Сколько классификационных групп по электробезопасности ответы сдо
Перейти к содержимому

Сколько классификационных групп по электробезопасности ответы сдо

  • автор:

Приложение N 1. Примеры индикаторов и показателей мероприятий по созданию, развитию, модернизации и эксплуатации различных классификационных категорий объектов учета

Приложение N 1
к методике создания и оценки планов
информатизации органов исполнительной власти
Ленинградской области, утвержденной
приказом Комитета по телекоммуникациям и
информатизации Ленинградской области
от «__» 2015 г. N __

Примеры индикаторов и показателей
мероприятий по созданию, развитию, модернизации и эксплуатации различных классификационных категорий объектов учета

Примеры индикаторов и показателей, характеризующих повышение качества предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, предусмотренных в федеральных законах, актах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, областных законах Ленинградской области, актах Губернатора Ленинградской области, актах Правительства Ленинградской области в качестве полномочий конкретного ОИВ ЛО (далее — специфические полномочия)

Суммарное регламентное время обслуживания заявителей в ходе предоставления государственной услуги (максимальное время выполнения всех административных процедур, требующих личного участия заявителя или его представителей, включая регламентное время ожидания), в минутах

Сокращение суммарного регламентного времени обслуживания заявителей в ходе предоставления государственной услуги (определяется как отношение разницы суммарного регламентного времени обслуживания заявителей в ходе предоставления государственной услуги до выполнения мероприятия по информатизации и суммарного регламентного времени обслуживания заявителей в ходе предоставления государственной услуги в планируемом году после выполнения части или всего мероприятия по информатизации к суммарному регламентному времени обслуживания заявителей в ходе предоставления государственной услуги до выполнения мероприятия по информатизации)

Минимальное и максимальное количество обращений граждан в государственные органы или иные места оказания услуги (кроме порталов государственных услуг или сервисов, доступных по сетям связи) в соответствии с действующим административным регламентом предоставления государственной услуги

Сокращение минимального (максимального) количества обращений граждан в государственные органы или иные места оказания услуги (кроме порталов государственных услуг или сервисов, доступных по сетям связи), в процентах (определяется как отношение разницы минимального (максимального) количества обращений граждан в государственные органы или иные места оказания услуги (кроме порталов государственных услуг или сервисов, доступных по сетям связи) до выполнения мероприятия по информатизации и минимального (максимального) количества обращений граждан в государственные органы или иные места оказания услуги (кроме порталов государственных услуг или сервисов, доступных по сетям связи) в планируемом году после выполнения части или всего мероприятия по информатизации к минимальному (максимальному) количеству обращений граждан в государственные органы или иные места оказания услуги (кроме порталов государственных услуг или сервисов, доступных по сетям связи) до выполнения мероприятия по информатизации)

Количество заявлений о предоставлении государственной услуги при выполнении административных процедур приема, для рассмотрения которых использовалась ИС. Общий объем оказываемых государственных услуг

Прирост доли государственных услуг, оказанных с использованием ИС, в процентах (определяется как отношение прироста среднегодового количества заявлений о предоставлении государственной услуги, при выполнении административных процедур приема и рассмотрения которых использовалась ИС, к общему объему оказываемых государственных услуг)

Количество мест оказания услуги, включая порталы государственных услуг, инфоматы, многофункциональные центры и иные места, где заявитель может инициировать предоставление услуги или получить результаты ее оказания

Прирост количества мест оказания услуги, включая порталы государственных услуг, инфоматы, многофункциональные центры и иные места, где заявитель может инициировать предоставление услуги или получить результаты ее оказания, в процентах (определяется как отношение прироста количества мест оказания услуги за планируемый год к количеству мест оказания услуги за текущий год)

Количество групп информации о деятельности государственного органа, подлежащей размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее — Федеральный закон N 8-ФЗ). Количество групп информации о деятельности государственного органа, подлежащей размещению и размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии со статьей 13 Федерального закона N 8-ФЗ

Прирост количества групп информации, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в процентах (определяется, как отношение прироста за год количества групп информации, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, к количеству групп информации, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет)

Количество (статистика) посещений информационных систем и сервисов, обеспечивающих доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти, их территориальных органов и отделений, подведомственных учреждений через информационно- телекоммуникационную сеть Интернет (далее — публичный ресурс)

Прирост посещений публичного ресурса, в процентах (определяется как отношение прироста посещений публичного ресурса в планируемом году к количеству посещений публичного ресурса в текущем году)

Количество запросов обратной связи (при наличии данного функционала)

Прирост запросов обратной связи, в процентах (определяется как отношение прироста запросов обратной связи в планируемом году к количеству запросов обратной связи в текущем году)

Объем предоставления государственной услуги определяется как среднее количество принимаемых за год заявлений в любой форме (бумажной, электронной), по которым заявителю предоставлена предусмотренная административным регламентом услуга (включая отказ в предоставлении услуги)

Прирост объема предоставления государственной услуги в электронной форме, в процентах (определяется как отношение прироста среднего количество принимаемых за год заявлений в электронной форме, по которым заявителю предоставлен предусмотренный административным регламентом результат (включая отказ в предоставлении услуги) к среднему количеству принимаемых за год заявлений в любой форме, по которым заявителю предоставлен предусмотренный административным регламентом результат (включая отказ в предоставлении услуги)

Количество сотрудников, непосредственно участвующих в выполнении государственной услуги (функции)

Сокращение количества сотрудников, непосредственно участвующих в выполнении государственной услуги (функции), в процентах (определяется как отношение разницы количества сотрудников, непосредственно участвующих в выполнении государственной услуги (функции) до выполнения мероприятия по информатизации, и количества сотрудников, непосредственно участвующих в выполнении государственной услуги (функции) в планируемом году после выполнения части или всего мероприятия по информатизации, к количеству сотрудников, непосредственно участвующих в выполнении государственной услуги (функции) до выполнения мероприятия по информатизации)

Среднее время выполнения государственной функции, в мин.

Сокращение среднего времени выполнения государственной функции, в процентах (соотношение разницы среднего времени выполнения государственной функции до выполнения мероприятия по информатизации и среднего времени выполнения государственной функции в планируемом году после выполнения части или всего мероприятия по информатизации к среднему времени выполнения государственной функции до выполнения мероприятия по информатизации)

Объем выполнения государственной функций определяется как среднегодовое количество регистрационных операций либо операций утверждения (принятия, подписания, публикации) документов, являющихся результатом выполнения функции, а для функций, не предусматривающих регистрационных операций или утверждения (принятия, подписания, публикации) документов — среднегодовое количество случаев инициации административных процедур, связанных с исполнением данной функции и вызванных внешними событиями либо выполняемых в соответствии с расписанием выполнения функции

Прирост объема выполнения государственной функции, в процентах (определяется аналогично показателю пункта 8 приложения N 2 к методическим рекомендациям)

Количество видов сведений (документов), предоставляемых ИС в электронном виде по межведомственным запросам в рамках исполнения данной государственной услуги или функции с использованием информационных ресурсов, создаваемых в результате исполнения государственной услуги или функции

Прирост количества сведений, предоставляемых ИС в электронном виде по межведомственным запросам, в процентах

Количество ответов на межведомственных запросы, направляемые Потребителям государственных услуг (функций) через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее — СМЭВ), в течение года

Прирост количества ответов на межведомственных запросы, направляемые Потребителям государственных услуг (функций) через СМЭВ в течение года, в процентах

Количество межведомственных запросов, направляемых Поставщикам государственных услуг (функций) через СМЭВ в течение года

Прирост количества запросов, направляемых Поставщикам через СМЭВ в течение года, в процентах

Примеры показателей, характеризующих эксплуатационные свойства ИС и компонентов икт-инфраструктуры ОИВ ЛО

1. Официальный сайт

Объем базы данных

Объем архивной базы данных

Количество государственных информационных ресурсов (далее — ГИР), интегрированных с официальным сайтом ОИВ ЛО

Количество государственных услуг (функций), оказываемых с помощью официального сайта

2. ИС специальной деятельности (кроме официального сайта ОИВ Л О)

Объем базы данных

Объем архивной базы данных

Количество территориальных узлов

Количество систем ведомства, использующих данные

Количество внешних систем, использующих ИС специальной деятельности

Количество ГИР, реализуемых ИС специальной деятельности

Количество государственных услуг (функций), оказываемых с помощью ИС специальной деятельности

Количество типов сведений (документов), предоставляемых ИС в электронном виде по межведомственным запросам в рамках исполнения государственных услуг (функций), оказываемых с помощью ИС специальной деятельности

Количество ответов на межведомственные запросы, направляемые с помощью ИС специальной деятельности получателям информации через СМЭВ в течение года

Количество межведомственных запросов, направляемых с помощью ИС специальной деятельности обладателям информации через СМЭВ в течение года

3. ИС документооборота (далее — С ДО)

Объем базы данных

Объем архивной базы данных

Количество типов документов

Количество электронных документов за год

Количество карточек регистрации бумажных документов

Количество электронных архивных документов

Общее количество сотрудников ведомства

Количество территориальных органов, отделений и подведомственных учреждений использующих СДО для автоматизации документооборота

Количество исходящих электронных документов, имеющих электронную подпись

Количество исходящих карточек регистрации

Количество ведомственных систем, использующих СДО

Количество внешних систем, использующих СДО

4. ИС, связанные с управлением персоналом (далее — СУП)

Объем базы данных

Объем архивной базы данных

Количество специалистов ведомства, учитываемых в СУП

Количество транзакций (прием, увольнение, перемещение), выполняемых в СУП, в месяц

Количество пользователей системы

Количество территориальных органов, отделений и подведомственных учреждений, использующих СУП для автоматизации работы по управлению персоналом

Количество ведомственных систем, использующих СУП

Количество внешних систем, использующих СУП

5. ИС управления финансами (далее — СУФ)

Объем базы данных

Объем архивной базы данных

Количество типов документов

Количество территориальных органов, отделений и подведомственных учреждений, использующих СУФ для автоматизации работы по управлению персоналом

Количество ведомственных систем, использующих СУФ

Количество внешних систем, использующих СУФ

6. ИС управления материальными и нематериальными активами (далее — СУ А)

Объем базы данных

Объем архивной базы данных

Количество карточек инвентарного учета имущества, зарегистрированных в СУА

Общее количество единиц имущества, подлежащих инвентарному учету имущества

Количество территориальных органов, отделений и подведомственных учреждений использующих СУА

Количество ведомственных систем, использующих СУА

Количество внешних систем, использующих СУА

7. ИС, обеспечивающие информационное взаимодействие (далее — СИВ)

Количество сотрудников, обеспеченных доступом к ведомственной системе электронной почты

Количество точек подключения к ведомственной системе видеоконференцсвязи

8. ИС информационного обеспечения деятельности в части нормативно-справочного обеспечения (далее — НСИ)

Объем базы данных

Количество используемых видов справочников

Количество ведомственных систем, использующих НСИ

9. Системы информационного обеспечения деятельности в части информационно-правового обеспечения (далее — НПИ)

10. Центры обработки данных (далее — ЦОД)

Площадь помещения ЦОД

Количество вводов электропитания

Общая мощность вводов

Общая мощность источников бесперебойного питания

Количество виртуальных машин, всего

Общая емкость дисковых массивов

Наличие систем СКУД

Наличие систем видеонаблюдения

Наличие систем автоматического газопожаротушения

Наличие систем кондиционирования

Наличие комплексной системы мониторинга

11. Рабочие станции

Общее количество рабочих мест

Количество рабочих мест, оснащенных персональными компьютерами (ПК) со сроком службы не более 4 лет

Количество рабочих мест, оснащенных периферийными устройствами со сроком службы не более 4 лет

Количество локальных принтеров

Количество сетевых принтеров

12. Серверное оборудование, не входящее в состав ЦОД

Объем дискового пространства

13. Средства печати и копирования данных, издательские системы

Количество издательских систем

Общая производительность систем

14. Внутренняя телекоммуникационная инфраструктура

Количество объектов внутренней телекоммуникационной инфраструктуры

Количество портов подключения

15. Внешняя телекоммуникационная инфраструктура

Собственные каналы связи

Количество арендованных каналов связи

Количество единиц коммуникационного оборудования

Количество номеров сотовой связи

Емкость стандартной телефонии

Емкость спутниковой связи

16. Программно-аппаратные комплексы информационной безопасности

Количество рабочих станций, входящих в состав информационной системы ведомства

Количество межсетевых экранов

Количество систем обнаружения вторжений

Количество рабочих мест, оборудованных средствами защиты от несанкционированного доступа

Количество сканеров безопасности

Количество Wi-Fi точек, проверяемых на наличие уязвимостей

Количество выданных сертификатов электронной подписи в год

Количество отозванных сертификатов электронной подписи в год

N 1. Методика создания и оценки планов информатизации органов исполнительной власти Ленинградской области Приложение >>
N 2. Классификатор ИС и компонентов икт-инфраструктуры. Указания по классификации
Содержание
Приказ Комитета по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области от 3 июня 2015 г. N 11 «Об утверждении методики.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ОБЗОР И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / DISTANCE TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING SYSTEMS / INTEGRATED SYSTEM / SPECIALIZED SOFTWARE / DIDACTIC TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Е.В.

Эффективность организации учебного процесса с применением дистанционных технологий зависит от многих факторов: используемых методов и средств обучения, профессиональных и личностных качеств преподавателя, наличия мотивации к обучению у студентов, возможностями образовательной организации в использовании дистанционных технологий и др. Эффективное внедрение электронного обучения и дистанционных технологий во многом базируется на оптимальном выборе программных и инструментальных средств, соответствующих конкретным требованиям. В статье представлены результаты анализа программного обеспечения, применяемого для дистанционного обучения. Выделяются две группы программных средств: интегрированное и специализированное для выполнения конкретных задач. Анализируются дидактические возможности и технические характеристики систем дистанционного обучения и специализированных инструментов для создания отдельных компонентов электронных курсов и сопровождения процесса дистанционного обучения. Выделены направления, в которых представлены программные решения интегрированных систем. Перечислены системы дистанционного обучения, завоевавшие популярность в России. Перечислены коммерческие проекты и Open Source решения. Выполнено сравнение платформ систем дистанционного обучения: Moodle, iSpring Learn, WebTutor, модуль «Обучение, тестирование» фирмы «1C Битрикс». Рассмотрены дидактические возможности интегрированного программного обеспечения. Дано описание инструментария, видов заданий и форм проведения занятий, используемых преподавателями Сибит в системе Moodle. В качестве примера представлены структура, состав и описание электронного учебно-методического комплекса, созданного для системы Moodle. Сделан вывод том, что современное программное обеспечение, и в первую очередь интегрированные системы играют важную роль в дальнейшем развитии дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Е.В.

Построение дистанционного курса и организация обучения студентов высшей школы в системе Moodle
Системы дистанционного обучения и их развитие с использованием когнитивных механизмов

Особенности внедрения и эксплуатации системы дистанционного обучения в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете

О процессе создания системы дистанционного обучения в татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете (ТГГПУ)

Опыт внедрения ЭОС Moodle во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW AND DIDACTIC OPPORTUNITIES OF THE INTEGRATED AND SPECIALIZED SOFTWARE FOR ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS USING DISTANCE TECHNOLOGIES

The effectiveness of the organization of the educational process with the use of distance technologies depends on many factors: educational methods and means used, professional and personal qualities of a teacher, students have motivation to learn, educational opportunities in the use of distance technologies . The effective implementation of e-learning and distance technologies is largely based on the optimal choice of software and tools that meet specific requirements. The article presents the results of the analysis of software used for distance learning. Two groups of software are distinguished: integrated ( distance learning systems , Learning Management System) and specialized for specific tasks. The didactic capabilities and technical characteristics of distance learning systems and specialized tools for creating individual components of electronic courses and accompanying the distance learning process are analyzed. The directions in which software solutions of integrated systems are presented are highlighted. The distance learning systems that have gained popularity in Russia are listed. Commercial projects and Open Source solutions are listed. Comparison of the platforms of the main distance learning systems : Moodle, iSpring Learn, WebTutor, module «Training, testing» of the company «1C Bitrix». Didactic features of integrated software reviewed. The description of the tools, types of tasks and forms of conducting the lessons used by the Sibit teachers in the Moodle system is given. As an example, the structure, composition and description of the electronic educational-methodical complex created for the Moodle system are presented. It is concluded that modern software, and primarily integrated systems, play an important role in the further development of distance learning.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 371.3, ББК 74.4 © Е. В. Куликова DOI: 10.24411/2225-8264-2020-10018

ОБЗОР И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО

И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Эффективность организации учебного процесса с применением дистанционных технологий зависит от многих факторов: используемых методов и средств обучения, профессиональных и личностных качеств преподавателя, наличия мотивации к обучению у студентов, возможностями образовательной организации в использовании дистанционных технологий и др. Эффективное внедрение электронного обучения и дистанционных технологий во многом базируется на оптимальном выборе программных и инструментальных средств, соответствующих конкретным требованиям. В статье представлены результаты анализа программного обеспечения, применяемого для дистанционного обучения. Выделяются две группы программных средств: интегрированное и специализированное для выполнения конкретных задач. Анализируются дидактические возможности и технические характеристики систем дистанционного обучения и специализированных инструментов для создания отдельных компонентов электронных курсов и сопровождения процесса дистанционного обучения. Выделены направления, в которых представлены программные решения интегрированных систем. Перечислены системы дистанционного обучения, завоевавшие популярность в России. Перечислены коммерческие проекты и Open Source решения. Выполнено сравнение платформ систем дистанционного обучения: Moodle, iSpring Learn, WebTutor, модуль «Обучение, тестирование» фирмы «1C Битрикс». Рассмотрены дидактические возможности интегрированного программного обеспечения. Дано описание инструментария, видов заданий и форм проведения занятий, используемых преподавателями Сибит в системе Moodle. В качестве примера представлены структура, состав и описание электронного учебно-методического комплекса, созданного для системы Moodle. Сделан вывод том, что современное программное обеспечение, и в первую очередь интегрированные системы играют важную роль в дальнейшем развитии дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционные технологии, системы дистанционного обучения, интегрированные системы, специализированное программное обеспечение, дидактические средства.

бщепризнанно, что в области

О инновационных образовательных

технологий определяющее место занимает дистанционное образование. Дистанционные технологии

предлагают множество инструментов и усовершенствований, предоставляя преподавателю и студентам широкие возможности для творческого подхода к обучению [3].

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

Многими исследовательскими компаниями анализировался рынок ДО. По результатам анализа компанией NeoAnalytics в 2018 году объем российского рынка Distance learning в России определялся в размере 28,9 млрд. руб. По прогнозам этой же компании к 2021 году ожидается его увеличение до 53,5 млрд. руб., а процент ДО в структуре образования в 2021 году будет примерно равен 2,6% [2].

Весь процесс ДО — от разработки электронных учебных курсов до аналитики и формирования отчетности — базируется на программном обеспечении (ПО). Сегодня это ПО стремительно развивается. Дополнительным стимулом является то, что часть ПО — это Open Source: Freeware (свободно

распространяемое, бесплатное) и Shareware (условно-бесплатное).

Можно выделить две группы ПО, применяемого для ДО: интегрированное -инструментальные системы дистанционного обучения (СДО) и специализированное.

Функциональным назначением СДО является: создание электронных курсов, включая различные интерактивные формы заданий; контроль процесса обучения и уровня знаний студентов; ведение электронного документооборота; формирование отчетности.

Каждый ВУЗ самостоятельно отдает предпочтение той системе, с помощью которой будет осуществляться процесс ДО. В России завоевали популярность СДО: Moodle, iSpring Learn, WebTutor, модуль «Обучение, тестирование» фирмы «1С Битрикс».

По экспертным оценкам на первом месте с огромным отрывом лидирует система Moodle, являющаяся Open Source продуктом с открытым кодом, что позволяет ее настраивать в соответствии с потребностями образовательной организации, а также обеспечить полный цикл дистанционного образования [6]. По уровню предоставляемых дидактических возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими программными средами: iSpring Learn, WebTutor, модуль «Обучение, тестирование» фирмы «1С Битрикс».

Сравнение СДО приведено в табл. 1.

Таблица 1. Сравнение СДО

Критерий Moodle iSpring Learn WebTutor Модуль «Обучение, тестирование»

Программное решение Свободное Лицензия: GNU/GPL Коммерческое Коммерческое Коммерческое

Количество Более 54, включая 6 языков: русский, 2 языка: русский, 2 языка: русский,

языков русскии английский, немецкий, испанский, португальский и французский английский английский

Особенности Система с Удобный конструктор Конфигурирование Универсальная,

системы открытым кодом. Настройка плат- курсов. Безлимитное платформы через функциональные профессиональная система.

формы через плагины. Интеграция с хранилище. Интеграция с другими сервисами. Быстрый модули. Интеграция с другими системами. Интеграция с решениями 1С. В CMS включен

другими сервисами. запуск платформы [5]. модуль безопасности [4]

Мобильное Создано мобильное приложение

Стандарты и IMS, AICC, SCORM, xAPI, cmi5 SCORM, AICC и SCORM

форматы SCORM, xAPI. xAPI

контента Текст, изображения, видео, презентации, тесты и курсы

Инструментарий Внедрение Scorm-курсов

создания Файлы/ресурсы, Файлы, книга, тесты, Файлы, книга, В основном

контента и книга, глоссарий, диалоговые тесты, web- инструменты

сопровождения инструменты для тренажеры и конференции, создания контента:

курса коммуникации, скринкасты, web- вебинары, лекции и книги.

тесты, инструменты конференции, инструменты для Тесты.

для создания вебинары, коммуникации.

интерактивных инструменты для Можно добавить

компонентов, база коммуникации функции, прописав

данных Java-скрипты [7].

Управление Дефолтные настройки позволяют назначать только роли пользователям и создавать

пользователями ролевые группы

Регистрация Несколько способов Два способа Регистрация

пользователей регистрации: регистрации: пользователей

выполняется вручную, вручную и выполняется

вручную. автоматически автоматически, вручную и

Расширенные списком из CSV- импортируя данные автоматически,

функции доступны в плагинах файла, через рассылки по email. Есть из файла. Настройка прав импортируя данные из

функция доступа справочника 1С

саморегистрации или базы данных. Настройка прав доступа

Создание Набор отчетов Более 20 различных Статические отчеты Ограниченный

отчетных определяется отчетов: по курсам, по любым данным набор: журнал

документов плагином. пользователям, системы и обучения,

Без плагинов материалам, представленные в справочник

базовый набор мероприятиям, различных формах. тестирования

отчетов тестам, диалогам, заданиям В каждом функциональном модуле есть отчеты, позволяющие просмотреть детали

Специализированное ПО позволяет выполнять конкретные задачи, возникающие в рамках подготовки и проведения курсов ДО: разработка электронного учебного пособия, создание теста, проведение видеоконференции, хранение в облаке,

Остановимся подробнее на дидактических возможностях интегрированного ПО.

1. Размещение и хранение больших объемов информации в цифровой форме с возможностью простого и удобного доступа к ней. Многие интегрированные системы своими встроенными средствами позволяют выполнять различные манипуляции с информацией: начиная от базовых операций редактирования и форматирования и завершая сложными приемами компоновки и проектирования учебного контента. Например, можно создать полноценную электронную книгу с гипертекстовым содержанием, wiki-словарем, закладками и т.д. В СДО можно не только создавать и хранить электронные учебные материалы, но и определять последовательность их изучения. А электронный формат позволяет использовать в качестве учебника не только текст, но и другие форматы: статьи в электронных энциклопедиях, видеоролики на видеохостингах, scorm-задания, анимацию и др.

2. Реализация обратной связи и интерактивного диалога: групповые рассылки, система сообщений, блог, форум, анкетный опрос, интерактивные элементы электронного курса:

создание демонстрационного материала в виде фильмов, анимационных роликов и др.

В таблице 2 представлен ряд категорий специализированного ПО и приведены примеры программных средств.

Таблица 2 Специализированное ПО

семинар, задание-кейс, wiki, прямое общение на вебинарах.

В интегрированных СДО средствам интерактивности и инструментам создания компонентов для организации коммуникации, как правило, отводится весомая роль. Даже в самых простых системах или в коммерческих интегрированных средствах, но с урезанной функциональностью, как минимум есть система оповещений и/или форма обратной связи. Чаще всего этот перечень дополняется опросами, форумами, чатами.

Рассылки оперативно информируют всех участников курса или отдельных групп студентов о текущих событиях. С наличием такой возможности нет необходимости писать каждому студенту индивидуально. Группа получит уведомления автоматически.

В форуме можно проводить обсуждения, формируя у студентов навыки ведения дискуссий, корректного диалога, краткости и четкости изложения мысли. Студенты в форуме высказывают свои идеи, формулируют проблемы и совместно предлагают пути их решения, обсуждают спорные моменты, задают уточняющие вопросы по новым

Категория Вид ПО Примеры

Разработка курсов ДО, подготовка контента Мультимедиа редакторы XMedia Recode mp3DirectCut LightShot

HTML редакторы Brackets Coffecup HTML-Online

Графические редакторы Photoshop CorelDraw GIMP

Программы создания презентаций Power Point Google Slides LibreOffice

Ведение учебного процесса Видеоконференции, вебинары Zoom UberConference

Контроль знаний Программы для создания и проведения тестирования Ranorex Studio MyTestXPro Online Test Pad

Облачные сервисы Облачные хранилища Яндекс.Диск Диск Google

Онлайновый офис Google Docs

Вики энциклопедия Google Knol

Интернет сервисы Электронная почта Mail.ru Gmail.com

Социальные сети Вконтакте Одноклассники

темам и т.д. Также форум удобно использовать для размещения оперативной информации и новостей.

Система сообщений является хорошим инструментом для проведения консультаций со студентами.

Особенность интерактивного элемента «Семинар» состоит в том, что каждый студент должен представить на совместное публичное обсуждение результаты выполненной работы, тем самым реализуется интерактивный диалог не только между студентом и преподавателем, но и между обучаемыми.

3. Визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе.

Современные средства визуализации учебной информации позволяют сделать учебный контент мультимедийным, динамичным и интерактивным, предполагают наглядное представление на экране компьютера изучаемого объекта и/или его составных частей, любого процесса или его модели с возможностью анимации, интерактивного

управления, более детального рассмотрения.

4. Моделирование реальных или виртуальных процессов и явлений, имитация поведения исследуемого объекта. При использовании средств моделирования абстрактные понятия становятся более конкретными и легче воспринимаются обучаемыми. Кроме того, студенты получают гораздо больше знаний при активном усвоении материала, чем просто запоминая пассивно полученную информацию.

Простыми и доступными являются средства анимации (например, Macromedia flash), с помощью которых можно создать интерактивные компьютерные модели, изменяющие цвет, размер объектов, положение и др. Для создания простых анимаций можно даже не прибегать к специализированным программам, а использовать средства из офисного пакета — программы подготовки презентаций. Для создания моделей и имитаций с высоким уровнем интерактивности и реалистичности хорошо подходят редакторы 3D-графики (например, 3DS Max). Для интерактивного управления моделируемого объекта или процесса его поведение может быть запрограммировано. В этом случае, уже требуются специальные знания языков программирования и скриптов.

5. Применение автоматизированных информационных технологий для:

организации взаимодействия между студентами, преподавателями, деканатом;

управления учебным процессом;

автоматизированного контроля успеваемости и посещаемости студентов, проявления активности;

Первые четыре возможности в разной степени реализуются всеми интегрированными системами.

Организация взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса реализуется, например, через встроенную систему сообщений.

Для информационно-поисковой деятельности в большинстве систем можно создавать глоссарии, гипертекстовые словари, электронные оглавления, карточки-рубрикаторы. В коммерческих

программных системах встроены инструменты расширенного поиска и режима продвинутого диалога (т.е. частично реализованы функции интеллектуальной информационно-поисковой

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для управления учебным процессом используются автоматизированные технологии выстраивания структуры и последовательности изучения материала, его повторения, периодичности контроля, получения информации о достигаемых промежуточных и конечном результатах обучаемых и др.

Во всех СДО присутствуют возможности автоматизированного контроля успеваемости, как минимум в виде тестов с базовым набором различных видов тестовых заданий (задания в открытой и закрытой формах, задание на соответствие, задание на дополнение).

Возможность электронного документооборота, включая функции управления документопотоком. реализована лишь в небольшой части интегрированных систем. Так например, из СДО, приведённых в табл. 1., данную возможность поддерживает лишь модуль «Обучение, тестирование» и то, при условии его интеграции с системой «1С:Документооборот».

В АНОО ВО Сибит в качестве интегрированной системы используется Moodle. На этапе внедрения и опытной эксплуатации этой системы преподаватели в основном использовали лишь базовый набор возможностей. Основными инструментами и формами проведения занятий являлись:

электронные учебные пособия (курсы лекций, методические указания (МУ), практикумы, презентации, видеоролики);

обмен сообщениями в режиме отложенного чтения;

На сегодняшний день используемый инструментарий, виды заданий и формы проведения занятий более разнообразны:

проводятся вебинары, видеолекции, веб-коллоквиумы;

создаются электронные книги; самими преподавателями создаются и сопровождаются форумы;

электронные курсы наполняются

интерактивными элементами: заданиями в формате SCORM, опросами, wiki-страничками с возможностями коллективного редактирования текстов, семинарами;

организуются и проводятся контрольные мероприятия, в частности, промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине.

Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала

таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий. Для создания качественного контента различного формата, хранения и передачи информации преподавателями Сибит в основном используются:

текстовые редакторы и программы конвертации в PDF-документы; табличные процессоры;

инструменты компьютерной графики и анимации;

программы подготовки презентаций; облачные хранилища; интернет-сервисы.

В табл. 3 приведена типовая структура электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) на примере дисциплины «Информатика», созданного для системы Moodle. Используются различные ее дидактические возможности из перечисленных выше 5-ти групп.

Структура электронного учебно-методического комплекса

Раздел ЭУМК Состав ЭУМК и описание

1. Введение Технология обучения Видеолекция «Старт обучения»

Введение в курс Краткое описание структуры и назначения курса, правила изучения дисциплины.

Организация обратной связи «Вопрос-ответ» Форумы для осуществления консультативной работы проведения дискуссий, размещения новостей и объявлений, а также оперативной информации, связанной с учебным процессом.

Технологическая карта дисциплины Виды учебной деятельности студентов, формы отчетности, форма контроля, баллы за определенные виды работ и др.

2. Теоретические материалы по дисциплине Учебные материалы по дисциплине Лекции в электронном виде, презентации, видеолекции, ссылки на дополнительные материалы. Wiki-словарь. Гипертекстовый глоссарий. Карточка-рубрикатор.

Список рекомендуемых источников Актуальный список литературы, включая ссылки на электронные библиотечные системы. Список интернет-ресурсов.

3. Контроль Контрольные и проверочные работы Задания на знание и понимание учебного материала (опросники, тесты, шаблоны таблиц и классификационных схем для заполнения и др.). Тесты, опросы и учебные игры, созданные на платформе Kahoot

4. Самостоятельная работа Задания для самостоятельного выполнения письменных работ: составление конспекта, глоссария; написание эссе, рефератов; практических работ: расчетно -графических, кейсов, проектов Рабочая тетрадь. Задания в формате SCORM. Интерактивный элемент «Семинар». Рекомендации к созданию конспектов. Технология создания проекта. МУ для выполнения самостоятельной работы, критерии оценивания.

5. Работа на занятиях (аудиторный компонент) Семинары, лабораторные работы, практикумы, МУ Планы и технология работы на семинарских занятиях. Рабочая тетрадь. МУ для выполнения лабораторных работ. Система моделирования методов арбитража в топологиях компьютерных сетей (для его создания автором использовались технологии интерактивной анимации и язык Action Script). Ссылки на используемые онлайн-средства и облачные сервисы (онлайн-конструктор блок-схем и алгоритмов программы, облачные хранилища, онлайн-распаковщики, инструменты конвертирования форматов, утилиты сжатия изображений, Keynote, MS Office Online)

6. Промежуточная аттестация Электронные тесты, вопросы по теории, итоговая практическая работа Перечень вопросов для подготовки к экзамену с гипертекстовым указателем на теоретические материалы. Блок типовых практических заданий с разбором решений. МУ и варианты выполнения итоговых практических работ.

Структура ЭУМК, приведенная в табл. 3., ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами и на обеспечение эффективного сопровождения очного обучения. Применение в учебном процессе такого рода ЭУМК предоставляет новые возможности (проведение семинаров и вебинаров, опросов и тестов; включение в содержание занятий интерактивных заданий; организацию обратной связи) и, что особенно востребовано, автоматизированную аттестацию пользователей.

Эффективность применения всех элементов ЭУМК для ДО напрямую зависит от выбранных программных средств. Имеющийся опыт в разработке ЭУМК и использовании дистанционных технологий позволяет констатировать тот факт, что этот выбор оптимально делать в пользу интегрированных СДО, так как именно они характеризуются высоким

уровнем интерактивности и позволяют создавать условия для активного взаимодействия студентов и преподавателей.

Несомненно, дистанционные технологии занимают важное место в образовательном процессе, повышая его эффективность и значительно облегчая труд и преподавателя, и студента. Современное ПО, и в первую очередь интегрированные системы играют важную роль в дальнейшем развитии дистанционного обучения. Совершенствуя учебные курсы, преподаватели используют дидактические возможности программных систем, разрабатывают и внедряют инновационные формы проведения занятий: обучающие курсы и отдельные задания в формате SCORM, глоссарии и наборы страниц совместно создаваемых обучающимися («вики»), портфолио, семинары и задания с интерактивными элементами.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с изменениями 2018 года // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

2. Анализ российского рынка дистанционного обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/10886/, свободный.

3. Куликова, Е.В. Дистанционные технологии в управлении учебным процессом (на примере НОУ ВПО «СИБИТ») [Текст] / Е.В. Куликова // От синергии знаний к синергии бизнеса: сборник статей и тезисов докладов V Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и преподавателей (23 ноября 2018 г.) [Электронный ресурс] / Омский филиал Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия». — Омск: Издательский центр КАН, 2018. — С. 120-124.

4. Модуль «Обучение, тестирование» фирмы «1С Битрикс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.1c-bitrix.ru/products/cms/features/learning.php, свободный.

5. СДО iSpring Learn [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ispring.ru/ispring-learn/, свободный.

6. СДО Moodle [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moodle.org/, свободный.

7. СДО WebTutor [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.webtutor.ru/, свободный.

1. Federal’nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal law «On education in Russian Federation»] ot 29.12.2012 № 273-FZ // Pravovaya spravochno-informacionnaya sistema «Konsul’tant Plyus».

2. Analiz rossijskogo rynka distancionnogo obucheniya [Analysis of the Russian distance learning market] Access mode: https://marketing.rbc.ru/articles/10886/, free.

3. Kulikova, E.V. Distancionnye tekhnologii v upravlenii uchebnym processom (naprimere NOU VPO «SIBIT») [Remote technologies in the management of the educational process (for example, NOU VPO «SIBIT»)]. V sbornike: Ot sinergii znanij k sinergii biznesa. Sbornik statej i tezisov dokladov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, magistrantov i prepodavatelej, 2018, p. 120-124.

4. Modul’ «Obuchenie, testirovanie» firmy «1C Bitriks» [Module «Training, testing» of the company «1С Bitrix»]. Access mode: https://www.1c-bitrix.ru/products/cms/features/learning.php, free.

5. SDO iSpring Learn [ISpring Learn Distance Learning System]. Access mode: https://www.ispring.ru/ispring-learn/, free.

6. SDO Moodle [Moodle Distance Learning System]. Access mode: https://moodle.org/, free.

7. SDO WebTutor [WebTutor Distance Learning System]. Access mode: https://www.webtutor.ru/, free.

OVERVIEW AND DIDACTIC OPPORTUNITIES OF THE INTEGRATED AND SPECIALIZED SOFTWARE FOR ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS USING DISTANCE TECHNOLOGIES

Elena V. Kulikova,

senior lecturer, Siberian Institute of business and Information technologies

Abstract. The effectiveness of the organization of the educational process with the use of distance technologies depends on many factors: educational methods and means used, professional and personal qualities of a teacher, students have motivation to learn, educational opportunities in the use of distance technologies. The effective implementation of e-learning and distance technologies is largely based on the optimal choice of software and tools that meet specific requirements. The article presents the results of the analysis of software used for distance learning. Two groups of software are distinguished: integrated (distance learning systems, Learning Management System) and specialized for specific tasks. The didactic capabilities and technical characteristics of distance learning systems and specialized tools for creating individual components of electronic courses and accompanying the distance learning process are analyzed. The directions in which software solutions of integrated systems are presented are highlighted. The distance learning systems that have gained popularity in Russia are listed. Commercial projects and Open Source solutions are listed. Comparison of the platforms of the main distance learning systems: Moodle, iSpring Learn, WebTutor, module «Training, testing» of the company «1C Bitrix». Didactic features of integrated software reviewed. The description of the tools, types of tasks and forms of conducting the lessons used by the Sibit teachers in the Moodle system is given. As an example, the structure, composition and description of the electronic educational-methodical complex created for the Moodle system are presented. It is concluded that modern software, and primarily integrated systems, play an important role in the further development of distance learning.

Keywords: distance technologies, distance learning systems, integrated system, specialized software, didactic

Cведения об авторе:

Куликова Елена Васильевна — старший преподаватель кафедры информационных технологий АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, 196/1), e-mail: sevpost_rab@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 17.04.2020 г.

Сколько классификационных групп по электробезопасности ответы сдо

Обучение по охране труда Пожарная безопасность Электробезопасность Промышленная безопасность Тепловые энергоустановки Курсовое обучение по ГО и ЧС Антитеррористическая защищенность Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Работы на высоте Строительство, проектирование, изыскания Оказание первой помощи пострадавшим Медицина Кадровое делопроизводство

Профессиональное обучение

Лифтовое хозяйство Подъемные сооружения Оборудование, работающее под давлением Строительные профессии и специальности Сварочные работы

Пожарная безопасность
Повышение квалификации

Пожарная безопасность для лиц, ответственных за проведение противопожарного инструктажа Пожарная безопасность для главных специалистов технического и производственного профиля Пожарная безопасность для руководителей и ответственных лиц эксплуатирующих и управляющих организаций Пожарная безопасность для руководителей и ответственных лиц Деятельность по монтажу, ТО и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности ЗиС Деятельность по тушению пожаров

Профессиональная переподготовка

Специалист по пожарной профилактике Деятельность по монтажу, ТО и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности ЗиС, а также их проектированию

Услуги пожарной безопасности

Разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (МОПБ) Проектирование, монтаж, техническое обслуживание систем пожарной сигнализации и оповещения (АПС, СОУЭ) Определение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности для складских и производственных зданий (сооружений), помещений Разработка и согласование специальных технических условий (СТУ) на объекты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности Разработка документации по пожарной безопасности Декларация пожарной безопасности Аудит пожарной безопасности Расчет пожарного риска

Аттестация
Обучение и курсы

Курсовое обучение по ГО и ЧС Повышение квалификации: Гражданская оборона и защита населения от чрезвычайных ситуаций Профессиональная переподготовка в сфере ГО и ЧС

Услуги ГО и ЧС

Паспорт безопасности ПОО Разработка пакета документации по ГО и ЧС Планы ГО и ЧС, планы приведения в готовность ГО План основных мероприятий в области гражданской обороны Разработка раздела проектной документации ИТМ ГОЧС Паспорт безопасности объекта (антитеррористической защищенности)

Экологическая отчетность

Отчетность по экологии под ключ Отчетность по форме 2-ТП (отходы) Отчетность по форме 2-ТП (воздух) Отчетность по форме 4-ОС Расчет платы за НВОС и подача декларации Отчетность ПЭК Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых технических подземных вод (Форма N 4-ЛС) Отчет 2—ОС Формы 6.1, 6.2, 6.3 Формы 3.1, 3.2, 3.3 Сведения (отчет) об объеме выбросов парниковых газов Отчетность по озоноразрушающим веществам (ОРВ)

Документация

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) Декларация о воздействии на окружающую среду Производственный экологический контроль (Программа ПЭК) Постановка на учет объектов НВОС Экологический аудит Разработка локальной документации Экологический аутсорсинг

Первичный учет отходов на предприятии Паспорта опасных отходов I-IV класса Инвентаризация отходов ПНООЛР Экологический сбор Ведение кадастра отходов Лицензия «под ключ» на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности Включение в реестр утилизаторов отходов под ключ

Инвентаризация источников выбросов Проект СЗЗ Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха План мероприятий при НМУ Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Проектирование
ПМООС ОВОС ООС Проект рекультивации нарушенных территорий Инженерно-экологические изыскания

Инвентаризация источников сбросов Разработка проекта ПДС Проект зоны санитарной охраны (ЗСО) Решение о предоставлении водного объекта в пользование Лицензия на недропользование

Лаборатория

Лабораторный контроль стационарных источников выбросов Лабораторный контроль на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

Обучение и курсы

Повышение квалификации в сфере обращения с опасными отходами Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления Специалист по экологической безопасности: профессиональная переподготовка

Промышленная безопасность
Аттестация
Услуги промышленной безопасности

Аудит промышленной безопасности Разработка пакета документации Разработка плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий Отчет о производственном контроле на ОПО Регистрация ОПО Выездной аудит опасных производственных объектов (ОПО) на соответствие требованиям промышленной безопасности в РФ Камеральная проверка Разработка Положения о производственном контроле над соблюдением требований промышленной безопасности Регистрация (перерегистрация) опасных производственных объектов в государственном реестре Внедрение производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности и системы управления промышленной безопасностью на ОПО I, II классов опасности Лицензия на эксплуатацию опасных производственных объектов Внесение изменений в сведения об опасном производственном объекте (ОПО) в государственном реестре Ростехнадзора Разработка плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте Аттестация по промышленной безопасности. Предаттестационная подготовка. Повышение квалификации

Обучение и курсы

Аттестация по промышленной безопасности в Ростехнадзоре Основы промышленной безопасности (А.1) Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (Б.1) Требования промышленной безопасности в нефтяной и газовой промышленности (Б.2) Требования промышленной безопасности в металлургической промышленности (Б.3) Требования промышленной безопасности в горной промышленности (Б.4) Требования промышленной безопасности в угольной промышленности (Б.5) Требования по маркшейдерскому обеспечению безопасного ведения горных работ (Б.6) Требования промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления (Б.7) Требования промышленной безопасности к оборудованию, работающему под давлением (Б.8) Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям (Б.9) Требования промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ (Б.10) Требования промышленной безопасности на объектах хранения и переработки растительного сырья (Б.11) Требования промышленной безопасности, относящиеся к взрывным работам (Б.12) Требования к порядку работы в электроустановках потребителей (Г.1) Требования к эксплуатации электрических станций и сетей (Г.2)

Антитеррористическая защищенность
Обучение и курсы

Работа с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения Ответственный за антитеррористическую защищенность образовательных организаций Обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий)

Сколько классификационных групп по электробезопасности ответы сдо

13:00 — 14:00 Перерыв

14:00 — 15:00 М.А. Тимиркеева (ПРАО АКЦ ФИАН).
«Исследования особенностей радиопульсаров, излучающих в гамма- и рентгеновских диапазонах».
Доклад по материалам кандидатской диссертации.

2. Н.А. Шахт (ГАО РАН).
«Применение методов А.А. Киселева для изучения звезд, вращающихся вокруг центрального тела Галактики».
Аннотация
В связи со 100-летием со дня рождения А.А.Киселева мы анализируем его научное наследие и вклад в различные области астрономии. В докладе приводится краткий обзор изучения орбитального движения звёзд, обращающихся вокруг центрального тела нашей Галактики на близком к нему расстоянии. Определение орбитальных параметров этих объектов позволило уточнить массу центральной СМЧД Млечного пути. В сообщении обсуждаются результаты работ на эту тему, в которых участвовали пулковские сотрудники под руководством А.А. Киселева и Ю.Н.Гнедина. Впоследствии, в связи с тем, что появилась информация о движении еще более близких звезд, с еще более короткими периодами, т.н. “сквизаров” (squeezars), нами была предпринята оценка некоторых релятивистских эффектов, вычисляемых на основе элементов орбит этих звезд. Для оценки орбитальных параметров и звездных масс мы использовали оригинальные методы, предложенные А.А. Киселевым.

3. И.С. Измайлов (ГАО РАН).
«26-дюймовый рефрактор Пулковской обсерватории: обзор методов наблюдений и научных результатов».
Аннотация
В сообщении обсуждается научная история 26-дюймового рефрактора Пулковской обсерватории от первых наблюдений 1950-1960-х через эпоху А.А. Киселева до современных, полностью автоматизированных ПЗС-наблюдений. Дается обзор методики фотографических наблюдений, новаций Киселева, подходов к астрометрической калибровке и анализу ПЗС-кадров, получаемых в наши дни. В заключительной части сообщения — краткое представление наиболее важных научных результатов, полученных с помощью инструмента: от открытия маломассивных компонент двойных систем до верификации теплового распределения по эксцентриситетам орбит двойных звезд.

Программа семинара
11-00 – 11-30. Флейшман Г.Д. «Measurement of evolving magnetic field and nonthermal particles with microwave imaging spectroscopy»
11-30 – 11-45. Дискуссия
11-45 – 12-15. Соловьев А.А. «Энерговыделение в бессиловых магнитных жгутах. Интерпретация модели Корсос и др.»
12-15 – 12-30. Дискуссия
12-30 – 13-00. Мельников В.Ф., Соловьёв А.А. «Взаимное расположение магнитных жгутов, электрических токов и вспышечных излучений»
13-00 – 13-15. Дискуссия
13.15 – 14.00. Обед
14-00 – 14-30. Зайцев В.В., Степанов А.В. «Роль сопротивления Каулинга в нагреве корональных магнитных петель»
14-30 – 14-45. Дискуссия
14-45 – 15-15. Пустильник Л.А. «Что там «заметено под ковер» в теории солнечных вспышек?» (Вспышка как процесс фазового перехода перколирующих токов в системе многочисленных тонких сильно взаимодействующих токо-магнитных жгутов).
15-15 – 15-30. Дискуссия
15.30 – 16. 30. Общая дискуссия и подведение итогов

2. М.С. Руменских, И.Ф. Шайхисламов, М.А. Ефимов, М.Л. Ходаченко, И.Б. Мирошниченко (Институт лазерной физики СО РАН, Новосибирск)
«Моделирование поглощения в линии метастабильного гелия 1083 нм в плазмосферах горячих экзопланет».
Аннотация
Самый распространённый после водорода элемент, гелий, имеет метастабильный
уровень, с которого образуется поглощение с длиной волны 1083 нм.
В последние годы наземными телескопами было обнаружено транзитное поглощение
в этой линии для ряда горячих экзопланет. Данные показывают, что планетарная
плазмосфера с высоким содержанием гелия простирается далеко от планет
и позволяет оценивать скорость истечения атмосферы,
интенсивность ионизующей радиации звезды и относительное содержание гелия.
Количественная интерпретация астрономических наблюдений в линии метастабильного
гелия требует комплексного численного моделирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *