В поисках лучшего аккумулятора: выбирайте по правилам
Выбираем аккумулятор: что нужно учесть?
Многие автолюбители идут по самому простому пути и выбирают точно такой же аккумулятор, как тот, которым они пользовались много лет. Но не всегда есть такая возможность. На что опираться при подборе аккумуляторной батареи?
Краеугольный камень: емкость
Емкость – главный параметр, который нужно учесть при выборе. Она отражает количество энергии, которую АКБ расходует в единицу времени (то есть за 1 час). Емкость измеряют в ампер-часах (Ah), а также в миллиампер-часах.
Перед Вами будет стоят непростая задача – выбрать идеальную емкость. Если она меньше положенной, то Вы столкнетесь с проблемами с запуском мотора (особенно если на дворе зима). Если емкость больше, то бортовая система автомобиля попросту не сможет справиться к ее зарядкой.
Каждый производитель АКБ снабжает свою продукцию таблицей, по которой легко определить, какие аккумуляторы лучше для легкового автомобиля, минивэна, внедорожника и др.
Имеет значение: размер
Какой аккумулятор по размеру лучше купить на автомобиль? Ответ прост: тот, который идеально подходит к штатному месту. Но есть и нюансы: дело в том, что европейские и азиатские АКБ не совпадают по размерам.
Так, стартерные батареи, которые произведены в Евросоюзе, располагают следующими габаритами:
Крепко-накрепко: крепление
От того, правильно ли Вы выбрали тип крепления, зависит надежность фиксации устройства на штатном месте.
В европейских аккумуляторах используются специальные выступы на корпусе («юбка»). А вот у азиатских батарей корпус гладкий: они фиксируются на штатном месте при помощи пластин, которые прижимают их сверху.
Если крепление выбрано неправильно, аккумулятор будет «болтаться», что приведет к быстрому выходу устройства из стоя.
Обслуживать или нет: вот в чем вопрос?
Все аккумуляторы делят на два вида – обслуживаемые и необслуживаемые.
Обслуживаемые АКБ нуждаются в том, чтобы Вы регулярно отслеживали уровень и плотность электролита.
Необслуживаемые АКБ не требуют Вашего вмешательства, что экономит время и силы.
Что еще учесть?
Вы выбрали АКБ по ключевым параметрам. Но и это не все:
- Проверьте, нет ли на корпусе подтеков, сколов, трещин или царапин. Если они есть, скорее всего, перед Вами батарея, которая уже была в использовании.
- Посмотрите, когда был изготовлен аккумулятор. Оптимально, если его выпустили менее года назад.
- Попросите консультанта проверить напряжение аккумуляторной батареи при помощи мультиметра, посмотрите, работает ли устройство с нагрузочной вилкой.
Как ухаживать за АКБ?
Продлить ресурс батареи помогут несложные рекомендации:
- Не допускайте полной разрядки аккумулятора.
- Новую АКБ поставьте ненадолго на зарядку, чтобы привести ее в оптимальный рабочий режим.
- Если ездите только на маленькие расстояния по городу, заряжайте батарею раз в месяц. Но можно давать ей и периодическую нагрузку – например, отправляться в загородное путешествие.
Как выбрать аккумулятор для автомобиля?
Автомобильный аккумулятор время от времени требует замены по разным причинам: истёк срок эксплуатации, деформировался корпус, выкипает электролит. Любая неисправность грозит проблемами на дороге.
Правильно сделанный выбор АКБ обеспечит бесперебойную работу автомобиля в любых условиях. Хороший аккумулятор гарантирует запуск двигателя даже в сильный мороз.
Какие бывают аккумуляторы
Словом «аккумулятор» ошибочно называют весь прибор. На самом деле это элемент аккумуляторной батареи: пластиковая банка со свинцовыми пластинами, заполненная электролитом. Бюджетный автоаккумулятор типа WET состоит из нескольких соединенных друг с другом секций с раствором серной кислоты и свинцовыми пластинами. Цена зависит от ёмкости. Например, новый аккумулятор Bosch ёмкостью 60 А•ч стоит 6 800 рублей.
Есть и другие виды свинцово-кислотных аккумуляторов. У AGM между пластинами стоят маты из стекловолокна. Они выступают в роли сепараторов и абсорбируют электролит. Батареи AGM служат 5—10 лет, обеспечивают высокий пусковой ток при сильных морозах. Стоят в среднем 12—15 тысяч рублей.
В аккумуляторе типа EFB (от enhanced flooded battery, что означает «улучшенная наливная батарея») используется жидкий электролит, но пластины в них толще, чем в WET. Батареи EFB занимают среднюю позицию между бюджетными АКБ и AGM. Они хорошо переносят частые разряды и перепады температуры. Служат 5—8 лет, стоят в среднем 10 000 рублей.
Если подобрать в машину качественный аккумулятор, то в нормальных условиях он прослужит долго.
Срок службы аккумулятора зависит от материала пластины.
- В малосурьмянистых батареях пластины из сплава свинца и сурьмы осыпаются за 2—3 года.
- У гибридных батарей Ca+ положительная пластина сделана из сплава свинца с сурьмой, отрицательная — из сплава свинца с кальцием. Срок эксплуатации до 4 лет.
- В кальциевых аккумуляторах Ca-Ca кальций в количестве 0,07% добавляется в обе пластины. Благодаря добавке свинец становится прочнее, пластины сохраняются 8—9 лет.
Параметры выбора аккумулятора
При выборе нового аккумулятора, ориентируйтесь на маркировку старого, если он вас устраивал. Можно купить аналогичную модель той же марки или аккумулятор большей ёмкости и другого бренда. Какой лучше выбрать решать вам, руководствуясь собственным опытом и советами профессионалов.
Важно иметь в виду, что покупать аккумулятор меньшей ёмкости, чем рекомендует фирма-изготовитель автомобиля, нельзя. Это может нанести удар по генератору, стартёру и электронике. Для нормальной работы стартёра нужно, чтобы по амперам показатели новой батареи были не меньше, чем у заводского аккумулятора автомобиля. Технические параметры пускового тока, который аккумулятор выдает при запуске двигателя, указаны на маркированной этикетке в амперах.
Характеристики, на которые следует обратить внимание:
- технология изготовления;
- ёмкость;
- пусковой ток;
- резервная мощность;
- габариты;
- полярность;
- тип клемм;
- размер клемм;
- крепление;
- обслуживаемость;
- вес.
Обслуживаемые АБК первого поколения требуют регулярного контроля уровня электролита. Малообслуживаемые свинцово-малосурьмянистые батареи тоже нуждаются в периодическом контроле количества электролита. А у необслуживаемых свинцово-кальциевых батарей с запаянными банками нужно наблюдать только за показателями заряда и подзаряжать аккумулятор, если уровень заряда снизится.
Читайте также другую нашу статью по теме: запотевают окна, что делать?
Ёмкость
Ёмкость — один из ключевых параметров. Она показывает, сколько энергии отдаёт аккумуляторная батарея за один час. Единица измерения — ампер-час. Буквенное обозначение в российской системе А⋅ч, в зарубежной — A⋅h. Этот показатель указывается на наклейке на корпусе, например, 60 А⋅ч.
По ёмкости аккумулятора допустимы небольшие отклонения от рекомендованной производителем автомобиля величины. В сторону «плюса» можно сдвинуться на 20%, в сторону «минуса» на 10%. Если в инструкции по эксплуатации легкового автомобиля рекомендована ёмкость 55 А*ч, то подойдут аккумуляторные батареи ёмкостью от 50 до 66 А*ч. Если этот показатель будет меньше — велик риск, что аккумулятор разрядится. При большей ёмкости перегреется стартёр.
Пусковой ток
Также одна из важных характеристик аккумулятора — пусковой ток. Обозначает максимум величины тока, который батарея может отдать за временной промежуток в 10-30 секунд при температуре минус 18 °С. Указывается на маркировке в амперах (A). Чем выше значение, тем легче запускается двигатель.
Приняты три стандарта маркировки величины пускового тока, которые зависят от географии производителя и страны назначения. В США распространена классификация SAE, в Германии — DIN, в других странах Европы и в России пользуются классификацией EN. Стандарты различаются по техническим параметрам. Средняя величина пускового тока для автомобилей с дизельным двигателем около 300 A, для бензиновых двигателей 255 А.
Полярность
Полярность аккумулятора бывает прямой и обратной. При прямой полярности плюсовая клемма находится слева, минусовая справа. При обратной все наоборот: «плюс» находится справа плюс, «минус» слева. В качестве ориентира возьмите переднюю стенку аккумулятора, на которую наклеена маркированная этикетка.
Выбирая аккумулятор, обратите внимание на расположение и тип клемм. У европейских брендов они утоплены в корпус батареи. У азиатских слегка возвышаются над крышкой.
Определившись с техническими параметрами, не забудьте о двух правилах грамотного покупателя. Во-первых, проверьте дату изготовления на маркировке. В случае, когда аккумулятор произведен год назад, стоит задуматься о целесообразности о его приобретения: не факт, что он не утратил эксплуатационные свойства за период складского хранения. Слишком короткий период гарантии тоже настораживает: часто это свидетельствует о недостаточном заводском качестве.
Вопрос/Ответ
> Какая емкость нужна для аккумулятора грузовой машины?
Минимальная приемлемая ёмкость — 225 А⋅ч. Автомобили с дизельным двигателем часто эксплуатируются в экстремальных условиях. Нужно обеспечить себе гарантию, что батарея не разрядится в неподходящий момент. Если говорить о типе аккумулятора, то лучше выбрать необслуживаемый, так как малообслуживаемые не герметичны.
> Какой тип АКБ выбрать для автомобиля зимой?
Свинцово-кислотные аккумуляторы типа WET дают высокий пусковой ток и демократичны по цене. Но они чувствительно реагируют на глубокий разряд, что на морозе может случиться неожиданно. Батареи типов AGM и GEL работают при температуре до −30 °С, не боятся разряда, но стоят довольно дорого.
> Какой аккумулятор выбрать для дизельного автомобиля?
В бензиновом двигателе в камеру сгорания поступает уже готовая горючая смесь. В дизельном она смешивается непосредственно в камере, куда под большим давлением впрыскиваются дозированные порции топлива. Дизельный аккумулятор подает пусковой ток повышенной мощности.
> Для чего нужен портативный аккумулятор-зарядка автомобилю?
Зарядное устройство используют для запуска двигателя при минусовой температуре и питания энергопотребляющих систем — свет, аудио — при выключенном двигателе.
Как правильно выбрать АКБ?
Приобретение нового аккумулятора – важный шаг, который определяет удобство и надежность эксплуатации машины на много лет вперед. Неудачная покупка чревата постоянными техническими проблемами и плохим запуском при любых неблагоприятных условиях. Если батарея не соответствует фактическим потребностям авто, требует сложного обслуживания или не подходит по размеру, лучше сразу отказаться от покупки и рассмотреть более подходящие варианты. Но для правильного выбора АКБ нужно корректно оценивать ключевые параметры и точно понимать, что нужно для стабильной работы автомобиля в сильный мороз, при частичном разряде, увеличенном потреблении бортовой сети, нерегулярных поездках.
Содержание статьи:
Доступный запас энергии
Неважно, заинтересовала владельца авто выгодная продажа аккумуляторов Banner (Австрия) или скидки на проверенные отечественные бренды, основным критерием выбора остается емкость батареи. Даже самая качественная АКБ, которая не обладает достаточным количеством ампер-часов (запасом энергии), – это не более чем частично разряженный аккумулятор с оптимальными емкостными характеристиками. Один-два неудачных запуска на морозе – и потребуется зарядное устройство или поиск дружелюбного автомобилиста, чтобы прикурить авто. Такой же риск связан с активным питанием потребителей бортовой сети при выключенном двигателе.
Самый простой способ правильно выбрать АКБ по емкости – ориентироваться на рекомендации автопроизводителя или специальную таблицу, в которой увязан требуемый запас энергии с рабочим объемом ДВС. При этом необходимо учитывать способ подачи топлива и тип двигателя (бензин или дизель).
Емкость АКБ, Ач | Рабочий объем двигателя, литров | ||
бензин + карбюратор | бензин + инжектор | дизель | |
44-50 | до 1,2 | до 1,6 | — |
55-60 | 1,2-1,8 | 1,6-2,2 | до 1,5 |
60-70 | 1,8-2,5 | 2,2-3,0 | 1,5-2,0 |
75-80 | 2,5-4,5 | 3,0-3,5 | 2,0-2,7 |
85-90 | 4,5-6,0 | от 3,5 | 2,7-3,5 |
100-130 | 6,0-8,0 | — | 3,5-6,0 |
130-190 | — | — | от 6,5 |
Из-за сильного сжатия энергия для воспламенения топлива в дизельных ДВС на 10-12% выше, чем в бензиновых, что и определяет различия в емкости АКБ для двигателей с одинаковыми рабочими характеристиками. Самыми востребованными являются модели батарей 55-60 А*ч, которые охватывают большинство популярных объемов моторов.
Недостаток емкости
Важно правильно понимать электротехнический смысл номинального резерва энергии, который промаркирован производителем на корпусе батареи как «Ач» и доступен только при условии 100%-ной зарядки, идеального состоянии свинцовых пластин, оптимальной плотности электролита и температуры +25ºС. Например, значение 50 Ач указывает на возможность получения тока силой 50 А течение 60 минут.
Но на практике этот вариант эксплуатации не нужен. Главная функция АКБ – моментальная подача нескольких сотен ампер на стартер для успешного раскручивания коленвала. В результате заявленный час превращается в считанные минуты, которые делятся на сеты по 10-20 секунд (попытки запуска). Чем их больше, тем надежней резерв и выше вероятность удачного старта ДВС в неблагоприятных погодных условиях или при частично разряженной батарее без риска критичной потери напряжения на клеммах ниже 10,5-11В.
Слишком большая емкость
Теоретически и практически возможна эксплуатация на автомобиле аккумулятора со значительным запасом заряда без неудобств и поломок. Среди автомобилистов распространен миф, что АКБ с большей, чем нужно, емкостью подвержена систематическому недозаряду от генератора и способна навредить стартеру. Генератору все равно, куда возвращать выпитый «стакан воды» – в бутылку или ведро. Стартер не станет потреблять избыточные токи, сколько бы их ни было. Ведь физическая величина «ампер-час» не является участником закона Ома, а просто поддерживает процессы с заранее заданными электропараметрами, не влияя на них.
Основная причина возникновения мифа – безответственное поведение водителей грузовиков в прошлом. Значительный резерв емкости допускал беспроблемную эксплуатацию в сильно разряженном состоянии и обеспечивал увеличенное количество попыток запуска. Даже если проблемы были связаны с топливной системой, плохим состоянием свечей и т.д., стартер продолжал бессмысленно крутиться вплоть до выхода из строя из-за перегрева.
Все же стоит сразу отказаться от идеи установки батареи с чрезмерной емкостью. Практически наверняка ее габариты будут намного крупнее, чем параметры штатного места, и она просто не влезет под капот. Лучше купить аккумулятор Moratti, Exide, Delkor номинального размера и емкости, используя табличные значения и рекомендации производителя.
Пусковой ток
При правильном выборе аккумулятора большую роль играет корректное определение тока пуска (стартерный разряд аккумулятора). Эта величина фактически является мощностью батареи и указывает на максимальное количество ампер, которое АКБ способно отдать стартеру за 10-30 секунд для раскрутки маховика, соединенного с коленвалом. Чем выше стартерные токи, тем легче происходит запуск двигателя и тем быстрее израсходуется емкость. Именно поэтому важен баланс между выдаваемыми амперами и поддерживающими их ампер-часами, чтобы всегда иметь резерв дополнительных стартовых попыток.
Функциональное значение пускового тока настолько велико, что применяется особый способ отображения на этикетках батарей. Производители указывают не максимальные значения при оптимальной температуре, а реальные токи холодной прокрутки, которые гарантированно поступят на стартер при –18-20°С. Географические различия в методологии испытаний вносят разбежности в определение итоговой цифры. Например, одни и те же корейские аккумуляторы Solite могут отличаться холодными токами прокрутки по стандартам:
- ETN (Европа);
- SAE (США);
- ГОСТ (Россия);
- DIN (Германия);
- JIS (Япония/Азия).
Наиболее распространен европейский стандарт European Type Number, который присутствует практически на всех АКБ как основной или дополнительный и промаркирован двумя буквами «EN». Чтобы не запутаться в нюансах, используют специальную таблицу соответствия.
Соответствие тока холодной прокрутки в различных стандартах, ампер | ||||
EN | ГОСТ Р 53165-2008 | SAE | JIS | DIN |
230 | 160 | 250 | 290 | 140 |
330 | 195 | 350 | 415 | 200 |
360 | 225 | 400 | 450 | 225 |
420 | 260 | 450 | 425 | 255 |
480 | 290 | 500 | 600 | 280 |
520 | 325 | 550 | 650 | 310 |
540 | 355 | 600 | 675 | 335 |
600 | 390 | 650 | 750 | 365 |
640 | 420 | 700 | 800 | 395 |
680 | 450 | 750 | 850 | 420 |
760 | 485 | 800 | 950 | 450 |
рабочие пусковые значения для машин с бензиновым мотором – 255 А, для дизельных – 300 А. Если все нормально, их будет достаточно для уверенного старта ДВС при отрицательной температуре до –20°С. Но лучше, например, купить аккумулятор Bosch для автомобиля с пусковым током 400-600 ампер и наверняка завести двигатель в лютую стужу. Минимальные рабочие пусковые значения для машин с бензиновым мотором – 255 А, для дизельных – 300 А. Если все нормально, их будет достаточно для уверенного старта ДВС при отрицательной температуре до –20°С. Но лучше, например, купить аккумулятор Bosch для автомобиля с пусковым током 400-600 ампер и наверняка завести двигатель в лютую стужу.
Полярность, тип корпуса и размер
Полярность аккумулятора определяют по расположению плюсовой токовыводной клеммы. Для этого АКБ разворачивают к себе лицевой стороной с логотипом. Если «+» справа – это обратная полярность («0»). Если «+» слева – прямая полярность («1»). Первая характерна для иностранных авто, вторая – для отечественных. Устанавливать батарею с неправильным направлением электрохимеской реакцией строго запрещено из-за рисков короткого замыкания сети, выгорания электроники и ЭБУ, угрозы возгорания. Например, если новый аккумулятор Hankook («Ханкук»), производитель AtlasBX Co. Ltd, Южная Корея, при установке в штатное место под капот невозможно беспроблемно подключить к клеммам из-за резко «укоротившихся» проводов, скорей, это батарея не с той полярностью.
На рынке доступны АКБ в корпусах Европа и Азия. Важных отличий всего три:
- расположение токоотводов – торчащие на крышке (Азия) и спрятанные заподлицо в нишу (Европа);
- диаметр клемм – толстые у Европы («+»/19,5 мм, «–»/17,9мм) и тонкие у Азии («+»/12,7 мм, «–»/11,1мм);
- рабочая высота – нормальная у Европы и увеличенная у Азии (за счет рожек-токоотводов).
Аккумуляторы Америка оснащены фронтальными или боковыми втулками для резьбового крепления подводных клемм болтами 12,7 мм . Стандартная АКБ в корпусе Европа емкостью 60 Ач имеет размер (ДхШхВ) 242х175х190 мм. Батарея Азия 60 Ач короче и выше – 232х 173х225 мм.
Тип и дата изготовления
Технология и дата производства – важные параметры для правильного выбора АКБ, от которых зависят долговечность и удобство обслуживания батареи. «Несвежий» аккумулятор практически наверняка безвозвратно растерял часть емкости, особенно без регулярной подзарядки на складе (в магазине).
Характеристики различных типов АКБ представлены в таблице ниже:
Тип АКБ | Электролит | Срок службы, лет | Безопасный срок хранения («свежести»), месяцев | Пусковые токи | Глубокий разряд, циклов | Саморазряд |
EBF | жидкий | 7-8 | 3-6 | хорошие | 150-200 | умеренный |
Ca/Ca | жидкий | 5-6 | 5-7 | высокие | 3-4 (строго избегать) | минимальный |
HIBRID | жидкий | 6-8 | 8-12 | высокие | 150-200 | низкий |
AGM | абсорбирован в стеклоткань (не жидкий) | 8-10 | 8-12 | высокие | 200-500 | умеренный |
Дата изготовления всегда указана на корпусе. Но у каждого бренда свой подход к маркировке месяца (недели) и года. Например, аккумуляторы Banner дополнены 4-буквенными обозначениями (начальные две – порядковая неделя, последние две – год выпуска). Чтобы преобразовать буквы в привычную дату, достаточно знать латинский алфавит (от A до М) и понимать порядок присвоения цифр (А=0, B=1, С=2…М=12).
Но чтобы наверняка выбрать «свежий» аккумулятор, лучше использовать актуальную информацию о маркировке на официальном сайте производителя (дистрибьютора) или получить профессиональную консультацию менеджера специализированного магазина.
В заключение
Для правильного выбора АКБ необходимо последовательно использовать следующий алгоритм оценки технически-эксплуатационных характеристик:
- резерв заряда (емкость) по объему и типу ДВС, загруженности бортовой сети;
- силу тока холодной прокрутки (стартерный разряд, пусковой ток);
- полярность (прямая или обратная);
- размер под штатное посадочное место;
- вид корпуса (Азия, Европа);
- электрохимический тип (EBF, кальциевый, AGM, гибрид);
- дату выпуска.
Для этого необходимо использовать объем и тип ДВС, загруженность бортовой сети, условия эксплуатации, конструкционные особенности авто. Не стоит подбирать более высокую Азию с открыто торчащими токоотводами в европейский автомобиль, чтобы нивелировать риск контакта клемм с металлическими деталями кузова. И наоборот, низкая Европа может ненадежно крепиться под капотом и потребует переоснащения проводов.
Расчет длительности работы АКБ в часах при определенной нагрузке
Посчитайте суммарную потребляемую мощность приборов на 1 час работы:
Холодильник А-класса — примерно 60-70 Вт/ч. Прочие холодильники — до 150 Вт/ч
Энергосберегающие лампы освещения — 20 Вт/ч, допустим, 15 ламп = 300 Вт/ч
Котел с насосами отопления — 300 Вт/ч
Суммарная потребляемая мощность за час работы в данном случае = 600-700 Вт
Теперь рассчитаем суммарную емкость АКБ:
Берем стандартную систему из восьми 12-вольтовых АКБ по 200 Ач каждая: 12×200×8 = 19200 Вт/ч, умножаем на коэффициент потерь ~0.75-0.8 = 15 кВт/ч общей емкости. Это значение делим на среднюю нагрузку в час и получаем длительность автономной работы системы при взятой среднечасовой нагрузке. В данном случае это около 20 часов.
Надо добавить, что при постоянно высоких нагрузках скорость «съедания» энергии из АКБ возрастает. Еще примечание: данный расчет — теоретический и будет скорректирован в зависимости от множества факторов, таких, как возраст АКБ, температура окружающей среды и т. п.
Коэффициент потерь — 0,8