До каких температур нагреваются разные детали автомобиля
Комментарии: 1 22.06.2020 Датчик двигателя, даже в жаркие летние дни, отображает его температуру в диапазоне между 70 и 100 градусами.
И это лишь уровень нагрева охлаждающей жидкости. Вместе с тем, до некоторых поверхностей узлов и агрегатов даже прикоснуться не получится. Не трудно представить, в каких условиях работают механизмы, и какие нагрузки испытывают отдельные детали и рабочие жидкости. С чего начать? В попытке измерить температуру «железа» не стоит забывать и о людях — водителе и пассажирах. Кто не испытывал эффект парилки, когда садился в салон даже после получасовой стоянки машины на солнце?
При исходных параметрах — температура за бортом «+31 °С», а автомобильный датчик внешней температуры показывает «+34,5 °С», нагрев воздуха в салоне происходит до «+ 50 °С». Пластиковые поверхности нагреваются еще на 15-20 градусов больше. Кстати, для измерения температуры удобно использовать бесконтактный термометр.
После начала охлаждения салона автомобильным кондиционером (+ 10-15 градусов), температура понижается, но неравномерно по всему салону. В разных местах значения составляют (градусов):
- передние стойки — 28-29;
- солнцезащитные козырьки — 33-34,5;
- поверхность дефлекторов — около 9-11.
Понятно, что такой контраст в целом не может сказаться благоприятно на организме. Предварительно стоит проветрить салон в движении, прежде чем приступать к его охлаждению.
Контролируемые позиции. В интенсивном городском потоке с выходом на уровень температуры антифриза на 90 градусов, ситуация в других «горячих точках» складывается следующая (°С):
- Блок цилиндров — 85,7. На выходе из термостата — около 73.
- Радиатор в верхней точке — 58. Расположенный перед ним радиатор кондиционера — около 38.
- Расширительный бачок радиатора — 73.
- Корпус впускного коллектора — около 46.
В пробке и на месте. Логично думать, что при прекращении движения после интенсивной езды, температура должна несколько падать. Это может быть стоянка на светофоре или работа на холостых оборотах в других условиях. Оказывается, что в разных условиях температурный режим изменяется индивидуально:
1. Двигатель. Работа на холостых оборотах — не самый рациональный режим для двигателя. Многие производители прямо указывают на недопустимость длительной работы в таком режиме.
В результате температура незначительно возрастает (°С): расширительный бачок — 75, впускной коллектор — 55. Несколько остывают только термостат — до 70 градусов и блок цилиндров — до 77.
2. Другие узлы. Больше всего растет температура выпускной системы. У кислородного датчика — 210 градусов, а у катализатора — также около 163. Не каждая изоляция выдержит такую нагрузку.
В случае попадания в пробку, к последним значениям следует добавить еще по 10 %. Вдобавок немного нагреваются сцепление и коробка передач (более 60 градусов).
Элементы тормозной системы после нескольких торможений прогреваются неравномерно (°С):
- передняя ось — 65;
- задняя ось (барабаны) — 40.
Прогрев шин неравномерен и зависит от нахождения по отношению к солнечной стороне. Попарно для колес одной оси результаты оказались на уровне:
- передняя ось: 45 и 40;
- задняя ось: 40 и 37.
В качестве заключения. Для различных моделей значения могут несколько отличаться. Это зависит от типа двигателя, материала, из которого выполнены отдельные блоки, исполнение отдельных узлов.
Приведенные значения характерны для большинства бюджетных машин, типа Volkswagen Polo, Lada Vesta или Renault Logan. При этом измерения актуальны для размеренного темпа движения. Но любители погонять делают жизнь узлов и агрегатов автомобилей еще более невыносимой. Так что стоит лишний раз задуматься, чем жать в жару педаль газа «в пол».
Температура батарей отопления в квартире: нормативы и право на перерасчет
Жителям многоквартирных домов (МКД) полезно узнать, какой должна быть температура батарей по нормативам, как добиться нормального отопления и перерасчета платы за услугу. Эти знания позволят не мерзнуть зимой и не переплачивать.
Какой должна быть температура радиаторов
Традиционный теплоноситель в отопительной системе МКД – вода, нагретая до 90°. Изначально при выходе из котла она гораздо горячей, но пути к потребителю неизбежно возникают теплопотери и частичное охлаждение.
Температура теплоносителя на разных этапах
Котельная или ТЭЦ нагревает воду до 115–120°и подает в теплосеть. Вы удивитесь, как тепловикам удается нагреть ее, не дав закипеть. Все дело в высоком давлении, под которым подается носитель.В трубах кипяток остывает. В тепловых пунктах МКД его дополнительно остужают до 80–90°и распределяют по внутридомовым коммуникациям. Без охлаждения произойдет перегрев системы отопления. В результате выйдут из строя трубы и радиаторы, а жильцы могут обжечься, прислонившись к перегретым батареям.
Нагрев зависит от среднетемпературных показателей на улице. В начале отопительного сезона и перед его завершением, когда воздух еще теплый, вода подается в трубы относительно прохладной – всего 70 градусов. Поздней осенью и зимой ее делают горячее. В результате температура во внутридомовых трубах увеличивается до 80–90 град. Это предел – радиаторы и стояки не должны быть раскаленными снаружи. Согласно СНиП 41–01–2003 их поверхность не может быть теплее 75°, чтобы предохранить потребителей от ожогов.
Тепловые параметры носителя, подаваемого в МКД и другим потребителям, регулируют СНиП 41-02-2003 – «Тепловые сети» и СНиП 41-01-2003 – «Отопление и вентиляция».
Радиаторы ТЕПЛОПРИБОР
Гарантия до 15 лет
Мощность до 191 Вт
Срок службы от 25 лет
Смотреть видео
Смотреть видео
Почему батареи нагреваются по–разному
Температура радиаторов зависит от конструкции общедомовых коммуникаций – чем старше постройка, тем больше теплопотери и холоднее в помещениях.
- Сильнее всего теряется нагрев в однотрубных системах, где подача и отток происходят одной и той же трубе. Радиаторы соединяются последовательно друг за другом, и теплоноситель при прохождении через них постепенно остывает. Поэтому в одном МКД бывают «теплые» и «прохладные» комнаты. Однотрубные конструкции стоят в «хрущевках» и «сталинках».
- Немного медленнее остывает вода внутри труб в «ленинградке» – усовершенствованной однотрубной системе, предусматривающей подключение обходных путей. Такая конструкция тоже встречается в старых МКД.
- В двухтрубных системах, устанавливаемых в «брежневках» и новых многоэтажках, отток и подача производятся по отдельным веткам, поэтому вода не смешивается и долго не остывает.
- Меньше всего потерь дает современная лучевая теплосистема, где радиаторы подключены параллельно и не влияют друг на друга.
Очень удобно автономное отопление. В этом случае нагрев производится в мини-котельной или котле, установленных в подвале или рядом с жилыми зданиями. Это снижает теплопотери, а жильцы смогут уменьшить или увеличить нагрев, снизив затраты на теплоснабжение. Такие теплосистемы сейчас устанавливаются в частных домовладениях и новых МКД.
Какова температура носителя в разных теплосистемах
В СНиП 41-01 от 2003 указаны нормы для различных типов коммуникаций:
- В однотрубной системе теплоноситель нагрет до 105°. Это неудобно, поскольку постоянно приходится бороться с его закипанием. Но иначе просто нельзя – вода, пройдя через последовательно установленные теплоприборы, быстро остынет.
- В двухтрубной конструкции теплоноситель холоднее – всего 95°. По сравнению с однотрубным вариантом, риск закипания здесь гораздо ниже, а значит, элементы теплосистемы прослужат дольше.
- В современных многоэтажках вода в отопительных коммуникациях нагрета примерно 80–90°. Этого достаточно, чтобы поддерживать требуемый температурный режим.
Какие законы регламентируют подачу тепла
Согласно п.5 части II Постановления №354 от 6.05.11г., отопление включают, когда среднетемпературный показатель на улице в течение 5 суток упадет ниже + 8°. Заканчивают подавать тепло, когда весной пять дней подряд на улице в среднем за сутки будет теплее + 8°.
В центральных областях страны, в том числе в Москве, это происходит чаще всего в период с 1 по 15 октября. Заканчивается подача примерно 15 апреля. Сроки могут сдвигаться из–за погодных условий.
В отличие от столицы, в южных и северных широтах параметры совсем другие. Например, в Магадане этот период длится с 9 сентября по 16 июня, а в Сочи – с 15 ноября по 15 апреля. Точная дата начала подачи тепла всегда определяется по среднетемпературному уличному показателю.
Начало и окончание отопительного сезона фиксируются в постановлениях местной администрации. Такой документ необходим для правильного расчета норм теплоснабжения и компенсаций на ЖКХ льготникам.
Жилых строений с автономным отоплением законодательные акты и не касаются. Жильцы сами решают, когда и как отапливать.
Какой должна быть температура в комнатах
Тепловые нормативы для жилых комнат, кухни, ванной, санузла, коридора указаны в ГОСТ 30494–2011, СанПиН 2.1.2.2645 и Постановлении №354 от 06.05.11г. В документах также указываются параметры влажности, делающей комфортным такой тепловой режим.
ГОСТы и СНИПы содержат следующие требования к температуре в помещениях:
- Для холодного периода – оптимально +20–22°, допустимо +18–24°.
- Для теплого периода – оптимально +20–25°, допустимо +20–28°.
Такие же требования указаны в п. VI Пост. 354. Согласно этому документу, в жилых помещениях должно быть не прохладнее +18°, а в угловых комнатах – до +20°. Указаны нормативы и для северных регионов со среднесуточным температурным показателем ниже – 31°. Он составляет +20°для всех комнат и +22° для угловых.
Другие показатели ГОСТов
Температура, град, | Помещения | ||||
Кухня,туалет | Совмещенный санузел | Коридор | Лестница, вестибюль | Кладовые | |
Оптимальная | 19–21 | 24–26 | 18–20 | 16–18 | 16–18 |
Допустимая | 18–26 | 18–26 | 16–22 | 14–20 | 12–22 |
В ГОСТах указана еще и влажность воздуха. Это сделано неспроста. Кроме реальных температурных показателей, есть еще и ощутимые. Чем суше атмосфера, тем человеку теплее. Сухой воздух создает холод и дискомфорт. Для жилых комнат и коридоров оптимальная влажность 30–45%, а допустимая – 60%.
Какие факторы влияют на температуру
Теплота комнатного воздуха зависит от многих факторов. Причины его снижения разнообразны – проблемы в котельной, изношенные теплосети, старые внутридомые коммуникации, халатное отношение собственников и нанимателей к своему жилью.
Внешние факторы, влияющие на центральную подачу тепла:
- Неудовлетворительная работа теплоснабжающей компании. Причины – экономия топлива тепловиками и пониженное давление. В этом случае носитель, поступающий в теплосеть, изначально плохо нагрет.
- Высокий износ и некачественная теплоизоляция внешних и внутридомовых сетей, не способных удержать тепло.
- Несоблюдение СНИПов и других строительных нормативов при постройке. Здания с тонкими стенами прогреть сложно. Ситуация характерна для новостроек.
- Износ жилья. В старом жилом фонде инженерные системы сильно изношены, поэтому теплоноситель в них остывает.
Внутридомовые факторы, влияющие на температуру:
- Низкий уровень теплосбережения – раскрытые окна в подъезде, двери без доводчиков и возвратных пружин, открытые чердаки и подвалы. Дом просто выхолаживается.
- Плохое состояние труб внутри МКД – разгерметизация, воздушные пробки и засоры снижают температурный уровень.
- Проблемы с обраткой, устанавливаемой для оттока отработанного носителя. В таких случаях нарушена циркуляция в теплосистеме, что и приходит к низким температурным показателям.
- Действия жителей, самовольно вносящих изменения в коммунальные сети.
Почему может быть холодно в квартире:
- Установлены слишком маленькие батареи, не справляющиеся с задачей. Вместо них желательно поставить современные мощные модели, хорошо прогревающие даже большое помещение.
- Нарушена регуляция радиаторов – в такой ситуации вызывают мастера, который все приведет в норму.
- Источники тепла закрыты мебелью или другими предметами, нарушающими теплообмен. Ситуацию спасет перестановка.
- Старые трубы, требующие замены. Их меняют на новые – металлические, пластиковые, металлопластик.
- Старые рассохшиеся рамы на окнах. Их заменяют пластиковыми конструкциями.
- Плохая теплоизоляция. Ситуацию спасет утепление стен.
Все эти ситуации можно устранить без обращения в коммунальные службы
Как измерить температуру воды в батарее
Это можно сделать двумя способами:
- Открыть кран для слива, налить жидкость в емкость и опустить туда термометр. Нередко это можно сделать только на последнем этаже. Там и проводят измерения. Заодно появляется возможность убедиться в отсутствии воздуха в теплосистеме.
- Приложить термометр к поверхности батареи и прибавить к полученному значению пару градусов. Это самый простой способ, но не такой точный, как первый.
Проделывать замеры самостоятельно бессмысленно. Лучше пригласить представителей ресурсоснабжающей организации и управляющей компании (УК), чтобы измерить нагрев вместе с ними.
Что делать при холодных батареях
Нужно найти договор об оказании услуг теплоснабжения, где есть адрес и телефон организации. Там же можно найти и номер аварийной службы. Туда и следует обращаться. Согласно Постановлению №354, такие сведения указываются на доске объявлений, которая должна находиться в каждом подъезде.
Затем необходимо позвонить диспетчеру аварийной службы. При звонке указываются фамилия, адрес и описываются возникшие проблемы. Звонок фиксируется в журнале, как подтверждение обращения. В течение двух часов по указанному адресу должен отправлен специалист, который выяснит причину ситуации.
Если отсутствие тепла вызвано коммунальной аварией, диспетчер об этом сообщит сразу. Крупные прорывы и аварии ликвидируют быстро, поэтому переживать не стоит.
Хуже обстоит дело, если не работает один стояк или нагрев не соответствует нормам. В такой ситуации коммунальщики не спешат налаживать подачу тепла, особенно, если речь идет о старом строении или проблемной новостройке. В такой ситуации нужно жаловаться и требовать перерасчета платы на услугу.
Как подавать жалобу
В таких случаях пишется письменное обращение в УК, ЖСК, ТСЖ, которые обслуживают внутридомовые сети. При низком давлении в трубах и низкой температуре воды, согласно № 190–ФЗ от 27.07.10 «О теплоснабжении», следует обращаться в теплосетевую или теплоснабжающую организацию. Обязательно проследите, чтобы обращение внесли в журнал входящей документации. Сейчас можно подать обращение через личный кабинет – это просто, удобно и экономит время.
Жалоба пишется в произвольной форме. В ней указывают наименование организации, с которой заключен договор по теплоснабжению, данные заявителя и адрес. Вкратце описывается ситуация. Ставятся дата и подпись. Если есть документы – акты, фотографии, квитанции, их прикладывают к обращению.
Организация, куда она направлена жалоба, обязана среагировать оперативно. По адресу направят специалиста, который подтвердит плохое оказание услуги и составит соответствующий документ. Если УК, ЖЭК, ЖСК, Теплосеть, РЭУ проигнорировали обращение, следует обращаться в Жилинспекцию, прокуратуру, Роспотребнадзор и администрацию города. Во многих населенных пунктах работают «горячие линии», принимающие звонки по таким вопросам.
Куда обращаться с конкретной проблемой отопления
- Коммунальные аварии – связаны с износом коммуникаций. Распространенная зимняя проблема. Необходимо позвонить в теплоснабжающую или теплосетевую организацию и вызвать аварийную службу.
- Низкая температура – желая сэкономить топливо, тепловики слабо нагревают носитель, ниже температурной нормы. В таком случае оформляется жалоба в теплоснабжающую организацию.
- Плохая работа внутридомовых коммуникаций – износ, засоры, проблемы с обраткой, просчеты при проектировании. Обращаться в УК, ЖСК или другую организацию, обслуживающую МКД. Можно дополнительно пожаловаться в администрацию города и Роспотребнадзор.
Засор в батарее – как определить и устранить
Частая внутриквартирная причина холодных радиаторов – забитые батареи. Засоры возникают из–за отложений и грязи. Определить проблему можно, открыв кран Маевского. Потечет грязная жидкость.
Ремонт проводится следующим образом:
- Перекрывается входной кран.
- Устройство отсоединяется и разбирается.
- Засорившиеся элементы промывают под давлением в ванной. Затем в них заливают раствор уксуса или кальцинированной соли и промывают повторно.
- Промытые элементы устанавливают на место.
Устранение засоров желательно проводить заранее, в теплое время года.
Нарушение работы запорной арматуры радиатора
Признак такой неисправности – холод внизу батареи. Проверяется состояние вентилей, на которых, возможно, скопились грязь, ржавчина и накипь в процессе эксплуатации.
Загрязненные элементы надо промыть и почистить, а вышедшие из строя – заменить. При неуверенности в своих силах целесообразнее вызвать мастера, который устранит проблему.
Неправильная настройка отопительной системы
На такую неполадку указывает разная степень нагрева батарей, которые имеют различную температуру. Теплоноситель в один радиатор поступает слабее, а в другой – интенсивнее.
Нагрев регулируют, увеличивая подачу в слабо прогревающуюся батарею и уменьшая в чрезмерно разогретую. В современных устройствах регулировка делается с помощью вентиля. Если эти действия не помогли, придется снимать радиатор и искать причину плохого нагрева. Возможно, произошел засор, требующий устранения.
Воздушные пробки в системе
Завоздушенность (воздушная пробка) возникает при попадании воздуха в систему. О проблеме легко догадаться по характерному «бульканью» и непрогретым радиаторным участкам.
Воздух выпускают через специальный кран. Для этого придется вызвать слесаря или самостоятельно обратиться к жильцам последнего этажа. Воздухоотводчики расположены там.
Как уменьшить счета за отопление
Для этого собственник или наниматель должен обратиться в компанию, выставляющую счета. При обращении пишется заявление, где указываются ФИО собственника или нанимателя, адрес и срок, за который требуется пересчитать квитанции. К заявлению прикладываются копии подтверждающих документов.
Причины, по которым должен проводиться перерасчет
- Согласно п.6 приложения 1 к Постановлению №354, плату снижают при отсутствии теплоснабжения более 24 часов в течение месяца суммарно или более 16 часов единовременно. Если в помещении теплее 12°, перерасчет осуществляют при отсутствии тепла в течение 8 часов, а при 8 градусах – менее 4 часов. Начисления снимаются за целый день.
- Если теплоснабжения не было несколько дней, весь период убирают из расчета. Как правило, у тепловиков и в УК есть сведения об отключениях, поэтому оплату пересчитают автоматически.
- Еще одна причина для перерасчета – ошибки в расчетах и базах. В большинстве случаев сумму уменьшат без обращения собственника, но иногда требуется заявление, к которому прилагаются подтверждающие документы.
- Корректировка при ежемесячном начислении средней суммы за теплоснабжение. При таком способе начисления осуществляются круглогодично равными частями, исходя из прошлогоднего среднего показателя. В конце года начисления корректируют. Перерасчет производится без заявления.
- Корректировка данных приборов учета – ситуация возникает при выходе из строя теплосчетчика. Если показания сбились, проводится перерасчет, исходя из средних данных за прошлый период.
Как добиться перерасчета за отопление?
Согласно гл.Х Постановления № 354, ненадлежащее качество предоставляемых услуг является причиной снижения оплаты. Поэтому перерасчет можно требовать при несоответствии температурных параметров ГОСТ более, чем на 3 градуса. Сумма снижается из расчета 0,15% за каждый градус. Полученную разницу вычитают из итога. Иногда за зиму и межсезонье набегает немало.
На деле, даже при несоответствии тепловых параметров ГОСТам, все не так просто. Вначале представители УК составят акт, в котором фиксируются температурные показатели, и только потом пересчитают сумму.
Однако плату не уменьшат, если проблема связана с ненадлежащей эксплуатацией жильцами внутриквартирного имущества. Согласно Постановлениям № 491 от 13.08.2006 г и № 354 от 06.05.2011 г., разграничивающим внутриквартирное внутридомовое имущество, своими радиаторами и трубами обязаны заниматься сами собственники.
Поэтому, если внутриквартирные коммуникации имеют поломки, завоздушенность, а жильцы никуда не обращались, оплату не снизят. Ее не уменьшат, если хозяева установили маломощные радиаторы, не способные прогреть воздух. Откажут в пересчете и при недостаточном теплосбережении. Например, если в комнатах стоят старые деревянные окна с большими щелями или разбитыми стеклами, снижения оплаты ждать не стоит.
Возникнут проблемы, если средства поступают напрямую в ресурсоснабжающую организацию. Согласно п.103 главы IX Постановления № 354, теплосети не отвечают за внутридомовые коммуникации, поэтому в перерасчете откажут. Придется подавать в суд и взыскивать деньги с компании, обслуживающей МКД.
При неправомерном отказе в уменьшении начислений следует обращаться в жилищную инспекцию или прокуратуру. Потребуется отказной документ от УК или другой компании, поставляющей тепловую энергию.
Сейчас процедура обращения в УК и теплосети значительно упростилась. Многие вопросы можно решить через электронную почту или личный кабинет. Подать жалобу и получить перерасчет стало проще, поэтому вполне можно требовать качественного предоставления услуги и не переплачивать за плохое теплоснабжение.
Температура охлаждающей жидкости
Специалисты SINTEC расскажут, при какой температуре замерзает и закипает антифриз. Какая температура охлаждающей жидкости должна быть в норме.
Зазоры всех деталей двигателя автомобиля рассчитаны на нагрев до рабочей температуры. По этой причине производительность, максимальная мощность и экономное потребление топлива обеспечиваются при достижении силовым агрегатом оптимального температурного режима. Нагрев мотора контролируется водителем через температуру охлаждающей жидкости. Уменьшает ресурс двигателя и является причиной многих неисправностей как недостаточно нагретый теплоноситель, так и перегрев системы охлаждения. Поэтому водитель всегда должен иметь информацию касательно состояния охлаждающей жидкости и отслеживать симптомы, указывающие на закипание теплоносителя.
Датчик для измерения нагрева ОЖ
- При наборе скорости происходят рывки.
- Повышается потребление топлива.
- Неустойчивая работа на холостом ходу.
- Не запускается мотор или запускается с трудом.
- Происходят нагрев силового агрегата до критического значения и полная остановка.
- Несмотря на высокую температуру, не включается вентилятор радиатора.
- При нажатии на педаль акселератора появляется детонация в цилиндрах.
Контроль температуры теплоносителя
Индикатор нагрева ОЖ на приборной панели имеет шкалу или сигнальную лампу, по которой водитель определяет как нагрев мотора до рабочей температуры, так и закипание охлаждающей жидкости. На шкале могут быть цифровые показатели или красная зона. Индикатор предоставляет возможность осуществлять контроль:
- Как происходит прогрев двигателя после стоянки автомобиля.
- Нагрева антифриза до рабочей температуры.
- Поддержания температуры в разрешенном диапазоне при разной нагрузке на мотор.
- Начала кипения антифриза.
Если система охлаждения и механизмы двигателя поддерживаются в исправном состоянии, то теплоноситель нагревается до 85–95 °С и эффективно циркулирует в системе. При повышенных нагрузках на мотор теплоноситель может временно нагреваться до 100 °С и больше. Данная температура должна поддерживаться в системе как при эксплуатации автомобиля в жару, так и при движении в холодное время года.
Движение стрелки прибора к красной зоне указывает на перегрев антифриза, поэтому водитель должен остановить машину, заглушить двигатель и разобраться с неисправностью. Нельзя допускать закипания ОЖ, поскольку для двигателя будут негативные последствия. Антифриз, доведенный до кипения, быстро испаряется, а его присадки перестают выполнять свои функции.
Как контролировать температуру ОЖ без датчика
Электронный датчик, измеряющий температуру антифриза, может в любой момент выйти из строя. Поэтому водитель должен уметь измерить степень нагрева охлаждающей жидкости для недопущения дорогостоящего ремонта. Зная, какая температура охлаждающей жидкости должна быть, можно использовать обычный бытовой, но лучше профессиональный мультиметр.
Если у прибора есть функция измерения нагрева поверхности, то он комплектуется термопарой. Для измерения нагрева жидкости мультиметром необходимо термопару зафиксировать к корпусу датчика измерения температуры, и через несколько минут на дисплее будет значение нагрева двигателя. Температуру антифриза можно измерить, если прикрепить термопару мультиметра к патрубку. При этом нужно обеспечить хороший контакт термопары с плоскостью измерения нагрева.
Прибор измеряет нагрев в широком диапазоне, поэтому может использоваться водителем. Если автовладельцу необходимо знать температуру силового агрегата в разных режимах работы и условиях эксплуатации, то необходимо воспользоваться дополнительным датчиком измерения температуры.
Важность соблюдения температурного режима
Если не принять своевременно меры по предотвращению повышения температуры охлаждающей жидкости, то возникнут негативные последствия для силового агрегата автомобиля:
- Закипание теплоносителя и усиленное испарение.
- Снижение эффективности отвода тепла от мотора.
- Перегрев и деформация деталей поршневой группы.
- Нарушение геометрии охлаждающего контура.
- Сокращение тепловых зазоров деталей.
- Заклинивание и остановка мотора.
При таких симптомах понадобятся квалифицированные работы в объеме капитального ремонта. При нецелесообразности ремонта двигатель подлежит замене. Если в системе охлаждения используется дистиллированная вода, то она закипит уже при 100 °С. Качественные антифризы Синтек характеризуются повышенной точкой кипения (не менее 110 °С), что намного безопаснее для двигателя. Охлаждающая жидкость синего и зеленого цвета не закипит при нагреве до 115 °С. Антифриз с органическими присадками может выдерживать до 125 °С.
Кипение ОЖ указывает на серьезные проблемы в двигателе автомобиля. Антифриз может закипеть в следующих случаях:
- Низкий уровень теплоносителя в расширительном бачке. Незначительное понижение объема жидкости связано с естественным испарением и устраняется доливкой небольшого количества очищенной воды или антифриза. Если уровень упал ниже отметки min, то в системе с большой вероятностью происходит утечка жидкости.
- Залипание термостата. Антифриз постоянно прогоняется по малому кругу без радиатора и не охлаждается. В результате нарушается тепловой баланс двигателя.
- Образование пробок из попавшего в систему воздуха при неграмотном заливе ОЖ в систему.
- Выход из строя вентилятора, создающего дополнительный поток воздуха.
- Загрязнение сот радиатора, из-за которого снижается эффективность передачи тепла в атмосферу от теплоносителя.
Поддержание оптимальной температуры
Система охлаждения эффективно отводит тепло от стенок цилиндров и поддерживает температуру антифриза в заданном диапазоне. После пуска холодного мотора ОЖ начинает циркулировать по малому кругу, в который входят следующие элементы:
- Рубашка охлаждения мотора.
- Водяной насос.
- Термостат.
- Теплообменник отопителя салона.
После прогрева теплоносителя до 80–85 °С начинает постепенно открываться термостат, направляя антифриз по большому кругу через радиатор. Благодаря множеству сот в радиаторе теплоноситель охлаждается и снова направляется к рубашке охлаждения двигателя. Если температура антифриза продолжает расти, то по сигналу датчика температуры блок управления включает вентилятор. Созданный принудительно поток воздуха более эффективно и быстро охлаждает циркулирующую жидкость.
При понижении температуры охлаждающей жидкости вентилятор выключается. При дальнейшем понижении степени нагрева теплоносителя начинает закрываться термостат, предотвращая его циркуляцию через радиатор. Таким образом, постоянно поддерживается оптимальная (рабочая) температура антифриза в любых условиях эксплуатации автомобиля.
С целью компенсации избыточного давления в системе, образующегося при нагревании теплоносителя, в контур подключается расширительный бачок. Компенсация давления происходит благодаря крышке с клапаном. Если антифриз остывает, то образуется разрежение в системе. Чтобы уравнять давление, срабатывает впускной клапан на крышке расширительного бачка. Если клапан крышки бачка выйдет из строя, то увеличивающееся давление повредит патрубки и шланги.
Устранение неисправностей в системе
Температура охлаждающей жидкости не должна быть больше или меньше установленного значения. В случае когда при движении на автомобиле водитель заметил, что горит сигнальная лампочка перегрева антифриза, а стрелка индикатора приближается к красной зоне, необходимо:
- Немедленно остановиться с соблюдением правил дорожного движения.
- Заглушить мотор.
- Принять меры для устранения проблемы.
В специализированном автоцентре мастера проведут визуальный осмотр и диагностику контура, а также всех элементов с целью устранения протечки жидкости. Специалисты выполнят тестирование радиатора и расширительного бачка на предмет наличия микротрещин. Также подлежит проверке электронный датчик, измеряющий температуру циркулирующего теплоносителя.
Для нормального функционирования и поддержания рабочей температуры антифриза система охлаждения должна регулярно обслуживаться. Необходимо своевременно менять антифриз через указанные производителями интервалы. Заливать в систему нужно только качественный теплоноситель. При использовании охлаждающей жидкости на протяжении длительного времени качество ее присадок ухудшается, поэтому состав теряет свои свойства. Должен регулярно проводиться визуальный контроль уровня жидкости в расширительном бачке.
Охлаждающая жидкость Синтек отвечает требованиям по качеству, очень быстро нагревается до рабочей температуры и обеспечивает мотору нормальный тепловой режим функционирования. Если знать, какова норма температуры охлаждающей жидкости, то можно поддерживать систему охлаждения в исправном состоянии и безаварийную работу двигателя в любых условиях эксплуатации.
Почему двигатель не прогревается до рабочей температуры
Мотор молотит на холостых уже давно, а стрелка указателя температуры едва сдвинулась с места. И мороз на улице вроде не сильный. Ну ничего – на ходу процесс прогрева пойдет быстрее. Ничего подобного: авто в движении уже несколько минут, а температура не поднялась ни на градус, да и в салоне машины очень холодно. С такой неисправностью можно столкнуться не только зимой. Летом, в теплую погоду проблема не столь заметна, но, если прибор стал показывать температуру ниже обычной – это повод продиагностировать систему охлаждения автомобиля. Хотя многие автовладельцы, посчитав, что недогрев мотора не столь опасен, как перегрев, продолжают ездить, отложив ремонт в долгий ящик. И очень зря!
Ответственный за температуру
Как поддерживается рабочая температура автомобильного двигателя? При работе мотора в цилиндрах сгорает топливо — воздушная смесь и детали агрегата нагреваются. Охлаждающая жидкость циркулирует в рубашке охлаждения, отбирая лишнее тепло от блока цилиндров и головки, нагреваясь при этом сама. Далее жидкость охлаждается в радиаторе и вновь поступает в двигатель. Циркуляцию антифриза в системе обеспечивает насос, именуемый в среде автомобилистов помпой. Температуру жидкости в системе контролирует специальный датчик, а за ее поддержание в заданных пределах отвечают два устройства: термостат и вентилятор.
Первый помогает мотору быстро прогреться. После запуска он отправляет антифриз по малому кругу. Тот циркулирует внутри мотора, пока температура не повысится. По достижении определенного градуса термостат открывает путь охлаждающей жидкости в радиатор.
Когда мотору жарко и температура охлаждающей жидкости приближается к допустимому максимуму, включается вентилятор системы охлаждения. Он гонит воздух через радиатор, охлаждая антифриз.
Конструкция системы достаточно проста, но и с ее работоспособностью бывают проблемы. Про опасность перегрева мотора знают все водители. Машина не едет, появляется детонация, двигатель дымит, из-под капота валит пар — охлаждающая жидкость кипит… Возможный итог — покореженные поршни, сгоревшие клапана, деформированная головка и, в самом тяжелом случае, заклинивший мотор.
Ситуация, когда мотор не греется, по мнению некоторых автовладельцев лишь доставляет некоторые неудобства, но это не так. Масло в холодном двигателе работает недостаточно эффективно, отсюда повышенный износ деталей и снижение ресурса мотора. Кроме того, увеличивается расход топлива, на днище поршня, стенках камеры сгорания, тарелках клапанов появляется нагар… Так можно и до задиров в цилиндрах доездить. Или до залегших поршневых колец.
Главный виновник – термостат
Чаще всего в том, что мотор машины не желает греться виноват термостат. Он заклинил в открытом положении и сразу запускает холодный антифриз через радиатор. Если через пару минут после запуска холодного мотора верхний патрубок радиатора уже теплый – считайте, что причина найдена.
Иногда источником неисправности может служить датчик температуры охлаждающей жидкости, который выдает неверные показания.
Если электрический вентилятор системы охлаждения включается на холодном моторе, он не даст машине прогреться. Причина столь недостойного поведения вентилятора лежит в области электрики – где-то что-то не вовремя замыкается.
В холодных, морозных регионах, при очень низкой температуре воздуха, двигателю может банально не хватать тепла для прогрева. Тем более многие современные моторы, особенно дизельные, и при менее холодной погоде греются очень неохотно. Недаром на севере принято утеплять моторный отсек машины. Для этого используют самодельные или фирменные одеяла для двигателя, применяют автономные подогреватели, которые могут работать в режиме догрева или ограничивают доступ воздуха к радиатору. В последнем случае достаточно куска картона и мотору станет теплее. Но нужно внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости – при изменении режима движения или потеплении мотор можно запросто вскипятить.
Иногда возможной причиной того, что двигатель не греется, называют воздушную пробку в системе охлаждения. Неисправность эта в самом деле опасная, поскольку обычно приводит к… перегреву мотора.
Что делать
Лучшее лечение – это профилактика! Своевременное обслуживание автомобиля и регулярная проверка системы охлаждения застрахуют вас от лишних неприятностей. Но если поломка все же случилась и мотор не желает прогреваться до рабочей температуры, придется заниматься диагностикой и ремонтом. Это не самая сложная работа, но она все же требует места, инструмента и оборудования, некоторых знаний и навыков. Если стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости в вашем авто упорно не желает подниматься до нужных значений, а вы не чувствуете в себе талантов автомеханика – обращайтесь к профессионалам! Специалисты технических центров FAVORIT MOTORS быстро найдут неисправность и устранят ее. Машина будет, как новая, а вы сэкономите время и получите гарантию на выполненные работы.