Ростехнадзор больше не контролирует эксплуатацию лифтов в МКД
С июля 2021 года Ростехнадзор не проводит ни плановых, ни внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении лифтов и их владельцев (например, УК, управляющих МКД). Дело в том, что соответствующий предмет надзора попросту исчез из законодательства:
- согласно новой редакции ч. 2 ст. 16 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, к предмету федерального госнадзора в области промышленной безопасности относится соблюдение различных требований на ОПО (к которым лифты не относятся), а также соблюдение изготовителем, исполнителем, продавцом требований, установленных техрегламентами (однако УК не производит и не продает лифты);
- к тому же, в перечне Техрегламентов, которые должны быть поименно перечислены в положении о госнадзоре в области промышленной безопасности, Техрегламент ТР ТС 011/2011 о безопасности лифтов не значится.
Кроме того, Ростехнадзор уже давно предупреждал о том, что лифты в МКД «отбиваются от рук», – в Программе профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год на ОПО с подъемными сооружениями (в феврале 2021 года), в разделе о ключевых рисках уже тогда утверждалось, что наиболее значимым риском является риск аварий на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях, при этом:
- общий износ лифтов, из которых более 27% отработали назначенный срок службы,
- а также исключение лифтов из категории ОПО (с 15 марта 2013 г.)
- и отсутствие федерального надзорного органа, уполномоченного надзирать за соблюдением требований Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, исключают возможность проверки соблюдения требований указанных Правил в отношении организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию объектов.
Наконец, есть вопросы к статусу самих Правил организации безопасного использования и содержания лифтов:
- эти Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 743,
- они содержат обязательные требования, причем проверка этих требований никогда не входила в предмет жилищного надзора или лицензионного контроля за управляющими МКД организациями (см. также вполне определенную позицию Минстроя России по данному вопросу в письме от 16 марта 2021 г. № 6148-ОГ/04), а относилась к компетенции Ростехнадзора (о чем там же определенно высказался и Минстрой России);
- следовательно, можно предположить, что на эти Правила должна распространяться «регуляторная гильотина», со всеми вытекающими последствиями.
В качестве утешения отметим, что Ростехнадзор все же «оставил за собой» три смежные сферы:
- ведомство оказывает госуслугу по вводу лифтов в эксплуатацию после их замены или модернизации;
- ведомство по-прежнему принимает уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов,
- ведомство ведет реестр лифтов.
Как делаются и сдаются лифты
РАЗЪЯСНЕНИЕ. В связи с тем, что как я вижу есть определенное недопонимание ситуации и сути процесса, хочу поделиться (если кому-то не интересно, не читайте) своим знанием процесса того, как делаются и сдаются лифты, какие и в какие моменты времени возникают взаимоотношения и обязательства и между кем.
Начнем с самого начала. Итак, вначале есть Застройщик, который решил построить дом.
Застройщик на условиях договора нанимает (или делает сам) “Строительную организацию”, которая по условиям договора на основании проекта дома в соответствии со СНИП и иными нормативными документами выполняет строительные работы по возведению конструкций здания, в которые впоследствии будет монтироваться лифт.
Далее Застройщик или Строительная организация (в зависимости от условий договора между Застройщиком или Строительной организацией) опять таки на условиях договора привлекается Монтажная организация, которая осуществляет монтаж лифтов на сделанных Строительной организацией конструкциях дома.
Далее, дом построен, лифты смонтированы, нужно начинать их сдавать.
Для того, чтобы был подписан акт о завершении договора на монтаж, по хорошему, должны быть выполнены следующие условия:
— Монтажная организация должна подготовить полный пакет документов на лифты, а так же на их монтаж (в соответствии с нормативными документами, определяющими правила монтажа лифтов, я не помню как называются, но что-то типа ПУБЭЛ, правила установки и безопасной эксплуатации лифтов)
— Строительная организация со своей стороны готовит весь необходимый комплект документов, относящийся к строительным конструкциям, имеющим отношение к лифтам.
— После того, как документация со стороны Строительной и Монтажной организациями подготовлена, Застройщик. (да, обычно это делает застройщик, так как если по договоре поручить это Монтажнику или Строителю, то возможна коррупция, что приведет к некорректной приемке работ) должна вызвать инспектора специальной организации, которая осуществит полное техническое освидетельствование лифтов (в нашем случае это КОЛИС). То есть в нашем случае это должна была делать Жилая сфера. Жилая сфера не должна была подписывать никаких актов на завершение контрактов по монтажу лифтов до момента получения акта о полном техническом освидетельствовании. Однако, насколько я понимаю, тут мы получаем первую коллизию. Насколько я знаю, акт о завершении контракта на монтаж таки был подписан без этого акта полного технического освидетельствования. То есть после этого все обязательства монтажника перед Застройщиком закончены, никто друг другу претензий не имеет, контакт закрыт и все дальнейшие проблемы – это проблемы того, кто получил результаты работ по контракту на монтаж, то есть Жилой сферы.
Идем дальше
КОЛИС смотрит все документы, допустим все нормально. Соответственно, КОЛИС выдает акт о полном техническом освидетельствовании, на основании этого акта Застройщик подписывает акты со Строительной и монтажной организацией и получает от них всю подготовленную документацию. Он становиться полноправным СОБСТВЕННИКОМ лифтов (это важно!).
Прошу обратить внимание! Во всей этой цепочке нигде пока нет ни слова о сдаче лифтов в Ростехнадзор. И это правильно. Более того, я скажу, что слово “сдача” по отношению к Ростехнадзор – это вообще неправильный термин. Есть термин РЕГИСТРАЦИЯ лифтов в Ростехнадзор.
Ну так вот, идем дальше
Получив все документы на лифты, на их монтаж, на их освидетельствование, Застройщик должен решить, что дальше делать. А делать – это значит эксплуатировать. Тут возможны следующие варианты:
— Застройщик может сам эксплуатировать лифты и сам осуществлять их техническое обслуживание (это явно не наш вариант, так как в этом случае мы должны иметь лицензии, иметь персонал в должном количестве, обучать его, аттестовывать, переаттестовывать, и т.д. и т.п. – жутчайший геморрой, экономически целесообразный только в случае, если у Вас 100 или более лифтов).
— Застройщик может взять на себя что-то одно, либо эксплуатацию, либо техническое обслуживание, а другое отдать на аутсорсинг, то есть заключить договор со специальной организацией (это тоже не наш вариант, ибо то же самое что и предыдущий, только всего в половину меньше)
— Застройщик ничего не собирается делать и все отдает на аутсорсинг (Это тоже не наш вариант, так как нет у нас больше застройщика и он вообще ничего не собирается делать, даже на аутсорсинг что-то отдавать)
— Застройщик передает всю имеющуюся документацию некоторой новой организации, которая будет решать все дальнейшие вопросы по лифтам (Например некоторому ТСЖ НОВОСЕЛ 83). А этот Новосел 83 уже в свою очередь все отдает на аутсорсинг, то есть заключает со специальными организациями договора на техническое обслуживание и на эксплуатацию. Вот это наш вариант! Вот тут возникает вторая коллизия. При передаче от Застройщика к ТСЖ Застройщик должен по акту передать ВСЕ документы по лифтам, которые у него как у Застройщика, принявшего лифты от Строительной и Монтажной организации должны иметься. Но мы же знаем, как это было, поэтому, насколько я понимаю, в ТСЖ были переданы НЕ ВСЕ необходимые документы. Поэтому так важно иметь налаженный диалог со всеми участниками цепочки, которые уже закрыли друг другу контракты, никто никому ничего не должен и все что можно решить – это только “по понятиям” либо за дополнительное вознаграждение, размер которого опять таки определяется во многом нормальными отношениями.
Согласно правилам сдачи и эксплуатации лифтов, обязанность РЕГИСТРАЦИИ лифтов в Ростехнадзор возлагается на ВЛАДЕЛЬЦА лифтов, если он не перепоручил данную работу иной организации на основании договора (например в договоре на Техническое обслуживание).
Для того, чтобы выполнить регистрацию требуется (рассматриваем случай полного аутсорсинга)
1. Наличие всех документов на лифты (см. выше)
2. Наличие договоров со специализированными организациями на выполнение технического обслуживания лифтов, а так же на эксплуатацию лифтов (в грубом приближении можно сказать, что такой договор у нас есть и заключен он с Егияном. Но на самом деле, договор этот хреновенький, формулировки не самые лучшие. Но для регистрации, скорее всего — прокатит).
3. Наличие зарегистрированной в Ростехнадзоре положения о производственном контроле (это у нас есть, сам делал и регистрировал)
4. Специального Специалиста по производственному контролю в штате владельца лифтов (ТСЖ) с подписанной им Должностной инструкцией специалиста по производственному контролю (Либо данный человек должен быть в штате организации, занимающейся тех обслуживанием или эксплуатацией, соответственно, наличие такого сотрудника и функций должно быть прописано в договоре между ТСЖ и эксплуатирующей организацией – этого сейчас в договоре нет)
После того, как все это есть, ВЛАДЕЛЕЦ лифтов пишет Письмо в Ростехнадзор и назначает дату приемки лифтов. Приезжает инспектор, ему показывают все выше обозначенные документы. Дополнительно, эксплуатирующие организации показывают некоторые свои документы (штатное расписание, что у них есть нужное количество позиций, приказы о назначении людей на эти позиции, свидетельства об аттестации этих людей, лицензии и т.д.). Инспектор говорит – ОК, расписывается в акте, принимает заявление на регистрацию и после непродолжительного времени, выдает свидетельство о регистрации с регистрационными номерами.
Далее техника. Выпускаются приказы о назначении всего персонала на лифты (в этих приказах должны быть ссылки на рег. номера) и вперед исполнять условия договоров на эксплуатацию и тех обслуживание, платить за это деньги.
Собственно и все
Естественно, есть тонкости, многие из которых я не знаю, ибо знаю это в основном в теории. Но тем не менее, если есть какие-то вопросы – обращайтесь.
Главное что я хочу подчеркнуть!
К сожалению, в связи с тем, что у нас оказался такой застройщик, а именно он является КЛЮЧЕВОЙ фигурой во всем процессе, в связи с тем что этот Застройщик дважды сделал «неправильные вещи» (принял лифты у монтажника и передал их без документов в ТСЖ), мы сейчас и имеем эти проблемы. Почему ТСЖ пошел на это – полагаю, все знают, но я напомню. Просто на чаше весов была сдача дома. Либо мы идем на это и дом сдают – либо мы не идем на это и администрация Красково не подписывает акт о сдаче, что означает, что дом мог быть вообще заморожен “навсегда”. Было принято волевое решение. Как оказалось впоследствии – правильное. Дом сдали и мы все слава богу в нем живем и весьма неплохо. А вот что дальнейших действий по сдаче лифтов, то мое личное мнение состоит в том, что вместо того, чтобы кивать на ЖС и Егияна, мол это их проблемы, я бы предложил почитать вышенаписанное, после этого задать себе вечный вопрос “кому вообще это надо”, после чего вздохнуть, встать и пойти договариваться с нужными организациями, заключать договора, собирать документы и сдавать лифты.
Со своей стороны искренне желаю удачи!
Anton Gamov, ТСЖ.РУ
Pоссия, Красково, МО, Люберецкий р-н., Карла Маркса вл. 83
Ростехнадзор разъясняет вопросы о вводе лифтов в эксплуатацию и диспетчеризации лифтов
Управление Ростехнадзора информирует о необходимости организации системы диспетчерского контроля за работой лифтов или обеспечения присутствия лифтера на объекте для осуществления постоянного контроля за работой лифтов квалифицированным персоналом, а также разъясняет порядок приема (ввода в эксплуатацию) вновь смонтированного лифтового оборудования в новостройках и необходимость постановки на учет вводимых в эксплуатацию лифтов в государственном реестре.
I. Об организации системы диспетчерского контроля за работой лифтов.
» «Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (далее – Правила) вступили в силу с 30.08.2017. Настоящие Правила устанавливают требования к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее – объекты).
Согласно пункта 3 Правил:
«система диспетчерского (операторского) контроля» – система технических средств для дистанционного контроля за работой объекта и устройств безопасности объекта, а также для обеспечения двусторонней переговорной связи между объектом и диспетчерским (операторским) пунктом;
«квалифицированный персонал» – физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».
В соответствии с пунктом 20 Правил:
«20. Контроль за работой лифтов должен осуществляться в соответствии с сопроводительной документацией объекта и руководством (инструкцией) по эксплуатации систем диспетчерского (операторского) контроля (при наличии) по выбору владельца лифта посредством:
а) диспетчерского контроля;
б) постоянного контроля за работой лифта квалифицированным персоналом, находящимся на объекте, в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта».
Пунктом 22 «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, установлено, что работы по организации системы диспетчерского контроля и обеспечению диспетчерской связи с кабиной лифта входят в состав работ, необходимых для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме:
«22. Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме:
организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта;
обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов);
обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов);
обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования».
II. О порядке приема (ввода в эксплуатацию) лифта.
Ввод лифта в эксплуатацию осуществляется на основании требований: Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) и » Правил.
Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» устанавливает следующее:
Перед вводом лифта в эксплуатацию должна быть проведена оценка соответствия смонтированного (модернизированного) на объекте лифта требованиям технического регламента в форме декларирования. Декларирование соответствия лифта осуществляется на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра). В качестве собственных доказательств используется протокол проверки функционирования лифта, после окончания монтажа лифта, паспорт, монтажный чертеж смонтированного лифта и проектная документация на установку лифта. В качестве доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра) принимается Акт и Протокол полного технического освидетельствования, проведенного в соответствии с » ГОСТ Р 53782-2010. Ввод лифта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном Правилами.
Правила устанавливают 2 схемы ввода лифта в эксплуатацию:
1. Ввод лифта в эксплуатацию в составе объектов капитального строительства. Основанием для такой процедуры является получение разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Оформляется акт ввода в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Далее владелец в 10-дневный срок направляет в Ростехнадзор уведомление о вводе объекта в эксплуатацию. Таким образом, осуществляется учет объектов в реестре уполномоченного органа, который в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления направляет владельцу объекта информацию (письмо) с учетным номером объекта в соответствующем реестре.
Согласно п. 14 Правил, сведения о вводе в эксплуатацию и постановке на учет должны вносится в паспорт объекта.
2. Ввод лифта в эксплуатацию после монтажа в связи с заменой или модернизации осуществляется с обязательным участием представителя Ростехнадзора. Согласно Правилам, порядок действий следующий:
Владелец лифта направляет в уполномоченный орган уведомление о вводе лифта в эксплуатацию с указанием:
- реквизитов декларации о соответствии лифта требованиям ТР ТС «Безопасность лифтов»;
- реквизитов полиса на обязательное страхование опасного объекта.
К уведомлению прилагаются копии договоров (если они заключены) со специализированными организациями о выполнении работ по монтажу (демонтажу).
Представитель Ростехнадзора в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления осуществляет контрольный осмотр лифта. По результатам осмотра оформляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается владельцу лифта.
В течение 5 рабочих дней со дня проведения контрольного осмотра решение о вводе лифта в эксплуатацию оформляется Актом ввода в эксплуатацию в 2 экземплярах. Один экземпляр документа передается уполномоченному представителю владельца лифта.
На основании акта ввода в эксплуатацию лифт ставится на учет в государственном реестре уполномоченного органа, который в течение 5 рабочих дней направляет владельцу лифта письмо с указанием учетного номера.
Сведения о вводе в эксплуатацию и постановке на учет владелец лифта должен внести в паспорт объекта.
Ввод лифта в эксплуатацию — Новые правила.
Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» устанавливает следующее:
- Перед вводом лифта в эксплуатацию должна быть проведена оценка соответствия смонтированного (модернизированного) на объекте лифта требованиям технического регламента в форме декларирования
- Декларирование соответствия лифта осуществляется на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
- В качестве собственных доказательств используется протокол проверки функционирования лифта, после окончания монтажа лифта, паспорт, монтажный чертеж смонтированного лифта и проектная документация на установку лифта.
- В качестве доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра) принимается Акт и Протокол полного технического освидетельствования, проведенного в соответствии с ГОСТ Р 53782-2010. Подробнее читайте в статье «Полное техническое освидетельствование лифтов».
- Ввод лифта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза.
Правила устанавливают 2 схемы ввода лифта в эксплуатацию:
1. Ввод лифта в эксплуатацию в составе объектов капитального строительства
Основанием для такой процедуры является получение разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Оформляется акт ввода в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Далее владелец в 10-дневный срок направляет в Ростехнадзор уведомление о вводе объекта в эксплуатацию. Таким образом осуществляется учет объектов в реестре уполномоченного органа, который в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления направляет владельцу объекта информацию (письмо) с учетным номером объекта в соответствующем реестре.
Согласно п. 14 Правил, сведения о вводе в эксплуатацию и постановке на учет должны вносится в паспорт объектов.
2. Ввод лифта в эксплуатацию после монтажа в связи с заменой или модернизации
Для ввода в эксплуатацию лифтов после замены или модернизации их обязательно должен принять надзорный орган. Согласно новым Правилам, порядок действий следующий:
- Владелец лифта направляет в уполномоченный орган уведомление о вводе лифта в эксплуатацию с указанием:
- реквизитов декларации о соответствии лифта требованиям ТР ТС «Безопасность лифтов»;
- реквизитов полиса на обязательное страхование опасного объекта.
- К уведомлению прилагаются копии договоров (если они заключены) со специализированными организациями о выполнении работ по монтажу (демонтажу).
- Представитель надзорного органа в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления выезжает на лифт для проведения контрольного осмотра. По результатам осмотра оформляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается владельцу лифта.
- По результатам контрольного осмотра уполномоченный орган принимает решение о вводе лифта в эксплуатацию. При условии, что владелец лифта выполняет положения:
- подпунктов «а» — «г», «и» — «н» и «р» — «т» пункта 4 Правил;
- пунктов 17 и 20-22 Правил;
- подпункта «з» пункта 4 Правил;
- а также при отсутствии нарушений, приведенных в Приложении № 1 к Правилам.
- В течение 5 рабочих дней со дня проведения контрольного осмотра решение о вводе лифта в эксплуатацию оформляется Актом ввода в эксплуатацию в 2 экземплярах. Один экземпляр документа передается уполномоченному представителю владельца лифта .
- На основании акта ввода в эксплуатацию лифт ставится на учет в соответствующем реестре уполномоченного органа, который в течение 5 рабочих направляет владельцу лифта письмо с указанием рег. номера.
Скачать перечень документов, направляемых в Ростехнадзор после замены или модернизации лифта.
Сведения о вводе в эксплуатацию и постановке на учет владелец лифта должен внести в паспорт объекта.
На добровольной основе рекомендуется применять ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования». В стандарте содержится форма Акта приемки лифта в эксплуатацию, который подписывает комиссия, принимающая смонтированный (модернизированный) лифт. На основании положительных результатов работы комиссии представитель владельца принимает решение о вводе лифта в эксплуатацию и записывает дату ввода в паспорт лифта .