ТТН или ТрН — что использовать? Консультация эксперта
Вопрос: наша компания занимается поставкой оборудования, какие документы и в каких случаях нужно оформлять на груз? Отвечает бизнес-аналитик Synerdocs Алиса Муратова.
Как выстроить доставку груза с соблюдением законодательства в части обмена документами? На вопросы читателя журнала «Генеральный директор» отвечает бизнес-аналитик Synerdocs Алиса Муратова.
Читатель: Наша компания занимается поставкой оборудования. Для покупателей все доставки являются бесплатными. Есть несколько путей отгрузок оборудования.
Первая: Мы нанимаем транспортную компанию для перевозки груза от нашего продавца до нашего покупателя. Мы же являемся плательщиком. На складе покупателя отгрузку контролирует наш сотрудник (который занимается сопровождением отгрузки). Какие документы мы должны составить кроме ТОРГ-12 и счет-фактуры? Обязательна ли нужна ТТН от нашей компании для покупателя?
Алиса Муратова: Для того, чтобы корректно ответить на ваши вопросы, в первую очередь обратимся к законодательству, в частности, к Постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 22.12.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Юридические лица всех форм собственности, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, обязаны вести учет по унифицированным формам первичной учетной документации, перечисленным в п. 1 постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее – Постановление N 78), в том числе с применением формы N 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее – ТТН).
Кроме ТОРГ-12 и счета фактуры (далее СФ), при найме стороннего перевозчика необходимо также заключить договор перевозки, потому как в цепочке присутствует третье лицо – транспортная компания.
Заключение договора подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором). Данный документ необходим вам (налогоплательщику) и грузополучателю, а также транспортной компании. Законодательство предусматривает как минимум 3 экземпляра транспортной накладной или 4 экземпляра ТТН по одному оригиналу на каждого из участников грузоперевозки, и 2 экземпляра для перевозчика – в зависимости от того, какой документ компания использует.
ТТН, как правило, используют тогда, когда немного номенклатурных позиций груза или при перевозке алкогольной продукции. Форма ТТН утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Транспортная накладная (далее – ТН) подтверждает заключение договора на перевозку между заказчиком грузоперевозки и исполнителем, форма регламентирована 272-м постановлением.
В статье «Транспортная и товарно-транспортная накладная: мы такие разные, но мы так похожи» вы можете подробнее почитать об отличиях документов и условиях их применения.
Тем не менее, законодательство не запрещает оформлять как ТН, так и ТТН и неоднократные разъяснения ФНС говорят о том, что выписывать оба документа одновременно нецелесообразно. Конкретно в вашем случае вы можете составлять не ТТН, а ТН, и как раньше использовать ее в связке с ТОРГ-12.
Финансовые и налоговые органы считают, что если доставка производится силами сторонних организаций, наличие документа, подтверждающего оказание транспортных услуг, то есть ТН или ТТН, обязательно.
Сервис обмена Synerdocs предлагает обмениваться транспортными накладными в электронном виде и значительно упрощать взаимодействие с участниками грузоперевозки. Используя оператора, вы уже сегодня можете отказаться от привычных бумажных документов – ТОРГ-12, СФ, договоров, заявок – и перевести все операции с документацией в электронную плоскость.
Читатель: Вторая ситуация: наш сотрудник возит мелкий груз на своей машине. От точки А до точки Б (покупателя). Третья: наш сотрудник отвозит товар до терминала транспортной компании. Какие здесь необходимы документы?
Алиса Муратова: Что касается вопроса о необходимости составления дополнительных документов в случае доставки продукции своими силами независимо от точки доставки до терминала транспортной компании или непосредственно до покупателя, существует два противоположных мнения. Опять же, опираемся на практику арбитражных судов. Например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.04.11 N А19-13189/10. Суть – без ТТН покупатель не сможет принять вычет НДС и отразить расходы. К тому же в п. 2 инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» говорится о том, что поставщик все же должен составить ТТН. Хотя инструкция утверждена в 1983 году, она до сих пор действует.
Согласно второй точке зрения поставщику нет необходимости составлять ТТН, ведь транспортировка груза в конкретном случае — это внутренняя операция продавца. При подобных обстоятельствах вполне достаточно оформить товарную накладную по форме ТОРГ-12, а стоимость доставки включить в цену товара или зафиксировать в акте оказанных услуг. В подтверждение: постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.10 N А27-11151/2010, ФАС Московского округа от 20.09.10 № КА-А40/10952-10).
С одной стороны, в доставке участвуют только поставщик и покупатель, и не вовлечена третья сторона — транспортная компания. Казалось бы, зачем тут составлять ТН/ТТН, но несмотря на некоторую положительную практику, во избежание конфликтов с налоговыми органами некоторые специалисты советуют их оформлять.
С правовой и практической точки зрения, как считают юристы в области грузоперевозок, да и мы – эксперты в области ЭДО, обращаясь к письмам Минфина РФ от 17 августа 2011 г. N 03-03-06/1/492 и N 03-03-06/1/500, нет договора перевозки (если транспортировка мелкого груза входит в должностные обязанности сотрудника) — ТН/ТТН не нужны. Списание затрат на ГСМ, амортизацию и т. п. производится по путевым листам. Далее взаимоотношения регулируются по договоренности с транспортной компанией. Если оформлением документов (часто это экспедиторская расписка) занимается перевозчик, то дополнительные документы не нужны, если договором предусмотрено обратное — клиент транспортной компании готовит документы самостоятельно.
Читатель: И четвертая ситуация: заказ машины и оплата грузоперевозки ложится на нашего продавца. Наш сотрудник только встречает машину и сопровождает до склада покупателя.
Хотелось бы понять, какие документы необходимы? Если мы в договорах с нашими покупателями будем прописывать, что доставка за наш счет, всё равно будет необходимость в оформлении ТТН? Есть еще транспортная накладная, в каких случаях можно применять только её?
Также вопрос по сотруднику. Он сопровождает и контролирует отгрузки, подписывает документы. Мелкий груз возит на своей машине. Есть с ним трудовой договор, где указаны обязанности и должностная инструкция. Необходимо ли еще оформлять какие-либо документы? ГСМ у него нет, нужно ли прописать, что входит в зарплату?
Алиса Муратова: Транспортная или товарно-транспортная накладная также необходима, т. к. договор перевозки в любом случае имеет место быть, независимо от того, кто его заключил — получатель или отправитель (хоть это и противоречит буквальному толкованию ст. 785 ГК РФ). Отсутствие транспортной накладной будет означать для водителя как минимум штраф в размере 500 рублей (ст. 12.21 КоАП РФ), а как максимум — задержание транспортного средства с грузом в случае совместного рейда ГИБДД и УБЭПиПК (бывший ОБЭП).
Говоря об отношении судов к ТН и ТТН, практикующие юристы и иные специалисты сходятся во мнении: «Важно содержание документа, а не форма». Если в документе имеются все сведения, которые должны присутствовать в ТН/ТТН, то он так же подтверждает факт заключения договора перевозки. Для наглядности можно представить, что накладная пролинована пунктирными линиями, либо все сведения заключены в овальные графы — от этого транспортная накладная не перестаёт быть собой.
Что касается оформления водителя, считаем, что каких-то дополнительных документов составлять не требуется. Все взаимоотношения работника и работодателя регулируются ТК РФ.
Количество документов, которые оформляются на перевозку, довольно большое. Это документы на груз (ТН, ТТН, доверенности на водителя), на автомобиль (путевые листы, водительские удостоверения, талоны о прохождении техосмотра, полис ОСАГО), договоры на страхование и пр. Оформление каждого из них зависит от формы взаимоотношений между участниками. Например, когда вы нанимаете транспортную компанию, тогда заботы по оформлению документов на автомобиль полностью ложатся на нее, если же это ваш водитель, то это обязанность ваша. И так с каждым документом.
Зоны ЧСС Polar
Если для расчета зоны ЧСС выбирается максимальная ЧСС, зоны ЧСС, которые может определить пользователь, указываются в виде процента от максимальной ЧСС игрока. Поскольку зоны основаны на процентном значении от максимальной ЧСС игрока, они индивидуальны для каждого игрока. Однако такие же процентные значения используются для всей команды. Тренировка делится на пять зон ЧСС в зависимости от процентных значений максимальной ЧСС. Зоны можно отредактировать в онлайн-сервисе Team Pro и настроить для каждого спорта отдельно.
Редактирование зон ЧСС
- Выберите в верхнем правом углу.
- Выберите Настройки команды .
- Выберите СПОРТИВНЫЕ ПРОФИЛИ и профиль, который нужно отредактировать (если у вас только один спортивный профиль, он выбирается автоматически).
- Выберите Свободно в разделе ТИП ЗОНЫ ЧСС и отредактируйте зоны.
- Нажмите СОХРАНИТЬ .
Преимущества: Максимальная или близкая к максимальной нагрузка на мышцы и органы дыхания.
Ощущения: Сильное утомление органов дыхания и мышц.
Кому рекомендовано: Очень опытным и здоровым спортсменам. Только на короткий промежуток времени, обычно как итоговая стадия подготовки к непродолжительным соревнованиям.
Преимущества: Улучшается скоростная выносливость.
Ощущения: Мышечное утомление и тяжелое дыхание.
Кому рекомендовано: Опытным спортсменам для круглогодичных тренировок различной продолжительности. Особенно полезны такие тренировки перед сезоном соревнований.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕНСИВНОСТИ
Преимущества: Повышается общий темп тренировки, ее эффективность, легче дается то, что требовало больших усилий.
Ощущения: Стабильное, контролируемое учащенное дыхание.
Кому рекомендовано: Тем, кто тренируется перед соревнованиями или для повышения показателей.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕНСИВНОСТИ
Преимущества: Улучшается общая физическая форма и восстановление, ускоряется метаболизм.
Ощущения: Комфортные; низкая нагрузка на мышцы и сердечно-сосудистую систему.
Кому рекомендовано: Всем для длительных базовых тренировок, а также во время восстановления после соревновательного сезона.
ОЧЕНЬ НИЗКАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ
Преимущества: Способствует разогреву перед тренировкой; хорошо подходит для завершения занятия. Способствует восстановлению.
Ощущения: Очень комфортные; минимальные усилия.
Кому рекомендовано: Для восстановления и отдыха, на всем протяжении тренировочного сезона.
* HRmax = максимальная ЧСС, определяется по формуле «220 минус возраст». Пример: 30 лет, 220–30=190 уд./мин
Тренировка в зоне ЧСС 1 имеет крайне низкую интенсивность. Основной принцип: показатели улучшаются не только во время тренировки, но и в процессе восстановления после нее. Тренировка с очень низкой интенсивностью полезна в стадии восстановления.
Тренировка в зоне ЧСС 2 предназначена для повышения выносливости и является неотъемлемой частью любой программы тренировок. В этой зоне выполняются простые аэробные упражнения. Продолжительная тренировка в этой зоне обеспечивает эффективный расход энергии. Для достижения видимых результатов необходима настойчивость и регулярность.
Аэробная выносливость повышается при тренировке в зоне ЧСС 3. В этой зоне интенсивность тренировки выше, чем в зонах 1 и 2, однако она продолжает оставаться аэробной. Тренировка в зоне ЧСС 3 может состоять из нескольких интервалов, чередующихся с периодами восстановления. Тренировки в этой зоне особенно хорошо подходят для улучшения циркуляции крови в сердце и скелетных мышцах.
Если ваша цель — соревноваться на пределе возможностей, вам необходимы тренировки в зонах ЧСС 4 и 5. В этих зонах осуществляется анаэробная тренировка в интервалах до 10 минут. Чем короче интервал, тем выше интенсивность. Важно, чтобы между интервалами тренировки в этих зонах было достаточно времени на восстановление. Структура тренировки в зонах 4 и 5х предназначена для достижения максимальных показателей.
Целевые зоны ЧСС Polar можно задавать в настройках спортивного профиля в онлайн-сервисе, используя значение максимальной ЧСС (HRmax), измеренное в лаборатории или определенное самостоятельно с помощью теста. При тренировке в определенной зоне ЧСС постарайтесь использовать зону полностью. Хорошо, если вам удается удерживать значения ЧСС в середине зоны, однако это совсем не обязательно. ЧСС постепенно адаптируется к интенсивности тренировки. К примеру, при переходе из целевой зоны 1 в зону 3 система кровообращения и ЧСС адаптируются в течение 3–5 минут.
Реакция ЧСС на интенсивность тренировки зависит от физического состояния и уровня восстановления спортсмена, а также от факторов окружающей среды. Важно обращать внимание на свои субъективные ощущения усталости и соответствующим образом адаптировать свою программу тренировок.
Docrobot. Электронная транспортная накладная (ЭТрН)
Транспортная накладная без бумажной волокиты. Формируйте на 90% быстрее, заполняйте автоматически и сразу узнавайте об изменениях.
> 1 минуты
проверка и подписание документа
в 4 раза
ниже расходы на документооборот
до 100%
исчезают налоговые риски
Записаться на демо
Для грузоотправителей
Формируйте транспортные накладные парой кликов, отслеживайте статусы подписания и работайте без рисков.
Для перевозчиков
Контролируйте доставку груза в реальном времени и получайте оплату без задержек.
Для грузополучателей
Оперативно сообщайте о расхождениях и сразу узнавайте об отправке груза в ваш адрес.
Посмотрите ролик
И за четыре минуты разберитесь, как работает веб-сервис Docrobot.ЭТрН.
Что такое ЭТрН
Электронная транспортная накладная — это цепочка связанных друг с другом XML-файлов. Они же — файлы обмена или титулы.
Обязательные титулы
Необязательные титулы
Титул 1
О сторонах перевозки, условиях договора, сведения о водителе, грузе и сопроводительных документах
Титул 2
О состоянии груза на его приёме к перевозке
Титул 3
О приёме товара от перевозчика, состоянии груза
Титул 4
О сдаче груза получателю
Фиксация стоимости
Титул 5
Об изменении финансового состояния
Фиксация стоимости
Титул 6
Об изменении финансового состояния
Переадресация
Титул 7
Об изменении грузополучателя или его адреса
Титул 8
О смене водителя или транспортного средства
Сократите расходы на документооборот
По расчетам наших клиентов обмен электронными транспортными накладными обходится дешевле, чем бумажными.
Укажите, сколько транспортных накладных вы оформляете ежемесячно, и получите индивидуальный расчет для вашей компании.
Количество ТрН в месяц
1. Материальные затраты
Количество экземпляров одной ТрН Обычно 3–4 экземпляра
Количество листов в 1 ТрН 1 лист при двухсторонней печати, 2 при односторонней печати
Стоимость 1 листа бумаги, ₽
Стоимость распечатки, ₽ Обычно 0,43–1,46 ₽ (включает затраты на тонер, амортизацию оборудовния, стоимость обслуживания, стоимость электроэнергии)
Сравнение материальных затрат
Бумажные документы
Затраты на оформление ТрН в месяц
Электронные документы
Примерный тариф в зависимости от количества ТрН месяц
2. Затраты на фонд оплаты труда (ФОТ)
Распечатка и подписание комплекта бумажных ТрН, минут
Месячный ФОТ сотрудника, ₽
Сравнение затрат на фонд оплаты труда (ФОТ)
Бумажные документы
Затраты на оплату труда для оформления ТрН в месяц
Электронные документы
Затраты на оплату труда для оформления ТрН в месяц (предполагаем, что формирование и подписание электронного документа занимает не более 1 минуты)
3. Затраты по причине простоя ТС вследствие задержки оформления ТрН
Среднее суммарное время, минут
Стоимость 1 минуты простоя, ₽
Сравнение затрат по причине простоя ТС
Бумажные документы
Суммарная стоимость простоя ТС вследствие задержки оформления ТрН
Электронные документы
При электронном документообороте простой из-за задержки оформления ТрН исключается
4. Затраты на повторную отправку документов
Доля документов, %
Средняя стоимость отправки 1 комплекта документов, ₽
Сравнение затрат на повторную отправку документов
Бумажные документы
Затраты на повторную отправку в месяц (почтой, курьером)
Электронные документы
При электронном документообороте необходимость повторной отправки исключается
5. Затраты на архивное хранение и последующее уничтожение документов
Период хранения, лет
Стоимость архивного хранения 1 листа в год, ₽
Стоимость уничтожения/утилизация 1 листа, ₽
Сравнение затрат на архивное хранение и уничтожение документов
Бумажные документы
Стоимость хранения и уничтожения ТрН, созданных в течение месяца
Электронные документы
При электронном документообороте затраты на хранение и уничтожение документов отсутствуют
6. Штрафы контролирующих органов за непредоставление документов
Среднемесячный размер штрафов за непредоставление ТрН, ₽
Сравнение затрат на штрафы за непредоставление документов
Бумажные документы
Среднемесячный размер штрафов за непредоставление ТрН
Электронные документы
При электронном документообороте исключаются штрафы за непредоставление документов по требованию контролирующих органов.
Бумажные документы
Ежемесячные расходы при оформлении ТрН на бумажных носителях
Электронные документы
Ежемесячные расходы при обмене ТрН в форме электронных документов
Индивидуально
Наш специалист свяжется с вами и проконсультирует в индивидуальном порядке.
Мобильное приложение для водителей
Удобное подписание документов
Подтверждайте приём груза к перевозке простой электронной подписью на планшете или смартфоне.
Простые проверки
Предъявляйте транспортные накладные для проверки на дороге в виде динамического QR-кода.
Информация о состояние груза
Будьте в курсе, что происходит с грузом, благодаря фотографиям, которые загрузил водитель.
Почему Docrobot?
Аккредитованный оператор информационной системы электронных перевозочных документов (ИС ЭПД)
Участник эксперимента Минтранса России
Одними из первых протестировали и внедрили электронную транспортную накладную.
Экспертиза в сфере логистики
Эксперты Docrobot постоянно следят за изменениями законодательства и входят в рабочие группы по развитию электронных перевозочных документов.
Заполните форму. Скачивание начнется автоматически
Скачайте калькулятор экономической эффективности и получите расчет для вашей компании.
Нам доверяют
Презентация о компании
Docrobot (ранее E-COM) – компания разработчик SaaS-решений на основе электронного документооборота, EDI/ЭДО провайдер для ритейла с долей трафика более 40% в крупнейших федеральных сетях. Ведущий игрок рынка цифровизации ритейла в России и Казахстане. Компания существует с 2006 года и объединяет более 5000 поставщиков и производителей товаров, торговых сетей и логистических компаний в единую экосистему.
Транспортная накладная (ТН или ТрН) 2022
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем.
Форма транспортной накладной утверждена постановлением правительства РФ от 21.12.20 № 2200. В него внесены поправки постановлением правительства РФ от 30.11.21 № 2116.
Бланк ТН от 2022 года заполняется в 5 экземплярах, каждый из них должен быть пронумерован. Один остается у грузоотправителя, второй отдается грузополучателю, а 3 экземпляра забирает компания-перевозчик.
Инструкция по заполнению бланка ТН 2022
Пункт 1 и 2. Данные о Грузоотправителе и Грузополучателе: наименование, ИНН, адрес, банковские реквизиты.
- добавлен раздел 1а, в котором при необходимости указываются сведения о клиенте (заказчике организации перевозки);
Пункт 3 «Груз». Записывается отгрузочное наименование груза, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах и масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах.
- в пункте 3 «Груз» требуется, указывать объявленную стоимость (ценность) груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров;
Пункт 4. Указываются сопроводительные документы на груз, это могут быть различные сертификаты, паспорта и т.д.
Пункт 5. Тут при необходимости вписываются особые требования к грузоперевозке от грузоотправителя – параметры транспортного средства и указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований.
Пункт 6 «Перевозчик». Этот пункт заполняет компания-экспедитор, выполняющая перевозку.
Пункт 7 «Транспортное средство». Записывается информация о транспортном средстве: марка, грузоподъемность и регистрационный номер.
- пункт «Транспортное средство» дополнен сведениями о типе владения ТС («1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг).
Пункт 8 «Прием груза». Информация о приеме груза водителем.
- Снизу в этом пункте ставятся подписи ответственных за погрузку лиц и водителя
Пункт 9 «Переадресовка». Требует заполнения, если изменилось место доставки груза.
Пункт 10 «Выдача груза». Информация о приеме груза водителем грузоотправителю.
- Снизу в этом пункте ставятся подписи водителя и ответственных за выгрузку груза лиц.
Пункт 11 «Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков (при необходимости)». Сюда можно вписать нарушения при осуществлении грузоперевозки.
Пункт 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)». В этом пункте записывается стоимость услуг грузоперевозки, порядок расчета, и размер провозной платы.
Сколько бланков ТрН выдавать водителю?
Мы рекомендуем грузоотправителю перед перевозкой подготовить ТрН в 5 оригинальных экземплярах:
1-й образец остается у грузоотправителя в подтверждение приема груза водителем, остальные уезжают вместе с грузом. Все экземляры должны быть подписаны водителем при получении груза.
Затем на выгрузке 4 бланка ТН отдаются получателю для заверения его печатью и подписью. Из них:
2–й образец ТН остается у грузополучателя
3, 4 и 5-й отдаются водителю. Эти бланки транспортной накладной уже распределяются между перевозчиком (один экземпляр), экспедитором (один экземпляр), а последний затем отправляется грузополучателю для подтверждения факта окончания перевозки и передачи материальных ценностей получателю в полном объеме и без претензий.
Почему ВСЕМ ПЛОХО, когда нет ТН.
- Грузоотправителю: нет документа подтверждающего прием груза водителем, а также подтверждения доставки товара до получателя. Поэтому «размыта» ответственность транспортной компании и получателя перед отправителем.Следствие: при конфликтной ситуации не найдешь концов!
- Грузополучателю: трудно сравнить груз (общий вес, количество единиц и т.д.), погруженный на складе отправителя, с фактически пришедшим на выгрузку.
- Транспортной компании: нет подтверждения факта перевозки для налоговой. При спорной ситуации по сохранности груза перевозчик находится между отправителем и получателем, как «между молотом и наковальней».
- Хотя есть ИСКЛЮЧЕНИЕ: довольны остаются контролирующие органы на дороге, которые могут под угрозой постановки машины с грузом на штраф-стоянку оштрафовать водителя.
Транспортная компания «ДА-ТРАНС» рекомендует готовить перевозочные документы в полном объеме! Отправка груза без сопроводительных транспортных документов заметно усложняет жизнь всем участникам процесса доставки!