«Почему Солнце светит днем, а звезды- ночью?»
Конспект урока.к учебнику «Окружающий мир 1 класс», под редакцией А.А. Плешакова. Школа России.
Просмотр содержимого документа
«»Почему Солнце светит днем, а звезды- ночью?»»
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?»
Образовательные: Формировать представления у детей о солнце, звёздах, созвездиях. Формирование математической, читательской грамотности.
Развивающие: Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, парной и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
— научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;
— наблюдать картину звёздного неба;
— выстраивать рассуждения на заданную тему;
— выдвигать предположения и доказывать их;
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
— работать в парах, группах.
Метапредметные:
— формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;
— формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока.
— развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
— развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные:
общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;
логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные:
— ориентирование в учебнике и рабочей тетради;
— принимают и сохраняют учебную задачу;
— оценивают результат своих действий;
— прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные:
— умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;
— согласовывать свои действия с партнером;
— строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, футбольный мяч, горошина, выставка энциклопедий, фонарики, карточки с новыми словами (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус) пластилин, звёзды разных цветов, звёздочки за правильные ответы.
I. Организационный момент.
Улыбнись с утра щенку,
И росинке и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах,
Солнцу в лёгких облаках.
— Ребята давайте все вместе улыбнёмся солнцу, которое пришло в гости к нам на урок. (Слайд 2)
— И снова у нас урок любознательных. Урок, на котором мы можем задавать наши любимые вопросы: кто? что? где? когда? почему? и зачем?
II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. А какой, давайте, прочитаем в учебнике на стр. 31. (Почему и зачем?)
— Кто из вас часто задаёт такие вопросы?
— С какой целью вы их задаёте? (Чтобы узнать новое).
— Вот и сегодня мы пополним свои знания новым, интересным материалом.
— Сегодня как всегда с нами на уроке Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.
Они приготовили вам загадки. Отгадайте загадки и постарайтесь определить тему урока.
1. Кто-то утром, не спеша
Надувает желтый шар.
А как выпустит из рук,
Станет всем светло вокруг. (Солнце) (слайд 1, 2)
2. Белые цветочки
На небе вечером расцветают,
А утром увядают. (Звёзды) (слайд 3, 4)
— Когда мы можем увидеть солнце, а когда — звёзды? (солнце – днём, а звёзды – ночью)
— А не хотелось бы вам узнать: почему так происходит?
— Предположите, какова тема нашего урока.
— Верно. Прочитайте тему урока на экране.
(Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью?) (слайд 5)
— Вы догадались, о чём будем говорить сегодня? Давайте поставим себе учебные задачи, что будем узнавать на уроке?
-стр.32 прочитаем задачи от Муравьишки. Наши задачи совпадают.
Мы узнаем, что такое Солнце, поговорим о звёздах и познакомимся с некоторыми созвездиями.
Чтобы ответить на эти вопросы, Муравьишка-Вопросик предлагает отправиться в необычное путешествие, где нас ждёт только самое удивительное.
— На чём мы отправимся в путешествие? (на космическом корабле)
Давайте отгадаем загадку Муравьишки и проверим правы в или нет.
Чудо птица – алый хвост
Полетела в стаю звёзд.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд. (Ракета)
— А куда можно полететь на ракете?
— А как называется профессия человека, который занимается космосом? (Одеть шлемы, пристегнуть ремни)
— Отправляемся в путешествие …. где нас ждёт только самое удивительное. (Слайд 3,
-Начинам отсчет 5… 1… Пуск…
-Начинаем наше путешествие в космосе.
III. Открытие новых знаний. Работа по теме урока
1) Беседа, работа с учебником.
1) Мы пролетаем над нашей планетой. (слайд 6)
— На какой планете мы с вами живём?
— Как называется страна, в которой мы живём?
Молодцы! Вы хорошо это знаете.
2) — Что это светиться вдали? (Солнце)
А можем мы подлететь к нему поближе?
— Что вы знаете про Солнце? (ответы детей)
(слайд 7) Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Солнце не просто светит днем, оно-то и создает день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда заходит, начинается ночь. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли, на очень большом расстоянии 150 миллионов километров. Чтобы доехать до него на автомобиле со скоростью 80 км/ч, то пришлось бы ехать без остановки 200 лет.
На поверхности Солнца температура 6000ºC тепла, а внутри 15 млн.ºC
Солнце в 109 раз больше Земли. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показать футбольный мяч и горошину)
Мудрая Черепаха спрашивает:
— Что будет, если погаснет Солнце? (ответы детей)
(Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю. Древние люди поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.)
— Как вы думаете, в какое время суток солнышко светит и нам улыбается? А какое заставляет его грустить?
— Знаете ли вы, почему наступает день?
Опыт. (Объяснение демонстрирую на детях-помощниках. Один ученик Солнце, другой планета Земля.)
-Слушаем меня и выполняем. Земля вращается. (На груди ребёнка изображающего Землю надпись ДЕНЬ, на спине – НОЧЬ. Ребёнок вращается, изображая вращение Земли вокруг своей оси). Так называемое «Солнце» держит фонарик и освещает «Землю».
— Почему же наступает день и ночь? (Земля вращается вокруг своей оси и поворачивается к солнцу то одной стороной, то другой).
-Что мы видим?( На стороне, освещенной Солнцем – день, а на стороне, которая в тени – ночь. Земной шар делает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа (сутки).
Вывод: Солнце не просто светит днём, а оно-то и создает нам день.
IV. Физкультминутка.
Вот как солнышко встаёт-(Ходьба на месте)
Выше, выше, выше!- (Руки через стороны вверх)
К ночи солнышко зайдёт – (руки опускаем)
Ниже, ниже, ниже! (Приседаем)
Хорошо, хорошо (наклоны)
Солнышко смеётся, (наклоны)
А под солнышком нам всем (кивки головой)
Весело живётся!
-Муравьишка спрашивает, на какой же вопрос мы сейчас ответили?
(Почему Солнце светит днём?)
— Что мы можем увидеть на небе ночью?(Звезды)
— Хотели бы вы полететь к звёздам? Черепаха предлагает продолжить наше путешествие на ракете.
(слайд 8) И вот перед нами бесконечное космическое пространство, в котором много звёзд.
Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу.
— Вы знаете, что такое звезды? Давайте прочитаем в учебнике на стр. 32 текст о звездах, который находится выше рисунка.(Читают текст и отвечают на вопрос)
— Верно, они находятся очень далеко от и кажутся очень маленькими.
Звёзды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звёзды мерцают разным светом: голубым, белым, жёлтым, красным. Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета, затем жёлтые, а наиболее холодные – красные. Наше Солнце – жёлтая звезда.
Найдите в учебнике на стр. 32 самые горячие звёзды.
— Какого они цвета? (Голубого и белого) — Прочитайте, как они называются. (Регул, Сириус)
— А наиболее холодные? (Желтого и красного -Солнце и Альдебаран)
— Давайте вместе прочитаем, что есть звёзды – гиганты, а есть звёзды – карлики. Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты.
— Найдите звезду – гигант. Прочитайте её название. Читаем хором. (Альдебаран) (слайд 9)
2) Творческая работа. (работа в группах)
-Давайте изготовим из пластилина модели звёзд, изображенных на рисунке, соблюдая их форму, размер, цвет. Работать будем в паре. Вспомним как мы работаем в группе. Черный картон — это ваше небо, расположите свои модели на небе. Завершив совместную работу, возьмитесь за руки и поднимите их в верх.
-Молодцы, все справились с заданием.
3) Проблемная ситуация — Когда мы можем любоваться звёздами? (ночью)
— Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда? (ответы детей)
-Черепаха предлагает провести опыт и узнать, что происходит со звёздами днём.
Опыт «Дневные звёзды»
1. Дыроколом пробиваем в картоне несколько отверстий.
2. Вкладываем картонку в конверт.
3. Находясь в хорошо освещённой комнате, держим в одной руке конверт с картонкой, в другой фонарик.
4. Включаем фонарик и с пяти сантиметров святим им на обращённую к вам сторону конверта, а потом на другую.
— Вы видите отверстия? (ответы )
— А что скажите теперь?
Результат исследования.
Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону конверта, дырки становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас. В освещённой комнате свет пройдёт через дырочки независимо от того, где находится зажжённый фонарик, но видно их станет только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через неё свету, начнёт выделяться на тёмном фоне. Со звёздами происходит тоже самое.
Вывод: Звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.
— На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему звёзды видны ночью?)
(слайд 10) — Кто изображён на картинке? (Звездочёт)
— Кто такой звездочёт? (человек, который наблюдает за звёздами.)
Было принято считать, что они носили звёздный колпак и плащ.
(слайд 10) — А что это за прибор у звездочёта? (телескоп)
— Для чего он служит? (для изучения звёзд и других небесных тел)
— А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды? (астрономы)
Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия.
— Звёзд на небе очень много. Ещё в древности люди заметили, что некоторые звёзды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена. Чаще всего давали имена мифических героев.
Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий.
— Какие созвездия знаете вы?
— С некоторыми созвездиями мы знакомились в начале года. Послушайте мою загадку и вспомните о каком созвездии идёт речь?
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Созвездие Большой Медведицы) (слайд 11)
— А под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва.
— Мудрая Черепаха предлагает отправиться к созвездию Льва.
Существует Миф о созвездии Льва: Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.
Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”
— Мы уже познакомились с этой звездой?
— А о какой самой большой звезде мы сегодня говорили? (Альдебаран)
Эта звезда находиться в созвездии Телец. (слайд 12)
Альдебаран — самая яркая звезда в этом созвездии («последователь»).
— А это созвездие Большого Пса. (слайд 13) Какую знакомую звезду вы видите в этом созвездии? Сириус («ярко горящий») – самая яркая звезда в этом созвездии.
— А под каким созвездием родились вы? (Ответы детей)
О каждом созвездии существует миф. Попробуйте вместе с родителями найти миф о каком-либо созвездии. И рассказать на следующем уроке.
— Ребята, где можно ещё найти сведения о Солнце, о звёздах и о созвездиях?
— Правильно. Такие книги называются энциклопедиями. Читая энциклопедии можно узнать обо всём.
V. Закрепление пройденного.
— Наше путешествие подходит к концу и мы летим домой.
А сейчас мы с вами, дети,
Приземлимся на ракете.
— Но наши двери ракеты заблокированы, и чтобы их открыть, нам нужно выполнить задание.
Муравьишка и Мудрая Черепаха решили проверить хорошо ли вы запомнили то, что узнали во время путешествия.
1. Игра «Звездный час»
За правильный ответ ученику дается звездочка.
Как называется звезда, которую можно увидеть днём?
Какой прибор используют для изучения звёзд?
Как называется группа звёзд?
Как называют учёных, которые изучают космические тела?
Что больше планета Земля или Солнце?
Какого цвета бывают звёзды?
Как раньше называли учёных-астрономов?
— Поднимите звёзды. Посмотрите, у нас с вами тоже получилось созвездие. Как его можно назвать?
VI. Рефлексия
— Кто теперь может ответить на вопрос урока: Почему солнце светит днем, а звезды –ночью? (стр. 33 вопросы)
— Оцените свои достижения. Если вам было все понятно и интересно, покажите желтую звезду, если иногда ошибались –зеленую. Если было не интересно и ты ничего не понял, то красную. Приклеим наши звезды к плакату.
Домашнее задание.
О каждом созвездии существует миф. Попробуйте вместе с родителями найти миф о вашем созвездии. И рассказать на следующем уроке.
V. Итог урока
— Вот завершилось наше путешествие.
Когда последний закруглен виток,
Так хорошо сойти на Землю снова,
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
— Наш урок окончен. Все молодцы. Спасибо.
конспект почему солнце светит днем , а звезды ночью окр мир
план-конспект урока по окружающему миру
Цель: ознакомление учащихся с Солнцем, звездами, созвездиями.
Образовательные: освоить знания о Солнце,звездах,созвездиях.
Развивающие: способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; развивать монологическую речь;
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе;
Предметные: научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца; наблюдать картину звездного неба, выдвигать предположения и доказывать их;
Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, ориентироваться в учебнике рабочей тетради.
Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс; презентация, сигнальные карточки, раздаточный материал,листы самооценки, тетрадь на печатной основе «Окружающий мир»
-Ребята,обратите внимание на слайд. Прочитайте высказывание.
-Кто со всеми у того и стрелы, а у одиночки и лук пропадает.
-Как вы понимаете это высказывание?
-Значит как мы должны работать на уроке?
-Для начала давайте вспомним, над каким разделом в учебнике мы работали на прошлых уроках?
-Что вам больше всего запомнилось из него?
-Что объединяло все эти темы?
-Мы должны работать вместе
-Сообща и дружно
-Тема про одежду
— Они отвечают на одинаковый вопрос
1.Определение темы урока. Постановка учебных задач
-Ну а сегодня мы с вами отправимся в путешествие по новому разделу.
-Чтобы узнать как он называется, откройте учебник на странице 31.
-Как же называется новый раздел?
-Как вы думаете с чем мы будем знакомиться?
-Давайте прочитаем. Что на ваш взгляд самое интересное?
-Ну а чтобы определить тему нашего урока,вам необходимо отгадать ребусы
-Какие слова получились?
-Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?
-А когда светит солнце? А когда звезды?
— Кто-то знает,почему так, а не наоборот?
-Вы правильно догадались, тема нашего урока
«Почему Солнце светит днем, а звезды-ночью?»
— Чтобы ответить на этот вопрос, Муравьишка-Вопросик предлагает отправиться в необычное путешествие, где нас ждёт только самое удивительное.
— На чём мы отправимся в путешествие?
— Но этого не достаточно,,мы что-то с вами забыли.
-Необходимо составить план нашего путешествие, а именно задачи на урок.
-Посмотрите на слайд. Случилась беда, слова в предложениях перепутались. Чтобы начать путешествие, давайте все вернем на свои места.
-Узнать, такое, Солнце, и, звезды,что
-Установить, Солнце, почему, днем, светит, ночью, а звезды.
-Теперь все на своих местах,молодцы!
— Итак, приготовились к путешествию.
Садимся по удобнее —
5, 4, 3, 2, 1 Поехали!
2.Беседа по теме урока
Мы пролетаем над нашей планетой.
— На какой планете мы с вами живём?
— Как называется страна, в которой мы живём?
Молодцы! Вы хорошо это знаете.
— Что это светиться вдали?
А можем мы подлететь к нему поближе?
— Что вы знаете про Солнце?
3.Рассказ о Солнце
-Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии 150 миллионов километров. Чтобы доехать до него на автомобиле со скоростью 80 км/ч, то пришлось бы ехать без остановки 200 лет.
На поверхности Солнца температура 6000ºC тепла, а внутри 15 млн.ºC
Солнце в 109 раз больше Земли. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина
— Что будет, если погаснет Солнце?
— Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю.
Древние люди поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.
— Как вы думаете, в какое время суток солнышко светит и нам улыбается? А какое заставляет его грустить?
— Знаете ли вы, почему наступает день?
— Объяснение демонстрирую на нас. Один Солнце, другой планета Земля. Земля вращается. На груди изображающего Землю надпись ДЕНЬ, на спине – НОЧЬ. Ребёнок вращается, изображая вращение Земли вокруг своей оси. Так называемое «Солнце» держит фонарик и освещает «Землю».
— Почему же наступает день и ночь?
На стороне, освещенной Солнцем – день, а на стороне, которая в тени – ночь. Земной шар делает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа (сутки).
Вывод: Солнце не просто светит днём, а оно-то и создает нам день.
-Ребята, вы устали, поэтому давайте выполним физкультминутку.
-Внимательно смотрим видеоролик и повторяем вместе с героями все движения
6.Работа с учебником
— Муравьишка спрашивает, на какой же вопрос мы сейчас ответили?
— Что мы можем увидеть на небе ночью?
— Хотели бы вы полететь к звёздам?
— Черепаха предлагает продолжить путь.
— И вот перед нами бесконечное космическое пространство, в котором много звёзд.
Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу.
— Вы знаете, что такое звезды?
Давайте прочитаем в учебнике на стр. 32
— Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими.
Звёзды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звёзды мерцают разным светом: голубым, белым, жёлтым, красным. Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета, затем жёлтые, а наиболее холодные – красные. Наше Солнце – жёлтая звезда.
Найдите в учебнике на стр. 32 самые горячие звёзды.
— Какого они цвета?
— Прочитайте, как они называются.
Давайте вместе прочитаем.
— Есть звёзды – гиганты, а есть звёзды – карлики.
Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты.
— Найдите звезду – гигант. Прочитайте её название.
— Какую звезду мы ещё не назвали?
— Когда мы можем любоваться звёздами?
— Мы будем чему-то учиться
-О Солнце и звездах
-Солнце светит днем, а звезды ночью
-Узнать,что такое Солнце и звезды
— Установить почему Солнце светит днем, а звезды ночью
-Оно желтое и теплое
— Ночь заставляет его грустить
-Земля вращается вокруг своей оси и поворачивается к солнцу то одной стороной, то другой
-Почему Солнце светит днём?
-Белые и голубые
1.Опыт «Дневные звезды»
— Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда?
Черепаха предлагает провести опыт и узнать, что происходит со звёздами днём.
-Но для начала, давайте вспомним правила работы в парах
1. Дыроколом пробиваем в картоне несколько отверстий.
2. Вкладываем картонку в конверт.
3. Находясь в хорошо освещённой комнате, держим в одной руке конверт с картонкой, в другой фонарик.
4. Включаем фонарик и с пяти сантиметров светим им на обращённую к вам сторону конверта, а потом на другую.
— Вы видите отверстия?
— А что скажите теперь?
2.Результат исследования.
Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону конверта, дырки становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас. В освещённой комнате свет пройдёт через дырочки независимо от того, где находится зажжённый фонарик, но видно их станет только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через неё свету, начнёт выделяться на тёмном фоне. Со звёздами происходит тоже самое.
3.Вывод
— Звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.
— На какой вопрос мы сейчас ответили?
4.Беседа о созвездиях
— Кто изображён на картинке?
— Кто такой звездочёт?
Было принято считать, что они носили звёздный колпак и плащ.
— А что это за прибор у звездочёта?
— Для чего он служит?
— А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды?
Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия.
— Звёзд на небе очень много. Ещё в древности люди заметили, что некоторые звёзды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена. Чаще всего давали имена мифических героев.
Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий.
— Какие созвездия знаете вы?
— С некоторыми созвездиями мы знакомились в начале года. Послушайте мою загадку и вспомните о каком созвездии идёт речь?
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
— А под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва.
— Мудрая Черепаха предлагает отправиться к созвездию Льва.
— Найдите это созвездие в учебнике на стр. 33. Рассмотрите его внимательно.
Существует Миф о созвездии Льва: Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.
Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”
— Мы уже познакомились с этой звездой?
— А о какой самой большой звезде мы сегодня говорили?
Эта звезда находиться в созвездии Телец
5. Игра «Раскрась звёздочку»
-Давайте проверим, как вы усвоили тему. В каждой звездочке ответ на вопрос. Каждый ответ нужно закрасить определенным цветом.
Как называется звезда, которую можно увидеть днем?
Закрасьте жёлтым карандашом.
Какой прибор используют для изучения звезд?
Закрасьте зелёным карандашом.
Как называется группа звезд?
Закрасьте красным карандашом.
Как называют ученых, которые изучают космические тела?
Закрасьте синим карандашом.
Что больше планета Земля или Солнце?
Закрасьте жёлтым карандашом.
Как раньше называли ученых-астрономов?
Закрасьте розовым карандашом.
— Поднимите звезды. Посмотрите, у нас с вами тоже получилось созвездие.
Придумайте ему название?
-Расскажите о своем созвездии
-Молодцы ребята, наше путешествие подходит к концу. Какую задачу мы сейчас решили?
-Нужно работать дружно, сообща, помогать товарищу
Выполняют работу, следуя инструкции учителя
Свет и тень
Ранним утром я трогаюсь в путь. Первые лучи солнца одаривают меня теплом. А еще гордостью и славой: перемогся, вытерпел, одолел. Лучи освещают ясную и прямую дорогу. Но вот день разгорается, солнце подымается, достигает зенита. Зной растекается по долине. И слава превращается в фиговый дырявый и дряблый листок, которым даже кончик носа не прикроешь. Не говоря уже об остальных членах. Единственное спасение – прохлада и тень. Как правило, если рядом нет какой-нибудь хибарки, павильона, навеса, я ищу их под кустами или раскидистыми большими деревьями с пышными кронами (плодов на них маловато, зато тень гуще и обширнее), желательно рядом с водоемом. Это мое единственное в этот момент желание…
Все ищут свое место. Как правило, под солнцем. Однако часто приходится и прятаться от его яркого света и жгучих лучей. Если такое случается (обязательно случается!), то тут же, а тем более и выбора часто нет, отпадают сомнения: нужно срочно искать затененное место. И обретя теневой полумрак, прохладу и успокоение, понимаешь, что это непременное жизненно важное и неотложное состояние тела и души. Впрочем, и ума тоже. И не в последнюю очередь. Ведь перегрев головы и того, что внутри ее, чреват пагубными последствиями для всего организма.
Выбирая место для отдыха, я прежде всего стараюсь отыскать нужную мне «свою» тень. Если листва редкая и чахлая, то тень от нее полупрозрачная, узорчатая. Полноценно не расслабишься. При сильном ветре солнечные лучи прорываются даже сквозь плотную крону, беспокоя мельтешением бликов и озаряя тревожными вспышками. Тоже не подходит. Важно учитывать и время пребывания в тени. В зависимости от положения светила она сдвигается, и через час-другой ты снова оказываешься на солнцепеке. А так не хочется прерывать дрему и менять позу.
Тень может быть плотной и глубокой. Вроде бы то что надо. Но иногда вкусить благо ее прохлады и покоя мешает запах затхлости и сырости. Всего этого в достатке в подземном мире, где тени обитают на правах полновластных хозяев. Туда как-то не хочется торопиться. Еще важно, чтобы заросли и теневой полумрак спрятали твое бренное тело, защитили тебя, чтобы ничто и никто не смог нарушить твой покой. Ведь уход в тень – это и умение отстраняться от невзгод, и маскировка своих намерений, и способ избежать прямого столкновения с противником, и тактика его обмана.
Недаром преуспевших в этих приемах японских ниндзя называют воинами тени. Энергичные и предприимчивые особи, стремясь избавиться от происков государства, обойти его несправедливые законы, ищут спасения в теневой экономике, в тени у сильных мира сего часто прячутся (или временно пересиживают, ждут своего звездного часа) не менее сильные личности, тень на плетень часто наводят те, кто хочет обманным путем добиться своего. Мы часто говорим «оттенить», когда хотим придать значение, выпятить, выдвинуть на первый план, сделать более заметной и значимой какую-нибудь вещь, предмет или его часть, поступок человека.
Тень бестелесна, она не имеет ни цвета, ни запаха. Даже форма ее может меняться. Предмет и тень сочувствуют друг другу, говорят по этому поводу. Бой с тенью – это борьба с мнимой опасностью, сражение с ветряными мельницами, сизифов труд. И все же предмет и тень, которую он отбрасывает, – это одно целое. И порой именно наличие тени говорит о материальности предмета, ибо то, чего не существует, тени не отбрасывает. Это касается и человека. Может, даже в первую очередь. Тело, душа и тень – вот его жизненная неразделимая триада, святая троица.
Исчезает человек, исчезает и его тень. В древности единство тела и его тени не вызывало ни малейшего сомнения. В верованиях и мифологии разных народов, в их культурных традициях, бытовых обрядах, связанных с насущными материальными и духовными нуждами, тень играла важную роль как некая сущность человека, как бы его второе «я». Чаще всего тень олицетворяла душу, была ее своеобразным эхом, осязаемым отображением. В некоторых языках эти два понятия обозначались одним словом.
Тяжелый, часто несовместимый с жизнью, случай, когда человек вдруг лишается тени. По мнению славян, тень может отделяться от человека, бродить по миру и жить сама по себе, как ей заблагорассудится и даже порой представлять опасность для своего владельца. Она даже может проникать в разум людей и вредить здравому смыслу. После завершения строительства нового дома суеверный новосел старался не стоять в доме напротив солнца.
Считалось, что тень может забрать душу хозяина и поселиться в доме вместо него. А человека спустя какое-то время одолевает болезнь, и он умирает. Победить болезнь и избежать смерти можно было следующим образом. Больного человека ставили к стене. На ней обозначали тень с помощью обкалывания булавками, обведения мелом, измерения нитью. Затем нить сжигали, булавки клали у порога и просили тень забрать болезнь. У теней, что покинули людей, есть свое пристанище. Даже целое царство. Глубоко под землей призрачные особи, подобие которым невозможно найти среди земной природы, живут по своим теневым законам. Даже теневые кабинеты у них имеются. В них нашлось место и землянам, которые покинули мир живых. Или думали, что покинули на время, мечтая вернуться обратно и обрести свои места под солнцем.
Тень-душа присутствует у животных, деревьев, камней. Таковой одушевленной, кстати, я ее и ощущаю, стремясь обрести телесное отдохновение и душевный покой, когда прячусь в тени придорожных кустов в жару, съеживаюсь под придорожным валуном на отбрасываемом им теневом пятачке или, вопреки всем правилам движения, стараюсь ехать по теневой стороне дороги, обсаженной деревьями. У тучек, редких облачков тоже есть тени. Они хоть и вездесущи, но мимолетны и преходящи. Не спасают. Нередко в пути приходится самому создавать тень.
Своя тень в полдень, когда солнце находилось в зените, исчезала. Да если бы и была она, толку от нее разгоряченному телу мало. Выручал велосипедный чехол. Я расстегивал его и набрасывал на велосипед. Рождался островок тени, пусть даже ее иллюзия, но он, этот островок, становился обитаемым и временную передышку обеспечивал.
Все свое ношу с собой. В том числе и тень. Она мой неизменный спутник. Отвлекаясь от дорожных тягот, есть на кого обратить внимание, с кем пообщаться. Исключая, правда, пасмурный день. Козьма Прутков по этому поводу писал: «Тень – самый верный спутник человека, но даже она его покидает, когда над его головой сгущаются тучи». Но не будем о грустном. Любое ненастье сменяется погожим ясным днем. И ты, обретая свою тень, снова живешь полноценной жизнью. Мы опять одно целое, опять живем одной дорогой, одной жизнью. Вообще, когда ты идешь, не думай, что где-то мог оставить свою тень. Она, как и судьба, с нами повсюду.
Но часто тень ведет себя довольно своенравно. «От сытой лошади тень может быть тощей», – говорят по этому поводу в народе. День растет, взрослеет, а тени укорачиваются, съеживаются, совсем пропадают. День к вечеру дряхлеет, меркнет, а тень удлиняется, набирает силу, вырастает безразмерно, приобретая невероятные, часто уродливые формы. Увы, тени, оказывается, не живут одной жизнью с нами. А может, все-таки живут? Вернее, как бы предваряют жизнь, которая предстоит? Может, это некая подсказка, предостережение, знак судьбы?
В жаркий полдень тень указывает направление на север, а еще предупреждает, что в зените славы ты можешь быть (оказаться вдруг!) никем, и наоборот: закат – это еще не предел, не конец. В любом случае не теряй надежды, сумей увидеть перспективу и новую цель. Твоя тень может удлиниться, даже до горизонта протянуться. Тень как бы указывает, как и куда ты можешь расти. Прирастешь тенью, и все остальное в твоей жизни сладится. Пусть это всего лишь игра. Но куда без нее в жизни? Нередко вечером у таежного костра, подбрасывая тонкие сучья в огонь, я наблюдаю за всплеском пламенных языков и одновременно любуюсь пляской теней на стволах могучих кедров.
Для древнего человека все это было живыми образами. Часто они пугали, вызывали химерные видения, но и развлекали, вдохновляли, побуждали к творчеству. В любом случае впечатляли и притягивали. Так родилось зрелище, которое скрасило жизнь и со временем стало признанным во всем мире искусством – театром теней.
Не всем, правда, было оно по душе. Платон писал о фокусах в театре теней и марионеток. Философ с большим недоверием относился к иллюзиям, создаваемым «теневыми» художниками, в особенности театральными. Они обманывают наше восприятие и заставляют поверить в выдуманный мир.
В древнегреческом языке для обозначения техники оптической иллюзии даже существовало такое слово, как «скиаграфия», буквально «изображение теней». Платон вообще к исключительно «теневой» жизни людей относился весьма скептически. Он сравнивал человечество с узниками пещеры. Стесненные оковами люди видят лишь тени происходящих снаружи событий, отбрасываемые огнем на стену пещеры, и принимают их за истину.
Только освободившись от пут и выбравшись наружу, к солнцу, что освещает реальный мир, они могут осознать свою ошибку и принять реальность таковой, какая она есть на самом деле. В тени долго не пролежишь. Тем более жара прошла. Рано или поздно надо покидать обжитой, прохладный и сумрачный теневой островок и выбираться на дорогу. Последние лучи солнца еще ее освещают. Правда, и теней, что в беспорядке расчеркивают дорожное полотно в этот предвечерний час, хватает. Но таков уж мой путь. Такова наша жизнь. Полосатая.
Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора
Что солнце создает нам тень свет день
- Главная
- Основы рисования
- История искусств
- Современное искусство
- Разное
Свет и Тень — Часть 3
Завершенный взгляд на то, как работает свет, как формируются и вырисовываются тени, различные подходы к свету, и как определить, какой вид света лучше всего использовать для определенных сцен.
Перед вами продвинутый урок. Прежде чем приступить к чтению этого урока, не забудьте ознакомиться с первой и второй частью урока по Перспективе и Композиции.
ЧАСТЬ 1: ОСНОВЫ СВЕТА И ТЕНИ
Нет, мы не собираемся говорить о научном определении «что такое свет». Если вы не знаете, что это, воспользуйтесь Википедией. Мы собираемся говорить об основах света, применяемых к художественному материалу. Существует намного больше факторов, чем просто осветление и затемнение цвета, основанного на том, что вы СЧИТАЕТЕ источником света, и еще больше факторов, чем просто примитивный нарисованный образец затененного шара со стрелочками, указывающими на различия между видимым световым пятном и ободом тени. К концу данного урока вы будете смотреть на освещение уже совсем другими глазами. Или посмотрите на свою тень, когда вечером будете прогуливаться по улице и задумайся «Ну, разве это не чудесно?».
СВЕТ И ТЕНИ, АБСЦЕНЦИЯ И ТЕМНОТА
Очень важно на ранних стадиях понимать разницу между тенью и темнотой. Тень не обязательно является темнотой, т.к. тень может образовывать и там, где свет светит напрямую, и даже исчезать при очень сильном свете другого направления. Тень – это результат света, исходящего от определенного источника и перекрытого каким-либо объектом. Т.к. на тень не падает свет от источника, она получается темнее по контрасту с прилегающими объектами, на которые свет падает.
На этом фото-примере вы видите именно то, что можно увидеть, посмотрев на землю в солнечный день. Ваше тело блокирует свет от солнца, образуя, тем самым, фигуру позади вас намного темнее по сравнению с другими – освещенными – областями.
Т.к. тень является абсценцией света, исходящего от определенного источника, появляется возможность для проявления других, более рассеянных источников света в тени.
Фотография выше была затемнена специально, чтобы создать ощущение того, что на тень не падает никакой другой источник света, кроме солнца. Здесь, на этом неотредактированном примере, мы видим, что в пределах тени есть немного света. Это свет, испускаемый небом и отражающийся от земли. Этот свет от неба падает на всю поверхность фотографии, даже там, куда солнце светит напрямую. Тем не менее, учитывая исключительную яркость солнечного света, мы видим этот свет, падающий с неба, только в тех областях, где солнце перекрыто.
Свет добавочный. Когда свет смешивается с другим светом, он просто усиливается (становится ярче). И это очень важный момент, который был продемонстрирован на примерах выше. Единственная причина, почему мы видим тень, отбрасываемую от солнца, и не видим никаких других теней, отбрасываемых от других источников света, заключается в том, что солнечный свет превосходит их всех по своей силе. Если бы мы убрали солнце с фотографии как источник света, и единственное, что бы освещало нашу сцену, было небо, вся сцена стала бы такой же темной, как и сама тень.
Этот эффект можно разобрать на примерах ниже.
На каждом рисунке три треугольника представляют собой источники света, круг в центре – это объект.
На этом примере комната в полном мраке.
Ни один из источников света не включен.
Источники света и объект обведены белым, чтобы можно было распознать их местоположение.
Здесь включен один из источников света.
Обстановка в комнате проявилась благодаря рассеивающемуся на полу и стенах свету.
Это делает комнату темно-серой, а не черной, как было до этого.
Мы видим, что тень, отбрасываемая от столба, такая же темная, как и окружение в комнате.
Здесь мы видим, как включился второй источник света.
Этот второй источник освещает всю комнату еще больше.
Более того, угол этого источника света образует еще одну тень, отбрасываемую объектом.
Учитывая, что сила этого источника света равна силе первого источника, обе тени выглядят одинаково.
Наложение двух теней образует абсценцию света от обоих источников.
Эта абсценция такая же по темноте, как и окружение комнаты.
И в этом примере мы видим, что включился третий источник света, и он намного, намного ярче двух предыдущих. Обстановка в комнате стала значительно светлее и почти равна по яркости первому источнику света. Из-за крайней яркости третьего источника, тени ото предыдущих двух источников перекрылись. Таким образом, видимым остается только одна тень, образованная от третьего источника света.
То же самое происходит при таких источниках света, как солнце.
Отбрасываемая тень только выглядит темнее, потому что она контрастирует со светлыми областями в окружении.
Тень здесь все такая же темная, как и окружение в комнате, за исключением тех зон, где другие источники света пересекаются с тенью.
Выше вы видите фотографию, демонстрирующую все вышесказанное в реальной жизни.
На этом фото солнце расположено за пределами видимости камеры, его заметно лишь сквозь листву дерева.
Если солнце расположено перед нами, почему же тогда у дерева отсутствует большая часть тени? А также, почему моя тень, тень моего брата и столба, стоящего позади меня, наклонена НАВСТРЕЧУ солнцу, а не против него?
Развернув камеру, мы увидим, как солнце отражается в окнах позади нас. Этот отраженный свет светит прямо на тень дерева в примере на фото выше. Так как дерево перекрывает солнечный свет, то свет, отраженный от окон, «заливает» абсценцию, образуя второй набор теней, отбрасываемых от столба, моего брата и меня самого. Эти новые тени равны по своей темноте оригинальной тени дерева, образованного солнечным светом.
Эти две фотографии представлены не для того, чтобы показать, что вы должны попробовать нарисовать. Они показаны для того, чтобы вы поняли, что тень это не просто область, которая становится темнее, а лишь абсценция света, исходящего от определенного источника.
На предыдущей фотографии тень от дерева все же падает, даже не смотря на то, что мы ее не видим там, где стою я и мой брат. Если бы мы убрали дерево, (избавившись также от ее тени) наши тени, образованные от отражающегося света позади нас, не были бы уже видны, потому что в таком случае лучи солнечного света не были бы ничем преграждены.
Тень, падающая от объекта тень не является темной, только потому, что принято считать, что «тени темные». Тень становится темной в следующих случаях:
1. Объект перекрывает лучи света, исходящих от источника.
2. Лучи света, освещающие землю, не могут падать на область прямо позади объекта, т.к. он блокирует их путь.
3. Т.к. свет не может попасть на область позади объекта, в его абсценции появляется тень.
4. Эта тень является лишь абсценцией света, исходящего от источника. По окружению в комнате можно определить, насколько темной будет эта тень.
ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ СВЕТА
В мире вокруг нас свет исходит от разных объектов. Хотя вариантов того, откуда может исходить свет, уйма, существует всего четыре вида источников света, к которым можно отнести все виды света. Ниже приведен список этих видов источников и их характеристики. Примеры к каждому виду будут представлены в этом уроке по ходу. А пока, просто ознакомимся с ними.
ВСЕСТОРОННИЙ СВЕТ
Это источники света, которые непрерывно испускают свет во всех направлениях. Самый простой и самый распространенный пример всестороннего света – это лампа накаливания без каких-либо закрывающих поверхностей или предметов. Форма лампы накаливания позволяет рассеивать свет во всех направлениях, заполняя пространство этим светом. Интенсивность всестороннего света уменьшается тогда, когда объект находится вдали от источника. Уровень интенсивности света и расстояние его пути полностью зависят от вашего предпочтения. Исходя из того, что такой свет излучается во всех направлениях, тени, которые образуются при этом, меняют свой угол и размер, в зависимости от того, насколько близко или далеко объект находится от источника. Таким образом, почти во всех случаях, всесторонний свет является локальным источником света. Таким как лампа накаливания или костер.
ТОЧЕЧНЫЙ СВЕТ
Точечный свет – это такой источник света, который испускает лучевой поток света в определенном угловом диапазоне. Точечный свет очень похож на всесторонний, отличие заключается только в том, что выход точечного света строго ограничен. Фонарь, наверно, самый распространенный пример точечного света. Свет, который при этом излучается, легко контролируем, и направляется только туда, где он необходим. Тени, образованные от такого света, бывают разными, и зависят от расстояния от объекта до этого источника света. Таким образом, как и всесторонний свет, точечный свет является локальным. К другим примерам точечного света можно отнести фары машин, уличные фонари, вспышки камер, и, конечно же, настоящие точечные светильники и сценическое освещение!
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ СВЕТ
Параллельный свет, также известный под названием «удаленный свет», это такой источник света, который испускает световые лучи, имеющие одинаковое направление, то есть все световые лучи параллельны друг другу. Параллельные источники света обычно устанавливаются очень далеко, в большинстве случаев – за пределами линии горизонта. Это делает Солнце самым очевидным примером параллельного света на сегодняшний день. Его расстояние настолько велико, что даже, несмотря на то, что Солнце фактически является всесторонним источником света, к тому времени, пока его лучи достигнут нас, они все идут в одном направлении. Тени, образуемые при параллельном свете, всегда параллельны друг к другу, и всегда склонны иметь одинаковую насыщенность, не зависимо от того, насколько далеки они от источника света. В большинстве случаев, параллельные лучи бывают самыми яркими (или самыми «влиятельными») источниками света в той или иной сцене, потому что их свет может осветить сцену, несмотря на их большую отдаленность от этой сцены.
РАССЕЯННЫЙ СВЕТ
Рассеянный свет – это свет, отраженный от источника света, который, в свою очередь, отразился от поверхности объектов и рассеялся в пространстве. Рассеянный свет это прямой побочный эффект, получаемый от любого из трех других источников света. Все материалы имеют свой уровень отражающей способности, (официальный термин «альбедо», так и будем называть это явление далее) и некоторые поверхности имеют лучшую отражающую способность, чем другие. Например, у метала более высокое альбедо, чем у резины. Поэтому, когда включается свет, он будет попадать на объекты, отражаться от них и освещать что-нибудь еще вокруг. Самый распространенный пример рассеянного света – это небо в солнечный день. Небо полностью состоит из рассеянного света, отражающегося повсюду в нашей атмосфере. Именно поэтому мы продолжаем хорошо видеть землю, которая находится в тени какого-нибудь большого здания. Рассеянный свет в небе падает вниз и освещает абсценцию солнечного света. То же самое происходит в очень плотном городе ночью. Небо кажется светлее, чем малозаселенные участки земли, потому что городской свет освещает атмосферу над ним. (Именно поэтому в ночном городе при облачной погоде земля будет казаться светлее, тогда как при ясной погоде земля выглядит темнее. Свет, отражающийся от облаков, испускает намного больше рассеянного света, который возвращается обратно и заполняет абсценции. Без слоя облаков свет уходил бы в небо.)
При рассеянном свете обычно не образуется теней (т.к. рассеянный свет больше всего заметен именно НА тенях). Здесь, наоборот, рассеянный свет образует что-то вроде «Объемного Света», о котором мы поговорим позже.
ЧАСТЬ 2: ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТА И ТЕНИ
Это уже не так сложно, как перспектива, о которой мы говорили в предыдущих уроках. Единственное отличие здесь заключается в том, что нужно учесть некоторые исключения в том, как нарисовать тень, отбрасываемую нашим объектом. Чтобы было проще понять, как все работает, я начну с рисования простых 2D-примеров некоторых сцен, чтобы вы увидели, как тень удлиняется при конкретном источнике света.
В этом примере всестороннего света, светящего на сцену, мы видим, как тени формируются очень похоже на перспективу. Лучи света исходят от источника, как ортогональные линии от точки схода.
Тени, падающие от двух блоков, образуются просто путем прочерчивания лучей света от источника, касаясь внешних краев объектов и поверхности земли.
Учитывая, что мы имеем дело с всесторонним светом, можно заметить, как тень растет, когда объект и его тень находятся на большом расстоянии друг от друга. Парящий блок будет отбрасывать очень большую тень на землю. Это происходит потому, что всесторонний свет исходит конусообразными лучами по любому заданному направлению.
Все, что попадет в отмеченную зону тени выше, будет также в тени. Скажем, вы очень высокий человек, который гуляет в тени большого блока, которая падает на землю. Чем ближе вы подходите к этому блоку, тем больше тень будет возвышаться над вами. Если вы ниже этого блока, вы полностью погрузитесь в его тень, если приблизитесь к нему.
Передвинув источник всестороннего света на позицию между объектами, мы увидим, как сильно изменятся тени.
Если бы это было на улице, мы бы, возможно, никогда не увидели бы тень, отбрасываемую парящим блоком, т.к. он возвышался бы к небу. Тем не менее, что-то могло бы, все-таки, попасть в тень, если бы оно находились в области этой тени – потому что объекты достаточно близко расположены друг к другу, чтобы попасть под влияние лучей всестороннего света. Так, например, если бы кто-то стоял на этом парящем блоке, он был бы в тени, если бы, скажем, не встал у самого края.
В этом примере мы видим общий вид комнаты (если быть точнее, это школьный кабинет с партами), с большими окнами на одной стене.
На улице солнце, которое светит примерно под углом 45 градусов по отношению к комнате.
Т.к. источником света здесь является солнце, параллельный свет, обратите внимание на то, как тени, падающие на пол, совпадают по своему наклону со стрелкой.
Здесь та же комната с видом от южной стены, окна все также стоят слева.
Под таким углом мы видим, как высоко расположено солнце, и то, под каким углом его лучи попадают сверху в комнату. Обратите внимание на то, как тень, отбрасываемая от окон, также совпадают с направлением стрелки.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Здесь мы видим комнату, набросанную в 3D (он не точно совпадает с предыдущим примером по свету, но главное, чтобы вы поняли, о чем идет речь).
ЧТО НУЖНО УЧЕСТЬ
Положение ваших источников света очень важно в погоне за успешной композицией. Вы знали, что в игровой и киноиндустрии существуют специалисты по работе со светом, чья работа заключается только в том, чтобы проследить, что свет расположен наилучшим возможным образом? В иллюстрации постановка света ничем не отличается. От того, какие виды освещения вы выберете, и где их будете располагать, зависит успех или провал вашей работы. Посмотрите на приведенные ниже примеры:
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Свет в этой сцене параллельный/удаленный, потому что исходит он от солнца. Почему солнце расположено за пределами плоскости рисунка? Почему оно по ЛЕВУЮ сторону сцены, а не по правую, где есть большие окна? С такими большими окнами, наверняка картина будет смотреться лучше, подумали бы вы!
Однако, нужно учитывать формы, которые стоят на пути света. Нужно также учитывать тени, которые будут отбрасываться от конкретного положения солнца. А разве мы хотим, чтобы вся комната была разбита тенями от оконных рам? И еще, хотим ли мы, чтобы весь интерьер в комнате был залит светом, а девушка, чтобы сидела на свету? Как это будет по сравнению с тем чувством, которое у нас появляется от девушки, сидящей на свету? Как это будет в сравнении с чувствами, которые у нас возникают от нее, сидящей в тени? Передает ли положение света на рисунке ощущение утреннего света или вечернего заката? Какие ощущения вызывает рисунок: активные и энергичные, или же спокойные и расслабляющие?
Когда думаешь о таких вещах, очень полезным бывает создание эскиза освещения в серых тонах в той сцене, над которой работаете в данный момент. Может получиться грубо – мы хотим добиться лишь правильного настроения.
Это был оригинальный эскиз, который я создал для рисунка выше, когда планировал направление света.
Как вы видите, изначально я планировал передать ощущение скорее полудня, нежели вечера.
Мне не понравилось, как тени делили пространство на куски, и это вовсе не задавало того настроения, которое я хотел передать. С такими тенями было бы интереснее, если бы девушки НЕ было на рисунке – ну, типа это ее квартира в дневное время, когда ее нет дома.
Но, я знал, что грядут перемены.
ИЗВИНИТЕ. ЭТО КОНЕЦ СТРОКИ.
Этот урок больше года валялось где-то. И довольно сложно сейчас рассказать обо всем в моих огромных 18.000-пиксельных уроках.
Скорее всего, этот урок никогда не будет доделан, так что то, что вы тут видите – это все, что я успел накатать. И, тем не менее, здесь есть немало очень хорошей информации, достойной прочтения.
С этого момента я бы мог посоветовать вам изучить цвет в фотографии. Купите фонарик и изучайте то, как тени ведут себя в реальной жизни. Выйдите на улицу и поиграйте с солнечным светом. Смотрите, что получается и делайте выводы, учитесь на этом.
Чем больше вы смотрите, чем больше вы анализируете происходящее, тем лучше вы сможете воспользоваться всеми этими знаниями в своих работах. Это, наверно, самое главное в данном вопросе.
Я извиняюсь, что этот урок так никогда не увидел своего заключения.
ЗДЕСЬ ПРЕДСТАВЛЕНО НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, КОТОРЫЕ Я БЫ ХОТЕЛ ВЫДЕЛИТЬ.
УЧИТЫВАЙТЕ СЛЕДУЮЩЕЕ:
В данной сцене, помните, что и СОЛНЦЕ и ЛУНА должны визуально присутствовать в композиции. Солнце привлекает очень много внимания. Если вы расположите солнце в пределах видимости на плоскости рисунка, убедитесь, что у вас очень ХОРОШАЯ композиционная составляющая. Обычно солнце создает силуэты с эффектом «взрыва», что может быть и желанным эффектом для передачи определенного настроения. Если солнце присутствует, как просто таковое, помните о том, что оно может разрушить вашу композицию, если на рисунке уже есть какая-то фокусная точка!
Тени ОТЛИЧНЫЙ инструмент для провождения взгляда по рисунку. Тени могут образовывать угловатые линии в сцене, которые соединяют композиционные пустоты, которые невозможно было бы заполнить простыми объектами или геометрией. Используйте это!
Почитайте об «Объемном Свете» (Ambient Occlusion). Эта функция в 3D может придать вашему рисунку потрясающий эффект. Два объекта, близко расположенные друг к другу, будут «урезать» свой отраженный свет, создавая тем самым область повышенной темноты. Изучите это явление в жизни.
Изучите «Цветовое Расплывание» (Color Bleed) в освещении. Свет, который падает на цветную поверхность, будет отражаться от нее и переносить этот цвет на близлежащую поверхность. Освещенная красная стена рядом с белой стеной, находящейся в тени, будет окрашивать ее в оттенок красного согласно новым свойствам отраженного света. Цветовое расплывание это такой инструмент, с помощью которого можно создать фантастические настроения, и реально усилить ощущение насыщенности цвета в сцене.
Таким образом, тени могут быть различных цветов. Часто они могут даже отличаться по цвету от источника света. Изучите рисунки эпохи Импрессионизма и работы профессиональных фотографов, чтобы увидеть на деле, как эти цвета показаны. Помните, однако, что даже не смотря на то, что тень может «показаться» затемненным оттенком основного цвета объекта, вполне возможно, что она совершенно отличается по тону и оттенку, и вы должны тренировать свои глаза, чтобы замечать такие различия – вместо того, чтобы прислушиваться к своему мозгу, который ошибочно полагает «они одинакового цвета».