Что лучше фильтр первого порядка или второго
Перейти к содержимому

Что лучше фильтр первого порядка или второго

  • автор:

Что лучше фильтр первого порядка или второго

  • Новости автозвука
  • Автозвук: термины «порядок фильтра» и «крутизна фильтра»

Автозвук: термины «порядок фильтра» и «крутизна фильтра»

При описании кроссоверов акустических систем или, к примеру, настроек головных устройств часто фигурируют термины «порядок фильтра» и «крутизна фильтра». Любителям автозвука объяснили, как правильно пользоваться терминологией.

Как рассказали в Pioneer Russia, фильтр первого порядка имеет крутизну 6 дБ/октава, фильтр второго порядка – 12 дБ/октава, третьего – 18 дБ/октава и так далее. Но на самом деле это не совсем так. Вернее, совсем не так.

«Термин «порядок фильтра» применим лишь к пассивным кроссоверам акустических систем. К примеру, фильтр, который содержит лишь один элемент (катушку индуктивности или конденсатор), называют фильтром первого порядка. Фильтр второго порядка содержит два элемента (катушку и конденсатор), а фильтр третьего, как нетрудно догадаться, – уже три элемента (две катушки и конденсатор или два конденсатора и катушку). При этом в акустических системах фильтры работают на динамики, которые являются для них сложной нагрузкой и совсем не факт, что фильтр первого порядка обеспечит спад характеристики 6 дБ/октава, а, к примеру, третьего – 18 дБ/октава. А вот в активных кроссоверах (скажем, в усилителях, звуковых процессорах или просто в головных устройствах) как раз лучше оперировать понятием «крутизна фильтра». Там оно действительно является первичным, а определение «порядок фильтра» уже неприменимо», — рассказали эксперты.

Что лучше фильтр первого порядка или второго

Порядок фильтров

Mark V: Народ кто и какой порядок фильтров в свомх АС пользует? C год еще год назад считал фильтры второго и третьего порядка лучшими. Но после определенных тестовых фрагментов типа фаза-противофаза эфекта не было на СЧ(слегка) а на ВЧ -вообще никак.Для полноты экперимента и выявление полноценного признака эфекта пробовал при включении без фильтров.Разница явная. По-сему переехал на фильтры первого порядка — где этот эфект имеет ярко выраженный признак. Вот почему в большинстве фирмовых колонок установлены простенькие фильтры.Тип динамиков конечно тоже отределяет тип фильтров(так сказать — рекомендовано производителем).

Ответов — 130, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Сергеев Сергей: Лучший фильтр- его отсутствие. 🙂 Фильтры первого порядка лучше других. Только не всегда ими можно обойтись.

Сергеев Сергей: Часто в помошь первому порядку ставят режекторные фильтры для подавления резонанса СЧ или ВЧ динамиков.

aleksandr.h: Поставил режекторный фильтр к 207 е фостексу, для понижения пика места сопряжения диффузора и высокочастотного конуса. Звук не утомляет,на мой вкус.

Сергеев Сергей: А не пробовали закорачивать резистор на 7 ом? Есть ли в нем смысл?

Mark V: в даной схеме 7 ом для уменньшения добротности фильтра. но не каждый усь справится с такой реактивой нагрузкой.

elacom: По моему тоже фильтр меньшего порядка предпочтительнее. Только вот правельно сказано Сергеем Евгеньевичем, не всегда можно обойтись ими. Что-бы монотонный спад не содержал выбрасы и пики, приходится резать круче. А это не всегда есть гут. Кстати, при расчете разделения полос, кто-нибудь серьезно задавался отправной точкой? Ведь частота раздела например в 500 Гц будет иметь провал на этой частоте.

Александр Бокарёв: Нет, братья, резистор на7 ом там был чтоб подтянуть заваленную басовую полку у низкодобротного Фостекса, а режектор придавливает пик на нехорошей частоте 3кила, что есть у 207го. Фостекс работает в ящике , точнее инверторе, как фирма советует.

Александр Бокарёв: А порядок фильтра определяется исключительно исходя из поведения динамика в районе стыка с соседом и ничем другим. Если басовик имеет собственный завал 12дб на октаву, то сшить его первым порядком с пищалой грамотно ну хоть застрелитесь- не выйдет!

Сергеев Сергей: Александр! Приветствую! Рад видеть вас на нашем Форуме!

Александр Бокарёв: Сергей, я надеюсь почаще здесь бывать, есть где разгуляться.

Ден 123: Я использую фильтры 1-го порядка, хотя похоже,что они явно не первые.

Ден 123: elacom пишет: Кстати, при расчете разделения полос, кто-нибудь серьезно задавался отправной точкой? Ведь частота раздела например в 500 Гц будет иметь провал на этой частоте. Игорь Гапонов и Евгений Бабиченко дали обоснование своим фильтрам, пока это единственное боль-менее «честное» обоснование. От их труда и отталкиваюсь.. А почему должен быть провал на частоте раздела? Денис

Бокарёв Александр: Если крутизна спада по давлению нч динамика накладывается на растущую с такой же крутизной ачх вч динамика- получаем ровный стык. Двигая его влево-вправо, добиваемся ровной полочки. Вот примерно так.

konstantin14: Использую следующую концепцию: НЧ — дроссель, СЧ — напрямую, ВЧ — конденсатор.

Сергеев Сергей: Это в случае, если СЧ не захлебнется от баса

ghoust: А какие искажения на НЧ будет давать СЧ динамик, включенный напрямую! Да и на ВЧ тоже. Вот из собственного опыта. Мидбас, который до 4 кГц — напрямую, ВЧ — через кондер. Долго слушать не выходит. Каша. Вернул катушку для НЧ, все в порядке стало. Слушай, сколько хочешь, приятно, и не утомляет.

konstantin14: С какой такой радости будут искажения? Я таковых не регистрирую.

Сергеев Сергей: ну тогда расскажите какой у вас СЧ и усилитель.

konstantin14: Усилитель транзисторный обыкновенный, предварительный и два УМ, а с динамиком пришлось повозиться — с диффузором, корзиной, катушкой, ЦШ, оформлением .

Сергеев Сергей: Вот и хотелось бы подробнее про ваш СЧ динамик. Какой?

konstantin14: Если по МС — то 4А-28, если по корзине — то 2ГД-8, если по диффузору — то 3ГД-38, если по ЦШ — то 4ГД-38Е

Сергеев Сергей: Отлично! а по подвесу? Похоже ППУ?

konstantin14: О подвесе забыл , да, ППУ. Может, динамик не совсем СЧ, а больше ШП, хотя, какая разница.

Сергеев Сергей: Разница в том, что для вашего фильтр может и не потребуется. Так как действительно больше похож на ШП. А вот для чистого СЧ динамика. фильтр просто необходим.

konstantin14: Я это все прекрасно понимаю. Но какой смысл применять в зоне максимальной чувствительности слухового аппарата, максимального стереоэффекта, основной информационной составляющей музыкального сигнала такой динамик, давить его фильтрами, и рассуждать о «сцене», какой в таком случае нет и в помине?

Сергеев Сергей: konstantin14 Я то как раз с вами согласен. СЧ, лучше ШП должен работать в полосе как минимум 200- 7000 герц. И о сцене я не рассуждал

konstantin14: Уважаемый Сергей! Я не Вас имел ввиду!

Тимур Кобринский: Здравствуйте, подскажите, как порезать басовик сверху на 300гц и шп на такой же частоте снизу? нормальный ли это раздел?

Abettor: Элементарно Ватсон! Второй порядок. Две одинаковых катушки и два одинаковых конденсатора. При условии конечно, что сопротивления динамиков НЧ и СЧ одинаковое. К примеру для нагрузки в 4 ома: L=3.0mH, C=94.0mF. Для нагрузки в 8 ом: L=6.0mH, C=47.0mF. Можно выше, можно ниже. Зависит от частотного диапазона ШП, его мощности.

Тимур Кобринский: В роли ШП- 4гд-28, снизу- 25гдн-4 кинап. Еще подскажите рецепт повышения чувствительности с помощью магнита на отталкивание, какой-то бынкой сверху прикрывать вроде надо

Сергеев Сергей: банкой из магнитомягкого железа. толщиной не менее 1мм

Тимур Кобринский: А сам магнит каким должен быть? его прямо сверху на фланец клеить? толщина, я так понял, больше-лучше?

Тимур Кобринский: банка из стали-10 подойдет?

Abettor: Противофазный магнит лучше такой же. Такая банка пойдёт. Должна быть как минимум миллиметров на 10 большим диаметром. Она внутренней частью дна может касаться верхнего магнита а открытым краем металлической корзины. Боками банка не должна задевать ни один из магнитов системы. Центровать банку на МС лучше всего и проще с помощью проставок толщиной в половину получившегося зазора. Достаточно приклеить их с четырёх сторон света на МС и по ним опустить банку на корзину. И будет она (банка) уверенно стоять на МС с одинаковым зазором по окружности магнитов.

Тимур Кобринский: спасибо за разъяснения! но тут возникла непонятка: как расчитать нужный внутренний диаметр, толщину стенок банки и расстояние до магнита?

Abettor: Тимур Кобринский пишет: . но тут возникла непонятка. Вы это серьёзно?! Или я чего сам не понимаю? 1. Измерить диаметр магнита динамика. 2. Найти банку с внутренним диаметром большим на 5. 10. 15 мм. 3. Приклеить в противофазе к МС динамика другой такой же или чуть меньшего диаметра магнит. 4. Измерить расстояние от верхней плоскости дополнительного магнита до корзины. Учесть диаметр банки. Обрезать её край в соответствии измерениям. 5. Приклеить к МС на Момент-1, 4 вертикальных полоски из пенофола/изолона/поролона/пористой резины друг против друга толщиной зависящей от диаметра банки. К примеру 5/2=2,5. 3,0мм и так далее. 6. Напежить банку на эту всю конструкцию и в месте прилегания её обрезанного края к корзине динамика капнуть того же Момента-1.

Тимур Кобринский: просто йа собрался заказывать у токаря наидолее подходящую банку, а не искать консервную, поэтому хотел все уточнить. Еще раз спасибо!

Abettor: Тогда и карты в руки. В этом случае стенки банки/колпака можно сделать и потолще.

Тимур Кобринский: Ясно. Я так понял, что прикрыванием банкой мы увеличиваем концентрацию силовых линий в зазоре. Значит, расстояние от внутреннего края колпака до МС нужно делать минимальным , так?

O-Komaroff: Если возникнут трудности при изготовлении и подгонке колпака, то можно его заменить скобой из железа толщиной 2-4 мм. Дин с моей «стены счастья» имеет отверстие в керне и скобе, его можно не делать.

Тимур Кобринский: Олег, ну и каков результат? Может быть, на 4гд-28 проще новую цепь с более крупным магнитом изготовить?

Тимур Кобринский: еще подскажите, как должна выглядеть пуля на керне, нужна ли она?

O-Komaroff: Тимур Кобринский пишет:Олег, ну и каков результат? Может быть, на 4гд-28 проще новую цепь с более крупным магнитом изготовить?Если взять в качестве дополнительного магнита более крупный, например от 4ГД-35, то увеличение чувствительности будет не менее +3 дБ. Вам решать о достаточности такого роста. Переделайте один Дин и сравните с заводским вариантом. После сравнения будет ясно что делать дальше,- заказывать новые МС или остановиться на варианте с дополнительными магнитами. Пуля на керне не помешает. Высота Пули приблизительно равна 0,7-0,9 высоты диффузора. Проще изготовить конус, его высота будет в пределах 0,5-0,7 от высоты диффузора.

Тимур Кобринский: Спасибо, +1 в карму. А у Вас,возможно, найдется фотография пульки? А что если для новой МС взять 110-й феррит?

Бокарёв Александр: Тимур, учтите, что всякие игры в пульку имеют смысл при наличии микрофонного измерителя ачх. Иначе увязнете в бесконечных и бессмысленных переделках на слух.

Тимур Кобринский: Микрофона, к величайшему сожалению, нет.

Тимур Кобринский: Александр, а Вы эксперементировали с пульками?

Бокарёв Александр: Мне попадались средники от конторы АСА Лаб, там пуля придавала особую весомость совершенно отвратному динамику. Осевая ачх была так-сяк, хотя и с жутким выбросом на верхнем срезе, а внеосевая- обычный кошмар. АЧХ дорогих СИСов-Экселей с красивой медной пулей тоже имела неприятные сюрпризы при отклонении от оси. Хотя по теории всё должно быть зашибись.

Abettor: Тимур Кобринский пишет: возможно, найдется фотография пульки? У меня нашлось. Несколько. Эскиз пули и шаблон для токаря делал и считал сам. Исходя из выражения:»Угол падения равен углу отражения». Можно обойтись и без «этих» углов. Просто брать от обратной кривизны диффузора. Лично меня такой подход устроил. Желаете-пробуйте.

Тимур Кобринский: Понятно, спасибо за фото.

Тимур Кобринский: как вижу, они у Вас стальные

Abettor: Нет. Они у нас алюминиевые. Отполированы и закреплены на керне при помощи шпилек Мх4. На первых двух фото — 4ГД-35 с эбонитовыми пулями. На Момент-1.

Бокарёв Александр: Да ни хрена увас угол падения ничему не равен. Иначе пуля была бы короткая и тупая, а не острая игла. Что- у вас диффузор так же торчмя работает что ль? Теоретики, блин. -Токарь считал, а ммы слушаем- и делаем умное лицо: Да-а-а-а. Аура над перкуссией — чистая вуаль.

Abettor: Это конечно труд скопировать кривую диффузора и привязать к ней пусть и подобие пули. Вы Александр как всегда чуть торопитесь с выводами. Я бы даже сказал с пробуксовкой торопитесь. Куда. Хрен его знает? Пора бы остепениться. P.S. И невнимательны к тому же. Это я считал, чертил и делал шаблон. Токарь ВЫТАЧИВАЛ! Причём классно.

Бокарёв Александр: Я извиняюсь, конечно, но по своей противности привык, что меня убеждает ачх до- и после ,или без- и с . А то, что вы лично считали, а токарь КЛАССНО точил- ничем, кроме киваний не поддержано. А кивания-не убеждают. Равно как и осаживание моей борзоты. Несколько лет назад в Воронеже мы у Лёши Шалина мерили присланные из Архангельска динамики на основе 5ГДШ с пулями из яичной скорлупы. После замеров все восторги куда-то делись. А нас с Лёшей -записали в список врагов. Сказку отняли, сволочи.

Abettor: Я вас извиняю конечно.

Бокарёв Александр: Предлагаю вариант: вы почтой шлёте мне ваш динамик с пулей, я его обмеряю и выслушиваю , выкладываю вам все свои впечатления, а вы в зависимости от их результатов либо выставляете их на всеобщее обозрение либо считаете данный проект неудачным и тихо отвозите это на свалку. С моей стороны гарантирую глухое молчание в случае явных косяков. Вариант 2: мои искренние одобрения и поддержку. С уважением, Бокарёв Александр. P.S. Как думаете, мой яд и скепсис хоть чем-нибудь поддержан, кроме пустых размахиваний руками?

Abettor: По порядку: Вышлю без проблем. Только вот сможете Вы динамик обмерять и выслушать в том оформлении в котором я его слушаю? В сорокалитровой сужающейся TL. Про 4ГД-35 не говорю. Они в Воронеже. Результаты я конечно же выложу при любом исходе на картинках. Могу доверить это дело Вам. Так же при любом исходе измерений, даже самом плачевном, на свалке ни обмерянный динамик, ни его собратья не окажутся. Визуальный ряд меня мало волнует если честно. Так же при любом исходе измерений мне не нужно гарантий молчания, тем более глухого, а так же одобрения. Вы будете вольны делать с этими измерениями всё, что Вам захочется. P.S. Ткните пожалуйста пальцем в того кто в этой теме размахивал руками и где. 2P.S. Ваш адрес пожалуйста.

Бокарёв Александр: Насчёт размахивания руками я пишу про себя, вы тут точно не при чём. Просто не так поняли мои кривые мысли. В переводе с русского на русский это звучало бы так: я машу руками и заранее ругаю динамик, не ведая, как он звучит, на основе некоторого общения с подобными динамиками, скажем, Фокалами.Там хорошего было мало.

Бокарёв Александр: А насчёт точного совпадения ящика для замера с родным оформлением- так на частотах, где работает тая самая пуля, ящик уже не влияет, вроде как.

Датсун: У Кости Мусатова были же неудачные опыты с вживлением «пули» в Фостекс-166 — провалы были в одном месте,ушли в другое.

O-Komaroff: Бокарёв Александр пишет:А насчёт точного совпадения ящика для замера с родным оформлением- так на частотах, где работает тая самая пуля, ящик уже не влияет, вроде как. Можно рассматривать пулю не как противоинтерференционный элемент (сильнО слово), а как источник «вторичной эмиссии». Вывод: чем больше размер пули, тем ниже её рабочая частота и больше вклад в формирование итоговой АЧХ динамика, и других параметров типа дисперсии, фазы.

Abettor: Бокарёв Александр пишет: . я машу руками и заранее ругаю динамик . Александр. Мне готовить динамик к отправке? Или замнём для ясности?

Бокарёв Александр: Готов принять посылку без проблем и отправить динамик обратно. Адрес даю в личку

Abettor: Зафиксировал. В ближайшее время отправлю.

O-Komaroff: Abettor пишет:Александр. Мне готовить динамик к отправке? Может быть достаточно отправить только саму пулю, если речь идёт о головке 4ГД-35. Вторая пара на фото, — это автомобильные Дины 6Х9 дюймов. Снять внеосевую АЧХ у овалов можно, но необходимо предварительно обговорить условия измерений ( в какой плоскости, под каким углом ).

Бокарёв Александр: Мне возиться с переделкой динамиков на пульку- точно не получится. Нет таких условий , да и опыт маловат. Проще — как договорились. Взять на замеры непеределанный 4ГД-35 есть где.

Abettor: 4ГД35, того, что на фото нет у меня уже давно. Измерять овалы Александр волен как ему заблагорассудится. Хоть с лучших точек, хоть с самых плохих. Мне главное, что бы динамик благополучно съездил в Ростов. В смысле, что бы наша доблестная почта не подвела. Остальное, как я уже говорил, мне сугубо фиолетово.

Бокарёв Александр: Измерения-обычные: по оси, и пара внеосевых, а также ближнее поле. Ну и искажения глянуть не помешает. По опыту прежнего общения с динамиком 4ГД-35 ,ачх у него страдает одним недугом, который ставит под сомнение применение его в качестве приличного ширика. Правда, недуг этот устраняется доработкой подвеса.

Тимур Кобринский: Александр, а что за доработка?

Бокарёв Александр: у 4 ГД-35 подвес -гофра начинается не от корзины, а от широкой бумажной шайбы, переходящей в гофру. Эта шайба явилась источником противофазного излучения на килогерце и выше, приводящему к яме на ачх и тухлому звучанию. Устраняется эта беда приклейкой картонной шайбы поверх этой бумажной полоски, как можно ближе к первой волне гофра. И проклейке угла герметиком. Такое делали, результат хороший, лажа ушла. Мне присылали ачх динамика до и после переделки, разница разительная и звук тоже.

Тимур Кобринский: Знатоки, посоветуйте схему фильтра с частотой 150гц для 2гд-40,

Abettor: Проще всего первым порядком на 300 герц. Сама к 150 герцам опустится. Сопротивление головки хоть какое? Они же и на 4,0 и на 8,0 ом имеются. У восьмиомных низких частот в звучании наверняка побольше будет, по крайней мере лучше выдержат эти частоты чем головки на 4,0 ома. Вот: http://www.apicsllc.com/apics/Misc/filter2.html пожалуйте. На выбор. Можно использовать только часть относящуюся к ВЧ головке.

Тимур Кобринский: Есть и на 4 и 8ом, да забыл, что там сам усилителе небось не пропустит ниже 150гц. ниже думаю ГДН пристыковать. как лучше это сделать, мож есть какой совет? прога здоровская, спасибо!

Бокарёв Александр: А что за усилитель у вас такой, что ниже 150 не работает? И зачем тогда к нему стыковать ГДН? Странно всё-престранно.

Abettor: Вот ещё один калькулятор. С бОльшими возможностями. Если бы ещё знать аглицкий! http://www.diyaudioandvideo.com/Tutorial/Crossover/

Тимур Кобринский: Решил сталкерскую комповую псевдо-акустику замутить. на 2-х колонках по одному 2гд-40 в ЗЯ литров пять + отдельно ГДН снизу. усилитель счас планирую на 6ф3п . Там из-зи ТВЗшек вроде такой спад будет

Тимур Кобринский: ГДН отдельно запитывается

Бокарёв Александр: 2ГД40 в пяти литрах даст вам выброс нехороший и бубнёжку. Нельзя ему в тесный ящик, он под щиток заточен.

Сергеев Сергей: Спад будет, но на частотах около 60 герц. Если вы питает отдельным усилителем фильтр проще и лучше сделать на его входе. Бокарёв Александр пишет: 2ГД40 в пяти литрах даст вам выброс нехороший и бубнёжку. Нельзя ему в тесный ящик, он под щиток заточен. Это верно. Небольшой щит или ОЯ.

Тимур Кобринский: ОЯ -это хорошо , но размеры не комповые получаются . если маленький ОЯ — то он не дотягивает до 150гц , где должен басовик подхватывать, в итоге получаем провал от 150 до ххх герц. вот и лучше ЗЯ 5 литров ничего не могу придумать.

Тимур Кобринский: Вот такие размеры что дадут? 420х 250 х 190 . это размеры 3АС-305

Abettor: Да не меньше 12 литров. Можно попробовать вот этот корпус. Не помню где читал, но помню, что хвалили. Должен подойти под затею. Теперь хочу предложить то, что я делал сам. На динамиках 5ГДШ-3-8. Агрегат с круговой направленностью. Отменно поддерживал даже 100ГДН-3-8. Делился первым порядком в районе 200 Герц. Динамики сопротивлением 8 ом, потому широкий выбор соединений. Делал таких 4 штуки. Парочка до сих пор прибрана. Хочу попробовать с акустикой от Виктории-001. Уж сильно в них ВЧ поджаты. Делить буду как и раньше первым порядком.

Тимур Кобринский: Спасибо, то, что надо! 1-й вариант по-проще более приемлем, может знаете, какая у эт ой конструкции нижняя частота? 150 герц позарез нужны В этом ящике важно сохранить объем 7.5 литров или главное соблюсти внешние размеры? планирую использовать 3-х сантиметровую сосновую доску.

Abettor: Тимур Кобринский пишет: какая у этой конструкции нижняя частота? 150 герц позарез нужны Понятия не имею. Но они, 150 герц будут. Ибо написано, вы видимо не дочитали, в конце страницы (две последних строчки): «После сборки АС необходимо прогреть 1-2 ваттами в течение 48 часов на музыкальном сигнале или синусе в 120 Герц. Грейте 100 герцами или 80 Герц примените. Или вообще этой фигнёй не занимайтесь. Собирайте колонки полностью и в работу.

Тимур Кобринский: Отлично! мож еще наставите на путь, как эти ящички сшить с ГДНом на 150 гц?

