Проверка электроустановок перед сдачей в эксплуатацию — Ошиновка
3. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА И ПОДСТАНЦИИ ДО 10 кВ
Ошиновка. Приемка сборных шин в эксплуатацию производится путем осмотра смонтированных шин и оформления соответствующего протокола (приложение 2). При приемке проверяются на соответствие проекту сечение и марка сборных шин.
Допускается замена шин на одну ступень в сторону увеличения сечения.
а также замена медных шин на эквивалентные то току алюминиевые шины.
Шины должны лежать на изоляторах прямолинейно без перекосов, не должны иметь видимой поперечной кривизны (изгиба на ребро) и волнистости (изгиба в плоскости).
Выборочно с помощью лупы проверяются изгибы шин. В местах изгиба не должно быть трещин. Изгиб шины прямоугольного -сечения выполняется с внутренним радиусом не менее ширины шины, при изгибах на плоскость не менее двойной толщины шины, при изгибе штопором длина штопора должна быть не менее ширины шины.
Изгиб шины у мест присоединения должен начинаться на расстоянии не менее 10 мм от края контактной поверхности (рис. 4). Соединение алюминиевых шин между собой и с шинами из других материалов осуществляется одним из следующих способов:
а) сваркой (рис. 5);
б) стальными болтами с гайками и увеличенными шайбами (рис. 6,с);
в) болтами с гайками и шайбами из алюминиевых сплавов или латуни, имеющими близкий к алюминию коэффициент линейного расширения;
г) через переходные медно-алюминиевые пластины или пластины из алюминиевого сплава с применением стальных болтов, гаек и шайб (рис. 6,6).
Рис. 4. Изгиб шины е месте присоединения. 1 — сборная шина: 2 — шина.
Соединение между собой шин из алюминиевого сплава, медных и стальных, а также соединение медных шин 8 с шинами из алюминиевого сплава и стальными должно выполняться стальными болтами с гайками и шайбами нормальных размеров (рис. 6,е). Затяжку болтов на медных и стальных шинах, а также на шинах из алюминиевого сплава производят гаечными ключами с нормальным усилием руки около 40 кгс, затем затяжку ослабляют, после чего вторично болты затягивают с усилием 15—20 кгс.
Рис. 5. Виды сварных соединений шин.
а — соединение шин встык; б — соединение шин под углом; в — ответвление шины под углом; 1 — шина; 2 — шов.
Рис. 6. Болтовые соединения шин.
а — соединение алюминиевых шин; б — соединение алюминиевой шины с шиной из алюминиевого сплава, меди или ее сплавов: в — то же из алюминиевого сплава, меди или ее сплавов; 1 — алюминиевая шина; 2 — болт; 3 — гайка; 4 — шайба стальная увеличенная (утолщенная); 5 — шайба стальная нормальная; 6 — шина из алюминиевого сплава, меди или ее сплавов.
Запрещается применять для увеличения силы нажатия удлинители (рычаги, надеваемые на ключ трубы и т. п.), так как при этом можно настолько повысить затяжку болта, что возникшее напряжение превзойдет предел текучести материала шин.
Контактные поверхности шин должны быть ровными, поверхность алюминиевых шин в месте контакта покрыта тонким слоем технического вазелина или смазкой ЦИАТИМ-201. Резьба стальных болтов и шпилек при их установке покрывается графитовой смазкой.
Основным методом проверки качества сварных соединений является внешний осмотр, который производится (после удаления со шва шлака, брызг металла и остатков флюса. Качественная поверхность сварных швов равномерночешуйчатая, без наплывов и с плавным переходом к основному металлу. Швы выполняются без трещин, прожогов, непроваров, длиной более 10% длины шва (но не более 30 мм), незаправленных кратеров и подрезов глубиной 0,1 толщины шины (но не более 3 мм). Сварные соединения компенсаторов не должны иметь подрезов и непроваров на лентах основного пакета. Если качество швов вызывает сомнение или к швам предъявляются требования в отношении механических свойств, сваривают образцы-свидетели на тех режимах и в тех же условиях, при которых производилась сварка шин, и производят испытание образцов.
Рис. 7. Проверка плотности прилегания шин при помощи щупа.
1 — щуп с толщиной лезвия 0,02 мм; 2 — шина.
Болтовые контактные соединения шин проверяют выборочно на качество затяжки болтов (при этом подлежат вскрытию 2—3% соединений). Плотность прилегания контактных поверхностен проверяют щупом 0,02 X 10 мм, который не должен входить между контактными «поверхностями глубже чем та 5—6 мм (рис. 7). Электрическое сопротивление болтового контактного соединения на длине нахлестки должно составлять не более 1,2 от сопротивления целого проводника той же длины.
Производится приемка качества присоединения шин к аппаратам. В закрытых распределительных устройствах с нормальной средой присоединение шин к аппаратам должно выполняться: медными шинами к плоским и стержневым выводам — непосредственно (рис. 8,а); к нарезным стержневым выводам при токе до 400 а — непосредственно (рис. 8,6). при токе свыше 400 с — через медные или медно алюминиевые переходные пластины (рис. 8,е); стальными шинами (применяют при токах до 200 а) — непосредственно.
Рис. 8. Присоединение шин к стержневым зажимам электрооборудования.
а — непосредственное присоединение медной шины; б — то же алюминиевой шины; в — присоединение через переходную пластину; I — вывод аппарата из меди или ее сплавов; 2 — гайка стальная; 3 — гайка медная; 4 — шина медная; 5 — гайка медная увеличенная; 6 — шина алюминиевая или из алюминиевого сплава; 7 — переходная медно-алюмнниевая пластина.
В распределительных устройствах вне помещений и в сырых помещениях присоединение шин к аппаратам выполняется: медными шинами к плоским и стержневым нарезным выводам — непосредственно; алюминиевыми шинами к плоским выводам и непосредственно к нарезным стержневым выводам — через медно-алюминиевые пластины; медными гибкими шинами к плоским выводам и к нарезным стержневым выводам при их диаметре до 12 мм— при помощи контактных зажимов, а при диаметре стержня более, 12 мм — через дополнительные медные планки; алюминиевыми и сталеалюминиевыми гибкими шинами к плоским и нарезным стержневым выводам — через специальные переходные аппаратные зажимы; стальными голыми проводами — через наконечники, приваренные к проводу.
Шины к аппаратам присоединяются в соответствии с конструкцией вывода.
Ширина шины при непосредственном присоединении к плоскому выводу в месте присоединения должна быть не менее ширины вывода. Если плоский вывод аппарата имеет ширину, равную или меньше 60% ширины присоединяемой алюминиевой шины, рекомендуется выполнять присоединение с помощью дополнительной алюминиевой планки или через медную или медно-алюминиевую пластину.
При непосредственном присоединении к нарезным стержневым выводам аппаратов ширина шины (или переходной планки) не должна быть менее двойного диаметра выводного стержня.
Сборные шины РУ окрашиваются: при постоянном токе положительная ( + ) в красный цвет, отрицательная (—)в синий и нейтральная в белый; при переменном токе фаза А окрашивается в желтый цвет, фаза В — в зеленый и фаза С — в красный, нулевые шины при изолированной нейтрали — в белый, при заземленной нейтрали — в черный.
Места на шинах, предназначенные для наложения переносных заземлений, зачищаются, окаймляются с двух сторон черными полосами и смазываются техническим вазелином.
Ошиновка аккумуляторов: суть процесса, причины необходимости и последствия
Аккумуляторы являются одним из важнейших устройств для многих электронных устройств. Они обеспечивают надежное питание и длительное время работы. Однако, со временем аккумуляторы теряют свою емкость и могут стать непригодными для использования. Один из способов увеличения срока службы аккумуляторов — их ошиновка.
Ошиновка аккумуляторов представляет собой процесс разрядки и зарядки аккумулятора при определенных условиях. Этот процесс позволяет восстановить потерянные капацитеты аккумулятора и увеличить его срок службы. Ошиновка может быть необходима для аккумуляторов, у которых наблюдаются проблемы с зарядкой, быстрая разрядка или низкая емкость.
Процесс ошиновки аккумуляторов лучше всего выполнять под наблюдением профессионалов, так как он требует определенного опыта и специализированного оборудования. Однако, это не означает, что нельзя попытаться ошиновать аккумулятор самостоятельно. Если вы хотите попробовать выполнить ошиновку самостоятельно, важно ознакомиться с правильной техникой и последовательностью действий, чтобы избежать возможных повреждений аккумулятора или устройства, которое он питает.
Ошиновка аккумуляторов: процесс и его влияние
Ошиновка аккумуляторов представляет собой процесс установки и сокрытия некоторых проводников на поверхности аккумулятора. Этот процесс оказывает значительное влияние на работу аккумулятора и его емкость.
Во время ошиновки проводники устанавливают непосредственно на поверхности аккумулятора, образуя сеть контактных клеток. Как правило, проводники выполняют функцию прокладки электрического тока и позволяют увеличить поверхность аккумуляторной пластинки.
Ошиновка аккумуляторов выполняется специальными машинами, которые автоматически устанавливают проводники таким образом, чтобы они образовывали эффективную сеть. Процесс ошиновки очень точный, так как от правильной укладки проводников зависит производительность аккумулятора.
Ошиновка аккумуляторов позволяет значительно улучшить эффективность зарядки и разрядки аккумулятора. Благодаря наличию сети проводников, электрический ток имеет более короткий путь для перемещения, что способствует более быстрой зарядке и разрядке аккумулятора.
Кроме того, проводники, установленные во время ошиновки, позволяют более равномерно распределить электрический ток по всей поверхности аккумуляторной пластинки. Это в свою очередь способствует увеличению емкости аккумулятора и продлению его срока службы.
Таким образом, ошиновка аккумуляторов является важным процессом, который положительно влияет на эффективность и работоспособность аккумулятора. Благодаря правильному выполнению этого процесса аккумулятор может обеспечить более стабильную работу и длительный срок службы.
Что такое ошиновка аккумуляторов
Процесс ошиновки выполняется с помощью специального оборудования, которое позволяет пропустить электрический ток через аккумулятор в обратном направлении. Это помогает разложить осадки и вернуть аккумулятор в исходное состояние.
Ошиновка аккумуляторов осуществляется специалистами в автосервисах или специализированных центрах. В процессе обработки проводятся необходимые измерения и анализ состояния аккумулятора для определения необходимости и возможности ошиновки.
После ошиновки аккумулятора его емкость и производительность существенно повышаются. Ошиновка также позволяет продлить срок службы аккумулятора, улучшить его стартовые характеристики и снизить риск поломки.
Важно учесть, что ошиновка является временным решением проблемы накопления осадков на пластинах. Регулярное обслуживание аккумулятора и соблюдение правил эксплуатации помогут избежать возникновения осадков и продлить его срок службы.
Как происходит ошиновка аккумуляторов
Первым этапом является разрядка аккумулятора до уровня, при котором его напряжение становится минимальным допустимым. Это позволяет удалить накопившиеся химические соединения, которые могут негативно влиять на производительность аккумулятора.
Затем аккумулятор подвергается зарядке, при которой восстанавливается его электрохимическое состояние. Зарядка проводится специальным оборудованием, которое контролирует напряжение и ток, чтобы избежать перегрузки аккумулятора и повреждения его элементов.
После зарядки аккумулятор охлаждается до комнатной температуры и проходит этап проверки. Во время проверки происходит анализ параметров аккумулятора, таких как напряжение, емкость и внутреннее сопротивление. Если все параметры соответствуют норме, то аккумулятор считается ошинованным и готовым к использованию.
Ошиновка аккумуляторов рекомендуется проводить периодически для поддержания их работоспособности. Этот процесс позволяет избежать полного разряда аккумулятора и сохранить его емкость на максимальном уровне. В результате аккумулятор будет лучше выполнять свои функции и прослужит дольше.
Влияние ошиновки на работу аккумуляторов
Ошиновка негативно влияет на работу аккумуляторов. В первую очередь она приводит к снижению емкости аккумулятора. При ошиновке происходит образование плохо проводящих материалов на поверхности аккумулятора и в его внутренней структуре. Это приводит к уменьшению активной поверхности пластин, что в свою очередь снижает емкость аккумулятора и ухудшает его производительность.
Ошиновка также может вызывать повышенную саморазрядку аккумулятора. В результате образования плохо проводящих материалов, аккумулятор теряет заряд даже в отсутствие использования. Это существенно сокращает его срок службы и может привести к необходимости замены аккумулятора.
