Что обозначают стрелками на схеме цепи питания
Перейти к содержимому

Что обозначают стрелками на схеме цепи питания

  • автор:

«Цепи питания»

Цель урока: Формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка и актуализация знаний по теме «Состав и структура сообщества».

На доске: Наш мир – не случайность, не хаос, — есть система во всем.

Вопрос. О какой системе в живой природе говориться в данном высказывании?

Работа с терминами.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. . В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. . Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

Задание. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

Задание. Укажите какие из перечисленных организмов относятся к продуцентам, редуцентам, консументам: норка, пшеница, гнилостные бактерии, кокосовая пальма, антилопа, черепаха, белый медведь, божья коровка, карликовая березка, василек синий.

Вопрос. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме?

3. Изучение нового материала.

Самые распространенные взаимоотношения организмов в биогеоценозах осуществляются через питание. Это пищевые связи.

Задание. Прослушайте внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания. Цепи питания обозначаются как последовательность звеньев, соединенных стрелками.

Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицей – гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою

Грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца должна,

Кормясь губить ростки и семена.

Охотнице сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный…

(Пищевые цепи: трава – овца — волк; ростки и семена – голубь — орел; цветок – светляк — соловей- сова).

Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).

Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.

Задание. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

  1. Клевер кролик- волк
  2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб — перепелятник (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).

В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.

Вывод: Следовательно первая цепь питания – пастбищная, т.к. начинается с продуцентов, вторая – детритная, т.к. начинается с мертвой органики.

Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания.

Задание. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями — гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно пять – трофических уровней). Определите какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

Биология. 10 класс

Основное условие существования экосистемы — это поддержание круговорота веществ и превращения энергии. Наиболее полный круговорот веществ происходит в наземных экосистемах — биогеоценозах. Он обеспечивается благодаря трофическим (пищевым) связям между организмами разных видов, относящимися к разным функциональным группам. Именно на основе этих связей органические вещества, синтезированные продуцентами из минеральных веществ с поглощением солнечной энергии, передаются консументам и претерпевают химические превращения. В результате жизнедеятельности редуцентов происходит разрушение органических веществ, входящих в состав отмерших организмов, до неорганических (СО2, NH3, H2S, H2O). Затем неорганические вещества используются продуцентами для создания новых органических веществ, которые с помощью консументов снова вовлекаются в круговорот. Если бы эти вещества не использовались многократно, жизнь на Земле была бы невозможна. Ведь запасы веществ, поглощаемых продуцентами, в природе не безграничны. Для осуществления полноценного круговорота веществ в экосистеме должны быть в наличии все три функциональные группы организмов. И между ними должно происходить постоянное взаимодействие в виде трофических связей с образованием трофических (пищевых) цепей, или цепей питания.

Цепь питания (пищевая цепь) последовательность организмов, в которой происходит поэтапный перенос вещества и энергии от источника (предыдущего звена) к потребителю (последующему звену). При этом один организм может поедать другой, питаться его отмершими остатками или продуктами жизнедеятельности.

Каждый организм в цепи питания относится к определенному трофическому уровню. Трофический уровень это совокупность организмов, занимающих одинаковое положение в пищевой цепи относительно ее начала.

Трофические уровни принято нумеровать римскими цифрами. Первый трофический уровень составляют автотрофные организмы — растения (продуценты), ко второму трофическому уровню относятся растительноядные животные (консументы I порядка), к третьему и последующим уровням — плотоядные животные (консументы II, III и т. д. порядков).

Пищевая цепь

Зубр

1. Продуценты (производители) производят органические вещества из неорганических. Это растения, а так же фото- и хемосинтезирующие бактерии.

2. Консументы (потребители) потребляют готовые органические вещества. Это животные, паразитические растения, паразитические грибы, паразитические и симбиотические бактерии.

  • консументы 1 порядка питаются продуцентами (корова, карп, пчела)
  • консументы 2 порядка питаются консументами первого (волк, щука, оса)
    и т. д.

3. Редуценты (разрушители) разрушают (минерализуют) органические вещества до неорганических – это сапрофитные бактерии и сапрофитные грибы.

Пищевые цепи делятся на пастбищные (начинаются с продуцентов – растений и автотрофных бактерий) и детритные (начинаются с мертвого органического вещества). Заканчиваются все пищевые цепи консументом высшего порядка. Примеры пищевых цепей:

  • пастбищная: капуста → гусеница бабочки → синица → ястреб
  • детритная: листовой опад → дождевой червь → ёж → лиса

Организмы в пищевой цепи занимают разные трофические уровни. Например, в пастбищной цепи:

  • 1 уровень – продуценты,
  • 2 уровень – консументы первого порядка (растительноядные)
  • 3 уровень – консументы второго порядка (плотоядные) и т.п.

Редуценты находятся вне этих уровней, разлагают мертвую органику и экскременты от любых организмов.

Пищевая цепь не может содержать больше 5-6 звеньев, потому что при переходе на каждое следующее звено происходит потеря 90% энергии (правило 10%, правило экологической пирамиды). Например, корова съела 100 кг травы, но потолстела только на 10 кг, поскольку:
а) часть травы она не переварила и выбросила с калом;
б) часть переваренной травы была окислена до углекислого газа и воды для получения энергии; часть этой энергии была потрачена на жизнедеятельность, часть рассеялась в виде тепла.

Каждое последующее звено в пищевой цепи весит меньше предыдущего, поэтому пищевую цепь можно представить в виде пирамиды биомассы (внизу производители, их больше всего, на самом верху – консументы высшего порядка, их меньше всего). Кроме пирамиды биомассы, можно построить пирамиду энергии, численности и т.п.

Дополнительные материалы

Задания части 1

ПРОДУЦЕНТЫ ПРИЗНАКИ
1. Выберите три варианта. Водоросли в экосистеме водоема составляют начальное звено в большинстве цепей питания, так как они

1) аккумулируют солнечную энергию
2) поглощают органические вещества
3) способны к хемосинтезу
4) синтезируют органические вещества из неорганических
5) обеспечивают энергией и органическими веществами животных
6) растут в течение всей жизни

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме к продуцентам относят хемосинтезирующих бактерий, так как они
1) синтезируют органические вещества из неорганических
2) создают первичную продукцию
3) характеризуются гетеротрофным питанием
4) паразитируют на растениях
5) окисляют органические вещества
6) используют энергию окисления неорганических веществ для синтеза АТФ

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме к продуцентам относят хемосинтезирующих бактерий, так как они
1) синтезируют органические вещества из неорганических
2) характеризуются гетеротрофным питанием
3) создают первичную продукцию в биогеоценозе
4) восстанавливают неорганический углерод
5) относятся к прокариотам
6) окисляют органические вещества до неорганических

ПРОДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относятся

1) патогенные прокариоты
2) бурые водоросли
3) фитофаги
4) цианобактерии
5) зеленые водоросли
6) грибы-симбионты

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам биоценозов относят
1) гриб-пеницилл
2) молочнокислую бактерию
3) берёзу повислую
4) белую планарию
5) верблюжью колючку
6) серобактерию

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относят
1) пресноводную гидру
2) кукушкин лен
3) цианобактерию
4) шампиньон
5) улотрикс
6) планарию

ФОРМИРУЕТСЯ: Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относят
А) дрожжи
Б) кишечная палочка
В) хлорелла

ПЕРВЫЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме смешанного леса первый трофический уровень занимают

1) зерноядные млекопитающие
2) береза бородавчатая
3) тетерев-косач
4) ольха серая
5) кипрей узколистный
6) стрекоза коромысло

ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между организмами и трофическими уровнями: 1) первый, 2) второй. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) бабочка-монарх
Б) железобактерия
В) красный коралл
Г) олений мох
Д) хлорелла
Е) инфузория-туфелька

ВТОРОЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫ
Выберите три варианта. В экосистемах второй трофический уровень занимают:

1) земляника
2) трутовик
3) заяц-беляк
4) береза повислая
5) петров крест
6) ландыш майский

ПРОДУЦЕНТЫ — КОНСУМЕНТЫ ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между характеристиками организмов и их функциональными группами в экосистеме: 1) продуценты, 2) консументы

А) растительноядные животные
Б) использование растительной и животной пищи в качестве источника энергии
В) синтез первичного органического вещества
Г) плотоядные животные и паразиты
Д) преобразуют энергию солнца в энергию химических связей органических веществ
Е) начинают пастбищные цепи питания

ПРОДУЦЕНТЫ — КОНСУМЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым они относятся: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) голый слизень
Б) обыкновенный крот
В) серая жаба
Г) чёрный хорь
Д) капуста листовая
Е) сурепка обыкновенная

2. Установите соответствие между организмами и функциональными группами: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) серобактерии
Б) полевая мышь
В) мятлик луговой
Г) пчела медоносная
Д) пырей ползучий

3. Установите соответствие между группой растений или животных и ее ролью в экосистеме пруда: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) прибрежная растительность
Б) рыбы
В) личинки земноводных
Г) фитопланктон
Д) растения дна
Е) моллюски

4. Установите соответствие между обитателями наземной экосистемы и функциональной группой, к которой они относятся: 1) консументы, 2) продуценты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ольха
Б) жук-типограф
В) вяз
Г) кислица
Д) клест
Е) сорока

5. Установите соответствие между организмом и функциональной группой биоценоза, к которой его относят: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гриб трутовик
Б) пырей ползучий
В) серобактерия
Г) холерный вибрион
Д) инфузория-туфелька
Е) малярийный плазмодий

6. Установите соответствие между примерами и экологическими группами в пищевой цепи: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) заяц
Б) пшеница
В) дождевой червь
Г) синица
Д) ламинария
Е) малый прудовик

ПРОДУЦЕНТЫ — КОНСУМЕНТЫ-1 — КОНСУМЕНТЫ-2 ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между организмами и занимаемым трофическим уровнем: 1) консумент I порядка, 2) консумент II порядка, 3) продуцент. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) петров крест
Б) ежа сборная
В) трутовик
Г) европейская норка
Д) манул
Е) люцерна

ПРОДУЦЕНТЫ — КОНСУМЕНТЫ — РЕДУЦЕНТЫ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме: 1) консументы, 2) продуценты, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) возвращают свободный азот в атмосферу
Б) образуют первичную продукцию
В) образуют органические вещества в результате хемосинтеза
Г) составляют второй трофический уровень
Д) минерализуют органические остатки

2. Установите соответствие между функцией, выполняемой организмом в биогеоценозе, и представителями царства, выполняющими данную функцию: 1) растения, 2) бактерии, 3) животные. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) основные производители глюкозы в биогеоценозе
Б) первичные потребители солнечной энергии
В) минерализуют органические вещества
Г) являются консументами разных порядков
Д) обеспечивают усвоение азота растениями
Е) передают вещества и энергию в пищевых цепях

ПРОДУЦЕНТЫ — КОНСУМЕНТЫ — РЕДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между организмами и их функцией в экосистеме леса: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.

А) хвощи и папоротники
Б) плесневые грибы
В) трутовики, обитающие на живых деревьях
Г) птицы
Д) березы и ели
Е) бактерии гниения

2. Установите соответствие между организмами — обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты.
А) мхи, папоротники
Б) беззубки и перловицы
В) ели, лиственницы
Г) плесневые грибы
Д) гнилостные бактерии
Е) амебы и инфузории

3. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым их относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) спирогира
Б) серобактерии
В) мукор
Г) пресноводная гидра
Д) ламинария
Е) бактерии гниения

4. Установите соответствие между организмом и функциональной группой, к которой этот организм относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) ламинария сахарная
Б) гнилостная бактерия
В) берёза бородавчатая
Г) клубеньковая бактерия
Д) спорынья пурпурная
Е) плесневый гриб пеницилл

5. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) пеницилл
Б) северный олень
В) можжевельник обыкновенный
Г) цианобактерия
Д) железобактерия
Е) дрозд-рябинник

СОБИРАЕМ
1) петров крест
2) жук-навозник
3) морская звезда

ПРОДУЦЕНТЫ — РЕДУЦЕНТЫ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой она относится: 1) продуценты, 2) редуценты

А) поглощают из окружающей среды углекислый газ
Б) синтезируют органические вещества из неорганических
В) включают растения, некоторые бактерии
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) включают бактерии-сапротрофы и грибы
Е) разлагают органические вещества до минеральных

2. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят: 1) Продуценты, 2) Редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Является первым звеном в цепи питания
Б) Синтезируют органические вещества из неорганических
В) Используют энергию солнечного света
Г) Питаются готовыми органическими веществами
Д) Возвращают минеральные вещества в экосистемы
Е) Разлагают органические вещества до минеральных

ПРОДУЦЕНТЫ — РЕДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между организмом и его принадлежностью к определенной функциональной группе: 1) продуценты, 2) редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.

А) клевер красный
Б) хламидомонада
В) бактерия гниения
Г) береза
Д) ламинария
Е) почвенная бактерия

2. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем, на котором он находится в экосистеме: 1) Продуцент, 2) Редуцент. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Сфагнум
Б) Аспергилл
В) Ламинария
Г) Сосна
Д) Пеницилл
Е) Гнилостные бактерии

3. Установите соответствие между организмами и их функциональными группами в экосистеме: 1) продуценты, 2) редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) серобактерия
Б) цианобактерия
В) бактерия брожения
Г) почвенная бактерия
Д) мукор
Е) ламинария

КОНСУМЕНТЫ ПРИЗНАКИ
Выберите три варианта. В экосистеме леса к консументам относят лягушек, так как они

1) потребляют готовые органические вещества
2) используют энергию АТФ для синтеза веществ
3) питаются насекомыми, червями, многоножками
4) синтезируют органические вещества из неорганических
5) составляют третий трофический уровень
6) являются следующим звеном после продуцентов

КОНСУМЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три варианта. Укажите консументов в экосистеме

1) паразитические растения
2) паукообразные
3) цветковые растения
4) насекомые
5) деревья верхнего яруса
6) цианобактерии

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К консументам относятся:
1) нитрифицирующие бактерии
2) фитофтора
3) аммонифицирующие бактерии
4) серобактерии
5) клубеньковые бактерии
6) головневый гриб

КОНСУМЕНТЫ 1 ПОРЯДКА ПРИМЕРЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие организмы в смешанном лесу относятся к консументам I порядка?

1) лоси и олени
2) кроты и бурозубки
3) зайцы и косули
4) клёсты и снегири
5) волки и лисицы
6) синицы и поползни

ВТОРОЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Второй трофический уровень в экосистеме смешанного леса занимают

1) лоси и косули
2) зайцы и мыши
3) снегири и клесты
4) поползни и синицы
5) лисицы и волки
6) ежи и кроты

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Ко второму трофическому уровню экосистемы относятся
1) русская выхухоль
2) тетерев-косач
3) кукушкин лен
4) северный олень
5) куница европейская
6) мышь полевая

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных организмов образуют второй трофический уровень?
1) ежа сборная
2) ёж европейский
3) косуля европейская
4) прыткая ящерица
5) полевка обыкновенная
6) муха-журчалка

ТРЕТИЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме тайги третий трофический уровень занимают

1) зерноядные птицы
2) росомаха
3) сосна кедровая
4) горностай
5) соболь
6) кабарга

КОНСУМЕНТЫ ПОРЯДКА ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги: 1) консумент 1 порядка, 2) консумент 2 порядка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) кедровка
Б) ястреб-тетеревятник
В) обыкновенная лисица
Г) благородный олень
Д) заяц-русак
Е) обыкновенный волк

2. Установите соответствие между животным и его ролью в саванне: 1) консумент первого порядка, 2) консумент второго порядка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) антилопа
Б) лев
В) гепард
Г) носорог
Д) страус
Е) гриф

3. Установите соответствие между организмами и функциональными группами экосистемы, к которой их относят: 1) консумент 1 порядка, 2) консумент 2 порядка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) речной бобр
Б) дикий кролик
В) слизень
Г) лягушка озерная
Д) морские котики

4. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме: 1) консумент I порядка, 2) консумент II порядка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) среднеазиатская саранча
Б) таёжный клещ
В) стрекоза коромысло
Г) колорадский жук
Д) медоносная пчела
Е) божья коровка

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каких из перечисленных животных можно отнести к консументам II порядка?
1) серая крыса
2) колорадский жук
3) дизентерийная амеба
4) виноградная улитка
5) божья коровка
6) медоносная пчела

6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В цепях питания консументами первого порядка являются
1) ехидна
2) саранча
3) стрекоза
4) лисица
5) лось
6) ленивец

КОНСУМЕНТЫ — РЕДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между организмами и функциональными группами биоценоза: 1) консументы, 2) редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) сапротрофные бактерии
Б) зоопланктон
В) эндопаразиты
Г) паразитические растения
Д) плесневые грибы

2. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме смешанного леса: 1) редуценты, 2) консументы
А) мухомор
Б) жук-короед
В) почвенная нематода
Г) плесневый гриб
Д) таёжный клещ
Е) гнилостная бактерия

РЕДУЦЕНТЫ ПРИЗНАКИ
1. Выберите три варианта. Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?

1) превращают органические вещества организмов в минеральные
2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии
3) образуют первичную продукцию в экосистеме
4) служат первым звеном в цепи питания
5) образуют доступные растениям неорганические вещества
6) являются консументами II порядка

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какую роль выполняют редуценты в экосистеме?
1) образуют первичное органическое вещество
2) потребляют детрит
3) служат пищей для растений-хищников
4) выделяют в среду растворимые минеральные соли
5) служат начальным звеном пастбищной пищевой цепи
6) обеспечивают замкнутость круговорота веществ

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Редуценты в экосистеме леса участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как
1) синтезируют органические вещества из минеральных
2) освобождают заключённую в органических остатках энергию
3) аккумулируют солнечную энергию
4) разлагают органические вещества
5) способствуют образованию гумуса
6) вступают в симбиоз с консументами

РЕДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Выберите организмы, относящиеся к редуцентам. Три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пеницилл
2) спорынью
3) гнилостные бактерии
4) мукор
5) клубеньковые бактерии
6) серобактерии

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К редуцентам в экосистеме относят
1) бактерии гниения
2) грибы
3) клубеньковые бактерии
4) пресноводные рачки
5) бактерии-сапрофиты
6) майские жуки

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К редуцентам в экосистеме относят
1) автотрофные организмы
2) бактерии-сапротрофы
3) грибы-паразиты
4) организмы, минерализующие органические остатки
5) плесневые грибы
6) фотосинтезирующие бактерии

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К редуцентам относят:
1) мукор
2) дрожжи
3) лисица
4) крот
5) дождевой червь
6) актиномицеты

ДЕТРИТНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже особенностей характерны только для детритных пищевых цепей?

1) Хищные животные находятся на уровне консументов 2-го порядка и выше.
2) Продуцентом служат хвойные растения.
3) Первый трофический уровень представлен мёртвым органическим веществом.
4) Консументы первого порядка поедают листовой опад.
5) Консументами первого порядка являются детритофаги.
6) Численность высших хищников крайне мала.

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К детритофагам относятся
1) опёнок летний
2) дождевой червь
3) термит
4) трутовик
5) жук-навозник
6) крот

3. Установите соответствие между характеристиками и типами пищевых цепей: 1) детритная, 2) пастбищная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) главный источник энергии – солнце
Б) главный источник энергии – органическое вещество
В) начинается с мёртвого органического вещества
Г) обязательно наличие автотрофов
Д) располагается в подземном ярусе экосистемы

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите детритные цепи питания из предложенных.
1) лист дуба – тля – божья коровка – синица – сокол
2) листовой опад – дождевой червь – дрозд – ястреб-перепелятник
3) лишайник – северный олень
4) мёртвое животное – муха – лягушка – уж
5) навоз – муха – насекомоядная птица
6) фитопланктон – рачки – кит

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие цепи питания из предложенных относят к детритным?
1) навоз – жук-навозник – ящерица круглоголовка – песчаный варан
2) растительный опад – дождевой червь – полевой воробей – ястреб-перепелятник
3) донный ил – сенная палочка – инфузория-туфелька – беззубка
4) клевер красный – муха пчеловидка – жаба серая – коршун черный
5) пшеница – клоп черепашка – обыкновенный перепел – рыжая лисица
6) мелкие водоросли – головастик – личинка стрекозы – жук плавунец

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССЫ
Установите последовательность основных этапов круговорота веществ в экосистеме, начиная с фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) разрушение и минерализация органических остатков
2) первичный синтез автотрофами органических веществ из неорганических
3) использование органических веществ консументами II порядка
4) использование энергии химических связей растительноядными животными
5) использование органических веществ консументами III порядка

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТРИТНОЙ ПРИМЕРЫ
1. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты

1) инфузория-туфелька
2) сенная палочка
3) чайка
4) рыба
5) моллюск
6) ил

2. Расположите в правильном порядке организмы в цепи разложения (детритной). Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мелкие плотоядные хищники
2) останки животных
3) насекомоядные животные
4) жуки-сапрофаги

3. Расположите в правильном порядке организмы в детритной цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мышь
2) опенок
3) ястреб
4) трухлявый пень
5) змея

4. Установите, в какой последовательности в пищевой цепи должны располагаться перечисленные объекты.
1) паук-крестовик
2) ласка
3) личинка навозной мухи
4) лягушка
5) навоз

5. Установите последовательность расположения звеньев детритной пищевой цепи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) ил
2) жук-плавунец
3) инфузория-туфелька
4) бактерия
5) личинка комара

6. Установите последовательность этапов детритной пищевой цепи в приливно-отливной зоне морского берега. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) пескожил
2) нерпа
3) треска
4) ил
5) косатка

7. Расставьте в правильной последовательности звенья детритной пищевой цепи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) бактерии гниения
2) дафнии и циклопы
3) инфузории
4) мальки хищных видов рыб
5) останки тюленя

8. Установите последовательность детритной пищевой цепи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) землеройка
2) перьевой клещ
3) сова
4) жук-скарабей
5) коровий навоз

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПАСТБИЩНОЙ ПРИМЕРЫ
1. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя всех названных представителей

1) еж
2) полевой слизень
3) орел
4) листья растений
5) лисица

2. Установите последовательность организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) непарный шелкопряд
2) липа мелколистная
3) обыкновенный скворец
4) ястреб перепелятник
5) жужелица решетчатая

3. Установите правильную последовательность организмов в пищевой цепи.
1) зёрна пшеницы
2) рыжая лисица
3) клоп вредная черепашка
4) степной орёл
5) обыкновенный перепел

4. Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) лягушка
2) уж
3) бабочка
4) растения луга

5. Установите последовательность организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мальки рыб
2) водоросли
3) окунь
4) дафнии

6. Установите последовательность звеньев в пищевой цепи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) горихвостка
2) крестоцветная блошка
3) наездник
4) сипуха
5) сурепка

7. Установите последовательность этапов пастбищной пищевой цепи (выедания) в пресном водоёме. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) цапля
2) циклоп
3) головастик
4) одноклеточные водоросли
5) окунь

Таблица

Проанализируйте таблицу «Трофические уровни в цепи питания». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) вторичные хищники
2) первый уровень
3) сапротрофные бактерии
4) редуценты
5) консументы второго порядка
6) второй уровень
7) продуценты
8) третичные хищники

Таблица

Проанализируйте таблицу «Трофические уровни в цепи питания». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
Список терминов:
1) первичные хищники
2) первый уровень
3) сапротрофные бактерии
4) редуценты
5) консументы первого порядка
6) гетеротрофы
7) третий уровень
8) вторичные хищники

Таблица

Проанализируйте таблицу «Функциональные группы организмов в экосистеме». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) вирусы
2) эукариоты
3) сапротрофные бактерии
4) продуценты
5) водоросли
6) гетеротрофы
7) бактерии
8) миксотрофы

Пищевая цепь

Рассмотрите рисунок с изображением пищевой цепи и укажите (А) тип пищевой цепи, (Б) продуцента и (В) консумента второго порядка. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) детритная
2) канадский рдест
3) скопа
4) пастбищная
5) большой прудовик
6) зеленая лягушка

Пищевая цепь

Выберите из приведённой на рисунке схемы пищевой сети организм, которому можно дать следующее экологическое описание: аэробионт, консумент III порядка, активен днём. В ответе запишите число, которым он обозначен.

Пищевая цепь

Проанализируйте рисунок. Определите (А) функциональную группу в экосистеме, (Б) трофический уровень и (В) характер питания животного, череп которого показан на рисунке. Для каждой буквы выберите соответствующий элемент из предложенного списка. 1) растительноядное
2) плотоядное
3) консумент II порядка
4) первый
5) консумент I порядка
6) третий
7) второй
8) насекомоядное

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,
1) являются продуцентами
2) обеспечивают смену экосистем
3) увеличивают запас молекулярного кислорода в атмосфере
4) извлекают органические вещества из пищи
5) превращают органические остатки в минеральные соединения
6) выполняют роль консументов или редуцентов

Установите соответствие между характеристиками и типами планктона: 1) зоопланктон, 2) фитопланктон. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) включает в себя гетеротрофных простейших
Б) составляет первый трофический уровень
В) представлен дафниями и циклопами
Г) включает в себя цианобактерии и диатомовых
Д) производит первичную продукцию
Е) может вызвать «цветение» воды

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биологическом круговороте происходит:
1) разложение продуцентов консументами
2) синтез органических веществ из неорганических продуцентами
3) разложение консументов редуцентами
4) потребление продуцентами готовых органических веществ
5) питание продуцентов консументами
6) потребление консументами готовых органических веществ

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К экологическим терминам относят
1) гетерозис
2) популяция
3) аутбридинг
4) консумент
5) дивергенция

Установите последовательность увеличения количества энергии в соответствии с правилом экологической пирамиды. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) кальмары, осьминоги
2) белый медведь
3) планктон
4) ракообразные
5) ластоногие

Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) В состав биоценозов обязательно входят автотрофные растения.
Б) Длину пищевых цепей ограничивает потеря энергии.
В) На больших глубинах в Мировом океане могут существовать только детритные цепи питания.

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. (2) Энергия солнечной радиации трансформируется в энергию химических связей в процессе фотосинтеза. (3) К фототрофам относят зеленые растения и хемосинтезирующие бактерии. (4) Пастбищные пищевые цепи начинаются с растений, в них они играют роль консументов. (5) По пищевым цепям питания от звена к звену передаются вещества и энергия. (6) Вещества и энергия передаются по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой. (7) Возврат веществ в окружающую среду в виде неорганических соединений осуществляется редуцентами.

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пищевые цепи». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. (1) Перенос веществ и энергии в биогеоценозе от их источника через ряд организмов называется пищевая цепь. (2) Пастбищная пищевая цепь биогеоценоза включает в себя продуцентов и консументов. (3) Первым звеном пищевой цепи являются продуценты. (4) Консументами I порядка являются растительноядные животные. (5) Консументы II порядка формируют второй трофический уровень. (6) Редуценты живут в организмах и разлагают органические вещества до неорганических веществ. (7) Пищевая цепь другого типа – детритная – начинается от мелких почвенных животных и заканчивается крупными животными.

Найдите три ошибки в приведенном тексте «Компоненты биоценоза». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. (1) В биоценозе различают три функциональные группы организмов: продуценты, консументы и редуценты. (2) Продуценты в экосистемах создают первичную продукцию, синтезируя органические вещества из неорганических. (3) Только фотоавтотрофные организмы являются в экосистемах продуцентами. (4) Консументы I порядка потребляют готовые органические вещества, созданные продуцентами. (5) Растительноядные животные образуют первый трофический уровень. (6) Редуценты-деструкторы разрушают органические остатки до минеральных соединений, которые затем используют продуценты. (7) К редуцентам относятся сапрофитные бактерии, грибы, детритофаги, например жуки-навозники.

Детёныш обыкновенной лисицы, имея массу 1 кг, питался исключительно лесными полёвками, средняя масса которых составляла 25 г. Используя экологическое правило 10%, подсчитайте, какое количество полёвок съел лисёнок для достижения им массы в 6 кг. В ответе запишите только количество полёвок.

Дана пищевая цепь: трава -> кузнечик -> лягушка -> аист. Масса одного кузнечика 2 г. Сколько кузнечиков должны съесть лягушки, чтобы масса аиста увеличилась на 1 кг? В ответ запишите только количество кузнечиков.

Первичная годовая продукция экосистемы составляет 2,8х10 8 кДж. Какое количество энергии поступает на четвертый трофический уровень этой экосистемы? В ответ запишите только количество энергии, выраженное в мегаджоулях.

Первичная годовая продукция экосистемы составляет 148 000 кДж. Укажите величину энергии, поступающей на четвёртый трофический уровень (в килоджоулях).

Общее количество энергии Солнца, поступающей в биогеоценоз, составляет 5х10 6 кДж, в чистую продукцию переходит 2% энергии. Какое количество энергии поступает на третий трофический уровень? В ответ запишите только количество кДж.

Сколько первичной продукции было израсходовано, если в экосистеме выросла щука массой 6,9 кг? Учитывайте, что щука в данной экосистеме занимает третий трофический уровень. Ответ дайте в килограммах.

Построение схем управления стрелками.

Схемы управления стрелками строятся по принципам прямого управления и непрерыв-ного контроля их положения. Это значит, что нажатием стрелочной кнопки производится непосредственное воздействие на пусковое реле и стрелки переводятся. Положение стрелки контролируется по нормально замкнутой цепи непрерывного действия. Исходное состояние цепей принципиальных схем управления стрелками всегда соответствую нормальному положению стрелок.
Основными режимами работы схемы управления стрелкой являются:
 Нормальный перевод стрелки из одного положения в другое с автоматическим выключением электродвигателя по окончании полного перевода стрелки;
 Контроль плюсового и минусового положений стрелки при крайних положениях остряков стрелки и плотном прижатии одного остряка к рамному рельсу и при совпадении положения стрелки с положением стрелочной рукоятки на аппарате;
 Контроль фактического перевода стрелки с момента перевода стрелочной рукоятки (нажатия кнопки) и до окончания полного перевода остряков стрелки;
 Контроль взреза стрелки, когда происходит отход остряка от рамного рельса и нарушается совпадение положения стрелочной рукоятки с положением стрелки.
Основные принципы построения рабочих и контрольных цепей схем управления стрелками поясняются на (См.рис.4.1)

В рабочих цепях схемы для включения электродвигателя применяется пусковое стрелочное реле СУПР комбинированного типа. Верхняя обмотка реле, включенная в пусковую цепь, используется для возбуждения реле с контролем выполнения всех условий перевода стрелки; нижняя обмотка включается в рабочую цепь последовательно с двигателем, действует только на нейтральный якорь реле и контролирует фактический перевод стрелки.
В пусковой и рабочей цепях выполняются следующие замыкания и зависимости:
1. включение тока прямой или обратной полярности в пусковое реле путем нажатия стрелочной кнопки 2 в положение «+» или «—»;
2. исключение перевода стрелки под составом контактом 3 общего повторителя стрелочных путевых реле МНСП ( для нечетной горловины), МЧСП ( для четной горловины).
3. возможность перевода стрелки при неисправности изоляции стрелочного участка вспомогательной кнопкой НСА (ЧСА) — 4;
4. исключение перевода стрелки, установленной в маршруте контактом 5 повторителей замыкающих реле НПЗ1 / ЧПЗ1/ ( при приеме) и ЧОЗ1 / НОЗ1/ ( при отправлении);
5 обеспечение полного перевода стрелки, если после начавшегося ее перевода на стрелочный изолированный участок вступает состав (при использовании стрелок в нецентрализованных маршрутах) путем переключения питания реле СУПР с пусковой цепи на рабочую цепь, в которой не включен контакт реле МНСП /МЧСП/;
6 возможность реверсирования стрелки из любого промежуточного положения при свободном состоянии стрелочного участка путем переключения стрелочной рукоятки и изменения полярности тока в пусковой цепи;
7 автоматическое включение рабочей цепи контактом 6 автопереключателя А1, А4 в конце полного перевода стрелки;
8 защита двигателя электропривода от ложного замыкания рабочей цепи путем двухполюсного его отключения в нерабочем состоянии, контактами 7 реле СУПР;
9 выбор обмотки возбуждения двигателя, для перевода стрелки на плюс или минус контактом 8 поляризованного якоря реле СУПР.

Для обеспечения надежности контроля положения стрелки контрольные цепи устраиваются отдельно от рабочих, или совмещаются с ними, но с выполнением взаимоисключений. На Рис.4.1 положение стрелки контролируется стрелочным контрольными реле СКР, СКР1 (позиция 9) комбинированного типа, цепь которого замыкается через контрольные контакты А2 (А3) автопереключателя 10.
Этими контактами определяются три возможных положения стрелки: плюсовое — замкнуты контакты А3, реле СКР и СКР1 возбуждено током прямой полярности; минусовое — замкнуты контакты А2, реле СКР и СКР1 возбуждено током обратной полярности; перевод или взрез стрелки — контакты А2 и А3 разомкнуты, реле СКР и СКР1 выключено.
Контактами нейтрального и поляризованного якоря реле СКР включаются плюсовое ПК (11) или минусовое МК (12) контрольные реле. Возбуждаясь, контрольные реле, замыкают цепи контрольных лампочек положения стрелки; в случае перевода или взреза стрелки контрольные реле выключаются и тыловыми контактами замыкают цепь звонка взреза стрелки.
Для защиты схемы питание реле СКР и СКР1 выполняется со стороны автопереключателя, чем исключается ложное его возбуждение при сообщении линейных проводов. Полная схема управления стрелкой составляется из пусковой, рабочей и контрольных цепей и имеет разное число проводов (жил кабеля) между постом электрической централизации и стрелкой, чем и определяется проводность схемы.

4.1 Четырехпроводная схема управления стрелками.

Для управления стрелкой применяется четырехпроводная схема, когда от поста ДСП (ESD) до релейного шкафа, где размещается пусковое стрелочное реле, прокладываются четыре провода (два рабочих и два контрольных), а от релейного шкафа до электропривода одиночной или первой из спаренных стрелок — девять проводов. Двигатель электропривода типа СП-6М питается от аккумуляторной батареи, размещенной в районе стрелок (в батарейных шкафах).
Схема позволяет управлять стрелкой из пульта управления и непосредственно из путевой коробки у привода при передаче стрелки на местное управление.
Основной аппаратурой схемы являются:
 пусковое стрелочное реле ПСР типа СКПШ1А-100, имеющее три обмотки: основную, управляющую нейтральным и поляризованным якорем, и токовую, которая включается последовательно с электродвигателем и возбуждается его рабочим током; вспомогательную самоудерживающей магнитной системы для надежного удержания нейтрального якоря и реверсирования двигателя;

 стрелочные контрольные реле СКР и СКР1 типа КМШ-450 для контроля положения стрелки. Применение двух реле СКР исключает возможность ложного контроля при несрабатывании поляризованного якоря одного из этих реле;

 плюсовое и минусовое контрольные реле ПК и МК типа НМШ 1-1440;

 реле сброса ЧСВ /НСВ/ и ЧСФ /НСФ/ типа НМШ2-4000 для выключения пускового реле, если стрелка по каким-либо причинам не переводится;

 замыкающее реле ЧПОЗ /НПОЗ/ типа НМШ2-4000, являющееся групповым повторителем замыкающих реле приема ЧПЗ1 /НПЗ1/ и отправления НОЗ1 /ЧОЗ1/ и контролирующее состояние стрелочного путевого реле ЧСП (МЧСП) /НСП((МНСП)/, исключая возможность перевода стрелки при занятости ее подвижным составом.

 стрелочная аварийная кнопка ЧСА /НСА/, используемая для возможности перевода стрелки при неисправности изоляции стрелочного путевого участка и выключенного состояния реле ЧСП(МЧСП) /НСП((МНСП)/;

 стрелочное замыкающее реле СЗ типа НМПШ-1000, контролирующее возбужденное состояние замыкающих реле НОЗ1 /ЧОЗ1/ и ЧПЗ1 /НПЗ1/ и реле ЧСФ /НСФ/.

Рассмотрим работу схемы, например для стрелки №2.

Контроль положения стрелки. При плюсовом положении стрелки № 2 замкнута цепь тока прямой полярности для возбуждения реле 2СК и 2СК1: ПБ60 — контакт автопереключателя (АП) 35-36, нормальный контакт поляризованного якоря реле 2СУПР, обмотки реле 2СК1 и 2СК, контакты 33-34 АП и МБ. По схеме соответствия СПБ — 2СК1 — 2СК1 (Н) — \2ПК\ — 2СКР (Н) — 2СК — СМБ возбуждено плюсовое контрольное реле 2ПК. (См.рис.4.1.1)
Фронтовым контактом этого реле включена цепь зеленой (плюсовой) контрольной лампочки над сигнальной кнопкой, чем контролируется плюсовое положение стрелки.
В случае взреза стрелки размыкаются контакты 33-34 и 35-36 АП и выключаются реле 2СК, 2СК1 и 2ПК. Фронтовым контактом последнего выключается лампочка над кнопкой. Тыловым контактом 2СК (2СК1) включается взрезной звонок. Для выключения звонка нажимается и остается нажатой кнопка ВЗК.
После устранения взреза стрелки и возбуждения контрольных реле взрезной звонок включается вновь, для его выключения кнопка ВЗК вытягивается на себя.

Перевод стрелки в минусовое положение. Для перевода стрелки ДСП нажатием кнопки 2МК включает цепь тока обратной полярности для возбуждения основной обмотки пускового реле 2СУПР.В этой цепи фронтовыми контактами реле ЧПОЗР осуществляется: невозможность перевода стрелки под составом; замыкание стрел-ки в установленном маршруте приема или отправления, а также возможность перевода стрелки при неисправности изоляции стрелочного участка. Переключая поляризованный якорь и притягивая нейтральный, реле 2СУПР замыкает цепь рабочего тока, проходящего через токовую обмотку сопротивлением 0,06 Ом этого реле. (См.рис.4.1.2)

Одновременно контактом поляризованного якоря реле 2СУПР, а затем и контактами автопереключателя 33-34 и 35-35 размыкается контрольная цепь плюсового положения стрелки. При этом выключаются реле 2СКР, 2СКР1 и 2ПКР, над стрелочной кнопкой гаснет зеленая лампочка, а внутри аппарата звонит взрезной звонок.
По окончании полного перевода стрелки размыкается контакт 11-12 АП и электродвигатель выключается. Вслед за этим через замкнувшиеся контрольные контакты автопереключателя образуется цепь тока обратной полярности для возбуждения контрольных реле.(См.рис.4.1.3)

Контрольные реле, переключая контакты поляризованных якорей и замыкая фронтовые контакты нейтральных якорей, образуют согласующую цепь возбуждения минусового контрольного реле. Над кнопкой 2МК. загорается желтая лампочка, чем контролируется закончившийся перевод стрелки в минусовое положение.
Обратный перевод стрелки происходит аналогично, при этом реле 2СУПР от нажатия кнопки 2ПК. возбуждается током прямой полярности и включает обмотки электродвигателя для перевода ее на плюс.
Для выключения обмоток реле 2СУПР, если стрелка по какой-либо причине не переводится до конечного положения, применена схема сброса, состоящая из реле ЧСВ, ЧСФ и СЗ.
Действие этой схемы начинается с момента нажатия пусковой стрелочной кнопки, например, 2МК. При этом последовательно с обмоткой реле 2СУПР включается реле ЧСВ. Притягивая якорь, оно подключает к обмоткам реле ЧСФ конденсатор 3 000 мкф, который предварительно был заряжен, через тыловой контакт реле ЧСВ. От разряда конденсатора возбуждается реле ЧСФ и включает реле СЗ, установленное в релейном шкафу. (См.рис.4.1.4) Последнее замыкает рабочую цепь электродвигателя, после чего начинается перевод стрелки.

С момента отпускания кнопки 2МК реле СВР обесточивается, отключает конденсатор 3000 мкф от обмоток реле ЧСФ и подключает его в цепь заряда. Реле ЧСФ остается возбужденным и удерживает якорь притянутым еще 7—8 сек за счет разряда конденсатора 1 000 мкф (время 7—8 сек достаточно для нормального последова-тельного перевода двух спаренных стрелок). (См.рис.4.1.5)

Если стрелка полностью не переводится и электродвигатель работает на фрикцию, то по истечении 7—8 сек реле ЧСФ, отпуская якорь, выключит реле СЗ, а последнее разомкнет рабочую цепь и приведет схему управления стрелкой в исходное положение.
Путем переключения реле 2СУПР с основной обмотки на токовую на все время перевода стрелки обеспечивается: контроль действительно начавшегося перевода стрелки, а также полный перевод стрелки, если после начавшегося ее перевода на стрелочную секцию вступает подвижная единица.
Реверсивность стрелки из любого промежуточного положения достигается так. Если стрелка переводилась, например, в минусовое положение, то путем нажатия кнопки 2ПК основная обмотка реле 2СУПР питается током прямой полярности, поляризованный якорь переключается в нормальное положение. За счет вспомогательной обмотки реле, нейтральный якорь на время перемагничивания удерживается в притянутом положении и рабочая цепь стрелки не размыкается, а только переключается с обмотки 2М электродвигателя на обмотку 1М, стрелка начинает переводиться в плюсовое положение.

При невозможности перевода стрелки из-за неисправности изоляции стрелочного участка, стрелка переводится при помощи вспомогательной аварийной стрелочной кнопки ЧСА. (См.рис.4.1.6) Фронтовым контактом этой кнопки шунтируется разомкнутый контакт реле МЧСП в цепи реле ЧПОЗ. Последнее возбуждается и замыкает цепь реле 2СУПР для перевода стрелки.

Спаренные стрелки управляются при помощи одной пары стрелочных пусковых кнопок и переводятся последовательно. Одна из спаренных стрелок, обычно ближайшая к релейному шкафу, всегда переводится первой, а дальняя стрелка — второй. Между спаренными стрелками прокладывается десять проводов.

Передача стрелок на местное управление.

На участках с диспетчерской централизацией, чтобы освободить диспетчера от организации маневровой работы и ускорить эту работу, предусматривается передача стрелок на местное управление непосредственно производителю маневров с возможностью управления стрелкой специальным ключом из коробки у привода.
Для организации местного управления все стрелки, включенные в централизацию, разделяются на группы. В каждую группу включаются стрелки одной горловины станции или части горловины.
В путевой коробке у электропривода помещается электрозамок, снабженный контактами для замыкания цепей управления стрелкой. Ключ от замков хранится незамкнутым в щитке местного управления, установленного непосредственно в районе стрелок.
Передача стрелок на местное управление возможна, если стрелки, передаваемые на местное управление, находятся в плюсовом или минусовом положении и свободны все стрелочные участки района местного управления; не установлены маршруты по данным стрелкам и маршруты, не совместимые с движением по стрелкам, передаваемым на местное управление; охранные стрелки установлены в положения, охраняющие район местного управления. Стрелки, передаваемые на местное управление, могут переводиться без проверки свободности стрелочных путевых секций.
После выполнения всех требований для передачи, например, стрелок четной горловины станции на местное управление вначале возбуждается управляющее реле ЧУРМ путем получения управляющего кода по кодовой линии либо при резервном управлении от кнопки пульта ЧМК . При этом с контролем отсутствия установленных враждебных маршрутов (контактами реле ЧПЗ и НОЗ1) возбуждается реле разрешения маневров ЧРМ типа НМШМ1 -1500. (См.рис.4.1.7)

Фронтовым контактом этого реле замыкается цепь, состоящая из двух последовательно включенных реле: высокоомной обмотки 4000 Ом реле РМ в релейном шкафу и низкоомной обмотки 100 Ом реле ЧВМ на посту ДСП (ESD). (См.рис.4.1.8)
Вследствие большой разности сопротивления обмоток возбуждается и притягивает якорь только реле РМ типа НМШ2-4000; реле ЧВМ вследствие недостаточной величины тока якоря не притягивает.

Возбуждением реле РМ и невозбуждением реле ЧВМ типа НМШ4-100/1300 проверяется наличие в щитке местного управления ключа КЛ Реле РМ фронтовым контактом включает на маневровом щитке лампочку ЛМ, сигнализирующую о разрешении местного управления.
Производитель, маневров извлекает ключ местного управления КЛ из замка, обесточивается контрольное реле К типа НМШ2-4000. Тыловым контактом реле К параллельно реле РМ подключается дополнительное сопротивление 220 Ом, вследствие чего общее сопротивление цепи резко уменьшается, сила тока возрастает и возбуждается реле ЧВМ. Притягивая свой якорь, оно фиксирует восприятие местного управления и включает над кнопкой «четные маневры приема» пульта резервного управления белую лампочку, указывающую, что стрелки приняты на местное управление.
Фронтовыми контактами реле РМР и ЧВМР в релейном шкафу включается маневровое децентрализующее реле МД типа НМШ2-4000, контактами которого основная обмотка реле СУПР переключается на контакты электрозамка путевой коробки привода, управляемые ключом местного управления. Теперь, пользуясь ключом, производитель маневров может переводить стрелку из путевой коробки и выполнять маневровую работу. Для перевода стрелки он вставляет ключ в гнездо замка путевой коробки и поворачивает его влево или вправо для перевода стрелки на минус или на плюс. При местном управлении стрелка переводится без контроля свободности изолированного стрелочного участка.
Для передачи стрелок обратно на центральное управление необходимо вставить ключ местного управления в замок щитка местного управления и возбудить реле К. Стрелки, находившиеся на местном управлении, должны иметь контроль положения, а стрелочные участки этих стрелок освобождены от подвижного состава.
При выполнении этих условий выключаются реле РМ и ЧВМ, лампочка над кнопкой пульта управления гаснет. Контактом реле ЧВМ выключается реле ЧРМ, схема приходит в исходное состояние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *