Как называется видимое глазом пространство
Перейти к содержимому

Как называется видимое глазом пространство

  • автор:

Горизонт – это видимое глазом пространство. Воображаемая линия, его ограничивающая, называется линией горизонта. — презентация

Презентация на тему: » Горизонт – это видимое глазом пространство. Воображаемая линия, его ограничивающая, называется линией горизонта.» — Транскрипт:

2 Горизонт – это видимое глазом пространство. Воображаемая линия, его ограничивающая, называется линией горизонта.

3 В мире есть четыре брата : Север, Юг, Восток и Запад Братья эти – страны света, Ну а дом их вся планета. Ежедневно мы видим восход утром, самое высокое Солнце в полдень, закат вечером и Полярную звезду ночью. Эти ориентиры дают 4 точки на 4 разных сторонах горизонта. Их назвали : Восток – сторона восхода Солнца ; Юг — сторона Солнца в полдень ; Запад – закат Солнца ; Север – сторона Полярной звезды.

4 Существуют еще и промежуточные стороны горизонта.

5 Зачем нам надо знать стороны горизонта ?

6 Компас – это прибор для измерения сторон горизонта

7 Как найти стороны горизонта без компаса ? Можно ориентироваться по Солнцу, звездам или по местным признакам

8 Если в полдень встать спиной к Солнцу и развести руки, то падающая от вас тень будет указывать Север, позади вас будет Юг, справа – Восток, слева – Запад.

9 Муравьи устраивают свои жилища с южной стороны дерева и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный.

10 Стволы деревьев, камни покрыты мхом с северной стороны гуще, чем с южной.

11 Ориентирование по полету птиц Осенью птицы летят н а ю г, а в ясной н а север.

12 Домашнее задание Ребята здравствуйте ! Ознакомьтесь с данной презентацией, это сложная тема. Попросите помощи у родителей если материал будет трудно Вам даваться. В конце параграфа письменно выполните вопросы из рубрики . P.S не забывайте что Вы еще должны сдать работу по космонавтам

Тест с ответами по географии, 5 класс — 3 четверть

а) север, юг, юго-восток;
б) северо-восток, юго-запад;
в) запад, юго-восток;
г) северо-запад, север.


3. Численный масштаб — это:

а) масштаб в виде масштабной линейки, разделённой на равные части;
б) отношение двух чисел, показывающее во сколько раз расстояние на карте или плане уменьшено по сравнению с расстоянием на местности;
в) масштаб, записанный словами;
г) картографический рисунок определённого размера.


4. В какой цвет окрашен конец стрелки компаса, указывающей на север?

а) красный;
б) зелёный;
в) розовый;
г) синий.

5. Компас был изобретён:

а) в Киевской Руси;
б) Египте;
в) Древнем Китае;
г) Индии.

6. Укажите неправильное действие при пользовании компасом:

а) установите компас на ровную поверхность;
б) освободите зажим и дождитесь, пока стрелка успокоится;
в) поворачивайте компас так, чтобы красный конец стрелки совместился с буквой «С»;
г) по шкале определяйте нужное направление.


8. Масштаб показывает:

а) во сколько раз расстояния на плане уменьшены по отношению к реальным расстояниям;
б) во сколько раз каждая линия, нанесённая на карту, меньше её действительных размеров;
в) сколько сантиметров на местности содержится в одном сантиметре на карте;
г) все ответы верны.


9. Большие территории на планете изображаются на:

а) планах;
б) рисунках;
в) картах;
г) фотографиях.


10. Каким цветом на географических картах показывают водное пространство?

а) зелёным;
б) желтым;
в) коричневым;
г) синим.


11. Как называется условная линия, соединяющая Северный и Южный полюсы?

а) экватор;
б) параллель;
в) меридиан;
г) тропик.

Начальный меридиан делит Землю на такие полушария:

а) северное и южное;
б) северное и восточное;
в) западное и восточное;
г) восточное и северное.

13. Сколько на глобусе можно провести меридианов?

а) 90;
б) 180;
в) 270;
г) бесчисленное количество.


14. Сколько на глобусе можно провести экваторов?

а) один;
б) два;
в) три;
г) бесчисленное количество.

15. Укажите автора гипотезы, которая предполагает образование Солнечной системы из гигантского пылевого облака:

а) Кант;
б) Лаплас;
в) Бюффон;
г) Шмидт.


16. Край виден, но дойти до него невозможно. Что это?

а) горизонт;
б) видимая часть Луны;
в) расстояние на карте между городами;
г) здесь нет правильного ответа;

17. Если на Северном полюсе построить квадратный домик с окном на каждой стороне, то в какую сторону все они будут направлены?