Также, ошиновка может привести к появлению внутренних коротких замыканий. При этом происходит контакт между электродами, что может привести к перегреву аккумулятора и возникновению пожара. Это является серьезной угрозой и может привести к непредсказуемым последствиям.
В целях предотвращения ошиновки аккумуляторов рекомендуется следовать рекомендациям производителя по правильной эксплуатации и зарядке аккумулятора. Также важно регулярно проверять состояние аккумулятора и своевременно заменять его при необходимости.
Причины | Влияние на аккумуляторы |
---|---|
Неправильное использование | Снижение емкости, повышенная саморазрядка |
Частые перезарядки | Снижение емкости, повышенная саморазрядка |
Неправильное подключение к источнику питания | Снижение емкости, повышенная самозарядка, короткое замыкание |
Ошиновка аккумуляторных батарей что это
Сообщение сайта
(Сообщение закроется через 2 секунды)
Это меню отключено
Сообщение форума
Обнаружена ошибка. Если вам неизвестны причины ошибки, попробуйте обратиться к разделам помощи.
Причина:
Некоторые требуемые файлы отсутствуют. Если вы хотели просмотреть тему, возможно эта тема перемещена или удалена. Вернитесь назад и попробуйте снова.
Ссылки
- Восстановление забытого пароля
- Регистрация нового пользователя
- Разделы помощи
- Связь с администрацией форума
Текстовая версия | Сейчас: 16.3.2024, 1:09 |
Раздел 4. Распределительные устройства и подстанции
4.4.1. Настоящая глава Правил распространяется на стационарные установки кислотных аккумуляторных батарей.
Правила не распространяются на установки аккумуляторных батарей специального назначения.
4.4.2. Помещения аккумуляторных батарей, в которых производится заряд аккумуляторов при напряжении более 2,3 В на элемент, относятся к взрывоопасным класса В-Iа (см/ также 4.4.29 и 4.4.30).
Помещения аккумуляторных батарей, работающих в режиме постоянного подзаряда и заряда с напряжением до 2,3 В на элемент, являются взрывоопасными только в периоды формовки батарей и заряда после их ремонта с напряжением более 2,3 В на элемент. В условиях нормальной эксплуатации с напряжением до 2,3 В на элемент эти помещения не являются взрывоопасными.
Электрическая часть
4.4.3. Выбор электронагревательных устройств, светильников, электродвигателей вентиляции и электропроводок для основных и вспомогательных помещений аккумуляторных батарей, а также установка и монтаж указанного электрооборудования должны производиться в соответствии с требованиями, приведенными в гл. 7.3.
4.4.4. Зарядное устройство должно иметь мощность и напряжение, достаточные для заряда аккумуляторной батареи на 90% номинальной емкости в течение не более 8 ч при предшествующем 30-минутном разряде.
4.4.5. Аккумуляторная установка должна быть оборудована вольтметром с переключателем и амперметрами в цепях зарядного, подзарядного устройств и аккумуляторной батареи.
4.4.6. Для зарядных и подзарядных двигателей-генераторов должны предусматриваться устройства для их отключения при появлении обратного тока.
4.4.7. В цепи аккумуляторной батареи, как правило, должен устанавливаться автоматический выключатель, селективный по отношению к защитным аппаратам сети.
4.4.8. Подзарядное устройство должно обеспечивать стабилизацию напряжения на шинах батареи в пределах ± 2%.
4.4.9. Аккумуляторные установки, в которых применяется режим заряда батарей с напряжением не более 2,3 В на элемент, должны иметь устройство, не допускающее самопроизвольного повышения напряжения до уровня выше 2,3 В на элемент.
4.4.10. Выпрямительные установки, применяемые для заряда и подзаряда аккумуляторных батарей, должны присоединяться со стороны переменного тока через разделительный трансформатор.
4.4.11. Шины постоянного тока должны быть снабжены устройством для постоянного контроля изоляции, позволяющим оценивать значение сопротивления изоляции и действующим на сигнал при снижении сопротивления изоляции одного из полюсов до 20 кОм в сети 220 В, 10 кОм в сети 110 В, 5 кОм в сети 48 В и 3 кОм в сети 24 В.
4.4.12. Для аккумуляторной батареи следует предусматривать блокировку, не допускающую проведения заряда батареи с напряжением более 2,3 В на элемент при отключенной вентиляции.
4.4.13. В помещении аккумуляторной батареи один светильник должен быть присоединен к сети аварийного освещения.
4.4.14. Аккумуляторы должны устанавливаться на стеллажах или на полках шкафа. Расстояния по вертикали между стеллажами или полками шкафа должны обеспечивать удобное обслуживание аккумуляторной батареи. Аккумуляторы могут устанавливаться в один ряд при одностороннем их обслуживании или в два ряда при двустороннем.
В случае применения сдвоенных стеклянных сосудов они рассматриваются как один аккумулятор.
4.4.15. Стеллажи для установки аккумуляторов должны быть выполнены, испытаны и маркированы в соответствии с требованиями ГОСТ или технических условий; они должны быть защищены от воздействия электролита стойким покрытием.
4.4.16. Аккумуляторы должны быть изолированы от стеллажей, а стеллажи — от земли посредством изолирующих подкладок, стойких против воздействия электролита и его паров. Стеллажи для аккумуляторных батарей напряжением не выше 48 В могут устанавливаться без изолирующих подкладок.
4.4.17. Проходы для обслуживания аккумуляторных батарей должны быть шириной в свету между аккумуляторами не менее 1 м при двустороннем расположении аккумуляторов и 0,8 м при одностороннем. Размещение аккумуляторных батарей должно производиться с соблюдением требований ГОСТ на стеллажи для стационарных установок электрических аккумуляторов.
4.4.18. Расстояние от аккумуляторов до отопительных приборов должно быть не менее 750 мм. Это расстояние может быть уменьшено при условии установки тепловых экранов из несгораемых материалов, исключающих местный нагрев аккумуляторов.
4.4.19. Расстояния между токоведущими частями аккумуляторов должны быть не менее 0,8 м при напряжении выше 65 В до 250 В в период нормальной работы (не заряда) и 1 м — при напряжении выше 250 В.
При установке аккумуляторов в два ряда без прохода между рядами напряжение между токоведущими частями соседних аккумуляторов разных рядов не должно превышать 65 В в период нормальной работы (не заряда).
Электрооборудование, а также места соединения шин и кабелей должны быть расположены на расстоянии не менее 1 м от негерметичных аккумуляторов и не менее 0,3 м ниже самой низкой точки потолка.
4.4.20. Ошиновка аккумуляторных батарей должна выполняться медными или алюминиевыми неизолированными шинами или одножильными кабелями с кислотостойкой изоляцией.
Соединения и ответвления медных шин и кабелей должны выполняться сваркой или пайкой, алюминиевых — только сваркой. Соединение шин с проходными стержнями выводной плиты должно выполняться сваркой.
Места присоединения шин и кабелей к аккумуляторам должны облуживаться.
Электрические соединения от выводной плиты из помещения аккумуляторной батареи до коммутационных аппаратов и распределительного щита постоянного тока должны выполняться одножильными кабелями или неизолированными шинами.
4.4.21. Неизолированные проводники должны быть дважды окрашены кислотостойкой, не содержащей спирта краской по всей длине, за исключением мест соединения шин, присоединения к аккумуляторам и других соединений. Неокрашенные места должны быть смазаны техническим вазелином.
4.4.22. Расстояние между соседними неизолированными шинами определяется расчетом на динамическую стойкость. Указанное расстояние, а также расстояние от шин до частей здания и других заземленных частей должно быть в свету не менее 50 мм.
4.4.23. Шины должны прокладываться на изоляторах и закрепляться на них шинодержателями.
Пролет между опорными точками шин определяется расчетом на динамическую стойкость (с учетом 4.4.22), но должен быть не более 2 м. Изоляторы, их арматура, детали для крепления шин и поддерживающие конструкции должны быть электрически и механически стойкими против длительного воздействия паров электролита. Заземление поддерживающих конструкций не требуется.
4.4.24. Выводная плита из помещения аккумуляторной батареи должна быть стойкой против воздействия паров электролита. Рекомендуется применять плиты из пропитанного парафином асбоцемента, эбонита и т. п. Применение для плит мрамора, а также фанеры и других материалов слоистой структуры не допускается.
При установке плит в перекрытии плоскость плиты должна возвышаться над ним не менее чем на 100 мм.
4.4.25. При выборе и расчете аккумуляторной батареи следует учитывать уменьшение ее емкости при температуре в помещении аккумуляторной батареи ниже +15 °С.
Строительная часть
4.4.26. Стационарные аккумуляторные батареи должны устанавливаться в специально предназначенных для них помещениях. Допускается установка в одном помещении нескольких кислотных батарей.
4.4.27. Помещения аккумуляторных батарей относятся к производствам категории Е и должны размещаться в зданиях не ниже II степени огнестойкости по противопожарным требованиям СНиП 21-01-97 Госстроя России.
Двери и оконные рамы могут быть деревянными.
4.4.28. Аккумуляторные батареи рекомендуется устанавливать в помещениях с естественным освещением; для окон необходимо применять матовое или покрытое белой клеевой краской стекло.
Помещения аккумуляторных батарей допускается выполнять без естественного освещения; допускается также размещение их в сухих подвальных помещениях. В этих случаях не требуется применения легкосбрасываемых панелей.
4.4.29. Переносные аккумуляторы закрытого типа (например, стартерные), применяемые для питания стационарных электроустановок, а также открытые аккумуляторные батареи до 60 В общей емкостью не более 72 А·ч могут устанавливаться как в отдельном помещении с вентиляцией, имеющей естественное побуждение, так и в общем производственном невзрыво- и непожароопасном помещении, в вентилируемых металлических шкафах с удалением воздуха вне помещения. Переносные аккумуляторы закрытого типа, работающие в режиме разряда или постоянного подзаряда, заряд которых производится вне места их установки, могут быть установлены и в металлических шкафах с жалюзи без удаления воздуха вне помещения.
При соблюдении указанных условий класс помещений в отношении взрыво- и пожароопасности не изменяется.
4.4.30. Герметичные стационарные аккумуляторы, заряд которых производится при напряжении не выше 2,3 В на элемент, могут устанавливаться в общем производственном невзрыво- и непожароопасном помещении при условии установки над ними вентиляционного зонта. При этом класс помещений в отношении взрыво- и пожароопасности не изменяется.
4.4.31. Помещение аккумуляторной батареи должно быть:
расположено возможно ближе к зарядным устройствам и распределительному щиту постоянного тока;
изолировано от попаданий в него пыли, испарений и газа, а также от проникновения воды через перекрытие;
легко доступно для обслуживающего персонала.
Кроме того, помещение аккумуляторной батареи не следует размещать вблизи источников вибрации и тряски.
4.4.32. Вход в помещение аккумуляторной батареи должен осуществляться через тамбур. Устройство входа из бытовых помещений не допускается.
Тамбур должен иметь такие размеры, чтобы дверь из помещения аккумуляторной батареи в тамбур можно было открывать и закрывать при закрытой двери из тамбура в смежное помещение; площадь тамбура должна быть не менее 1,5м. Двери тамбура должны открываться наружу и должны быть снабжены самозапирающимися замками, допускающими открывание их без ключа с внутренней стороны.
На дверях должны быть надписи: «Аккумуляторная», «Огнеопасно», «С огнем не входить», «Курение запрещается».
4.4.33. При помещениях аккумуляторных батарей должна быть отдельная комната для хранения кислоты, сепараторов, принадлежностей и для приготовления электролита площадью не менее 4 м.
4.4.34. Потолки помещений аккумуляторных батарей должны быть, как правило, горизонтальными и гладкими. Допускаются потолки с выступающими конструкциями или наклонные при условии выполнения требований 4.4.43.
4.4.35. Полы помещений аккумуляторных батарей должны быть строго горизонтальными, на бетонном основании с кислотостойким покрытием (керамические кислотостойкие плитки с заполнением швов кислотостойким материалом или асфальт).
При установке стеллажей на асфальтовом покрытии должны быть применены опорные площадки из прочного кислотостойкого материала. Установка стеллажей непосредственно на асфальтовое покрытие не допускается.
Внутри помещений аккумуляторной батареи и кислотной, а также у дверей этих помещений должен быть устроен плинтус из кислотостойкого материала.
4.4.36. Стены, потолки, двери и оконные рамы, вентиляционные короба (с наружной и внутренней сторон), металлические конструкции и другие части помещений аккумуляторных батарей должны окрашиваться кислотостойкой краской.
