Дизайн дискет. Краткая история легендарного предмета из 80х
В 80-90е годы дискеты были самым популярным средством для хранения и обмена информацией. Их можно назвать ностальгическими иконами ретро-эстетики того периода, которые по-прежнему не теряют своей актуальности в современном дизайне музыкальных носителей. С чего же началась их история, и в какой форме они продолжают существовать сегодня?
▍ Что вообще такое флоппи-диск?
Флоппи-диски, или просто дискеты, представляют собой внешнее устройство хранения данных, являвшееся наиболее популярным в период 80-90х. Дискеты были представлены в различных цветах, сопровождались этикетками с указанием их содержимого и выступали эдаким модным предметом обмена среди друзей.
В течение 20 лет люди использовали этот вид носителей для хранения и обмена программным обеспечением и играми. У каждого возле компьютера лежала небольшая кучка этих цветастых квадратных пластинок. С 2011 года дискеты были сняты с производства и полностью исчезли из бытового использования. Те, кто их ещё помнит, уже считают эти устройства морально устаревшими, а те, кто родился после 1990, скорее всего, никогда их в действии и не видели. Возможно, именно по этим причинам многие дизайнеры, художники и музыканты испытывают тягу к подобным ретро-образам.
Прим. пер..: в оригинале статьи приводится ошибочная информация относительно изобретения дискет:
«Идейным родителем дискет стал Йоширо Накаматсу, он же Dr. NakaMats. Согласно некоторым записям, он изобрёл эту технологию в период своего студенческого обучения в Университете Токио. Затем в течение 70-х годов Йоширо продолжил её развитие, зарегистрировав ещё серию связанных с ней патентов. Забавно, но от этого новаторского решения для хранения информации отказались ведущие японские корпорации, что вынудило учёного продать лицензию компании IBM».
В связи с этим было решено заменить эту информацию на достоверные данные с сайта IBM.
История флоппи-дисков началась в экспериментальном цехе IBM в Сан Хосе, штат Калифорния. В 1967 году небольшая команда инженеров под руководством Дэвида Л. Нобля начала разработку надёжной и недорогой системы для загрузки инструкций и установки обновлений на мейнфреймы. Эти огромные машины размером с комнату уже были оборудованы жёсткими дисками, также изобретёнными инженерами IBM, но для ввода данных и программирования люди применяли перфокарты. Изначально команда рассматривала вариант использования магнитной ленты, но затем в проекте под названием «Minnow» они переключились на гибкий майларовый диск, который вставлялся бы в механизм дисковода и вращался на шпинделе.
«Я и не представлял, насколько значительным и распространённым в итоге станет наше изобретение». — вспоминает Уоррен Л. Далзиел, ведущий инженер-создатель дисковода.
Первая дискета представляла собой 8″ диск, который легко пачкался, в связи с чем разработчики поместили его в гибкий, но прочный кожух, оснащённый инновационным счищающим пыль элементом. Такое решение позволило с лёгкостью хранить и переносить дискеты.
В продажу дисководы и дискеты IBM поступили в 1971 году, а в 1972 компания получила на них патент США. Первые дискеты имели ёмкость равную 3,000 перфокарт, и IBM модифицировали свои мейнфреймы уже под их использование. На этом этапе компания отказалась от дальнейшего применения технологии перфокарт, которая аж с 1911 года являлась ключом к её успеху.
В 1976 году IBM представили рынку более компактные дискеты размером уже 5¼”. А в 1981 компания Sony выпустила их 3.5” версию, которая и стала всеми излюбленным иконическим объектом 80-х. Первая модификация этой дискеты вмещала 720 КБ, но в последствии её ёмкость была расширена до 1.44МБ – именно такие диски и стали стандартом того времени. Оглядываясь в прошлое, забавно осознавать, что тогда такого объёма людям вполне хватало.
▍ Дискеты в игровой индустрии
В течение 80-х и большей части 90-х интернета ещё не было, в связи с чем флоппи-диски и стали столь популярным средством передачи данных между компьютерами. В течение двадцати лет они являлись повсеместно используемым предметом, символом технологичности и инноваций.
Вскоре дискеты стали очень популярны в мире видеоигр. Разработчики начали использовать их для распространения своих проектов, некоторые из которых оказались мега-успешными.
Особого внимания здесь заслуживает DOOM, который стал одной из наиболее популярных игр среди всех когда-либо выпущенных на дискетах. Сегодня она относится к редчайшим коллекционным предметам. В последствии многие игровые проекты развились в более сложные формы с более серьёзными требованиями к объёмам хранилища. Однако начиналось всё именно с дискет, которые позволили без проблем обмениваться всевозможными играми, начиная с Battlezone и заканчивая классикой 90-х вроде Prince of Persia.
При этом дискеты также можно было использовать не только на ПК, но и на игровых компьютерах, таких как легендарный Amiga, выпущенный компанией Commodore в 1985 году.
▍ Образ дискет в поп-культуре
У тех, кто родился во времена, когда дискеты ещё находились в обиходе, в сознании хранится множество связанных с ними образов и эмоций. Они очень долго являлись самым распространённым средством хранения информации и в поп-культуре 80-90х прослеживаются буквально повсюду. Первым на ум приходит фильм «Военные игры». В нём молодой Мэтью Бродерик играет компьютерного гения, который случайно чуть не развязывает ядерную войну, запустив особую игру на взломанном им суперкомпьютере министерства обороны США.
Эта тематика также была одной из наиболее актуальных в 80-е, на протяжении которых телеэкраны постоянно поддерживали напряжение, связанное с угрозой холодной войны и идеализацией технологии в совокупности с искусственным интеллектом.
▍ Прекращение производства
На дворе был 1998 год, когда Apple представили новый iMac G3 – знаменитый персональный компьютер, который продавался в 13 различных цветах. Эта модель была оснащена лишь CD-ROM и не имела дисковода, что стало первым сигналом о постепенном отходе этой технологии. Вскоре такому примеру последовала и компания Dell, которая в то время задавала тренды в технологической индустрии. Окончательно же сия история завершается в марте 2011 года, когда Sony объявили о прекращении выпуска дискет, на смену которым пришли не только CD-ROM, но также жёсткие диски и USB-накопители.
Тем не менее благодаря тому, что они занимали ведущую роль в начале эпохи всеобщей компьютеризации, дискеты стали иконическим образом для устройств хранения данных. Причём местами в буквальном смысле — ведь они всё ещё встречаются в современных операционных системах в виде иконок сохранения (кому интересно почитать о старых спорах вокруг скевоморфного дизайна, рекомендую статью “Skeuomorphism”).
▍ Эстетика дискет — новая волна в музыкальном дизайне и графике
Как уже было сказано, дискеты в течение более двух десятилетий являлись повсеместным инструментом передачи данных. Будучи одним из поистине крутых предметов, они до сих пор вдохновляют собой немало дизайнерских работ. Многие художники ценят их ретро-мотив, особенно в музыкальной индустрии.
Малоизвестные музыкальные лейблы и поджанры вроде Vaporwave используют в своём творчестве образы дискет. Некоторые же идут ещё дальше и создают целые лейблы флоппи-дисков, выпуская музыку на реальных дискетах. Эта новая волна ностальгического творчества и эстетики флоппи-дисков доставляет нам особое удовольствие, что подтолкнуло нас собрать любимые работы от талантливых артистов, представленные ниже.
Фото дискет
▍ Ваш черёд
Если вам интересно поиграться с дизайном дискет, для этого есть прекрасная возможность. Мы создали в Photoshop бесплатный макет флоппи-дисков, который вы можете попробовать подстроить под собственные творческие нужды. Если же вы чувствуете в подобном дискетном дизайне потенциал или планируете создать нечто дискетообразное, то рекомендуем обратить внимание на наш набор макетов дискет, в котором есть 8 отпадных шаблонов этикеток, а также изображения пластиковых кожухов дискет и эффекты рваной бумаги.
В этом наборе реализованы все необходимые основы, и вам остаётся лишь вписать в него собственные дизайнерские наработки. Желаем творческих успехов!
А вы его выбросить собрались: музыкальный инструмент XXI века — Floppy-дисковод
«Вот зачем мне этот дискетный привод?» – подумал я и выкинул его, когда пришло время для апгрейда ПК. Кому и зачем нужен старых дисковод или жесткий диск? Оказалось, что в правильных руках нестройные треск и пиликанье этих приводов превращаются в настоящее произведение современного искусства.
Использовать дискетный привод или жесткий диск в качестве музыкального инструмента — идея не новая. К тому же, при наличии желания, необходимых деталей и прямых рук, вы можете и сами дать своему старому приводу новую жизнь. Вот несколько Youtube-каналов, на которых можно найти огромное количество довольно популярных треков, исполненных на стареньких дисководах и жестких дисках. Слушаем, удивляемся.
MrSolidSnake745
Само собой, не обошлось без «Имперского марша» из Звездных Войн. Помимо флоппи-приводов умелец использует и шаговые электродвигатели, которые тоже не плохо справляются с задачей. Также на этом канале вы найдете огромное количество известных саундтреков и заглавных тем популярных игр, сериалов и фильмов.
Gigawipf
Если хотите услышать ваши любимые музыкальные хиты в исполнении волшебных коробочек, то обратите внимание на этого парня. А вот Haddaway – What is Love Ну и электронная версия System of A Down – Chop Suey
Pawel Zadrozniak
На канале польского программиста по имени Павел Задрожняк не так много музыки, зато ему удалось собрать настоящий электронный оркестр из 64 дисководов, 8 жестких дисков и двух сканеров. Такой агрегат как минимум впечатляет. С его помощью Павел исполнил Smells Like Teen Spirit группы Nirvana. И The Ventures – Hawaii Five-O На канале есть еще несколько видео, демонстрирующих бесполезные, но забавные изобретения. По запросу «floppy music» легко обнаружить еще больше подобных умельцев и их произведений. Вы даже можете сами попробовать сделать из ненужного привода музыкальный инструмент: на сайте Instructables выложена подробная пошаговая инструкция по сборке подобного агрегата.
Из старого флоппи-дисковода – станок для правки мелких свёрл
Когда-то давным-давно сделал из старого «винчестера» станочек для правки и заточки мелких свёрл, но у него слишком велика минимальная скорость вращения и обычно когда торопишься, то свёрла перегреваются. Пытался как-то уменьшать обороты, ничего хорошего не получилось и поэтому оставил всё как есть, просто заставив себя не торопиться. А тут недавно пришли знакомые компьютерщики и с вопросом «посмотри, из этого можно что-нибудь полезного сделать?» начали вываливать на стол множество дисководов на три с половиной дюйма (рис.1). И почему-то первой же мыслью было – а не попробовать ли собрать новую низкоскоростную «правку»… Рис.1 Не откладывая это дело в долгий ящик, тут же снимаем крышки с нескольких дисководов разных марок и смотрим, что там внутри. А внутри всё по-разному и у разных моделей одной марки управление двигателями может быть собрано и на одной и на двух микросхемах (рис.2). Рис.2 Рассматриваем детали на платах поподробнее и отдаём предпочтение варианту с двумя микросхемами (рис.3) – по дорожкам и подходящим проводам видно, что правая микросхема ALPS-R SD705A (кроме всего прочего) отвечает за работу шагового двигателя перемещения считывающей головки, а левая LB11813 – только за работу двигателя вращения диска. Рис.3 Также видно, что обе микросхемы соединяются всего двумя сигнальными дорожками – 33 и 34 выводы большой микросхемы идут к соединённым вместе 10-му и 11-тому выводам и к 12 выводу LB11813 соответственно. Честно говоря, ранее уже приходилось сталкиваться с дисководами и уже есть некоторое представление о принципе их работы, поэтому, сказав для пущей важности «сейчас мы здесь что-нибудь отрежем…», аккуратно перерезал обе эти дорожки (рис.4). Рис.4 Вывод 12 микросхемы LB11813 оставляем в покое, а на 10-й и 11-й нужно подать тактовый сигнал CLK. Так как частота его следования должна быть около 1 МГц, а амплитуда стандартная для микросхем пятивольтовой серии, то собираем на подвернувшемся под руку кусочке текстолита генератор прямоугольных импульсов на микросхеме К555ЛН1. Ставим переменный резистор для регулирования частоты и при среднем его положении подбором ёмкости конденсатора подгоняем выходную частоту к 1 МГц. Затем соединяем выход генератора с выводами LB11813 (рис.5), подпаиваем шины питания дисковода и генератора и включаем БП. Слышим, что двигатель начал вращаться. Это хорошо… Покрутив ручку переменного резистора, слышим как меняется частота вращения двигателя. И это хорошо… Рис.5 Гости, радостные и окрылённые открывшимися перспективами, помчались домой, на ходу обдумывая, как можно использовать это «чудо техники», а я вернулся к схеме, чтобы посмотреть, что нужно оставить, а что убрать, и как это всё это облагородить в корпусе… Сначала, вооружившись тестером, карандашом и листком бумаги, срисовал с платы схему (рис. 6). Здесь нумерация элементной обвязки, относящейся к микросхеме LB11813, оставлена старой, т.е. той, что была на плате. Рис.6 Затем посмотрел некоторые технические характеристики. Потребляемый от пятивольтового блока питания ток на холостом ходу равен 0,22 А, при средней «нагрузке» на валу двигателя – меняется от 0,5 А до 0,7 А. Перед самой остановкой вращения ток достигает значения 0,85 А. Температура нагрева корпуса микросхемы LB11813 зависит от нагрузки, но в любом случае не превышает 50-70 градусов. Минимальная частота генератора, при которой ещё вращается двигатель – около 0,45 МГц, максимальная – около 4,6 МГц.
Теперь дисковод полностью разбираю, оставив только две платы, соединённые 4-мя цветными проводами – по ним микросхема LB11813 управляет двигателем (рис.7). Белый восьмипроводный шлейф тоже не нужен – на плате с двигателем что было интересного, так это не то дроссель, не то какой другой элемент, но очень похожий на дроссель и отвечающий, скорее всего, за контроль частоты вращения двигателя (т.е. выполняющий функции датчика Холла) – так вот его можно выпаять, всё работает и без него. Остальные проводники шлейфа – это общий провод, напряжение питания, а также передача сигналов от концевых выключателей с платы двигателя (выпаиваем и их тоже). Рис.7 «Сдуваю» термофеном все ненужные элементы с большой платы и обрезаю её так, чтобы остались крепёжные отверстия (рис.8). Рис.8 Корпус. Готового подходящего по размерам не нашёл, взял кусок 16-миллиметровой ДСП, тонкий пластмассовый лист и кусок стеклотекстолита от старой печатной платы. Немного попилил, посверлил и закрепил всё так, чтобы не очень «выпирало» и не занимало много места на столе (рис.9, рис.10, рис.11, рис.12). Рис.9 Рис.10 Рис.11 Рис.12 Печатную плату для импульсного генератора развёл, но пока не вытравил – неохота разводить «бодягу» ради одной-двух маленьких плат. А пока установил в корпус макетный вариант и приклеил термоклеем его и плату с микросхемой-приводом двигателя. Файл печатной платы в формате программе Sprint-Layout находится в приложении к статье (вид сделан со стороны установки деталей — рисунок при ЛУТ надо «зеркалить»). Никакой накладной декоративной панелью корпус сверху накрывать не стал – головки винтов так и оставил на виду. Пластмасса, из которой сделана верхняя крышка, попалась очень удачная – к ней не прилипают намертво никакие клеи из серий «Момент» или БФ и она практически не царапается и не мажется. Из той части, что осталась при выпиливания отверстия под вращающуюся поверхность двигателя, вырезал кольцо, которое приклеил сверху к этой вращающейся поверхности. На это кольцо можно наклеивать кольца из наждачной бумаги (рис.13), которые при желании достаточно легко содрать и на пластмассовой поверхности кольца почти не остаётся остатков клея. А что остаётся – сцарапывается ногтём. Рис.13 В качестве блока питания применил импульсный преобразователь, выдающий 5В/1А от какой-то старой оргтехники. Провод питания впаян в схему напрямую – может быть это и не очень правильно, но зато блок питания никогда не теряется и потом, при его замене на новый, не приходится разбираться, где в разъёме «плюс, а где «минус»». Никаких выключателей на корпусе нет, индикации подачи напряжения тоже. Движок резистора регулировки оборотов выведен сбоку. Учитывая, что за прошедший месяц пришлось два раза править свёрла и один раз затачивать несколько сломанных разного диаметра и за это время ни разу не появилось надобности уменьшить обороты, то получается, что можно было и не делать плавную регулировку. Настроить генератор на 4 МГц – и всё. Конечно же, проверил работу схемы с двигателем от «винчестера» — всё работает так же, но с заметно меньшей мощностью в сравнении с управлением от «родного» контроллера. Это понятно — двигателю от HDD требуется более высокое напряжение питания. Из академического интереса посмотрел форму сигналов в цепях питания двигателем. На рисунках ниже показаны состояния на «фазах» U и V относительно общего провода при тактовой частоте 4,6 МГц (рис.14), при 1 МГц (рис.15) и на одной из «фаз» и вывода, обозначенного на платах как N («нейтраль», надо полагать) (рис.16): Рис.14 Рис.15 Рис.16 Сигналы «снимались» через резисторные делители, поэтому уровни не соответствуют показаниям шкалы напряжений, но так коэффициенты деления были одинаковы и не менялись, то отношения уровней относительно друг друга верны. Временные интервалы соответствуют действительности. Андрей Гольцов, г. Искитим
Список радиоэлементов
Прикрепленные файлы:
- Печатная плата для станка правки свёрл.rar (5 Кб)
Бизнес на дискетах: необычная история компании, которая продает дискеты клиентам в 2022 году
Дискеты — технологический артефакт прошлого, о котором очень мало знают многие представители нового поколения. Те же дети, разбирая иконки в каком-нибудь текстовом редакторе, частенько задают вопрос о том, что представляет собой этот странный квадратик. Понемногу иконка дискеты уходит из употребления и дизайнерами различных приложений — просто потому, что все меньше людей может связать иконку и функцию, которая к ней привязана.
Но дискеты все же не умерли, они еще используются во многих странах, хотя и не в том объеме, что раньше. Здесь же, на Хабре, публиковалась история о том, что в Японии правительство вынуждено отказаться от дискет в пользу более новых носителей информации. Но «флопики» все же еще в ходу, а значит, их кто-то продает. Это, в основном, мелкий бизнес, но есть и относительно крупная компания, которая предлагает своим покупателям как новые, так и б/у дискеты с гарантией работоспособности. По прогнозам владельца бизнеса, компания продержится еще примерно 4 года — а дальше уже совсем все. Подробности о компании и самих дискетах — под катом.
Что это за компания
Называется она floppydisk, не супер-оригинально, зато понятно, чем занимается. К сожалению, она не производит гибкие диски, а перепродает их — закупает на складах разных компаний, у частных владельцев и т.п. Новые дискеты проверяет, форматирует и продает. Старые — тоже проверяет, форматирует, меняет старую использованную наклейку на новую и тоже продает.
Вроде бы последней компанией, которая производила гибкие диски, была Sony, она закрыла все производственные линии этого направления, еще 10 лет назад. А вот floppydisk к тому времени смог накопить солидные запасы гибких дисков — на складах хранилось около 2 млн дискет. Со временем их распродали (продолжая при этом закупать и мелкие партии из разных стран мира). Сейчас осталось всего 500 тыс., которые тоже планируется продать в ближайшее время.
Владелец бизнеса, Том Перски (Tom Persky) говорит, что, по его расчетам «бизнес на дискетах» протянет еще года четыре, и после этого дискеты если и будут где-то применяться, то уж в совсем единичных случаях. Стоит отметить, что на складах компании не только привычные всем флопики, на полках есть как стандартные дискеты, так и более старые 5,25- 8-дюймовые, плюс совсем уж нестандартные форматы.
Сейчас компания продолжает закупать дискеты в количестве примерно 1000 флопиков в день. Стоимость закупки минимальна, а продает она их по примерно $20 за 50 штук. Тоже недорого, но как бы и делать мало что приходится, это вам не высокорисковый бизнес или стартап.
А что, флоппи-диски до сих пор используют?
Ну, вообще-то, да. Совсем недавно даже налоговые органы в СНГ требовали отчеты не только на USB, бумаге, но и на флопиках. Аналогичным образом работали с дискетами бухгалтеры в разных государственных организациях и особенно в учебных учреждениях.
Кроме того, используют дискеты некоторые промышленные предприятия, где установлено старое физически оборудование, которое прекрасно работает, и которое никто не собирается менять. И вот управляющим центром такого оборудования часто выступают промышленные ПК с дисководом для флопиков. В целом, многие промышленные установки с электроникой старше 20 лет как раз и работают с дискетами.
Да что там и говорить, в прошлом году многие удивились, узнав, что в Японии провели модернизацию оборудования, которое работало с гибкими дисками. И это в 2021 году! Причем таких организаций в Японии были тысячи, вероятно, кто-то остался и сейчас.
Кстати, на Хабре не так давно публиковалась отличная статья, где рассказывалось о судьбе флоппи-дисков и дисководов в наше время.
В 2016 году публиковалась статья, где рассказывалось о том, что Министерство обороны США вот уже несколько десятилетий кряду использует компьютерные системы с дисководами для гибких 8-дюймовых дискет и сами дискеты для управления ядерным арсеналом страны.
Этот бизнес появился сейчас?
Как оказалось, нет, еще в начале 90-х. Тогда компания занималась оптимизацией налоговой отчетности клиентов — у владельца основное образование и специальность как раз налоговый юрист. В те времена отчеты принимались только с электронным носителем, т.е. дискетой, так что пришлось закупить оборудование, которое позволяет работать со множеством дискет одновременно.
Потом, чтобы заработать дополнительные средства, компания стала копировать дискеты тем, кому это нужно, позволяя клиентам экономить время. Копирование выполнялось вот при помощи примерно такого оборудования.
Далее компания стала заниматься тем же, но уже с CD и DVD. Потом, как можно догадаться, востребованность услуг копирования как дискет, так и лазерных носителей значительно снизилась (почти до нуля). И сейчас, по словам владельца бизнеса, около 90% доходов его компании — это продажа пустых флоппи-дисков разных форматов и емкостей.
Основатель компании утверждает, что бизнес приносил очень хорошие деньги, так что ему грех жаловаться. Даже сейчас, насколько можно понять, с бизнесом все хорошо, несмотря на то, что дискеты — уже не самый популярный товар. На данный момент крупнейшие клиенты компании — это промышленные предприятия, где, как и говорилось выше, используется старое, но вполне рабочее оборудование.
А что в будущем?
По мнению самого владельца бизнеса, к ним обращается множество клиентов, в течение последних нескольких лет особенного снижения нет. Большая часть дискет используется по назначению, меньшая (как правило, это испорченные дискеты) продается для тех, кто применяет накопители для создания арт-объектов или бейджиков для участников конференций.
Но тысячи пользователей еще нуждаются в дисках, так что минимум в ближайшие четыре года бизнес будет держаться на плаву. Что будет потом — не совсем ясно, возможно, покупателей станет гораздо меньше, так что придется закрыться. Но пока что все работает, как нужно. Так что дискеты не умерли и пока что не собираются.