а) на север;
б) на юг;
в) на восток;
г) на запад.

18. Где на Земле из четырёх основных направлений сторон горизонта имеется только одно направление?

а) на Северном полюсе;
б) на Южном полюсе;
в) на экваторе;
г) на полюсах.

19. Кто создал первую модель Земли — глобус?

а) Бехайм;
б) Птолемей;
в) Эратосфен;
г) Аристотель.

20. Когда тень представляет собой отрезок линии меридиана?

а) в полночь;
б) в полдень;
в) на рассвете;
г) когда солнце заходит за горизонт.

23. Какой материк не пересекает нулевой меридиан?

а) Евразию;
б) Африку;
в) Северную Америку;
г) Антарктиду.

24. Какие особенности не характерны для географической карты по сравнению с планом?

а) имеет градусную сетку;
б) масштаб;
в) более подробна;
г) имеет условные знаки.

25. Что означает слово рельеф?

а) совокупность всех неровностей Земли;

б) плиты, которые медленно плавают по мантии;
в) горные породы магматического происхождения;
г) внутренняя часть ядра Земли.

26. Переведите с греческого языка слово «мантион»:

а) шапка;
б) покрывало;
в) царская мантия;
г) перчатка.

27. Что не происходит в тех местах, где плиты смыкаются?

а) землетрясения;
б) извержения вулканов;
в) образование гор;
г) образование низменностей.

28. Укажите осадочные горные породы:

а) мрамор, гнейс, песок;
б) нефть, газ, торф, мел;
в) железная руда, нефть, кварцит;
г) калийная соль, базальт, гранит.


29. Полезные ископаемые — это:


а) горные породы, которые использует человек;

б) горные породы метаморфического происхождения;
в) горные породы осадочного происхождения;
г) все горные породы.


30. Укажите плотные горные породы:

а) песок, торф;
б) гранит, базальт;
в) мел, каолин;
г) глина, торф.

Стороны горизонта. Азимут

На этом уроке учащимся предстоит узнать 4 основные стороны горизонта: север, юг, запад, восток и ряд промежуточных. На примерах разбирается, что такое азимут и для чего он необходим.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.

Получите невероятные возможности

1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.

2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.

3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Получить доступ

Конспект урока «Стороны горизонта. Азимут»

Наша планета имеет огромный размер, мы же всегда видим только её малую часть. На открытых пространствах, будь-то поле или морской берег, видно, что где-то далеко-далеко небо сходится с землёй. В городе это не всегда заметно, так как наш взгляд всегда упирается в какие-то предметы. Видимое глазом пространство называют горизонтом (от греческого слова «горизон» – ограничивающий), а воображаемую линию, его ограничивающую, – линией горизонта. Или, по-другому, линия горизонта – это видимая линия соприкосновения земной и небесной сфер.

Если двигаться вперёд к линии горизонта, то она будет всё время удаляться. И дойти до неё просто невозможно. На относительно ровной местности человек видит вокруг себя на 4-5 км, поднимаясь на высоту 100 метров горизонт уже расширяется до 36 км.

В знакомой нам местности мы не заблудимся. Отправляясь в школу, к друзьям, на дачу мы быстро находим туда дорогу. Мы сможем легко объяснить приезжему, как пройти к театру или музею, найти нужную улицу или дом. При этом мы пользуемся хорошо запоминающимися объектами (зданиями, знаками, даже деревьями), а также такими понятиями, как «лево», «право», «вверх», «вниз», «вперёд», «назад». Все эти объекты и понятия помогают нам ориентироваться на местности. А как понять в незнакомой местности, например, в бескрайней степи или глухом лесу, где мы находимся и в каком направлении надо идти? Положение объекта мы можем обозначить только относительно каких-то других объектов. Для того чтобы обозначить положение точки на местности, необходимо иметь систему отсчёта, которая была бы постоянной и в привязке, к которой мы имели бы возможность находить точку в любой момент времени. Такой системой отсчёта является система сторон горизонта. Она привязана к одной точке на поверхности земного шара – северному магнитному полюсу, относительно которого мы и определяем положение на поверхности Земли любой точки или объекта.

Прежде всего, важно запомнить, что существуют четыре основные стороны горизонта: север, юг, восток и запад. Направление, противоположное северному – южное. Если мы становимся лицом к северу, то под прямым углом к линии север-юг налево будет направление на запад, направо – на восток.

Сокращённо стороны горизонта обозначают заглавными буквами: север – С, юг – Ю, восток – В, запад – З. Между основными сторонами горизонта находятся промежуточные: северо-запад (СЗ), северо-восток (СВ), юго-восток (ЮВ), юго-запад (ЮЗ).

Хотя перечислять мы начали с севера, первым направлением, которое человек научился определять, был восток. И действительно, что может быть проще? Увидел, где встаёт солнце – там и восток. В противоположной востоку стороне – запад. Если повернуться лицом на восток, то слева будет север, а справа – юг. Если найдено восточное направление, определить остальные стороны горизонта совсем несложно.

Ещё стороны горизонта называют румбами. Румб – в морской терминологии 1/32 полной окружности или 11,25°, а также одно из делений картушки компаса (расчерченной на 32 части) и соответственно одно из направлений относительно севера.

Выделяют четыре основные румбы, мы их с вами уже знаем: север, юг, запад, восток. Направления, делящие пополам каждую четверть горизонта, называются четвертными румбами и имеют следующие наименования: северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад. Есть ещё восемь промежуточных румбов. Разберёмся с этим более подробно. Направление между северным и северо-восточным называют северо-северо-восточным (ССВ), между северо-восточным и восточным – востоко-северо-восточным (ВСВ), между восточным и юго-восточным – востоко-юго-восточное (ВЮВ), между юго-восточным и южным – юго-юго-восточное (ЮЮВ).

Направление между северным и северо-западным называют северо-северо-западным (ССЗ), между северо-западным и западным – западо-северо-западное (ЗСЗ), между западным и юго-западным – западо-юго-западное (ЗЮЗ), между юго-западным и южным – юго-юго-западное (ЮЮЗ).

Лучшими картографами прошлого были голландцы. С давних пор существует традиция называть румбы по-голландски: север – норд (N), юг – зюйд (S), восток – ост (O), запад – вест (W). Именно поэтому на некоторых компасах северное направление помечено буквой N, а южное – S.

В конце 1980-х годов обозначение востока O было заменено на E (от англ. East ист).

Но голландцы были ещё и прекрасными моряками. Именно они изобрели особой формы головной убор для моряков и рыбаков. Это брезентовая шляпа, надёжно закрывающая шею и плечи моряка от ветра и дождя. Назвали эту шляпу зюйдвесткой. Ребята, попробуйте ответить на вопрос: ветер какого направления особенно сильно досаждал голландским морякам судя по названию шляпы? Правильно, ветер южного направления.

Если мы знаем стороны горизонта, то с лёгкостью определим и своё местоположение. Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов называют ориентированием.

Ориентируясь, мы отвечаем на вопрос: где находится объект? Ориентируясь по сторонам горизонта, мы пользуемся системой прямоугольных координат, в которой направления обозначают стороны горизонта, и в ней обозначаем положение объекта относительно других. Например, здание школы располагается на юго-востоке микрорайона, т.е. в микрорайоне интересующее нас здание находится в юго-восточной его части. Город находится на севере страны – значит, чтобы найти нужный нам город, мы должны двигаться по стране к северной её границе. Окна выходят на южную сторону – то, что мы видим из окна, находится южнее, чем мы сами.

С этим всё ясно, но как определить направление на север в любой момент? Направление на север определяется на местности с помощью компаса – прибора с намагниченной стрелкой, конец которой всегда указывает направление на северный магнитный полюс Земли. Угол между направлением магнитной стрелки компаса на север и направлением на заданный предмет называется азимутом.

Величина азимута измеряется в градусах и изменяется в пределах от 0 до 360°, отсчитывается по ходу часовой стрелки от указателя на север. Азимут не имеет направления. Зная азимут, мы можем определить положение объекта относительно сторон горизонта. Азимут севера равен 0°, востока – 90°, юга – 180°, запада – 270°. А где же будет азимут 360°? Тоже на севере.

Попробуем вместе вычислить по азимуту расположение предметов. Так азимут 315° обозначает, что предмет находится в северо-западном направлении от наблюдателя. А азимут 160° обозначает, что предмет находится в юго-юго-восточном направлении от наблюдателя.

А теперь наоборот: будем определять по стороне горизонта азимут. Так азимут северо-востока равен 45°, а юго-запада – 225°.

Видите, всё достаточно легко и просто.

Ориентироваться на местности можно разными способами, но с меньшей точностью: по звёздам и солнцу, а также по местным признакам: кроне деревьев, расположению муравейников, годовым кольцам на пнях и прочим.

Стороны горизонта. 5 класс

Стороны горизонта

Ежедневно мы видим восход
утром, самое высокое
Солнце в полдень, закат
вечером и Полярную
звезду ночью. Эти
ориентиры дают 4 точки
на 4 разных сторонах
горизонта. Их назвали:
Восток – сторона восхода
Солнца; Юг- сторона
Солнца в полдень; Запад –
закат Солнца; Север –
сторона Полярной звезды.
6

7. Промежуточные стороны горизонта

8.

9. Восход солнца

Солнце
просыпается
на ВОСТОКЕ
9

10. Горизонт

Горизонт – это видимое
глазом пространство.
Воображаемая линия, его
ограничивающая,
называется линией
горизонта(где небо как
бы сходится с земной
поверхностью).
Ориентирование Умение определять своё
местоположение
относительно сторон
горизонта и отдельных
объектов.
10

11. Подумай!

Зачем нам надо знать стороны
горизонта?
11

12.

В знакомой местности мы не заблудимся. Отправляясь в школу, к
друзьям, на дачу, мы быстро находим дорогу. Мы можем легко объяснить
приезжему, как пройти к музею, найти нужную улицу. При этом мы
пользуемся хорошо запоминающимися объектами (домами, знаками,
деревьями), а также понятиями «лево», «право», «вверх», «вниз»,
«вперёд», «назад».
Все эти объекты и понятия служат нам для определения местоположения на местности.
А как понять в незнакомой местности — в степи, море, глухом
лесу — где мы находимся и в каком направлении надо идти?
Прежде всего, важно запомнить, что существуют четыре
основные стороны горизонта: север, юг, восток и запад. Сокращённо стороны горизонта обозначают заглавными буквами:
север — С, юг — Ю, восток — В, запад — З.
Между основными сторонами горизонта находятся промежуточные: северо-запад (СЗ), северо-восток (СВ), юго-восток (ЮВ),
юго-запад (ЮЗ).
12

13.

Гимнастика для глаз
1. Горизонтальные движения
глаз: направо-налево.
2. Движение глазными
яблоками вертикально вверхвниз.
3. Интенсивные сжимания и
разжимания глаз в быстром
темпе.
4. Частое моргание глазами.
13

14.

15.

С
С-З
В
Ю-З
Ю
Ю-В
15

16.

17.

18.

Тест
1. Видимое глазом пространство называется:
А) горизонт
Б) линия горизонта
2. Назовите основные стороны горизонта:
а) ЮВ, СВ; б) Ю, С; в) Ю, СВ; г) В, ЮЗ
3. Ориентирование этоа) это линия соединяющая небо с землёй
б) умение определять стороны горизонта
4. Найди ошибку. К промежуточным
сторонам горизонта относятся:
а) С-В, С-З, Ю-В
б) Ю-В, В, С-В
в) С-В, Ю-З, Ю-В
18

19.

ОТВЕТЫ:
1. а
2. б
3. б
4. б
19

20.

Ответьте на вопросы:
Как Вы считаете, достигли ли вы в ходе уроке
поставленной в начале урока цели? ___________
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
теперь я могу…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
20

21.

Всего баллов за урок – 21
21 – 20 баллов – оценка «5»
19-15 баллов – «4»
14-11 баллов – «3»; менее 10 баллов – «2»
21

22.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§16, пересказ.
Творческое задание (по желанию):
— Подготовить сообщение о появлении компаса и его
устройстве; об ориентировании на местности по
местным признакам.
— Нарисовать рисунок, чтобы было видно линию
горизонта;
— В. 4, с. 80
Принести компасы.
22

23.

Список использованных изображений:
1. http://uluelga.oprb.ru/data/44/1580/news/37050_photo.jpg – изображение мальчик
и девочка с компасом
2.http://edu.convdocs.org/tw_files2/urls_58/11/d-10428/7zdocs/2_html_m3d93e02e.jpg – изображение компаса
3. http://3w.su/geography/2_files/r014.png – изображение промежуточные стороны
горизонта
4.http://mypresentation.ru/documents/5031ae248de1505bc640d69d9b2bb8c9/img3.jpg
– изображение стороны горизонта
5.
http://allday1.com/imagedb/1d/0/49f561c6e11f197fe990870bc63f1.jpg

изображение восхода солнца
6. http://www.stihi.ru/pics/2011/04/21/2957.jpg – изображение горизонта
7.http://zhukdou29.edumsko.ru/uploads/3000/2328/section/163103/folder_1/img49.jpg
– изображение совы
8. http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_28/5/d-4842/img2.jpg – изображение определи
стороны горизонта
9.
http://lit-dety.ru/wp-content/uploads/2013/09/3-klass-urok-orientirovanie.jpg

изображение вариант 1 вариант 2
23

24.

Список использованных источников:
1. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5
класс. / — М.: Дрофа. 2014 г. – 144 с.
2. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова
Начальный курс географии.- Москва:
Дрофа, 2002. – 143 с.
24

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *