Как сделать триггер в st кодесис
Перейти к содержимому

Как сделать триггер в st кодесис

  • автор:

Таймеры и триггеры CODESYS. Еще один шаг Arduino к классическому ПЛК

Случается программировать контроллеры (ПЛК) в среде CODESYS. Все, кто имел дело с этой системой, знают, что в любом проекте присутствует библиотека Standard.lib, в которой реализованы базовые таймеры, триггеры, счетчики и некоторое кол-во других функций и функциональных блоков. Многие из этих блоков постоянно используются в программах для ПЛК. А сама библиотека, как и языки программирования CODESYS, является воплощением стандарта IEC 61131-3, т.е. призвана помочь при программировании классических ПЛК задач.

Одна из особенностей программ для ПЛК в том, что основной цикл программы должен выполняться без существенных задержек, в нем не должно быть внутренних циклов с неопределенным временем выхода или синхронных вызовов «задумчивых» функций, особенно это касается коммуникаций по медленным каналам. Обновление входных и выходным образов процесса происходит только на границе основного цикла, и чем дольше мы будем «сидеть» внутри одной итерации цикла, тем меньше мы будет знать о реальном состоянии объекта управления, в конечном итоге сработает watchdog переполнения времени выполнения цикла. Многие могут мне возразить, сказав, что современные ПЛК многозначны, есть с поддержкой аппаратных прерываний. Согласен, но разговор о таких системах не входит в мои планы, я же хочу поговорить о (квази, псевдо — выбирайте) ПЛК однозадачной реализации (без прерываний) на базе микропроцессорной платформы Arduino, в котором есть только один основной цикл. Кстати, не лишним будет сказать, что на написание данной заметки меня сподвигла статья Ардуино-совместимый ПЛК CONTROLLINO, часть 1 о попытке аппаратного воплощения Arduino в пром. ПЛК.

Несколько слов об Arduino. С точки зрения программиста ПЛК, Arduino — это типичный контроллер с одним очень быстрым или, наоборот, очень медленным циклом loop(). На время выполнения цикла не накладывается никаких ограничений, и он может отработать и один, и бесконечное кол-во раз — по замыслу программиста. Когда программа проста и сводится к выполнению последовательных операций, регуляторов, без параллельных событий, то достаточно чередовать операции бесконечными вложенными циклами проверки условий и синхронными задержками типа delay(). Последовательные шаги такой программы будут выполняться буквально построчно, просто и логично. Но, как только возникает необходимость в программировании параллельных операций, необходимо менять парадигму программы.

В однозадачной системе добиться видимой параллельности можно только очень быстрым последовательным сканированием параллельных состояний, не задерживаясь подолгу на каждом вызове функции или проверке условия. С физическими входами-выходами проблем нет, функции отрабатывают достаточно быстро, а вот delay() становится неоправданным тормозом. И вот тут на смену приходят неблокирующие таймеры, те самые, которые в программировании ПЛК являются классикой. Суть в том, что для их работы используется миллисекундный счетчик времени, и все действия привязаны к значениям этого глобального счетчика.

А теперь давайте вспомним ту самую Standard.lib из CODESYS. В ней как раз реализованы МЭК-овские неблокирующие таймеры. Я взял ее за основу и портировал функции таймеров и триггеров в библиотечный код Arduino (С++). Т.е. попытался приблизить Arduino к классическому ПЛК.

Ниже я приведу краткое описание портированных функциональных блоков (FB) CODESYS и их аналоги в моей библиотеке plcStandardLib, все временные диаграммы верны для новой библиотеки Arduino. Подробнее описание исходных блоков можно посмотреть, например, в русскоязычной справке по CODESYS.

TON — функциональный блок «таймер с задержкой включения»

TON(IN, PT, Q, ET)

Входы IN и PT типов BOOL и TIME соответственно. Выходы Q и ET аналогично типов BOOL и TIME. Пока IN равен FALSE, выход Q = FALSE, выход ET = 0. Как только IN становится TRUE, начинается отсчет времени (в миллисекундах) на выходе ET до значения, равного PT. Далее счетчик не увеличивается. Q равен TRUE, когда IN равен TRUE, а ET равен PT, иначе FALSE. Таким
образом, выход Q устанавливается с задержкой PT от фронта входа IN.

В Arduino IDE:
TON TON1(); TON TON1(unsigned long PT); // с заданием интервала времени PT
Q = TON1.Run(boolean IN); // вызов "все в одном" TON1.IN = IN; TON1.Run(); Q = TON1.Q;

Временная диаграмма работы TON:

TOF — функциональный блок «таймер с задержкой выключения»

TOF(IN, PT, Q, ET)

Входы IN и PT типов BOOL и TIME соответственно. Выходы Q и ET аналогично типов BOOL и TIME. Если IN равен TRUE, то выход Q = TRUE и выход ET = 0. Как только IN переходит в FALSE, начинается отсчет времени (в миллисекундах) на выходе ET. При достижении заданной длительности отсчет останавливается. Выход Q равен FALSE, если IN равен FALSE и ET равен PT, иначе — TRUE. Таким образом, выход Q сбрасывается с задержкой PT от спада входа IN.

