Задания части 2 ЕГЭ по теме «Этапы эволюции»
1. На рисунках изображены скелет с отпечатком перьев и реконструкция вымершего животного, обитавшего 150–147 млн лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало данное животное? Это животное имеет признаки двух классов. Назовите их. Какие черты строения сближают его с представителями этих классов?
1) эра мезозойская; период юрский;
2) с рептилиями животное сближает наличие челюстей с зубами, длинного хвоста из несросшихся позвонков и развитых пальцев с когтями на передних конечностях;
3) с птицами животное сближает наличие перьевого покрова и крыльев
2. На рисунке изображены отпечатки листа, семени и реконструкция вымершего растения, обитавшего 350-285 млн. лет назад. Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите, в какой эре и каких периодах обитал данный организм. Это растение имеет признаки двух отделов, последовательно свормировавшихся в ходе эволюции. Назовите эти отделы. Какие черты внешнего строения позволяют отнести изображенное растение к этим отделам? Как называют группу вымерших растений, имевших такие признаки?
1) Эра Палеозойская, периоды каменноугольный и пермский.
2) Отдел Папоротниковидные: отпечаток листа (вайи), характерного для папоротников.
3) Отдел Голосеменные: наличие семян.
4) Группа Семенных папоротников.
3. На рисунке изображены скелет и реконструкция древнего вымершего позвоночного животного, обитавшего 367–362,5 млн лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм. Назовите класс, к которому можно отнести это животное. Какие черты строения скелета позволяют отнести его к этому классу?
1. Палеозойская эра, девонский период.
2. Класс Земноводные.
3. Развитые пятипалые конечности, один шейный позвонок, отсутствие грудной клетки.
4. На рисунке изображены скелет и реконструкция вымершего животного, обитавшего 225–210 млн лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм. Это животное имеет признаки двух классов. Назовите эти классы. Какие черты строения скелета и реконструкции животного позволяют отнести его к этим классам?
1. Мезозойская эра, триасовый период.
2. Животное имеет признаки классов Пресмыкающихся и Птиц.
3. Признаки пресмыкающихся: зубы, длинный хвост, когти на пальцах передней конечности.
4. Признаки птиц: крылья, перья, цевка.
5. Какие ароморфозы обеспечили развитие древнейших организмов в архее и протерозое? Укажите не менее четырех ароморфных признаков и их значение в эволюции.
1) появление фотосинтеза обеспечило синтез органических веществ, накопление кислорода в воде и атмосфере, образование озонового экрана;
2) появление аэробного типа обмена веществ обеспечило синтез большого количества АТФ и снабжение организмов энергией;
3) половой процесс привел к появлению у организмов разнообразных признаков – материала для эволюции;
4) появление многоклеточности, дифференциация клеток, формирование тканей и органов;
5) появление эукариот, что обеспечило разнообразие организмов разных царств живой природы.
6. В истории развития биологии рассматривают разные гипотезы возникновения жизни на Земле. Какие основные вещества и структуры, по гипотезам А.И. Опарина и Д. Холдейна, образовались в результате химической эволюции в процессе возникновения жизни на Земле? Какие условия способствовали этому процессу?
Вещества и структуры:
1) абиогенный синтез органических веществ (мономеров) из неорганических соединений;
2) абиогенный синтез биополимеров из мономеров;
3) образование коацерватных капель, или коацерватов, из биополимеров;
4) формирование липидно-белковых мембран на границе разных сред (воды, суши, воздуха)
5) образование пробионтов.
Условия:
6) электрические разряды;
7) солнечная радиация;
8) водная среда.
7. Почему ныне живущую кистеперую рыбу латимерию нельзя считать предком земноводных? Приведите не менее трех доказательств.
1) предки земноводных жили в пресных водоемах, в прибрежной зоне, а латимерия приспособлена к жизни в глубинах соленых водоемов (океане);
2) предки земноводных могли дышать атмосферным кислородом с помощью легких, а латимерия атмосферным кислородом не дышит;
3) предки земноводных могли передвигаться по дну водоема с помощью парных плавников, латимерия с помощью парных плавников может только плавать в воде
8. Миллер и Юри в своём эксперименте доказали возможность абиогенного синтеза органических веществ (синтез веществ без участия живых существ). В чём заключалась суть их эксперимента и что они хотели подтвердить?
1) они воссоздавали состав атмосферы на планете Земля в таком виде, в каком она существовала (по предположениям) до появления живых существ;
2) также воссоздавались условия молодой планеты: высокая температура, электрические (грозовые) разряды;
3) Миллер и Юри пытались подтвердить возможность образования жизни из неживого при тех условиях, которые существовали на молодой планете;
4) в воссозданных ими условиях происходил абиогенный синтез биологически важных органических веществ.
9. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле? Укажите не менее трех последствий.
1) Фотосинтезирующие организмы создают питание для гетеротрофов, это способствовало эволюции животных.
2) Накопление в атмосфере кислорода привело к возникновению кислородного дыхания – самого выгодного способа энергетического обмена.
3) Возникновение озонового экрана уменьшило поток солнечной радиации, падающей на землю, и позволило организмам выйти из океана на сушу.
10. На рисунке изображены отпечатки листа (1), семени (2), реконструкции шишек и вымершего растения (3), обитавшего 350-275 млн. лет назад. Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите, в какой эре и каких периодах обитал данный организм. Это растение палеоботаники считают предковой формой одного из современных отделов растений. Назовите этот отдел. Приведите соответствующее доказательство. От какой древней группы растений могли произойти растения названного отдела? Ответ обоснуйте.
1) эра — палеозойская, периоды — каменноугольный, пермский;
2) отдел Голосеменные: наличие шишек и семян, развивающихся в шишках;
3) древние голосеменные произошли от семенных папоротников, у которых впервые появились семена
11. На рисунке изображены отпечаток и реконструкция вымершего животного, обитавшего 348 млн лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм. Назовите класс, к которому можно отнести данное животное. Укажите три признака внешнего строения, которые позволяют отнести данное животное к этому классу. Могло ли это животное участвовать в опылении растений? Ответ обоснуйте, используя сведения о времени его жизни.
