Почему искрят щетки электродвигателя
Довольно часто при работе щёток коллекторного двигателя можно наблюдать такое явление, как искрение. При этом в некоторых случаях искрение щёток расценивается как норма, в других же – сигнализирует о неисправности, которую необходимо как можно скорее устранить.
Когда искрение щёток коллекторного двигателя — норма
Алгоритм работы коллекторного электродвигателя таков, что в движении щётки постоянно вступают в контакт с коллектором, разрывая и вновь замыкая электрическую цепь. Именно такой механизм функционирования, напрямую связанный с конструктивными особенностями коллекторных механизмов, является неминуемой причиной появления искр при его работе, даже в случае, когда двигатель абсолютно исправен. Однако важно понимать, что искрение в этом случае минимально. Сильное же искрение, как правило, говорит о том, что работа коллекторного двигателя нарушена и для того, чтобы её наладить, важно выяснить причину неисправности.
Щётки искрят из-за сильного износа
Сильное искрение щёток может возникнуть из-за того, что они сильно износились. При этом сопутствующими признаками износа, помимо обильных искр, будут неспособность развития двигателем полных оборотов и выхода на полную мощность, а также тяжёлый старт двигателя, осуществить который удаётся не с первой попытки. Проверить версию об износе щёток довольно легко: щётки следует прижать к коллектору при помощи отвертки. Если щётки изношены, то при таком прижатии плотность контакта нормализуется и работа двигателя наладится, однако при ослаблении нажима снова появятся искры. Вариант решения проблемы в таком случае только один: замена щёток на новые. Некоторые модели коллекторных двигателей предусматривают замену щёток только совместно с пружинами и держателями.
Неисправность обмоток статора или ротора
- При коротких замыканиях и межвитковых замыканиях , происходящих в обмотках статора или ротора, искрение будет неравномерным или даже исходить от одной из щёток. При диагностировании неисправностей обмоток может потребоваться их перемотка или же, в сложных случаях, полная замена ротора или статора.
- Межвитковое замыкание якорных обмоток
В этом случае искрить будут обе щётки неисправного электродвигателя, сопутствующим «симптомом» является сильный нагрев обмотки якоря, связанный с неравномерностью токов, поступающих на контакты. Как и в предыдущем случае, при диагностировании проблемы в обмотке необходимо или перемотать её, или полностью заменить неисправный элемент.
- Загрязнение коллектора
- Щётки являются постоянно изнашиваемым элементом коллекторного двигателя, и в процессе их износа образуется так называемая графитовая пыль, накапливающаяся меж коллекторных пластин, что в результате приводит к замыканиям и, как следствие, появлению искр. При работе с коллекторным механизмом важно следить за положением щёток: если они смещаются, образование графитовой пыли значительно увеличивается. Помимо графитовой пыли, причиной искрения также может стать нагар, образующийся на коллекторе из-за перегрева и создающий лишнее сопротивление при контакте щёток с коллектором. Если причина в загрязнении коллектора, его необходимо очистить с помощью наждачной бумаги, уделяя особое внимание пространству меж лампелей.
Конструктивные особенности Отчего искрят щетки
При работе двигателя происходит постоянное трение щеток о контактные пластины коллектора, что требует периодического осмотра.
На рабочих поверхностях медных площадок появляется незначительный слой угольной пыли, как показано на фотографии.
Это связано с расходом материала и износом щеток. Этот процесс идет всегда при работе коллекторного двигателя. Даже при нормальном скольжении щетки создается незначительный разрыв цепи электрического тока. А это всегда связано с искрообразованием из-за возникновения переходных процессов и появлением микроскопических дуг. К тому же обмотки обладают высоким индуктивным сопротивлением. Поэтому полностью исправный щеточный механизм при номинальной работе искрит, что не заметно взглядом, но ощущают чувствительные электронные приборы: телевизоры, компьютеры и другая техника. В схему их питания всегда устанавливают помехоподавляющие фильтры.
Проверить степень износа щетки
Основной метод связан с визуальным осмотром. В интернете можно встретить советы, рекомендующие прижать при работе двигателя щетку отверткой и оценить изменение оборотов ротора. Это опасная операция, выполнять которую может только обученный и опытный персонал потому, что: необходимо пользоваться защитными средствами: работа выполняется под напряжением; существует вероятность создания короткого замыкания, ибо проверять придется обе щетки по очереди
или одновременно и использовать отвертки с изолированными стержнями и наконечниками. Если внешний осмотр показал, что длина щетки сильно уменьшена или рабочая поверхность имеет сколы, то ее необходимо просто заменить.
Статьи по ремонту и установке бытовой техники
Предлагаем для получения более подробных сведений о ремонте стиральных машин, их эксплуатации, способах продления срока служба и прочую полезную информацию по бытовой технике.
- Стиральная машина
- Посудомоечная машина
- Холодильник
- Кондиционер
- Установка техники
- Заправка кондиционеров
Выезд и диагностика бесплатно
Гарантия на работу до 2-х лет
Все районы Москвы без выходных
Любые запчасти в наличии
Консультация по телефону бесплатно
Перечень услуг
Закажи обратный
звонок и получи
скидку 10% на
ремонт стиральной машины
До конца акции осталось
Демократичные цены
на ремонт!
от 500 до 2500 рублей
Найдёте дешевле — сделаем скидку!
Скидка 20%:
— сервис второго кондиционера;
— на установку второй детали;
— на ремонт второй единицы техники.
*за один приезд мастера
Бесплатная консультация *
Бесплатная диагностика *
Бесплатный выезд мастера *
*в случае ремонта техники
Оформить заявку на обратный звонок
Оператор перезвонит Вам в течении 5 минут
- ремонт в день обращения
- профессиональные мастера
- оригинальные запчасти
- гарантия качества
- демократичные цены
Замена щеток двигателя в стиральной машине
В асинхронных и коллекторных двигателях стиральных машин установлены угольные щетки, они имеют ограниченный ресурс. При работе двигателя, щетки соприкасаются с ротором, за счет этого происходит вращение. Износ щеток — это естественный процесс, они просто стираются при трении. Примерный их ресурс 7-15 лет, зависит от качества щеток и интенсивности работы техники.
Какие признаки поломки стиральной машины, если стерлись щетки двигателя?
1. Не вращается барабан.
В редких случаях, он может вращаться на пол оборота, слегка подергиваться или при отжиме плохо набирать обороты. Чаще всего, он просто стоит на месте.
2. На табло горит ошибка.
Если Ваша стиральная машина показывает ошибку, расшифровка которой означают проблемы с двигателем, вполне возможно, всему виной именно щетки. Но не обязательно, возможно, повреждение самого двигателя или платы управления.
3. Двигатель шумно работает или искрит.
Когда щетка стерлась до самого основания, ротор начинает тереться об контактную часть, конец которой находиться внутри щетки. Из-за этого может появиться звук металлического трения или начать искрить. В этом случае, нужно незамедлительно поменять щетки, пока не повредился ротор двигателя.
4. Не блокируется люк.
В некоторых стиральных машинах, устройство блокировки люка находиться в одной цепи с электродвигателем. Блокировка люка не срабатывает или щелкает несколько раз.
Сколько стоит замена щеток в стиральной машине?
- Цена за ремонт зависит от нескольких факторов:
- Сложности разбора техники
- Способа замены самих щеток
- Стоимости деталей
- Тарифов фирмы или мастера
Обычно ремонт обходиться от 3000 до 5000 руб. Если Вы хотите сэкономить и попробовать поменять щетки самостоятельно, мы дадим Вам несколько хороших советов.
Как поменять щетки в двигателе стиральной машины?
1. В первую очередь, нужно снять двигатель.
Менять щетки на установленном двигателе не рекомендуем! Класть машинку на бок тоже не нужно, а если все-таки Вы решили ее завалить, нужно откинуть трубку с датчика уровня воды, чтобы в него не попали остатки влаги.
Обычно они прикручены сбоку двигателя или зафиксированы просто контактом (смотрите фото). Есть модель стиральной машины Bosch у которой щетки находятся в самом двигателе, чтобы их поменять, нужно разбирать двигатель полностью.
Обращаем Ваше внимание, что в машинках с прямым приводом и инверторным двигателем нет щеток! Там другой принцип работы мотора.
Можно найти в специализированных магазинах, заказать у официалов, найти по интернету.
Щетки в стиральных машинах бывают с корпусом, пружинкой, есть варианты где их нужно будет припаивать паяльником. Поэтому, перед покупкой желательно их снять и искать аналогичные.
Иногда, после установки щеток, нужно сбросить ошибку согласно сервисному мануалу. Но это не всегда, чаще всего, стиральная машина начинает сразу работать.
Первые несколько стирок после ремонта, Вы можете слышать нехарактерное жужжание при работе двигателя. Переживать не стоит, новые щетки притираются за 3-5 стирок.
Заключение
В этой статье мы дали общие сведения диагностики и замены щеток мотора стиральной машины, в процессе которых могут возникнуть разные нюансы и сложности. Разбор стиральной машины и ремонт электродвигателя требует специализированных знаний, навыков и наличие необходимого инструмента. Поэтому, рекомендуем обратиться в сервисный центр по ремонту стиральных машин. Мы ремонтируем все модели стиральных машин в Москве и с радостью поможем Вам с любым ремонтом.
Стерлись щётки в стиральной машине
Любой коллекторный движок стиральной машины оснащен электрощетками. Это два графитовых стержня с пружинками. Они необходимы, чтобы направлять электроэнергию на ротор. При стирании деталей контакт нарушается, мотор теряет силу или отказывается работать. Что делать, если стерлись щетки в стиральной машине? По каким признакам понять, что наконечники пора менять? Расскажем, как переустановить графитовые стержни своими руками.
Что происходит при истирании щеток?
Если эксплуатировать машинку-автомат пару раз в неделю, то необходимость замены графитовых наконечников возникнет спустя 7-8 лет после приобретения техники. При активном, практически ежедневном использовании стиралки электрощетки могут износиться за 3-5 лет. «Домашняя помощница» сама уведомит владельца о том, что стержни стерлись и мотор функционирует не в полную мощь. Признаки износа электрощеток могут быть следующими:
- стиралка зависает во время выполнения цикла, причем сетевой шнур машинки не пережат и не поврежден, перебоев с электричеством нет;
- слышится гул и скрежет в процессе вращения барабана;
- автомат плохо отжимает белье (что неудивительно, ведь обороты двигателя снижаются);
- от работающей машинки пахнет горелым;
- на дисплее стиралки отображается код ошибки, свидетельствующий о нарушении работы электродвигателя.
Возможно, вы заметите лишь один из перечисленных признаков износа. Иногда они наблюдаются в комплексе. В любом случае придется проверить состояние электощеток.
Заменить щетки коллекторного движка можно самостоятельно, не прибегая к помощи мастера.
Чтобы добраться до электрощеток, придется частично разобрать корпус машины-автомат. Если быть точнее, снять верхнюю крышку и заднюю панель. Работа относится к категории легких, поэтому проблем с заменой наконечников не возникнет.
Много ли нужно инструментов?
Чтобы поменять графитовые стержни, потребуется минимальный набор инструментов. В первую очередь нужно приобрести новые комплектующие, ориентируясь на модель и серийный номер стиралки. Даже если стерлась только одна щетка, меняются они обязательно парой. Кроме этого, для ремонта пригодятся:
- отвертки: крестовая и шлицевая;
- карандаш или маркер;
- ключ TORX (размер – 8 мм).
К выполнению ремонта следует подготовиться. Обязательно обесточьте стиральное оборудование, перекройте кран на трубе, отвечающий за подачу воды. После этого отцепите от корпуса сливной шланг.
Заключительный этап подготовки – слив остатков воды из системы. Для этого застелите пол под машинкой тряпками, подставьте небольшую емкость в месте расположения мусорного фильтра и выкрутите его. Из отверстия в таз вытечет вся жидкость, имеющаяся в патрубках. Далее останется отодвинуть автомат от стены и приступить к замене щеток.
Выполняем замену своими руками
Так как щетки находятся в коллекторном движке, для начала придется добраться до мотора. Необходимо снять верхнюю панель стиралки, открутив 2 фиксирующих ее болта. Далее убирается задняя стенка корпуса, также путем удаления удерживающих ее саморезов. Электродвигатель можно увидеть сразу, он расположен под баком. Дальнейший алгоритм действий будет таков:
- снимите приводной ремень со шкивов;
- сфотографируйте схему подключения проводки к мотору;
- сбросьте контакты, подсоединенные к двигателю;
- выкрутите два болта, которые удерживают мотор в корпусе;
- извлеките движок из машинки;
- найдите электрощетки – они расположены по бокам двигателя;
- поочередно снимите щетки, открепив проводок, переместив контакт вниз и растянув пружинку.
Новые комплектующие устанавливаются на место снятых, наконечником в гнездо. После сжимается и возвращается в исходное положение пружинка. Щетка прикрывается контактом и к ней подцепляется провод.
После замены электрощеток коллектор ставится обратно. Мотор надежно фиксируется в корпусе болтами. Затем к нему подсоединяются сброшенные ранее провода.
Подключая проводку, ориентируйтесь на сделанное фото – это поможет не допустить ошибок.
Подсоединив к мотору все контакты, можно заняться приводным ремнем. Натяните резинку сначала на шкив двигателя, затем на барабанное «колесо». После собирается корпус – на место возвращается задняя панель и верхняя крышка.
И, наконец, останется только отодвинуть машинку к стене, подключить к коммуникациям и запустить тестовую стирку. В первые несколько циклов после замены щеток автомат может слегка шуметь. Потом наконечники «притрутся», и нехарактерный звук исчезнет.
Интересное:
- Поделитесь своим мнением — оставьте комментарий
Почему искрят щетки электродвигателя
Коллекторные электродвигатели отличаются от двигателей других типов наличием коллекторно-щеточного узла. Узел обеспечивает электрическое соединение цепи ротора с цепями, расположенными в неподвижной части мотора, и включает в себя коллектор (набор контактов, расположенных непосредственно на роторе) и щётки (скользящие контакты, расположенные вне ротора и прижатые к коллектору).
Во время работы коллекторного двигателя в электроинструменте, иногда можно наблюдать искрение щеток. В некоторых случаях этот симптом приводит к скорой поломке электроинструмента, а в некоторых — не сулит ничего плохого. Так или иначе, полезно в каждом случае понимать, в чем причина искрения, чтобы при необходимости принять правильные меры своевременно. В данной статье мы рассмотрим причины искрения щеток, а также меры борьбы с проблемами, вызывающими это явление.
Первопричина
Очевидно, что прерывистый механический контакт щеток с коллектором не может не приводить к искрению, ведь по сути много раз в секунду разрывается и замыкается вновь электрическая цепь ротора.
Ротор содержит на себе обмотку, которая является нагрузкой преимущественно индуктивного характера. Разрыв такой цепи неизбежно сопровождается переходным процессом, который связан с появлением маленьких дуг от самоиндукции обмотки ротора или обмоток ротора и статора. Разумеется, щетки со временем изнашиваются, как и пластины коллектора, но порой проблемы возникают еще до момента износа.
Справедливости ради отметим, что по названной выше причине, даже исправный коллекторный двигатель не может работать вообще без искр, небольшое искрение всегда на коллекторе есть. Полностью исправный прибор нормально выходит на полную мощность, развивает рабочие обороты и чуть-чуть все равно искрит. Другое дело, если искрение сильное — здесь возникает обоснованное беспокойство.
Искрение щеток как признак их износа
Если щетки уже сильно изношены, просто в силу возраста двигателя, то двигатель не сможет развить полные обороты и выйти на полную мощность. При этом искрение будет очень сильным, а заводиться двигатель будет не с первого раза.
Как проверить, что это именно так? Если изношенные щетки прижать отверткой к коллектору — контакт станет плотным, и двигатель заработает. Но стоит прижим ослабить, как вновь появятся искры — расстояние между пластинами и щетками станет заполнено маленькими дугами. Щетки явно изношены — их следует заменить новыми. Иногда замена возможна только всего вместе — с щеткодержателями и с пружинами.
Возможно в обмотке ротора возникло замыкание
Обмотка якоря (ротора) коллекторного двигателя традиционно содержит в себе несколько секций. Если хотя бы одна повреждена, если имеет место межвитковое замыкание, то в одну секцию будет подаваться больший ток, чем в другие. Это приведет к перегреву обмотки в одном месте, и к неравномерному искрению на коллекторе — на отдельных переходах на пластинах искры будут сильнее, чем на других. Здесь требуется перемотка якоря или целиком новый якорь.
Исправна ли обмотка статора
Похожая неисправность возможна внутри статора, когда часть обмотки перегревается, и возле одной из щеток наблюдается сильное искрение. Проверьте сопротивления обеих половин обмотки статора, они должны быть одинаковыми. Если одна из частей обмотки статора имеет сопротивление сильно меньшее чем у другой, то требуется перемотка либо замена статора.
Загрязненный коллектор — причина ненужного замыкания на нем, в результате появляются лишние искры
Пыль на коллекторе образуется в результате постепенного износа щеток — это графитовая пыль. Она накапливается между пластинами (ламелями) коллектора, и создает «несанкционированные» замыкания. Из-за замыканий появляются искры. Просто почистите коллектор наждачной бумагой, уберите грязь между ламелями.
Обязательно проверьте, как расположены щетки, не смещена ли одна из них относительно нормального положения, поправьте щетки в случае необходимости. Когда щетки расположены криво, графитовая пыль образуется в непомерно большом количестве, нежели при правильном расположении щеток.
Еще одна причина загрязнения — нагар на коллекторе из-за его перегрева. Когда все другие причины искрения устранены, необходимо почистить контакты от нагара чтобы улучшить контакт щеток с ними.
Если контакт хороший, сопротивление не увеличивается сверх номинала, и лишних искр не возникает. Счистить нагар можно как графитовую пыль — наждачной бумагой, только вращая ротор при зажатом в специальных колодках коллекторе.
- Виды и устройство регуляторов оборотов коллекторных двигателей
- Короткозамкнутый и фазный ротор — в чем различие
- Современные синхронные реактивные двигатели
Надеюсь, что эта статья была для вас полезной. Смотрите также другие статьи в категории Ремонт бытовой техники, Электродвигатели и их применение
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: Домашняя электрика
Поделитесь этой статьей с друзьями: