Что называется телом 3 класс
Перейти к содержимому

Что называется телом 3 класс

  • автор:

Тела, вещества, частицы

Окружающий мир – это разнообразие предметов и форм. Но все многообразие нашего мира можно условно разделить на три группы: тела, вещества и частицы. О том, как их отличить, и что характеризует каждое из этих понятий, речь пойдет на уроке окружающего мира в 3 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Акулинкиной Татьяной Николаевной.
Опыт работы преподавателем — более 48 лет.

Тела

С точки зрения науки, любой предмет – это тело. Все, что вас окружает дома, в классе, на улице – это тела. Например, кружка, стол, телефон, камень, стул, мяч.

По происхождению тела могут быть:

  • естественными – созданными природой;
  • искусственными – созданными человеком;

Тела, созданные природой. бывают:

  • живые;
  • неживые.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

  • размером;
  • формой;
  • цветом
  • массой;
  • температурой.

Любое тело при делении превращается в новый предмет. Например, ручка – тело, но если ее разобрать, получится несколько деталей.

Вещества

Вещество – это то, из чего состоит тело. Предмет может состоять из нескольких веществ. Например, кувшин сделан из глины, шарф связан из шерсти, ложка – из металла.

Вещества бывают трех состояний:

  • твердые – те, которые можно пощупать;
  • жидкие – например, вода;
  • газообразные – воздух.

Одно из удивительных свойств некоторых тел – это возможность переходить из одного состояния в другое под воздействием некоторых факторов. Например, вода при температуре ниже нуля принимает твердую форму льда, а при 100 градусах по Цельсию начинает кипеть и превращается в газообразную форму – пар.

В отличие от тела, вещества при делении не изменяются. Если кусочек сахара разделить еще на несколько частей, то каждый из них все так же будет сахаром. Или разлить воду по чашкам, она так и останется водой, а не станет новым веществом.

Частицы

Вещества состоят из еще меньших единиц. Они настолько маленькие, что их невозможно увидеть без микроскопа. Их называют частицы.

Частицы сохраняют свойства вещества. В качестве опыта можно размешать кусочек сахара в воде. От этого жидкость станет сладкой, но вещества мы не увидим, поскольку частицы сахара смешались с частицами воды.

Между частицами есть свободное пространство. Состояние вещества будет завесить от того, как плотно находятся в нем элементы. В твердых веществах промежутков между частицами почти нет, в жидких – имеется некоторое расстояние между элементами, а в газообразных – частицы свободно перемещаются, поскольку между ними большое расстояние.

Что мы узнали?

Тема “Тела, вещества, частицы” по окружающему миру – это очень интересный предмет для обсуждений. Можно делать множество опытов, чтобы изучить их свойства. Тела – это сложные предметы, состоящие из одного или нескольких веществ. В свою очередь, в любом материале есть совокупность наименьших неделимых элементов – частиц.

Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Тела, вещества, частицы»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Регулятивные : уметь контролировать свою готовность к уроку; уметь ставить цель урока; уметь составлять план и последовательность действий; уметь проводить самоанализ и самооценку.

Познавательные: уметь выдвигать гипотезы; уметь выделять познавательную цель; уметь ставить и формулировать проблему; уметь искать и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать изображения; уметь анализировать текст; уметь выбирать основания для классификации; уметь извлекать информацию из прослушанного текста; уметь структурировать знания.

Коммуникативные : уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь управлять поведением партнера.

Знать: что такое тело, вещество и частица;

Уметь: классифицировать тела и вещества; выдвигать предположения; определять состояния частиц с помощью моделей.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

Учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России» 3 кл, 1ч., конспект урока, магниты; демонстрационный материал.

Учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России» 3 кл., 1 ч., пенал, дневник, двухцветные кружочки, карточки с заданиями, приборы для опыта.

Учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России» 3 кл, 1 ч.

1. Организационный момент (слайд №1).

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

-Сегодня мы с вами будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Они у вас лежат на столах.

Правила работы в группах.

— Запомни и соблюдай простые правила:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

4. Умей договариваться.

5. Работай сообща.

6. Работай тихо, чтобы не мешать другим группам.

– Сейчас для вашего внимания предлагается небольшой тест. Вы должны выбирать только один правильный ответ (слайды № 2-8).
– Вы ответили на все вопросы. Посмотрите на буквы, которые вы записали, что заметили? (Высказывания детей).
– Кто правильно ответил на все вопросы, у того получилось слово «Природа». (Слайд № 9) Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела «Эта удивительная природа». Тема нашего урока «Тела, вещества, частицы». Сегодня вы познакомитесь с понятием «Тело» и узнаете из чего оно состоит.

— А что вы видите вокруг себя сейчас?

— Как назвать это все одним словом?

— Ученые называют предметы телами. Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают.

— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Верно. А что мы должны будем узнать про тела?

— Исходя из ваших предположений, получился вот такой план урока.

1) Что такое тело?

2) Какие бывают тела?

3) Из чего они состоят?

— А с помощью чего мы сможем ответить на эти вопросы на уроке?

3. Изучение нового материала

1. Знакомство с понятием «тело»

(Слайд № 10) В словаре Ожегова дается такое значение этого слова: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение: тела – это все предметы, окружающие нас.

— Откройте свои учебники на с.44. Узнаем, что такое тело.

— Что же такое тело? (Это любой предмет, любое живое существо)

— На какой пункт плана мы с вами ответили?(На первый)

— Если вас попросят изобразить тела на бумаге, легко ли вы справитесь с этим заданием?(Легко)

— Почему?( Тело – это предмет, который можно представить, потому что он имеет форму, очертания.)

-Среди бесчисленного количества окружающих нас тел могут быть и естественные, и искусственные.

. У вас на столах лежит карточка № 1. На ней записаны слова. Прочитайте их и разделите на группы:

Камень, стул, штаны, автомобиль, Солнце, водопад, книга, облако.

— По какому принципу вы разделили эти слова? ( В первой группе тела природы, а во второй – тела, созданные руками человека.)

— Как можно назвать данные группы?

— Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к учебнику. Рассмотрите схему. Как эти группы называются? (Естественные, искусственные и небесные тела.)

— в какую группу отнесём Солнце?

— Приведите свои примеры тел каждой группы.

— На какой пункт плана мы ответили?(на второй)

— Прочитайте третий пункт нашего плана. ( Из чего состоят тела? )

— Откройте учебник на с.44. Давайте прочитаем, из чего же состоят тела.( из веществ)

— Так из чего состоят тела?

— Что же называют веществом? — Вещество – это то, из чего состоит тело

— Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества. Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. И каждый год человек придумывает новые вещества.

— Из одного вещества можно сделать разные тела. Возьмем целлюлозу (древесина), какие тела можно из нее сделать?

— Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик

— какое это вещество?(пластмасса)

— Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш .

— Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных.

— Как вы думаете, все ли вещества одинаковы?

— Чтобы ответить на этот вопрос давайте обратимся к учебнику.

— А теперь вы можете ответить на предыдущий вопрос?(да)

— Какие различают вещества?( Твердые, жидкие и газообразные.)

— Вещества имеют свои признаки. На столах у вас лежит карточка № 2. Задание: распределить в 3 группы следующие вещества:

молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.

— Итак, подведём мини-итог. Все предметы вокруг – это тела, тела состоят из веществ.

(Слайд № 12) Игра «Из чего сделано тело?»

Учитель называет тело, а ученик – вещество, из которого оно сделано (стрелочкой соединяются тела и вещества).

— Как вы думаете, а почему вещества разные? Затруднятся ответить

— В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем провести химический опыт, чтобы ответить на этот вопрос.

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт.

— В каждой группе на столе стоит стакан с водой и кусочек сахара. Капитаны команд, положите сахар в стакан с водой. Размешайте.

— Почему мы перестали видеть сахар?

— Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез?

— Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она?

Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы.

— Мы ответили на 3 пункт плана?( да)

— Что мы узнали? (Что вещества состоят из мельчайших, невидимых глазом частиц.)

— Частицы эти очень разные, и они по- разному дружат между собой. Давайте с ними познакомимся. Стр.46

— Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, — очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить.

-Видите, как они крепко держатся — их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

-Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

-Ну, а третьи человечки — вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными.

— Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой — проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

— Давайте встанем и разомнемся.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали гномиками дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И ни капельки не устали!

5.Включение в систему знаний и умений.

Частицы можно изобразить с помощью моделей, например пластилиновых шариков.

Мудрая черепаха подготовила для нас интересное задание.

У каждой группы на столе карточка № 3 с заданием, какое состояние вещества нужно изобразить.

1 группа . Изобразить жидкое вещество при помощи пластилиновых шариков.

2 группа . Изобразить газообразное вещество при помощи пластилиновых шариков.

3 группа . Изобразить твердое вещество при помощи пластилиновых шариков.

(Одна группа демонстрирует, остальные отгадывают, частицы какого вещества изображали участники других групп.)

6.Закрепление нового материала

— А теперь мы поиграем в игру «Да/нет». У вас на партах лежат кружочки красного и зеленого цвета. Я вам буду читать предложения, если вы согласны с тем, о чем там говорится, вы поднимаете зелёный кружок, если не согласны – красный. Кто не понял задания?

1. Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека?(да)

2. Полярная звезда – это тело неживой природы? (да)

3. Солнце является искусственным телом. (нет)

4. Все тела имеют форму, цвет, размер.(да)

5. Сахар не растворяется в воде.(нет)

6. Естественные тела – это тела, созданные руками человека(нет)

7. Все вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом?(да)

8. Пластмасса – это тело, а пуговица – это вещество. (нет)

9. Все тела состоят из веществ.(да)

— А теперь подведём итог урока

— Напомните тему урока

— Что нового вы узнали на уроке?

Закончите фразу «Я сегодня на уроке…»

— Что было самым интересным?

Закончите фразу « На уроке мне было интересно…»

— Что вам показалось самым трудным на уроке?

— Кто испытывал трудности?

Закончите фразу « Мне было трудно…»

— Кого бы вы хотели сегодня отметить?

— Мне тоже понравилась ваша работа на уроке. Большое спасибо за урок!

Д/з стр.44-47 ответить на вопросы «Проверь себя».

Урок по познанию мира 3 класс «Тела. Вещества»

  • С.В. Михалков «Если» (рабочий лист + подробные ответы для учителя)

2. Для опыта (у учителя и каждого ученика): колбы, пробирки; чайные лож­ки; кусочек сахара; вода. йода, яблоко, хлеб, крахмал, кристаллические решетки.

I . Организационный момент.

Долгожданный дан звонок — ученики

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим.

И тихонечко сидим.

Громко прозвенел звонок – учитель
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!

II . Повторение изученного. О чем мы говорили на прошлом уроке? Что задано было на дом?

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в мир под названием «Эта удивительная природа». Этот раздел поможет нам узнать еще больше о природе. — Тема нашего нового урока «Тела, вещества, частицы». Се­годня вы познакомитесь с телами и узнаете, из чего они со­стоят.

Выбери правильный ответ и запиши букву, под которой он дан:

1. Что такое природа?

к) все, что сделано руками человека;

п) все, что нас окружает и существует независимо от человека;

м) все, что нас окружает.

2. Какая бывает природа?

р) природа бывает живая и неживая; с) природа бывает только живая.

3. Что относится к неживой природе?

а) снегирь; е) стол и) снег.

4. Какое царство не относится к живой природе?

б) царство бактерий; в) царство растений; г) царство льда; р) царство людей;

д) царство грибов.

5. Под какой буквой записана правильная цепь питания?

а) капуста жаба слизень; о) капуста слизень жаба.

6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова?

а) спасены человеком; д) уничтожены человеком; в) стали редкими.

7. Что изучает наука экология?

а) эта наука изучает связи между живыми существами и ок­ружающей средой;

б) эта наука изучает неживую природу.

— Ребята назовите , мне основной инструмент наблюдателя — ( это глаз)

Назовите мне единицы измерения времени? Единицы измерения массы природных тел?

III . Сообщение темы и целей урока

Дети! Вы ответили на все вопросы. Посмотрите на буквы, которые вы записали, что заметили ? (Высказывания детей.) — Кто правильно дал ответы на все вопросы, у того получи­лось слово «ПРИРОДА».

Человек живет среди различных тел. Это может быть что угодно: кровать, стол, книги, камни, планеты, проезжающие мимо машины, здания. Человека также окружают растения и животные.

.Беседа по теме «Тела»

Когда вы читаете или слышите слово «тело», то что вы представляете?

В словаре Ожегова есть такое значение: «Тело — организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно-то и будет нас интересовать (учитель выставляет карточку-опору «тела»).

Телами называют все предметы, окружающие нас.

Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или естественные тела (учитель выставляет карточку «естественные тела»).

А еще есть тела, сделанные человеком. Их называют искусствен­ные тела (выставляется карточка «искусственные тела»).

Назовите тела, которые относятся к первой группе. (Дере­во, трава, камень, облако, бабочка и др.)

Назовите тела, которые относятся ко второй группе. (Карандаш, книга, ручка, стол, плащ и др.)

А теперь отгадайте загадки и подумайте, являются ли сло­ва-отгадки телами ?

Белые цветочки вечером расцветают, утром увядают. (Звезды.)

Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фо­нарь, а ярко светит, не пекарь, а печет ? (Солнце.)

Когда я молод был — светло светил, под старость — мерк­нуть стал. (Месяц.)

Это тела ? (Да).

К какой группе тел они относятся ? (Естественные тела.) Их еще называют небесные или космические тела.

V . Физкультминутка

http://litterref.ru/files/67/5e8184162e1184c1f3486e783ede1237.html_files/1.png

IV . Вещества — лекция учителя

— Вспомните значения терминов из вашего словарика, и от­гадайте кроссворд:

1. Первая ступень познания. (Восприятие)

2. Крошечные организмы. (Бактерии)

3. Совокупность людей, объединенных исторически обуслов­ленными формами совместной жизни и деятельности. (Общество)

4. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья)

5. Как называются огромные группы, на которые делят все жи­вое? (Царства)

6. Как называется любой предмет, любое живое существо? (Тело)

7. Участок земли, где вся природа находится под строгой охра­ной. <Заповедник)

8. Население государства, жители страны. (Народ)

http://litterref.ru/files/67/5e8184162e1184c1f3486e783ede1237.html_files/5.png

Какое слово получилось в выделенной строчке кроссворда? (ВЕЩЕСТВА.)

Все тела состоят из веществ. На доске — таблица:

Эти тела образованы одним веществом, но есть тела, которые образованы несколькими веществами.

Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в рас­тениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества.

Веществами называют то, из чего состоят тела.

Вещества бывают твердые, жидкие, газообразные (газ).

Учитель вывешивает карточки «твердые», «жидкие», «газообраз­ные». На доске — схема: (дети заполнят )

Далее проводится практическая работа по группам — «Заполни таблицу».

— Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведем опыт.

Для опыта берется тело, образованное одним веществом — кусо­чек сахара. Сахар опускается в стакан с водой, и перемешивается ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.

— Попробуйте воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.

Почему же мы не видим сахар ?

Потому, что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды. Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.

Скажите, раствор сахара в воде — это вещество или смесь веществ ? (Смесь двух веществ.)

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти проме­жутки маленькие.

VII . Разнообразие веществ — лекция с элементами беседы

Тема сегодняшнего урока «Разнообразие веществ». На уроке мы познакомимся с некоторыми веществами. Вещества изучает особая наука — химия. На свете очень много веществ: сейчас их известно несколько. миллионов. С некоторыми из них мы встречаемся каж­дый день.

Давайте отправимся на кухню/(На доске — рисунок кухни.)

Какое первое вещество нам встретилось, узнаете из загадки:

И без меня мало едят.

Вот на столе солонка, а в ней — поваренная соль. Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи (см. Прило­жение к уроку).

Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречаю­щихся в природе. Некоторые соли люди добывают и используют как удобрения для растений.

Есть еще одно вещество, с которым мы обязательно встретимся на кухне. О себе оно говорит так:

(Сахар)

По внешнему виду его можно спутать с солью. Зато их не спута­ешь по вкусу. Сладкий вкус — главное свойство сахара.

Когда-то сахар делали только из сахарного тростника, который растет в Индии, Китае и других странах, где климат постоянно теп­лый и влажный. Сахар был очень дорогой диковинкой. Во многих странах вместо него употребляли мед, сладкий сок клена, березы, липы. Долго искали замену сахарному тростнику. И только в начале XIX века в России и Германии были построены первые заводы, ко­торые делали сахар из сахарной свеклы. Сейчас почти половину всего сахара в мире получают из свеклы.

Обыкновенный сахар не единственное сладкое вещество в при­роде. Во фруктах содержится фруктовый сахар, в молоке — молоч­ный сахар. Глюкоза — еще одна разновидность сахара. В природе она встречается в различных частях растений. Особенно богаты глюкозой плоды винограда и виноградный сок. Глюкозу еще назы­вают виноградным сахаром.

А это что за вещество, которое очень похоже по цвету на соль и сахар?

Белый порошок — это крахмал . Его обычно используют, когда варят кисель.

Крахмал — одно из питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.

Ученые химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть на продукт, в котором содержится крахмал, на­стойка йода приобретет сине-фиолетовый цвет.

V . Практическая работа

Практическая работа проводится по группам (класс делится на 5 групп). Каждая группа получает какое-нибудь тело (картофель, яб­локо, хлеб, груша). Продукты учитель берет по своему усмотрению. Также каждой группе выдается пипетка и раствор йода.

Задание:

1. С помощью разбавленной настойки йода определить, есть ли крахмал в продуктах, выданных вашей группе.

2. Результаты исследования записать и зарисовать на альбомном листе (каждая группа получает по альбомному листу).

По окончании работы о результатах исследования докладывает один представитель от каждой группы.

С какими телами вы работали на практической работе ?

Какие бывают тела ?(Искусственные, естественные.)

Если я называю искусственное тело, то вы хлопаете в ладоши, а если естественное тело — сидите тихо.

Учитель читает: «Радуга, трактор, кукла, зайчик, трава, дождь, воздушный шар, туман, самолет, солнце, звезды, медведь, солнце, стул, компьютер, машина.».

VII . Кислоты — лекция учеников (Каждой группе было дано задание найти в дополнительной литературе данные о : 1) кислотных дождях ; 2) поваренной соли; 3) М.В. Ломоносове )

Большая группа веществ, с некоторыми из которых мы можем встретиться на кухне — это кислоты. Каждому знаком кислый вкус лимона. Такой вкус ему придает содержащаяся в нем лимонная ки­слота.

В яблоках содержится яблочная кислота, в листьях щавеля — ща­велевая. Когда прокисает молоко, в нем образуется молочная ки­слота.

Какое общее свойство этих веществ ? (Кислый вкус.)

Какие еще кислоты вы знаете ? (Муравьиная кислота.)

Можно ли пробовать кислоту на вкус ? (Нет.)

На кухне можно встретить одну из таких кислот — это уксусная кислота. К бутылочке с этой кислотой нельзя прикасаться. Это ве­щество используется только в разбавленном виде.

Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовы­ваться высоко в небе. Нередко они выпадают вместе с дождем на землю, так получаются кислотные дожди (см. Приложение к уроку).

VIII . Итог урока

С какими веществами мы сталкиваемся каждый день на кухне?(Сахар, соль, крахмал, кислоты).

Работа с учебником.

Дети читают вывод в учебнике (стр. 43): Вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди час­то сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом, различ­ными кислотами.

Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

1. Работал на уроке хорошо, все понял.

2. Мне понятно было не всё, нужно повторить дома.

3. Я не понял материал, нужна помощь.

IX . Домашнее задание

1. Выполнить задание по карточкам

2. Прочитать статью на стр. 61-63 учебника, пересказ

ГКУ «Средняя школа № 1 имени Жамбыла»

Открытый урок по познанию мира:

Тема: «Тела, вещества, частицы».

Подготовила и провела

Учитель второй категории начальных классов

ГКУ «Средняя школа № 1 имени Жамбыла»

Ананина Любовь Александровна

Приложение к уроку

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)

М.В.Ломоносов — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, один из основоположников физики, химии, историк, поэт и художник. С 1731 года, в течение 10 лет, учился в Славяно-греко-латинской Академии в Москве, в университете Санкт-Петербурга, в Германии.

В 1742 году М.В.Ломоносову было присвоено первое научное звание — адъюнкт, в 1745 году он стал первым русским профессо­ром (академиком) Петербургской Академии наук. В 1748 году он

основал первую русскую химическую лабораторию. В 1755 году по инициативе Ломоносова открыт Московский университет.

Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Он развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принципы сохранения материи и движения, исследовал атмосферу, электричество, силу тяжести и. др.

Ломоносов в совершенстве знал 11 языков.

Тело — отдельный предмет в пространстве, а также часть про­странства, заполненная материей, каким-нибудь веществом или ограниченная замкнутой поверхностью.

Вещество — вид материи; то, из чего состоят тела.

Частица — мельчайшая и простейшая часть физической материи.

Приложение к уроку

Поваренная соль

Поваренную соль или, как сказали бы химики, «хлористый на­трий», назвать обычным веществом нельзя. Свойства у нее удиви­тельны и судьба очень интересна. В Древнем Риме караваны с со­лью медленно брели по главной торговой дороге — Виа Солариа, что означало «соляной путь». Караваны сопровождали отряды вои­нов,, чтобы соль — драгоценное сокровище — не стала добычей раз­бойников. В древности соль ценилась буквально на вес золота.

Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хвата­ет организму, человек может погибнуть. Нехватка соли вызывала и народные волнения — в истории известны «соляные бунты». Солью расплачивались вместо монет, из-за соли страны воевали друг с дру­гом.

Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном коли­честве. И запасы ее на Земле поистине неисчерпаемые. Гигантские куполообразные глыбы, целые соляные горы, есть и в недрах Земли, и на ее поверхности. Например, гора Ходжамумын в Таджикистане, сплошь состоящая из каменной соли, поднимается на 900 метров над уровнем моря.

В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океа­нов, в минеральных озерах, соленых ручьях. Вся эта соль в твердом виде заняла бы около 70 миллионов кубических километров. Таким количеством можно покрыть всю Землю слоем, толщина которого бы превышала 30-этажный дом! Соль добывают выпариванием, а также в соляных шахтах, примерно так же, как и каменный уголь. Кроме того, в соляных шахтах устраивают подземные санатории для больных астмой — соляной воздух для них целебен.

А еще в соляных шахтах хранят самые различные вещества и предметы.

На Руси соль издавна добывали из рассолов, которые выкачива­ли из недр земли. Первое упоминание о добыче соли относится к 1137 году, когда князь Святослав Олегович в Новгороде повелел взимать с каждой солеварни налог солью. История добычи соли на Руси отражена не только в древних рукописях, но и в названиях старинных русских городов: Солекамск, Сольвычегодск, Усолье-Сибирское.

С солью связано много метких,, красочных выражений, различ­ных поверий:

— Рассыпать соль — к несчастью;

— Уйти ни с чем — «Уйти не солоно хлебавши»;

— А чтобы лучше узнать человека, надо с ним «пуд соли съесть».

— Вспомните старинный русский обычай встречать гостей с хлебом-солью.

Чем опасны кислотные дожди

Вспомните призыв замечательного детского поэта Юлиана Ту-вима о необходимости умываться хотя бы дождевой водой. Сегодня этот призыв, пожалуй, стоит забыть. Представьте, что вы попали под дождь из лимонного сока.

В конце 70-х годов в США в маленьком городке Уилинг (штат Западная Вирджиния) три дня моросил дождь, который был более кислым, чем сок лимоны. Обычно в осадках, выпадающих в виде дождя, всегда содержится некоторое количество кислоты, и это считается нормальным. Но в данном случае кислотность выпавших осадков превышала обычную в 5000 раз. К сожалению, такие явле­ния происходят все чаще и чаще.

Основная причина кислотных дождей — это загрязнение воздуха различными вредными газами и одним из их источников является автомобиль. Например, сто с лишним лет назад, когда автомобилей еще не было, кислотность дождей была во много раз ниже совре­менной. Это выяснили исследователи, проанализировавшие состав гренландского льда, образовавшегося в прошлом веке.

Выделяющийся при горении топлива сернистый и серный ан­гидриды превращаются во влажном воздухе соответственно в сер­нистую и серную кислоту.

Оксиды азота, в большом количестве выбрасываемые автомоби­лями, взаимодействуя с водой, становятся в итоге различными азот­содержащими кислотами. Эти опасные вещества, которыми пропи­таны облака и тучи, переносятся на тысячи километров и выпадают вместе со снегом и дождями в странах, где экологическая обстанов­ка, казалось бы, должна быть нормальной. Например, Швеция и Норвегия страдают от газообразных выбросов заводов в Германии. В Канаду южные ветры приносят кислотные дожди из Америки. Этой страны достигают и сернокислые выбросы предприятий Но­рильска, в районе которого на сотни километров вокруг отравлены тундра и вода в озерах. Кислотные дожди с территории России так­же губят животный мир Арктики.

Кислотные дожди наносят огромный ущерб природе и здоровью детей. Вода в морях, реках и озерах становится непригодной для жизни. В Канаде, например, из-за частых кислотных дождей более 4 тысяч озер объявлены мертвыми и еще 12 тысяч находятся на грани гибели. Нарушено биологическое равновесие 18 тысяч озер в Шве­ции. В Норвегии исчезла рыба в половине озер южной части страны.

Огромный урон наносят кислотные дожди лесам, паркам, садам. В разгаре лета у растений вдруг желтеют и опадают листья, побеги становятся хрупкими, словно стекло, ломаются, отмирая, до поло­вины корней. В Германии (в Баварии) от кислотных осадков в 70-х годах пострадала почти половина лесов, была повреждена треть елей. Установлено, что хвойные породы деревьев страдают от ки­слотных дождей в большей степени, чем лиственные. В 1986 году 30% деревьев в Европе и Голландии и 16% в Чехословакии и Швей­царии были уничтожены кислотными дождями. Из-за кислотных дождей становятся непригодными для обработки пахотные земли, постепенно разрушаются памятники архитектуры.

Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает различные ответственные конструкции мостов, башен, антенн и даже самолетов. Многие исторические памятники, суще­ствующие веками, находятся сейчас на грани гибели из-за кислот­ных дождей.

Тела, вещества, частицы. 3 класс

Сформировать понятие тело, вещество, частица, научить различать вещества по их признакам и свойствам.

1. Познакомить детей с понятиями тело, вещество, частица.

2. Научить различать вещества в разных агрегатных состояниях.

3. Познакомить с понятием смеси и чистые вещества.

4. Проверить знания учащихся по пройденной теме.

5. Развивать память, мышление.

6. Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.

7. Повысить психологическую комфортность урока, снятие мышечного напряжения (динамические паузы, смена деятельности).

8. Формировать дружеские отношения в коллективе.

9. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование:

1. Мультимедийная интерактивная презентация.

1. Рисунки (твёрдые, жидкие, газообразные вещества).

2. Металлическая линейка, резиновый мяч, деревянный кубик (у учителя).

3. Для эксперимента: стакан, чайная ложка, кусочек сахара; кипячёная вода (на столах у детей).

I. Организационный момент

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, обращаясь к учащимся: «Сегодня вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе» (слайд № 2).

Прочитать памятку.

1. Обращение с товарищами – «вежливость»;

2. Мнение других – «учись слушать, доказывать свою точку зрения»;

3. Работа с источниками информации (со словарем, книгой) – выделяй главное.

II. Изучение нового материала

Постановка учебной цели: сегодня мы начинаем изучать тему «Эта удивительная природа» — совершим виртуальную экскурсию (слайд № 3). На слайде представлены картинки:

(контейнер для хранения)

Учитель задает вопрос «Все ли слова позволили точно представить предмет?»

Те слова, которые точно помогают представить предмет, а именно, имеют очертания, форму называют телами. То, из чего сделаны эти предметы, называют веществами.

Работа с источником информации (словарь С.И. Ожегова):

Тело — отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…

Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах.

Тело — часть организма…

Тело — основная часть, корпус чего-нибудь.

Записать определение в тетради: «Те предметы, которые нас окружают, называются телами» (слайд № 4).

Слайд № 5. Учитель предлагает учащимся сравнить картинки, расположенные на слайде: резиновый мяч, конверт, деревянный кубик.

Задание 1: найди общее. Все тела имеют размер, форму и т. д.

Задание 2: определи основные признаки тел. Ответ на слайде № 6: управляющая кнопка «ответ 2».

Слайд № 6. Картинки – триггеры. Мяч – круглый, резиновый, яркий. Конверт – прямоугольный, бумажный, белый. Кубик – деревянный, большой, бежевый.

Вместе с ребятами делаем вывод «Каждое тело имеет размер, форму, цвет». Записываем в тетрадь.

Слайд № 7. Что такое природа? Из трех вариантов ответов выбрать правильный ответ:

Все, что сделано руками человека

Все, что нас окружает

Все, что нас окружает и существует независимо от человека

Слайд № 8 – работа с карточками. У учащихся на столах карточки с изображением тел (предметов). Предложим учащимся разделить картинки на две группы: стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло. Осуществить запись в тетрадь. Просим учащихся прочитать названия тел, это будет 1 группа. По какому признаку они поместили слова в эту группу? Тоже самое делаем со второй группой.

Искусственные

Естественные

Делаем вывод. Как мы разделили слова (по какому принципу?): есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.

Оформляем блок в тетрадь.

Слайд № 9. Прием «Интерактивная лента». На слайде представлены тела естественные и искусственные. С помощью кнопки – прокрутки, которая одновременно является триггером, просматриваем тела естественные и искусственные (каждый раз нажатие на кнопку осуществляет смену сгруппированных картинок).

Закрепляем полученные знания с помощью игры «Светофор» (слайды 10-12). Игра заключается в поиске правильного ответа.

Слайд 10. Задание: найди естественные тела. Из предложенных тел на слайде необходимо выбрать только естественные тела. Картинка является триггером – при нажатии появляется сигнал светофора (красный или зеленый). Звуковые файлы помогают учащимся убедиться в выборе правильного ответа.

Слайд 11. Задание: найди искусственные тела.

Слайд № 12. Задание: найди искусственные тела.

Учитель. Вспомним то, о чем мы говорили вначале. Мы затруднялись точно определить, являются ли металл, вода, глина телами и пришли к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. Данные слова мы называем веществами. Все тела состоят из веществ. Записываем в тетрадь определение.

Слайд 13. На данном слайде рассмотрим два примера.

Пример 1: ножницы – тело, то, из чего они сделаны – вещество (железо).

Пример 2: капли воды – тела, вещество, из которого состоят капли – вода.

Слайд № 14. Рассмотрим тела, которые состоят из нескольких веществ. Например, карандаш и лупа. На слайде отдельно смотрим вещества, из которых состоит карандаш. Для демонстрации нажимаем на управляющие кнопки: «графит», «каучук», «дерево». Для того чтобы убрать ненужную информацию нажимаем крестик .

Рассмотрим, из каких веществ состоит лупа. Нажимаем триггеры «стекло», «дерево», «металл».

Слайд № 15. Для закрепления рассмотрим еще два примера. Из чего состоит молоток? Молоток состоит из железа и дерева (рукоятка). Из чего состоят ножи? Ножи состоят из вещества железа и дерева.

Слайд № 16. Рассмотрим два предмета, которые состоят из нескольких веществ. Мясорубка: из железа и дерева. Санки: из железа и дерева.

Слайд 17. Делаем вывод: тела могут состоять из одного вещества, а могут из нескольких.

Слайды 18, 19, 20. Прием «Интерактивная лента». Демонстрируем учащимся. Одно вещество может входить в состав нескольких тел.

Слайд 18. Вещества полностью или частично состоят из стекла.

Слайд 19. Вещества полностью или частично состоят их металла.

Слайд 20. Вещества полностью или частично состоят из пластмассы.

Слайд 21. Учитель ставит вопрос «А все ли вещества одинаковы?»

На слайде нажимаем управляющую кнопку «Начать». Запись в тетради: все вещества состоят из мельчайших невидимых частиц. Вводим классификацию веществ по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. На слайде используются триггеры (стрелочки). При нажатии на стрелочку можно посмотреть картинку с частицами в данном агрегатном состоянии. Повторное нажатие на стрелочку – объекты исчезнут.

Слайд 22. Экспериментальная часть. Необходимо доказать, что частицы – мельчайшие, невидимые глазом, но сохраняющие свойства вещества.

Проделаем эксперимент. На столах у учащихся лотки с набором простейшего лабораторного оборудования:

химический стакан (можно заменить любым небольшой емкости стаканом),

ложечка для размешивания,

Опустить кусочек сахара в стакан, перемешать до полного растворения. Что наблюдаем? Раствор стал однородным, мы больше не видим кусочка сахара в стакане воды. Доказать, что в стакане по-прежнему присутствует сахар. Каким образом? Попробовать на вкус. Сахар: вещество белого цвета, сладкое на вкус. Вывод: после растворения сахар не перестал быть сахаром, потому что остался сладким. Значит, сахар состоит из мельчайших частиц, не видимых глазу (молекул).

Слайд 23. Рассмотрим расположение частиц в веществах с твердым агрегатным состоянием. Демонстрируем расположение частиц и вещества (примеры) с помощью приема «интерактивная лента» — кнопка прокрутки позволяет показать картинки нужное число раз. Записываем вывод в тетради: в твердых веществах частицы располагаются близко к друг другу.

Слайд 24. Расположение частиц в жидких веществах. В жидких веществах частицы расположены на некотором расстоянии друг от друга.

Слайд № 25. Расположение частиц в газообразных веществах: частицы расположены далеко друг от друга, расстояние между ними значительно превышает сам размер частиц.

Слайд 31. Настало время подвести итоги. Вместе с учителем вспоминают то, что нового узнали на уроке. Учитель задает вопросы:

1. Все, что нас окружает, называется…. телами

2. Тела бывают естественные и искусственные .

3. Записать в тетради схему. Учитель: рассмотрим схему. Тела бывают естественные и искусственные, вещества могут быть твердые, жидкие, газообразные. Вещества состоят из частиц. Частица сохраняет свойства вещества (вспомним, что сахар при растворении остался сладким). На слайде используются триггеры. Нажимаем на фигуру «Тела», появляются стрелочки, затем фигуры с надписью «Искусственные» и «Естественные». При нажатии на фигуру вещества появляются три стрелочки (жидкие, твердые, газообразные).

Слайд № 30. Заполните таблицу. Внимательно читайте инструкцию.

(Отметьте знаком «+» в соответствующей графе, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным).

Газообразное

Проверка выполнения работы (слайд 30). (По очереди дети называют вещество и объясняют, к какой группе его отнесли).

При организации обучения в начальной школе необходимо учитывать многие факторы, но, прежде всего, необходимо стремиться к созданию учебной среды, способствующей сохранению здоровья. На уроке можно использовать физкультминутки, таким образом, удастся избежать длительного, непрерывного сидения за партой.

На данном уроке можно использовать две физминутки по выбору учителя (для этого, как только дети устали, необходимо перейти на слайд № 2 – выбрать одну из физминуток, по гиперссылке перейти на нужный слайд презентации). Первая физминутка (слайд 34, вторая – слайд № 35).

Слайд № 34. Физминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И на землю тихо сели.

Слайд № 35. Физминутка.

Приплыли тучи дождевые:

(Ладони вниз, встряхивать кисти рук.)

Дождинки пляшут, как живые:

(Ладони вверх, встряхивать кисти рук)

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

А тёплый дождь неугомонный

(Руки ладонями вниз, встряхивать кисти рук.)

1) Подведение итогов

— Вы дружно работали.

— Узнаем, какая команда была самой внимательной на уроке. Учитель задает вопрос: «Что называется тела, что характеризует тело, приведи пример». Учащиеся отвечают. Все, что нас окружает, называется телами. Какие бывают тела по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. Из чего состоят вещества? Приведите примеры, как частицы сохраняют свойства веществ. Например, если мы посолили суп, как узнать, что свойства вещества сохранились? Попробовать на вкус. Заполните схему.

Обсуждение, с чем согласны, с чем не согласны.

— Что нового узнали? Дети сообщают. (Телами называют все предметы, окружающие нас. Тела состоят из веществ. Вещества — из частиц).

Домашнее задание.

Учитель сообщает детям домашнее задание:

1) решить небольшой тест (вариант по выбору),

2) просмотреть презентацию «Интересные факты о воде» (смотри приложение). В презентации можно познакомиться с шести известными фактами о воде. Подумайте, ребята, а почему именно с этим веществом нужно познакомиться поближе? Ответ: самое распространенное вещество на Земле. А какое еще вещество вы хотели бы пригласить к себе (создание виртуальных экскурсий).

3) изучить электронный учебник (смотри приложение).

Примечание: учитель может использовать дополнительно слайды 3 32, 33, 36.

Слайд № 32. Задание: проверь себя. Найди изделия (интерактивный тест).

Слайд № 33. Задание: проверь себя. Найди тела живой и неживой природы (интерактивный тест).

Слайд № 36. Задание: раздели тела на тела живой и неживой природы (интерактивный тест).

  1. Грибов П.Д. как человек исследует, изучает, использует природу. 2-3 классы. Волгоград: Учитель, 2004.-64 с.
  2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. — М.: ВАКО, 2012.-336с. — (В помощь школьному учителю).
  3. Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы.- Волгоград: Учитель, 2008. – 264 с.: ил.
  4. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас. 2 класс». — М.: Издательство «Экзамен», 2011. — 22 с.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%

Методические разработки к Вашему уроку:

  • Рабочий лист. Склонения.
  • Рабочий лист
  • Организм человека
  • Словарик 3 класс. Составляем орфографический словарь
  • Рабочий лист по финансовой грамотности. Долги. Вредные привычки.
  • Рабочий лист для русского языка по теме
  • Патриотическое звучание стихотворений о Родине. На примере произведения С.А. Васильева «Россия»: интонация, темп, ритм, логические ударения.
  • Вода
  • Рабочий лис
  • Рабочий лист
  • Карточка Главные члены предложения 2 класс
  • Кроссворд по русскому языку: род имен существительных
  • Комплект материалов для украшения класса на 23 февраля (цифры, армейская атрибука, погоны, речевые облачка)
  • Рабочий лист
  • Карточки - вклейки Имя существительное Морфологические признаки 2 класс

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам Скачать Выбранный для просмотра документ Домашнее задание для учащихся.docx

Домашнее задание для учащихся. Вариант I .

Задание Вариант ответа
Подчеркни названия природных объектов: ромашка +
машина +
линейка +
глина +
тетрадь +
горы +
птица +
дерево +
плитка +
шкаф +
облака +
дом +
К неживой природе относятся: а) человек, животные, растения, грибы и микробы; +
б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками; +
в) Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег. +
К живой природе относятся: а) человек, животные, растения, грибы и микробы; +
б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками; +
в) Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег. +
Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что: а) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают; +
б) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают; +
в) они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают. +

В ариант II .

Задание Вариант ответа
Что называют телом? а) все то, что сделано руками человека, называется телом; +
б) любой предмет, любое живое существо называется «телом; +
в) любое растение, насекомое, птицу или животное на­зывают телом. +
В какой строчке указаны только тела? а) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода; +
(б) парта, доска, стол, стул, лампа; +
в) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар. +
В какой строчке указаны только вещества? а) алюминий, железо, медь; +
б) алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз; +
(в) кусок сахара, капля росы, кристалл соли. +
В какой строчке указаны только газообразные ве­щества? а) вода, крахмал, соль, перец; +
б) кефир, ряженка, хлор, фтор; +
в) азот, кислород, углекислый газ. +
В каких телах промежутки между частицами наи­большие? а) в твердых телах; +
б) в жидких телах; +
в) азот, кислород, углекислый газ. +

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам Скачать Выбранный для просмотра документ Тела, вещества, частицы.pptx1.pptx

Тела, вещества, частицыУрок окружающего мира, 3 классПолитова Светлана Викт.

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев Пройти курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тела, вещества, частицыУрок окружающего мира, 3 классПолитова Светлана Викт.

1 слайд Тела,
вещества,
частицы
Урок окружающего мира, 3 класс
Политова Светлана Викторовна, учитель ГБОУ СОШ № 1352 г. Москвы

МотивацияПамяткаБудь вежливымУмей слушатьДоказывай свою точку зренияРаботай с.

2 слайд Мотивация
Памятка
Будь вежливым
Умей слушать
Доказывай свою точку зрения
Работай с источником информации
Отдых
Отдых

Виртуальная экскурсияКапля водыСахарницаМолоток Глина МеталлВода

3 слайд Виртуальная экскурсия
Капля воды
Сахарница
Молоток
Глина
Металл
Вода

ТелоОтдельный предмет в пространстве, а также часть предметаТела имеют форму.

4 слайд Тело
Отдельный предмет в пространстве,
а также часть предмета
Тела имеют форму и выделяются
из окружающего пространства
Тест

Сравни Найди общееЗадание 1Ответ 1Искусственные телаЗадание 2Ответ 2Определи.

5 слайд Сравни
Найди общее
Задание 1
Ответ 1
Искусственные тела
Задание 2
Ответ 2
Определи основные признаки тел

Признаки тел Круглый, резиновый, яркийПрямоугольный, бумажный, белыйДеревянны.

6 слайд Признаки тел
Круглый, резиновый, яркий
Прямоугольный, бумажный, белый
Деревянный, большой, бежевый
Каждое тело имеет размеры, форму, цвет

ПриродаКак ты думаешь?Все, что нас окружаетВсе, что нас окружает и существуе.

7 слайд Природа
Как ты думаешь?
Все, что нас
окружает
Все, что нас окружает
и существует независимо
от человека
Все, что сделано
руками человека

Раздели на группыСтолСолнце КнигиДеревоКарандашОблакоКаменьКресло НачатьИскус.

8 слайд Раздели на группы
Стол
Солнце
Книги
Дерево
Карандаш
Облако
Камень
Кресло
Начать
Искусственные
Естественные
Тест

ТелаИскусственныеЕстественные Смотреть Шляпа ДомЗамок Машина Щетка ДомКор.

9 слайд Тела
Искусственные
Естественные
Смотреть
Шляпа
Дом
Замок
Машина
Щетка
Дом
Корзина
Стол
Нож
Корзина
Молоток
Санки
Трава
Дерево
Дерево
Туча
Солнце
Цветы
Дерево
Грибы
Камень

СветофорЗаданиеНайди естественные телаНачатьНажми на рисунок

10 слайд Светофор
Задание
Найди естественные тела
Начать
Нажми на рисунок

СветофорНачатьНайди искусственные телаНажми на рисунокЗадание

11 слайд Светофор
Начать
Найди искусственные тела
Нажми на рисунок
Задание

НачатьСветофорНайди искусственные телаНажми на рисунокЗадание

12 слайд Начать
Светофор
Найди искусственные тела
Нажми на рисунок
Задание

Тела состоят из веществ Вещество: железоНожницыКаплиВещество: водаОпределени.

13 слайд Тела состоят из веществ
Вещество: железо
Ножницы
Капли
Вещество: вода
Определение. Вещества – то, из чего состоят тела

Тела из нескольких веществ КарандашдеревокаучукграфитГрафитДеревоКаучукЛупаС.

14 слайд Тела из нескольких веществ
Карандаш
дерево
каучук
графит
Графит
Дерево
Каучук
Лупа
Стекло
Дерево
Металл
стекло
дерево
металл

Тела из нескольких веществ Молоток железодеревоНожи железопластмассаДерев.

15 слайд Тела из нескольких веществ
Молоток
железо
дерево
Ножи
железо
пластмасса
Дерево
Железо
Железо
Пластмасса

Тела из нескольких веществ Мясорубка железодеревоСанкиЖелезоДеревоДеревоЖеле.

16 слайд Тела из нескольких веществ
Мясорубка
железо
дерево
Санки
Железо
Дерево
Дерево
Железо
дерево
железо

Тела состоят из веществ ТелаТела могут состоять из нескольких веществ Те.

17 слайд Тела состоят из веществ
Тела
Тела могут
состоять из
нескольких
веществ
Тела могут
состоять из
одного вещества

Одно вещество – много телБанкаБанка Фужер Колба АквариумСтакан Лупа Ламп.

18 слайд Одно вещество – много тел
Банка
Банка
Фужер
Колба
Аквариум
Стакан
Лупа
Лампа
Часы
Каждое тело состоит полностью из стекла или частично

Одно вещество – много телКольцо Замок КолоколТруба Кубок МонетыКоронаНожн.

19 слайд Одно вещество – много тел
Кольцо
Замок
Колокол
Труба
Кубок
Монеты
Корона
Ножницы
Цепочка
Каждое тело состоит полностью из металла или частично

Одно вещество – много телКаждое тело состоит полностью из пластмассы или час.

20 слайд Одно вещество – много тел
Каждое тело состоит полностью из пластмассы
или частично
Ведро
Игрушки
Весы
Щетка
Горшок
Портфель
Корзина
Канистра
Грузовик

ТелаВещества состоят из мельчайших невидимых частицЖидкиеГазообразныеТвердыеН.

21 слайд Тела
Вещества состоят из мельчайших невидимых частиц
Жидкие
Газообразные
Твердые
Начать

результатрезультатрезультатЭкспериментальная частьЧастицы – мельчайшие, невид.

22 слайд результат
результат
результат
Экспериментальная часть
Частицы – мельчайшие, невидимые глазом
(молекулы, атомы)

В твердых телах частицы плотно прилегают к друг другуТвердые веществаЛедСтекл.

23 слайд В твердых телах частицы плотно прилегают к друг другу
Твердые вещества
Лед
Стекло
Железо

РтутьСпиртВодаВ жидких телах частицы находятся на некотором расстоянии друг о.

24 слайд Ртуть
Спирт
Вода
В жидких телах частицы находятся на некотором расстоянии друг от друга
Жидкие вещества

Газообразные веществаКислородПриродный газУглекислый газУглекислый газ

25 слайд Газообразные вещества
Кислород
Природный газ
Углекислый газ
Углекислый газ

Проверь себяТелоВеществостаканжелезоложкакаплякольцоводазолотокувшинстеклогли.

26 слайд Проверь себя
Тело
Вещество
стакан
железо
ложка
капля
кольцо
вода
золото
кувшин
стекло
глина
Инструкция

ИнструкцияТелоВеществоВыбери тела, нажми на слово и проверь: если появляется.

27 слайд Инструкция
Тело
Вещество
Выбери тела, нажми на слово и проверь: если появляется зеленый шарик и слово «тело» – твой выбор правильный. Тоже самое сделай с веществами. Если ответ правильный, то появится зеленый шарик и слово «вещество»

123456Проверь себяРаздели тела природы на живые и неживые6Живая Неживая

28 слайд 1
2
3
4
5
6
Проверь себя
Раздели тела природы на живые и неживые
6
Живая
Неживая

древесинастаканмячстулсахаргвоздьстекложелезопеналПроверь себяПодумай еще!Мол.

29 слайд древесина
стакан
мяч
стул
сахар
гвоздь
стекло
железо
пенал
Проверь себя
Подумай еще!
Молодец!
Выбери названия веществ

--++---+ГГ ГГГ Г Г Г +----++-ТвТвТвТвТвТвТвТв-+--+---Ж Ж ЖЖЖЖЖЖПроверь себяАг.

Итог урокаЧастицыТелаЕстественныеИскусственные ВеществаЖидкиеТвердыеГазообразные

31 слайд Итог урока
Частицы
Тела
Естественные
Искусственные
Вещества
Жидкие
Твердые
Газообразные

корзинкастуляйцателевизороблакокомпьютеркарандашцветокПроверь себя: найди изд.

32 слайд корзинка
стул
яйца
телевизор
облако
компьютер
карандаш
цветок
Проверь себя: найди изделия
2
3
4
5
1
8
7
6
Ошибка
Верно
Нажми на цифру

Не размножаются1Питаются2Размножаются3Не способны расти и развиваться4Не нужд.

33 слайд Не размножаются
1
Питаются
2
Размножаются
3
Не способны расти и развиваться
4
Не нуждаются в пище
5
Встречаются на суше
6
Не способны передвигаться
7
Растут и развиваются
8
Способны передвигаться
9
Встречаются под водой
10
Тела живой природы
Тела неживой природы

Смотреть

34 слайд Смотреть

Физкультминутка

35 слайд Физкультминутка

Природа живая и неживаяРаздели тела природы на живые и неживыепаукмедведьчайк.

36 слайд Природа живая и неживая
Раздели тела природы на живые и неживые
паук
медведь
чайка
сосулька
валун
березка
снежинка
цветок
человек
гроза
песчаный пляж
сосна
овраг
Задание
Живая
Неживая

Домашнее заданиеРеши тест. Варианты I, II (на выбор)В помощь учащемусяЭлектро.

37 слайд Домашнее задание
Реши тест. Варианты I, II (на выбор)
В помощь учащемуся
Электронное
пособие
(книга)
Презентация о воде
(интересные факты)

http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/454492/?page=2 – рамка; Слайд № 2.

38 слайд http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/454492/?page=2 – рамка;
Слайд № 2
http://www.clker.com/clipart-12199.html – лицо девочки;
http://www.clker.com/clipart-12201.html — лицо мальчика;
http://www.clker.com/clipart-smiling-red-head-boy.html — лицо мальчика с темными волосами;
http://www.clker.com/clipart-12210.html — лицо девочки с косичками;
http://www.clker.com/clipart-smiling-girl-with-dark-ponytails.html — лицо девочки с темными волосами;
http://www.clker.com/clipart-12176.html — лицо мальчика;
http://www.clker.com/clipart-15943.html — читающий мальчик;
Слайд № 3
http://www.clker.com/clipart-9227.html — молоток;
http://www.clker.com/clipart-water-droplet.html — капля;
http://www.clker.com/clipart-wave-2.html — волна;
http://www.clker.com/clipart-1998.html — сахарница;
Слайд 6
http://www.clker.com/clipart-2548.html — дерево;
http://www.clker.com/clipart-23376.html — карандаш;
http://www.clker.com/clipart-43490.html — солнце;
http://www.clker.com/clipart-red-armless-chair.html — кресло;

Ссылки на картинки:

Слайд № 7 http://www.clker.com/clipart-3328.html - муравей; http://www.clker.

39 слайд Слайд № 7
http://www.clker.com/clipart-3328.html — муравей;
http://www.clker.com/clipart-bear-2.html — медведь;
http://www.clker.com/clipart-8447.html — конверт;
http://www.clker.com/clipart-158535.html — лиса;
Слайд № 8
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/64/175/64175672_1284820789_11.png — бабочка;
http://fotki.yandex.ru/users/ladyo2004/view/491352/?page=0 – медведь;
http://fotki.yandex.ru/users/ladyo2004/view/491362/?page=0 – мяч;
Слайд № 9
http://www.clker.com/clipart-red-go-down.html — красная стрелка4
http://www.clker.com/clipart-big-leap.html — капля воды;
http://www.clker.com/clipart-3492.html — стол;
http://www.clker.com/clipart-wooden-barrel.html — бочка;
http://www.clker.com/clipart-63669.html — мяч;
http://www.thewallpapers.org/photo/35146/butterfly-043.jpg бабочка;
http://www.wallpapers4all.ru/img2037.htm — скалы;
http://pda.privet.ru/post/111959754 — гриб;

Ссылки на картинки:

Слайд № 10 http://www.clker.com/clipart-3284.html - птица; http://www.clker.c.

40 слайд Слайд № 10
http://www.clker.com/clipart-3284.html — птица;
http://www.clker.com/clipart-10913.html — корзина;
http://www.clker.com/clipart-16162.html — красные туфли;
http://www.clker.com/clipart-2546.html — цветы;
Слайд № 11
http://www.clker.com/clipart-4214.html — шляпа;
http://www.clker.com/clipart-4214.html — сумка;
http://www.clker.com/clipart-14607.html — кровать;
http://www.clker.com/clipart-26798.html — дерево;
Слайд № 12
http://www.clker.com/clipart-10982.html — лошадь;
http://www.clker.com/clipart-alarm-clock-1.html — будильник;
http://www.clker.com/clipart-6870.html — красная машина;
Ссылки на картинки:

http://www.clker.com/clipart-4596.html - мяч; http://www.clker.com/clipart-al.

41 слайд http://www.clker.com/clipart-4596.html — мяч;
http://www.clker.com/clipart-alphabet-block-b—1.html — кубик деревянный;
http://www.clker.com/clipart-15847.html — конверт;
http://www.clker.com/clipart-magnifying-glass-2.html — лупа;
http://www.cksinfo.com/clipart/nature/weather/icicles.png — сосулька;
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/70/3/70003451_post2901941281415971.png — солнце;
http://www.cartoonclipartworld.com/christmasclipart/images/snowman_clipart_15.gif — снеговик;
http://www.iloveclipart.com/downloads/blue-bird-clip-art.jpg — птица;
http://journeyguy.typepad.com/photos/uncategorized/rain.jpg — туча;
http://i040.radikal.ru/0911/5f/eeba91863af0.jpg — елка;
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/42/956/42956050_1240523595_05.png -еж;
http://www.cartoonclipartfree.com/Cliparts_Free/Weltraum_Free/Cartoon-Clipart-Free-12.gif — луна;

http://rh.foto.radikal.ru/0707/93/0c9eafa0b4a5.png -рамка цветы;
http://img-fotki.yandex.ru/get/5603/michaelsmirnoff.8c/0_4e796_c0893387_XL — рыба;
http://i064.radikal.ru/0810/1d/d8843be771f1.png — трава клипарт;
http://www.clker.com/clipart-3592.html — управляющая кнопка выход;
http://www.clker.com/clipart-red-go-next.html — стрелка;
http://www.clker.com/clipart-3593.html — знак вопроса;

Ссылки на картинки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *