Техобслуживание электродвигателя
Существует множество рекомендаций по проведению технического обслуживания (ТО) электродвигателя. Но на каждом предприятии необходимо разрабатывать свой план ТО с учетом специфики оборудования и технологического процесса. Мы озвучим общие принципы проведения техобслуживания.
Правила безопасности при проведении ТО
Перед проведением ТО любой сложности необходимо обеспечить безопасность обслуживающего персонала. Все работы по техобслуживанию (кроме проверки рабочих режимов) проводятся при полном снятии напряжения с оборудования.
Непосредственный исполнитель должен обеспечить блокировку самопроизвольной или ошибочной подачи напряжения на обслуживаемый электродвигатель. Для этого необходимо заблокировать средство подачи напряжения, а на рычаге механизма включения вывесить плакат «Не включать, работают люди!».
Диагностика электродвигателя
Под диагностикой подразумевается измерение определенных параметров электродвигателя в рабочем режиме и без напряжения.
Обычно измеряют следующие параметры:
- Температура. Это универсальный параметр, который может многое сказать о состоянии двигателя. Оперативное измерение температуры корпуса производится с помощью пирометра или тепловизора. В некоторых случаях в двигателе должен быть установлен термодатчик, обеспечивающий постоянный контроль температуры. Подробно о температурном режиме и перегреве электродвигателя читайте здесь.
- Ток. Сравнив номинальный (рабочий) ток с измеренным, можно оценить состояние электродвигателя и привода в целом.
- Вибрация. При увеличении уровня вибрации может произойти механическое разрушение двигателя. Этот параметр оценивают при помощи специального оборудования.
На обесточенном двигателе производят измерение сопротивления изоляции с помощью мегаомметра.
На основании результатов перечисленных измерений и их сравнения с номинальными значениями можно сделать вывод о необходимости ремонта.
Осмотр оборудования
Регулярный осмотр работающего оборудования – важная часть ТО, позволяющая выявить неисправности на самых ранних стадиях. При обходе ответственный за оборудование наблюдает за электродвигателями в работающем состоянии, проверяет тепловой режим, целостность креплений, уровень механической вибрации. В зависимости от сложности и важности оборудования осмотр может проводиться от нескольких раз в смену до одного раза в месяц.
Техническое обслуживание электродвигателя
ТО электродвигателя – плановое мероприятие, на которое должно выделяться время и назначаться ответственный. Как правило, техобслуживание двигателя проводится на месте его установки, при этом выполняются следующие действия:
- чистка корпуса двигателя от загрязнений
- проверка механических креплений электродвигателя и привода в целом
- проверка целостности и надежности крепления крыльчатки вентилятора охлаждения (независимого вентилятора)
- вскрытие клеммной коробки двигателя, осмотр, ревизия и протяжка силовых клемм
- смазка подшипников
- осмотр целостности питающего кабеля и заземления
Кроме того, при проведении ТО необходимо проверить систему питания двигателя – клеммы, контакторы, устройства защиты и т. д.
При качественном регулярном техобслуживании асинхронного двигателя он может работать без ремонта десятки лет. Однако в силу ряда причин (например, несоответствие параметров питающей сети или ухудшение условий работы) ремонт может потребоваться.
Ремонт электродвигателя
Кроме ТО в случае необходимости или по плану может производиться текущий, средний и капитальный ремонт электродвигателя. Цель ремонта – восстановление рабочих характеристик или работоспособности двигателя.
При ремонте на основе ранее проведенных осмотра и диагностики могут выполняться следующие мероприятия:
- замена подшипников
- балансировка ротора
- замена крыльчатки вентилятора
- перемотка обмотки статора
Обслуживание электродвигателей
Как часто должно проводиться обслуживание электродвигателей
- оценку технического состояния двигателя;
- планирование объема необходимых работ для следующего ремонта оборудования.
- повышенную продолжительность, а так же частоту запусков;
- неблагоприятный температурный режим;
- высокую запыленность рабочего пространства.
Техническое обслуживание электродвигателей — порядок действий
- с механизмом и прочими компонентами электродвигателя не соприкасаются посторонние предметы;
- контактные кольца полностью исправны;
- ручка пускового реостата переведена в нужное положение («запуск»).
- непредусмотренные шумы (или гудение);
- перегрев значимых элементов (подшипников, корпуса);
- «биение» ременной передачи о механизм;
- возрастание вибрации.
Выявление и устранение проблемных ситуаций
- в случае повреждения приводного механизма;
- при обнаружении пламени (дыма) из аппаратуры пускорегулирующего назначения или из мотора;
- при резком усилении вибрации.
Контроль уровня масла — значение
- регулярное добавление масла (не реже, чем через каждые 10 суток работы двигателя);
- обязательную замену масла (каждые 300 суток работы).
8 800 550 00 93 Звонок по России бесплатный Время работы Пн-Пт: 08:00-17:45
Адреса филиалов и телефоны:
8 (812) 321-79-43 Санкт-Петербург
8 (383) 36-36-000 Новосибирск
8 (343) 318-24-35 Екатеринбург
© 2003-2024 ООО «СЗЭМО Инжиниринг» Интернет-магазин.
Все права защищены.
Подписаться
на рассылку
Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время.
Для входа в личный кабинет введите, пожалуйста, Ваш логин и пароль
Выберите город:
Амурская область Архангельская область Астраханская область Еврейская автономная область Забайкальский край Кабардино-Балкария Калининградская область Камчатский край Карачаево-Черкессия Красноярский край (кроме г. Ачинска, г. Красноярска, г. Канска) Ленинградская область Магаданская область Мурманская область Ненецкий Автономный Округ Новгородская область Оренбургская область Пензенская область Приморский край Псковская область Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Чечня Республика Чувашия Самарская область Саратовская область Сахалинская область Ставропольский край Ульяновская область Хабаровский край Чукотский Автономный Округ
Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Воронежская область Иваново Калужская область Краснодарский край Курск Курская область Липецкая область Московская область Нижний Новгород Орловская область р. Адыгея Ростовская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область
Вологодская область Костромская область Ярославская область
Алтайский край Ачинск Иркутская область Канск Кемеровская область Красноярск Новосибирская область Омская область р. Тыва, р. Алтай Республика Хакасия Томская область
Техническое обслуживание электрического двигателя
Электрический двигатель — сложное устройство, требующее регулярного технического обслуживания (ТО). В зависимости от типа конструкции и ее особенностей, ТО осуществляется на основе прописанных на предприятии стандартов и процедур. Это позволяет быстро выявить неисправности и устранить их с наименьшими последствиями. На сайте Мир Привода будут рассмотрены основные принципы технического обслуживания электродвигателя.
Безопасность во время технического обслуживания
Перед началом любых процедур следует обеспечить безопасность сотрудников. Для этого обслуживание двигателя осуществляется только после того, как оборудование было отключено от напряжения. Это гарантирует, что двигатель внезапно не начнет работу во время ТО. Исключением является проверка режимов работы. Данная процедура невозможна без подключения устройства к сети. Однако во время процесса все задействованные люди должны соблюдать технику безопасности, действующую на предприятии.
Перед началом технического обслуживания следует повесить на рычаг управления соответствующий плакат, информирующий сотрудников предприятия о готовящихся работах. На нем обязательно должна содержаться информация о том, что запрещается запускать установку вплоть до окончания ТО. Также ответственный за обслуживание сотрудник обязан исключить самопроизвольную или ошибочную подачу напряжения, изолировав источник питания.
Диагностика электрического двигателя
Во время диагностики происходит замер параметров двигателя в рабочем режиме и при отключенном напряжении.
Чаще всего в рамках ТО измеряются следующие характеристики:
- Вибрация. Для замера вибрации используют специальное оборудование. Если во время работы двигатель будет вибрировать слишком сильно, со временем это способно привести к износу и выходу из строя некоторых деталей.
- Ток. Любой двигатель рассчитан на работу при определенном значении силы тока. Если измеренный параметр отличается от заявленного (рабочего) больше допустимой нормы, значит, устройство и цепь в целом работают неправильно. Требуется установить причины, вызывающие отклонения и устранить.
- Температура. Это один из важнейших параметров двигателя. Перегрев установки способен в кратчайшие сроки вывести ее из строя, а ремонт может оказаться долгим и дорогим. Чтобы обслуживающий персонал мог выявить отклонения от температурной нормы еще до ТО, двигатель оснащают специальными датчиками, измеряющими этот параметр во время работы. В процессе технического обслуживания замер температуры осуществляется тепловизором или пирометром.
Также с помощью мегаомметра замеряют сопротивление изоляции у двигателя, отключенного от напряжения.
После измерения всех параметров полученные значения сравниваются с номинальными. При наличии отклонений, превышающих норму, выявляются неполадки и осуществляются работы по их устранению.
Осмотр оборудования
Важной частью технического обслуживания является осмотр конструкции. Эта процедура позволяет выявить неисправности на раннем этапе их появления. Осмотром должен заниматься квалифицированный специалист. Частота процедуры зависит от действующих на предприятии стандартов и техники безопасности: осмотр может осуществляться ежедневно или раз в месяц.
Процедура происходит во время работы двигателя, чтобы была возможность оценить его состояние во время осуществления всех процессов.
ТО электрического двигателя
Техническое обслуживание электродвигателя — это плановая процедура, сроки и процессы которой устанавливаются заранее. За выполнение работ назначается ответственный. Он обязан осуществить лично или проконтролировать выполнение следующих действий:
- удаление загрязнения и нежелательных веществ с корпуса установки;
- проверка проводов, выявление повреждений, оценка надежности соединений и всех компонентов;
- оценка правильности работы вентилятора и системы охлаждения, проверка надежности креплений;
- снятие клеммовой коробки, оценка состояния клемм, замена износившихся элементов;
- смазка подшипников и других элементов;
- проверка состояния кабелей питания и заземления.
Во время ТО следует отдельное внимание уделить системе питания двигателя и устройствам защиты.
При правильном обслуживании электродвигатель способен работать десятки лет. Однако из-за аварийных ситуаций и незапланированных факторов установке может потребоваться ремонт даже при должном уходе.
Ремонт электрического двигателя
Кроме технического обслуживания двигателя, осуществляемого в соответствии с заранее составленным планом, по такому же принципу может выполняться ремонт. Например, если у конструкции были выявлены некритические неисправности, то их устранение может начинаться не сразу, а в назначенную дату. Это позволяет сотрудникам грамотно вписать необходимые процедуры в график с наименьшими потерями в производительности. Главная задача ремонта: восстановить оптимальные характеристики двигателя и устранить имеющиеся поломки.
В рамках этой задачи могут выполняются следующие процедуры:
- балансировка ротора;
- удаление поврежденных подшипников, установка новых;
- замена поврежденной крыльчатки вентилятора;
- приведение обмотки статора в исходное состояние.
Правильно выполненные работы по ремонту электродвигателя способны существенно продлить срок службы и вернуть исходный КПД.
Техническое обслуживание и ремонт асинхронных электродвигателей
В ООО «ЭЛЕКТРОРЕСУРС» работают квалифицированные специалисты, способные оказать техническую помощь на этапе выбора и заказа продукции, что позволяет выбрать оптимальный двигатель (-ли) и выбрать оптимальные опции в комплектации оборудования согласно требованиям проекта или требованиям заказчика.
Также наши специалисты имеют большой опыт выполнения шеф-монтажных работ непосредственно на объекте на этапе монтажа, пуско-наладочных работ и вводе в эксплуатацию оборудования.
По определению, техническое обслуживание электродвигателя — это комплекс профилактических мероприятий, позволяющий поддерживать качественное эксплуатационное состояние различного оборудования. В соответствующих операциях нуждаются абсолютно все более или менее сложные в техническом плане устройства, в том числе и электродвигатели. Проводятся они по шагам инструкций, прописанных в ППР. Согласно правилам, техобслуживание электродвигателей необходимо выполнять на месте, без предварительного демонтажа. нормативные документы обязывают специалистов реализовывать процедуры в пошаговом порядке:
- очистка конструкции от всевозможных загрязнений;
- исследование исправности элементов заземления;
- тестирование всевозможных фиксаторов;
- изучение температурных показателей во время работы;
- инспекция прочности контактных площадок;
- измерение параметров сопротивления.
Для модулей, снабженных фазными якорями, организуется дополнительная проверка кольцевых контактов и щеток.
Общий порядок действий при техническом обслуживании асинхронных электродвигателей
Современные асинхронные двигатели — это чрезвычайно прочные и надежные машины с отменным эксплуатационным ресурсом. Правда, даже они не способны функционировать вечно. Поэтому нормативные и правовые акты обязывают ответственных лиц предприятий составлять графики проведения технического обслуживания электродвигателей. Своевременная проверка позволяет людям замечать наборы неполадок, а также заботиться о процессе их грамотного устранения.
Визуальный осмотр, оценка работоспособности механических деталей электродвигателя
Техническое обслуживание асинхронного двигателя всегда начинается с подробного и внимательного визуального осмотра. Мастер определяет легко заметные аварии, предварительно очистив корпус конструкции от пыли, грязи и всевозможных отложений. Из-за динамических нагрузок и вибраций внешние детали силовой машины могут обрасти сколами и трещинами. В число регулярных поломок входит и разрушение монтажных лапок — устройства, пострадавшие от подобных процессов до дальнейшей эксплуатации не допускаются.
Далее специалист инспектирует состояние крышек — клеммной коробки и перекрытия роторных выводов. Любые вмятины и повреждения модулей свидетельствуют о наличии значительных неисправностей. Отдельное внимание сотрудник уделяет читаемости надписей на шильдике, крыльчатке (скрытой за кожухом), радиальному и осевому перемещению вала и качеству подшипников. Последние набиваются смазкой — классическим маслом или особым консистентным композитом.
Внешняя инспекция, анализ состояния электрических узлов асинхронных электродвигателей
Следующий этап — оценка качественного состояния статорных выводов и токосъемных деталей. Как правило, повышенному износу подвергаются элементы изоляции, состоящие из специализированных марок резины.
На них не должно быть никаких глубоких царапин и трещин — мастер, заметивший подобные дефекты, обязан восстановить работоспособность узлов киперной лентой. Кроме того, инспекции подвергается клеммная колодка — любые оплавления превращаются в повод для полной замены устройства. Нагар на поверхности наконечников статорных выводов, чистота токосъемных колец, отсутствие повреждений на заземляющем проводнике — вот основные этапы контроля классического асинхронного двигателя. Кстати, специалисту следует проинспектировать и остаточную величину роторных щеточных механизмов (ориентироваться нужно на показатели от 4 мм и выше).
Проведение всевозможных измерений и испытаний электродвигателя
Проверка на визуальном осмотре не завершается — мастеру необходимо проинспектировать силовую машину посредством измерительных приборов и небольших тестов. Во-первых, нужно изучить параметры сопротивления изоляции статорных обмоток, а также их самих. При номинальной температуре за стандарт принимается значение от 0,5 мОм (на практике оказывается, что тестер выдает цифры, исчисляемые десятками мОм). Дополнительный замер касается сопротивления катушечных групп статора постоянному току.
Во-вторых, следует подключить асинхронный электрический двигатель к сети, предварительно закрыв все демонтированные в ходе инспекции крышки. Вибрации, биения рабочего вала, наличие или отсутствие нагревов в области корпуса — обращать внимание нужно буквально на все. Затем аппарат соединяется с трансмиссией рабочей машины и исследуется под нагрузкой.
Учет регламентированных замечаний
Главная задача техобслуживания заключается в том, чтобы обнаружить неисправности в предельно своевременном порядке. Если мастер выявит дефекты «малого порядка» (из списка тех, что не отличаются особой критичностью) — ремонт реализуется на месте, в рамках проверки. При появлении признаков крупных аварий электродвигатель отключается от рабочих систем и восстанавливается путем задействования сменных деталей и специализированного реставрационного/тестировочного оборудования.
Отсутствие графика эксплуатационного обслуживания — это дорога к невероятным проблемам, граничащим с полным несоблюдением правил техники безопасности. Справиться с комплексом соответствующих процедур могут сотрудники компании «Электроресурс».
Сроки проведения технического обслуживания асинхронных электродвигателей
Сроки проведения техобслуживания варьируются в зависимости от многочисленных факторов: эксплуатационных характеристик самих силовых установок, параметров окружающей среды в помещениях, коммутируемых нагрузок и пр. Например, для агрегатов серий АИР, АД и АДМ (общепромышленных, короткозамкнутых) соответствующие операции проводятся, как минимум, раз в три месяца. Представленное правило приведено в ГОСТ 51689-2000.