В Arduino IDE:

Очень похоже на TON, для краткости:

TOF TOF1(unsigned long PT); // с заданием интервала времени PT Q = TOF1.Run(boolean IN); // вызов "все в одном"

Временная диаграмма работы TOF:

TP — функциональный блок «импульс-таймер»

TP(IN, PT, Q, ET)

Входы IN и PT типов BOOL и TIME соответственно. Выходы Q и ET аналогично типов BOOL и TIME. Пока IN равен FALSE, выход Q = FALSE, выход ET = 0. При переходе IN в TRUE выход Q устанавливается в TRUE и таймер начинает отсчет времени (в миллисекундах) на выходе ET до достижения длительности, заданной PT. Далее счетчик не увеличивается. Таким образом, выход Q генерирует импульс длительностью PT по фронту входа IN.

В Arduino IDE:

Очень похоже на TON, для краткости:

TP TP1(unsigned long PT); // с заданием интервала времени PT Q = TP1.Run(boolean IN); // вызов "все в одном"

Временная диаграмма работы TP:

R_TRIG — функциональный блок «дeтектор фронта»

Функциональный блок R_TRIG генерирует импульс по переднему фронту входного сигнала. Выход Q равен FALSE до тех пор, пока вход CLK равен FALSE. Как только CLK получает значение TRUE, Q устанавливается в TRUE. При следующем вызове функционального блока выход сбрасывается в FALSE. Таким образом, блок выдает единичный импульс при каждом переходе CLK из FALSE в TRUE.

Пример CODEDESYS на языке ST:

RTRIGInst : R_TRIG ; RTRIGInst(CLK:= VarBOOL1); VarBOOL2 := RTRIGInst.Q;
В Arduino IDE:
R_TRIG R_TRIG1;
Q = R_TRIG1.Run(boolean CLK); // вызов "все в одном" R_TRIG1.CLK = CLK; R_TRIG1.Run(); Q = R_TRIG1.Q;

F_TRIG — функциональный блок «дeтектор спада»

Функциональный блок F_TRIG генерирует импульс по заднему фронту входного сигнала.
Выход Q равен FALSE до тех пор, пока вход CLK равен TRUE. Как только CLK получает значение FALSE, Q устанавливается в TRUE. При следующем вызове функционального блока выход сбрасывается в FALSE. Таким образом, блок выдает единичный импульс при каждом переходе CLK из TRUE в FALSE.

В Arduino IDE:
F_TRIG F_TRIG1; Q = F_TRIG1.Run(boolean CLK); // вызов "все в одном"

RS_TRIG — функциональный блок RS-триггер / SR_TRIG — функциональный блок SR-триггер

Переключатель с доминантой выключения, RS-триггер:

Q1 = RS (SET, RESET1)

Переключатель с доминантой включения:

Q1 = SR (SET1, RESET)

Входные переменные SET и RESET1 — как и выходная переменная Q1 типа BOOL.

В Arduino IDE:
RS_TRIG RS_TRIG1; Q = RS_TRIG1.Run(boolean SET, boolean RESET); // вызов "все в одном"
SR_TRIG SR_TRIG1; Q = SR_TRIG1.Run(boolean SET, boolean RESET); // вызов "все в одном"

Исходный код и пример

plcStandardLib_1.h

/* * plcStandardLib_1.h * * Created on: 01.01.2017 * Author: Admin */ #ifndef PLCSTANDARDLIB_1_H_ #define PLCSTANDARDLIB_1_H_ #if ARDUINO >= 100 #include #else #include #endif /* ------------------- TON ------------------- */ class TON < public: TON(); TON(unsigned long PT); boolean Run(boolean IN); boolean Q; // выходная переменная boolean IN; // входная переменная unsigned long PT; // входная переменная unsigned long ET; // выходная переменная - текущее значение таймера private: boolean _M; // внутренний флаг unsigned long _StartTime; >; /* ------------------- TOF ------------------- */ class TOF < public: TOF(); TOF(unsigned long PT); boolean Run(boolean IN); boolean Q; // выходная переменная boolean IN; // входная переменная unsigned long PT; // входная переменная unsigned long ET; // выходная переменная - текущее значение таймера private: boolean _M; // внутренний флаг unsigned long _StartTime; >; /* ------------------- TP ------------------- */ class TP < public: TP(); TP(unsigned long PT); boolean Run(boolean IN); boolean Q; // выходная переменная boolean IN; // входная переменная unsigned long PT; // входная переменная unsigned long ET; // выходная переменная - текущее значение таймера private: boolean _M; // внутренний флаг unsigned long _StartTime; >; /* ------------------- R_TRIG ------------------- */ class R_TRIG // детектор фронта сигнала < public: R_TRIG(); boolean Run(boolean CLK); boolean CLK; // входная переменная boolean Q; // выходная переменная private: boolean _M; // внутренний флаг >; /* ------------------- F_TRIG ------------------- */ class F_TRIG // детектор спада сигнала < public: F_TRIG(); boolean Run(boolean CLK); boolean CLK; // входная переменная boolean Q; // выходная переменная private: boolean _M; // внутренний флаг >; /* ------------------- RS_TRIG ------------------- */ class RS_TRIG // детектор спада сигнала < public: RS_TRIG(); boolean Run(); boolean Run(boolean SET, boolean RESET); boolean SET; // установка триггера boolean RESET; // сброс триггера boolean Q; // выходная переменная //private: >; /* ------------------- SR_TRIG ------------------- */ class SR_TRIG // детектор спада сигнала < public: SR_TRIG(); boolean Run(); boolean Run(boolean SET, boolean RESET); boolean SET; // установка триггера boolean RESET; // сброс триггера boolean Q; // выходная переменная //private: >; #endif /* PLCSTANDARDLIB_H_ */ 

plcStandardLib_1.cpp

/* * plcStandardLib_1.h * * Created on: 01.01.2017 * Author: Admin */ #include "plcStandardLib_1.h" /* ------------------- TON ------------------- */ TON::TON() < IN = false; PT = 0; _M = false; _StartTime = 0; Q = false; ET = 0; >TON::TON(unsigned long PT) < IN = false; TON::PT = PT; _M = false; _StartTime = 0; Q = false; ET = 0; >boolean TON::Run(boolean IN) < TON::IN = IN; if (!TON::IN) < Q = false; ET = 0; _M = false; >else < if (!_M) < _M = true; // взводим флаг М _StartTime = millis(); // ET = 0; // сразу = 0 >else < if (!Q) ET = millis() - _StartTime; // вычисляем время >if (ET >= PT) Q = true; > return Q; > /* ------------------- TOF ------------------- */ TOF::TOF() < IN = false; PT = 0; _M = false; _StartTime = 0; Q = false; ET = 0; >TOF::TOF(unsigned long PT) < IN = false; TOF::PT = PT; _M = false; _StartTime = 0; Q = false; ET = 0; >boolean TOF::Run(boolean IN) < TOF::IN = IN; if (TOF::IN) < Q = true; ET = 0; _M = true; >else < if (_M) < _M = false; // сбрасываем флаг М _StartTime = millis(); // ET = 0; // сразу = 0 >else < if (Q) ET = millis() - _StartTime; // вычисляем время >if (ET >= PT) Q = false; > return Q; > /* ------------------- TP ------------------- */ TP::TP() < IN = false; PT = 0; _M = false; _StartTime = 0; Q = false; ET = 0; >TP::TP(unsigned long PT) < IN = false; TP::PT = PT; _M = false; _StartTime = 0; Q = false; ET = 0; >boolean TP::Run(boolean IN) < TP::IN = IN; if (!_M) < if (TP::IN) < _M = true; // взводим флаг М _StartTime = millis(); if (ET < PT) Q = true; >> else < if (Q) < ET = millis() - _StartTime; // вычисляем время if (ET >= PT) Q = false; > else < if (!TP::IN) < _M = false; ET = 0; >> > return Q; > /* ------------------- R_TRIG ------------------- */ R_TRIG::R_TRIG() < CLK = false; _M = false; Q = false; >boolean R_TRIG::Run(boolean CLK) < R_TRIG::CLK = CLK; Q = R_TRIG::CLK && !_M; _M = R_TRIG::CLK; return Q; >F_TRIG::F_TRIG() < CLK = false; _M = true; Q = false; >boolean F_TRIG::Run(boolean CLK) < F_TRIG::CLK = CLK; Q = !F_TRIG::CLK && !_M; _M = !F_TRIG::CLK; return Q; >/* ------------------- RS_TRIG ------------------- */ RS_TRIG::RS_TRIG() < SET = false; RESET = false; Q = false; >boolean RS_TRIG::Run(boolean SET, boolean RESET) < RS_TRIG::SET = SET; RS_TRIG::RESET = RESET; Q = !RESET and (SET or Q); return Q; >boolean RS_TRIG::Run() < Q = !RESET and (SET or Q); return Q; >/* ------------------- SR_TRIG ------------------- */ SR_TRIG::SR_TRIG() < SET = false; RESET = false; Q = false; >boolean SR_TRIG::Run(boolean SET, boolean RESET) < SR_TRIG::SET = SET; SR_TRIG::RESET = RESET; Q = SET or (!RESET and Q); return Q; >boolean SR_TRIG::Run()

plcStandardLib_1_example.ino

#include "plcStandardLib_1.h" #define LED 13 #define ButtonIn 7 TON TON1(500); // Инициализация задержки включения, 500мс. TON TON2(1000); // Инициализация задержки включения, 1000мс. TOF TOF1(500); // Инициализация задержки выключения, 500мс. TP TP1(300); // Инициализация единичного импульса, 300мс. TP TP2(200); // Инициализация единичного импульса, 200мс. R_TRIG R_TRIG1; // Инициализация триггера фронта для кнопки void setup() < pinMode(ButtonIn, INPUT_PULLUP); pinMode(LED, OUTPUT); >void loop() < digitalWrite(LED, TP1.Run(R_TRIG1.Run(TON1.Run(digitalRead(ButtonIn))))); // TON1 - фильтрует дребезг контакта // R_TRIG1 - детектирует фронт сигнала // TP1 - генерирует импульс по фронту digitalWrite(LED, TP2.Run(TON2.Run(!TON2.Q))); // генератор импульса на базе TON и TP // TON2.Run(!TON2.Q)) - генератор единичного импульса // TP2 - генерирует импульс по фронту digitalWrite(LED, TOF1.Run(TON1.Run(digitalRead(ButtonIn)))); // Задержка включения и отключения >

Например, чтобы отфильтровать дребезг контактов кнопки (при размыкании тоже!) достаточно вот такого кода:

FiltredButtonIn = TON1.Run(digitalRead(ButtonIn))

В качестве заключения: вот так в CODESYS выглядит работа генератора импульса на базе цепочки таймеров TON и TP. В начале TON охватывается обратной связью с инверсией, и из него получается генератор единичного импульса, который запускает работу импульс-генератора TP. В моем примере Arduino аналог этого выглядит так:

digitalWrite(LED, TP2.Run(TON2.Run(!TON2.Q)));

«Верьте аль не верьте», но есть и такое… Шаговое программирование

При обсуждении предыдущей статьи буквально, как «чертик из табакерки», выскочил вид программирования, названный шаговым. Автор был готов к подобному, поскольку был знаком с ним, хотя, может быть, и «шапочно». В документации на ПЛК такое программирование носит, правда, название пошагового управления (видимо, это и сбивало меня на термин «пошаговое программирование»). Но это не столь принципиально, чтобы по этому поводу «ломать копья». Важна суть, а именно в силу ее далее эти термины будем считать равноправными.

Но дело даже не в том, что этот вид программирования был, возможно, новостью для участников обсуждения (в рамках программирования ПЛК DELTA это стандартный вид программирования), а в том, что он позиционировался, как известная идея, заменяющая автоматное программирование (АП). Собственно это и было определенно неожиданным. Но поскольку, так и не удалось дождаться исполнения просьб о реализации модели RS-триггера на языке шагового программирования, а формат обсуждения статьи не предполагает написания больших постов, то это и послужило поводом к написанию статьи.

Так, может ли шаговое программирование (пошаговое управление) «помножить на ноль» автоматное программирование (АП)? Вот тот вопрос, на который хотелось бы получить незамедлительный ответ. Его поиском мы и займемся.

Модель RS-триггера

Создадим модель асинхронного RS-триггера на элементах И-НЕ, используя язык шагового программирования. Начнем с модели отдельного логического элемента. Его код в виде модуля типа PRG (почему пришлось выбрать этот тип модуля мы еще поясним, а подробнее о форматах программных модулей и модели триггера см. предыдущую статью) представлен на рис. 1. На рис. 2 показана модель второго элемента. Инициализацию элементов при включении ПЛК или получения сигнала сброса (например, от соответствующей кнопки) демонстрирует рис. 3.

Рис. 1. Реализация И-НЕ в модели пошагового управления

Рис. 2. Реализация второго элемента И-НЕ модели триггераРис. 3. Код инициализация модели RS-триггера

Почему RS-триггер?

Ответим несколько подробнее заодно и на этот часто задаваемый вопрос. Конечно, дело не в триггере, а в той структуре/схеме, которую он представляет. Мы формируем модель параллельных процессов и на ее базе по плану должны создать аналогичную реальному триггеру программную модель. Она тоже должна содержать два параллельных процесса, иметь такие же связи и в работе отражать нюансы, характерные для реального триггера (вспомним про объект, который плавает и крякает и по совокупности этих признаков должен называться уткой, т.к. на нее очень похож).

Связи триггера относятся к классу обратных связей. Причем – перекрестных. Обратные связи, тем более подобного вида, создают множество проблем, как в теории, так и на практике. Теория их фактически отвергает, а практика использует в полной мере, но объяснить и описать при этом поведение подобных систем почти всегда дело достаточно проблематичное. Хорошо бы иметь теорию, которая в этом помогала бы, но ее фактически нет. Круг замкнулся (?).

Можно и по-другому: триггер есть, но о его работе, судя по известным описаниям, имеется лишь общее представление. Да и об этом, если уж прямо и честно, знает не такой уж широкий круг людей. Почему-то мне кажется, что «чистые программисты» (не запятнавшие себя знаниями в электронике) в их число не входят.

Знакомство с RS-триггером или, скажем так, его прочтение любому программисту будет полезным. Это, во-первых, напомнит и/или даст представление о работе чисто логических процессов. В них параллелизма не меньше, чем в любых сложных вычислениях. Триггер в демонстрации параллельности легко заменяет примеры из области, скажем, банковских расчетов (примеры на эту или аналогичную тему почему-то чаще всего встречаются при рассмотрении параллельных вычислений). Во-вторых, он позволяет убедиться в ущербности современной теории параллельных вычислений и практических подходов их реализации. Ни корутины, ни многопоточность, ни, тем паче, многоядерность ни в малейшей степени не могут объяснить поведение RS-триггера или хотя бы просто реализовать его точное поведение по методике приведенной далее.

Так что … вперед. Мы же по отношению к параллельным вычислениям на примере RS-триггера все это продемонстрируем. Теоретически это сделано в предыдущей статье. В настоящей – чистая практика. Но если вы знаете другой достойный по качеству [параллельный] пример, то мы реализуем и его. Даже на ПЛК, даже на языке релейных диаграмм. Весьма желательно только, чтобы по форме он представлял «рафинированный параллелизм».

Тестирование

Теперь проверим то, что получилось. Первое, что сразу бросается в глаза — отсутствие генерации. Ее нет ни при запуске программы, ни по сигналу сброса. Это явная ошибка.

А присутствуют ли устойчивые состояния? Рассмотрим и это, «собрав» только дополнительно схему, показанную на рис. 4. Последняя при каждом переключении триггера проверяет его на запрещенное состояние. Каждый переход триггера между устойчивыми состояниями должен наращивать счетчик. Результаты следующие: переключение между устойчивыми состояниями есть, но оно не симметрично, т.к. переход в одно состояние счетчик наращивает, а возврат в обратное состояние – его не изменяет. А это еще одна серьезная ошибка в функционировании модели асинхронного триггера.

Рис. 4. Схема контроля переключений между устойчивыми состояниями

Результаты тестирования убеждают, что, если судить только по индикации, в устойчивые состояния модель попадает, но динамика работы триггера при этом не верна.

Проблемы программирования

Возможно, проблемы программирования, о которых пойдет далее речь, следствие недостаточного искусства владения методом пошагового управления, но . озвучим те из них, с которыми пришлось вольно или нет столкнуться автору в процессе программирования.

Так, не удалось создать функциональный блок логического элемента И-НЕ, использующий шаговые реле. Его программирование и, затем, последующая компиляция приводит к ошибке (см. рис.5):

Рис. 5. Сообщение об ошибке при создании функционального блока

Устранить ее удалось только прямым переносом кода из функционального блока в программный модуль типа PRG. Далее пришлось данный код представить в двух экземплярах (по числу элементов триггера) и установить связи между элементами, используя выходные переменные ПЛК.

На этом проблемы, однако, не закончились, т.к. в процессе потребовалось явно указывать номера шаговых реле, что довольно неудобно. Например, для переменных другого типа такое назначение в ПЛК может выполняться самим компилятором, чем программисты и пользуются активно.

Выводы

Метод пошагового управления соответствует автоматному программированию, но только лишь в очень малой степени, а потому заменить его не может. Да, шаговое реле (в терминах языка LD) можно интерпретировать в качестве отражения тех или иных состояний программы, а код, который им соответствует, как реализацию функций переходов и выходов конечного автомата. Но и не более того. А посему в силу отмеченных аналогий шаговое программирование (или пошаговое управление) было бы правильнее называть автоматным программированием. Хотя, что там лукавить, это далеко не самый лучший его вариант. Тестирование также показало, что создание множества автоматов путем активации нескольких шаговых реле не реализует параллелизм от слова совсем.

Но, тем не менее, все же хочется отметить и поблагодарить тех (в лице той же фирмы DELTA), кто сделал что-то конкретное для внедрения автоматов в практику программирования. Для тех же, кто не только положительно относится к идее АП, не только просто хочет, но и пытается реально вникнуть в его возможности, имеется все необходимое, чтобы испытать его в реальной работе. В предыдущей и в данной статье дана вся информация, необходимая для создания и реального освоения в целом технологии автоматного программирования, а не только отдельных автоматов. Предложенный принцип реализации АП подходит вообще к любому другому языку.

Все описанное и ранее и выше, как можно видеть, совсем не сложно. Сложнее другое – научиться мыслить автоматами, что потребует, вероятно, определенной «ломки сознания» (по факту последовательного и блок-схемного). А на это придется потратить, скорее всего, немало времени и терпения. Но сделать это сейчас будет уже много-много легче. Все-таки на текущий момент автоматное программирование совсем уже не «То-Чаво-Не-Может-Быть»…

В завершение остается только пожелать удачи в переходе от шагового программирования к автоматному. И может, как это иногда случается, подобный маленький шаг отдельного программиста поможет сделать огромный шаг всему программированию?

  • автоматное программирование
  • плк
  • параллелизм
  • Параллельное программирование
  • Промышленное программирование

Как создать триггер в SQL коде

uchet-jkh.ru

ST (Structured Text) является одним из пяти языков программирования, используемых в программном обеспечении Siemens Step 7 для программирования автоматизационных систем. Он предоставляет возможность описания поведения системы в структурированном виде, что упрощает написание и отладку кода.

Одним из важных элементов программирования в ST является использование триггеров. Триггеры позволяют запускать определенный фрагмент кода только в случае наступления какого-нибудь события. Это может быть изменение значения переменной, активация датчика или любое другое событие, которое можно программно обнаружить и обработать.

Для создания триггера в ST коде Siemens необходимо использовать операторы условия и логические выражения. Оператор IF позволяет проверять условие и выполнять определенные действия в зависимости от его результатов. Также можно использовать операторы AND и OR для комбинирования нескольких условий.

Пример создания триггера в ST коде Siemens может выглядеть следующим образом:

IF переменная = 1 THEN

код, который нужно выполнить, если условие истинно

END_IF

Такой код будет выполняться только в том случае, если значение переменной равно 1. В противном случае, код будет пропущен и выполнение программы продолжится дальше.

Что такое триггер в ST коде Siemens

Триггер в ST (Structured Text) коде Siemens представляет собой специальный элемент программы, который реагирует на определенные события или условия. Триггер может быть использован для запуска определенных действий, изменений состояния переменных или вызова других функций.

Триггер может быть задействован в различных случаях, например, при изменении значения определенной переменной, при получении определенного сигнала из внешнего источника или по истечении определенного временного интервала.

Программа, содержащая триггер, запускается и выполняется постоянно в цикле, проверяя условия, которые активируют триггер. Как только условие активации выполняется, триггер совершает определенное действие или вызывает соответствующую функцию.

Примеры использования триггеров в ST коде Siemens:

  • Запуск определенной функции при нажатии кнопки на панели оператора.
  • Отправка сообщения или сигнала о событии во внешнюю систему при изменении значения определенной переменной.
  • Изменение состояния переменной при достижении определенного временного интервала.

Триггеры позволяют более гибко и эффективно управлять программой, упрощают ее структуру и повышают функциональность. Они могут быть задействованы на всех уровнях программирования — от простых управляющих операций до сложной автоматизации систем. При разработке программы в ST коде Siemens следует правильно выбирать и использовать триггеры, чтобы достичь нужного функционального результата.

Раздел 1: Как создать триггер в ST коде Siemens

Структурированный текстовый (ST) язык программирования в Siemens используется для создания и реализации программной логики в программируемых логических контроллерах (ПЛК). Триггеры являются важным инструментом для контроля и управления различными процессами в автоматизации. Вот как создать триггер в ST коде Siemens:

  1. Определите переменную: Для создания триггера необходимо определить логическую переменную в ST коде. Вы можете использовать ключевое слово «VAR» для создания блока переменных и объявить логическую переменную (например, Trigger: BOOL).
  2. Инициализация переменной: После объявления переменной необходимо инициализировать ее значением. Это обычно делается в блоке инициализации программы (например, в блоке OB1). Вы можете использовать оператор присваивания для инициализации переменной (например, Trigger := FALSE).
  3. Установка значения триггера: Чтобы установить значение триггера, необходимо присвоить ему желаемое значение. Вы можете использовать оператор присваивания (:=) для установки значения триггера (например, Trigger := TRUE).
  4. Использование триггера: После установки значения триггера вы можете использовать его в своей программной логике в качестве условия для выполнения определенных действий. Например, вы можете создать условный оператор IF, чтобы проверить значение триггера и выполнить определенные действия в зависимости от его значения.

Вот пример ST кода, который демонстрирует создание и использование триггера:

VAR

Trigger: BOOL;

END_VAR

INITIAL STEP

Trigger := FALSE;

END_STEP

IF Trigger THEN

// Выполнить определенные действия, если триггер установлен

ELSE

// Выполнить другие действия, если триггер не установлен

END_IF

Это основная концепция создания триггера в ST коде Siemens. Помните, что триггеры — это мощный инструмент для управления и контроля процессов в автоматизации, и их можно использовать для различных целей в зависимости от ваших потребностей.

Основы программирования на ST языке

ST (Structured Text) является одним из языков программирования, используемых в автоматизации и программируемых логических контроллерах (ПЛК). Он предназначен для разработки программного обеспечения, контроля и управления различными системами и процессами.

ST язык разработался с целью облегчить программирование и повысить читабельность кода. Он основан на подмножестве языка Pascal и предоставляет возможности для структурирования кода, использования операторов и функций, работы с типами данных и управления операциями.

Вот несколько основных концепций, используемых в программировании на ST языке:

  1. Переменные: переменные используются для хранения данных. Они должны быть объявлены с указанием их типа данных.
  2. Операторы: операторы позволяют выполнять различные операции над данными, такие как присваивание, математические операции, логические операции и т.д.
  3. Условные операторы: условные операторы позволяют выполнять различные операции в зависимости от условий. Например, оператор «IF» позволяет выполнить одну операцию, если условие истинно, и другую операцию, если условие ложно.
  4. Циклы: циклы используются для многократного выполнения определенных операций. Например, оператор «FOR» позволяет выполнять определенный блок кода заданное количество раз.
  5. Функции: функции позволяют группировать определенные операции в блоки, которые могут быть вызваны из других частей программы. Они помогают упростить кодирование и повысить его переиспользуемость.

Программирование на ST языке требует внимательного подхода к деталям и правильному использованию синтаксиса. Он предоставляет возможности для создания сложных и надежных программ для автоматизации различных систем и процессов.

При программировании на ST языке также важно учитывать особенности конкретного ПЛК и его среды программирования. Каждая система может иметь свои уникальные особенности и требования, которые необходимо учесть при разработке программного обеспечения.

Знание основ программирования на ST языке является ключевым навыком для разработчиков, работающих в сфере автоматизации и контроля систем.

Раздел 2

В данном разделе мы рассмотрим основные шаги для создания триггера в ST коде Siemens.

    Шаг 1: Определение условий триггера

Первым шагом необходимо определить условия, которые будут срабатывать на наш триггер. Например, можно определить триггер на изменение значения определенного тега или на изменение состояния алармов.

Далее необходимо создать функцию, которая будет содержать код триггера. Функция должна быть определена с ключевым словом «TRIGGER» и должна иметь определенные параметры.

После создания функции триггера необходимо определить сам триггер в основном коде программы. Для этого используется ключевое слово «TRIGGER» с указанием имени функции триггера и условий срабатывания.

Далее следует написать код обработки триггера. В этом коде можно определить необходимые действия, которые должны быть выполнены при срабатывании триггера. Например, можно отправить уведомление или выполнить определенные расчеты.

Следуя этим шагам, мы можем создать триггер в ST коде Siemens и использовать его для автоматизации определенных процессов или действий в программе.

Создание триггера в ST коде

ST (Structured Text) является языком программирования, используемым в контроллерах промышленной автоматизации. В ST коде можно создавать различные элементы, включая триггеры, которые позволяют управлять выполнением программы на основе определенных условий.

Для создания триггера в ST коде необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определить переменную, которая будет использоваться в качестве триггера. Например, можно использовать переменную типа BOOL.
  2. Внутри программного цикла или другой структуры кода, где требуется активация триггера, добавить условие, которое будет проверять состояние переменной-триггера.
  3. Установить значение переменной-триггера в TRUE, чтобы активировать триггер. Например, можно использовать оператор присваивания := для установки значения переменной.
  4. После выполнения нужных действий, сбросить значение переменной-триггера обратно в FALSE, чтобы деактивировать триггер. Например, можно использовать оператор присваивания := для сброса значения переменной.

Пример кода создания триггера в ST:

VAR

Trigger: BOOL := FALSE; // переменная-триггер

// программа

WHILE TRUE DO

IF Trigger THEN // условие активации триггера

// выполнение действий при активации триггера

Trigger := FALSE; // сброс значения триггера

END_IF;

// остальной код программы

END_WHILE;

В приведенном примере переменная Trigger используется в качестве триггера. Когда значение Trigger равно TRUE, выполняется блок кода, относящийся к активации триггера. Затем значение Trigger сбрасывается обратно в FALSE.

Структура и условия триггера могут варьироваться в зависимости от конкретного применения и требований программы. Создание триггеров позволяет более гибко управлять выполнением программы на основе определенных условий и событий.

Раздел 3: Как создать триггер в ST коде Siemens

Шаг 1: Определение триггерных условий

Перед созданием триггера необходимо определить условия, при которых триггер должен сработать. Это могут быть различные события или изменения в системе.

Шаг 2: Создание функции-триггера

Для создания триггера в ST коде Siemens необходимо определить функцию, которая будет выполняться при срабатывании триггерных условий. Например:

  • FUNCTION_BLOCK TriggerFunction
  • VAR
  • TriggerCondition : BOOL := FALSE;
  • // Дополнительные переменные для выполнения действий при срабатывании триггера
  • END_VAR
  • METHOD OnTrigger : BOOL
  • // Применение триггерных условий для определения срабатывания
  • TriggerCondition := (условие_1 AND условие_2);
  • // Действия при срабатывании триггера
  • IF TriggerCondition THEN
  • // Действие 1
  • // Действие 2
  • END_IF
  • RETURN TriggerCondition;
  • END_METHOD

Шаг 3: Интеграция триггера в программу

Для интеграции триггера в программу необходимо создать экземпляр функции-триггера и вызвать ее метод OnTrigger в нужном месте программы. Например:

  • VAR
  • MyTrigger : TriggerFunction;
  • END_VAR
  • MyTrigger.OnTrigger();

Шаг 4: Тестирование и отладка

После создания и интеграции триггера в программу необходимо провести тестирование и отладку. Убедитесь, что триггер срабатывает в нужные моменты и выполняет необходимые действия. При необходимости внесите корректировки в код.

Настройка обмена по протоколу Modbus в CODESYS v3.5

Язык непрерывных функциональных схем CFC. Часть 1

сodesys v.3.5Среда программирования CODESYS v3.5 Компания 3S-Smart Software Solutions GmbH выпустила новую версию среды программирования CODESYS v3, построенную по концептуально новому принципу: разработчики взяли за основу объектно-ориентированное программирование (ООП). В третьей версии появилась возможность создания программ процедурным методом либо на принципах стандартного ООП. Языки программирования дополнены новыми типами. Третья версия создана в новом дизайне. Используется новый метод построения конфигурации контроллера, введена версионность библиотек, Target-файлов и других компонентов. Эти возможности обеспечиваются репозиторием устройств и библиотек. Обновлена визуализация: добавлено множество компонентов, таких как таблицы, списки, тексты с поддержкой форматирования. Появилась возможность использования различных стилей визуализации с применением собственных методов заливки с градиентами. Введена поддержка векторной графики в формате SVG. Создание нового проекта в среде CODESYS v3.5 В первую очередь обращаем внимание на особенности создания нового проекта. Для этих целей в среде CODESYS v2.3 использовалась вкладка Конфигурация ПЛК, в CODESYS v3.5 настройка осуществляется на вкладке Устройства (в английской версии соответственно Devices). Контроллер, интерфейс, протокол, модуль с точки зрения CODESYS v3.5 являются программными устройствами (Devices). Любое устройство, созданное в CODESYS v3.5, имеет конкретную версию. При добавлении в проект устройств CODESYS по умолчанию использует самую старшую версию. ВЕРСИИ УСТРОЙСТВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ В ПРОЕКТЕ, ДОЛЖНЫ СТРОГО СООТВЕТСТВОВАТЬ ВЕРСИИ TARGETФАЙЛА КОНТРОЛЛЕРА ИЛИ БЫТЬ МЛАДШЕ.Если это условие не выполнено хотя бы для одного устройства, то возникают множественные ошибки компиляции. Далее будет подробно рассмотрено, каким образом выбираются версии устройства и Target-файла. Среда программирования CODESYS v3.5 и Target-файлы находятся на сайте: http://www.owen.ru/catalog/25605006 в свободном доступе. Режимы работы в CODESYS v3.5 по протоколу Modbus Если сравнивать режимы, которые реализованы в CODESYS v2.3 и v3.5, то в новой версии имеется ряд ограничений, которые ввела компания 3S Software. CODESYS v3.5 поддерживает режимы Modbus Master RTU/TCP и Slave RTU/ TCP, но не поддерживает Modbus ASCII. Режим ASCII реализован в библиотеке Modbus ОВЕН. Поддерживаемые скорости обмена в CODESYS v3.5:

  • 4800
  • 9600
  • 19200
  • 38400
  • 57600
  • 115200

Не поддерживаемые скорости обмена[1] в CODESYS v3.5:

Нумерация портов в CODESYS v3.5

При настройке интерфейсов RS-232/485 необходимо указывать номера портов. Номер порта в CODESYS v3.5 не соответствует номеру, указанному на корпусе прибора. Соотношение номеров портов на корпусе и в CODESYS v3.5 находятся в руководстве по эксплуатации, входящем в комплект поставки оборудования. В табл. 1 приведены номера портов для панельных контроллеров серии СПК.

Номер порта на корпусе прибора

Нумерация портов в среде программирования CODESYS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *