Учебная нагрузка школьников в 2024 году
Учебный год только начался, а нагрузка у школьников уже будь здоров. Уроки, классные часы, факультативы — это не считая секций и репетиторов! А жить когда, спрашивается?
На самом деле, расписание в школе должно составляться не как попало, а с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10 «Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В нем указана максимальная нагрузка на учеников, а также даны требования к организации учебного дня.
Семь уроков в день — это максимум
Все занятия в школе (уроки и внеурочные кружки-факультативы) строго ограничены по времени. Например, первоклассники не должны проводить в школе больше 21 часа в неделю (см. таблицу). Для старших классов допустимая максимальная нагрузка больше: 34 академических часа в неделю при пятидневной учебной неделе и 37 часов — при шестидневке. Это почти как у взрослых!
Дополнительные или принудительные?
В теории получается, что даже у самых загруженных старшеклассников в день должно быть не больше 7 уроков, включая дополнительные занятия — ту же подготовку к ЕГЭ и углубленные факультативы по предметам. Но на практике же семь уроков в день уходит только на обязательные предметы, а после них детям предстоит отпахать вторую смену на углубленке.
— Без этого школьную программу не осилить, и так часов на предметы на хватает, — разводят руками учителя.
В итоге дополнительные занятия становятся добровольно-принудительными. И если младшеклассникам ещё повезло — их запихивают на музыку, спорт и рисование, то вот старшим ученикам так просто не отделаться. А не ходить на факультативы себе дороже: бывает так, что педагоги именно во время допзанятий проводят проверочные и самостоятельные, чтобы успеть получше разобрать материал во время основного урока.
«Организация профильного обучения в 10-11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки», напоминает 10.5 пункт СанПиН.
Пятница — облегченный день
Между прочим, по требованиям тех же СанПиН контрольные и проверочные работы можно проводить на 2-4 уроках и не больше одной в день:
«Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших псхихофизиологических затратах организма. Поэтому, в расписании уроков для обучающихся 1-й ступени, основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся 2-й и 3-й ступеней – на 2-4 уроках».
Кроме того, само расписание на день должно составляться с учетом сложности предметов (см. таблицу). Понедельник, как известно, день и так тяжелый, а пятница — это почти выходной, поэтому основная учебная нагрузка должна приходиться на вторник-среду. В эти дни должны стоять либо самые сложные предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве. А в четверг или пятницу ученикам вообще положен облегченный день.
Какой максимальный объем учебной нагрузки допустим
Составить расписание, которое бы отвечало всем этим требованиям — та ещё задача! Поэтому часто расписание получается несбалансированным: в одни дни уроков и домашних заданий у детей выше крыши, а в другие в школе можно вообще не появляться.
Возьмем первое попавшееся расписание — например, учеников 4 класса одной из обычных московских школ:
По учебной нагрузке и урокам все вроде бы хорошо. Вот только на внеурочные занятия у этих четвероклассников остается 1 час в неделю. Но ведь многие наверняка ходят и в спортивные секции, и на развивающие занятия. А такое расписание чревато стрессами и перегрузкой.
Если посчитать предметы по трудности, согласно нормативам СанПиН, то видно, что самый сложный день — это понедельник. Причём, самые сложные предметы сдвинуты на утро, а в середине дня, когда у детей пик работоспособности, стоит физкультура. И наоборот — в среду, когда дети также на пике активности, у них выходит самый легкий день на неделе.
Посмотрим расписание старшеклассников — пусть, для примера, это будет 10 класс еще одной столичной школы (через «/» обозначены предметы для разных профильных групп).
День недели | Предметы |
Понедельник | Алгебра Алгебра Литература Физкультура Биологи/Физика История |
Вторник | Геометрия МХК География Физика/Химия ИКТ/Химия Английский язык |
Среда | Биология/Физика Физика/Биология Английский язык Информатика/Биология Алгебра Литература |
Четверг | Геометрия Литература Русский язык История Обществознание Алгебра |
Пятница | Физика/Химия Физика/Химия ОБЖ Английский язык География Физкультура |
По часам все нормально — 31 урок в неделю, плюс еще три «резервных» часа для кружков и факультативов. По дням недели все тоже более-менее: самый тяжелый день выпадает на среду, а самый легкий — на понедельник. Вот только самые тяжелые предметы попадают на 1-2 уроки, причем, часто еще и парами. Учителю, понятно, такое расписание удобнее. Но каково детям после пары алгебры, когда им предстоит еще 4 урока.
В итоге
Все эти требования — обязательные, а не рекомендательные. Понятно, что в школах тоже работают не волшебники, и администрация старается составить оптимальное расписание для всех. Да и сам СанПин, откровенно говоря, устарел, хотя и вышел всего в 2010 году. Например, в нем нет ничего про сложность иностранных языков в начальной школе, многие другие предметы остались за кадром. Кроме того, с тех пор появился новый Федеральный закон об образовании и новые Федеральные госстандарты образования. Как минимум, максимальный объем и трудность предметов стоило бы пересмотреть с их учетом.
Впрочем, даже в таком виде СанПиН позволяет увидеть, что дети загружены по полной, причем, эта нагрузка неравномерна. А ведь в расписании еще ни слова нет про занятия с репетиторами и на курсах, дополнительные языки и школы искусств… Все это — дополнительные стрессы. И не стоит удивляться, что вместе с аттестатом об окончании школы выпускники получают целый букет болячек — от севшего зрения и сколиоза до неврозов и психических расстройств.
Чтение. Работа с текстом. 3 класс. ФГОС
0 отзывов
написать отзыв
-
Поделиться:
Автор: | Крылова О.Н. |
ISBN: | 5-377-20247-9 |
есть в наличии
206.00 руб.
Аннотация
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося. Данный материал может использоваться с любым учебником. Пособие адресовано учащимся начальных классов, учителям и родителям, занимающимся с детьми.
Дополнительная информация
Регион (Город/Страна где издана): | Москва |
Год публикации: | 2024 |
Тираж: | 50000 |
Дополнительный тираж: | Да |
Страниц: | 96 |
Ширина издания: | 17 |
Высота издания: | 24 |
Толщина издания: | 1,5 |
Вес в гр.: | 140 |
Язык публикации: | |
Тип обложки: | BC |
Полный список лиц указанных в издании: | Крылова О.Н. |
Отзывы
0
Чтение. Работа с текстом. 3 класс
«Чтение. Работа с текстом. 3-й класс» — это незаменимое пособие для развития грамотности и обучения работе с текстом. Книга, основанная на авторской методике О. В. Узоровой, поможет ученикам 3-го класса развить навыки чтения и научиться работать с текстом. Читая тексты и выполняя задания, младшие школьники сформируют читательскую грамотность. Пособие рекомендовано для родителей, которые хотят, чтобы их дети полюбили чтение, повысили успеваемость на уроках.
Аннотация
«Чтение. Работа с текстом. 3-й класс» — это незаменимое пособие для развития грамотности и обучения работе с текстом. Книга, основанная на авторской методике О. В. Узоровой, поможет ученикам 3-го класса развить навыки чтения и научиться работать с текстом. Читая тексты и выполняя задания, младшие школьники сформируют читательскую грамотность. Пособие рекомендовано для родителей, которые хотят, чтобы их дети полюбили чтение, повысили успеваемость на уроках.
Для начального образования.
Случайная новинка
Отзывы читателей
Отзывы могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
Чтение Работа с текстом 3 класс Учебное пособие Крылова ОН
183 —> 183
Скидки от 10% до 25%
Цена действует только при заказе через интернет магазин!
Кол-во товара
В корзину! Перейти в корзину
В избранное!
Добавить к сравнению
Система скидок при заказе с сайта |
||
Сумма заказа | Скидка | Цена товара |
до 5000 р. | 10% | 165 |
от 5000 р. | 15% | 156 |
от 10000 р. | 20% | 146 |
- Переплет: мягкий
- Предмет: Чтение
- Автор: Крылова
- Класс: 3 класс
- Год выпуска: 2024
- Тип литературы: Учебное пособие
- Уровень образования: Начальное общее образование 1-4 класс
- ISBN: 5-377-19655-6
- Издательство: Экзамен
1 магазинах
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося. Данный материал может использоваться с любым учебником. Пособие адресовано учащимся начальных классов, учителям и родителям, занимающимся с детьми.
Название магазина и адрес | Время работы магазинов | Остаток |
---|---|---|
Учебно-методический центр «Эдвис» г. Уфа, ул.50 лет СССР, 12 8 (347) 282-52-01 |
Пн-Сб: 09:00-20:00 Вс: 09:00-19:00 | Много |