Abettor: Так как на 2ГД-40 отдельный усилитель, то сделайте простой активный фильтр для НЧ/ВЧ каналов: И плата под него: Это часть скопирована из статьи: http://datagor.ru/amplifiers/chipamps/1802-dvuhpolosnyy-usilitel-eto-prosto.html с сайта Датагора и принадлежит не мне: «»Входной сигнал подан на неинвертирующий вход операционного усилителя МС1, который выполняет функции активного фильтра низких частот с крутизной спада частотной характеристики 18 дБ/октаву, и на неинвертирующий вход операционного усилителя МС2, который выполняет функции дифференциального усилителя с коэффициентом передачи по напряжению Ku=1. На инвертирующий вход МС2 подан сигнал с выхода фильтра низких частот МС1. В дифференциальном усилителе МС2 из спектра входного сигнала вычитается его низкочастотная часть, и на выходе МС2 появляется только высокочастотная часть входного сигнала. Таким образом, требуется лишь обеспечить заданную частоту среза фильтра низких частот, которая и будет частотой разделения. Значения элементов фильтра находятся из соотношений C1 = C2 = C3; R1=R4; R5=R1/6,8; R1C1=0,4/Fp, где Fр — частота разделения. R1 я брал 22 кОм, а дальше все рассчитывается по формулам в зависимости от требуемой частоты разделения. В качестве операционных усилителей пробовал К157УД2 (сдвоенный ОУ — 2 корпуса) и К1401УД2 (счетверенный ОУ — печатка под него), оба показали хорошие результаты.»» Если хотите пассивный фильтр, то пару калькуляторов я уже выложил выше.

Тимур Кобринский: Здорово, надо пробовать!

Тимур Кобринский: в конструкции номер 1 важно сохранить объем 7.5л?

Abettor: Лучше сохранить. Иначе придётся пересчитывать отверстия в задней стенке. Вам это больно надо?!

Тимур Кобринский: сделал пробный вариант из картона, показалось, что без задней крышки лучше звучит

Horber: Извините, у меня или что-то с компьютером или со зрением-не могу ничего прочитать на картинке с описанием ОЯ. Кто-то может перепесать тот текст в сообщении?

Abettor: Нажмите «Ctrl» и крутите колёсико мышки в ту или иную сторону. Изображение станет больше или меньше. Разрешение картинки плохое. Плохо читать всё равно будет.

Horber: Вроде бы рассмотрел. и понял что это ПАС. А если делать просто ОЯ, то этот чертёж сойдёт? И можно ли делать корпус из ламинатной доски?

Horber: Тимур Кобринский а я нижнюю частоту обрезал в самом ламповике. Для этого всего лишь нужно правильно рассчитать разделительный конденсатор C=159/FR, где С — ёмкость в мкФ, F – нижняя граничная частота в Гц, R – резистор в управляющей сетке следующей (выходной) лампы в кОм. Как видите, расчет очень простой и позволяет Вам различные вариации.

Тимур Кобринский: Отлично, возьму на заметку, а крутизна спада какая будет?

Horber: Крутизна спада Это уже спрашивайте у гуру!

Сергеев Сергей: Крутизна 1 порядка- 6 дб на октаву.

Тимур Кобринский: Спасибо всем!

Horber: А как лучше разделять полосы, впритык (например сабвуфер до 150 гц, сателиты от 150 гц) или чтобы диапазон как-то перекрывался (сабвуфер до 200 гц, сателиты от 150 гц)?

ALSS: Делают разнос частот без перекрытия и даже с «дыркой»- ведь в общей области работают обе головки и может возникнуть горб на АЧХ. Например, статьи в Радио в 80-х с графиками объясняли это с учетом порядка фильтров.

Сергеев Сергей: А удобнее всего делать регулируемую частоту на сабвуфере. Как и делают в фирменных.

Horber: ALSS а вы не помните точно, какой это номер журнала Радио?

ALSS: Не помню номер, но помню где искать, сейчас попробую. Вот: Радио, 1980, №2, с.34, 35. Ссылка на эту статью и пример фильтра имеется и в Радио, 1995, №11, с. 14, 15.

Horber: Abettor, а вы не могли бы поподробнее рассказать о своей АС с круговой направленностью?

Abettor: Панельки верх/низ сделаны из эбонита толщиной 5. 6 мм. Расположение отверстий соосны отверстиям рам динамиков. В каждом из них высверлен потай под головку болта. Конус изготовлен из электрокартона толщиной 0,5 мм. Вырезается диск диаметром в 125 мм, диск режется по радиусу до центра и складывается до диаметра в 100 мм по основанию. Часть наложенного при складывании отрезается. Я оставил у основания ширину накладки миллиметров в 5. Конус склеивается чем-то быстрым. Я вроде Момент-1 использовал. После высыхания и проверки надёжности клеевого шва, пинцетом, либо узкими плоскогубцами делаем по краю основания конуса небольшую отбортовку. Основание получается фактически идеально круглым. Я делал 1,5. 2,0 мм. Можно и не делать. Конус приклеивается отбортовкой по геометрическому центру верхней/нижней пластин. Всё собирается в кучу. Размеры на эскизе указаны именно для динамиков 5ГДШ. У них МС толще и больше по диаметру чем скажем у других подробных. Поэтому нужно учесть высоту втулок и высоту конуса под динамик с другой МС. Динамики плотно прижаты друг к другу торцами МС. Хоть незначительно,но всё же влияя на магнитные поля соседа. Типа противофазное приклеивание дополнительного магнита. Клеммные колодки расположены с одной стороны. Динамики включены последовательно. Каждый из них имеет сопротивление катушки в 8,0 ом. Между (+) и (-) соседей впаян конденсатор состоящий из последовательно и встречно включенных полярных эл.литов 100,0х25v, зашунтированных конденсатором К73-17 1,0 mFх63v. Вот всё собственно.

Horber: Спасибо! А обязательно эбонит использовать? Можно ли его заменить простой фанерой. Может буду использовать 3гд-38, еще не определился. И как в эту конструкцию добавить пищалку?

Abettor: Материал любой. Фанеру конечно желательно не с почтовой посылки.. Чем плотней, тем лучше. Вам же не нужно, чтобы она цеплялась за всякое. Пищалку? Да хоть проволокой к стойке привяжите. Или сверху на панельку излучателем вверх и тоже конусок. Вот полюбуйтесь: http://baseacoustica.ru/akustika/1-osnovy/103-vysokochastotnyj-akusticheskij-agregat-s-krugovoj-diagrammoj-napravlennosti.html Ещё в 1973 году опубликовано. На основе этой статьи делал себе пару подобных излучателей на 6ГД-11. На фото: цилиндр в центре.

Сухачёв Леонид: Я видел эту конструкцию и слышал «вживую» у автора. Черный эбонит гармонично (по цвету) увязался с черным капроном. А фанера. почему бы и нет? У него, (у Abettora) были задействованы динамики к которым пищалка не нужна.

Horber: Просто у 5гдш вродьбы по паспорту только 12500 гц потолок. А я вот видел еще такую конструкцию, где пищалка тоже к куполу приделана

Abettor: Horber пишет: Просто у 5гдш вродьбы по паспорту только 12500 гц потолок. Если бы, да кабы. ! Можно, да и нужно наверное делать всё, на что способна фантазия. Я например не вижу разницы в том что сделано у меня и на фото, и по ссылке. Принцип тот же. А насчёт 12500 герц, это бабка на двое сказала, или на воде вилами писано, или ещё как-то. Типа надписи на заборе. Динамики 2ГД-40 вполне заменяли собой СЧ/ВЧ блок. И в стародавние времена переигрывали 15ГД-11А вкупе с 10ГД-35. Хотя у 2ГД-40 по паспорту тоже 12500 герц. Чем отличаются «те времена» от «нынешних», когда всё так же и до сих пор из говна конфеты лепим?! И в продолжение. Найдите массу отличий между 2ГД-40 и 5ГДШ-3-8. Не учитывая МС конечно же(что кстати немаловажный улучшайзер этих 5ГДШ). P.S. Какое счастье, что я хоть и частично, но пох. т!

Horber: Вашу позицию я понял) А конденсаторы, которые у вас стоят — это фильтры обреза нч? И я так понимаю то что динамики стоят МС друг к другу должно увеличивать их чувствительность?

Abettor: Да. По расчётам получается Герц с двухсот: C=160000/F*R. Или F=160000/C*R=160000/51*16=196 Hz. C-mF, F-Hz, R-Om. В реальности, фильтр динамикам позволяет играть ниже на октаву. Но они не играют так низко. Само оформление не позволяет. Чувствительность теоретически должна бы увеличиться, может и приборы зафиксировали бы это увеличение, но на слух . Можно предположить лишь косвенно. МС всё же отталкиваются друг от друга довольно сильно, тем более при такой величине магнитов. Лучше конечно использовать динамики с катушкой сопротивлением в 8,0 ом по паспорту. Это позволяет расширить зону экспериментов с сопротивлением и фазировкой агрегата. Я, честно сказать, аж утомился пытаясь найти лучший вариант звука удифильским способом. Тут А.Бокарёв прав. Микрофон сразу показал бы «кузькину мать». Но так как лень родилась раньше меня, то микрофон даже не рассматривался и сердце я своё успокоил последовательным и синфазным соединением динамиков через упомянутый выше конденсатор ёмкостью в 51,0mF.

Horber: Ясно. А как можно замерить какая же по факту получилась нижняя частота усилителя или АС, если нет осцилографа?

Abettor: Это не ко мне. Я в акустике-то через пень-колоду, а в усилках вообще. Не в зуб ногой ни .

Сергеев Сергей: есть программные осциллографы, генераторы, спектроанализаторы и т.д. Нужен только комп и немного знаний электроники.

Тимур Кобринский: Подскажите , пожалуйста, что такое смещение, куда припаивается и т.д. лампа 6ф3п, автосмещение

and4841: Тимур Кобринский пишет: Подскажите , пожалуйста, что такое смещение, куда припаивается и т.д. лампа 6ф3п, автосмещение Да ладно! Тогда тебе сюда http://umup.narod.ru/mrb0001.html

Бокарёв Александр: Я с Абеттором полностью согласен, что один обычный 2гд-40 уделает кирзовую пару 15ГД-11- и что-то там наверху к ней в довесок-такую же мерзость, как и средник. А то,что высокие этот 2ГД-40 даёт как бы паспорту вопреки- так ведь слух так устроен, что плавный спад наверху при ровной ачх на средине для него не недостаток, а благо, нет утомления от прослушивания и на слух- всё на месте. Все эти гонки за дурной полосой вверх и вниз — это от молодого тщеславия. Проходит с возрастом.

Тимур Кобринский: Александр, а что скажете о 3гд-32? он , вроде, еще краше звучит

Сергеев Сергей: Если использовать как сч-вч, то 2гд-40 будет получше. шире вч.

Тимур Кобринский: Сергей Евгеньевич , Вы писали, что для смягчения звука где-то нужно увеличить номинал резисторов. Хотел узнать, где именно?

Сергеев Сергей: Тимур Кобринский пишет: Сергей Евгеньевич , Вы писали, что для смягчения звука где-то нужно увеличить номинал резисторов. Хотел узнать, где именно? Это применительно к чему?

Тимур Кобринский: В усилителях или БП, вроде бы, где-то читал, да забыл

Сергеев Сергей: Бррр. Такой ереси я не говорил Хотя если на среднечастотном динамике увеличить резистор- уменьшится резкость в вокале (если она конечно была )

Тимур Кобринский: На костер меня за такое

Тимур Кобринский: ФОРУМЧАНЕ, СПАСАЙТЕ, сделал усь на 6ф3п, и, после шунтирования э-литов 100мкф 350в КБГ-МН 1МКФ, напруга подскочила с 280 до 560В! Что это могло быть??

vladimir 1478: Вы о БП,кажется,говорите? Проверьте монтаж,подключен ли «минус» на землю и.д. Относительно «земли» меряли?

Тимур Кобринский: мерил на контактах

ALSS: Чудес не бывает. Вы могли случайно отсоединить электролит, оставить только 1 мкФ бумаги, вот тестер и зашкалил на пульсациях. А вообще-то не по этой теме Ваш призыв о помощи. Не нашли подходящую тему — создайте новую и в соответствующем разделе, а не где клацнули — ведь тут Вас могли и не услышать.

Что лучше фильтр первого порядка или второго

Введите логин и пароль
Зарегистрироваться

Выход из аккаунта
Что такое порядок фильтра? Как работают фильтры разных порядков?

Вспомним школьный курс физики. Основное свойство катушки индуктивности заключается в том, что она сопротивляется быстрым изменениям протекающего через нее тока. Иными словами, на низких частотах ее сопротивление маленькое, а с ростом частоты оно заметно растет. Если включить её последовательно с динамиком, она пропустит на него низкие частоты, но ослабит высокие, и мы получим самый настоящий фильтр нижних частот.

А вот у конденсатора свойства прямо противоположные – он вообще не пропускает через себя постоянный ток, но зато может пропускать переменный. Причем чем выше частота сигнала, тем меньшее сопротивление он ему будет оказывать. Так что если мы включим конденсатор последовательно с твитером, то получим ФВЧ, который ослабит низкие частоты, зато легко пропустит высокие.

Каждый из таких фильтров будет состоять из одного элемента и назваться они будут фильтрами первого порядка. Они простые в расчете, потому что содержат всего по одному элементу – катушке или конденсатору. Если мы захотим сделать фильтры с определенной частотой среза Fc (она определяется по уровню –3 дБ), то нам нужно будет подобрать катушку и конденсатор вот с такими параметрами (индуктивность в мГн, емкость в мкФ):

где Z – это импедансы динамиков (Ом), которые мы собираемся подключить к фильтрам. Часто в расчетах в качестве Z подставляют номинальные импедансы. В общем-то, так действительно можно в первом приближении оценить, какого примерно порядка нам понадобятся катушка или конденсатор, но не более того. Если требуется точный расчет параметров, то для этого нужно знать саму Z-характеристику динамиков, а в формулу подставлять не номинальные значения импедансов, а значения на конкретной частоте Fc.

Недостаток фильтров первого порядка – невысокая крутизна среза, порядка 6 дБ/октава. Иными словами, они не очень «старательно» фильтруют сигнал, а значит, с такими фильтрами широкий диапазон частот будет воспроизводиться и твитером, и мидбасовым динамиком одновременно.

Это плохо из-за того, что динамики, как правило, разносятся в автомобиле на довольно приличное расстояние друг от друга. В результате до ушей будет доходить не то, что они излучают, а некий результат сложения, интерференции. Ну а то, что разные динамики не могут воспроизводить один и тот же сигнал абсолютно одинаково, только усугубляет ситуацию.

Чтобы избавиться от этого недостатка и уменьшить диапазон совместной работы динамиков, применяют фильтры более высоких порядков. Например, если добавить к фильтрам первого порядка еще по одному элементу, то получим уже фильтр второго порядка.

Такой фильтр даёт более крутой спад АЧХ за пределами зоны пропускания, отсюда и более узкая полоса совместной работы.

При дальнейшем добавлении элементов по тому же принципу можно получить фильтры третьего, четвертого и еще выше порядков. Они будут еще лучше справляться с фильтрацией.

И всё бы хорошо, но любые фильтры имеют одну неприятную особенность – они сдвигают сигнал по фазе, задерживают его. На первый взгляд, ничего страшного в этом нет, ведь, к примеру, звуковые процессоры тоже задерживают сигнал. Но дело в том, что процессоры задерживают сигнал «целиком», а у фильтров эта задержка разная на разных частотах. А что получится, если мы в широкополосном музыкальном сигнале одни частоты задержим сильнее других? Форма сигнала, понятное дело, исказится. Такие искажения называются фазовыми. И чем выше порядки фильтров, тем больше эта фазовая неравномерность. Я ни в коем случае не призываю отказываться от фильтров высоких порядков, но к ним лучше относиться с осторожностью.

Что лучше фильтр первого порядка или второго

Кое-что о выборе порядка фильтра для АС.

Выбор порядка фильтра для будущей АС — довольно нетривиальная задача, зависящая от очень многих факторов. Под силу ли её решить начинающему колонкостроителю? Хватит ли для этого выбора одних лишь характеристик применяемых головок или нужно знать что-то еще? Попробуем немного разобраться в этом вопросе вместе. Начнем с идеальной АС (излучатели головок пренебрежимо малы, находятся в одной и той же точке пространства и обладают идеальными собственными АЧХ / ФЧХ и не имеют прочих ограничений) и постепенно будем приближаться к более реальной АС.

Хотя выше, я и обмолвился про начинающего колонкостроителя, однако, я предполагаю что все-таки базисный уровень подготовки у читающего эти строки все же имеется.

Для начала построим графики АЧХ/ФЧХ и переходных характеристик (далее ПХ) фильтров для идеальной АС.

Исследуем четыре популярных типа фильтров, с частотой раздела 2,5кГц (и сделаем сразу оговорку о том что это головки все-таки будут с идеальными собственными АЧХ / ФЧХ, а применяемые фильтры активные, т.к. с пассивными дело обстоит еще сложнее, а нам, для примера очень важна наглядность происходящего) :

  • 1-ый порядок. Обеспечивает плоскую АЧХ/ФЧХ и великолепную ПХ — меандр 1кГц действительно похож на прямоугольник.
  • 2- ой порядок Линквица-Райли (далее 2 ЛР ) . Плоская АЧХ получается только при переполюсовке одной из головок, если этого не сделать, то на частоте раздела будет наблюдаться глубокий (бесконечный) провал. Крутит фазу, но все еще обладает приемлемой ПХ.
  • 3- ий порядок Баттерворта (далее 3БТВ ) . Плоская АЧХ обеспечивается вне зависимости от того как подключены головки. Если инвертировать полярность у одной из головок то улучшается характер ФЧХ и ПХ, которые почти повторяют вариант 2 ЛР, если же не инвертировать, то получим следующий график.
  • 4- ий порядок Линквица-Райли (далее 4ЛР ) . Плоская АЧХ. Не требует переполюсовки головок . Сильно искаженная ФЧХ и ПХ.

В этих идеальных условиях выбор, думаю, для всех очевиден — фильтр первого порядка.

Здесь и далее. Слева направо: 1 -ый , 2 ЛР , 3 БТВ , 4 ЛР .

Теперь усложним задачу, а точнее приблизим её немного ближе к реальности. Зададимся размерами самих излучателей и разнесем их по вертикали. Получим картину расположения головок для типичной 2-ух полосной АС полочного типа, с конусным НЧ / СЧ драйвером 6,5 » и купольным 1 » ВЧ динамиком. Расстояние от АС до слушателя зададим 1 м строго на оси ВЧ головки. И повторим расчеты фильтров для такого варианта расположения динамиков.

Довольно приличные изменения, не правда ли? Объясняется такое изменение тем, что разнесение головок в пространстве дало фазовую ошибку, а задание размеров излучателей вызвало изменения в характеристике направленности излучателей, причем , на частоте раздела она стала многолепестковой в вертикальной плоскости. Как видим, во всех случаях изменилась осевая АЧХ и соответственно ПХ фильтров. Как нетрудно заметить из графиков, чем ниже порядок фильтра, тем более радикальные изменения претерпела АЧХ / ФЧХ. Это объясняется тем, что чем ниже порядок, то тем хуже его фильтрующие свойства — две разнотипные головки совместно работают с большим перекрытием по полосе.

Если сверху показаны графики для наблюдателя, находящегося на удалении 1 м, строго на оси ВЧ головки. То что произойдет с АЧХ, если сместиться по вертикали от этой оси? Скажем, вверх на 15 и 30 градусов и вниз, на те же15 и 30 градусов. Обратите внимание, что расстояние до ВЧ при этом не меняется, в то время как расстояние до НЧ / СЧ будет все время различно. Даст ли это ошибку? Безусловно.

Вот такие вот замечательные кривули будут наблюдаться на внеосевых АЧХ. Видим что 1-ый порядок вновь не на высоте. Отдельно стОит отметить, что переполюсовка динамика при 3БТВ сильно меняет картину. Обратите внимание на различия четных и нечетных порядков. У четных порядков девиация АЧХ вызвала только лишь провалы на АЧХ, в то время как у нечетных порядков имеются как провалы, так и подъемы, которые будут восприниматься на слух гораздо заметнее. Такое различное поведение АЧХ объясняется тем, что четные порядки фильтров имеют симметричную диаграмму направленности на частоте раздела, когда главный лепесток смотрит почти перпендикулярно линии соединяющей акустические центры (о них чуточку позже) головок. Тогда как нечетные порядки отклоняют главный лепесток в сторону и не обеспечивают симметричную диаграмму направленности. Это наглядно видно по полярной диаграмме, график синего цвета.

Настало время для следующего шажка, еще больше приближающего наши графики к реальности — указать все координаты акустических центров головок (далее а.ц.). Грубо говоря, а . ц . это некая, воображаемая точка ДГ, откуда собственно зарождается звуковая волна, её импульс. Раз точка, значит она имеет 3 координаты в пространстве : dX, dY и dZ. И если первые две легко определяются (так, для круглой мембраны это будет её геометрический центр, если посмотреть на головку сверху), то с последней координатой все несколько сложнее. Но для упрощенных расчетов, обычно за dZ принимают место сопряжения каркаса звуковой катушки и мембраны. Очевидно, что у 1 » купольной головки и 6,5 » конусного излучателя, закрепленных на одной общей панели, эти точки будут различаться по расстоянию вглубь от этой панели. Для 1 » ВЧ обычно dZ принимают равным нулю. А для 6,5 » dZ примерно 2 , 5-3 c м (примем 2,5 c м). Т.к. осевые графики мы строим строго с оси ВЧ головки, то координаты её а.ц. принимаем как dX=0; dY=0; dZ=0. А координаты для НЧ / СЧ головки находим по отношению к а.ц. ВЧ. Таким образом, для НЧ / СЧ будем иметь dX=15; dY=0; dZ=2,5.

Получили следующую пачку кривых. Красота . Особенно первый порядок. Правда тут следует отметить, что часть графиков принимает менее устрашающий вид при переполюсовке одной из головок, но я уже позволю себе не приводить эти графики, да и вообще задерживаться тут, т.к. самое время запустить мастер оптимизации и путем подбора номиналов, корректирующих цепей, а также полярности подключения головок попробовать свести головки.

После оптимизации. » Первым порядком » головки так и не удалось свести, только лишь после добавления двух корректирующих фильтров-подпорок ситуация с осевой АЧХ улучшилась. » Второй порядок » получилось свести только подключив головки в одной полярности и применив один фильтр-подпорку. «Третий порядок » свелся неплохо без применения дополнительных корректирующих цепей, причем при различных вариантах включения полярности, единственное что, при соблюдении одной полярности частота раздела оказалась вблизи заданных нами 2,5кГц, а во втором варианте она сместилась ближе к 3,8-4кГц (иначе не сводилось), потому второй вариант не привожу. «Четвертый порядок » так же свелся в двух вариантах включения полярности, при однополярном вблизи 2,8кГц, а при разной полярности включения около 5-5,5кГц. Привожу только первый вариант.

Как видно из этих графиков, основными механизмами для сведения оказались следующие приемы :

  • Разнос частот раздела
  • Применение корректирующих цепей
  • Ассиметричные порядки фильтров
  • Отход от классических аппроксимаций кривых
  • Смена полярности головок

Плюс, отдельно стоит отметить, что фазовую ошибку еще можно скомпенсировать путем каскадного включения всепропускающих фильтров, а также в случае цифровой фильтрации посредством DSP , но в данном примере это не применялось.

Наиболее удачный оказался вариант на основе бывшего 3 БТВ. Для него и приведем внеосевые характеристики, полярную диаграмму, фазу каждой головки, а также график ГВЗ.

Ну и в завершении этого маленького исследования, я еще раз напоминаю что все эти расчеты были сделаны для идеальных ДГ и активных фильтров. Для реальных же головок, установленных в реальных ящиках и используя только лишь пассивное деление все будет еще веселее, поверьте мне на слово 🙂

Выводы? Это уж увольте, вы сами. Я преследовал своей целью дать лишь некую, пусть местами и сумбурную, но все-таки пищу для ваших самостоятельных размышлений 🙂

Cc ылки по теме :

Фильтры — Никитин Константин. Автозвук.

Фильтры-2 — Никитин Константин. Автозвук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *