Кто обязан эксплуатировать линии электропередач
Перейти к содержимому

Кто обязан эксплуатировать линии электропередач

  • автор:

Кто обязан эксплуатировать линии электропередач

Глава 2.3. Воздушные линии электропередачи

2.3.1. Настоящая глава распространяется на ВЛ напряжением (0,38 220) кВ и воздушные токопроводы напряжением до 35 кВ включительно переменного и постоянного тока, обслуживаемые Потребителями.

Правила не распространяются на линии контактной сети, токопроводы для электролизных установок и другие воздушные специальные линии и сооружения, устройство и эксплуатация которых определяется специальными правилами и нормами.

2.3.2. Все вновь сооружаемые и реконструируемые ВЛ и токопроводы должны быть выполнены в соответствии с правилами устройства электроустановок и действующими строительными нормами и правилами.

2.3.3. При согласовании технической документации на вновь проектируемые (реконструируемые) ВЛ и токопроводы Потребители должны предоставлять проектным организациям данные о фактических условиях в зоне проектируемой ВЛ, токопровода (климатические условия, характер и интенсивность загрязнения и др.) и требовать учета этих условий в проектах. Намечаемые проектные решения по новым и реконструируемым ВЛ (токопроводам), присоединяемым к электрической сети внешнего электроснабжения, должны быть согласованы с энергоснабжающей организацией.

2.3.4. Потребитель, которому подлежит сдача в эксплуатацию вновь сооружаемых ВЛ и токопроводов, должен организовать технический надзор за производством работ, проверку соответствия выполняемых работ утвержденной технической документации.

2.3.5. Приемка в эксплуатацию и допуск вновь сооруженных ВЛ и токопроводов должны производиться в соответствии со строительными нормами и правилами и установленным порядком допуска в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок, а также правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством линий электропередачи.

Перед приемкой должны быть проверены на соответствие проекту техническое состояние трассы, опор и других элементов ВЛ (токопровода), заземляющих и молниезащитных устройств, стрелы провеса и расстояния от проводов и тросов в пролетах и пересечениях до земли и объектов.

При сдаче в эксплуатацию токопроводов напряжением выше 1000 В, кроме документации, предусмотренной правилами устройства электроустановок и строительными нормами и правилами, должны быть оформлены:

исполнительный чертеж трассы с указанием мест пересечений с различными коммуникациями;

чертеж профиля токопровода в местах пересечений с коммуникациями;

перечень отступлений от проекта;

акт на монтаж натяжных зажимов для гибких токопроводов;

документы, подтверждающие наличие подготовленного персонала;

необходимые исполнительные схемы;

разработанные и утвержденные инструкции.

2.3.6. При эксплуатации ВЛ должны соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение.

Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен информировать других Потребителей, организации, находящиеся в районе прохождения ВЛ, о требованиях указанных Правил.

Потребитель, которому принадлежит ВЛ, должен принимать меры к приостановлению работ в охранной зоне ВЛ, выполняемых с нарушением правил охраны электрических сетей.

2.3.7. При эксплуатации ВЛ и токопроводов должны проводиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.

При техническом обслуживании должны производиться работы по предохранению элементов ВЛ и токопроводов от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях.

При капитальном ремонте ВЛ и токопроводов должен быть выполнен комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных характеристик ВЛ и токопроводов в целом или отдельных их элементов путем ремонта деталей и элементов или замены их новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики.

Капитальный ремонт ВЛ на железобетонных и металлических опорах должен выполняться не реже 1 раза в 10 лет, ВЛ на опорах с деревянными деталями — не реже 1 раза в 5 лет.

Капитальный ремонт токопроводов должен выполняться по мере необходимости по решению технического руководителя Потребителя.

Перечень работ, относящихся к техническому обслуживанию и ремонту ВЛ и токопроводов, устанавливается типовыми инструкциями по эксплуатации ВЛ.

2.3.8. На ВЛ должны быть организованы периодические и внеочередные осмотры.

Периодические осмотры ВЛ проводятся по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя. Периодичность осмотров каждой ВЛ по всей длине должна быть не реже 1 раза в год. Конкретные сроки в пределах, установленных настоящими Правилами, должны быть определены ответственным за электрохозяйство Потребителя с учетом местных условий эксплуатации. Кроме того, не реже 1 раза в год административно-технический персонал должен проводить выборочные осмотры отдельных участков линий, включая все участки ВЛ, подлежащие ремонту.

Верховые осмотры с выборочной проверкой проводов и тросов в зажимах и дистанционных распорках на ВЛ напряжением 35 кВ и выше, эксплуатируемых 20 лет и более, или на их участках, и на ВЛ, проходящих по зонам интенсивного загрязнения, а также по открытой местности, должны производиться не реже 1 раза в 5 лет; на остальных ВЛ (участках) напряжением 35 кВ и выше — не реже 1 раза в 10 лет.

На ВЛ 0,38 — 20 кВ верховые осмотры должны осуществляться при необходимости.

2.3.9. Внеочередные осмотры ВЛ или их участков должны проводиться при образовании на проводах и тросах гололеда, при пляске проводов, во время ледохода и разлива рек, при пожарах в зоне трассы ВЛ, после сильных бурь, ураганов и других стихийных бедствий, а также после отключения ВЛ релейной защитой и неуспешного автоматического повторного включения, а после успешного повторного включения — по мере необходимости.

2.3.10. Периодические осмотры токопроводов должны выполняться по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, с учетом местных условий их эксплуатации.

2.3.11. При осмотре ВЛ и токопроводов необходимо проверять:

противопожарное состояние трассы: в охранной зоне ВЛ не должно быть посторонних предметов, строений, стогов сена, штабелей леса, деревьев, угрожающих падением на линию или опасным приближением к проводам, складирования горючих материалов, костров; не должны выполняться работы сторонними организациями без письменного согласования с Потребителем, которому принадлежит ВЛ;

состояние фундаментов, приставок: не должно быть оседания или вспучивания грунта вокруг фундаментов, трещин и повреждений в фундаментах (приставках), должно быть достаточное заглубление;

состояние опор: не должно быть их наклонов или смещения в грунте, видимого загнивания деревянных опор, обгорания и расщепления деревянных деталей, нарушений целостности бандажей, сварных швов, болтовых и заклепочных соединений на металлических опорах, отрывов металлических элементов, коррозии металла, трещин и повреждений железобетонных опор, птичьих гнезд, других посторонних предметов на них. На опорах должны быть плакаты и знаки безопасности;

состояние проводов и тросов: не должно быть обрывов и оплавлений отдельных проволок, набросов на провода и тросы, нарушений их регулировки, недопустимого изменения стрел провеса и расстояний от проводов до земли и объектов, смещения от места установки гасителей вибрации, предусмотренных проектом ВЛ;

состояние гибких шин токопроводов: не должно быть перекруток, расплеток и лопнувших проволок;

состояние изоляторов: не должно быть боя, ожогов, трещин, загрязненности, повреждения глазури, неправильной насадки штыревых изоляторов на штыри или крюки, повреждений защитных рогов; должны быть на месте гайки, замки или шплинты;

состояние арматуры: не должно быть трещин в ней, перетирания или деформации отдельных деталей;

состояние разрядников, коммутационной аппаратуры на ВЛ и концевых кабельных муфт на спусках: не должно быть повреждений или обрывов заземляющих спусков на опорах и у земли, нарушений контактов в болтовых соединениях молниезащитного троса с заземляющим спуском или телом опоры, разрушения коррозией элементов заземляющего устройства.

2.3.12. Профилактические проверки и измерения на ВЛ и токопроводах выполняются в объемах и в сроки, предусмотренные нормами испытания электрооборудования (приложение 3).

2.3.13. Неисправности, обнаруженные при осмотре ВЛ и токопроводов и в процессе профилактических проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации (журнале или ведомости дефектов) и в зависимости от их характера по указанию ответственного за электрохозяйство Потребителя устранены в кратчайший срок или при проведении технического обслуживания и ремонта.

Эксплуатационные допуски и нормы отбраковки деталей опор и других элементов ВЛ приведены в нормах испытания электрооборудования (приложение 3).

2.3.14. Техническое обслуживание и ремонтные работы должны быть организованы, как правило, комплексно с минимальной продолжительностью отключения ВЛ. Они могут проводиться с отключением линии, одной фазы (пофазный ремонт) и без снятия напряжения. Работы на ВЛ с отключением одной фазы и без снятия напряжения должны производиться по специальным инструкциям.

2.3.15. При техническом обслуживании и ремонте ВЛ должны использоваться специальные машины, механизмы, транспортные средства, такелаж, оснастка, инструмент и приспособления.

Бригады, выполняющие работы на ВЛ, должны быть оснащены средствами связи с руководящими работниками Потребителя и диспетчерскими пунктами.

2.3.16. Конструктивные изменения опор и других элементов ВЛ и токопроводов, а также способа закрепления опор в грунте могут выполняться только при наличии технической документации (обоснования) и с письменного разрешения ответственного за электрохозяйство Потребителя.

Во всех случаях техническое обоснование конструктивных изменений должно соответствовать требованиям нормативно-технических документов по проектированию электроустановок (правилам устройства электроустановок, строительным нормам и правилам и т.п.).

2.3.17. Трассу ВЛ необходимо периодически расчищать от кустарников и деревьев и содержать в безопасном в пожарном отношении состоянии; следует поддерживать установленную проектом ширину просек и проводить обрезку деревьев.

Обрезку деревьев, растущих в непосредственной близости к проводам, производит Потребитель, эксплуатирующий ВЛ.

Деревья, создающие угрозу падения на провода и опоры, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения.

2.3.18. Антикоррозионное покрытие неоцинкованных металлических опор и металлических элементов железобетонных и деревянных опор, а также стальных тросов и оттяжек проводов должно восстанавливаться по распоряжению ответственного за электрохозяйство Потребителя.

2.3.19. На участках ВЛ и токопроводов, подверженных интенсивному загрязнению, должна применяться специальная или усиленная изоляция и при необходимости проводиться чистка (обмывка) изоляции, замена загрязненных изоляторов.

В зонах интенсивных загрязнений изоляции птицами и в местах их массовых гнездований должны использоваться устройства, исключающие посадку птиц над гирляндами или отпугивающие их.

2.3.20. При эксплуатации ВЛ в пролетах пересечения действующей ВЛ с другими ВЛ на каждом проводе или тросе проходящей сверху ВЛ допускается не более одного соединения; в пролетах пересечения с линиями связи и сигнализации и линиями радиотрансляционных сетей соединения не допускаются. Количество соединений проводов и тросов на ВЛ до 1000 В, проходящей снизу, не регламентируется.

2.3.21. На ВЛ напряжением выше 1000 В, подверженных интенсивному гололедообразованию, следует осуществлять плавку гололеда электрическим током.

Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен контролировать процесс гололедообразования на ВЛ и обеспечивать своевременное включение схем плавки гололеда; ВЛ, на которых производится плавка гололеда, должны быть, как правило, оснащены устройствами автоматического контроля и сигнализации гололедообразования и процесса плавки, а также закорачивающими коммутационными аппаратами.

Выбор метода плавки определяется условиями работы ВЛ (схема сети, нагрузка потребителей, зона гололедообразования, возможность отключения линий и т.п.).

2.3.22. Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен содержать в исправном состоянии:

сигнальные знаки на берегах в местах пересечения ВЛ судоходной или сплавной реки, озера, водохранилища, канала, установленные в соответствии с уставом внутреннего водного транспорта по согласованию с бассейновым управлением водного пути (управлением каналов);

устройства светоограждения, установленные на опорах ВЛ в соответствии с требованиями правил маркировки и светоограждения высотных препятствий;

постоянные знаки, установленные на опорах в соответствии с проектом ВЛ и требованиями нормативно-технических документов.

2.3.23. Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен следить за исправностью габаритных знаков, устанавливаемых на пересечениях ВЛ с шоссейными дорогами, и габаритных ворот в местах пересечения ВЛ с железнодорожными путями, по которым возможно передвижение негабаритных грузов и кранов. Установку и обслуживание габаритных ворот и знаков на пересечениях осуществляют организации, в ведении которых находятся железнодорожные пути и шоссейные дороги.

2.3.24. В электрических сетях 6 35 кВ с малыми токами замыкания на землю допускается работа ВЛ с заземленной фазой до устранения замыкания; при этом персонал обязан отыскать место повреждения и устранить его в кратчайший срок (см. также п. 2.7.18).

2.3.25. При ремонте ВЛ, имеющих высокочастотные каналы телемеханики и связи, в целях сохранения в работе этих каналов для заземления следует использовать переносные заземляющие заградители.

2.3.26. Для дистанционного определения мест повреждения ВЛ напряжением 110 — 220 кВ, а также мест междуфазных замыканий на ВЛ 6 35 кВ должны быть установлены специальные приборы. На ВЛ напряжением 6 35 кВ с отпайками должны быть установлены указатели поврежденного участка.

Потребители должны быть оснащены переносными приборами для определения мест замыкания на землю на ВЛ 6 35 кВ.

2.3.27. В целях своевременной ликвидации аварийных повреждений на ВЛ у Потребителей должен храниться аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.

2.3.28. Плановый ремонт и реконструкция ВЛ, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, должны проводиться по согласованию с землепользователями.

Работы по предотвращению нарушений в работе ВЛ и ликвидации последствий таких нарушений могут производиться в любое время года без согласования с землепользователями, но с уведомлением их о проводимых работах.

2.3.29. При совместной подвеске на опорах проводов ВЛ и линий другого назначения, принадлежащих другим Потребителям, плановые ремонты ВЛ должны проводиться в согласованные с этими Потребителями сроки. При авариях ремонтные работы должны проводиться с уведомлением этих Потребителей. Сторонний Потребитель, проводящий работы на принадлежащих ему проводах, обязан не позднее чем за 3 дня до начала работ согласовать их проведение с Потребителем, эксплуатирующим ВЛ.

2.3.30. Эксплуатация ВЛ и токопроводов должна осуществляться в соответствии с местными инструкциями, подготовленным и допущенным к обслуживанию ВЛ персоналом.

Глава Б3.12. Воздушные линии электропередачи

Б3.12.1. Подниматься на опору и работать на ней разрешается только в тех случаях, когда имеется полная уверенность в достаточной прочности опоры, в частности ее основания. Необходимость и способы укрепления опоры определяются на месте производителям или ответственным руководителем работ.

Б3.12.2. Подниматься на опору разрешается членам бригады:

с группой по электробезопасности не ниже III при всех видах работ до верха опоры;

с группой не ниже II при работах со снятием напряжения — до верха опоры, а при работах без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, — не выше 2 м до уровня нижних проводов;

с группой I при всех видах работ — не выше 3 м от земли (до ног).

Б3.12.3. На угловых опорах со штыревыми изоляторами подниматься и работать со стороны внутреннего угла запрещается.

Б3.12.4. При работе на стойке опоры располагаться следует таким образом, чтобы не терять из виду ближайшие провода, находящиеся под напряжением.

Б3.12.5. При подъеме на опору строп предохранительного пояса заводится за стойку или в случае подъема на железобетонную опору прикрепляется к лазу. При работе на опоре следует пользоваться предохранительным поясом и опираться на оба когтя (лаза) в случаях их применения.

Б3.12.6. На многоцепной ВЛ с горизонтальным расположением цепей работать со снятием напряжения с одной цепи разрешается только со стороны этой цепи. Переходить на участки траверсы, поддерживающие находящиеся под напряжением цепи, запрещается.

Б3.12.7. Работать на отключенной цепи многоцепной ВЛ с расположением цепей одна над другой разрешается только при условии, если эта цепь подвешена ниже цепей, находящихся под напряжением. Подниматься на опору разрешается только со стороны отключенной цепи. Заменять и регулировать провода отключенной цепи запрещается.

Б3.12.8. На многоцепной ВЛ напряжением 200 кВ и выше при работе на опорах со снятием напряжения с одной цепи на стойках на высоте 2-3 м от земли устанавливаются красные флажки со стороны цепей, оставшихся под напряжением. Флажки устанавливает производитель работ с членом бригады, имеющим группу по электробезопасности не ниже III.

Б3.12.9. При производстве работ с опоры, телескопической вышки без изолирующего звена или с другого механизма для подъема людей расстояние от человека или от применяемых им инструмента и приспособлений до проводов ВЛ напряжением до 1000 В, радиотрансляции, телемеханики должно быть не менее 0,6 м. Если при работах не исключена возможность приближения к перечисленным проводам на меньшее расстояние, они отключаются и заземляются на месте производства работ.

Б3.12.10. Перетяжка и замена проводов на ВЛ напряжением до 1000 В, подвешенной на опорах совместно с другими ВЛ напряжением до и выше 1000 В, производятся с отключением и заземлением на рабочих местах или с двух сторон участка работ всех ВЛ до и выше 1000 В.

Б3.12.11. Опоры, не рассчитанные на одностороннее тяжение проводов и тросов, и временно подвергаемые такому тяжению, укрепляются во избежание их падения.

Б3.12.12. При замене деталей опор должна быть исключена возможность смещения или падения опоры.

Б3.12.13. При замене одинарных и сдвоенных приставок П- и АП-образных опор откапывать сразу две ноги опоры запрещается.

Установку приставок следует начинать с одной ноги опоры, и только после замены на ней приставок, закрепления бандажей и утрамбовки земли можно приступать к замене приставок на другой ноге. Заменять сдвоенные приставки следует поочередно.

При вытаскивании или опускании приставки находиться в котловане запрещается.

Б3.12.14. Способы валки и установки опоры, необходимость и способы ее укрепления во избежание отклонения определяются ответственным руководителем работ, а когда он не назначен, то лицом, выдающим наряд.

Б3.12.15. При необходимости закрепления тросов и оттяжек на опоре, механическая прочность которой вызывает сомнение (загнивание древесины, трещины в бетоне и т.п.), эта работа выполняется без подъема на опору, т.е. с телескопической вышки или другого механизма для подъема людей, с установленной рядом опоры либо применяются специальные раскрепляющие устройства, для навески которых не требуется подниматься по опоре.

Оттяжки и тросы снимаются с поднятой опоры только после закрепления ее в грунте или на фундаменте.

Б3.12.16. В случае применения оттяжек с крюками последние должны быть снабжены предохранительными замками.

Б3.12.17. При работах на гирляндах изоляторов разрешается перемещаться:

по поддерживающим гирляндам как одноцепным, так и состоящим из двух и более цепей;

по натяжным гирляндам, состоящим из двух и более цепей.

Работать на одноцепной натяжной гирлянде разрешается, пользуясь специальными приспособлениями, а при их отсутствии — лежа на гирлянде и зацепившись ногами за траверсу для фиксации положения тела.

Б3.12.18. При работе на поддерживающей гирлянде строп предохранительного пояса закрепляется за траверсу. Если длина стропа недостаточна, необходимо пользоваться закрепленными за пояс двумя страховочными канатами. Один канат привязывают к траверсе, а второй, предварительно заведенный за траверсу, подстраховывающий член бригады отпускает по мере необходимости.

Б3.12.19. При работе на натяжной гирлянде строп предохранительного пояса закрепляется за траверсу или за предназначенное для этой цели приспособление.

Б3.12.20. На поддерживающих и натяжных гирляндах, состоящих из двух и более цепей, разрешается закреплять строп предохранительного пояса за одну из цепей, на которой работа не производится. Закреплять этот строп за гирлянду, на которой идет работа, запрещается.

Б3.12.21. В случае обнаружения неисправности, могущей привести к расцеплению гирлянды, работа должна быть прекращена.

Б3.12.22. При подъеме (или опускании) на траверсы проводов, тросов, изоляторов находиться на траверсах, на которых поднимается груз, или на стойках под этими траверсами запрещается.

Выбирать схемы подъема груза и размещать подъемные блоки следует с таким расчетом, чтобы не возникали усилия, которые могут вызвать повреждения опоры.

Б3.12.23. При окраске опоры принимаются меры для предотвращения попадания краски на изоляторы и провода (например, применение поддонов).

Работа без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них

Б3.12.24. Работа, связанная с непосредственным прикосновением к проводу, находящемуся под напряжением, допускается при условии изоляции человека от земли посредством изолирующих устройств: телескопической вышки с изолирующим звеном, изолирующей площадки лестницы и т.п. При этом перед прикосновением человека к проводу рабочей площадки изолирующего устройства должен быть сообщен потенциал провода, для чего проводник, предварительно присоединенный к рабочей площадке, накладывается посредством изолирующей штанги на провод.

Расстояние от человека до заземленных частей при этих работах должно быть не менее указанных в графе 2 табл.Б2.1.1.

Б3.12.25. Перед началом работ на гирляндах необходимо проверить измерительной штангой исправность подвесных изоляторов и наличие всех шплинтов и замков в арматуре. При наличии выпускающих зажимов следует заклинить их на опоре, на которой производится работа, и на соседних опорах, если это требуется по рельефу трассы.

Б3.12.26. Работы на гирлянде по ее перецепке, замене отдельных изоляторов, арматуры, проводимые монтерами, находящимися на изолирующих устройствах или траверсах, разрешаются при условии, что число исправных изоляторов в гирлянде или между приспособлением для отцепки и проводом будет не менее:

Напряжение ВЛ, кв. Число изоляторов, шт.
15. 2
310. 4
150. 6
220. 10

Б3.12.27. При перецепке гирлянд, выполняемой с траверс, устанавливать на гирлянде необходимые приспособления и отцеплять ее от траверсы следует в диэлектрических перчатках.

При этом разрешается прикасаться на ВЛ напряжением 35 кВ к шапке первого изолятора при двух исправных изоляторах в гирлянде, а на ВЛ напряжением 110 кВ и выше — к шапкам первого и второго изоляторов. Счет изоляторов ведется от траверсы.

Б3.12.28. При работе с площадки изолирующего устройства, находящегося под потенциалом провода, прикасаться к изоляторам и арматуре гирлянд, имеющих иной, чем провод, потенциал, а также передавать или получать инструмент или приспособления лицам, не находящимся на той же рабочей площадке, запрещается.

При соединении элементов ремонтируемой фазы, имеющих разный потенциал (например, провода и гирлянды), или их разъединении необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками.

Б3.12.29. Переход с изолирующего устройства на его рабочую площадку и обратно разрешается только после удаления площадки с монтером от провода, находящегося под напряжением, на расстояние более 0,5 м на ВЛ напряжением до 110 кВ включительно, 1 м на ВЛ напряжением 150-200 кВ и снятия потенциала с рабочей площадки.

Б3.12.30. Установка трубчатых разрядников на ВЛ напряжением 20-110 кВ под напряжением допускается при условии применения изолирующих подвесных габаритников, исключающих возможность приближения внешнего электрода разрядника к проводу на расстояние менее заданного.

При приближении внешнего электрода к проводу или отводе электрода при снятии разрядника находиться в зоне возможного выхлопа газов запрещается. Приближать или отводить внешний электрод следует посредством изолирующей штанги.

Б3.12.31. Запрещается приближаться к изолированному от опоры молниезащитному тросу на расстояние менее 1 м. При использовании троса в схеме плавки гололеда допустимое расстояние приближения к тросу определяется в зависимости от напряжения плавки.

Б3.12.32. Запрещается работать на ВЛ, находящихся под напряжением, при тумане, грозе, дожде, снегопаде, в темное время суток, а также при ветре, затрудняющем работы на опорах.

Монтаж и замена проводов и тросов в пролетах пересечения, в зоне наведенного напряжения, на одной отключенной цепи многоцепной ВЛ напряжением 20 кВ и выше

Б3.12.33. При монтаже и замене проводов и тросов раскатывать и подвешивать их следует плавно, без рывков, а канаты направлять так, чтобы при обрыве или рывке не происходило их подхлестывания под провода, находящиеся под напряжением. При необходимости применяются специальные оттяжки, изготовленные, как правило, из хлопчатобумажных или капроновых канатов. Канаты следует выбирать наименьшей длины и натягивать их без слабины, не допуская свисания концов. Металлические канаты или лебедки заземляются.

Б3.12.34. При раскатке провод (трос) каждого барабана заземляется. В случае раскатки с раскаточной тележки заземлять следует неподвижный конец провода (троса).

При раскатке с барабана, установленного на одном месте, провод (трос) заземляется присоединением его конца к втулке барабана, а вал барабана — к заземлителю либо на опоре, ближайшей к барабану.

Б3.12.35. Перед началом монтажных работ (визировка, натяжка,перекладка из роликов в зажимы) раскатанный провод (трос) заземляется в двух местах: у начальной анкерной опоры вблизи натяжного зажима и на конечной опоре, через которую производится натяжение. Кроме того, заземления накладываются на провод (трос) и на каждой промежуточной опоре, где производится работа.

Б3.12.36. Для провода или троса, лежащего в металлических раскаточных роликах или зажимах, достаточным является заземление обойм этих роликов (зажимов). При естественном металлическом контакте между металлической обоймой ролика (зажима) и телом металлической или арматурной железобетонной опоры дополнительных мероприятий по заземлению металлического ролика (зажима) не требуется.

Б3.12.37. При работах в пролете пересечения с ВЛ, находящейся под напряжением, монтируемый провод (трос) заземляется с двух сторон пересекаемой линии.

Б3.12.38. Работы на проводах (тросах), выполняемые с опор, с не имеющих изолирующего звена телескопической вышки или другого механизма подъема людей, и работы на проводе, опущенном с опоры вплоть до земли, должны производиться в соответствии с пп.Б2.3.50 и Б2.3.51.

Б3.12.39. По окончании монтажных работ в анкерном пролете провода (тросы) заземляются на начальной анкерной опоре или на одной из промежуточных опор. Не допускается заземлять провода (тросы) на конечной анкерной опоре смонтированного анкерного пролета во избежание поражения людей, работающих на следующем анкерном пролете, грозовыми разрядами на провода уже готового участка.

Б3.12.40. Соединение шлейфов на анкерной опоре производится только по окончании монтажных работ в смежных с этой опорой анкерных пролетах.

Шлейфы ВЛ напряжением 110 кВ и выше до их соединения закрепляются за провода или за натяжные гирлянды, но не ближе чем за четвертый изолятор, считая от траверсы, а ВЛ напряжением 35 кВ и ниже — только за провода.

Б3.12.41. После соединения шлейфов на анкерных опорах смонтированного участка ВЛ провода заземляются на начальной анкерной опоре и на одной из концевых опор. Заземлять эти провода на конечной анкерной опоре запрещается.

Б3.12.42. При пофазном ремонте на провод отключенной фазы на рабочем месте накладывается только одно заземление. Работать на этом проводе разрешается не далее 20 м от заземления.

При одновременной работе нескольких бригад отключенный провод должен быть разъединен на электрически не связанные участки. Каждой бригаде выделяется отдельный участок, на котором накладывается одно заземление.

Б3.12.43. При пофазном ремонте ВЛ напряжением 110 кВ и выше для локализации дугового разряда перед наложением или снятием заземления провод предварительно заземляется с помощью штанги с дугогасящим устройством. Заземляющий провод штанги заранее присоединяется к заземлителю. Эта штанга может быть снята лишь после наложения (или снятия) переносного заземления.

Б3.12.44. При пофазном ремонте на ВЛ с горизонтальным расположением проводов переходить на участки траверсы, поддерживающие провода, находящиеся под напряжением, запрещается.

Б3.12.45. При измерении сопротивления заземления опор отсоединять и присоединять заземляющий спуск от молниезащитного троса следует в диэлектрических перчатках или после предварительного заземления троса.

Б3.12.46. На ВЛ допускается перемещение персонала по проводам сечением не менее 240 кв.мм и по тросам сечением не менее 70 кв.мм.

При перемещении по расщепленным проводам и тросам строп предохранительного пояса закрепляется на них, а в случае пользования специальной тележкой — за тележку.

Б3.12.47. При осмотре ВЛ или воздушного переключательного пункта подниматься на опору или конструкцию запрещается.

Б3.12.48. В труднопроходимой местности и в условиях неблагоприятной погоды осмотр ВЛ должны выполнять два лица с группой по электробезопасности не ниже II. В остальных случаях осмотр может делать одно лицо с группой не ниже II.

При осмотре в темное время суток идти под проводами не разрешается.

При поиске повреждений лица, осматривающие ВЛ, должны иметь предупреждающие плакаты, чтобы установить их при обнаружении неисправности.

Б3.12.49. На ВЛ напряжением выше 1000 В приближаться к лежащему на земле проводу на расстояние менее 8 м запрещается. Вблизи такого провода следует организовать охрану для предотвращения приближения к нему людей и животных, установить при возможности предупреждающие плакаты, сообщить о происшедшем на предприятие электросетей и дождаться приезда ремонтной бригады.

Б3.12.50. Запрещается приближаться на расстояние менее 8 м к находящимся под напряжением железобетонным опорам ВЛ 6-35 кВ при наличии признаков протекания по ним тока замыкания на землю в результате повреждения изоляторов, прикосновения провода к телу опоры и т.п. (испарение влаги из почвы, возникновение электрической дуги на стойках и в местах заделки опоры в грунт и др.).

Б3.12.51. При работах на участках пересечения ВЛ с транспортными магистралями (железными дорогами, судоходными реками и каналами), когда требуется временно приостановить движение транспорта либо на время его движения приостановить работы на ВЛ, лицо, выдающее наряд, вызывает на место работ представителя службы движения транспортной магистрали. Этот представитель обязан обеспечить остановку движения транспорта на необходимое время или предупреждать линейную бригаду о приближающемся транспорте. Для пропуска транспорта провода, мешающие движению, поднимаются на безопасную высоту.

Б3.12.52. При работах на участках пересечения или сближения ВЛ с шоссе и проселочными дорогами для предупреждения водителей транспорта или для остановки по согласованию с Госавтоинспекцией движения транспорта производитель работ выставляет на шоссе или дороге сигнальщиков, а также устанавливает дорожные знаки «Ремонтные работы». При необходимости должен быть вызван представитель Госавтоинспекции.

Сигнальщики должны находиться на расстоянии 100 м в обе стороны от места пересечения или сближения ВЛ с дорогами и иметь при себе днем красные флажки, а ночью — красные фонари.

Б3.12.53. Чистку арматуры и замену ламп светильников любой конструкции, установленных на опорах всех типов или на кронштейнах, а также подвешенных на тросах, при производстве работы с телескопической вышки с изолирующим звеном разрешается выполнять по распоряжению без снятия напряжения с проводов.

У светильников, установленных ниже фазных проводов на деревянных опорах без заземляющих спусков, эту работу допускается производить с опоры или с приставной деревянной лестницы.

Работу должен выполнять производитель работ с одним или несколькими членами бригады с группой не ниже II.

Б3.12.54. Чистка арматуры и замена ламп светильников любой конструкции, установленных на деревянных опорах с заземляющими спусками, на железобетонных и металлических опорах и на кронштейнах, при производстве работы с телескопической вышки без изолирующего звена или с опоры, приставной деревянной лестницы выполняются по наряду со снятием напряжения со всех подвешенных на опоре проводов и их заземлением.

Подниматься к светильникам при выполнении работы, указанной в настоящем пункте и п.Б3.12.53, разрешается только производителю работ или члену бригады с группой по электробезопасности не ниже III.

Б3.12.55. При работе на пускорегулирующей аппаратуре газоразрядных ламп до отключения ее от общей схемы светильника необходимо предварительно отсоединить от сети провод и разрядить статические конденсаторы (независимо от наличия разрядных сопротивлений).

Расчистка трассы от деревьев

Б3.12.56. До начала валки деревьев место работы должно быть расчищено. В зимнее время для быстрого отхода от падающего дерева в снегу прокладываются две дорожки длиной 5-6 м под углом к линии его падения в сторону, противоположную падению.

Б3.12.57. Производитель работ обязан перед началом работы предупредить всех членов бригады об опасности приближения к проводам ВЛ сваливаемых деревьев, канатов и т.п.

Б3.12.58. Во избежание падения деревьев на провода до начала рубки применяются оттяжки. Влезать на подрубленные и подпиленные деревья запрещается.

Б3.12.59. В случае падения дерева на провода запрещается до снятия напряжения с ВЛ приближаться к дереву на расстояние менее 8 м.

Б3.12.60. О предстоящем падении сваливаемого дерева пильщики должны предупредить других рабочих. Стоять со стороны падения дерева и с противоположной стороны запрещается.

Б3.12.61. Производить валку деревьев без подпила или подруба запрещается. Запрещается также делать сквозной пропил дерева. Наклоненные деревья следует валить к сторону их наклона.

Б3.12.62. Оставлять неповаленным подрубленное и подпиленное дерево на время перерыва в работе или при переходах к другим деревьям запрещается.

Б3.12.63. Перед валкой гнилых и сухостойных деревьев необходимо опробовать их прочность, а затем сделать подпил. Подрубать эти деревья запрещается.

Б3.12.64. Запрещаются групповая валка деревьев с предварительным подпиливанием и валка с использованием падения одного дерева на другое. В первую очередь должны сваливаться подгнившие и подгоревшие деревья.

Б3.11. Аккумуляторные батареи и зарядные устройства Глава >>
Б3.13. Электродные котлы, электрофильтры
Содержание
Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (утв. Главгосэнергонадзором 21 декабря 1984 г.).

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Инструкция по эксплуатации воздушных и кабельных линий электропередач

Чтобы линии электропередач, кабельные трассы могли функционировать без сбоев, аварий, необходимо строго соблюдать правила их эксплуатации, а также своевременно проводить техобслуживание.

Инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередач

Трассы линий электропередач должны быть устойчивы к погодным воздействиям, выдерживать различные механические нагрузки. Опоры испытывают давление от веса собственных конструкций, провода с изоляторами должны выдерживать порывы ветра, груз наледи. Отрицательное воздействие на них оказывают снег, гроза, колебания температур. ВЛ также нередко приходят в негодность по причине разрыва крупногабаритными машинами, падений веток деревьев, другого.
Кроме природных факторов, ВЛ подвергаются нагрузкам рабочих и аварийных токов. Прохождение по трассе нагрузочного тока сопровождается нагревом, что может негативно повлиять на надежность соединений в контактных группах.
Чтобы обеспечить безаварийное функционирование ВЛ, необходимо чтобы установка соответствовала нормам СНиП, ПУЭ и 1ГГЭ. Кроме этого, для бесперебойности их службы важно, чтобы все работы по техобслуживанию ВЛ проводились своевременно, специально обученным персоналом.

Согласно с требованиями вышеназванных документов, правила эксплуатации воздушных линий включают этап профилактических смотров. Осмотр позволяет защитить их от преждевременного износа элементов с помощью проведения контрольных замеров рабочих параметров, а также внешнего визуального осмотра.
Ремонтные работы состоят из целого ряда операций, целью проведения которых является восстановление первоначальных технических характеристик линии, замена изношенных деталей, что позволит эксплуатировать ее в дальнейшем без перебоев.

Цены на электроизмерительные работы «ПРОФЭНЕРГИЯ»:

Электроустановки свыше 1000 В до 35кВ

Проведение электроизмерительных работ с оформлением технического отчета

от 1000В до 35кВ

Виды и периодичность техобслуживания ВЛ

Обслуживание ВЛ делится на два вида:
1. внеплановое;
2. плановое.
Последнее также делится на несколько видов в зависимости от места/времени проведения — дневное, ночное, верховое, контрольное.

Техника безопасности при работе в электроустановках фото

При первых специалисты оценивают состояние проводок, опорных сооружений, изоляторов, разрядников, бандажей, хомутов и других элементов трасс на предмет их работоспособности. Если какой-либо элемент осмотреть вблизи нет возможности, специалисты нашего центра используют специальные бинокли. Периодичность проведения осмотров линий с напряжением от 0,38 до 20 кВ — один раз в месяц. При выявлении неисправности, которая может привести к аварии, информация об этом немедленно поступает руководителю — он обязан принять меры для ее устранения в кратчайшие сроки. При выявлении менее серьёзных неполадок, данные заносятся в журнал осмотров.

В процессе ночных проверок специалисты определяют, нет ли на опорных сооружениях свечей или искрений в местах соединения контактных групп, а также работоспособность ламп и отсутствие дефектов у изоляторов.
Важно! Во время плановых проверок (дневных и ночных) выполняющим их специалистам запрещено подниматься на опорные сооружения, находящиеся под напряжением.

Поскольку без поднятия наверх выявить все неполадки невозможно, электрики проводят так называемые верховые осмотры. В это время линию обесточивают, заземляют, после чего проверяют состояние верхних частей опор, контактные группы соединений, крепление арматуры, изоляторов, отсутствие свечения, состояние натяжение и крепление оттяжек. Такой осмотр проводят не реже раз в 6 лет или по необходимости.

Контрольные проверки проводят по графику, утверждённому инженерно-техническим персоналом, имеющим для этого соответствующие допуски. Во время него специалисты контролируют обходчиков, выполненные ранее ими противоаварийные работы, оценивают состояние линий, их элементов.

Внеочередные осмотры выполняют в случае возникающих сложностей эксплуатации трасс по причине очень низких температур, гололёда, порывов ветра, пожаров и в других ситуациях, способных принести к аварийным обрывам в сети.

Таблица 4.1 — Марки кабелей, их наименование и области применения

Марка кабеля * Наименование кабеля Основная область применения Класс пожарной опасности по классификации НПБ-248-97
ПвП/АПвП Кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена, в оболочке из полиэтилена Для прокладки в земле (в траншеях), если кабель защищен от механических повреждений О2.7.2.3
ПвПу/АПвПу То же, в усиленной оболочке из полиэтилена Для прокладки в земле (в траншеях), если кабель защищен от механических повреждений, для прокладки по трассам сложной конфигурации. О2.7.2.3
ПвВ/АПвВ Кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена, в оболочке из ПВХ пластиката Для одиночной прокладки в кабельных сооружениях и производственных помещениях. О1.7.2.3
ПвВнг-LS ** /АПвВнг- LS ** То же, в оболочке из ПВХ пластиката пониженной пожароопасности Для групповой прокладки КЛ в кабельных сооружениях и производственных помещениях П1.7.2.2 (для кабелей с индексом нг-LS (А)/ П2.7.2.2 (для кабелей с индексом нг-LS (В)
Примечания:

* — В числителе указаны марки кабелей с медными жилами, в знаменателе — с алюминиевыми жилами.

Особенности технической эксплуатации кабельных линий

Чтобы трассы кабельных линий могли работать без перебоев, за их состоянием должно вестись постоянное наблюдение, в которое входит контроль нагрева кабеля, внешний осмотр его состояния, ремонтные и профилактические работы.
На срок эксплуатации кабельной линии оказывает влияние температура жил кабеля — если изоляция перегревается, старение кабеля ускоряется. Максимальная температура для каждого вида токопроводящих жил кабеля зависит от напряжения и типа изоляции:

Допустимые токовые нагрузки для силовых кабелей, изоляция которых сделана из пластмассы, резины или бумаги определяется стандартами ГОСТ. Правила эксплуатации кабельных линий допускают определенную нормами перегрузку для тех трасс, чьи несущие нагрузки ниже номинальных. Допустимое значение перегрузки зависит от его вида и места прокладки. К примеру, кабель с коэффициентом предварительной нагрузки 0.6, проложенный в земле, можно перегружать без вреда для него на:

  • 5% на протяжении получаса;
  • 30% в течение часа;
  • 15% на протяжении трех часов.

Если коэффициент предварительной нагрузки составляет 0,8, допустимая безвредная перегрузка на протяжении указанного времени — 20%, 15% и 10% соответственно.
Безаварийная эксплуатация кабельных линий электропередач возможна только в случае проведения регулярных технических осмотров. Их периодичность зависит от двух факторов — напряжения и места прокладки кабеля.

Вид оборудования и место его размещения Напряжение кабельной трассы Периодичность технического обсаживания
линии, расположенные в земле, на эстакадах, в каналах, туннелях, галереях, по стенам зданий до 35 кВ 3 месяца
муфты концевые до 1000 В 12 месяцев
муфты концевые выше 1000 В 6 месяцев
коллекторы, шахты и каналы на подстанциях 1 месяц
кабельные колодцы 2 раза в год

Важно! Оценка состояния кабельных муфт, которые вмонтированы на ТП, РУ и подстанциях, выполняется вместе со всей электроустановкой и другим оборудованием.

Внеочередной осмотр кабельных линий выполняют после наводнения или сильных дождей.
Оценка состояния кабелей, которые находятся внутри любых помещений, кроме непосредственного контроля их специалистом включает также проверку освещения, вентиляции, сигнализации, комплектацию инструментов для тушения пожара, замеры температуры воздуха и изоляции линий, оценку состояния опорных сооружений, металлических элементов, наличие маркировок. Чтобы выявить трещины или износ в муфтах и изоляции специалисты нашей компании проводят профилактические испытания трасс, повышая напряжение постоянного тока до допустимых границ.

Важно! Все осмотры и работы по техническому обслуживанию, ремонту и устранению мелких неполадок в воздушных и кабельных трассах электропередач должны совершаться сотрудниками, имеющими необходимую квалификацию.
Инженерный центр «ПрофЭнергия» оказывает услуги предприятиям, компаниям, частным лицам по обслуживанию воздушных и кабельных трасс электропередач, а также контроль эксплуатации оптических линий связи и ремонт оптоволоконных кабелей любой масштаба.

Наша компания имеет в штате не только высококвалифицированный персонал, несущий полную юридическую ответственность за свою работу, но и соответствующее оборудование — высокоточные измерительные и контрольные приборы, с помощью которых можно своевременно выявить и устранить все неполадки, а также определить степень износа материалов и деталей. При подписании с нами типового договора на обслуживание, вы можете быть уверены в бесперебойности работы вашего оборудования и надлежащем уровне контроля его состояния, что избавит вас от последствий аварийных остановок.

Кто обязан эксплуатировать линии электропередач

Все чаще стала распространяться практика совместной подвески линий связи на линиях электропередач 0,4 кВ. Это связано с экономической целесообразностью. Затраты на строительство новых линий значительно выше затрат на подвеску линий связи на существующие линии электропередач. Но с точки зрения охраны труда эксплуатация и техническое обслуживание таких линий — это дополнительные риски, связанные с наличием вблизи линии электропередач. Для организации безопасного труда на таких линиях требуется целый комплекс мероприятий для обеспечения безопасности работ.

Все чаще стала распространяться практика совместной подвески линий связи на линиях электропередач 0,4 кВ. Это связано с экономической целесообразностью. Затраты на строительство новых линий значительно выше затрат на подвеску линий связи на существующие линии электропередач. Но с точки зрения охраны труда эксплуатация и техническое обслуживание таких линий — это дополнительные риски, связанные с наличием вблизи линии электропередач. Для организации безопасного труда на таких линиях требуется целый комплекс мероприятий для обеспечения безопасности работ.

При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий связи (далее — ЛС), совместно подвешенных на опорах с высоковольтными линиями электропередач 0,4 кВ (далее — ВЛ–04 кВ), возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:

– повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
– проведение работ на высоте;
– повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и материалов;
– повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
– повышенная подвижность воздуха;
– наведенное напряжение на отключенных воздушных линиях электропередачи и ЛС.

Основные конструктивные характеристики и условия эксплуатации ВЛ–0,4 кВ должны соответствовать «Правилам устройства электроустановок» (Приказ Минэнерго РФ «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» от 20 мая 2003 года № 187 (вместе с «Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Издание седьмое. Раздел 2. Передача электроэнергии. Главы 2.4, 2.5»), а линий связи — соответственно «Правилам технического обслуживания и ремонта линий кабельных, воздушных и смешанных местных сетей связи», утвержденным Минсвязи Российской Федерации 7 октября 1996 года).

Данные линии должны находиться в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасные условия труда. Работы по техническому обслуживанию и ремонту ЛС, связанные с использованием подъемников (вышек) и подъемом на опоры, при совместной подвеске ЛС на общих опорах с ВЛ–0,4 кВ, являются работами в действующих электроустановках.

Такие работы необходимо выполнять с оформлением наряда допуска.

Работы на ЛС без подъема на опоры (для обходов и осмотров) с целью выявления дефектов и нарушений правил технической эксплуатации ЛС могут проводиться одним лицом с группой по электробезопасности не ниже III. В труднопроходимой местности (горы, болота и т. п.) и в условиях неблагоприятной погоды (дождь, снегопад, туман) обход и осмотр ЛС осуществляются не менее чем двумя работниками. Перед началом работ проводится целевой инструктаж по охране труда, в ходе которого работники знакомятся с особенностями производства работ в данной местности.

Письменным распоряжением работодателя должно быть оформлено предоставление его работникам прав: выдающего наряд, распоряжение; ответственного руководителя работ; производителя работ (наблюдающего), а также права единоличного осмотра.

Право выдачи нарядов и распоряжений предоставляется работникам из числа административно-технического персонала организации, обладающего знаниями электротехники в объеме не ниже специализированного профессионально-технического училища, который имеет группу по электробезопасности IV — в электроустановках напряжением до 1000 В.

Ответственными руководителями работ назначаются работники из числа административно-технического персонала организации, обладающие знаниями электротехники в объеме не ниже специализированного профессионально-технического училища, которые имеют группу по электробезопасности IV — в электроустановках напряжением до 1000 В.

До начала ремонтных работ руководитель подразделения в письме в адрес владельца ВЛ–0,4 кВ должен указать:

– цель работ;
– информацию о необходимости отключения ВЛ–0,4 кВ;
– работников, которым может быть предоставлено право выдачи наряда, которые могут быть назначены ответственными руководителями, производителями работ, членами бригады (и подтвердить группы этих работников).

Не реже одного раза в год, до начала ремонтного сезона, руководители подразделений (владельцы линий совместной подвески), совместно с владельцами ВЛ–0,4 кВ, обследуют эти линии с целью выявления имеющихся нарушений габаритов и других неисправностей для их немедленного устранения.

Обо всех выявленных нарушениях составляется двухсторонний акт с указанием ответственных за устранение дефектов и сроков выполнения необходимых работ (акт в след. дайджесте). Персонал, обслуживающий линии связи, совместно подвешенные на общих опорах с воздушными линиями электропередачи напряжением 380/220 В, должен иметь перечень линий, которые после отключения находятся под наведенным напряжением, быть ознакомлен с этим перечнем и значениями наводимого напряжения. Наличие наведенного напряжения на ЛС должно быть записано в строке «Отдельные указания» наряда.

При наличии на отключенных ВЛ–0,4 Кв и ЛС наведенного напряжения перед соединением или разрывом электрически связанных участков (проводов, тросов) необходимо уровнять потенциалы этих участков. Потенциалы уравниваются путем соединения проводником этих участков или установки заземлений по обе стороны разрыва (предполагаемого разрыва) с присоединением к одному заземлителю (заземляющему устройству).

К самостоятельной работе по обслуживанию линий связи (кабельных и воздушных с изолированными и неизолированными проводами), совместно подвешенных на опорах ВЛ-0,4 кВ, допускаются:
– лица не моложе 18 лет,
– прошедшие медицинское освидетельствование и допущенные к работе на высоте,
– прошедшие инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда.

Работники, выполняющие работы по обслуживанию линий связи (кабельных и воздушных с изолированными и неизолированными проводами), совместно подвешенных на опорах ВЛ–0,4 кВ, должны быть обеспечены специальной одеждой, специальной обувью, выполнять работы с применением электрозащитных средств (диэлектрические перчатки, штанги).

Подниматься на опору со стороны цепи, находящейся под напряжением, и переходить на участки траверс, поддерживающих эту цепь, не допускается.

Работники, обслуживающие линии совместной подвески, обязаны:

– выполнять требования правил внутреннего трудового распорядка;
– производить на месте работы, которые определены нарядом-допуском;
– знать правила пользования средствами индивидуальной защиты;
– уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим от воздействия электрического тока и при других несчастных случаях;
– выполнять требования инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
– о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, немедленно сообщить непосредственному руководителю, принять срочные меры по оказанию пострадавшему первой доврачебной помощи, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь или доставить пострадавшего в учреждение здравоохранения;
– поставить в известность непосредственного руководителя о неисправности оборудования, инструмента и всех выявленных недостатках.

Перед началом работы выдающий наряд, отдающий распоряжение, ответственный руководитель работ, производитель работ в проводимых ими целевых инструктажах, помимо вопросов электробезопасности, должны дать четкие указания по технологии безопасного проведения работ, использованию грузоподъемных машин и механизмов, инструмента и приспособлений.

При работе по наряду целевой инструктаж должен быть оформлен в соответствующей таблице бланка наряда-допуска подписями работников, проведших и получивших инструктаж.

При работе по распоряжению целевой инструктаж должен быть оформлен в соответствующей графе Журнала учета работ по нарядами распоряжениям.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту ЛС, связанные с подъемом на опоры при совместной подвеске ЛС на общих опорах с ВЛ–0,4 кВ, проводятся не менее чем двумя работниками, один из которых (производитель работ) должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV, а другой (член бригады) — не ниже III.

Ответственный руководитель работ (IV группа по электробезопасности) должен назначаться при работах с применением механизмов и грузоподъемных машин, а также в зонах расположения коммуникаций и интенсивного движения транспорта и при выполнении работ двумя бригадами и более.

Выдающему наряд (группа по электробезопасности не ниже IV) разрешается назначать ответственного руководителя работ и в других случаях, помимо перечисленных выше.

Ответственность за выполнение технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ, возлагается:
– по ВЛ-0,4 кВ — на владельца ВЛ-0,4 кВ;
– по ЛС — на владельца ЛС.

При допуске на рабочее место, при снятом напряжении, ответственному руководителю работ (производителю работ) необходимо убедиться:

– в отключенном состоянии коммутационных аппаратов и наличии запрещающих плакатов на ВЛ-0,4 кВ и ЛС;
– в отсутствии напряжения на проводах ЛС;
– в заземлении проводов ЛС;
– в исправности опор совместной подвески проводов ВЛ-0,4 кВ и ЛС;
– в отсутствии напряжения на цепях ВЛ-0,4 кВ;
– в отсутствии напряжения на фидерных линиях при наличии линий проводного вещания (радиофикации);
– в наличии заземления с двух сторон несущего троса, кабеля связи и проводов ЛС.

Если снять напряжение с проводов линии электропередачи невозможно, работу разрешается производить без снятия напряжения с применением деревянной или стеклопластиковой лестницы или авто вышки с изолированной люлькой, причем люлька автовышки не должна касаться проводов или опоры.

Допускается также обслуживание линий совместной подвески с применением когтей (лазов) и металлических лестниц, но обязательно в диэлектрических перчатках и диэлектрических галошах, с использованием инструмента с изолирующими рукоятками. Предварительно необходимо убедиться в отсутствии напряжения на токоотводах (заземляющих спусках) и проводах ЛС. На участках, не отвечающих требованиям технических норм, работать следует только со снятым напряжением.

Перед началом работы следует:

– проверить необходимый инструмент и убедиться в его исправности (в исправности приспособлений, механизмов и средств защиты);
– надеть установленную спецодежду и другие средства индивидуальной защиты.

Перед подъемом на опоры с токоотводами (заземляющими спусками) надо убедиться в отсутствии напряжения на токоотводе. Приступать к работе разрешается только после проверки отсутствия постороннего опасного напряжения на токоотводе и ЛС.

Для проверки наличия постороннего опасного напряжения на токоотводах и ЛС необходимо использовать сначала указатель напряжения выше 1000 В. После того как будет установлено, что напряжение выше 1000 В отсутствует, следует проверить наличие постороннего напряжения указателем напряжения до 1000 В.

При выходе на линию электромонтеры должны иметь при себе электрозащитные средства: указатель напряжения выше 1000 В, указатель напряжения до 1000 В, перчатки диэлектрические, обувь специальную диэлектрическую (галоши, боты), ручной изолирующий инструмент, заземления переносные, лестницы приставные изолирующие стеклопластиковые, а также очки защитные, когти (лазы) монтерские, предохранительный пояс, телефонный аппарат, аптечку для оказания первой помощи, инструменты и материалы, необходимые для устранения повреждения при аварии.

С момента допуска бригады к выполнению работ необходимо вести постоянный надзор за ней, который возлагается на производителя работ, указанного в наряде-допуске.

При производстве работ по подвеске и регулировке проводов на опорах электросети подвешиваемые провода заземляются. Для предупреждения касания натягиваемого провода и проводов пересекаемой линии электропередачи необходимо через натягиваемый провод до его подъема перекинуть веревки с обеих сторон пересекаемой линии. Концы веревок закрепляются за вбитые в землю колья. Длина веревки равна двойному расстоянию от земли до высшей точки натягиваемого провода после его закрепления. Натяжение и регулировку проводов необходимо производить в защитных очках и диэлектрических перчатках, поверх которых надеваются хлопчатобумажные рукавицы. Рукавицы должны быть короче диэлектрических перчаток.

При этом запрещается подниматься выше верхнего провода ЛС или троса с подвешенным кабелем.

Запрещается производить работы:

– во время грозы или при ее приближении, а также во время дождя, тумана, снегопада и скорости ветра более 15 м/сек;
– без включения при совместной подвеске на линиях связи абонентских защитных устройств типа АЗУ-6, а на станциях — при включении линии в гром-полосу или станционное оборудование;
– с приставных лестниц при натяжении проводов и для поддержания на высоте тяжелых деталей и т. п.

Если пролет линии совместной подвески пересекает дорогу, с обеих сторон дороги должны быть поставлены посты для предупреждения об опасности.
Запрещается устранять самостоятельно повреждения в электросети. После устранения таких повреждений необходимо до производства работ на ЛС при помощи указателей напряжения убедиться в том, что на ЛС нет постороннего опасного напряжения и только после этого приступить к выполнению работ.

При обнаружении на ЛС постороннего напряжения электромонтер не имеет права приступать к работе. Он должен поставить в известность своего непосредственного руководителя и диспетчера участка электросети.

В случае обнаружения оборванного провода ВЛ-0,4 кВ напряжением до 1000 В, соприкасающегося с проводами ЛС, необходимо:

– принять меры, исключающие возможность прикосновения к оборванному проводу проходящих людей;
– немедленно сообщить об обрыве провода организации, которой принадлежит линия электропередачи, своему непосредственному руководителю и диспетчеру участка электросети;
– не приступать к ремонтным работам до устранения повреждения работниками электросети.

Соблюдение всех вышеуказанных мер — залог безопасности проведения работ на ЛС, совместно подвешенных на линиях электропередач.

Автор:
Владимир Александрович Сенченко,
ведущий специалист по охране труда Службы охраны труда

Волгоградского филиала МРФ «Юг» ОАО «Ростелеком»

Материал для публикации любезно предоставлен редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *