Как называется устройство полностью обесточивающее лифт
Перейти к содержимому

Как называется устройство полностью обесточивающее лифт

  • автор:

Лифт. Устройство лифта.

Лифт. Устройство лифта.

Лифт — подъемно-транспортное устройство, которое перевозит пассажиров лифта или грузы в вертикальном направлении по жестким стальным лифтовым направляющим. Как правило лифт движется внутри шахты лифта. Скорость лифта бывает от 0,15 м/сек до 10 м/сек и выше. Грузоподъемность лифта достигает 20 тонн.

Лифтовая кабина обычно имеет квадратную или прямоугольную форму, у нее есть стены, пол кабины и потолок. Вход в лифт осуществляется через автоматические двери лифталифтовой портал.

Электрическая схема лифта предполагает, что лифтом может управлять любой пассажир лифта самостоятельно, но перед этим ему обязательно необходимо ознакомиться с правилами устройства и эксплуатации лифтов.

Устройство лифта

Система лифта состоит из:

Кабины лифта – это закрытое купе лифта, в котором перемещается пассажир лифта, высота кабины обычно 2100-2200 миллиметров, размер кабины лифта должен позволять с удобством перевозить нескольких пассажиров

Дверей лифта – в пассажирских лифтах есть лифтовые двери кабины лифта и двери шахты лифта

Направляющих лифталифтовые направляющие из стали по которым движется кабина и противовес лифта (вес направляющих лифта около 50 кг/метр)

Лебедки лифта — это привод лифта, который дает лифту скорость

Троса лифтаканаты лифтовые, на которых подвешена кабина лифта. Тяговый канат лифта имеет 14 кратный запас прочности. Канаты для лифтов специальные, изготавливаются из стальной проволоки

Станции управления лифта — мозг лифта, который им управляет и задает скорость лифта, задает ускорение кабины лифта и управляет схемой лифта

Устройств безопасности лифта

Ограничителя скорости – лифтового устройства, которое контролирует скорость движения лифта

Ловителей лифта — улавливающих заклинивающих захватов лифтовой кабины. Обязательны для современного лифта

Паспорта лифта — технического документа, который обязан иметь каждый лифт. В паспорте лифта указывается вся необходимая информация о лифте

Масса кабины лифта

Масса кабины лифта примерно равна грузоподъемности лифта, чем больше грузоподъемность пассажирского лифта, тем больше масса его кабины и масса противовеса лифта.

Какие лифты бывают

Семейство лифтов включает в себя:

★пассажирские лифты★грузовые лифты★малогрузовые лифты★больничные лифты★кухонные лифты★лифты для морских судов★лифты для самолетов★лифты для шахт★панорамные лифты★частные лифты★подъемные платформы для инвалидов★автомобильные лифты.

Несмотря на кажущееся разнообразие, лифты четко подразделяются на электрические лифты и гидравлические лифты по типу привода лифта.

Кто производит лифты в России

Производство большей части отечественных лифтов сосредоточено на двух лифтостроительных заводах — ОАО Щербинский Лифтостроительный Завод (ОАО ЩЛЗ) и ОАО Карачаровский Механический Завод (ОАО КМЗ), некоторое количество лифтов производит в России американская компания OTIS.

В России выпускаются лифты грузоподъемностью до 5000 кг и скоростью до 2 м/с. Иностранные лифтовые заводы могут производить лифты с грузоподъемностью до 20 тонн и скоростью до 10-15 м/сек (такие лифты нужны для высотных зданий – к примеру скорость лифта в останкинской башне 7 м/сек).

Сколько лифтов в России

По самым приблизительным подсчетам в России работают около 500 000 лифтов и большая часть из этих грузопассажирских лифтов это пассажирские лифты в жилых домах.

Пассажир лифта

Масса пассажира лифта сейчас принимается в 80 килограммов. Именно исходя из этой массы пассажира лифта и рассчитывается размеры кабины лифта и его грузоподъемность.

Стеклянный панорамный лифт&nbsp&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp &nbsp &nbsp &nbspГрузовой лифт

&nbsp

Лифт с машинным помещением&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspЛифт без машинного помещения

&nbsp

Веселые кабинки

Из всего столичного транспорта больше всего нареканий у горожан вызывает именно этот, уникальный. В самом деле — он не личный, но и не совсем общественный, а, скажем так, домовой. И еще он не горизонтальный, как автобусы или метро, а вертикальный. Вы уже догадались, что речь идет о лифтах. Корреспондент “МК” решил на себе попробовать работу сотрудника “Мослифта” и узнать, какие претензии застрявших в кабинках горожан обоснованны, а в чем виноваты они сами.

Корреспондент “МК” изучил лифтовое хозяйство Москвы изнутри

Перед началом трудовых будней мне выдают форменную одежду. Каска, ботинки со стальным носком, чтобы пальцы ничем не отдавило, синяя куртка с надписью “Мослифт” — все как положено. Спасибо за “сменку”: на чердаке — в машинном отделении — и в бетонном колодце, по которому ездят кабины, довольно грязно.

Помещение, где сидят электромеханики, находится за соседней дверью от диспетчера, принимающего вызовы у населения. Если кто-нибудь застрянет в лифте — бригада ремонтников сможет тут же об этом узнать.

— Раньше все службы сидели вместе, — говорит приставленный ко мне бригадир Виктор Лавров, — было одно помещение на всех. Лифтеры, водопроводчики, электрики находились рядом с диспетчером и быстро реагировали на обращения. Когда стали появляться управляющие компании, отвечающие за что-нибудь одно, службы начали потихонечку расползаться по разным местам.

Узник замка Лифт

Неожиданно раздается звук кремлевских курантов. Интересный рингтон придумали для вызова диспетчера. Первый мой рабочий день, и тут же своеобразная “удача” — в соседнем доме в лифте застрял человек. Я со своим начальником тут же отправляюсь вызволять бедолагу.

— По правилам мы должны вытащить застрявшего человека не позднее, чем через 30 минут после поступления сообщения, — говорит Виктор. — Вообще-то у нас люди довольно редко застревают, техника надежная, какие-то поломки зачастую вызваны не нашей работой, а самими гражданами.

Кабина застряла между вторым и третьим этажами. Первым делом необходимо обесточить этот лифт. Мы отправляемся пешком по лестнице на чердак, где стоит управляющая техника, находится мотор и крепятся тросы.

В машинном отделении душно и пахнет маслом. Недалеко друг от друга стоят две железные махины с большим колесом, через которое перекинуты удерживающие канаты. Один из механизмов намертво замер, на нем висит застрявшая кабина. Управление лифтом осуществляется из небольшого железного шкафчика с платами и рубильниками.

— Сейчас мы переключим все на безопасный режим и пойдем освобождать “сидельца”, — говорит мой наставник. — Видишь вот этот экранчик (показывает на небольшое табло, напоминающее маленький дисплей калькулятора. — Авт.)? На нем показываются все возникшие ошибки, а также включенные режимы работы.

Подъемник обезопасен, и мы спускаемся вниз, чтобы выпустить застрявшего человека. Для этого на этаже выше кабины электромеханик специальным крючком открывает внешние двери, ведущие в шахту. Перед нами открывается невидимый для пассажиров верх кабины. Специалист начинает вручную вращать небольшой электромотор, отвечающий за открывание и закрывание дверей лифта. Сейчас движок обесточен и свободно вращается рукой. Створки кабины начинают медленно отворяться. Подъемник застрял практически на уровне этажа, поэтому пассажир выбирается без посторонней помощи.

— Застрявшие не всегда дружелюбно реагируют на нас, — говорит Виктор Лавров. — Попадаются и хулиганы, и агрессивные пьяные, просто могут обругать. Поэтому, кстати, на вызволение застрявших электромеханики всегда ходят парами. Мало ли что. Бывают и курьезные случаи. Как-то пришли мы вытаскивать людей из застрявшей кабины, в лифте оказалась молодая парочка, они уже штаны спустить успели, как мы им помешали… Парень еще недоволен был, что мы быстро среагировали. Случаются и другие курьезные моменты. Поступил к нам сигнал, что такой-то лифт не работает, пришли проверять. Открываем кабину и видим… пьяного, уснувшего на полу. Бедолага как застрял, так и не удосужился вызвать нас.

Вообще подъемники застревают по самым разным причинам. Жильцы, как правило, во всех бедах обвиняют обслуживающие организации, забывая, что зачастую виноваты они сами. Нужно просто соблюдать правила использования.

— Был такой случай. Мы приехали вытаскивать застрявших пассажиров, — рассказывает мой наставник, — выяснилось, что в кабине сидело шесть человек, это при том что четыре — допустимый максимум. Кого обвинять в этой ситуации? В кабине нельзя прыгать, из-за этого может сработать автоматика, реагирующая на изменение натяжения троса. Лифт отключится, и не в меру прыгучий житель дома застрянет. Подъемники останавливаются даже из-за перепадов напряжения.

Примечательно, что даже в том случае, если пассажир застрял и не вызвал диспетчера, мастера все равно придут. Дело в том, что все подъемники, обслуживаемые “Мослифтом”, оборудованы приборами самодиагностики. Они регулярно посылают на пульт диспетчера сообщения, что с ними все в порядке. Как только что-то пойдет не так, автоматика пошлет соответствующий сигнал, и тут же на место отправится бригада электромехаников.

Популярная механика

Мы отправились назад в участок. Впереди у нас плановое обслуживание грузового лифта в одном из домов. Перед этим нужно будет отчитаться о проделанной работе и взять ключи от чердака. Все лифты проходят регулярное обслуживание, есть определенные регламентные работы, проводящиеся каждый месяц, квартал, полгода и год. Самое трудоемкое, понятное дело, — это годичное обслуживание. На эту процедуру у лифтеров уходит по нескольку дней, после чего их работу принимает специальная комиссия.

. Поднимаемся на верхний этаж, нареканий на работу этого лифта у нас нет, но все проверить нужно обязательно. По плану у нас так называемый месячный осмотр, самый простой из всех. В машинном отделении на чердаке переключаем подъемник на ручной режим управления. Теперь ездить на нем сможем только мы.

Необходимо проверить работу автоматики в шахте лифта. Спускаемся на площадку последнего этажа дома и вручную открываем двери лифта. Перед нами бетонный колодец, по которому ездит лифт, а также крыша кабины. Электромеханики во время проверки перемещаются, стоя на крыше, и управляют подъемником с помощью специального пульта с двумя кнопками — вниз и вверх.

В шахте темно и пыльно. Клаустрофобией я не страдаю, но все равно становится как-то неуютно. Едем вниз. Мимо медленно ползут двери, выходящие на лестничные площадки, какие-то провода, редкие лампы освещения. “Нужно держаться подальше от края кабины, в любой момент мимо может проехать противовес, и не хотелось бы, чтобы он меня задел”, — думаю я.

— Зимой шахта лифта превращается в форменную аэродинамическую трубу, — говорит Виктор Лавров, — холодный ветер постоянно сильно дует. Мы надеваем специальные теплые куртки и комбинезоны, иначе работать просто невозможно.

Проверка шахты увенчалась успехом, все работает как надо. Небольшую неисправность нашли на самой кабине. Сместился специальный крючок, отвечающий за то, чтобы дверцы кабины вновь открывались, если перед ними поставить ногу. Кстати, несмотря на то, что этот механизм не работал, ничего страшного бы не произошло. Все автоматические действия лифта дублируются двумя, а то и тремя страхующими системами.

— Скажите, а может кабина лифта упасть? — спрашиваю я электромеханика.

— Нет, не может. Она висит на трех толстых тросах. Каждый из них в одиночку сможет выдержать даже переполненный лифт. Кроме этого есть четвертый канат, который включит специальные “ловители”, расположенные на самой кабине, если подъемник начнет двигаться на 15% быстрее от положенной скорости. Эти запоры будут держать лифт хоть до бесконечности, пока не придут мастера. Чтобы лифт упал, нужно разве что забраться в машинное отделение и старательно перерубить все канаты, на которых висит кабина.

Гораздо больше хлопот по сравнению с плановым обслуживанием вызывают неожиданные поломки. По рассказам лифтеров, попадаются неисправности, которые очень сложно вычислить. Достаточно, чтобы один небольшой провод из десятков, если не сотен, тех, которые задействованы в работе лифта, вышел из строя, чтобы весь механизм начал давать сбои. Найти повреждение не так просто, бывает, что дефект визуально никак не определить.

Семейный вандал

С плановым обслуживанием мы закончили довольно быстро. Кроме шахты осмотрели еще двигатель лифта, проверили уровень масла в редукторе. Все оказалось в норме. Следующее задание — поменять испорченный вандалами плафон освещения в лифте.

Вообще, вандализм в самых разных его проявлениях — настоящий бич и ремонтников, и самих механизмов. Только за прошлый год в Москве на ремонт подъемников было потрачено около 60 миллионов рублей. На эти деньги можно было бы полностью заменить 60 лифтов.

Замена плафона много времени не занимает, управляемся буквально за пять минут.

— Интересно, сколько он продержится, пока его не изгадят вновь? — задает риторический вопрос электромеханик. — Не исключено, что уже к вечеру и закрасят, и пожгут. Интересный факт: состояние лифтов в основном зависит от количества молодежи, проживающей в доме. Чем больше школьников и подростков, тем больше вандализма.

Когда начинают говорить о порче лифтов, мне в первую очередь начинают представляться оплавленные кнопки и надписи из серии “Спартак” — чемпион”. Однако же, должен сознаться, рассказы ремонтников, с которыми я работал, меня просто поразили. Сила мысли и изощренность вандалов поражают. Чего стоит случай, когда хулиганы положили в кабину автомобильное колесо, подожгли его и отправили подъемник на верхний этаж. В результате один лифт был полностью уничтожен, второй сильно поврежден.

Другой инцидент. В квартире дома гастарбайтеры делали ремонт. Понятное дело, образуется много мусора, остаются какие-то вещи… Строители не придумали ничего лучше, как попытаться засунуть ненужную кухонную дверь в щель между кабиной и стенкой шахты. Им было лень ее донести до помойки.

— Ха, как-то лифт даже стал орудием вымогательства, — рассказывает Виктор. — Жила в одном из подъездов на нашей территории семья цыган. И вот что удумали несколько детишек из этой фамилии. Они взламывали двери, ведущие в шахту, сразу срабатывала аварийная система, и кабина замирала. Ребята залезали на крышу замершего подъемника и ждали, когда мимо проедет соседняя кабина. В тот момент, когда оба лифта оказывались рядом, цыганята перепрыгивали с одной крыши на другую и таким образом попадали на работающий подъемник. А дальше начиналось самое интересное. Юные хулиганы ждали, что в лифт зайдет пассажир и за ним закроются двери, дальше стопорили лифт и отпускали своего заложника только после того, как тот платил им деньги.

Но еще больше вандалов электромеханики из “Мослифта” не любят неквалифицированных конкурентов из других фирм. В соответствии с действующим законом конкурс на выполнение тех или иных работ выигрывает та компания, которая предложит наименьшую цену за свои услуги. Из-за этого в последнее время все чаще и чаще заказы на капитальный ремонт или монтаж новых лифтов выигрывают маленькие неизвестные организации. Хорошо, если за ними просто приходится переделывать работу, бывает, что их действия угрожают безопасности людей. Несколько лет назад в одном из районов Москвы конкурс на замену и модернизацию лифтов “неожиданно” выиграла небольшая, никому не известная фирма. Новенькая компания, не имеющая опыта работы, профессиональных кадров, производственной базы, взялась за ремонт подъемников. В результате из-за грубейшего нарушения технологии монтажа у горе-лифтеров рухнул крупный элемент привода подъемника. Полутонная деталь, упав, разрушила целый лестничный марш, а также пробила перекрытие между этажами.

— Как-то раз я месяц переделывал то, что натворили в лифте умельцы из какой-то фирмы, — раздраженно говорит Виктор Лавров. — Не знаю уж, кто принимал у них сделанное, но это халтура чистой воды. Мне бы стыдно было сдавать после себя такую работу. Вот и скажите, зачем заказы отдают каким-то самоделкиным, которые вроде как делают дешевле, но использовать результаты их труда нельзя.

Я на себе убедился в том, что электромеханик — трудная и неблагодарная работа. Мало кто говорит тебе спасибо, зато все обвиняют в поломках, даже если сами в них и виноваты. Водопроводчику или электрику, когда он приходит по вызову, могут дать на чай, что называется, лифтеру же никто ничего не даст.
Так что, граждане, берегите лифты. Ту часть городского хозяйства, которая чаще других находится на подъеме.

Лифт: все, что вы хотели узнать, но стеснялись спросить

По данным МЧС, в России за 2008 год в чрезвычайных ситуациях природного характера погиб 21 человек. Этот страшный показатель для лифтов в среднем за год составляет 10 человек. Но даже если бы погиб только один человек — об этом уже стоило бы говорить. Давайте попробуем это сделать вместе.

Оглавление.
  1. Опасен ли лифт?
  2. История лифта.
  3. «Лифтовая статистика» в России.
  4. Краткое устройство лифта.
  5. Как вести себя в лифте.

1. Опасен ли лифт?

В последние годы проблема безопасности пользователей лифтами все чаще становится предметом общественного обсуждения. Сначала это были отдельные статьи в прессе, затем эта тема всколыхнула форумы в Интернете и наконец стала предметом обсуждения на центральных каналах телевидения, в один день превратившись из отраслевой в публичную. Рано или поздно это должно было случиться, и это произошло.

Жильцы не щадят своего лифта.

Что же стало причиной столь живого интереса к проблеме? Чтобы ответить на этот вопрос, спросим себя, что мы знаем о лифтах? Если не брать во внимание не очень дружелюбные отклики диспетчера на ваши просьбы о помощи и несколько раздраженные советы электромеханика, явно раздосадованного вашей некомпетентностью в этом вопросе, то, пожалуй, единственным официальным источником ваших знаний становится табличка с правилами пользования лифтом, находящаяся в кабине лифта или на основном этаже. Не правда ли, не богатый выбор?

Обычный интерьер наших лифтов.

Именно отсутствие достаточной информации стало причиной такого всплеска интереса к этой проблеме. И если раньше вызванный неизвестностью страх многие вымещали на самом лифте — пиная двери, ломая декоративные панели, поджигая кнопки и плафоны, разбивая зеркала и отламывая алюминиевые поручни, — то сейчас, с появлением такого универсального инструмента общения, как Интернет, и начавшим пробиваться уважением человека к самому себе, все больше людей получили возможность общаться, задавать вопросы и сами планировать среду, в которой они хотели бы жить.

Так что же мы хотим знать о лифтах? Уверен, многие ответят: ВСЕ! Однако немногие смогут выдержать такой рассказ до конца. Поэтому только самое необходимое и самое важное, а если этого будет недостаточно — вы всегда сможете задать свой вопрос. Торопитесь, Интернет пока не запрещен, но как знать.

2. Немного истории

Старинный лифт.

История лифта насчитывает несколько тысячелетий. Историки и археологи находят много упоминаний и остатков хитроумных подъемных машин времен древнего Египта, древнего Рима и Греции. Более поздние находки свидетельствуют о постепенном распространении подъемных механизмов по всему миру.

В 17-м и 18-м веках лифты проникли во дворцы царственных особ Европы и России. Однако вплоть до 19-го века общим для всех этих устройств было то, что приводились они в движение мускульной силой людей или животных. Только в 1800 году один американский шахтопромышленник применил для работы лифта паровую машину.

В 1845-м был изобретен первый гидравлический лифт, а в 1880 году в Германии — первый электрический лифт. Скорость лифтов на паровой машине составляла величину порядка 20 сантиметров в секунду, гидравлических — 4 метра в секунду, первых электрических — до 6 метров в секунду.

Двумя последними решающими факторами, сформировавшими окончательную концепцию устройства современного лифта, стали изобретенные в 1852 году в Северной Америке ловители, ставшие основой создания первого безопасного лифта, и в 1878 году — ограничитель скорости, вызывавший срабатывание ловителей при превышении лифтом допустимой скорости.

Сегодня по способу создания подъемного усилия лифты делятся на электрические, гидравлические и пневматические. В нашем городе в основном используются лифты со скоростью движения от 0,71 до 1,6 метра в секунду.

Само слово «лифт» пришло в современном значении в русский язык в 19-м веке путем заимствования из английского языка слова lift, означавшего «поднимать, подъем».

3. Немного статистики

В настоящее время в России находится в эксплуатации около 500 тысяч лифтов. Средний процент лифтов, выработавших срок службы, составляет порядка 35% и продолжает расти.

Рост количества лифтов, выработавших свой ресурс, вызван тем, что наиболее массовый ввод их в эксплуатацию пришелся на 80-е годы прошлого века. Назначенный срок службы лифтов установлен техническим регламентом “О безопасности лифтов”, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации 2 октября 2009 г. №782, и составляет 25 лет. По истечении указанного срока проводится оценка соответствия лифта требованиям регламента, на основании которой делается заключение, содержащее выводы об условиях возможного продления срока безопасной эксплуатации лифта и рекомендации по модернизации или замене лифта. Средняя стоимость замены лифта на сегодняшний момент составляет 1,5 млн рублей.

Лифт не работает.

Согласно новому жилищному законодательству, с 1 января 2007 года в приватизированных домах за содержание мест общего пользования, а значит, и за лифты, отвечают собственники жилья. Существовавшие ранее целевые региональные программы по замене лифтов во многих регионах перестали существовать, растворившись в программах по капитальному ремонту многоквартирного жилья.

Надо сказать, что средства из федерального и региональных бюджетов на замену лифтов продолжают все же выделяться и даже растут. Так, за два последних года выделяемые в регионы через Фонд ЖКХ федеральные средства на замену лифтов увеличились с 4,5 до 10 млрд рублей. Но коренного улучшения положения дел не произойдет. Предложение представителей отрасли о придании программе по замене лифтов статуса федеральной целевой понимания у федеральных чиновников не нашло.

Такая же ситуация сложилась и на региональном уровне. Средства выделяются, но их не достаточно для полного решения проблемы. Позиция государства в этом вопросе однозначна — в ближайшие годы стоит ждать все более настойчивого перекладывания финансовой нагрузки по этой проблеме на плечи собственников жилья. Остается надеяться лишь на большой запас прочности, заложенный в конструкцию лифтов, и совесть обслуживающих их электромехаников.

Надо сказать, что заложенный в прошлом подход к проектированию лифтов с большим запасом прочности и созданная система по обеспечению их безопасной эксплуатации выдержали проверку временем и продолжают сохранять нам жизнь. Несмотря на все сложности последних двух десятков лет, лифты остаются одним из самых безопасных факторов риска в нашей жизни.

Средний показатель смертности составляет 10 человек в год. За такой же период от внешних причин в России гибнет до 220 000 человек, из них от убийств — до 22 000 человек, от самоубийств — до 40 000 человек, в ДТП — до 26 000 человек, от отравления алкоголем — до 22 000 человек, в пожарах — до 15 000 человек, тонет при купании до 3 000 человек, погибают при обрушении зданий до 40 человек, в техногенных ЧС — до 4 000 человек, в ЧС природного характера — до 21 человека, от травм на производстве — до 5 000 человек (данные по отраслям колеблются от 40 до 700 человек).

Можно ли сделать поездку в лифте абсолютно безопасной? Да, это вполне решаемая проблема. Для этого надо лишь, что бы все заинтересованные стороны наконец повернулись лицом друг к другу и включились в процесс общественного обсуждения этой проблемы.

4. Краткое устройство лифта

Лифт — стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15 о . Строительная часть лифта состоит в общем случае из машинного помещения (МП) и шахты, где нижняя часть шахты, расположенная ниже уровня первой посадочной площадки называется приямком.

Как тонко все устроено!

В МП расположены станция управления, лебедка, ограничитель скорости (ОС), некоторые из устройств безопасности, другие устройства, необходимые для работы лифта и его обслуживания. В шахте расположены направляющие кабины и противовеса, двери шахты, кабина и противовес, подвесной кабель, электроразводка, устройства безопасности, индикации, позиционирования и некоторые другие.

Техника на грани фантастики.

В приямке также расположены устройства безопасности, устройства, необходимые для обслуживания и работы лифта, но самым интересным устройством для нас является буфер. Тут их устанавливают несколько штук согласно документации, чаще всего два — для кабины и один — для противовеса. Буфер служит для амортизации и остановки кабины и противовеса при переходе ими крайних положений. Ход буфера обычно составляет 0,1–0,2 м и определяется параметрами лифта.

Устройства безопасности.

Не стоит верить рассказам «очевидцев», которые, якобы провалившись с кабиной в приямок, попали на буфера и затем подпрыгнули на них до второго или третьего этажа. Буфер для этого не предназначен!

Буфер служит для амортизации и остановки кабины и противовеса.

Сразу надо сказать, что все оборудование лифта поставляется заводом-изготовителем в комплекте и обеспечивает установленные нормативами эксплуатационные параметры. При монтаже лифта никто не бегает по городским рынкам в поисках «чего-нибудь для лифта». Заводы поставляют все необходимое, монтажникам остается лишь все правильно установить.

Из других устройств, вызывающих наибольший интерес, надо отметить канаты. На них производится подвеска кабины и противовеса в шахте, через них усилие от лебедки передается на систему кабина-противовес и приводит ее в движение. Наиболее распространена подвеска на трех и более стальных канатах (тросах). Для такой подвески установлен запас прочности для каждого каната равный 12. То есть собственное усилие на разрыв каждого каната в двенадцать раз должно превышать максимально возможное усилие на канат со стороны оборудования лифта, возникающее при его эксплуатации. Заделка концов канатов выдерживает не менее 80% разрывного усилия каната.

Не верьте тем, кто рассказывает истории о том, что все канаты на их кабине оборвались и она рухнула вниз. Может ли такое произойти? При надлежащем обслуживании — нет.

Ни один лифт не будет пущен в эксплуатацию, пока за ним не будет закреплен ответственный электромеханик и пока об этом не будет сделана запись в паспорте лифта. И ни один электромеханик, находясь в здравом уме, не будет самостоятельно снимать канаты без их замены, тем более что скрыть это при аварии практически не возможно. Кроме этого, вы всегда заранее сможете почувствовать неладное, если будете внимательны, но об этом поговорим ниже.

Вопрос на засыпку.

Интересен для нас и ограничитель скорости. Он служит для отключения лифта и приведения в действие механизма ловителей, при увеличении скорости опускания кабины больше допустимого значения. Допустимым является 15%-е превышение скорости. В настоящий момент в городе в основном используются лифты со скоростью 0,71 и 1,0 м/с, в высотных домах — до 1,6 м/с.

Ловители — один из основных элементов, делающих лифт безопасным. Они являются устройством безопасности, предназначенным для остановки и удержания кабины на направляющих при превышении рабочей скорости или обрыве тяговых элементов. Обычно они состоят из корпуса, клиньев и механизма, для их подъема. Корпус жестко соединен с кабиной и обхватывает с двух сторон рабочую плоскость направляющей. С обеих сторон между направляющей и корпусом находится клин.

Ловители состоят из двух частей, расположенных с двух сторон кабины, в местах прохода направляющих. При превышении скорости срабатывает ОС, который через свой собственный канат передает усилие на механизм подъема клиньев ловителей на кабине лифта. Происходит подъем клиньев, за счет их формы и профиля корпуса ловителей происходит выбор зазора между клиньями и направляющей, что приводит к расклиниванию кабины на направляющих и ее остановке.

Ход кабины при посадке на ловители обычно лежит в пределах 0,5 м. Рассказы о том, что кабина двигалась на ловителях несколько этажей должны по меньшей мере насторожить слушателей, если же рассказчик является человеком достойным, то такой рассказ должен насторожить владельцев лифта.

Пространственное положение кабины и противовеса в шахте сохраняется благодаря направляющим и башмакам. Башмаки предназначены для обеспечения положения узлов лифта относительно направляющих. Грубо говоря, башмаки удерживают кабину и противовес на направляющих и не позволяют им биться друг о друга и о другие части лифта, установленные в шахте. Вкладыши башмаков из-за постоянного трения о направляющие постепенно стираются и требуют периодической замены. Башмаки находятся вверху и внизу кабины и противовеса с обеих их сторон.

Противовес служит для компенсации веса кабины, в результате чего энергия лебедки расходуется лишь на преодоление сил инерции системы «кабина — противовес», что ведет к экономии электроэнергии. Противовес загружается весом равным массе кабины и массе, эквивалентной половине грузоподъемности лифта. Противовес всегда тяжелее кабины на массу от 150 до 500 кг, в зависимости от грузоподъемности лифта. При выключенном двигателе кабина с небольшим грузом всегда стремится вверх, а не вниз, как рассказывают многие «очевидцы».

Здесь мы коснулись самых интересных особенностей конструкции лифта. Если у вас остались вопросы — спрашивайте, мы всегда на связи.

5. Как вести себя в лифте

Добро пожаловать в лифт!

Так как же вести себя в лифте? С какими неприятностями можно столкнуться и на что следует обратить внимание? Чем вызвано то или иное требование к пассажиру и куда обращаться за помощью?

Первое, что необходимо знать, — это то, что в каждой кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже должны быть вывешены Правила пользования лифтом, а также табличка с указанием номера телефона для связи с обслуживающим персоналом и аварийной службой. Запомните или занесите этот номер в свой мобильник. Если этих табличек нет, попробуйте узнать номер телефона у диспетчера, вызвав его нажатием кнопки «Звонок» на посту приказов в кабине лифта.

Если вас не хотят слушать и отвечать на ваши вопросы, то обратитесь с соответствующим заявлением к владельцу лифта или в территориальный орган Ростехнадзора. Вот адрес территориального органа по Ростовской области: 344029, г. Ростов-на-Дону, ул. Селиванова, 66. Тел./факс: (863) 290-88-78. E-mail: enn@donpac.ru, сайт: http://ndon.gosnadzor.ru

Вам надо будет связаться со специалистами (инспекторами) отдела по надзору за подъемными сооружениями и государственному строительному надзору. Каждый введенный в эксплуатацию лифт закреплен за одним из инспекторов этого отдела. Редкий хозяйственник долетает до середины Днепра, отважившись беспредметно спорить с представителем Ростехнадзора.

Кроме этого, в лифте обычно присутствует табличка устанавливаемая заводом, где указываются завод-изготовитель, наименование лифта и его грузоподъемность с указанием максимального числа пассажиров.

Что же написано в Правилах пользования лифтом?

После того как вывешенные в лифте Правила, поставляемые заводом-изготовителем, уничтожаются жильцами, обслуживающая лифт организация вывешивает новые. В них, как правило, указывается название этой организации и номер контактного телефона. Обычно интерес вызывают следующие пункты правил.

Правила пользования лифтом.

1. «Не входите в лифт, пока не убедитесь, что кабина находится перед вами». В народе говорят: на Бога надейся, а сам не плошай. Кроме призыва к очевидной предосторожности, этот пункт несет в себе и конкретный практический смысл. Двери шахты не имеют собственного привода и конструктивно устроены так, что их створки стремятся закрыться под действием собственного веса или веса специального груза. То есть открыться самостоятельно двери шахты не могут. Но они могут быть открыты с помощью специального ключа вручную и заблокированы в таком положении. Конечно, это нарушение правил безопасности, но такая ситуация может быть.

В другом случае в шахте могут проводиться ремонтные работы. Вы слышите, что лифт движется, нажимаете кнопку вызова и двери открываются, но кабина находится этажом ниже, по стечению обстоятельств электромеханики, работающие на крыше кабины, вручную открыли вашу дверь изнутри шахты. Согласитесь, стоит убедиться.

Еще одна ситуация: кабина действительно пришла, двери открылись, но вот точность остановки не была соблюдена. Чаще всего, такое происходит из-за износа тормозных накладок в механизме тормоза лебедки. Если кабина остановилась ниже этажа — вы рискуете удариться головой о потолок кабины или «провалиться» в нее. Если выше — споткнуться о порог кабины и упасть или удариться головой, но уже об портал дверей шахты.

2. «Войдите, не задерживаясь, в кабину. Первыми входят взрослые, а затем дети». Это правило вызвано тем, что выдержка времени, в течение которого двери остаются открытыми, не велика. Обычно 5–7 секунд. За это время желательно успеть войти в кабину. Первыми рекомендуется входить взрослым. Это вызвано тем, что большинство лифтов оборудовано грузовзвешивающим устройством (далее ГВУ), которое начинает действовать при загрузке от 15 кг и выше, при этом время выдержки дверей в открытом состоянии автоматически увеличивается.

Детям самим ездить в лифте нельзя!

Если вы пошлете вперед ребенка, то его веса может не хватить для срабатывания этого устройства — двери начнут закрываться, а это уже стрессовая ситуация для всех. Кроме того, ребенок, оставшийся один в закрытом пространстве кабины лифта, получит более сильный испуг, чем если он останется один на достаточно большой лестничной площадке.

Прежде чем пускать ребенка внутрь кабины, вам стоит убедиться, что там все в порядке. Та же ситуация и с выходом из кабины — выпустите сначала ребенка, а потом выходите сами.

Здесь надо помнить, что все это хорошо, когда лифт полностью исправен. Если же вы подошли к лифту в первый раз, не спешите сразу заходить в кабину — подождите пару секунд, пока двери откроются полностью и остановятся в этом положении. Может так случиться, что именно этот лифт электромеханики обошли своим вниманием и двери, не успев открыться, сразу начнут закрываться. Сообщите об этом по указанным на табличках телефонам и уже самостоятельно решайте, что вам делать дальше. Скорее всего, что и реверс дверей у этого лифта не сработает.

3. «При перевозке детских колясок детей нужно брать на руки. Сначала сами войдите в лифт, затем вкатывайте коляску. При выходе сначала выкатывайте коляску». Этот пункт во многом повторяет предыдущий по тем же причинам. Отличие — надо обязательно забрать ребенка из коляски на руки. Это надо сделать потому, что при возникновении какой либо аварийной ситуации достать ребенка из коляски у вас не будет ни времени, ни возможности. Страшные примеры таких ситуаций попадают в средства массовой информации с пугающей регулярностью.

4. «При остановке кабины между этажами не пытайтесь самостоятельно из нее выйти и не открывайте двери кабины и двери шахты». Это действительно опасно. Самостоятельно покидая кабину, находящуюся между этажами вы рискуете упасть в шахту лифта, получить травмы при ударе о конструкции лифта, которые в обычном режиме не доступны пассажиру, быть пораженными электротоком при касании проводки и аппаратов, находящихся под напряжением. Кроме того, кабина может прийти в движение и это по-настоящему неприятно. Помните, что лифтеры и электромеханики проходят специальное обучение по правилам безопасного извлечения пассажиров из кабины. Дождитесь их прихода.

No smoking!

5. У некоторых пассажиров вызывает улыбку запрещение курить в лифте, перевозить легковоспламеняющиеся и токсичные вещества. А зря. Кроме того, что курение в общественных местах запрещено, оно может стать причиной возгорания лифта со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кабина лифта представляет собой небольшое замкнутое пространство, часто только с естественной вентиляцией, она моментально наполняется запахом и дымом табака, в ней становится ощутимо жарче даже при выкуривании одной сигареты. Пожалейте себя и людей, которые воспользуются кабиной уже после вас.

Из-за тесноты и скованности вы можете случайно открыть, раздавить, уронить емкости с токсичными и легковоспламеняющимися веществами, воздух в кабине тут же наполнится ими, а немедленно покинуть ее у вас не будет возможности. В результате кабина может стать токсичной ловушкой не только для вас.

6. Почему запрещено пользоваться кабиной лифта детям дошкольного возраста без сопровождения родителей? Прежде всего потому, что ребенок еще не умеет читать и не может прочесть Правила и тем более следовать им.

При нахождении ребенка в кабине из-за его малого веса может не сработать ГВУ, что приведет к закрытию дверей, а так как автоматика решит, что кабина пуста, будет выключен свет внутри кабины. Не стоит подвергать своего ребенка испытанию в душной, темной, закрытой, тесной кабине.

Надо учесть любознательность детей в этом возрасте — попытка засунуть проволочку в забитый электрическими устройствами пульт приказов может привести к поражению электрическим током. Попытка заглянуть в шахту лифта также может закончиться очень плохо. Не заметив начало закрытия дверей шахты, даже при работоспособном реверсе, ребенок рискует быть сдавленным ими. При закрывании двери развивают усилие до 15 кг, не всякий ребенок справится с этим. Кинетическая же энергия закрывающихся дверей сопоставима с энергией гири в 1 кг, падающей с высоты в 1 м. Если между створками окажется голова ребенка, ему не избежать очень сильного удара. Если же створки сомкнутся в области шеи, это может оказаться еще страшнее.

Дело в том, что на полностью исправном лифте допускается отключение реверса
за 5 сантиметров до конца закрытия, еще порядка одного сантиметра допускается на зазор между створками при приложенном усилии в сторону их открывания. А теперь представьте шею дошкольника, на которую действует как кинетическая энергия створок, так и усилие на закрытие. Деформация может достичь предела отключения реверса, створки могут просто задушить ребенка.

Что еще необходимо помнить во время пользования лифтом? Прежде всего, подходя к лифту, надо помнить, что это объект повышенной опасности. Пожалуйста, перед входом в кабину проснитесь и сосредоточьтесь на поездке. Двадцать секунд внимательности могут сохранить вам здоровье. Войдя в кабину, станьте ровно, слегка расставив ступни ног для большей устойчивости, колени слегка согните, жестко возьмитесь рукой за поручень.

Не надо вальяжно возлежать на стенке кабины, опираясь на одну ногу, при этом максимально ее выпрямив. Это может кончиться переломом ноги, ребер и сотрясением мозга. При этом речь идет не о какой-то катастрофе, а о срабатывании устройств, призванных сохранить вам жизнь.

Речь идет о срабатывании ловителей и буферов. Согласно действующим нормам, вызванная срабатыванием этих устройств перегрузка достигает двукратной величины в качестве среднего значения и практически четырехкратной, на время не более 0,04 секунды. Это равноценно тому, что во время аварийной остановки лифта на ваши плечи вдруг неожиданно присаживаетесь еще один вы.

Именно отсюда рождаются легенды о падающих несколько этажей лифтах и чудом спасшихся пассажирах, взахлеб рассказывающих потом о пережитом в перерывах между демонстрацией забинтованных конечностей. Если бы эти люди направили хотя бы часть своей энергии на собственную безопасность, то самое страшное, что ждало бы их при такой аварии, — это сделать полный присед. Не каждому это доставит удовольствие, но это меньшее из зол.

Не пытайтесь открыть двери лифта рукой!

Если двери начали закрываться, а вы не успели войти в кабину и все же намерены это сделать прямо сейчас, не пытайтесь остановить створки рукой — это достаточно тяжело. Поставьте на порог двери, перед самой створкой ногу и плотно прижмите подошву к полу. Обувь защитит ногу от удара, а плотно поставленная нога гораздо лучшее препятствие для створки. Не ставьте ногу в конце закрытия, а если вы обуты в открытые сандалии или шлепки, можно получить травму в виде ушиба или пореза.

Не толкайте створки в сторону открытия, часто это приводит к выходу механизма реверса за рабочие положения и лифт останавливается. Для нормальной работы механизма реверса необходимо наличие между створками двери именно препятствия, а не встречного действия. Не вставляйте между створками дверей пальцы. Их толщины может не хватить для предотвращения запирания замков дверей шахты и кабины, в результате цепь безопасности будет собрана, створки замкнуты, пальцы зажаты и лифт придет в движение.

Пожалуйста, уходя от знакомых, обсудите все вопросы у них дома. Не надо вызвав лифт, вспоминать о недоговоренном и, удерживая двери, пытаться поделиться вспомненным. Чаще всего это приводит к остановке лифта.

Не перегружайте лифт, это ведет к его преждевременному износу, нарушению работы ГВУ, перепроходу точных остановок и крайних положений, может стать причиной посадки на ловители или буфер.

К такому же результату приводит борьба, возня, демонстрация элементов акробатики в кабине при движении лифта. Поверьте, посадка на ловители окажется для вас неожиданной, кроме этого, другие люди уже не смогут воспользоваться лифтом.

При уборке в лифте или на посадочной площадке не метите насухую, пользуйтесь пылесосом или влажной тряпкой. Шахта лифта работает как мощная вытяжка, в нее засасывает всю пыль и мусор с этажных площадок, особенно плохо дело, когда добропорядочные хозяйки начинают заметать мусор под двери лифта или прямо в кабину. К сожалению, таких хозяюшек много.

К чему это приводит? В лифтах есть несколько «слабых» мест. Два из них — ГВУ и замки дверей шахты. ГВУ — это обычные весы. Как мы пользуемся своими домашними весами? Правильно — бережно. Почему же тогда мы прыгаем на весах лифта, сорим на них, перегружаем? Со временем мусор из кабины начинает ограничивать движение грузовой платформы, пыль из шахты препятствует нормальному ходу рычагов взвешивающего механизма под кабиной, в результате ГВУ перестает работать, а с ним перестает нормально работать и лифт.

Двери же шахты первыми принимают на себя мусорный удар жильцов, так как мусор, попавший в шахту с одного этажа, тут же оседает на нижележащих дверях. А если учесть что зазоры в механизмах дверей регулируются в пределах от 0,1 мм до нескольких миллиметров, в зависимости от типа узла, то обычный окурок может стать причиной блокировки двери и остановки лифта.

Если к этому прибавить огромное число циклов открытия-закрытия дверей, бесконечное число реверсов, большое количество самих дверей шахты, а также постоянные тычки со стороны пассажиров, то совсем не удивительно, что почти все рабочее время электромеханикам приходится тратить на регулировку дверей. На обслуживание других узлов времени зачастую просто не остается.

Подсчитано, что обычный типовой лифт в девятиэтажке за год совершает 60 тысяч поездок, производит почти 70 тысяч циклов открытия-закрытия дверей, проходит до 10 тысяч километров, находясь в движении почти 1300 часов, и перевозит порядка
9 тысяч тонн грузов и пассажиров. Огромная нагрузка.

Садясь в лифт, будьте внимательны. Хотя бы через раз обращайте внимание на то, как он ведет себя, какими звуками сопровождается его работа. Обнаружив что-то подозрительное, сообщите по названным ранее телефонам. Проверяйте работу кнопки вызова диспетчера, это кнопка «Звонок» или «Вызов». Не стесняйтесь криков диспетчера — это ваша безопасность.

Проверяйте периодически работу кнопки «Отмена», «Реверс», «Двери» — в зависимости от того, какая из них присутствует в вашем лифте. Действие их во многом схоже. А кнопка «Отмена», кроме того, позволяет принудительно остановить лифт на ближайшем этаже и открыть двери. Если какие либо кнопки не работают — сообщайте об этом в обслуживающую организацию.

Двери должны открываться и закрываться без заеданий, рывки возможны, но возникновение заеданий, сопровождающееся хрустом или другими металлическими звуками — повод пригласить электромеханика. Если во время движения кабину начинает бросать из стороны в сторону, иногда слышны удары со стороны дверей, кабина иногда кратковременно останавливается, не дойдя до этажа назначения, — пришла пора менять вкладыши башмаков, проверять штихмас и регулировать механизмы дверей шахты.

Если при остановке кабины она еще некоторое время продолжает прыгать вверх и вниз — есть повод беспокоиться. Правда, возможно, произошла неравномерная вытяжка тросов, что, однако, приводит к их преждевременному износу. Но возможен и неадекватный вариант — на вашем лифте уже не все тросы на месте.

В ожидании лифта.

Если кабина останавливается не вровень с полом посадочной площадки — пришло время проверять датчики селекции и регулировать тормоз лебедки. Здесь надо помнить, что допустимая точность остановки ± 20 мм.

Увидев электромеханика, расскажите ему о замеченных недостатках, он примет это к сведению. Не ждите от него благодарности — хотя, в отличие от врачей, среди электромехаников подавляющее большинство действительно высококлассных специалистов, до тонкостей знающих свою профессию, в остальном они очень похожи: очень не разговорчивы и слегка высокомерны.

В случае с электромеханиками это можно понять — они загружены с самого утра и до вечера. Понятно, что плохо всем. Но кто-то ведь должен сделать первый шаг навстречу друг другу в этом затянувшемся противостоянии. Давайте сделаем его мы, пассажиры. Начав следить за своими лифтами, мы сможем потребовать соответствующего отношения к нам и от других заинтересованных сторон. И кто знает, может, наступит такой день, когда мы будем заходить в лифт с радостью!

Григорий КУЛИКОВ

Какая скорость лифта?

Самый быстрый лифт установлен в тайваньском небоскребе Taipei-101. В здании 101 этаж, подъемное устройство поднимается со скоростью 16,83 м/с.

Тип скорости лифта

Существует несколько технических понятий этого термина. Скорость, на которую рассчитан лифт, называют номинальной. Эта характеристика указана в техническом паспорте устройства. Номинальная скорость должна соответствовать требованиям проекта здания.

Для современных лифтов, которые массово применяются в жилых зданиях и коммерческих постройках, диапазон номинальных скоростей находится пределах от 0,18 до 4 м/с. Высокоскоростные лифты с показателем выше 4 м/с редко применяют в жилых домах. Такой быстрый подъем и опускание на 10-20 этажей может вызвать у пассажиров шум в ушах. Застройщики отдают предпочтение скоростным и быстроходным механизмам. Высокоскоростные лифты используют в зданиях максимальной высоты.

Кроме номинальной, у лифта есть рабочая скорость. По сути, это фактическая скорость подъемного механизма, проявляющаяся в определенных эксплуатационных условиях. Рабочая скорость зависит от степени полезной нагрузки лифта, перебоев напряжения в электросети, сопротивления подвижных частей устройства. Рабочие скорости почти всегда отличаются от номинальных.

Самую большую скорость лифта, при которой срабатывают аварийные ловушки, называют предельной. Аварийные устройства включаются при превышении номинальных показателей более чем на 15%. В лифтах с двухскоростными лебедками есть остановочная скорость. При ней лебедка обесточивается и одновременно осуществляется действие механического тормоза. Для точности остановки кабины лифт переводится с рабочей на пониженную остановочную скорость, при которой механизм полностью прекращает движение. Для осмотра лифта и лифтового оборудования с крыши кабины предусмотрено движение устройства с ревизионной скоростью, которая не должна превышать 0,36 м/с.

Особенности установки лифтов

При установке подъемного оборудования руководствуются «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ). В зависимости от грузоподъемности лифта и его скорости, лифты бывают пассажирские (с грузоподъемностью 320, 500, 1000 кг и скоростью 0,71; 1,0 и 1,4 м/с) и пассажирские скоростные (с грузоподъемностью 1000 и 1600 кг и скоростью 2 и 4 м/с). Этими устройствами оборудуют многоквартирные дома и офисные здания.

Для коттеджных лифтов, которые устанавливают в двух-трехэтажных особняках, производители предусмотрели невысокую скорость. Например, при грузоподъемности 250, 315, 385 лифты бренда Privat имеют скорость – 0,15 или 0,3 м/с. Подъемные коттеджные механизмы производства Kleemann Maison обладают скоростью 0,14 – 0,5 м/с при грузоподъемности до 450 кг.

Существует множество разновидностей грузовых лифтов с различной скоростью. Они устанавливаются в жилых, коммерческих и общественных зданиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *