управления и никакой электронной начинки. Это просто большой толстый кабель с нужными вилками. Если зарядная станция в рабочем состоянии и отдаёт ток, а машина его может принять, задача такого адаптера — тупо передать ток. Кстати, всё то же самое актуально и для адаптера к зарядному порту J1772 или Type 1 (заряжает от одной фазы переменного тока напряжением 220 В с мощностью до 7,4 кВт.).

1. Адаптер под порт/розетку Type 2.

В России большинство зарядных станций для электромобилей оснащено розетками, а не зарядными пистолетами. Это дешевле и вандалоустойчивее. В том числе с такими портами и распространенная в нашей столице сеть зарядных станций «Энергия Москвы». Для зарядки на такой станции вам потребуется длинный метров 5 и более адаптер с пистолетами Type 2 и GB/T (AC). Это обязательный аксессуар электромобилиста.

Адаптер с розетки Type 2 на GB/T обязательно должен быть в багажнике.

2. Адаптер под кабель с пистолетом Type 2.

Тут уже переходник может быть коротким. Ему нужны порт на Type 2 и пистолет GB/T (AC).

Адаптер Type 2 plug – GB/T

Акция

Зарядный кабель (адаптер) Type 2 plug – GB/T (Тип 2 – GBT), 32А, 1 фаза

12.990 ₽ – 15.990 ₽

Адаптер Type 2 socket – GB/T

Адаптер Type 2 socket – GB/T (Тип 2 – GBT), 32А, 1 фаза, 0,5м

Зарядный кабель (адаптер) Type 2 plug – Type 1 (Тип 2 – Тип 1), 32А, 220В, 5м

Акция

Зарядный кабель (адаптер) Type 2 plug – Type 1 (Тип 2 – Тип 1), 32А, 1 фаза, 5м

Помните, если не получается зарядить китайский электромобиль через адаптер переменного тока, то проблема в станции — она не отдаёт ток. Причины могут быть разными: от недостатка электрической мощности и поврежденного порта до ошибок в софте оператора станции.

«Быстрая» зарядка постоянным током в электромобиле

Как было сказано выше, «быстрая» зарядка — это зарядка постоянным током, для которой используется тип порта GB/T (DC). При такой зарядке ток поступает напрямую в батарею электромобиля, и ток не слабый! GB/T (DC) сейчас способен отдавать мощность до 90 кВт. Отсюда рождаются и дополнительные контрольные меры, как со стороны системы управления батареей, так и со стороны зарядной станции.

Перед зарядом автомобиль и станция обмениваются диагностической информацией. Машина сообщает, что с её батареей всё нормально: изоляция не нарушена, температура в рамках нормативных значений, процент заряда такой-то, и какую мощность машина готова принять Исходя из этой информации станция также «решает», какой мощности ток отдать и отдать ли его в принципе.

Как показывает практика, если в месте, где ваш автомобиль долго стоит, есть точки «медленной» зарядки, «быстрая» зарядка вам вряд ли потребуется. К слову, и для автомобиля лучше всегда заряжаться только «медленной» зарядкой, т.к. «быстрая» изнашивает батарею. Но если зарядка постоянным током всё-таки очень нужна, на помощь придут мобильные напольные зарядки и стационарные общественные станции.

1. Мобильные напольные зарядки GB/T (DC) относятся к условно домашним решениям. Они подключаются к трехфазной сети с силой тока 60 А, потребляют из сети 22 кВт и отдают в машину 20 кВт. Штука это тяжелая — 40-50 кг, да и немного шумная, так как снабжена активным охлаждением. Она будет полезна дома обладателям ёмких батарей или для служебного использования, например, в автоцентрах и сервисах.

2. Стационарные решения для зарядки китайских электромобилей предназначены только для общественных станций. Они громоздкие и стоят немалых денег.

Зарядное устройство напольное GBT DC 20 кВт

Зарядка GBT DC напольная 40 кВт, 64А, 380В, 6,5м, Natural Smart

Зарядка GBT DC напольная 20 кВт, 32А, 380В, 8м, Natural Smart

Зарядка GBT DC напольная 20 кВт, 32А, 380В, 8м, Natural Smart

Зарядка GBT DC настенная

Зарядка GBT DC настенная 40 кВт, 64А, 380В, Natural Smart SC40

449.900 ₽ – 549.900 ₽

Переходники для «быстрой» зарядки

Мы не рекомендуем переходники для «быстрой» зарядки китайского электромобиля со стандартом GB/T (DC). Поясняем, почему…

Итак, первое, что важно понимать — любая станция быстрой зарядки в России не дает полной гарантии, что вы сможете зарядить автомобиль даже без переходника. Причин много: «сырая» прошивка в самой станции, плохая совместимость конкретно с вашей моделью автомобиля, сбои в серверной части или в работе мобильного приложения. Иными словами, даже без переходника есть масса вариантов, где «споткнуться». Но тут видна плотная работа операторов — они постепенно «допиливают» софт контроллеров.

А что же переходники? По большому счёту сейчас наиболее распространены и доступны два стандарта: CHAdeMO и CCS2. Переходник с CHAdeMO или CCS2 на GB/T DC имеет свои «мозги» и программное обеспечение, которое в теории должно «дружить» с широким ассортиментом электромобилей разных производителей и не менее широким ассортиментом зарядных станций. Причем, две одинаковые внешне станции одного производителя могут иметь разные версии прошивки или модели контроллеров зарядки, и всё — одна работает с переходником, другая нет. И даже надеяться на стабильность в этом вопросе не приходится, т.к. модели котроллеров постоянно меняются и увеличивается модельный рад автомобилей.

Суммируя это, на выходе с таким переходником мы получаем лотерею: зарядится/не зарядится с вероятностью успеха процентов в 30-50. При этом среднерыночная цена такой «лотереи» порядка 1 500$ — 2 000$.

Стоит ещё заметить, что CHAdeMO — вымирающий формат (как 76-й бензин). Несмотря на то, что сейчас он распространен, у него есть ограничение по мощности до 50кВт*ч. Стандарт GB/T только набирает обороты, но его развитие попадает на фазу активного распространения зарядной инфраструктуры — количество станций прирастает высокими темпами. При этом мощность у него выше.

Итого мы не можем рекомендовать ни одного переходника на быструю зарядку GB/T (DC). Необходимо искать зарядку этого типа. Для этого в России пригодится приложение 2Chargers.

Вам нужно что-то другое для зарядки электромобиля? Расскажите нам об этом в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *