Как сделать генератор из электродвигателя постоянного тока
Текущее время: Сб мар 16, 2024 03:20:51 |
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Запрошенной темы не существует.
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Extended by Karma MOD © 2007—2012 m157y
Extended by Topic Tags MOD © 2012 m157y
Работоспособность сайта проверена в браузерах:
IE8.0, Opera 9.0, Netscape Navigator 7.0, Mozilla Firefox 5.0
Адаптирован для работы при разрешениях экрана от 1280х1024 и выше.
При меньших разрешениях возможно появление горизонтальной прокрутки.
По всем вопросам обращайтесь к Коту: kot@radiokot.ru
©2005-2024
Неисправности электрооборудования и способы их устранения — Принцип действия генератора и двигателя постоянного тока
На рисунке 36 показана модель генератора постоянного тока. Если вращать якорь модели по направлению стрелки в системе полюсов N и S, то в активных сторонах витка 1— 1 и 2—2 будут индуктироваться переменные э. д. с.—е1 и е2. Направления индуктированных э. д. с. можно определить по правилу правой руки — эти направления показаны на рисунке стрелками. Щетки А и В неподвижны в пространстве, причем щетка А всегда соединена через полукольцо с активной частью проводника, находящегося в зоне северного полюса N, а щетка В — с активной ч 1стью проводника, находящегося в зоне южного полюса S. Таким образом, переменная э. д. с., индуктированная в витке, выпрямляется при помощи простейшего коллектора, состоящего из двух полуколец и щеток А и В. На щетках А и В мы получаем постоянную по направлению э. д. с., но пульсирующую с течением времени. Если к щеткам А и В подключить нагрузку R, то в цепи появится пульсирующий ток i. В действительной машине постоянного тока величина пульсаций тока практически сводится к нулю благодаря большому числу коллекторных пластин в коллекторе и большому числу витков на якоре, сдвинутых один относительно другого.
В реальных машинах постоянного тока магнитный поток создается током, протекающим по обмоткам главных (основных) полюсов. Якорь генератора приводится во вращение каким-либо приводным двигателем. Э. д. с., индуктируемая в обмотке якоря, может быть определена по формуле, В,
(55)
где р — число пар полюсов машины;
а — число пар параллельных ветвей обмотки якоря; N—число эффективных проводников на якоре; п—частота вращения якоря, об/мин;
Ф—основной магнитный поток машины, В-с.
Обозначив постоянные величины через Се, получим:
(56)
где— постоянная э. д. с.
При подключении нагрузки по обмотке якоря потечет ток, который создает тормозной момент. Тормозной момент генератора преодолевается двигателем, вращающим якорь генератора. Тормозной электромагнитный момент генератора может быть определен по формуле, Н • м,
Принцип работы двигателя постоянного тока
На рисунке 37 показана модель двигателя постоянного тока. В системе полюсов N и S находится якорь, на котором условно показано два проводника с током; вокруг проводников с током изображены магнитные силовые линии — м. с. л.; направление м. с. л. определено по правилу штопора. М. с. л. полюсов N и S взаимодействуют с м. с. л. проводников, и в результате взаимодействия действующие на проводники с током в сторону ослабленного магнитного поля. Направление этих сил F может быть также определено при помощи правила левой руки.
Рис. 37. Модель двигателя постоянного тока:
1 — полюс; 2 — коллектор; 3 — якорь.
Каждый проводник якоря с током создает момент, равный произведению силы F на радиус якоря. Под действием этих моментов якорь двигателя вращается в сторону стрелки п.
Величина вращающегося электромагнитного момента двигателя определяется по формуле 57.
При вращении якоря двигателя в магнитном поле его проводники пересекают м. с. л. поля и в них индуктируется э. д. с. Величина индуктированной э. д. с. определяется так же, как и для генератора. Э. д. с. и напряжение в двигателях связаны формулами:
(61)
(62)
Моменты в двигателе связаны формулой
М = М2 + М0, (63)
где М — электромагнитный момент двигателя, Н-м;
М2—полезный момент, Н-м;
М0—момент холостого хода двигателя, Н-м.
Генераторы постоянного тока с различными системами возбуждения
Существует три системы возбуждения генераторов: возбуждение от постоянных магнитов; независимое возбуждение и самовозбуждение.
Генераторы с самовозбуждением встречаются трех видов: с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением.
Рассмотрим генераторы с наиболее распространенными системами возбуждения.
Генератор с независимым возбуждением и его характеристики. Обмотка возбуждения генератора, расположенная на основных полюсах, получает питание от независимого— постороннего источника тока, например от аккумулятора (рис. 38).
Характеристика холостого хода — зависимость э. д. с. якоря генератора от тока возбуждения при постоянной частоте вращения и токе якоря, равном нулю:
U = Е = СепФ. (64)
С увеличением тока возбуждения увеличивается поток машины. По мере насыщения машины прямолинейная зависимость между током возбуждения и потоком нарушается (рис. 39).
Характеристика короткого замыкания — зависимость тока якоря от тока возбуждения при постоянной частоте вращения и напряжения якоря, равном нулю:
(65)
При коротком замыкании магнитная цепь машины насыщена слабо, между током возбуждения и потоком существует прямолинейная зависимость (рис. 40).
Внешняя характеристика — зависимость напряжения на якоре генератора от якорного тока при постоянной частоте вращения и неизменном токе возбуждения:
Рис. 38 Схема генератора с независимым возбуждением:
1 — аккумуляторная батарея; 2—регулируемое сопротивление; 3 — обмотка возбуждения; 4 — рубильник; 5 — приводной двигатель; 6 — якорь; 7 — двухполюсный рубильник; 8 — нагрузка.
По мере увеличения якорного тока падение напряжения в якорной цепи увеличивается, а магнитный поток машины Ф несколько уменьшается, так как поток, созданный током якоря, уменьшает поток основных полюсов. Поэтому напряжение на якоре уменьшается (рис. 41).
Генератор с параллельным возбуждением и его характеристики. Самовозбуждение генератора возможно при наличии трех условий: магнитная система машины должна сохранять остаточный магнитный поток порядка 2-5% от полного потока; магнитный поток от тока возбуждения должен совпадать с остаточным потоком; сопротивление цепи возбуждения должно быть меньше некоторой критической величины.
Рис. 41. Внешняя характеристика генератора с независимым возбуждением.
Рис. 40. Характеристика короткого замыкания генератора с независимым возбуждением.
Рис. 39. Характеристика холостого хода генератора с независимым возбуждением.
Рис. 42. Схема генератора с параллельным возбуждением:
1— якорь; 2 — обмотка возбуждения; 3 — обмотка добавочных полюсов; 4 — регулируемое сопротивление; 5— приводной двигатель; 6 — нагрузка.
Рис. 43. Внешняя характеристика генератора параллельного возбуждения.
Рис. 44. Схема генератора последовательного возбуждения:
I — якорь; 2 — обмотка возбуждения; 3 — нагрузка; 4 — приводной двигатель.
Рис. 45. Внешняя характеристика генератора последовательного возбуждения.
Схема генератора показана на рисунке 42. Процесс возбуждения происходит следующим образом: якорь машины вращается и в его обмотке индуктируется небольшая э. д. с. от остаточного потока; обмотка возбуждения подключена к якорю и по ней под действием э. д. с. течет небольшой ток, который создает добавочный поток; результирующий поток увеличивается, что приводит к увеличению э. д. с. якоря и к увеличению тока возбуждения и т. д. Процесс возбуждения заканчивается, когда э. д. с. генератора будет равна падению напряжения в цепи возбуждения. Характеристика холостого хода генератора параллельного возбуждения аналогична характеристике холостого хода генератора независимого возбуждения, но она не идет из начала координат, так как всегда есть э. д. с. от остаточного потока. 1
Характеристику короткого замыкания можно снять только при независимом возбуждении.
Внешняя характеристика — зависимость напряжения якоря от тока якоря при постоянной частоте вращения и постоянном сопротивлении цепи возбуждения. При снятии этой характеристики напряжение уменьшается по тем же причинам, что и в генераторе независимого возбуждения, кроме того, при понижении напряжения уменьшается еще и ток возбуждения (рис. 43). Ток возбуждения сначала уменьшается медленно, а потом ускоряется, что ведет к резкому уменьшению напряжения на якоре.
Генератор последовательного возбуждения. Процесс возбуждения генератора идет так же, как и у генератора параллельного возбуждения (рис. 44). Нагрузка и обмотка возбуждения генератора последовательного возбуждения образуют цепь, аналогичную цепи возбуждения генератора параллельного возбуждения. Все характеристики генератора могут быть сняты при независимом возбуждении, и они будут точной копией характеристик генератора с независимым возбуждением, С самообслуживанием снимают только внешнюю характеристику.
Внешняя характеристика — зависимость напряжения на якоре от тока якоря при постоянной частоте вращения:
U = СепФ — IR. I
С увеличением нагрузки генератора увеличивается ток якоря; магнитный поток, зависящий от тока якоря, растет значительно быстрее падения напряжение в якорной цепи, и напряжение на якоре увеличивается. По мере насыщения магнитной цепи машины рост потока резко замедляется. Падение напряжения в якорной цепи и другие причины ведут к уменьшению напряжения на якоре.
Рис. 46. Схема генератора смешанного возбуждения:
1 — якорь; 2— параллельная обмотка возбуждения; 3 — последовательная обмотка возбуждения; 4 — регулируемое сопротивление; 5—нагрузка; 6 — приводной двигатель.
Рис. 47. Внешняя характеристика генератора смешанного возбуждения.
Возбуждение машины без нагрузки или при очень малой нагрузке невозможно. Внешняя характеристика генератора показана на рисунке 45.
Генератор смешанного возбуждения. На главных полюсах генератора размещаются две обмотки: параллельная и последовательная. Обе обмотки включаются так, чтобы токи в них имели одинаковые направления (рис. 46). При холостом ходе генератор работает как генератор параллельного возбуждения; при нагрузке появляется ток в последовательной обмотке, который, увеличивая магнитный поток машины, компенсирует падение напряжения в якорной цепи. Напряжение на якоре при нормальных нагрузках практически остается постоянным. Напряжение генератора и его э.д.с. связаны следующей зависимостью:
(66)
где Фш—поток параллельной обмотки (шунт);
Фс—поток последовательной обмотки (сериес).
Внешняя характеристика генератора — зависимость напряжения на якоре от тока якорной цепи при постоянной частоте вращения и постоянном сопротивлении цепи параллельной обмотки (рис. 47). Другие характеристики имеют характер соответствующих характеристик генераторов параллельного и последовательного возбуждения.
Можно ли использовать электродвигатель как генератор
Всем известно, что работа электродвигателя – это преобразование электрической энергии в механическую. Удастся ли заставить его преобразовывать механическую энергию в электрическую, чтобы использовать электродвигатель как генератор? Благодаря действующему в электротехнике принципу обратимости это возможно. Но нужно четко знать принцип работы агрегата и создать условия, способствующие превращению.
Законы, позволяющие использовать асинхронный электродвигатель как генератор
В генераторе напряжение, обычно подаваемое с аккумулятора, возбуждает в обмотке якоря магнитное поле, вращение же обеспечивается любым физическим устройством. В электродвигателе возможность подачи напряжения на обмотку якоря не предусмотрена. Чтобы он не поглощал, а вырабатывал электроэнергию, магнитное поле необходимо создать искусственно.
В асинхронном двигателе вращающееся магнитное поле ротора «отстает» от поля статора, обеспечивая процесс перехода электроэнергии в механическую энергию. Следовательно, чтобы запустить обратный процесс, нужно сделать так, чтобы поле статора вращалось медленнее поля ротора, либо чтобы оно вращалось в противоположную сторону.
Способы переделки электродвигателя в генератор
Есть два способа «регулировки» магнитного поля статора.
Торможение реактивной нагрузкой
Сделать это можно с помощью мощной конденсаторной батареи. Включите ее в цепь питания двигателя, который работает в обычном режиме. Заряд, накопленный в батарее, будет в противофазе с зарядом, создаваемым питающим напряжением, что приведет к замедлению последнего. После этого двигатель вместо поглощения тока начинает генерировать его, отдавая в сеть.
Любой транспорт на электротяге работает именно благодаря этому эффекту – при «самостоятельном» движении под уклон механическая энергия не требуется, и конденсаторная батарея автоматически подключается к цепи питания. Вырабатываемая энергия подается в сеть, чтобы затем опять преобразоваться в механическую.
Самовозбуждение электродвигателя
Остаточное магнитное поле ротора может произвести ЭДС, достаточное для зарядки конденсатора. Вследствие этого возникает эффект самовозбуждения, что делает возможным переход двигателя в режим генерации электроэнергии. Непрерывность этого процесса обеспечивает конденсаторная батарея, подпитывающаяся от произведенного тока.
Этот способ является более действенным, и именно он подходит, если вы хотите применить асинхронный электродвигатель как генератор.
Что нужно знать, чтобы электродвигатель работал как генератор
При переделке двигателя в генератор следует учитывать следующие технические детали:
- Не пытайтесь использовать электролитические конденсаторы – они не пригодны для подключения в цепь. Вам нужны неполярные конденсаторные батареи.
- В трехфазных машинах конденсаторы могут включаться по схеме «треугольник» или «звезда». В первом случае величина напряжения на выходе выше, а во втором генерация начинается на меньших оборотах ротора. Выбирайте оптимальный для достижения вашей цели вариант.
- Однофазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором тоже могут генерировать электроэнергию. Запуск осуществляется с помощью фазосдвигающего конденсатора.
Поскольку определить необходимую величину емкости конденсаторной батареи невозможно, остается подбирать ее по весу – он должен быть равен весу двигателя или слегка превышать его.
Насколько эффективно использование электродвигателя в качестве генератора
У использования электродвигателя как генератора есть свои «плюсы»:
- Агрегат достаточно прост в обслуживании и экономичен, поскольку конденсатор получает энергию от остаточного поля ротора и от вырабатываемого тока.
- Практически отсутствуют «побочные» траты энергии на магнитные поля или бесполезный нагрев.
- Преобразованный в генератор двигатель чувствителен к перепадам нагрузки.
- Частота вырабатываемого тока часто нестабильна.
- Такой генератор не может обеспечить промышленную частоту тока.
Если в вашем случае преимущества перевешивают недостатки, то применение асинхронного генератора целесообразно.
Генератор свободной энергии с использованием двигателя постоянного тока (Видео)
В этом видео рассказывается о солнечной энергии. Генератор свободной энергии с лампочкой, который использует двигатель постоянного тока.
Очень простая и понятная схема при помощи которой можно изготавливать прототипы больших мощностей и получать достаточное количество энергии. Вам понадобится солнечная панель, электродвигатель и еще некоторые детали.
Источник: cleanenergo.ru