1) данный организм обитал в палеозойской эре, в каменноугольном периоде;
2) данное животное можно отнести к классу насекомых, потому что у него (1) три пары ног, (2) тело, состоящее из головы, груди и брюшка, (3) имеются крылья;
3) данное животное не могло участвовать в опылении растений, так как цветковые растения (которые опыляются насекомыми) появились гораздо позже — в меловом периоде мезозоя
12. На рисунке изображены окаменелость вымершего морского животного аммонита, обитавшего 167 млн. лет назад, и его медиальный (серединный, располагающийся ближе к срединной плоскости) срез. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм. Назовите тип, к которому можно отнести это животное. Что позволяет отнести данное животное к этому типу? Какое значение для животного имели воздушные камеры, различимые на медиальном срезе? Объясните механизм их функционирования.
1) эра – мезозойская, период – юрский;
2) тип Моллюски – наличие (внешней спирально закрученной) раковины;
3) камеры обеспечивали движение моллюска в толще воды (плавучесть) за счет изменения давления воздуха в камерах (плотности тела): при уменьшении плотности тела моллюск всплывал, при увеличении – погружался.
13. На рисунке изображены окаменевший череп и реконструкция вымершего животного, обитавшего 267 млн. лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данные организм. Признаки какого класса имеет данное животное? Укажите их. Какой трофический уровень занимало это животное в древней экосистеме? Ответ обоснуйте.
1) эра – палеозойская, период – пермский;
2) класс Млекопитающие – дифференцированные зубы, наличие волос;
3) занимало третий (четвертый-пятый) трофический уровень, так как являлось хищником, имело хорошо развитые клыки.
14. В чем состоит значение высших растений в историческом преобразовании биосферы? Приведите не менее четырех значений.
1) создали разнообразные экосистемы;
2) создание экологических ниш для разных видов животных;
3) обеспечили формирование почв, увеличили их плодородие;
4) увеличили общую биомассу (продукцию органических веществ) в биосфере;
5) из их остатков сформировались залежи каменного угля, торфа, нефти, газа.
15. На рисунке изображены череп, скелет передней конечности и реконструкция вымершего животного, обитавшего 282-260 млн. лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм. Это животное имеет признаки двух классов. Назовите эти классы. Какие черты строения скелета и реконструкции животного позволяют отнести его к этим классам?
1) эра – палеозойская, период – пермский;
2) класс Млекопитающие – дифференцированные зубы (костное нёбо, развитая жевательная мускулатура, наличие зубных альвеол на челюсти);
3) класс Пресмыкающиеся – конечности по бокам туловища.
16. На рисунке изображены отпечаток и реконструкция вымершего животного, обитавшего 460 млн. лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, В какой эре и каком периоде обитало данное животное. Признаки какого современного типа животных наблюдаются у данного животного? Перечислите те из них, которые видно на рисунках. Что свидетельствует о придонном образе жизни данного животного?
1) эра палеозойская, период ордовикский (должны быть указаны и эра, и период);
2) тип – Членистоногие;
признаки Членистоногих:
3) сегментированное (членистое) тело (наличие отделов тела, сложные глаза);
4) членистые конечности (экзоскелет);
признаки придонного образа жизни:
5) уплощенность тела;
6) глаза на верхней стороне тела (рот на нижней стороне тела)
17. На рисунке изображен скелет вымершего животного, обитавшего 30-38 млн. лет назад. Используя фрагмент “Геохронологической таблицы”, определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм. Назовите класс, к которому можно отнести это животное, и черты строения скелета, позволяющие отнести его к этому классу. Назовите тип конечностей и группу животных, у которых впервые в эволюции появились конечности подобного типа.
1) эра кайнозойская, период- палеоген;
2) класс — Рептилии (Пресмыкающиеся);
3) в скелете несколько шейных позвонков;
4) наличие поясничного отдела позвоночника;
5) плечи и бедра расположены параллельно субстрату (расставленные конечности);
6) наличие грудной клетки;
7) рычажные, пятипалые конечности наземного типа;
8) впервые сформировались у древних земноводных.
18. На рисунках изображены сегмент окаменелости стебля и реконструкция растения, обитавшего около 360-300 млн лет назад. Используя фрагмент “Геохронологической таблицы”, определите, в какой эре и в каком периоде произрастало данное растение. К какому отделу растений Вы бы отнесли данный организм? Какие черты строения сближают его с современными представителями этого отдела? В чем заключалась геологическая роль этих растений на Земле?
1) эра — Палеозойская, период — Каменноугольный;
2) отдел — Хвощевидные (Хвощеобразные, Хвощи, Членистые);
3) членистый (ребристый) стебель;
4) мутовчатое ветвление (расположение боковых ветвей);
5) наличие корневища (придаточных корней);
6) участвовали в образовании каменного угля.
19. На рисунке изображен Майаспондил — вымершая рептилия, обитавшая 100 млн лет назад. Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм. Какой образ жизни вело указанное животное, по каким признакам вы это определили? С какими двумя группами позвоночных животных Майаспондил имеет внешнее сходство? В результате какого эволюционного процесса это сходство сформировалось? Ответ поясните.
1) мезозойская эра, меловой период;
2) водный образ жизни;
3) обтекаемая форма тела;
4) передние и задние конечности превращены в плавники;
5) имеются спинной и хвостовой плавники;
6) внешнее сходство с рыбами (Надкласс Рыбы) и китообразными (класс Млекопитающие, отряд Китообразные);
7) эволюционный процесс — конвергенция;
8) формирование сходного облика у неродственных групп организмов.
20. В 1924 г. русский биохимик А. И. Опарин, а позднее, в 1929 г., английский учёный Дж. Холдейн высказали предположение, что жизнь зародилась на Земле из неживой материи в результате химической эволюции — сложных химических преобразований молекул. Этому событию благоприятствовали сложившиеся в то время на Земле условия. Предположение назвали гипотезой абиогенеза – самозарождения живого из неживого и последующей биохимической эволюции. Согласно этой гипотезе в процессе становления жизни можно выделить 4 этапа. Укажите их.
1) синтез простых органических веществ (мономеров) из газов первичной атмосферы;
2) полимеризация мономеров с образованием цепей белков и нуклеиновых кислот;
3) образование систем, отделённых от внешней среды мембранами;
4) возникновение простейших клеток, обладающих свойствами живого, в том числе репродуктивным аппаратом, осуществляющим передачу дочерним клеткам всех химических и метаболических свойств родительских клеток.
21. Какие ароморфозы в строении клетки обеспечили появление одноклеточных эукариотических организмов в процессе эволюции органического мира? Назовите три ароморфоза. Обоснуйте их значение.
1) обособление ядра (появление ядерной оболочки) способствовало защите наследственного аппарата клетки;
2) увеличение объёма генетической информации привело к разнообразию клеток и организмов;
3) возникновение мембранных органоидов привело к разделению процессов в цитоплазме (разнообразию процессов; усложнению клетки);
4) эндосимбиоз с аэробными бактериями обеспечил появление митохондрий и пластид.
22. Появление диплоидного набора хромосом у организмов сыграло очень важную роль в эволюции органического мира. Приведите не менее трёх последствий этого глобального ароморфоза. Ответ обоснуйте.
1) удвоенная наследственная информация сделала организмы более жизнеспособными, так как случайные вредные рецессивные мутации не приводили к гибели клеток и организмов;
2) в диплоидных клетках сохранялись рецессивные мутации как резерв наследственной изменчивости и естественного отбора;
3) диплоидность привела к появлению нового типа деления клеток — мейозу;
4) диплоидность способствовала увеличению количества комбинаций генов в мейозе и при половом размножении, что привело к генетическому разнообразию организмов.
23. На графике показано изменение содержания кислорода в атмосфере Земли в ходе эволюции планеты. С чем связаны резкий рост концентрации кислорода от точки 1 до точки 2, достижение высокого уровня кислорода в точке 2 и его стремительное снижение на отрезке от точки 2 до точки 3? Ответ поясните.
1) от точки 1 начинается активное развитие (накопление биомассы) фотосинтезирующих организмов;
2) в период от точки 1 до точки 2 растения выходят на сушу;
3) точка 2 — период расцвета высших споровых растений (древесных папоротниковидных);
4) увеличение биомассы растений приводило к повышению количества производимого кислорода;
5) в период от точки 2 до точки 3 произошло массовое пермское вымирание;
6) резко сократилось количество видов и биомасса растений.
24. Какие основные этапы развития «преджизни» выделены в гипотезе А. И. Опарина и Д. Холдейна? Что образовывалось на этих этапах и при каких условиях?
1) абиогенный синтез органических веществ (мономеров) из неорганических соединений под воздействием энергии электрических разрядов или солнечной радиации (из аммиака, метана, углекислого газа и паров воды синтезировались аминокислоты, сахара);
2) абиогенный синтез биополимеров в прибрежных районах на границе водоемов и суши под воздействием солнечной радиации;
3) образование коацерватов — пузырьков с содержимым из полимеров и мономеров;
4) формирование примитивных мембран в виде липидно-белковых пленок вокруг коацерватов.
25. Возможно ли в природе возникновение жизни на Земле абиогенным путем в настоящее время? Ответ обоснуйте с научной точки зрения.
1) это невозможно;
2) первичная атмосфера Земли не содержала кислород (была восстанавливающей), а сейчас она содержит кислород (является окисляющей);
3) в первичной атмосфере Земли была высокая концентрация некоторых соединений, которых в ней нет (почти нет) сейчас;
4) на молодой Земле были особые условия: высокая температура, высокое УФ-излучение и постоянная грозовая активность (электрические разряды) (таких условий на Земле сейчас нет).
26. В начале протерозоя на Земле произошла «кислородная катастрофа», в ходе которой состав атмосферы сильно изменился, прежде всего за счет накопления молекулярного кислорода. Это вызвало массовое вымирание организмов и смену видового состава существовавших тогда сообществ. Какой процесс стал основным источником выделяющегося кислорода? Какие организмы его обеспечивали? Какие организмы подверглись вымиранию в период кислородной катастрофы? Какое значение имело изменение состава атмосферы для последующей эволюции жизни на Земле? Укажите два пункта. Ответ обоснуйте.
1) фотосинтез (оксигенный фотосинтез);
2) цианобактерии (фототрофные прокариоты);
3) вымирали анаэробные организмы (облигатные анаэробы);
4) возникновение кислородного (аэробного) дыхания;
5) аэробное дыхание энергетически более выгодно, чем анаэробное;
6) формирование озонового слоя;
7) обеспечило выход организмов на сушу.
27. На рисунках изображены отпечаток на известняке и реконструкция вымершего животного археоциата — представителя типа губок, обитавшего 525 млн.лет назад. Используя фрагмент “Геохронологической таблицы”, определите, в какой эре и в каком периоде обитал данный организм. Тело археоциата образовано известковым скелетом. Благодаря какой функции живого вещества он образовался? Приведите пример типа современного животного, который имеет известковый скелет. Какой тип питания, вероятнее всего, был у данного животного? С каким образом жизни он мог быть связан?
1) эра — палеозойская, период — кембрийский (должны быть указаны и эра, и период);
2) концентрационной функции живого вещества;
3) фильтрационный тип питания;
4) с прикрепленным (сидячим) образом жизни;
5) кишечнополостные, кольчатые черви, моллюски, брахиоподы, иглокожие (достаточно указать один любой тип).
28. Как называется атмосферное явление, изображенное на рисунке?
Гало — группа атмосферных оптических явлений, характеризуемая возникновением вторичного свечения вокруг источника света, как правило, имеющее форму круга, кольца, дуги, светового столба или «алмазной пыли».
Комментарии
Новый комментарий
На вопрос ещё не добавлено комментариев. Нашли ошибку или считаете, что вопрос некорректно составлен? — расскажите об этом.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Активируйте «полный доступ», чтобы убрать всю рекламу на сайте
Нашли ошибку или есть предложения? — напишите нам
Объясните как называется явление показанное на рисунке
Решение заданий ЕГЭ
- Физика
- Задание 1. Тестовые задания 1 части.
- Задание 2. Тестовые задания 1 части.
- Задание 3. Тестовые задания 1 части.
- Задание 4. Тестовые задания 1 части.
- Задание 5. Тестовые задания 1 части.
- Задание 6. Тестовые задания 1 части.
- Задание 7. Тестовые задания 1 части.
- Задание 8. Тестовые задания 1 части.
- Задание 9. Тестовые задания 1 части.
- Задание 10. Тестовые задания 1 части.
- Задание 11. Тестовые задания 1 части.
- Задание 12. Тестовые задания 1 части.
- Задание 13. Тестовые задания 1 части.
- Задание 14. Тестовые задания 1 части.
- Задание 15. Тестовые задания 1 части.
- Задание 16. Тестовые задания 1 части.
- Задание 17. Тестовые задания 1 части.
- Задание 18. Задания 1 части в выбором ответа.
- Задание 19. Задания 1 части в выбором ответа.
- Задание 20. Задания 1 части в выбором ответа.
- Задание 21. Задания 2 части с развернутым решением.
- Задание 22. Задания 2 части с развернутым решением.
- Задание 23. Задания 2 части с развернутым решением.
- Задание 24. Задания 2 части с развернутым решением.
- Задание 25. Задания 2 части с развернутым решением.
- Задание 26. Задания 2 части с развернутым решением.
- Задание 27. Задания 2 части с развернутым решением.
- Задание 28. Задания 2 части с развернутым решением.
- Задание 29. Задания 2 части с развернутым решением.
- Задание 30. Задания 2 части с развернутым решением.
- Задание 31. Задания 2 части с развернутым решением.
- Задание 32. Задания 2 части с развернутым решением.
- Задания с кратким ответом.
- Задания с развернутым ответом.
- Задание 1. Русская литературная проза XVIII — XX веков.
- Задание 2. Русская литературная проза XVIII — XX веков.
- Задание 3. Русская литературная проза XVIII — XX веков.
- Задание 4. Русская литературная проза XVIII — XX веков.
- Задание 5. Русская литературная проза XVIII — XX веков.
- Задание 6. Русская литературная проза XVIII — XX веков.
- Задание 7. Русская литературная проза XVIII — XX веков.
- Задание 8. Русская литературная проза XVIII — XX веков.
- Задание 9. Русская литературная проза XVIII — XX веков.
- Задание 10. Русская поэзия XVIII — XX веков.
- Задание 11. Русская поэзия XVIII — XX веков.
- Задание 12. Русская поэзия XVIII — XX веков.
- Задание 13. Русская поэзия XVIII — XX веков.
- Задание 14. Русская поэзия XVIII — XX веков.
- Задание 15. Русская поэзия XVIII — XX веков.
- Задание 16. Русская поэзия XVIII — XX веков.
- Задание 1. Простейшие текстовые задачи
- Задание 2. Чтение графиков и диаграмм
- Задание 3. Квадратная решётка, координатная плоскость
- Задание 4. Начала теории вероятностей
- Задание 5. Простейшие уравнения
- Задание 6. Планиметрия
- Задание 7. Производная и первообразная
- Задание 8. Стереометрия
- Задание 9. Вычисления и преобразования
- Задание 10. Задачи с прикладным содержанием
- Задание 11. Текстовые задачи
- Задание 12. Наибольшее и наименьшее значение функций
- Задание 1. Вычисления
- Задание 2. Вычисления
- Задание 3. Простейшие текстовые задачи
- Задание 4. Преобразования выражений
- Задание 5. Вычисления и преобразования
- Задание 6. Простейшие текстовые задачи
- Задание 7. Простейшие уравнения
- Задание 8. Прикладная геометрия
- Задание 9. Размеры и единицы измерения
- Задание 10. Начала теории вероятностей
- Задание 11. Чтение графиков и диаграмм
- Задание 12. Выбор оптимального варианта
- Задание 13. Стереометрия
- Задание 14. Анализ графиков и диаграмм
- Задание 15. Планиметрия
- Задание 16. Задачи по стереометрии
- Задание 17. Неравенства
- Задание 18. Анализ утверждений
- Задание 19. Числа и их свойства
- Задание 20. Задачи на смекалку
- Задание 1. Определение последовательности исторических событий
- Задание 2. Систематизация исторической информации. Установление соответствия
- Задание 3. Выбор исторических событий из ряда других
- Задание 4. Определение термина по нескольким признакам
- Задание 5. Систематизация исторической информации. Установление соответствия
- Задание 6. Систематизация исторической информации. Установление соответствия
- Задание 7. Систематизация исторической информации: множественный выбор
- Задание 8. Знание основных фактов, процессов, явлений 1941–1945 годов
- Задание 9. Знание исторических деятелей VIII – начала XXI в
- Задание 10. История 1914—2012 годов: краткий ответ
- Задание 11. Систематизация исторической информации в таблице
- Задание 12. Анализ текстовых исторических источников
- Задание 13. Анализ исторических карт и схем
- Задание 14. Анализ исторических карт и схем
- Задание 15. Анализ исторических карт и схем
- Задание 16. Анализ исторических карт и схем
- Задание 17. Систематизация исторической информации. Установление соответствия
- Задание 18. Анализ иллюстративного материала
- Задание 19. Анализ иллюстративного материала
- Задание 20. Определение характеристик исторического источника
- Задание 21. Поиск исторической информации
- Задание 22. Анализ исторического источника
- Задание 23. Анализ исторических событий
- Задание 24. Анализ различных точек зрения и их обоснование
- Задание 1 Определение главной информации текста.
- Задание 2 Средства связи предложений в тексте.
- Задание 3 Определение лексического значения слова.
- Задание 4 Постановка ударения.
- Задание 5 Употребление паронимов.
- Задание 6 Лексические нормы.
- Задание 7 Морфологические нормы (образование форм слова)
- Задание 8 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
- Задание 9. Правописание корней.
- Задание 10. Правописание приставок.
- Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н и НН)
- Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
- Задание 13. Правописание НЕ и НИ.
- Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
- Задание 15. Правописание Н и НН в суффиксах.
- Задание 16. Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами.
- Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
- Задание 18. Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения.
- Задание 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
- Задание 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
- Задание 21. Постановка знаков препинания в различных случаях.
- Задание 22. Смысловая и композиционная целостность текста.
- Задание 23. Функционально-смысловые типы речи.
- Задание 24. Лексическое значение слова.
- Задание 25. Средства связи предложений в тексте.
- Задание 26. Языковые средства выразительности.
- Задание 1. Анализ схем и таблиц.
- Задание 2. Выбор обобщающего понятия.
- Задание 3. Соотнесение видовых понятий с родовыми.
- Задание 4. Человек и общество.
- Задание 5. Человек и общество
- Задание 6. Человек и общество
- Задание 7. Экономика.
- Задание 8. Экономика.
- Задание 9. Экономика.
- Задание 10. Экономика.
- Задание 11. Социальные отношения.
- Задание 12. Социальные отношения.
- Задание 13. Политика.
- Задание 14. Политика.
- Задание 15. Политика.
- Задание 16. Право.
- Задание 17. Право.
- Задание 18. Право.
- Задание 19. Анализ ситуаций.
- Задание 20. Определение терминов и понятий.
- Задание 21. Анализ источников.
- Задание 22. Анализ источников.
- Задание 23. Анализ источников.
- Задание 24. Анализ источников.
- Задание 25. Определение признаков, явлений и понятий по контексту.
- Задание 26. Раскрытие теоретических положений на примерах.
- Задание 27. Задание-задача.
- Задание 28. Составление плана доклада по заданной теме.
- Задание 1. Биологические термины и понятия
- Задание 2. Биология как наука
- Задание 3. Генетическая информация в клетке
- Задание 4. Клетка как биологическая система
- Задание 5. Жизненный цикл клетки
- Задание 6. Скрещивание
- Задание 7. Генетические закономерности
- Задание 8. Воспроизведение организмов. Онтогенез
- Задание 9. Многообразие организмов
- Задание 10. Царства Бактерии, Грибы, Лишайники, Растения
- Задание 11. Основные систематические категории
- Задание 12. Организм человека. Ткани. Органы
- Задание 13. Органы и системы органов
- Задание 14. Организм человека и гигиена человека
- Задание 15. Эволюция живой природы
- Задание 16. Движущие силы эволюции
- Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности
- Задание 18. Среды жизни. Биосфера
- Задание 19. Общебиологические закономерности
- Задание 20. Человек и его здоровье
- Задание 21. Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье
- Задание 22. Применение знаний в практических ситуциях
- Задание 23. Анализ текстовой и графической информации
- Задание 24. Задание на анализ биологической информации
- Задание 25. Человек и многообразие организмов
- Задание 26. Эволюция и экологические закономерности
- Задание 27. Задача по цитологии
- Задание 28. Задача по генетике
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Оболочка, вода, осмос»
1. В пробирку с кровью человека добавили такой же по массе 0,1% раствор пищевой соды. Что произойдет с эритроцитами? Почему?
1) раствор в пробирке стал гипотоническим (меньше физиологического 0,9%), концентрация растворенных веществ в растворе меньше, чем в цитоплазме;
2) из-за разницы осмотического давления вода будет заходить в эритроцит;
3) эритроцит набухнет и лопнет (гемолиз).2. Для наблюдения явления плазмолиза в микропрепарате клеток кожицы лука необходимо провести эксперимент. Какие действия нужно провести экспериментатору для обнаружения явления плазмолиза? Объясните результат эксперимента.
1) добавить к микропрепарату гипертонический раствор поваренной соли;
2) наблюдать в микроскоп отхождение (сжимание) цитоплазмы (плазмалеммы, протопласта) от клеточной стенки;
3) вода из клетки диффундирует по законам осмоса в раствор за счет разной концентрации веществ в клетке и растворе; цитоплазма теряет воду и сжимается.3. Известно, что у морских водорослей северных широт концентрация липидов, аминокислот и сахаров в цитоплазме клеток существенно выше, чем у их родственников из экваториальных и субэкваториальных вод. Как можно объяснить такое различие? Почему эти соединения зачастую не используются клетками в процессах энергетического обмена?
1) в северных водах температура ниже, чем в экваториальных или субэкваториальных водах;
2) при низких температурах вода превращается в лед (вода замерзает);
3) чтобы предотвратить замерзание воды, организмы накапливают органические вещества (липиды, аминокислоты, сахара);
4) органические вещества (липиды, аминокислоты, сахара) поддерживают цитоплазму в жидком состоянии (поддерживают гомеостаз);
5) при расходовании таких веществ нарушался бы гомеостаз, поэтому они не используются для метаболических процессов.4. У многих насекомых, живущих в серверном полушарии, концентрация многоатомных спиртов и сахаров в гемолимфе и жировом теле неодинакова в течение года. В какое время года концентрация таких веществ будет сильно повышена? Ответ поясните. Объясните тот факт, что после повышения концентрации данных веществ насекомое часто закапывается в почву или сухие трухлявые пни. Почему концентрация таких же веществ почти не будет изменяться у насекомых, которые способны к ежегодным миграциям? Предположите, как контролируется данный процесс, если известно, что насекомые с удаленными органами зрения не способны регулировать концентрацию спиртов и сахаров.
1) в зимнее время года;
2) многоатомные спирты и сахара понижают температуру замерзания тела насекомого
ИЛИ
2) многоатомные спирты и сахара препятствуют формированию льда в организме насекомого;
3) зимой почва хуже промерзает;
4) в сухих пнях меньше влаги, которая способна запустить процесс формирования кристаллов льда в теле насекомого;
5) мигрирующие насекомые способны на зиму улетать в местообитания с повышенной температурой;
6) процесс может регулироваться длиной светового дня.
Если в ответе в явном виде указано, что закапывание в почву или трухлявые пни снижает вероятность образование льда в теле насекомого, то пункты 3 и 4 считать верными.5. Опишите молекулярное строение наружной плазматической мембраны животных клеток.
1) Основу плазматической мембраны составляет двойной слой фосфолипидов, которые повернуты гидрофобными хвостами друг к другу, а гидрофильными головками к воде.
2) В состав мембраны входят проникающие, погруженные и поверхностные белки.
3) К белкам и фосфолипидам с наружной стороны могут прикрепляться углеводы гликокаликса.6. Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?
1) На рисунке А происходит фагоцитоз, а на рисунке Б пиноцитоз.
2) В этих процессах участвует плазматическая мембрана.
3) Бактерия на рисунке А далее будет переварена: фагоцитозный пузырек сольется с лизосомой, образуется пищеварительная вакуоль, бактерия расщепится на мономеры, которые поступят в цитоплазму.7. Чем отличается по химическому составу цитоплазматическая мембрана растений и животных? Что у клеток этих царств находится на поверхности мембраны?
1) в мембране животных, в отличие от растений, имеется холестерин;
2) на поверхности мембраны животных развит гликокаликс из олигосахаридов;
3) растительная клетка поверх мембраны имеет целлюлозную клеточную стенку.8. Почему эритроцит в пресной воде лопается, а инфузория-туфелька, хламидомонада и хлорелла – нет?
1) Концентрация веществ в цитоплазме клетки выше, чем в пресной воде, поэтому вода будет заходить внутрь клетки из-за явления осмоса.
2) Мембрана эритроцита при наполнении его водой лопнет.
3) Хлорелла имеет клеточную стенку, которая не дает разорваться мембране.
4) Инфузория-туфелька и хламидомонада выкачивают избыток воды с помощью сократительных вакуолей.9. Замороженные яблоки при оттаивании выделяют сладковатый сок. С чем это связано?
1) вода при замерзании расширяется;
2) лед разрывает мембрану и клеточную стенку;
3) вытекает цитоплазма и клеточный сок.10. Известно, что в плазме крови концентрация солей в норме соответствует концентрации хлорида натрия 0,9%. В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните изображение нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое явление. Определите концентрацию соли в стакане с раствором (более 0,9%, менее 0,9%, равна 0,9%).
1) эритроцит в растворе сморщился из-за потери воды;
2) вода поступила из эритроцита в раствор из-за явления осмоса;
3) концентрация раствора соли в стакане – более 0,9%.11. Водомерки — насекомые, входящих в состав нейстона (совокупности организмов, живущих у поверхностной плёнки воды на границе водной и воздушной сред). На концах своих лапок они имеют специальное покрытие из гидрофобного вещества. Какое преимущество это им дает? Что бы случилось, если бы это вещество обладало гидрофильными, а не гидрофобными свойствами? Ответ поясните.
1) гидрофобное вещество отталкивает воду (не имеет сродства к воде);
2) таким образом концы лапок насекомых защищаются от намокания;
3) насекомое может оставаться на поверхности воды (перемещаться по ней);
4) гидрофильное вещество имеет сродство к воде (может растворяться в воде);
5) если бы лапки насекомого были покрыты гидрофильным веществом, водомерка утонула.12. Зимой дороги могут посыпаться реагентами-противообледенителями на основе хлорида натрия, хлорида кальция и других солей. К каким изменениям в водоемах и почве это приводит? Ответ поясните.
1) растворение солей в почве и водоёмах формирует гипертонический раствор (раствор с концентрацией солей выше, чем в клетке);
2) из засоленной почвы растениям тяжелее поглощать воду (в засоленной почве растения теряют тургор);
3) засоление водоемов приводит к нарушению водно-солевого обмена организмов.13. В пробирку с кровью человека добавили такое же количество 0,1%-ного раствора поваренной соли. Что произойдет с эритроцитами крови? Ответ поясните.
1) при добавлении 0,1%-ного раствора соли понижается концентрация солей в плазме;
2) вода из-за явления осмоса поступает в эритроциты;
3) эритроциты начнут набухать, могут лопаться (явление гемолиза).14. Ученый провел эксперимент с клетками эпидермиса листа тюльпана. Клетки помещались в 3%, 7% и 10% раствор поваренной соли (хлорида натрия). Экспериментатор зарисовывал строение исходной клетки и строение клетки через 2 минуты от начала эксперимента. Результаты эксперимента приведены на рисунке. Почему в ходе эксперимента изменяется объем живой части клетки (протопласта)? Что произойдет с клетками, находящимися в 10%-ном раствор соли, если по истечении 2 минут заменить его на дистиллированную воду? Изменится ли объем живой части клетки (протопласта), если в эксперименте вместо 10% раствора поваренной соли (хлорида натрия) использовать раствор с равной протопласту концентрацией соли? Ответ поясните.
1) происходит плазмолиз (объем протопласта уменьшается);
2) вода в процессе осмоса выходит из клетки;
3) произойдет деплазмолиз (объем протопласта увеличится);
4) вода в процессе осмоса будет поступать в клетку;
5) объем живой части клетки не изменится;
6) поступление воды в клетку будет уравновешено ее оттоком из клетки15. Кожицу лука поместили в концентрированный раствор соли. Объясните, что и почему произойдет в клетках. Какие научные методы применяются в этом исследовании?
1) вода из клетки будет поступать в раствор, где концентрация соли выше (благодаря осмосу);
2) в клетках произойдет отслоение протопласта (цитоплазмы) от клеточной стенки (плазмолиз);
3) методы: эксперимент, микроскопия (наблюдение).16. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.
1) в соленом растворе вода из клеток корня будет выходить во внешнюю среду из-за явления осмоса;
2) в клетках корня произойдет отслоение протопласта (цитоплазмы) от клеточной стенки (плазмолиз);
3) нарушится поступление воды в растение, и оно завянет.17. Какие особенности строения молекул воды позволяют ей выполнять её функции в организме?
1) Полярность молекул определяет её функции растворителя гидрофильных соединений.
2) Способность к образованию водородных связей определяет её теплопроводность, плотность.
3) Вязкость определяет свойства слизей, секретов, внутренней среды.18. Как строение клеточной мембраны соответствует выполняемым ею функциям?
1) Двойной слой липидов мембраны обеспечивает избирательное проникновение веществ в клетку.
2) Встроенные белки выполняют транспортную, строительную, сигнальную функции.
3) Встроенные углеводы выполняют структурную и сигнальную функции.
4) Пластичность мембраны позволяет ей осуществлять процессы фагоцитоза и пиноцитоза.19. Определите, модель строения какой клеточной структуры изображена на рисунке. Молекулы какого вещества обозначены цифрой 1? Каковы их функции в этой структуре? Назовите не менее двух функций. С какой стороны (А или Б) находится цитоплазма клетки? Ответ аргументируйте.
1) модель плазматической мембраны;
2) белки;
3) функции: транспортная, рецепторная, взаимодействие клеток, структурная, ферментативная (любые 2 функции);
4) цитоплазма находится со стороны Б от мембраны;
5) поскольку со стороны А на поверхности мембраны расположен гликокаликс20. Известно, что у морских водорослей концентрация органических веществ (сахаров, спиртов и аминокислот) в цитоплазме клеток существенно выше, чем у пресноводных водорослей. Как можно объяснить такое биохимическое отличие морских водорослей от пресноводных? Почему эти соединения зачастую не являются источниками для процессов энергетического и пластического обмена веществ в клетках?
1) в морской воде концентрация солей выше, чем в пресной воде (осмотическое давление в морской воде выше);
2) вода стремится выйти из клеток водорослей во внешнюю среду (осмос направлен в сторону гипертонического раствора);
3) чтобы компенсировать осмотическое давление среды (предотвратить отток воды), морские водоросли накапливают органические вещества (осмотически активные вещества);
4) при расходовании таких веществ нарушился бы гомеостаз (осмотический баланс)21. Определите клеточную структуру, модель строения которой изображена на рисунке. Молекулы какого вещества обозначены цифрой 1? Какова его основная функция в этой структуре? Какая особенность строения и какие свойства молекул этого вещества позволяют ему выполнять эту функцию? Как расположены молекулы данного вещества в представленной клеточной структуре?
1) плазматическая мембрана (плазмалемма, наружная клеточная мембрана);
2) фосфолипид;
3) функция структурная (барьерная);
4) наличие в фосфолипидах гидрофильных головок и гидрофобных хвостов (радикалов жирных кислот) (должны быть указаны оба);
5) гидрофобные хвосты ориентированы внутрь мембраны (гидрофильные головки ориентированы наружу).22. Известно, что соотношение ненасыщенных и насыщенных жирных кислот в клетках растений может меняться в зависимости от условий окружающей среды. В какое время года вы ожидаете найти наибольшую концентрацию ненасыщенных жирных кислот в составе мембранных фосфолипидов у березы повислой (Betula pendula)? Какое значение имеет такая адаптация для выживания растений? Ответ поясните.
1) зимой (при более низких температурах);
2) ненасыщенные жирные кислоты имеют более низкую температуру замерзания;
3) при понижении температуры снижается текучесть мембраны (затвердевают насыщенные жирные кислоты);
4) количество ненасыщенных жирных кислот увеличивается, чтобы сохранить текучесть мембраны.23. Экспериментатор решил установить зависимость объема живой части растительной клетки (протопласта) от концентрации соли в окружающей среде. Для эксперимента он использовал клетки эпидермиса листа тюльпана. Клетки помещались в 10%-ный раствор поваренной соли. Экспериментатор зарисовывал строение клетки в разное время с момента начала эксперимента (0 минут, 1 минута, 2 минуты, 5 минут). Результаты эксперимента приведены на рисунке. Каким термином описывают изучаемое явление? Почему в ходе эксперимента изменяется объём живой части клетки? Что произойдёт, если на стадии двух минут заменить раствор соли на дистиллированную воду?
1) плазмолиз;
2) под действием осмотических сил вода покидает клетку, вызывая уменьшение её объема; ИЛИ 10 %-ный раствор соли является гипертоническим, в таком растворе вследствие осмотического закона вода выходит из клетки; ИЛИ происходит плазмолиз, под действием осмоса вода выходит из клетки;
3) начнёт протекать обратный процесс, так как вода под действием осмотических сил будет поступать в клетку; ИЛИ произойдёт деплазмолиз.24. Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещенными в растворы с разной концентрацией хлорида натрия. Перед началом эксперимента он выяснил, что концентрация хлорида натрия в плазме крови составляет 0,9%. В рамках эксперимента он разделил кровь по двум сосудам, в каждый из которых добавил растворы NaCl с разной концентрацией в соотношении 1:1 (на 1мл крови 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б. Какие изменения произошли с эритроцитами в сосуде А? Объясните данное явление. Раствор какой концентрации NaCl был добавлен в сосуд на рисунке А, а какой в сосуд на рисунке Б?
1) эритроциты на рис. А набухают (увеличиваются);
2) изменение связано с поступлением воды в эритроцит;
3) вода поступила в эритроцит из раствора по закону диффузии (осмоса);
4) в пробирку Б был добавлен раствор с концентрацией NaCl 0,9 % (физиологический раствор), в пробирку А раствор с концентрацией соли меньше 0,9 % (гипотонический раствор) (должна быть указана концентрация в обоих растворах).25. Экспериментатор решил выяснить, как осмос влияет на размер клеток клубня картофеля. Для этого он разрезал клубень на небольшие кусочки одинакового объёма, взвесил их и положил в растворы сахарозы разной концентрации. Выдержав кусочки в растворах в течение 2 часов, экспериментатор измерил массу кусочков снова. Как будет изменяться масса кусочков картофеля, если концентрация сахарозы в растворе выше, чем в клетках клубня? Ответ поясните.
1) масса кусочков картофеля будет уменьшаться;
2) разность концентрации сахарозы создаст осмотический потенциал;
3) вода будет покидать клетки из-за осмоса.26. Квашение — это способ консервирования, основанный на молочнокислом брожении. Альтернативными методами сохранения овощей или фруктов является консервирование с использованием поваренной соли (засаливание) и высушивание до содержания влаги 4-14%. На чем основан консервирующий эффект описанных методов? Ответ поясните.
1) при молочнокислом брожении образуется молочная кислота;
2) в кислой среде происходит угнетение роста и деления гнилостных бактерий (плесени);
3) избыток соли в среде ии высушивание приводят к потере воды микроорганизмами;
4) при воздействии поваренной соли происходит осмос (образуется гипертонический раствор);
5) при высушивании происходит испарение;
6) микроорганизмы погибают (угнетается рост и деление).27. Экспериментатор решил установить зависимость скорости сокращения сократительной вакуоли инфузории туфельки (Paramecium caudatum) в зависимости от концентрации солей во внеклеточной среде. Для этого культуру инфузорий, выращиваемую в нефильтрованной воде, помещали в растворы с концентрацией поваренной соли 3%, 5%, 7%, 10%. Результаты эксперимента представлены в таблице и на графике. Что будет выделять сократительная вакуоль инфузории во внешнюю среду, если известно, что концентрация веществ в цитоплазме инфузории выше, чем в нефильтрованной воде? Почему? Объясните, как связаны между собой частота сокращения сократительной вакуоли и концентрация поваренной соли во внешней среде.
1) сократительная вакуоль будет выделять избыток воды;
2) из-за разности концентраций (под действием осмотических сил) вода будет поступать в цитоплазму инфузории;
3) при увеличении концентрации солей во внеклеточной среде частота сокращения сократительной вакуоли уменьшается;
4) при увеличении концентрации соли во внешней среде в клетку поступает меньше воды.28. В связи с поднятием уровня Мирового океана, которое наблюдается в течение последнего столетия и по прогнозам ученых будет продолжаться дальше, на Планете возрастает дефицит пресной воды, а количество засоленных вод увеличивается. По этой причине растения, имеющие адаптации к обитанию в засоленной среде (галофиты), будут распространяться всё больше. Одна из групп галофитов называется эугалофитами. Это «соленакапливающее» растения с мясистыми органами, клетки которых легко поглощают соли из почвы. Объясните приспособительный механизм эугалофитов к жизни в засоленной среде, используя эти сведения и знания об осмосе. Почему растения без данных адаптаций погибают в такой среде?
1) поглощая соли из почвы, растения накапливают их в вакуолях;
2) осмотический потенциал растений становтся выше осмотического потенциала почвенного раствора ИЛИ солёность клеточного сока (цитоплазмы) выше солёности почвенного раствора;
3) это препятствует обезвоживанию тканей растений из-за осмоса (выходу воды из растения из-за осмоса);
4) у растений без данных адаптаций осмотический потенциал ниже осмотического потенциала почвенного раствора ИЛИ солёность клеточного сока (цитоплазмы) ниже солёности почвенного раствора;
5) вода из-за осмотических сил (осмоса, осмотического давления) выходит из тканей растения во внешнюю среду.29. Ученый провел эксперимент с хламидомонадой. Для этого он помещал культуру клеток хламидомонад в растворы с разной осмолярностью и измерял выброс сократительной вакуоли в минуту. Результаты эксперимента представлены в таблице. В какой среде в норме обитает хламидомонада? Предположите почему изменяется выброс сократительной вакуоли. Почему у хламидомонады в норме имеются сократительные вакуоли, а у малярийного плазмодия они отсутствуют? Ответы поясните.
1) в пресной воде (во влажной почве, на льдах);
2) при повышении осмолярности среды меньше воды попадает к клетку по осмотическому градиенту ИЛИ
при повышении осмолярности среды ток воды в цитоплазму клетки хламидомонады уменьшается;
3) хламидомонада в норме обитает в среде, концентрация веществ в которой ниже, чем в цитоплазме хламидомонады;
4) сократительные вакуоли удаляют избыток воды, поступающей в клетку по осмотическому градиенту;
5) малярийный плазмодий обитает в клетках и тканях организма человека (малярийного комара);
6) клеточная и тканевая среда совпадает по концентрации веществ с цитоплазмой клетки плазмодия.30. В рамках эксперимента учёный поместил кожицу лука в раствор с высоким содержанием хлорида натрия (NaCl) по отношению к концентрации соли в цитоплазме клеток. Как называется такой раствор? Какая из представленных фотографий соответствует тому, что увидел учёный в микроскоп? Ответ поясните. Что необходимо предпринять учёному, чтобы вернуть клетки кожицы лука в физиологическое состояние до эксперимента?
1) раствор с высоким содержанием хлорида натрия (NaCl) по отношению к концентрации соли в цитоплазме клеток называется гипертоническим;
2) фотография 3;
3) можно наблюдать отделение протопласта от клеточной стенки;
4) чтобы вернуть клетки кожицы лука в физиологическое состояние до эксперимента, необходимо поместить их в изотонический или гипотонический раствор.31. На рисунке показаны схема и объемная модель строения фосфолипида. Какой буквой (А-Б) обозначена гидрофобная часть фосфолипида? Почему она проявляет водоотталкивающие свойства? Какой цифрой обозначен остаток молекулы трехатомного спирта? Какая часть фосфолипида полярна?
1) Б — гидрофобная часть («хвост»);
2) углеводородные участки («хвосты») жирных кислот («хвосты» фосфолипидов) неполярны;
3) 3 — остаток молекулы трехатомного спирта (глицерина);
4) полярна «головка» фосфолипида (А).32. В 1972 году С. Сингер и Г. Николсон предложили жидкостномозаичную модель плазматической мембраны. Согласно этой модели в билипидный слой мозаично вкраплены молекулы белков, которые полностью пронизывают мембрану, располагаются на её поверхности или частично в неё погружены. За счет чего белки, пронизывающие мембрану (интегральные белки), удерживаются в таком положении? Каковы функции интегральных белков? Ответ поясните.
1) средняя часть интегрального белка гидрофобна;
2) концевые части интегрального белка гидрофильны;
3) транспортная;
4) сигнальная.33. Экспериментатор исследовал процесс плазмолиза в клетках кожицы лука. Кусочек кожицы лука он помещал на предметное стекло, на которое наносил каплю 10%-ного раствора хлорида натрия. Для фиксации результатов эксперимента исследователь зарисовывал клетки в разное время с момента начала эксперимента 0 минут, 1 минута, 2 минуты, 5 минут. Результаты эксперимента приведены на рисунке. Объясните, почему в ходе эксперимента изменяется объем протопласта клетки кожицы лука. Что произойдёт, если через 5 минут после начала эксперимента фильтровальной бумагой удалить остатки раствора хлорида натрия и нанести на кусочек кожицы лука каплю дистиллированной воды? Как называется это явление?
1) по осмотическому градиенту вода покидает клетку, вызывая уменьшение её объема ИЛИ 10 %-ный раствор соли является гипертоническим, в таком растворе по осмотическому градиенту вода выходит из клетки ИЛИ концентрация соли во внешнем растворе выше, чем в клетке, по осмотическому градиенту вода выходит из клетки;
2) объем протопласта начнет увеличиваться, так как вода по осмотическому градиенту будет поступать в клетку;
3) деплазмолиз.34. Экспериментатор помещал эритроциты, выделенные из крови, в растворы с разной концентрацией хлорида натрия, и наблюдал за изменением их формы и объема под микроскопом. В первом растворе эритроцит съежился, а во втором растворе наблюдалось увеличение объема и разрыв эритроцита (гемолиз). Результаты отражены на рисунке. Объясните, почему произошло изменение объема и формы эритроцитов в эксперименте. Растворы какой концентрации хлорида натрия были добавлены к эритроцитам в первом и во втором случае, если концентрация хлорида натрия в плазме крови составляет 0,9%?
1) в первом растворе концентрация хлорида натрия была выше, чем в эритроците;
2) вода по осмотическому градиенту выходила из эритроцита;
3) во втором растворе концентрация хлорида натрия была ниже, чем в эритроците;
4) вода по осмотическому градиенту поступала в эритроцит;
5) в первом растворе концентрация хлорида натрия была выше, чем 0,9%;
6) во втором растворе концентрация хлорида натрия была ниже, чем 0,9%.35. Экспериментатор опустил кусочки клубня картофеля одинаковой формы и одинаковой массы (1 г) в две пробирки с растворами глюкозы различной концентрации. Спустя час он достал кусочки картофеля из пробирок и взвесил повторно. Результаты экспериментатор занес в таблицу. Объясните результаты эксперимента. Аргументируйте свой ответ.
1) в первой пробирке концентрация веществ была выше, чем в клетках клубня;
2) вода по осмотическому градиенту выходила из клеток клубня;
3) масса кусочков клубня уменьшалась;
4) во второй пробирке концентрация веществ была ниже, чем в клетках клубня;
5) вода по осмотическому градиенту поступала в клетки клубня;
6) масса кусочков клубня увеличивалась.