Из чего делают канифоль для скрипки
Перейти к содержимому

Из чего делают канифоль для скрипки

  • автор:

Из чего делают канифоль для скрипки

КАНИФОЛЬ — ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ .

Канифоль получила своё наименование от античного города Kolophon, расположенного севернее Эфеса и Смирны, где так называемая «смола для смычков» изготавливалась в больших количествах. Kolophon являлся своеобразным торговым центром по продаже канифоли. Как гласят старинные документы, смола деревьев использовалась в самых разнообразных житейских ситуациях. Она являлась излюбленным средством иллюзионистов, показывающих свои фокусы зевакам на базарных площадях. Её целебные и бальзамирующие свойства широко применялись врачевателями того времени. На различных состязаниях по стрельбе из лука древние греки непременно смазывали свои стрелы канифолью. Современники персонажей «Илиады» и «Одиссеи» использовали смолу сосновых деревьев для пропитки и замазывания щелей морских судов, на которых отважные греки плавали в надежде покорения троянцев. А прославленные олимпийские факела обязательно содержали в своей основе составляющие из канифоли. И по сей день в Греции сохранилась традиция использования сосновой смолы для замазывания щелей бочек при закладке белого вина.
Канифоль являлась незаменимым компонентом при изготовлении смазочных материалов.Так, в Германии в 17-18 веках люди, путешествующие на большие расстояния в экипажах, были обязаны на станциях своего следования платить так называемые «Schmiergeld» ( деньги для смазки). Таким образом, вполне обыденное понятие приобрело впоследствии столь недвусмысленное значение, которое в современном немецком языке используется для обозначения взятки.
Можно долго перечислять разнообразные области, в которых используют канифоль и её производные. Ёе применяют для проклейки бумаги и картона, как эмульгатор в производстве синтетического каучука, в производстве пластмасс, искусственной кожи, линолеума, лаков и красок, электро — изоляционных мастик, в фармoиндустрии, а также при пивоварении. С незапамятных времён известно антисептическое воздействие смол хвойных пород, они с успехом используются в ароматерапии для усиления кровообращения. Канифоль используют также наряду с другими природными смолами, такими как мастик, копал и сандарак в смесях при изготовлении лаков для для лакового покрытия скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. Но особый интерес представляет использование канифоли при игре на струнных музыкальных инструментах: скрипках, альтах, виолончелях, контрабасах.

Первые упоминания о смычках для струнных инструментов встречаются в среднеазиатских и арабских источниках начиная с 9-го века нашей эры. Примерно к этому же времени относятся и первые попытки поиска подходящего материала, улучшающего захватывание струн смычковым волосом. Волосы являются важной составной частью смычка. Благодаря им происходит контакт между смычком и инструментом. Маленьким, но таким незаменимым при игре вспомогательным материалом является скрипичная канифоль. Только наканифоленные волосы создают возможность полноценной игры на инструменте. Разнообразие сортов канифоли заключается в широком выборе исходного материала. На сегодняшний день насчитывается свыше 100 сортов сосен, пихт и елей, подходящих для добычи из них смолы.

В прежние времена добычей смолы из хвойных деревьев занимались в труднопроходимых местах, где транспортировка древесины была практически невозможна или же очень дорога. Порою, жители целых селений, расположенных в гористой местности, покрытой хвойными деревьями, занимались добычей, переработкой и дальнейшей продажей смолы деревьев. Это был, практически, единственный источник доходов местного населения. В европейских хрониках 1546 года упоминаются несколько деревень, расположенных у подножия горы Кniebis. Жители этих деревень собрали за год 200 центнеров смолы, которая была продана на ежегодной ярмарке в городе Straßburg. Случались и курьёзные ситуации. Поскольку смола деревьев ценилась довольно высоко, не редкими были случаи кражи смолы.

В основном добыча смолы была распространена в Северной Америке, Юго-Западной Франции (Бордо), Австрии и Южной Германии (Тироль). Специалисты определяют происхождение смолы по её цвету: чистейшая французская смола обладает прозрачным золотистым цветом, а немецкая — имеет благородный янтарный оттенок.

Технология производства канифоли для скрипки, альта, виолончели, контрабаса не претерпела особых изменений. Сегодня, как и в старые времена, из смолы хвойных деревьев путём дистилляции получают скипидарное масло, а остатки: смола, кислоты и вода выпариваются. Все примеси при этом оседают и остаётся чистейшая смола. Впоследствии при производстве скрипичной канифоли к этой смоле добавляются определённые компоненты, наименование которых содержится в строжайшей тайне от конкурентов.

Известно, что одно взрослое сосновое дерево вырабатывает не более 2-х литров смолы в год. При этом обязательно учитывается диаметр ствола. Только то дерево годится для добычи смолы, которое достигло 30 см в диаметре. В первый год из такого дерева добывают смолу с восточной стороны ствола, затем — с северной, после этого — с западной и в завершении — с южной стороны. Пятый год — дереву дают отдых и затем 5-летний цикл повторяется снова. С первых дней марта начинается подготовка для сбора смолы: надрез коры деревьев и закрепление ёмкостей. Когда ёмкости наполняются драгоценной смолой к делу подключаются женщины. Они сливают собравшуюся смолу в бочки и отправляют её на дальнейшую переработку. Всего в год происходит не более 5-и сборов, последний — в ноябре. Особое внимание обращают на то, чтобы дать дереву заживить его кору перед зимой. Учёными были исследованы деревья из коры которых добывали смолу ещё до 1-ой Мировой войны и продолжающих расти в наши дни. Дерево, подвергшееся сбору смолы, выделяет особые фитонциды способные уничтожать различные грибки и бактерии, облегчая регенерацию коры. Таким образом, доказано, что смола хвойных деревьев — это не сок, необходимый для жизнедеятельности дерева, а — средство для заживления его ран.
Музыканты часто задаются вопросом, какая же канифоль для скрипки , альта, виолончели, контрабаса является лучшей? На этот вопрос нет однозначного ответа. Это зависит, прежде всего, от самого музыканта, от его инструмента, от представления музыканта об идеале звучания, от манеры его игры и, наконец, от свежести самой канифоли, и от качества дополнительных компонентов, которые были использованы при изготовлении.

Известно, что качество смолы хвойных пород очень различно и, в среднем, её температура плавления колеблется от 80°до125°С. В зависимости от того, при какой температуре варится канифоль, зависит и градация её твёрдости. Твёрдость же определяет предназначение канифоли для конкретного инструмента — от скрипки до контрабаса.
Музыканты подбирают скрипичную или виолончельную канифоль индивидуально, в соответствии со струнами, на которых они играют. Инструментам с жесткими металлическими струнами необходима канифоль, имеющая небольшую силу сцепления. Для инструментов с синтетическими струнами на пластиковой основе требуется канифоль, обладающая средней силой сцепления. Инструментам с жильными струнами необходима канифоль с наибольшей силой сцепления.
Таким образом, как правило :
— для скрипичного смычка необходима более твердая канифоль;
— для альтового смычка подходит канифоль средней твердости;
— для виолончельного смычка требуется более мягкая канифоль;
— для контрабасового смычка предназначена только самая мягкая и липучая канифоль.
Согласно исследованию шведского физика Андерса Аскенфельда о принципе извлечения звука смычком, документально установлено, что период вибрации состоит из двух фаз. В первой фазе смычок охватывает струны и канифоль, нанесённая на волос смычка, разогревается на микроскопическом участке до температуры в 70°- 90°С, плавясь при этом. Вследствие чего, волос смычка теряет на какие-то доли секунды контакт со струнами. В то же время, охладившийся участок наканифоленных волос смычка захватывает струны и следующая фаза возобновляется. Аскенфельд подтверждает свои наблюдения при помощи ультрафиолетовой камеры, показывающей невероятный нагрев смычкового волоса при игре. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что температура окружающей среды оказывает большое влияние на температуру плавления струнной канифоли при игре. Этим объясняется, кроме всего прочего, различие в звучании инструмента в тёплом концертном зале и в холодном помещении.

Качество скрипичной, альтовой и виолончельной канифоли зависит от сырья и различных добавок, используемых при ее изготовлении. Дешевая канифоль изготавливается из отходов бумажного производства с примесью различных химических добавок: пластификаторов, консервантов и прочего, воздействующих не лучшим образом на лаковое покрытие струнного инструмента и здоровье музыканта. В том случае, если все же используется такая, зачастую липучая канифоль, рекомендуется очень экономно ее расходовать. В противном случае, как следствие, обеспечены неприятные призвуки при игре и склеивание смычкового волоса. После каждого использования такой канифоли необходимо следить за тем, чтобы места склеивания на ленте смычка были бы убраны и волос был равномерно распределен по всей длине трости смычка ! Такая канифоль способствует звукоизвлечению, но различие с более дорогостоящей канифолью ручного изготовления из натуральной живицы и без вредных химических примесей — значительно.

Первоклассная золотая канифоль Laubach для скрипки, обладающая особой консистенцией с содержанием микрочастиц золота 999 пробы. В чем заключается особенность этой канифоли? Прежде, чем ответить на этот вопрос необходимо вспомнить о том, что при изготовлении смычка используется натуральный конский волос. Внешнее строение волоса напоминает шишку — волос покрыт чешуйками (кутикулой). Иногда их еще сравнивают с черепицей, т.к. каждая последующая чешуйка налегает на предыдующую. Спустя некоторое время после игры, наканифоленные чешуйки изнашиваются, слипаются и волос смычка начинает проскальзывать, плохо захватывать струны, появляются призвуки.

Канифоль с содержанием микрочастиц золота, задирая чешуйки, раскрывает структуру волоса смычка, создавая при этом наибольшее сцепление и захватывание струн лентой смычка. При этом создается эффект «свеже — вставленного» волоса в смычке и, даже, у инструментов со слабым звукоизвлечением улучшаются звуковые качества.
При изготовлении золотой скрипичной канифоли Laubach мы используем золото 999 пробы, которое по своей плотности гораздо мягче, чем металл на навивке струн. Благодаря этому, золотая пыль не причиняет вреда и струны не изнашиваются больше, чем при использовании простой канифоли. Смычковый волос ровно ложится на струны, при этом великолепно их охватывая и раскрывая звучание инструмента.

Золотая канифоль Laubach для скрипки или виолончели проявляет устойчивые качества, как при повышенной влажности воздуха, так и при различных температурных изменениях, позволяя извлекать сильный, гармоничный звук. Она незаменима при сольных выступлениях, при игре в больших концертных залах, а также — при исполнении в дуэте с роялем.

Некоторые музыканты охотно экспериментируют с различными сортами скрипичной, альтовой и виолончельной канифоли. Они используют мягкую канифоль для холодных помещений и твёрдую — для концертных залов. Каких бы результатов ни давали эти эксперименты, неизменно важное правило: канифоль не должна сильно осыпаться, как при нанесении её на волос смычка, так и при игре! Сыпучая канифоль сильно загрязняет лаковое покрытие инструмента, усложняя уход за ним. Кроме этого, из-за канифольной пыли некоторые музыканты могут испытывать аллергические реакции, проявляющиеся заложенностью слизистой оболочки носа и другими неприятными симптомами. К счастью, подобные аллергические реакции встречаются не часто. Высококлассная канифоль не осыпается — это один из главных критериев её качества.

При покупке канифоли особенно важна её свежесть! Любая канифоль, даже самая лучшая, со временем изменяет свою структуру, она попросту усыхает. Не следует использовать канифоль дольше 8-и месяцев, а для солистов — не дольше 6-и месяцев. Но, в том случае, когда куплена высококачественная скрипичная канифоль, которая продолжает сохранять свои характеристики, не высыхает и не существенно осыпается при игре, вполне возможно продолжать пользоваться и далее этой полюбившейся канифолью. Свежая канифоль сглаживает неточности и шероховатости при игре. Вероятно поэтому, многие студенты консерваторий охотно используют именно свежую канифоль при подготовке и сдаче экзаменов. Вторым важным критерием качества канифоли является её прозрачность. Поскольку канифоль производится из различных сортов смолы хвойных деревьев, нельзя допускать смешивания нескольких сортов канифоли на волосе смычка. Это может иногда явиться причиной возникновения неблагоприятной реакции, усложняющей захватывание струн смычковым волосом. Перед использованием канифоли нового сорта, волос на смычке следует основательно очистить спиртом, ни в коем случае не затрагивая лакового покрытия трости смычка. После чего дать возможность волосу высохнуть, минимум 30 минут, затем нанести свежую канифоль.

Канифоль оказывает весомое влияние на звуковые и игровые качества струнно-смычкового инструмента и смычка, являясь незаменимым натуральным материалом, традиция использования которого продолжает своё существование и в наше время. Так, разлитая в формы и облагороженная смола хвойных деревьев, помогает музыкантам гармонично извлекать божественные звуки музыки.

©Татьяна Лаубах Бамберг, 18.12.2006

В статье использованы материалы университетского архива г. Bamberg (Германия)

Из чего делают канифоль для скрипки

Темная и светлая канифоль – различия и сходства. Давайте расшифруем, что это такое, как это сделано, и какая из них подходит для Вас.

Канифоль – вездесущий аксессуар для любого исполнителя на струнно-смычковом инструменте, в тоже время и немного загадка для многих музыкантов. Мало кто из музыкантов до конца знает, как это сделано, как это работает, какие типы или сорта лучше всего подходят для их инструментов, а какие нет. Выбор канифоли в вашем музыкальном магазине – это как выбор торта в кондитерской. Пытаясь выбрать торт и/или коробочку канифоли вы стоите перед выбором, что взять: выбирать темный или янтарный цвет канифоли, внешний вид упаковки, использовать ее зимой или летом?

Чтобы помочь расшифровать загадку и сделать ее понятной, мы дадим вам некоторую нужную информацию, о той маленькой коробочке канифоли, которая будет храниться в кармашке для аксессуаров вашего футляра для скрипки, альта, виолончели, или в чехле с вашим контрабасом.

  • Что такое канифоль вообще?

Канифоль (rosin — colophon или colophony) – представляет собой смолу, которую собирают с одного из 110 различных видов сосны по всей Европе, Азии, Северной Америке и Новой Зеландии. Само название «канифоль» возвращает нас в древний город Колофон в Лидии, который производил высокосортные смолы первоначально используемые для создания дыма для медицинских процедур и магических ритуалов.

rosin gathering

Канифоль собирается непосредственно из живых деревьев. В основном процесс во многом похож на то, как собирают кленовый сироп (процесс никоим образом не наносит вред дереву). Во-первых, небольшой участок внешней коры дерева удаляется/надрезается. После этого у дерева устанавливается поддоном и сборный контейнер. Наконец, в коре прорезаются V-образные канавки шириной около 1 см (0,39 дюйма) чуть выше канала капельного сбора смолы. Эти канавки собирают поток смолы в контейнер (разрезы должны обновляться каждые пять дней или около того, чтобы обеспечить непрерывный поток древесной смолы иначе кора зарастает, а смола перестает поступать).

После того, как смола для будущей канифоли собрана, ее иногда смешивают с другими соками дерева (другими смолами) – обычно это может быть смола лиственницы, ели или пихты – в зависимости от специализированной формулу, которую использует изготовитель канифоли (производители канифоли зачастую хранят рецепт в тайне, по примеру скрипичных мастеров, которые могут хранить в тайне рецепт лаков). Далее в процедуре изготовления канифоли следует процесс очистки – смолу помещают в большие чаны, в которых создают давление и нагревают, пока смолы не расплавятся полностью. Так из смолы удаляют примеси, добиваясь ее чистоты. После приготовления смеси и добавления дополнительных ингредиентов (согласно тому или иному рецепту – для достижения определенных свойств готового продукта), смесь канифоли разливают в формы. После того, как смесь устоится в течение приблизительно 30 минут, поверхность канифоли становится гладкой, как будто отполированной. Канифоль упаковывается в валик ткани или помещается в плотно закрытый герметичный контейнер.

Цвет канифоли продиктован временем года, в течение которого она собрана. Если смола собрана в конце зимы или ранней весной, она будет обладать золотистым или янтарным цветом и трудно определить, когда точно собрана. При смене сезона с летнего на осенний, цвет смолы темнеет до темного почти черного, а консистенция становится более мягкой.

  • Как действует канифоль

Абразивность и липкость канифоли, создаваемая между волосом в смычке и струной – это то, что заставляет струну звучать. Смычок тянет струну в направлении движения руки до тех пор, пока абразивность действует до точки, где сопротивление струны слишком велико и струна не может более тянуться. Струна соскальзывает в исходное положение, чем создается вибрация (вне зависимости от звуковысотности, на которую струна настроена) – в результате мы слышим звук струны (инструмента).

  • Выбор и использование канифоли

Канифоль в специальной упаковке

При покупке канифоль, первым делом определитесь, ищете ли вы канифоль студенческого или профессионального уровня. Студенческого класса канифоль дешевле, иногда имеет «песочный» звук, и производит больше порошка/пыли при использовании, чем профессиональные марки канифоли. Для некоторых исполнителей, таких, как скрипачи-фидлеры, это плюс. Но классические музыканты могут обнаружить, что более дорогие канифоли профессионального уровня лучше соответствуют их потребностям. Профессиональный класс канифоли создается из сырья более высокой степени очистки и обычно приводит к получению более гладкого, более контролируемого звука.

Далее, следует этап выбора между светлой (или янтарной) и темной канифолью. Все еще бытует суждение, что – летом надо использовать светлую, а зимой – темную канифоль. Темная канифоли мягче и, как правило, может быть излишне липкой для жаркой и влажной погоды, она лучше подходит для холодных температур, в сухом климате. Так как светлая канифоль тверже, а не такая «липкая», как ее темный аналог, предпочтительно также для более высоких струн. «[Любой тип] канифоли кроме контрабасовой, которая намного мягче и создала бы совершенный беспорядок при использовании на скрипке, –довольно сносно применим на любом инструменте» — как говорят некоторые профессионалы. Светлые канифоли, как правило, жестче и более плотные, хорошо подходят для скрипки и альта. Темные, более мягкие канифоли, как правило, предпочтительнее для более толстых струн, – т.е. басовые инструменты – виолончель, контрабас. Это правило было легко применимо, когда существовало лишь 2 вида канифоли – темная и светлая. Однако с усовершенствованием технологий и формул изготовления канифоли для смычка это правило претерпело изменения, благодаря чему темные и светлые канифоли стали доступны для всех инструментов и всех сезонов. Появились универсальные 3в1 канифоли (скрипка-альт-виолончель). Принципиальную разницу составляет лишь контрабас, канифоли для которого изготавливаются принципиально более мягкие и вязкие, чтобы раскачивать толстые массивные контрабасовые струны.

Чтобы достичь новых нюансов звука, привлечь новых покупателей – некоторые компании пошли на неординарный шаг и стали добавлять в свои рецепты изготовления канифоли даже драгоценные металлы. Теперь это не редкость, увидеть золото, серебро, свинец-серебро, и медь среди добавок в состав канифоли. Эти материалы якобы увеличивают статическое трение канифоли, создавая различные тональные качества.

Золото, предполагается, производит теплый, ясный тон и подходит для всех инструментов. Добавление золота в состав канифоли может смягчить жестко звучащий инструмент. Исполнители-солисты часто обнаруживают, что «золотая канифоль» помогает им производить более ясный, определенный тон.

Серебро в составе канифоли создает концентрированный, яркий тон и это особенно ощущается во время игры в высоких позициях. Она лучше всего подходит для скрипки или альта.

Свинцово-серебряный состав канифоли хорошо подходит как для скрипки, так и для альта, виолончели, такие канифоли являются мягкими, но не липкими. Они усиливает теплоту и ясность звука, создавая свежий игровой тон.

Медь является самым распространенным металлом, добавляемым в рецепты канифоли. Канифоли с содержанием меди помогают сделать игру для новичка проще (и, как говорят, лучше подходит для 1/2- и 3/4 размера инструментов). Медь создает очень теплый, почти бархатно-мягкий тон, что частично скрадывает неловкости в игре начинающих инструменталистов. Этот тип канифоли также популярен среди исполнителей на Гамбе.

  • Коробочная или формованная канифоль

пример светлой канифоли | light rosin sample

Канифоль поставляется либо коробочной (залитой, к примеру, в деревянную форму) или формованной (разные типы упаковки). Коробочная канифоль, как правило, по цене ниже, чем формованная, производится в светло-янтарном цвете. Это универсальная канифоль, и может быть использована для любого струнного инструмента (за исключением контрабаса), в любое время года. Коробочные канифоли выгодны для учеников/студентов исполнителей, использующих смычки с искусственным синтетическим волосом или с натуральным волосом не высокого качества. Одним из преимуществ канифоли в штучной упаковке является ее приемлемое качество, она менее склонна к растрескиванию и расколам и не высокая цена. В то время как формованные канифоли имеет тенденцию быть более высокого качества, это продукт более тщательной фильтрации, но более высокой стоимости. Они доступны в градациях от янтарного до темного черного цвета (как для летних, так и для зимних смесей/комбинаций).

Изредка, порошок создаваемый канифолью может служить источником аллергии у музыкантов. Для борьбы с аллергией от канифоли, некоторые компании также предлагают гипоаллергенную канифоль – встречается преимущественно в формованном виде и не создает «хлопьев» или порошка при использовании, — существующая альтернатива другим типам канифоли. В определенной степени является маркетинговой находкой. Вместе с тем, даже если какой-то тип канифоли не позиционируется как гипоаллергенный, это нисколько не умаляет его качеств, так как продукт также производятся с учетом заботы о здоровье музыканта.

Независимо от того, какую канифоль вы выбираете, используйте ее экономно. Зачастую музыканты используют слишком много канифоли, чем это на самом деле нужно. Даже не обязательно применять канифоль каждый раз, когда вы играете; один раз в четыре-пять раз может быть больше чем достаточно. Если вы обнаруживаете, что вам приходится канифолить смычок всякий раз, как вы решили играть на инструменте, вероятно, смычок нуждается в замене волоса.

Современные темные и светлые канифоли претерпели длительный путь «совершенствования» прежде чем поступить на прилавки музыкальных магазинов. Первое чего добились производители – победили суждение о сезонности использования того или иного типа канифоли в зависимости от его окраски (темный светлый). Теперь практически любую канифоль можно использовать в любой сезон года. Этому также способствовало появление струн на синтетической основе, что требовало нового подхода к свойствам канифоли, ее взаимодействия с более мягкими синтетическими струнами. Это было успешно достигнуто. Условно говоря светлую канифоль можно считать более твердой, темную — более мягкой. Как светлая, так и темная канифоль можно использовать в любое время года в зависимости от ваших потребностей к мягкости/твердости канифоли.

Важно помнить: для предотвращения накопления канифоли на лаковой поверхности инструмента, во избежание ее повреждения – всегда имейте под рукой мягкую ткань (в футляре/чехле) инструмента и после каждой игры на инструменте тщательно очищайте его поверхности от возможного напыления канифоли. Протирайте инструмент, струны, и смычок каждый раз после игры от накопившейся на его поверхности канифоли – это на долгие годы сохранит Ваш инструмент в целости и достойном эстетическом виде.

Канифоль

lканифоль Larsen

Канифоль — это кусочек смолы, которым натирают волос смычка, без нее скрипка не звучит. Скрипичная канифоль бывает разных фирм и разных видов, и обычно музыканты выбирают ее скорее интуитивно.

Тем не менее в канифольном деле множество тонкостей и хитростей.

фото: Meanos

Канифоль получают из смолы хвойных деревьев: например, сосны, лиственницы, ели. (Обратите внимание на «перекомпоновку» природных материалов: деки скрипки сделаны из дерева, и без смолы из них невозможно издать смычком ни звука). Бывают виды канифоли, основанной на сочетании разных смол (например, хвойных и плодовых деревьев).

Сосновую смолу собирают исключительно осенью. На какой-нибудь старой мануфактуре, где производством канифоли занимаются уже лет двести, эту смолу нагревают в тигле, чтобы получить из нее терпентин (живицу); ждут, пока смола очистится от примесей, затем оставшуюся жидкую смолу снова нагревают, добавляют различные ингредиенты («волшебная формула» у каждой мануфактуры своя); и придают ей форму. Часто канифоль делается круглой (и потом заворачивается в бархат или помещается в нечто вроде шкатулки) или прямоугольной, но бывают и сорта дорогой канифоли, которым придают, например, форму скрипки.

Рецепт хорошей канифоли, как правило, старый и проверенный, и выпускается она старыми проверенными мануфактурами. Хотя некоторые производители стараются выделиться — например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов***.

Относительно того, как выбрать традиционную канифоль, тоже есть множество тонкостей. Каждая фирма выпускает по несколько видов канифоли, и звучат все они по-разному.

Скрипичная канифоль бывает более «жесткой» или «мягкой» в смысле получаемого с ее помощью звука. Каждый вариант идеален при определенных условиях. Самое главное — чего требует ваша скрипка и ваша индивидуальность, ваш собственный звук. Затем — что лучше подходит к вашим струнам. Считается, что более жесткая канифоль требуется на «жестких» (например, стальных) струнах, более мягкая — на струнах синтетических или жильных. На выбор канифоли может повлиять все, что угодно: от размеров помещения (концертный зал или студия) до климата. Опять-таки считается, что в тропиках предпочтительна жесткая канифоль, а в холодном климате (как у нас) — более мягкая.

Среди производителей канифоли (по-английски она называется rosin) — Hill & Sons, Pirastro, Thomastik; Larsen, Kaplan, Liebenzeller (Larica), Gustave Bernardel Rosin (Corelli Savarez) и др.

См.: процесс приготовления канифоли (статья на английском языке и фото)

Примечание! Важно всегда стирать остатки канифоли с инструмента и струн мягкой тряпочкой после каждого «сеанса» скрипичных занятий. В противном случае канифоль въестся в лак, что чревато серьезными последствиями для скрипки и ее звука, или нарастет на струнах, что опять же испортит звук.

strad-kanif

P.S. Слово «канифоль» происходит от названия лидийского города Колофон (территория древней Лидии — это современная Турция).

*** «…например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов…» У автора «Азбуки» нет возможности делать «контрольную закупку» и отправлять образцы канифоли в лаборатории, чтобы определить, действительно ли в составе того или иного продукта есть тот или иной металл и всё ли то золото, что блестит. Поэтому читателю стоит иметь в виду, что сведения о составе взяты из официальных описаний на сайтах производителей. Впрочем, производители эти — как правило, старинные уважаемые фирмы, и лично я не думаю, чтобы они обманывали покупателей, заявляя в составе то, чего нет.

Виды канифоли для скрипки

Каждый скрипач наверняка знает, насколько важен уход за любимым струнным инструментом. От соблюдения правил эксплуатации зависит не только комфорт использования скрипки, но и ее музыкальные свойства. Одним из наиболее популярных и востребованных среди музыкантов средств для обеспечения максимальной мелодичности скрипок, виолончелей, контрабасов и альтов, считается канифоль. Рассмотрим ключевые особенности вещества, его разновидности и рекомендации к применению в данной статье.

Ключевые понятия о канифоли

Канифоль представляет собой древесную смолу для натирания волоса смычка. Дело в том, что дека струнно-смычковых инструментов изготавливается из дерева, и, если этап обработки смычка канифолью пропустить, скрипка или виолончель не проводит звук, то есть «не звучит». Большинство скрипачей выбирают этот аксессуар интуитивно, однако существует несколько нюансов, позволяющих существенно повысить удовольствие во время занятий музыкой. Наиболее востребованной считается канифоль, изготовленная из смолы хвойных пород деревьев. Впрочем, производители предлагают комбинированные аналоги, содержащие также смолу плодовых деревьев. Помимо прочего, многие производители добавляют в состав изготавливаемого вещества частицы драгоценных металлов и даже «метеоритную» пыль. Оптимальным временем года для сбора смолы с деревьев считается осень. Собранное сырье нагревают в специальных резервуарах – тиглах, чтобы из него выделилась живица (терпентин). После очищения смоляного раствора от ненужных примесей, его нагревают повторно и добавляют в него нужные ингредиенты. Перечень компонентов зависит от рецептуры, используемой фирмой, и, зачастую, хранится в строжайшем секрете. Когда заготовка немного остынет, но останется пластичной, ей придается форма небольшого круга. После этого канифоль заворачивается в упаковку (мешочек, изготовленный из бархата, или футляр). Иногда в мастерской придают смоляному изделию оригинальную форму, например, скрипки, однако такое решение чаще всего применяется для дорогостоящих аналогов. Разновидности канифоли Существует две ключевые категории канифоли – светлые и темные аналоги. Темная продукция обладает повышенным уровнем пластичности и вязкости, поэтому ее рекомендуют использовать исключительно в соответствующих климатических условиях (сухой и холодный климат). Помимо прочего, изделия темного цвета чаще выбирают виолончелисты. Для контрабасов изготавливается особое вещество, недопустимое к применению на других инструментах. Светлые составы с более твердой текстурой рекомендуется к применению скрипачами и альтистами. Безусловно, рецептура канифоли для струнных инструментов держится в строжайшем секрете. Однако производители не скрывают наличия добавок, существенно влияющих на звучание струн. Среди наиболее востребованных у музыкантов аналогов, следует выделить такие, как:

  • золотая канифоль – изделие с частицами золота особенно популярна у скрипачей, ведь извлекает особенно теплый и яркий звук, отличается универсальностью;
  • серебряная канифоль – придает концентрированного яркого тона инструменту (скрипке, виолончели);
  • медная канифоль – добавляет теплоты и бархатистости звучанию, выбирать ее следует для детских скрипок.
  • гипоаллергенная канифоль – минимизирует проникновение частиц пыли в органы дыхания, тем самым снижая вероятность аллергий у скрипача.

Прежде чем купить канифоль, чтобы натирать струны вашего музыкального инструмента, следует с особой скрупулезностью подойти к выбору правильного варианта. Хороший тип изделия обеспечит максимально комфортную работу в музыкальном классе, а значит повысит приятные эмоции, получаемые от музицирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *