Какой ученый объяснил намагниченность железа и стали
УПС, страница пропала с радаров.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением
Вам может понравиться Все решебники
New Millennium
Казырбаева, Дворецкая
Габриелян, Остроумов, Сладков
Лукашик 7-9 класс
Лукашик, Иванова
Рымкевич 10-11 класс
Лукашик 7-9 класс
Лукашик, Иванова
Рабочая тетрадь
Юдовская, Баранов, Ванюшкина
©Reshak.ru — сборник решебников для учеников старших и средних классов. Здесь можно найти решебники, ГДЗ, переводы текстов по школьной программе. Практически весь материал, собранный на сайте — авторский с подробными пояснениями профильными специалистами. Вы сможете скачать гдз, решебники, улучшить школьные оценки, повысить знания, получить намного больше свободного времени.
Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.
Магнитное поле Земли
Цели: ознакомить учащихся со свойствами постоянных магнитов; добиться понимания реального и объективного существования магнитного поля; пояснить происхождение магнитного поля Земли.
Демонстрации: взаимодействие постоянных магнитов; спектры магнитных полей постоянных магнитов; магнитное поле Земли; устройство и действие компаса.
I . Организационный момент
II . Проверка знаний
Первые 10-15 минут урока целесообразно посвятить проверке качества Усвоения материала по теме «Магнитное поле тока». Для письменной проверочной работы можно предложить следующие варианты разноуровневых заданий:
1. Каким способом можно узнать, есть ли ток в проводе, не пользуясь амперметром?
2. Каким образом можно обнаружить наличие в пространстве магнитного поля?
1. У зажимов аккумулятора не оказалось пометок о том, какой из них «плюсовой» и какой — «минусовой». Можно ли узнать это, имея компас?
2. Изготовляя самодельный электромагнит, можно ли неизолированный провод наматывать на железный сердечник?
1. Какое направление имеет ток- в проводнике, направление силовых линий магнитного поля которого указано стрелками ?
2. По направлению магнитных силовых линий, изображенных на рисунке 32, определите направление кругового тока в кольце.
III . Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Постоянные магниты и их свойства.
2. Происхождение магнитного поля постоянных магнитов.
3. Магнитное поле Земли.
1. Экспериментальная презентация свойств магнитного поля электрического тока является исходной в методике данного урока. Для опыта можно взять стальной стержень (ножовочное полотно, напильник) и намотать на него 20-30 витков изолированного провода. Пропустив по обмотке постоянный электрический ток и, вынув стержень, обнаруживаем его магнитные свойства. Аналогичные опыты можно проделать с алюминиевым, медным, стеклянным и другими стержнями. Исследуя их, выясняем, что они не стали магнитами. Можно намагнитить стальные опилки, насыпанные в пробирку. Пробирка ведет себя как магнит. После встряхивания опилок ее магнитные свойства почти исчезают.
Намагничивание можно провести и в магнитном поле Земли. Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называют постоянными магнитами или просто магнитами.
2. Происхождение магнитного поля постоянных магнитов. Французский ученый Ампер объяснял намагниченность железа и стали существованием электрических токов, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. «Элементарные токи» в веществе циркулируют потому, что в каждом атоме обращаются вокруг ядра электроны (с огромной частотой). Они-то и образуют так называемые орбитальные токи и связанные с ними магнитные поля.
Далее учащимся демонстрируется опыт, доказывающий, что магнитное поле постоянного магнита, как и поле проводника с током, пронизывает различные тела. Можно поместить магнит в аквариум с водой, а также в безвоздушное пространство под колокол воздушного насоса и продемонстрировать распространение магнитного поля в пустоте и в воде. Полезно сообщить учащимся, что космические корабли обнаружили магнитное поле Земли на больших расстояниях от нее, в безвоздушном пространстве.
После этого учитель демонстрирует взаимодействие магнитов, используя подвешенный на нити магнит или демонстрационную магнитную стрелку на острие, к которой приближают полосовой магнит.
IV . Закрепление изученного
Если в конце урока остается время, можно с целью закрепления материала обсудить ряд качественных вопросов по изученной теме: Как можно объяснить намагничивание железа?
— Как взаимодействуют между собой полюсы магнитов?
— Как с помощью магнитной стрелки можно определить полюсы у намагниченного стального стержня?
— Чем объяснить, что магнитная стрелка устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении?
— Можно ли разрезать магнит так, чтобы один из полученных магнитов имел только северный полюс, а другой — только южный?
Домашнее задание
§ 53 учебника; вопросы к параграфам.
« Электромагнитные явления».
- систематизировать, обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся, при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме;
- познакомить с информацией из дополнительной литературы;
Развивающая:
- способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления;
- проверить степень усвоения учащимися материала;
- обобщить и систематизировать знания путем создания условий для интеллектуального развития личности ребенка на уроке;
- развивать культуру речи
Воспитательная:
- воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим;
Воспитывать в детях интерес к предмету
Задачи урока:
- Обобщение и закрепление темы “Электромагнитные явления», используя различные виды работы.
- Закрепление умений использовать полученные знания на практике;
3 Формирование умений самостоятельно работать Ход урокаУчитель: Однажды я прочитала статью “Магнитный «привет» из космоса”. Эта статья подходит к нашему уроку, поэтому разрешите зачитать некоторые отрывки из нее. “К вечеру 4 ноября 2004 года солнечная активность была наиболее заметной за последние одиннадцать лет. За пять дней было зафиксировано 20 смертей, в больницы поступило на 50% больше больных сердечнососудистыми заболеваниями и заболеваниями органов дыхания. Как правило, люди в такие дни чаще страдают от головных болей или ломоты в суставах, у них нарушается сердечный ритм, начинаются перепады артериального давления, а также изменяют вязкость крови; у больных атеросклерозом и тромбофлебитом она становится гуще и быстрее свёртывается, а у здоровых людей, напротив, повышается. — Ребята как вы думаете: Что могло повлиять на здоровье людей? -Магнитные бури — Кто знает, с чем связано ухудшение состояния людей ? -С магнитным полем Земли и с солнечной активностью -Ребята, сможете мне сказать, о чем пойдет речь на уроке — о электромагнитных явлениях .( Слайд№1) — Верно, сегодня мы с вами осуществим погружение в мир науки магнетизма, исследований, интересных фактов, связанных с магнетизмом. Запишите тему в тетрадях. 2. ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ. Учитель: Для начала, ребята давайте вспомним, что нам известно об электрическом токе? — Это упорядоченное движение заряженных частиц 2. Что такое электрический ток в металлах? — упорядоченное движение свободных электронов 3. Как возникает электрическое поле? -ЭП окружает электрические заряды 4. Что называется проводниками? — Проводниками называют тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к не заряженному. 5. Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем? — Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, т.е. вокруг движущихся электрических зарядов. 6. Кто и когда впервые провел этот опыт? -Датский ученый Ханс Кристиан Эрстед в 1820г. 7.Что называют электромагнитом? — Катушка с током и железным сердечником внутри называют электромагнитом. 8. Для каких целей используют электромагниты? — Электромагнит, он обладает большой подъемной силой, используют на заводах для переноски изделий из чугуна, стали. Его применяют в устройствах электрического звонка, электродвигателях, телеграфной установки, сепараторах для очистки зерна. 9. Где используется вращение катушки с током в магнитном поле? — В электродвигателях. 10. Кто и когда изобрел первый электродвигатель? — Борис Семенович Якоби русский ученый, академик в 1834г. Молодцы! Прежде чем перейти к следующему вопросу, послушайте легенду Ученик 1: Много веков назад это было. В поисках овцы пастух зашёл в незнакомые места, в горы. Кругом лежали чёрные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно её хватает и держит какая-то невидимая рука. Поражённый чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший город – Магнесу. Здесь каждый мог убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи! Более того, стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел. Будто из камня, принесённого с гор, в них перетекала какая-то сила, разумеется, таинственная. (Слайд№ 2)Учитель: О каком камне идёт речь в предании? — О магните. Учитель: Конечно, основное понятие в магнитных явлениях — магнит. Ребята, у вас на столах лежат образцы железной руды из коллекции минералов. Посмотрите и подержите его в руках. Что можно о нем сказать? Ученик 2: В природе встречаются естественные магниты — железная руда (так называемый магнитный железняк). Богатые залежи магнитного железняка имеются на Урале, в Украине, в Карелии, Курской области и во многих других местах. На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии (лат. слово, означает «отклонение, ненормальность»).Одна из самых больших магнитных аномалий — Курская магнитная аномалия. Причиной таких аномалий являются огромные залежи железной руды на сравнительно небольшой глубине. Учитель: Какие ещё необычные свойства есть у магнита? Ученик 3: Тела, сохраняющие длительное время свою намагниченность называют постоянными магнитами. Впервые свойства магнита были описаны лишь в 1269 году. А первой крупной работой, посвящённой исследованию магнитных явлений, является книга Вильяма Гильберта «О магните», вышедшая в 1600 году На основании опытных исследований Гильберт установил простейшие свойства магнитных материалов: -магнитное притяжение и отталкивание присущи только некоторым телам(железной руде, железу, стали и некоторым сплавам); -магнит имеет по крайней мере два полюса: северный и южный; -одноимённые полюса отталкиваются, а разноимённые притягиваются; (Слайд № 3)Учитель: Кто впервые объяснил намагниченность железа и стали? Ученик 4: Французский ученый Ампер объяснял намагниченность железа и стали существованием электрических токов, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. Во времена Ампера о строении атома еще ничего не знали, поэтому природа молекулярных токов оставалась неизвестной. Теперь мы знаем, что в каждом атоме имеются отрицательно заряженные частицы — электроны. При движении электронов возникает магнитное поле, которое и вызывает намагниченность железа и стали. В 1897г. гипотезу подтвердил английский учёный Томсон, а в 1910г. измерил токи американский учёный Милликен. ( Слайд №4-5)Учитель: Итак, движение электронов представляет собой круговой ток, а вокруг проводника с электрическим током существует магнитное поле. Какой формы существуют постоянные магниты? — Магниты бывают разной формы: полосовые, дугообразные, кольцевые. Учитель: Найдите соответствующие магниты у себя на столе. Что вы можете о них сказать. -У всякого магнита, как и у известной нам магнитной стрелки, обязательно есть два полюса: северный (N) и южный (S). Учитель: Сейчас вам, ребята, в ходе выполнения экспериментальных заданий предстоит исследовать некоторые свойства магнитов. Инструкции и приборы уже лежат на ваших столах. Выполняя задания, будете делать соответствующие выводы и записываете в тетради. Работа по группам1 рядВыясните, какие места магнита обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Оборудование: металлические скрепки, магниты (полосовой и дуговой). Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки? Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Повторите то же с дуговым магнитом. Сделайте вывод. Вывод. Линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюса магнита. 2 рядВыясните, какие металлы хорошо притягиваются магнитом? Оборудование: магнит, пластинки из цинка, меди, чугуна и стали. Поднесите магнит к цинковой, медной, стальной и чугунной пластине, установите, какая из них притягивается магнитом. Сделайте вывод. Вывод: Хорошо притягиваются магнитом чугун, цинк,сталь значительно слабее медь. 3 рядПронаблюдайте картину о магнитном поле полосового и дугообразного магнитов. Оборудование: железный порошок дугообразный и полосовой магниты, лист бумаги. Расположите лист бумаги над полосовым магнитом, посыпьте железными опилками, повторите то же с дугообразным магнитом. Сделайте вывод. Вывод: Мы наблюдали, что магнитные линии магнитного поля двух видов магнитов как и линии магнитного поля тока — замкнутые. Учитель: Запомните, что вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита, а внутри от южного к северному. Задание на доске :На каком из рисунков правильно изображены полюса магнита, такие задания встречаются при сдаче ЕГЭ по физике. Рис. на доске ( №3 верно) Задание на доске: В каких из этих точек 1,2,3 действие магнита самое сильное? А в каких слабое? Рис. на доске ( №1 сильное №3 слабое) Учитель: Молодцы, отлично поработали! А теперь немного отдохните, и послушайте интересные факты применения магнитов. Ученик 5: Три века люди знали магнит и не находили ему достойного применения. Лишь с развитием торговли, когда человеку потребовалось перемещаться на большие расстояния, когда накопилось достаточно знаний по географии и астрономии, пришло его время. Он был изобретен в Китае в 3 веке до нашей эры и претерпел много внешних изменений, но принцип действия не изменился: магнитная стрелка неизменно ориентируется в направлении север-юг. Это свойство намагниченной стрелки использовали, не имея представления о природе явления. Долгое время считалось, что стрелка притягивается к полярной звезде. (Слайд №6-7)Учитель: О каком изобретении идет речь? — о компасе Учитель: Верно, а главной деталью компаса является все та же магнитная стрелка, с двумя полюсами. ( Демонстрация две магнитные стрелки) Ученик 6: Вывод: если магнитные стрелки приблизить друг другу, то они повернутся и установятся друг против друга противоположными полюсами. Так же взаимодействует стрелка и с любым магнитом. Одноименные полюса отталкиваются, разноименные притягиваются. Учитель: Английский физик XIVв Уильям Гилберт изготовил шарообразный магнит, исследовал его с помощью маленькой магнитной стрелки и пришел к выводу, что земной шар — огромный космический магнит. Ученик 7: Земной шар- большой магнит. Этот факт установил Гилберт, лишь в 1600г. обобщив следующие факты: Китайцы заметили, что стрелка компаса показывает не точно на юг; во время плавания к берегам Америки Христофор Калумб записал, что каждый день положение стрелки компаса изменялось, приходилось поправку, чтобы определить точное направление на север. Гильберт сделал единственно возможный вывод: географические и магнитные полюсы Земли не совпадают. (Слайд №8)Учитель: Покажите на глобусе географические полюса и обозначьте магнитные полюса Земли. Учитель: Как влияет магнитное поле Земли на человека и животных? (Слайд№9)Ученик 8: Пятьдесят лет назад известный японский учёный и врач — доктор Киочи Накагава описал новую болезнь, которой страдает огромное количество людей на земле, и назвал её «синдромом дефицита магнитного поля человека». Это плохой сон, потеря аппетита, снижение иммунитета, склонность к частым заболеваниям. Болезни суставов, кожи, мочеполовой системы. Быстрая утомляемость, нервозность, общая слабость. Отдых на природе вдали от цивилизации и современных построек хорошо восстанавливает здоровье, т.к. нормализуется обменные процессы на молекулярном уровне. Причина этому — правильное магнитное поле окружающей среды. Многие животные способны реагировать даже на малые его изменения. Так, например, лесные мыши могут ориентироваться в лесу по направлению магнитного поля. Перелетные птицы ориентируются в небе по магнитному полю Земли и образуют клин по направлению к югу. (Слайд№10) —Учитель: Теперь проверим, насколько выбыли внимательны на уроках и как усвоили основные понятия. 1. Предлагаю тест 5 вопросов Пульты. 2.работа на нетбуках 12 человек (проверяем на экране) и самоконтроль
Следующее задание. РАБОТА С РИСУНКАМИ. Объясните ( Слайд№10)
«Расшифруйте» предоставленные ниже с пропусками букв (пропущенная буква обозначена точкой) названия аппаратов и устройств, в которых применяется электромагнит: (Слайд № 11) …е…е……а… (телеграф) …е…е (реле) …е…е……т…… (генератор) 3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. 4.ЗАДАНИЕ НА ДОМ. Подготовиться к контрольной работе . ( Слайд№12)
8 класс перышкин физика 60 пар. Магниты
Привет, пожалуй просто оставлю здесь, мб кто поможет)))) 🙂
Постоянные магниты
1. Какие тела называют постоянными магнитами?
2. Как Ампер объяснял намагничивание железа?
3 Как можно теперь объяснить молекулярные токи Ампера?
Илья Муромец
Пожаловаться
1.
Постоянные магниты — это тела, длительное время сохраняющие намагниченность.
2.
Ампер объяснял намагниченность железа и стали существованием электрических токов, циркулирующих внутри каждой молекулы этих веществ.
3.
В настоящее время намагниченность стали и железа объясняется движением электронов, вызывающим магнитное поле.