Светодиодные или галогеновые лампы что лучше
Перейти к содержимому

Светодиодные или галогеновые лампы что лучше

  • автор:

Какие лампы 4G лучше, галогенные или светодиодные?

Галогенные лампы с цоколями G4, G9, GU10, G12, H4 и т.д. все еще очень популярны, поскольку обеспечивают высокую мощность и качество светового потока, имеют низкую цену и достаточно большой срок службы. Они широко использовались во всех сферах от освещения жилых и коммерчески помещений, рекламных витрин и охранного освещения, до автотюнинга.

Но последние несколько лет их активно вытесняют с рынка светодиодные аналоги, ведь если сравнивать светодиодные и галогенные лампы, то можно легко прийти к выводу, что последние уступают по всем параметрам.

Сравнение галогенных и светодиодных ламп

Светоотдача – один из важнейших параметров любого искусственного источника света, показывающий, сколько света генерируется на 1 Вт затраченной мощности. Светоотдача галогеновых ламп составляет 15-25 Лм/Вт, в то время как светоотдача светодиодных ламп доходит до значений 100-120 Лм/Вт, что означает, что светодиодные лампы потребляют электроэнергии 4-5 раз меньше чем галогенные.

световая отдача

Ресурс – средний ресурс галогенной лампы при соблюдении условий эксплуатации составляет около 2 тыс. часов, срок эксплуатации светодиодных ламп начинается с 20 тыс. часов и может доходить до 100 тыс. часов в зависимости от качества и эксплуатационных условий.

Напряжение питания – светодиодные и галогенные лампы выпускаются как под напряжение питания 220 В, так и под 12 В. Благодаря этому очень легко заменить любые галогеновые лампы на современные светодиодные, а поскольку энергопотребление светодиодов значительно меньше можно не переживать, что мощности блоков питания будет не хватать.

виды лампывиды светодиодной лампы

Индекс цветопередачи – важный параметр, от которого зависит, насколько естественно будут выглядеть предметы при искусственном освещении. Галогенные и большинство светодиодных ламп имеют индекс цветопередачи Ra ≥90, что является очень хорошим показателем.

индекс цветопередачи

Коэффициент пульсаций – качественные светодиодные и галогеновые лампы имеют минимальные коэффициенты пульсаций 2 и 7% соответственно, такие значения удовлетворяют самым строгим требованиям.

Цветовая температура – галогеновые ламп излучают в диапазоне от 2700 до 3000 К, что является одной из наиболее часто используемых цветовых температур. Светодиодные лампы выпускаются во всех спектрах цветовых температурах от 2200 до 7000 К, что позволяет вам легко подобрать оптимальный вариант.

цветовая температура

Прочность конструкции – галогеновые лампы весьма хрупкие изделия, они плохо переносят вибрации и удары, в то время как светодиодные лампы не имеют такого недостатка.

Устойчивость к перепадам напряжения – галогенные лампы довольно чувствительны к перепадам питающего напряжения, у светодиодных ламп такой проблемы нет.

Экологичность – галогеновые и светодиодные лампы оказывают минимальное влияние на окружающую среду, благодаря чему ни не требуют специальной утилизации.

галогеновая лампасветодиодная лампа

Цена – самый интересный вопрос при сравнении. Стоимость одной светодиодной лампы G4 эквивалентна набору из 4 галогенных ламп, но следует учитывать, что по экономичности светодиодная лампа превосходит галогенную как минимум в 4 раза, а по сроку эксплуатации минимум в 10 раз. Несложные расчеты показывают, что на примере установки одной светодиодной лампы с цоколем G4 вместо галогенной, мы сможем сэкономить минимум 180 грн.:

• При эксплуатации 20 000 тыс. часов светодиодная лампа израсходует 40 кВт*час., а галогенная — 200 кВт*час, что в денежном эквиваленте по минимальному тарифу составляет 36 грн. против 180 грн.

• За время эксплуатации 1 светодиодной лампы (мин. 20 000 час.) вам потребуется заменить 10 галогенных, что в денежном эквиваленте составляет ~23 грн. против 60 грн.

Существенным недостатком галогенных ламп является сильный нагрев (до 600 градусов), из-за чего необходимо использовать специальные светильники, поскольку существует риск возгорания предметов, которые касаются стекла лампы. Также следует отметить и необходимость установки галогенных ламп в перчатках, поскольку при загрязнении колбы происходит ее неравномерный нагрев, что приводит к выходу из строя лампы.

Галогенные лампы нежелательно использовать в помещениях с повышенной влажностью, поскольку при образовании конденсата на колбе, может произойти разрушение лампы.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что галогенные лампы довольно хороший источник света, который значительно превосходит люминесцентные лампы и лампы накаливания, по многим параметрам, но уступает светодиодным лампам по экономичности и эксплуатационным характеристикам.

  • Бесплатная доставка по Украине от 3000 грн.

при условии 100% оплаты

Какой автомобильный тип света выбрать: ксенон галоген, или светодиод?

Сравнение ксеноновых, галогеновых и светодиодных ламп

Итак, осветительный прибор ― это излучатель, устанавливающиеся заводом на передней части транспортного средства. Главной целью является подсвечивание дорожного полотна. Свечение не должны создавать бликов, ослеплять двигающийся навстречу транспорт.

Главной целью автотранспортного электрооборудования является возможность подсвечивать дорожное полотно при любых ситуациях, при любых погодных условиях, давать возможность другим участникам дорожного движения видеть автотранспорт, стать осведомленными о его присутствии.

9 из 10 автовладельцев скажут, что улучшили бы для своего авто фары. Проблема, действительно, актуальная. Наша страна расположена не в тропической зоне, здесь не редкость явления, как мороз, затяжная осень или весна. При ситуациях разной погоды и t°, водителям часто приходится ездить при плохой освещенности дорожного полотна.

Развитая сеть искусственного электроосвещения есть только в крупных городах, тогда как поселки должны довольствоваться лишь его минимальным количеством. Не стоит забывать о техническом состоянии шоссе, оставляющего желать лучшего.

Учитывая эти факторы, становится ясно, что выбор основной электрооптики — это не способ выделиться среди других автолюбителей, а предпосылка безопасности.

Сегодня известно 3 основных элемента светооптики: галогеновая, ксенон, светодиоды. Решающее значение является заводские возможности авто. Если ваша машина изначально была оборудована ксеноном, не стоит торопиться менять его на светодиоды или галогеновую электрооптику. Скорее всего, вы только ухудшите ее состояние.

Отступать от заводских настроек нужно только, если светоизлучатель недостаточно для безопасного управления на вашей местности.

Разновидности автоламп

Светоизлучатели выполняют одну функцию ― освещают дорожное полотно. Обладают отличиями, а именно бывают 3 системы осветительных прибора: ксенон, галоген, светодиоды. Следовательно, их можно классифицировать в зависимости от технологии светосвечения.

Ксеноновые авто-лампы

Итак, начнем с ксенона, а именно опционного. Кустарный ксенон запрещен законом. Причиной тому послужила его чрезмерно яркое излучение, из-за которого могут случатся ДТП, поскольку столь яркое светоотдача ослепляет со встречной полосы. А что касается опционного ксенона, то в данном случае проблемы схожего характера отсутствуют. Заводской имеет определенную температуру свечения, которое не слепит, хорошо освещая шоссе.

Ксенон состоит из блока розжига, присоединенного проводами к колбе. В этой колбе находится пара электродов, а сама колба заполнена инертным газом, самим Ксеноном. Постоянно подавая блоком высокого напряжения, примерно в 25000 Вольт, между электродами образуется электрическая дуга, горящая в инертном газе. Это весь принцип работы ксенона. Температура свечения данного элемента идет от 3000 до 12000 К., это значит, яркость очень большая, по цвету ближе к синему. Рабочая температура ксенона идет от 4000 до 6000 К., мощность составляет от 3000 до 5000 лм.

Для сравнения – галогеновая лампа светит полторы тысячи лм. Легко понять, что самый слабый ксенон будет светить на два раза ярче, чем самая сильная галогеновая.

Из-за показателей температуры, также мощности, ксенон обладает мощным потоком светоизлучения, который прекрасно освещает дорогу в любую непогоду. Что касается энергопотребления, то ксенон потребляют почти на уровне, как галогеновые, примерно 40-55 Ватт.

Преимущества:

  • Обеспечивают очень хорошее свечение;
  • Потребляют меньше бортовой энергии автомобиля;
  • Располагают очень длительным сроком службы;
  • Как правило, имеют гарантию 12 месяцев.
  • Высокая стоимость ламп;
  • Неправильно настроенные — бликают, слепят встречный автопоток;
  • Требуют установки на сервисных центрах для эффективной правильной работы.
Галогеновые авто-лампы

Галогеновые лампы — дешевые, обладают простой конструкцией, поэтому более популярны. Используются внутри бюджетных моделей авто или в младших комплектациях моделей классом выше.

Но здесь же заметно обратную сторону экономии — низкая эффективность. Сегодня галогенки не могут обеспечить тот уровень освещенности, каковой нам предлагают современные аналоги.

Их заявленная низкая цена сегодня ставится под вопрос. Ведь галогеновые приборы очень быстро выходят из строя из-за высоких температур, постоянной тряски. Иногда срок службы не превышает 4 месяцев использования.

Галогеновые лампы рекомендуется использовать тогда, когда:

  • Противотуманки — для широкого низконаправленного освещения дороги. Светодиоды справятся с этой задачей хуже, но зато их можно использовать в качестве ДХО.
  • Дальний свет — теплый оттенок таких ламп хорошо проявляет себя при дождях, снеге.
  • Дополнительная иллюминация для джипов.
Различия ксеноновых ламп от галогеновых

Ксенон намного эффективней галогенок. К тому же, служат дольше, поэтому экономичней. Есть одна особенность — установить их можно только для фар соответствующего типа.

Ксенон отличается формой светового пучка, формирующегося поверхностью отражателя или шторкой линзы. Ксенон с галогеновой «галкой» все равно будет ослеплять встречный транспорт.

Поэтому правильная установка ксенона требует значительных затрат. С учетом покупки обычных, не брендовых механизмов, вам понадобятся: лампы с блоками розжига, линзы, омыватель фар, гравировка, ее поклейка. Отказаться от одного из элементов нельзя.

Омыватель — это действительно полезная вещь. Ксенон в полной мере справляются со своими задачами только чистым о грязи. Если будут грязными, тогда начнут слепить встречное движение.

Ксенон рекомендуется использовать в таких случаях:

  • Ближний свет. Несмотря на высокую цену, в дальнейшем он будет намного удобней, чем светодиоды.
  • Фонарь заднего хода — подойдет ксенон, яркие светодиоды.

Светодиоды — тоже непростая конструкция, но нюансов гораздо меньше, чем у ксенона. Существует 2 разновидности светоизлучателей: в форме наборов диодов или в форме специальных устройств для центральной оптики.

Светодиодные лампы

LED (Light Emitting Diode) авто-лампа ― это кристаллический светодиод, вырабатывающий светоизлучение под воздействием напряжения. Данная технология достаточно популярная по России, использующиеся для различных моделей электрических, электронных изделий, автомобили не исключение. Light Emitting Diode эффективен в световых приборах автомобиля, таких как: габариты, стопы, поворотники, подсветки салона, багажника.

Светодиоды для головной оптики по принципу действия похожи на галоген, ксенон. Отличаются наличием собственного радиатора, в некоторых случаях еще оснащается вентилятором охлаждения.

Цена у них не относится к бюджетной, но ниже, чем у ксенона. Еще одно преимущество led — могут вполне себе нормально работать в фарах, изначально предназначенных для галогеновых.

Диоды также отличаются большой экономичностью — им нужно намного меньше электричества, чем ксенону. Хотя с другой стороны, не располагают большим сроком службы, стандартно — 1 год.

Светодиоды рекомендуется использовать в случаях:

  • ближний светоисточник: не эффективней ксенона, но зато проще установить;
  • дальнем светоисточнике с учетом подбора нужной цветовой температуры;
  • габаритных огнях;
  • противотуманках.

Преимущества:

  • Низкое, но максимально эффективное потребление энергии;
  • Многофункциональны;
  • Обладают разными размерами, формой;
  • Отличаются небольшими размерами;
  • Выдают дневной диапазон;
  • Просты, так же легки при установке
  • Дороговизна;
  • Генерируют достаточное количество тепла.

Выводы

Говоря о выводах, хочется отметить, что явного лидера тут нет. Каждый образец имеет свои преимущества, недостатки. Глупо сравнивать светодиоды, ксенон. Все зависит от приоритета, конкретной задачи, какую вы хотите.

Если вам нужен светоисточник высокого качества, тогда определенно стоит рассматривать ксенон или галоген. Если вам нужна лампочке подсветки салона, можете рассматривайте варианты светодиодов или галогенные.

Галогенные лампы ― это идеальное решение с минимальным бюджетом, ксенон идеально подойдет автолюбителям, хотящим получить максимум светоотдачи при безопасности на автодороге. Светодиоды – эффективно экономят бортовую энергию, с максимальной генерацией.

Какой свет фар лучше: галоген, ксенон или светодиоды

Какой свет фар лучше? Сегодня все машины идут со штатной оптикой, рассчитанной на галогеновые, ксеноновые и светодиодные лампочки. Каждый вид обладает своими преимуществами и недостатками.

Что выбрать? Если говорить о цене, то конкурентов обычным галогенкам нет. Да, такие лампочки чаще перегорают, но стоят недорого. С ксеноном могут возникнуть сложности, если устанавливать в непредназначенную оптику. Качество света, срок службы и технологичность за светодиодными фарами.

В этой статье:

  1. От чего зависит качество света фар
  2. Преимущества и недостатки желтого света фар от галогеновых ламп
  3. Плюсы и минусы голубого света фар от ксенона
  4. Преимущества и недостатки белого света фар от светодиодных ламп
  5. Часто задаваемые вопросы о свете фар

Как избежать штрафа до 100 000 р за ошибки в эксплуатации оборудования
Скачайте инструкции по безопасной эксплуатации

От чего зависит качество света фар

Работа головной оптики напрямую зависит от того, насколько правильно отрегулированы фары. Для обеспечения качественного освещения дорожной полосы поток должен быть нормально сфокусирован, в противном случае возникает риск того, что свет фар станет слепить водителей встречного транспорта.

Общее состояние оптики также имеет значение. Такие дефекты, как севшие лампы, нарушение вентиляции внутреннего пространства фары (запотевание), царапины на стекле или неподходящий отражатель, значительно ухудшают освещенность даже при условии использования самых лучших ламп.

Для оптики, рассчитанной на галогеновые лампы, зачастую бывает достаточно заменить имеющуюся модель на близкий, но более мощный аналог. Например, лампа с цоколем h7, h4 или h1 может быть заменена более яркой h7 NIGHT+25 %, что положительно скажется на качестве освещения.

При необходимости более серьезной модернизации можно рассмотреть несколько вариантов изменений: установку ксеноновых или светодиодных ламп в штатные галогеновые фары.

Основным отрицательным моментом в обоих случаях является то, что установка в фары ламп, несоответствующих им по типу, расценивается как изменение заводской конструкции и запрещается отечественным законодательством.

Для ксеноновых ламп применение неподходящих моделей особенно критично, так как проводка и блоки розжига, устанавливаемые при монтаже, сложно спрятать под капотом, и даже при беглом осмотре сотрудник ГИБДД обнаружит нарушение.

В случае с LED-лампами все обстоит несколько проще, так как их установка совсем несложная. Кроме того, правильная регулировка фар улучшает качество освещения и исключает риск ослепить водителей встречного транспорта.

Но светодиодные лампы требуют дополнительного охлаждения. Помимо этого, LED-лампы отличаются высокой стоимостью, которая не всегда соответствует качеству. Также у диодов нелучшие показатели дальнего освещения по причине размытой светотеневой границы. Если задаться вопросом, какая фара дальнего светалучше, то у ксеноновых ламп дальний свет может быть дополнительно улучшен за счет использования линз.

Преимущества и недостатки желтого света фар от галогеновых ламп

Чтобы разобраться в отличиях и сферах применения осветительных приборов, расскажем о разновидностях ламп для света фар, какие из них лучше в разных условиях.

Первая модель галогеновых ламп с цоколем H1 была выпущена в 1962 году и по сей день остается наиболее используемой для автомобильных фар. Эти лампы можно назвать усовершенствованной версией обычных ламп накаливания, так как они имеют сходную конструкцию.

Различие заключается в том, что для продления срока службы в стеклянную колбу, в которой находятся электроды с нитью накаливания из вольфрама, закачивают смесь инертного и галогенного газов. При увеличении температуры атомы вольфрама испаряются и вступают в реакцию с газовой смесью, которая препятствует их осаждению на стенки колбы и способствует возвращению на поверхность нити накала.

Благодаря этому изменению удалось добиться увеличения ресурса лампы и повышения допустимой температуры спирали, за счет чего свечение стало более ярким.

Удержанию позиций на рынке в течение более чем века способствует простота подбора и крайне низкая себестоимость, конкуренцию которой сегодня не могут составить ни ксеноновые, ни светодиодные фары.

Плюсы:

  • Невысокая стоимость. Цена комплекта из двух ламп хорошего качества обычно находится в пределах 1200 рублей.
  • Универсальность. Если цоколь побран верно, то его совместимость с фарой вашего транспортного средства практически полностью гарантируется. Положение спирали в лампах данного типа стандартно, поэтому вероятность ошибки с выбором крайне мала. При этом галогенные лампы можно использовать как с рефлекторной, так и с линзованной оптикой.

Минусы:

  • Короткий срок службы. Ресурс таких ламп обычно колеблется в диапазоне от 500 до 1000 часов, то есть до двух лет эксплуатации.
  • Низкое соотношение мощности/яркости. На 1 Вт мощности лампа выдает около 25 Лм яркости — самый низкий результат по сравнению с существующими на сегодняшний день аналогами.
  • Нагрев лампы. Сильный нагрев влечет за собой постепенное выгорание рефлектора, из-за чего снижается яркость светового потока.

Уйдут ли галогеновые лампы в отставку в ближайшем будущем, зависит от темпов развития других источников света.

Плюсы и минусы голубого света фар от ксенона

В 1991 году появилась новая оптика с газоразрядными лампами, впервые представленная на автомобиле премиум-класса – BMW 7-й серии. Ее основным преимуществом является мощный свет, на порядок превосходящий по эффективности галоген.

Кроме этого, ксеноновые лампы меньше потребляют энергии (на тепло они расходуют всего около 7 % энергии вместо 40) и более продолжительным сроком службы. Увеличения жизненного цикла удалось добиться за счет того, что в ксеноновых лампах свечение дает не вольфрамовая нить накаливания, а дуга разряда, расположенная между электродами, которая способна прослужить до 3000 ч вместо 500-800 ч работы галогеновых ламп.

Но имеются и недостатки, устранить которые производителям не удается до сих пор.

Прежде всего, ксенон требует установки сопутствующей дорогостоящей аппаратуры, такой как блоки розжига и специальные лампы, замена которых производится только парой, в противном случае возникает разница в цвете (со временем цвет ламп изменяется), также понадобятся омыватель и автокорректор. Омыватель необходим из-за того, что такие фары требуют повышенного внимания к чистоте своей поверхности, так как их более мощный и яркий свет, преломляемый загрязненным стеклом, рассеивается во все стороны, слепя водителей из встречного потока движения.

Автокорректор устанавливается для исключения возможности помешать встречному транспорту на неровностях дороги. Вся перечисленная дополнительная комплектация сказывается на конечной стоимости транспортного средства.

Для светового пучка фары имеет принципиальное значение точность изготовления: качество центрирования нити накаливания контролируется на каждом экземпляре. Для закачивания галогена к стеклянной колбе приваривается тонкая трубка. Перед тем как закачать в колбу ксенон, его охлаждают до температуры 190 °С, затем на конечной стадии изготовления лампу подвергают отжигу, это необходимо для того, чтобы температура света достигла нужной величины.

Дефорсированная лампа D5S изначально совмещена с преобразователем напряжения (блоком розжига), вследствие чего пропадает необходимость укомплектовывать оптику дополнительным оборудованием. Это снижает стоимость автомобиля, но в то же время заметно увеличивает цену замены самих ламп.

Компания Phillips решила проблему следующим образом – выпустила лампу, световой поток которой находится в безопасных рамках (2500 люмен), то есть мощнее, чем у галогена (1000-1500), но меньше, чем традиционно у ксеноновых ламп (3500-4000 люмен). Ради снижения стоимости эти лампы также изначально совмещены с блоком розжига и предусмотрены, прежде всего, для установки на доступные малолитражные автомобили.

Плюсы:

  • По яркости ксенон примерно вдвое превосходит галоген, кроме того, он в 5–6 раз долговечнее, потребляет гораздо меньше энергии и практически не нагревается.

Минусы:

  • Долгий запуск. Время, необходимое на разогрев для достижения нужной температуры, — порядка 3 минут.
  • Проблемы с законом. Установка ксеноновых ламп в нештатных фарах, предназначенных для оптики другого типа, является нарушением Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 12.5. пункт 3 («Управление неисправным ТС»). Согласно разъяснениям Верховного суда от 2019 года, привлечение по этой статье возможно в случае соответствия двух пунктов: нарушение режима работы освещения (то есть использование ксенона в фаре для галогена) и несоответствие цвета светового потока. За данное правонарушение водителю грозит лишение прав на срок до одного года.

Если более современные светодиодные фары в ближайшем будущем не станут доступнее по стоимости, есть вероятность, что гибридные ксеноновые лампы, совмещенные с блоком розжига, будут применяться повсеместно.

Преимущества и недостатки белого света фар от светодиодных ламп

Светодиодные лампы «захватывали» транспортные средства постепенно, первым этапом стали стоп-сигналы, затем лампы накаливания габаритного освещения и, наконец, головное освещение.

Впервые новинка появилась на автомобиле премиум-сегмента – в 2007 году светодиодный ближний свет был установлен на Lexus LS 600h. В дальнейшем и для более доступных авто гольф-класса появилась возможность за отдельную плату устанавливать светодиоды.

Вообще, говоря про фары ближнего света и рассуждая, какие из них лучше, можно заключить, что именно светодиодные лампы являются оптимальным решением. На первый взгляд может показаться, что наконец появился совершенный источник света, среди преимуществ которого можно выделить и срок службы, в 10 раз превосходящий ксенон, и скорость срабатывания, также в разы более быструю, чем у конкурентов, и крайне малое энергопотребление.

Но из-за ограничений по пространству производителям приходится жертвовать эффективностью, сокращая количество светодиодов, что, конечно, сказывается на световом потоке. Яркий пример – светодиодная оптика Seat Leon, световой поток которой равен 1600-1700 люмен. Такая небольшая разница в яркости по сравнению со стандартной лампой H7 никак не соответствует значительному отличию в стоимости (на момент выпуска автомобиля цена светодиодов от Seat составляла более 47 000 рублей).

Разумеется, яркость – это не единственный критерий оценивания качества света фар. Так, например, данная оптика в любом случае обеспечивает предельно равномерное распределение светового пучка по дорожному покрытию и светит практически белым светом. Потому как, если разобраться, какой свет фар лучше – белый или желтый, то предпочтение однозначно стоит отдать белому, ведь белый светит ярче и лучше видна дорога и обочина.

Читайте также!

Но все же для достижения максимальной эффективности стоит уделить особое внимание количеству светодиодов, размещенных в фаре, ведь если увеличить их число с 6, как у Seat Leon, до 15, как у BMW, будет достигнут световой поток в 4000 люменов с сохранением всех перечисленных преимуществ LED-оптики.

Плюсы LED-ламп:

  • Длинный срок службы. Лампа имеет запас ресурса более чем на 30 тысяч часов — этого достаточно на срок эксплуатации транспортного средства. Единственный модуль в данной конструкции, предрасположенный к поломкам, — вентилятор активного охлаждения, но этого можно избежать при условии качественного исполнения и правильной установки (в фарах без задней крышки он проработает меньше).
  • Оптимальное соотношение мощности и яркости света. На 1 Вт мощности светодиоды в среднем выдают от 70 Лм — это самый высокий показатель среди остальных видов ламп.

Минусы:

  • Высокая стоимость. Даже если подбирать лампы на китайских маркетплейсах, найти комплект из двух качественных экземпляров менее чем за 2000 рублей едва ли получится. В данном случае будет лучше заплатить больше и взять оригинальную модель от надежного производителя, предоставляющего гарантию.
  • Необходимость отводить тепло. Температурный фактор напрямую сказывается на долговечности и эффективности работы светодиодов, следовательно, для корректного функционирования понадобятся радиаторы или даже кулеры с вентилятором.
  • Увеличенный корпус. Как уже было сказано, дополнительный теплоотвод является обязательной деталью для светодиодов, а для него необходимо пространство, поэтому установить такие лампы получится не во все фары, изначально рассчитанные под компактные галогенные.
  • Зависимость от стабильности питания. Для обеспечения качественного и стабильного света понадобится соответствующий драйвер (IC-драйвер), преобразовывающий переменный ток в постоянный и стабилизирующий его.

Для того чтобы занять лидирующие позиции и вытеснить ксеноновую оптику, светодиодам необходимо сначала окончательно сравняться с ней по эффективности, а затем по себестоимости.

Светодиоды или люминесцентные лампы?

Почему по прошествии всего 10 лет с момента массового появления LED-светильников практически все новые системы освещения создаются на их основе? В чём они лучше или хуже люминесцентных ламп? Попробуем разобраться.

LED или люминесцентные лампы

Когда эта статья была впервые опубликована – а произошло это без малого 10 лет назад – люминесцентные лампы и светильники на их основе занимали доминирующее положение на рынке систем освещения общественных, да и многих промышленных зданий. Появление компактных люминесцентных ламп для установки в стандартные патроны E27, E14 и другие только упрочняло их положение. Почему же по прошествии всего небольшого промежутка времени практически все новые системы освещения создаются на основе светодиодов и в чём они лучше или хуже люминесцентных ламп? Попробуем разобраться.

Историю появления и принцип работы люминесцентных и светодиодных источников света мы здесь затрагивать не будем – интересующиеся могут обратиться к соответствующей статье на нашем сайте.

Экологичность

Здесь LED-лампы в выигрыше. В колбах люминесцентных ламп в обязательном порядке присутствуют пары металлической ртути, необходимые для зажигания электрической дуги. Как многие помнят ещё со школы – ртуть является сильно ядовитым веществом (особенно хорошо это запомнили дети, которым довелось разбить градусник – паника некоторых родителей в таком случае не знает границ). Справедливости ради стоит заметить, что ядовиты только пары ртути, а активно испаряться она начинает только после определённых температур, но картины в целом это не меняет. Нельзя без последствий случайно разбить или выбросить в мусорное ведро люминесцентную лампу – в первом случае желательно проведение процедуры обеззараживания помещения, а во втором обязательна утилизация. И то, и другое, к слову, стоит денег.

Так утилизация одной люминесцентной лампы обходится минимум в 8 рублей (на начало 2019 года). Причём такая цена справедлива только в том случае, если эти лампы на соответствующее предприятие доставляются за свой счёт и целыми ящиками. А вот утилизировать десяток ламп будет стоить в два раза дороже – по 16 рублей за штуку. И это без учёта транспортных расходов. А чтобы исключить элемент экологической безответственности, такая процедура по закону для организаций фактически является обязательной. Так что юридическим лицам при покупке люминесцентной лампы сразу стоит добавить к её стоимости цену последующей утилизации.

КПД и световая отдача

В данном случае мы говорим о КПД как о той части затраченной энергии, которая пошла непосредственно на получение света от источника. Есть распространённое заблуждение, что светодиоды имеют в данном случае какие-то рекордные показатели – чуть ли не 99%. Но это не так. КПД даже самых передовых разработок в этом направлении пока не превышает 40%. И это только сам светодиод. Добавим к этому КПД блока питания и получим реальное значение для распространённых коммерческих продуктов со светоотдачей около 140 люмен на ватт на уровне 20-25%%. Всё остальное превращается в тепло. В том числе и по этой причине светодиодные лампочки в корпусах из дешёвого пластика с низкой теплопроводностью имеют такой маленький срок службы – они просто перегреваются.

Люминесцентная лампа здесь также проигрывает своим более современным собратьям. Поскольку фундаментальные разработки в данном направлении практически не ведутся, световая отдача этих источников света в обозримом будущем вряд ли поднимется выше современных 80-100 люмен на ватт, что даёт КПД около 10-15%%. То есть в самом оптимистичном – для люминесцентных ламп – варианте на четверть ниже светодиодов. В реальной жизни разница больше.

Эргономика

Всем знаком электрический треск и гудение, которыми зачастую сопровождается работа светильников с люминесцентными лампами. Добавим к этому помехи радиоприборам, звукоусиливающей аппаратуре и – что самое главное – видимое глазу мерцание света, особенно хорошо заметное на долго бывших в эксплуатации приборах. Хотелось бы сказать, что светодиодные лампы лишены всех этих недостатков… Но нельзя. Точнее – можно, но не всегда. Рынок диктует свои требования, и производители всё чаще начинают использовать низкокачественные компоненты в преобразователях напряжения, установленных в светодиодных источниках света. Мерцание? Пожалуйста. Помехи радио? Конечно. Гудение и треск? Честно говоря, пока лично не сталкивались, но дальнейшее удешевление процесса производства может привести и не к такому.

Опять-таки справедливости ради следует заметить, что LED-лампы – даже низкокачественные – имеют меньшую выраженность этих раздражающих факторов. Тот же коэффициент пульсации, например, даже у худших представителей семейства светодиодных источников не превышает 5-8%%. Ну а у хороших ламп и светильников этот показатель и вовсе менее 1%, к тому же — они не трещат, не гудят и вообще не издают никаких посторонних звуков. Люминесцентные лампы также могут достичь такого показателя пульсации, посторонних шумов и помех – при условии использования современной и качественной электронной пускорегулирующей аппаратуры. Но вспомните про рынок и его постоянное требование: ещё больше, ещё дешевле. В таких условиях качественные ЭПРА – это роскошь.

Работа с плохими электросетями

Падение напряжения в питающей сети для люминесцентной лампы – это проблема. В таких условиях разряд не может поддерживаться постоянно, и лампа начинает мигать – тухнуть и снова разгораться через какое-то время. Что очень раздражает. Светодиодные лампы с качественными блоками питания прекрасно функционируют в очень широком диапазоне питающего напряжения. Заметили слово качественными? Да, здесь снова существует проблема рынка. Многие современные светодиодные лампы – особенно компактные лампочки под патроны E27 и E14 – для удешевления имеют весьма простую схему преобразователя напряжения. Вместо активных компонентов качественных высокочастотных выпрямителей они обходятся куда более простыми решениями. Например – диодными мостами, которые мы описывали в статье о защищённых от радиации источниках света.

Такие лампы и светильники ничего не могут поделать с понижением напряжения. Они не будут мигать так, как мигают в такой ситуации их люминесцентные собратья. Но при этом количество света от них будет уменьшаться… и уменьшаться… и уменьшаться. У светодиодных источников света с качественными блоками питания разница в яркости свечения при напряжении в 230 и, скажем, 180 вольт – едва ли будет заметной на глаз, если вообще будет.

Механические характеристики

Большая часть люминесцентной лампы представляет собой герметичную стеклянную колбу. В то время как светодиодные источники – даже линейные, аналогичные по конструкции люминесцентным – имеют корпус из пластика. И хотя лично мне – автору статьи – как-то раз без особого труда удалось уронить и разбить пластиковую LED-лампу – это скорее исключение. Промышленные источники света на основе светодиодов получают корпуса из алюминия и ударопрочного оптического поликарбоната. На нашем сайте есть целая серия крэш-тестов, которые наглядно демонстрируют прочность таких решений.

Также заметим, что светодиоды спокойно светят при низких температурах, чем люминесцентные лампы похвастаться в большинстве своём не могут. Ну а ещё одним важным преимуществом LED-освещения является то, что с его помощью создают куда более сложные конструкции, чем это возможно с люминесцентными лампами, в любом случае ограниченными геометрией стеклянных колб. Отсюда – широта дизайнерских решений, а также новых и подчас неожиданных идей.

Срок службы

Здесь светодиодные светильники на коне. Их заявленный срок службы составляет, как правило, не менее 50 тысяч часов. Люминесцентные лампы в большинстве своём обладают куда меньшей долговечностью и работают около 10 тысяч часов. Хотя есть отдельные образцы, например – OSRAM LUMILUX XXT T8, которые вполне могут проработать и 75 тысяч часов. Но это исключение.

Люминесцентные лампы также сильнее подвержены деградации световых характеристик с течением времени. Коэффициент эксплуатации – величина, показывающая насколько уменьшится световая отдача светильники в течение всего его срока эксплуатации – для светодиодных источников принимается равным 0.85 – 0.9. В то время как для люминесцентных ламп – это 0.66 – 0.75. А значит люминесцентные лампы нужно либо ставить в больших количествах – чтобы на начальном этапе они работали со значительным превышением требований по освещённости – либо чаще менять. И то, и другое – это дополнительные затраты и увеличение стоимости владения осветительной системой.

Также следует отметить, что с течением времени по мере деградации слоя люминофора (его прогорания), изменяется спектральный состав света от люминесцентных ламп. Сам цвет свечение смещается в зеленоватую область, а в спектре появляется ультрафиолет. Поэтому целый день смотреть непосредственно на такую лампу всё-таки, пожалуй, не стоит.

Цена

Ещё 5 лет назад стоимость светодиодных решений в разы превышала цену люминесцентных ламп. Сейчас эта ситуация уже не столь драматична – в большом количестве появились дешёвые светодиодные лампы. Но, к глубокому сожалению, их реальные потребительские характеристики – срок службы, качество света и прочие – зачастую оказываются очень далеки от того, что производитель заявляет на упаковке. Поэтому можно сказать так: качественные светодиодные лампы по-прежнему стоят дороже качественных люминесцентных ламп. Но они того стоят.

Для снижения инвестиций при переходе с люминесцентного освещения на светодиодное появились переходные решения. Например – светодиодные лампы с привычным для люминесцентных светильников цоколем Т8, позволяющие использовать старые корпуса. Опять-таки, к сожалению, ещё ни одного долговечного решения среди подобных изделий лично мне не встречалось. Проблема состоит в том, что блок питания размещён в одном замкнутом пластиковом корпусе со светодиодами и вся эта конструкция заключена в ещё один корпус – уже самого светильника. И такой нагрев совсем не увеличивает срок службы.

Итог

Будущее – за светодиодными лампами. Точнее – за твердотельными источниками света, потому как светодиоды – это всего один из представителей этого класса. LED-источники в сравнении с люминесцентными предлагают большую экологичность, лучшие потребительские характеристики и срок службы. Но при этом имеют большую цену. Появление дешёвых решений, сопоставимых по цене с традиционными газоразрядными лампами – в настоящее время – это шаг назад, а не вперёд, потому что их качество оставляет желать лучшего и отчасти компрометирует всю отрасль. Ведь, к глубокому сожалению, низкокачественная светодиодная лампа зачастую работает даже меньше, чем старая добрая лампа накаливания.

Ну а для тех, кто уже морально готов к переходу на LED-освещение, мы подготовили обширный раздел с аналогами устаревших источников света. С заменами конкретно люминесцентных ламп можно ознакомиться здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *