ЗЕРКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ
Фотография служит разгадкой старинной загадки: «Я крошечное слово и выразить готово печаль, испуг, плохой успех Теперь меня переверните, и выйдет смех». (Из «Литературного прибавления к Русскому Инвалиду». 1830-е годы.)
Перевод с английского текста внизу открытки: «Прочитать мое письмо нетрудно, если взять зеркало». Послание в зеркале: «Вы будете моим?» Почтовая открытка, США, начало ХХ века. Из коллекции Алена Рольфса (США).
Текст расположен горизонтально, зеркало — внизу. Имя на платке превратилось в слово «шутка». Сергей Федин. 2006 год.
Английское слово «teach» («обучать») в зеркале читается как «learn» («учиться»). Скотт Ким. Около 2000 года.
Текст написан столбиком, зеркало стоит сбоку. Имя куклы «Таня» превратилось в «танк». Автор зазеркала — Сергей Федин, костюма для куклы — Светлана Звонарева. 2006 год.
Текст написан столбиком, зеркало расположено сверху (или снизу). Рука пишет слово «нос», в зеркале видим «сон».
Ни одно из трех слов не изменилось после отражения в зеркале. Переставились только строчки — и фраза приобрела новый смысл.
Спрятав за зеркалом половину слова «ТОПОР», получим палиндром «ТОПОТ».
Старинная детская забава подсказала идею зеркального палиндрома, приведенного выше.
Отражение слова «ДОН» в угловом зеркале породило три новых слова: «ТОН», «НОД» («наибольший общий делитель») и «НОТ» («научная организация труда»). Сергей Федин. 2006 год.
Леонардо да Винчи шифровал свои записи зеркальным шрифтом. Из книги: Р. Уоллэйс. Мир Леонардо. — М., 1997.
Старинная загадка, написанная зеркальным шрифтом. Справа от надписи поставлено зеркало, в нем виден «расшифрованный» текст. Загадка имеет два правильных ответа. Один из них — «зеркало». А другой?
Глядя на свое отражение в зеркале, невольно задаешься вопросом: почему зеркало меняет местами левое и правое, а верх и низ — нет? Попробуем разобраться в этом, хотя, как принято говорить, «вопрос не простой». «Наука и жизнь» уже разбиралась в этом (см. «Наука и жизнь» № 12, 1962 г., стр. 98), профессор Я. А. Смородинский объяснял, что ответ лежит не в области элементарной геометрии, а скорее в области психологии. То, что мы называем верхом и низом, для зеркала не существует. Верх и низ меняются местами у нарисованного изображения, если зеркало расположить соответствующим образом.
Другой пример. Пусть за спиной у нас находится стена комнаты. В зеркале эта же стена видна впереди нас. Мы рассуждали о левом и правом, о верхе и низе, а зеркало, оказывается, перемещает вперед то, что находится сзади нас. Если теперь сложить свойства зеркала, с которыми мы познакомились, можно прийти к выводу, что зеркало не переставляет стороны изображения, а как бы выворачивает наизнанку все, что находится перед ним. При этом пол, стены, потолок в отражении выглядят точно такими же, как в действительности. Что же изменилось?
Снова обратимся к опыту. Возьмем тонкую перчатку и вывернем ее наизнанку. Что получится? Тоже перчатка, а если она без швов, например резиновая, то и выглядеть будет точно такой же, какой была до нашего опыта. Но попробуйте ее надеть, и тогда поймете, что случилось: если вы взяли правую перчатку, она стала левой, и наоборот! То же самое происходит в зеркале с любым предметом. Например, правая перчатка, надетая на правую руку, в зеркале окажется на левой руке вашего отражения.
Слова «верх», «низ», «спереди», «сзади», «левое», «правое» человек придумал для того, чтобы обозначать положение предметов друг относительно друга и направления движения. Все шесть слов сохраняют эти значения до сих пор. Однако слова «левое» и «правое» мы применяем не только для указания направлений, но и как термины. С их помощью мы различаем некоторые парные объекты. Как раз такие, которые «превращаются» друг в друга при отражении в зеркале: левая и правая перчатка, левая и правая резьба (или винт), левая и правая рука (или нога). Поэтому иногда происходит смешение понятий. Чтобы избежать путаницы, в науке используют термин «зеркальная симметрия». А ответ на поставленный вопрос может быть таким: в зеркале мы видим не точную копию объекта, а его зеркально-симметричное отражение. При этом если в названии объекта присутствует слово «правый», например «правая рука», то, характеризуя его зеркальное изображение, используют слово «левый».
Самое короткое объяснение того, что происходит в зеркале, дают математики: трехмерное пространство можно представить в двух системах координат — правой тройки осей XYZ и левой YXZ. Никакие повороты и параллельные переносы не переводят правую систему координат в левую. Но если правую тройку расположить перед зеркалом, то отраженная система будет левой, и наоборот.
Наденьте майку с надписью на груди и посмотрите на себя в зеркало. Вы сразу обратите внимание, что, за редкими исключениями, о которых речь впереди, слова на майке превратились в бессмысленный набор букв. Наверняка люди заметили это раньше, чем додумались делать надписи на одежде. Более пятисот лет назад они нашли полезное применение зеркальным отражениям — стали записывать с их помощью секретные послания, чтобы эти записи не могли прочитать посторонние, не посвященные в тайну шифра. Леонардо да Винчи засекречивал таким способом свои дневники и личные записи. Кроме того, он был левша, и писать справа налево ему было удобно — рука не загораживала написанное и не смазывала чернила. Позже люди придумали более замысловатые шифры, и зеркальные записи перекочевали из секретных бумаг в сборники игр, развлечений и головоломок.
Что касается букв и надписей, отраженных в зеркале, то не все они выглядят вывернутыми наизнанку или перевернутыми. Некоторые буквы не изменяют свой вид, например Ж, Н, О и другие. Поэтому из них можно составлять надписи, совпадающие с отражением. Правда, в них не будет двойственности.
Идея «обмануть зеркало» и придумать надписи, которые не только читаются в зеркале, но еще и меняют при этом значение, впервые возникла у любителей головоломок из нескольких стран в разные годы второй половины ХХ века. Посмотрите на фотографию девушки в красной майке. У нее на груди надпись «Hate» («ненависть»). В зеркале мы видим ту же самую девушку в майке с надписью противоположного смысла: «Love» («любовь»).
Первым, кто занялся поиском русских слов, меняющих смысл при отражении в зеркале, был писатель, автор занимательных задач и многих статей в журнале «Наука и жизнь» Сергей Николаевич Федин. Он назвал их зазеркалами.
Зазеркал — это текст, второе значение которого видно при отражении в зеркале. Их называют еще «просветни», так как можно повернуть лист бумаги с зазеркалом тыльной стороной к себе и читать второе значение слов на просвет, как бы находясь в пространстве воображения.
Оказалось, что существует не менее шести типов зазеркалов.
Первый тип зазеркалов — текст написан горизонтально, зеркало стоит сбоку. В этом случае надпись «ХА — ХА» превращается в «АХ — АХ». Эти два коротких слова, вероятно, самый первый русский зазеркал. Он известен с начала XIX века, когда был опубликован в виде загадки.
Второй тип зазеркалов — текст написан горизонтально, зеркало снизу (или сверху). Пример вы видите на фотографии девушки в платке (бандане). Отразившись в зеркале, слово «Машка» превращается в слово «шутка».
Третий тип — текст написан вертикально, зеркало сбоку. В результате кукла «Таня» может превратиться в «танк»! Конечно, имеется в виду ее характер.
Четвертый тип — текст написан вертикально, зеркало сверху (или снизу). Тогда на бумаге пишем «НОС», а в зеркале видим «СОН».
К этому же типу относится и отражение текста, состоящего из нескольких строк. В зеркале верхние и нижние строчки переставляются местами, в результате изменяется смысл предложения. Например, вы пишете: «закон как жена», а в зеркале будет читаться: «жена как закон».
Пятый тип — зеркало ставят внутри надписи, разделяя ее на две части. Этим способом можно получать палиндромы — слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Из слова «ТОПОР» получаем «ТОПОТ». Разместив зеркало в имени «АНТОН» перед буквой Т, мы увидим палиндром — женское имя «АННА».
Шестой вид зазеркалов — самый интересный и самый редкий. Он называется «трельяж». Возле таких слов зеркало можно ставить в любом положении — сбоку и сверху. И каждый раз будет появляться новое слово. Чтобы получить трельяж, проще всего использовать буквы, симметричные относительно двух осей: вертикальной и горизонтальной. Но таких букв только пять: Ж, Н, О, Ф и X. Кажется, что по крайней мере один трельяж составить легко — надо взять слово «ОН». Тогда в первом зеркале мы прочитаем: «НО». А во втором? Снова «ОН». Тогда это не трельяж, ведь в нем должно быть три разных слова! Остается единственный путь — рисовать буквы, которые переходят не сами в себя, а в другие, нужные по смыслу. Вот с такой задачей я обратился к Сергею Федину. На следующий день он показал мне первую находку. Слово «ДОН» было написано так, что в зеркале, поставленном сверху, читалось «ТОН», а в зеркале сбоку — «НОД». Читателям, давно окончившим школу, последнее слово может быть непонятно. Хотя в шестом классе они наверняка знали, что Наибольший Общий Делитель — это число, помогающее складывать дроби. Придуманный Фединым трельяж преподнес сюрприз, когда мы поставили возле него угловое зеркало. Из-за двойного отражения неожиданно появилось четвертое слово — «НОТ» (в 1920-х и 1970-х годах сокращение НОТ было широко известно и означало «научная организация труда»). Если встать перед угловым зеркалом, можно убедиться, что оно не меняет местами левое и правое. Достаточно протянуть своему отражению правую руку (для рукопожатия), и оно тоже протянет вам правую руку, а не левую, как в обычном зеркале.
Но вот парадокс: видов зазеркалов много, а самих зазеркалов маловато. Объясняется это не только новизной жанра, но и особенностями русского алфавита. Когда зеркало ставят сбоку (боковые зазеркалы), в нем без искажений отражаются буквы, симметричные относительно вертикальной оси. Таких русских букв — двенадцать, то есть треть алфавита: А,Д,Ж,Л,М,Н,О,П,Т,Ф,Х,Ш, но среди них всего две гласные. И нет ни одной печатной буквы, которая при отражении в зеркале превращалась бы в какую-нибудь другую. Трудности эти преодолевают, переходя к нарисованным буквам. В зеркале они превращаются в другие буквы алфавита. Это существенно расширяет пределы сочинитель ства. Правда, возникают сложности с прочтением нарисованного текста. Тут уже все зависит от мастерства художника.
Когда зеркало ставят сверху от слова (или, что все равно, снизу), то буквы мы видим перевернуты ми «вверх ногами». Большинство из них искажаются, перестают быть понятными. Исключение составляют Р, переходящее в Ь, и буквы, симметричные относительно горизонтальной оси. Их двенадцать: В,Е,Ж,З,К,Н,О,С,Ф,Х,Э,Ю. Слова, составленные из указанных букв, после отражения в зеркале не изменяются, но их недостаточно для изобретения оригинальных зазеркалов. В этом случае нас опять выручают специально придуманные, нарисованные буквы.
От нарисованных зазеркалов вернемся к рукописным текстам и шифрованному способу записи, которым пользовался Леонардо да Винчи. Великий художник освоил особый вид письма, который, впрочем, при определенном терпении и настойчивости по силам каждому.
Поставьте зеркало перед листом бумаги и пишите, глядя не на бумагу, а на ее отражение. С первой попытки у вас вряд ли что-нибудь получится. Мы привыкли, что движения рук следуют за взглядом и проверяются им. Рука ведет линию вправо, взгляд следит за линией и тоже перемещается вправо. В зеркале все наоборот. Карандаш движется вправо, линия в зеркале чертится влево, ведешь карандаш вниз, а линия ползет вверх. Поэтому обучение придется начать, как в первом классе, с написания отдельных букв. Проще всего освоить печатные, состоящие из горизонтальных и вертикальных черточек. Через некоторое время рука привыкает к новому способу, она запоминает, что перо надо двигать справа налево и снизу вверх, а не наоборот, как обычно. В конце концов, вы научитесь записывать понятные вам фразы, которые для посторонних будут выглядеть каракулями. Профессиональные наборщики в типографиях легко читали зеркальный текст шрифтовых матриц даже «вверх ногами».
Освоение письма «глядя в зеркало» очень полезно для воспитания силы воли и уверенности в собственных силах. Но вряд ли Леонардо да Винчи нуждался в этом, и едва ли он писал и читал, используя зеркало. Скорее всего, во время обучения Леонардо нашел более простой способ — учился писать и читать зеркальные тексты, не глядя в зеркало. Для этого достаточно потренироваться в написании двадцати одной перевернутой буквы, так как остальные двенадцать из тридцати трех букв русского алфавита не изменяются при отражении. Заполнять же строчки справа налево совсем нетрудно, если глядеть на бумагу, а не в зеркало. Попробуйте, и убедитесь сами. Результат моих опытов вы видите на фотографии. В двух строчках я зашифровал старинную загадку, у которой два правильных ответа. Об одном вы догадаетесь сразу. Для другого даю подсказку: ученые считают глаза частью мозга, в отличие, например, от уха или носа. Если этой подсказки недостаточно, то ищите слово из четырех букв, первая буква — «д».
Как отражает зеркало
Зеркало — необходимый предмет интерьера. В типичной квартире его можно встретить в каждой комнате: коридоре, ванной, спальне. Ежедневно, вглядываясь в его гладкую поверхность, люди оценивают свой внешний вид, не задумываясь о том, почему зеркало отражает.
Как устроено зеркало
Функциональное предназначение зеркальных изделий — отражать. Первые зеркала были сделаны еще в эпоху ранних металлов (бронзовом веке), V век до нашей эры. Изготавливались они из тщательно отшлифованных металлов: олова, платины, бронзы.
В современном понимании зеркало появилось в XIII веке. Состоит оно из трех слоев:
- Шлифованное стекло.
- Отражающая поверхность.
- Защитное покрытие из лака или эмали.
Отражающий слой наносится с внутренней стороны стекла толщиной в десятые доли микрометра. Чаще других используется напыление из серебра и олова с добавлением различных химических компонентов. Нанесение амальгамы обеспечивает отражающую способность зеркальной поверхности.
Почему зеркало отражает
Все что люди видят вокруг себя, в том числе и собственное отражение, объясняется способностью лучей света отражаться от любых поверхностей.
Когда человек видит тот или иной предмет, это значит, что в сетчатку его глаза попал свет, отраженный этой вещью. Если свет попадает на непрозрачную поверхность, он поглощается.
Зеркало представляет собой идеально гладкую и ровную поверхность. Поэтому оно не поглощает, а отражает свет. Отражение происходит не от стекла, а от слоя амальгамы, который не пропускает лучи через себя, а преломляет их.
Преломленный луч выходит через стекло обратно и попадает в сетчатку глаза. Далее в работу включается уже мозг человека, который обрабатывает визуальную информацию и интерпретирует ее в изображение.
Человек видит свое изображение не только в зеркале. Такой эффект дает любая гладкая поверхность: идеально начищенные столовые приборы или гладь воды. Но можно получить искаженную картинку.
Почему в зеркале меняется лево и право
Чтобы понять, как отражает зеркало, можно поэкспериментировать с углом обзора. Когда человек стоит напротив зеркальной поверхности, он видит себя, предметы рядом. Стоит человеку только сместиться влево или вправо, он перестает видеть свое отражение, но наблюдает предметы, расположенные напротив.
Причина тому — закон физики, в соответствии с которым угол падения равен углу отражения света.
Именно по этой причине зеркало меняет лево и право. Если стать перед зеркальной поверхностью и помахать своему отражению правой рукой, создается ощущение, что «двойник» машет левой. По факту никакой подмены не происходит.
Причина — бинокулярное зрение человека. То есть люди видят одновременно двумя глазами, воспринимают трехмерное изображение.
Мозг использует информацию с каждого глаза, но не переворачивает ее, то есть зеркалит картинку. Ведь свет, попадающий на сетчатку, отражается под тем же углом, он не способен уйти направо или налево, если поверхность идеально ровная.
Вот с кривым зеркалом можно поэкспериментировать. Вогнутая или выпуклая зеркальная поверхность будет иначе рассеивать и преломлять лучи. Поэтому можно получить изображение, не соответствующее действительности, поменять верх с низом, левую сторону с правой.
Заключение
В отношении зеркала действует изречение: «все гениальное просто». Тонкий слой металла наносится на стекло, покрывается защитным слоем. В результате получается предмет, который в точности отражает окружающее пространство.
8 научных объяснений, почему мы плохо получаемся на фото
Нам часто не нравится, как мы выглядим на фотографиях. Всегда ли это связано с дилетантством фотографа, плохим освещением или нефотогеничностью модели? «Афиша Daily» разобралась в этом феномене с помощью науки.
Мы привыкли видеть себя в зеркале, а не на фото
Известный портретный фотограф Ким Эйрс в своей колонке в прошлом году писал, что около 90% фотографируемых не устраивает, как они выглядят на снимках, — и большинство считают себя нефотогеничными. Статистика впечатляющая! Чтобы понять, в чем же дело, Ким провел эксперимент: он сделал обычные и зеркально отраженные фото людей, а затем предложил выбрать понравившуюся фотографию. Большинство участников эксперимента предпочли зеркально отраженную.
Факт объясняется просто: в своей жизни мы видим себя преимущественно в зеркале, а камера фиксирует наше реальное изображение — то, как нас видят окружающие. За счет того, что наши лица несимметричны, лицо в зеркале и на фотографии для нас самих — это два разных лица. Держа в руках свою фотографию и ее зеркальное отражение, нам самим кажется симпатичнее (или попросту привычнее) второе изображение. В то же время окружающие скорее выберут обычное фото. Чаще всего этот эффект мы можем заметить во время обсуждения групповой фотографии: каждому из участников будет казаться, что все на фотографии получились хорошо, кроме него.
Компания True Mirror разработала и выпустила на рынок зеркало, показывающее истинное изображение. Однако, как утверждают его создатели, лишь 10% людей предпочитают свой настоящий образ тому, что они видят в обычном зеркале.
«Каждый день — начиная с самого детства — мы смотрим в зеркало. Мы чистим зубы, бреемся, делаем макияж. Со временем мы привыкаем к изображению в зеркале, а привычка порождает симпатию. Именно поэтому нам больше нравится наше изображение в зеркале, чем фото», — говорит Памела Рутледж, директор Центра изучения медиапсихологии.
Эксперимент Эйрса ранее уже проводился учеными из Висконсинского университета в Мадисоне в 1977 году. Тогда участники исследования выбирали зеркальное отражение своей фотографии в качестве наиболее симпатичного, в то время как близкие люди выбирали реальное изображение. Когда участников попросили объяснить свой выбор, они в качестве причин называли ракурс, свет, наклон головы и т. д., хотя обе фотографии были сделаны с одного и того же негатива.
Так что если вы так не уверены в своем портрете и хотите это исправить, попробуйте просто его отзеркалить в любом фоторедакторе или хотя бы с помощью этого примитивного онлайн-сервиса.
Нам кажется, что мы выглядим красивее, чем есть в реальности
Adobe активно внедряет технологии искусственного интеллекта и машинного обучения для улучшения селфи. В ролике показывается, как мужчина снимает не самые удачные портреты, а затем улучшает их с помощью новой функции.
Николас Эпли, поведенческий психолог из Чикаго, говорит, что мы не знаем, как мы выглядим: «Образ в нашем сознании действительно не соответствует тому, какие мы на самом деле». Свое утверждение Эпли сумел доказать в рамках эксперимента, опубликованного в 2008 году в журнале Personality and Social Psychology Bulletin. Ученые сделали несколько фотографий респондентов, изменив их привлекательность в фотошопе с шагом в 10%, опираясь на снимки общепризнанно красивых людей. Далее участникам исследования необходимо было выбрать из нескольких изображений свою реальную фотографию. Большинство участников останавливали свой выбор на фотографии, которая на 20% более привлекательная, чем реальное изображение. При этом, когда необходимо было выбрать фотографии исследователей, устраивающих эксперимент, участники были более объективны.
Наше реальное изображение искажает оптика
Дэниел Бейкер наглядно показал оптическое искажение на разных объективах
Камера тоже способна искажать изображение: во-первых, оно преобразуется через сложную оптическую систему объектива, а во-вторых, разное фокусное расстояние объектива по-разному отражает наше лицо. Каждый фотограф знаком с понятием «перспективное искажение» — чем ближе снимаемый объект к камере и чем меньше фокусное расстояние, тем больше отличаются в размерах объекты, находящиеся на разном расстоянии от камеры, то есть близко расположенные объекты будут визуально искажаться и увеличиваться по сравнению с удаленными. Все это, как правило, ведет к изменению пропорций лица. Преподаватель психологии Йоркского университета Дэниел Бейкер объясняет этот эффект у себя в блоге на примере селфи: элементы лица, которые находятся ближе к камере, выглядят крупнее, искажая общую картину. Очевидно, что при коротких фокусных расстояниях лицо кажется шире, поэтому чем дальше камера находится от вашего лица, тем естественнее оно выглядит.
Памела Рутледж считает, что на самом деле никакого секрета, как сделать идеальное селфи, нет, кроме как делать больше снимков. «Люди, которые делают много селфи, в конечном итоге чувствуют себя намного комфортнее, когда видят свои фотографии», — говорит она. Постарайтесь привыкнуть к своему изображению на фотографиях так же, как вы привыкли к изображению в зеркале, и тогда все встанет на свои места.
Почему наша внешность отличается от того, что мы видим в зеркале (И это к лучшему)
Единственный человек, которого вы никогда не сможете увидеть со стороны, — это вы сами. Зеркала, фото- и видеокамеры искажают действительность, как и наш мозг, который имеет привычку приукрашивать реальность. Если вы готовы узнать, какие «фильтры» постоянно корректируют вашу внешность и о чем недоговаривают ваши собственные глаза, то эта статья — для вас.
ADME предупреждает, что, возможно, после полученной информации жизнь уже не будет прежней, а перед чтением рекомендуется запастись мужеством и ромашковым чаем.
1. Мы воспринимаем себя красивее, чем есть на самом деле
Многие люди перекладывают вину за неудачные фото на фотографа или освещение и уверены, что не врет только зеркало. Но ученые утверждают, что того красавца, которого вы наблюдаете каждый день в зеркале, не существует, а есть такой же, но чуть более своеобразный. Мозг защищает хрупкую психику хозяина и ретуширует внешность в его собственных глазах. Со временем мы настолько привыкаем к визуальным корректировкам самих себя, что перестаем обращать внимание на некоторые недостатки.
Но ученые не перестали шокировать людей, далеких от мира науки, и решили провести серию экспериментов, чтобы окончательно доказать невольное самозванство каждого живущего на Земле. Исследователи сфотографировали добровольцев, а затем обработали их снимки в фоторедакторе. Испытуемых предупредили, что фотографии были отретушированы, а их задача — найти оригинальное изображение. Никто из участников исследования с заданием не справился, потому как рука постоянно тянулась к более привлекательной версии себя.
Самое интересное, что когда ученые просили найти необработанную фотографию другого человека, то участники эксперимента с легкостью справлялись с этой задачей. Получается, что мы приукрашиваем только собственную внешность. Такой тест можно провести и самостоятельно, чтобы посмотреть на себя настоящего. Хотя все же есть в этом мире вещи, о которых лучше не знать.
Парадоксально, но, несмотря на рост популярного движения, которое призывает людей принять и любить себя такими, какие они есть, с каждым годом спрос на пластические операции только увеличивается. Большинство пациентов изначально преследует цель немного улучшить данные, полученные при рождении, но когда первая операция проходит успешно, то с человека спадают оковы страха и сомнений. Он начинает находить все новые поводы навестить пластического хирурга. Помимо того, что наш мозг корректирует собственную внешность, так и к новым изменениям он привыкает достаточно быстро, а затем начинает намекать, что результат вмешательств не очень-то и заметен, поэтому смело можно еще подкачать губы, сделать повторную ринопластику и поменять импланты в груди на размер побольше. Так выходит из-под контроля первоначальное желание слегка подправить природные данные.
Одной из популярных причин, которая заставляет людей ложиться под нож, — стремление получать идеальные селфи. И это неудивительно, потому как современные люди впервые в истории человечества видят себя на фотографиях, а это в свою очередь помогает тщательно выискивать и фокусироваться на вещах, которые нам в себе не нравятся. Другими словами, мы держим свою внешность под постоянным контролем. Даже наш собственный мозг не успевает сглаживать углы, что приводит к различным психическим заболеваниям, таким как дисморфофобия. Вот и ответ на вопрос, почему не стоит бороться с иллюзиями внешности, которые подкидывает наш мозг (не мешайте ему работать и ограничьте себя в желании делать по 150 селфи в день).
2. Насчет своего телосложения мы ошибаемся тоже
Если с лицом все понятно и мы действительно не можем увидеть себя со стороны, то с телом, казалось бы, должно быть проще и для оценки своего состояния нам достаточно посмотреть сверху вниз. Но и тут затаился подвох с искажением восприятия. Ученые выяснили, что люди как с избыточным весом, так и с нормальным или недостаточным не могут адекватно воспринять свою комплекцию.
В последние годы произошли массовые изменения в представлении того, каким должен быть нормальный вес. Из-за моды на пышные формы (спасибо, Ким Кардашьян!) люди стали гнаться за выдающимися объемами, и такая популярность больших размеров произвела калибровку в восприятии, увеличив порог с параметра «избыточный вес» на «нормальный». Значительная часть людей с избыточным весом не идентифицирует ожирение ни у себя, ни у своих детей, что вызывает серьезное беспокойство у врачей.
Ученые выяснили еще одну интересную вещь: женщины при оценке параметров тела опираются на прошлый опыт. Участницам эксперимента показывали изображения людей с телосложением разных типов. Выяснилось, что женщины определяли его, основываясь на данных предыдущей фотографии. Например, они воспринимали человека с ожирением как человека с нормальным весом, если на предыдущем снимке вес действительно был в норме. Это влияет и на представление о размере нашего тела. Опираясь на воспоминания, мы уверены, что все еще слишком худые или слишком толстые, и не замечаем, как обстоят дела на самом деле.
3. Наш голос действительно не такой, каким мы его слышим
Если вы хотя бы раз слышали запись своего голоса, то наверняка думали: «Неужели это я?!» Кстати, если судить по представленной выше информации, можно предположить, что всех нас ждал бы подобный шок, если бы мы увидели себя со стороны. Но вернемся к голосу. Да, те неприятные звуки на записи действительно принадлежат вам. С этим нужно просто смириться. А еще ученые утверждают, что если часто слушать собственные аудиозаписи, то в итоге вы привыкнете к разнице и реагировать на свой голос будете не так остро (но этот метод подходит только для сильных духом людей).
Человеку свойственно воспринимать свой голос более низким по высоте звука, чем он есть на самом деле. Исследования показывают, что люди меняют тон своего голоса не только в зависимости от ситуации (например, когда нам кто-то нравится или мы пытаемся казаться серьезнее), но и в попытке повторить тот тембр, который сами слышим. Например, в ходе эксперимента люди, которые слышали свой голос через микрофон, в котором высота звука была изменена, подсознательно меняли голос и пытались сделать его по звучанию таким, к которому они привыкли.
4. Чем старше мы становимся, тем моложе себя ощущаем
Ученые утверждают, что все мы немного Бенджамины Баттоны. Исследования показали, что наше восприятие старения не является статичным и меняется по мере того, как мы становимся старше. Конечно, это неудивительно, ведь вы и сами наверняка помните, как когда-то выпускники института казались вам динозаврами, а теперь — совсем юнцами, которые и жизни-то не видели. Но ученые потратили время не только на выяснение всем очевидной вещи, но и на то, чтобы выявить причину неприятия старости. Заключается она в том, что молодые люди рассматривают пожилой возраст в негативном ключе. Им кажется, что ничего хорошего на той стороне жизни нет, в то время как пожилые люди на самом деле счастливее молодых и больше внимания уделяют положительным эмоциям. Вот и первый позитивный пункт этой статьи, который заставляет радоваться простой истине: да, вы постареете, но при этом вам будет хорошо.
Итоги эксперимента также показали, что чем старше становится человек, тем моложе он себя чувствует. Интересно и то, что представители разных возрастных групп называли разные цифры, говоря о желаемой продолжительности жизни. Например, дети и молодые люди часто мечтали дожить до 90 лет. К 30 годам люди начинали бояться своих желаний и слегка уменьшали размер предполагаемой жизни. Ближе к 50 годам желание жить возвращается вновь, и люди начинают мечать о 93 годах жизни.
5. Деньги наделяют ощущением особенности
Психологи подтвердили тот факт, что деньги действительно меняют людей и их восприятие. Например, люди с низким достатком полагают, что богатство не связано с генами: любой может как разбогатеть, так и потерять все. Богачи же ощущают себя особенными не только в плане возможностей, но и генетики. Они уверены, что им на роду было написано занять такое положение в обществе — и никак иначе быть не могло. Также обеспеченные люди считают, что жизнь справедлива и каждый получает то, что заслуживает.
Другие исследования показывают, что богачи хуже считывают эмоции людей, хотя сами они так не считают, поэтому склонны часто ошибаться в выборе окружения.
6. Оценить собственные способности так же трудно, как и внешность
Психологи утверждают, что человек не видит как своих достоинств, так и слепых зон, а на оценку наших собственных способностей сильно влияют окружение и результаты других людей. Например, в кооперативных заданиях люди верят в себя и оценивают свои знания достаточно высоко, когда другие игроки показывают хорошие результаты, и разочаровываются в себе, если команда выступает плохо. Так взаимодействие с профессионалами своего дела позволяет нам чувствовать себя более способными в условиях совместной работы — и полными неудачниками, если рядом оказываются некомпетентные люди. Поэтому каждый раз, когда вы сомневаетесь в себе, стоит вспоминать цитату дядюшки Фрейда: «Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами».
Как вы думаете, каким был бы мир, если бы люди видели себя настоящими? Если бы представилась такая возможность, хотели бы увидеть себя со стороны?