4.4.37. При размещении аккумуляторов в вытяжных шкафах внутренняя поверхность шкафов должна быть окрашена кислотостойкой краской.
4.4.38. В помещениях аккумуляторных батарей с номинальным напряжением более 250 В в проходах для обслуживания должны устанавливаться деревянные решетки, изолирующие персонал от пола.
4.4.39. При применении инвентарных вентиляционных устройств должны быть предусмотрены места для их установки и выводы к ним коробов приточно-вытяжной вентиляции помещения аккумуляторной батареи.
Санитарно-техническая часть
4.4.40. Помещения аккумуляторных батарей, в которых производится заряд аккумуляторов при напряжении более 2,3 В на элемент, должны быть оборудованы стационарной принудительной приточно-вытяжной вентиляцией.
Для помещений аккумуляторных батарей, работающих в режиме постоянного подзаряда и заряда при напряжении до 2,3 В на элемент, должно быть предусмотрено применение стационарных или инвентарных устройств принудительной приточно-вытяжной вентиляции на период формовки батарей и контрольных перезарядов.
Требуемый объем свежего воздуха , м/ч, определяется по формуле
где — наибольший зарядный ток, А; — количество элементов аккумуляторной батареи; при этом концентрация серной кислоты в воздухе помещения аккумуляторной батареи должна быть не более указанной в СНиП 2.04.05-91* (изд. 1994 г.) Госстроя России.
Кроме того, для вентиляции помещений аккумуляторных батарей должна быть выполнена естественная вытяжная вентиляция, которая обеспечивает не менее чем однократный обмен воздуха в час. В тех случаях, когда естественная вентиляция не может обеспечить требуемую кратность обмена воздуха, должна применяться принудительная вытяжная вентиляция.
4.4.41. Вентиляционная система помещений аккумуляторной батареи должна обслуживать только аккумуляторные батареи и кислотную. Выброс газов должен производиться через шахту, возвышающуюся над крышей здания не менее чем на 1,5 м. Шахта должна быть защищена от попадания в нее атмосферных осадков. Включение вентиляции в дымоходы или в общую систему вентиляции здания запрещается.
4.4.42. При устройстве принудительной вытяжной вентиляции вентилятор должен иметь взрывобезопасное исполнение.
4.4.43. Отсос газов должен производиться как из верхней, так и из нижней части помещения со стороны, противоположной притоку свежего воздуха.
Если потолок имеет выступающие конструкции или наклон, то должна быть предусмотрена вытяжка воздуха соответственно из каждого отсека или из верхней части пространства под потолком.
Расстояние от верхней кромки верхних вентиляционных отверстий до потолка должно быть не более 100 мм, а от нижней кромки нижних вентиляционных отверстий до пола — не более 300 мм.
Поток воздуха из вентиляционных каналов не должен быть направлен непосредственно на поверхность электролита аккумуляторов.
Металлические вентиляционные короба не должны располагаться над открытыми аккумуляторами.
Применение инвентарных вентиляционных коробов в помещениях аккумуляторных батарей не допускается.
Скорость воздуха в помещениях аккумуляторных батарей и кислотных при работе вентиляционных устройств должна соответствовать требованиям СНиП 2.04.05-91* (изд. 1994 г.).
4.4.44. Температура в помещениях аккумуляторных батарей в холодное время на уровне расположения аккумуляторов должна быть не ниже +10 °С.
На подстанциях без постоянного дежурства персонала, если аккумуляторная батарея выбрана из расчета работы только на включение и отключение выключателей, допускается принимать указанную температуру не ниже 0 °С.
4.4.45. Отопление помещения аккумуляторной батареи рекомендуется осуществлять при помощи калориферного устройства, располагаемого вне этого помещения и подающего теплый воздух через вентиляционный канал. При применении электроподогрева должны быть приняты меры против заноса искр через канал.
При устройстве парового или водяного отопления оно должно выполняться в пределах помещения аккумуляторной батареи гладкими трубами, соединенными сваркой. Фланцевые соединения и установка вентилей запрещаются.
4.4.46. На электростанциях, а также на подстанциях, оборудованных водопроводом, вблизи помещения аккумуляторной батареи должны быть установлены водопроводный кран и раковина. Над раковиной должна быть надпись: «Кислоту и электролит не сливать».